Статья на тему: «Цели и задачи экологического воспитания дошкольников» | Статья по окружающему миру по теме:
Цели и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста
«Заставить полюбить природу нельзя,
но помочь полюбить можно».
Н.И. Сладков.
Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, пришедшее на смену разделу программы «ознакомление детей с природой», в рамках которого предусматривалось знакомство детей с особенностями внешнего строения, образа жизни, отличительными признаками определенного количества растений и животных в соответствии с возрастом детей.
Экологическое воспитание помимо всего этого включает в себя формирование у детей представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях, которые существуют в природе: животных друг с другом, растений с животными, животных и растений с неживой природой, человека и природы. Раскрытие этих связей, способствует формированию у детей представлений о приспособлении животных и растений к условиям окружающей среды и её изменениям по сезонам. Подводят к осознанию того, что в природе все нужны, ничего лишнего нет. Это целостный организм, который развивается по своим законам и закономерностям, нарушение которых, может вызвать необратимые изменения в окружающей природе.
Необходимость экологического воспитания дошкольников, была продиктована самой жизнью. Долгие годы человечество использовало природные ресурсы без учета экологических законов. Это привело к значительному истощению некоторых из них и обширному загрязнению всей окружающей среды. Над нашей планетой нависла реальная угроза экологической катастрофы, и чтобы предотвратить её, необходимо было срочно переходить на новый, научно-обоснованный и гуманистический тип отношений человека к природе. Возникла необходимость изменить сознание человека, привить ему экологическую культуру, а это очень сложный и длительный процесс. Поэтому начинать эту работу лучше с самого детства, когда закладываются основы нравственности и общей культуры личности человека.
Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.
Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение.
задачи экологического воспитания
- Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
- Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
- Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.
- Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
- Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.
Окружающая нас природа является всегда доступным, неиссякаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития детей. Способствует формированию у них доброжелательности, внимания, чуткости, наблюдательности и других положительных качеств.
Для успешного решения поставленных задач необходимо использовать разнообразные пособия: экологические модели, дидактические игры и упражнения, иллюстрации, схемы, алгоритмы, аудио и видеозаписи, видеофильмы, презентации и многое другое.
Методы и приемы работы должны быть разнообразны: наблюдения, опытно-экспериментальная деятельность, практическая деятельность по уходу за животными и растениями уголка живой природы, чтение художественной литературы, статей экологической направленности с последующим обсуждением содержания, уроки доброты, экологическое моделирование, проведение конкурсов, выставок поделок из природного материала, праздников и многое другие. В последнее время в дошкольной педагогике все шире используются компьютерные информационные технологии, которые дают большие возможности наглядно показать детям красоту и многообразии родной природы, динамику природных явлений, и их смену, «побывать» в разных, самых удивительных уголках нашей планеты.
В работе по формированию у детей основных экологических понятий и представлений, важно руководствоваться принципами:
- От простого — к более сложному
- От частного — более общему
Процесс формирования у детей основ экологических знаний условно можно разделить на несколько этапов, следующих друг за другом или параллельно и позволяющих создать наиболее полную картину мира. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и общий уровень развития детей группы.
Примерная последовательность подачи экологических знаний:
- Природа и предметы, сделанные руками человека.
- Живая природа: человек, все животные, все растения.
Признаки живого организма: питается, дышит, передвигается, растёт, размножается.
- Неживая природа – среда обитания для всего живого:
— наземная
— подземная
— водная
— воздушная
- Взаимосвязь и взаимозависимость живых существ с окружающей средой:
— особенности внешнего строения, способствующие приспособлению к условиям среды обитания.
— приспособление к изменениям среды по сезонам; линька, запасы питания на зиму, спячка, листопад у растений и др.
- Экосистемы (биоценозы) и их виды: экосистема леса, луга, озера, моря и другие.
Ежедневно раскрывая перед ребёнком красоту, неповторимость и суть тех или иных природных объектов и явлений можно сформировать у него устойчивый интерес к окружающей природе, развить художественно – творческие способности. Наблюдая в природе, дети отражают всё увиденное и прочувствованное в своих рисунках, поделках из бумаги, пластилина, природного материала, а также в игровой деятельности.
В процессе экологического воспитания развивается речь детей. Это очень важно для каждого ребенка и особенно актуально для детей логопедических групп с общим недоразвитием речи (ОНР). Начинается это от подбора прилагательных при описании объектов природы и заканчивается придумыванием детьми рассказов, сказок, загадок на экологические темы.
Формируя понятия и представления об объектах природы, о разнообразных природных явлениях, необходимо постоянно показывать, что в природе всё связано, все зависят друг от друга. Если под воздействием каких-то факторов происходят изменения в одном звене то, как по цепочке происходят изменения и во многих других её звеньях, приводя к нежелательным, а зачастую вредным последствиям, как для природы, так и для самого человека. Знакомя детей с отрицательными воздействиями человека на природу, раскрывая целостность природы, необходимо прививать им устойчивую потребность заботливого и бережного отношения ко всему окружающему миру, желание сохранять и преумножать его богатства. Если у детей прочно закрепятся такие потребности, то это и станет началом формирования у них основ экологической культуры, что является частью общей культуры личности человека.
Задачи и цели экологического воспитания ? в образовательных учреждениях
Само понятие «экологическое воспитание» означает формирование отношений человека с окружающей средой, воспитание у детей чувства ответственности за наш мир. Такое воспитание предполагает побуждение к пониманию все тех проблем и перемен, которые происходят в «организме» нашей живой планеты.
Цель экологического воспитания – личность, обладающая тонким, живым мышлением, высоким уровнем экологической культуры. В глобальном масштабе – воспитание поколения, ориентирующееся в реальной ситуации с окружающей средой, владеющее знаниями и методами решения проблем экологии в мире.
Задачи экологического воспитания – создание условий для гармоничного социального развития личности средствами совместной познавательной, образовательной и природоохранной деятельности детей и подростков.
Мы – часть природы
Экологическое воспитание – это, в первую очередь, формирование доброты в детских сердцах. Формирование осознанного положительного отношения к объектам живой и неживой природы. И важность здесь не только в охране природы, но больше в самом формировании личности, человеческих качеств.
Судебные психологи рассказывают, что большинство преступников, отбывающих срок за убийство, насилие или причинение тяжкого вреда здоровью, в детства отличались агрессивным поведением по отношению к домашним питомцам, насекомым и просто бродячим животным. Возможность “слить” агрессию на беззащитных существах взращивает в личности идею о возможности причинения боли тому, кто не в силах защититься. Очень важно, в детском возрасте дать ребенку понятия о ценности любой жизни, о взаимосвязи каждого насекомого, животного, и даже, казалось бы, незаметного полевого цветка. Экологическое воспитание – не просто свод правил о защите природы. Это целая философия, образ жизни, которая учит человека быть в гармонии с природой, ценить каждое ее явление. Учит беречь то, с чем мы накрепко соединены, от чего непосредственно зависим мы сами
Цели и задачи экологического воспитания в ДОУ
Дошкольный возраст – период деликатный. Любое воспитание, будь то физическое, музыкальное, экологическое, являются частью единого воспитательного процесса, цель которого – полноценное и гармоничное развитие личности ребенка. Поэтому сложно выделить единую цель эковоспитания дошкольников. Многие педагоги определяют цель экологического воспитания, как непрерывный процесс развития, который начинается с дошкольного возраста и длится всю жизнь.
Если брать определение по ФГОС, то цель – непрерывный процесс развития ребенка, направленный на формирование у них экологической культуры. Под такой культурой тут понимается наличие:
- бережного отношения к природе;
- устойчивых знаний об окружающем мире, о взаимосвязи всего живого в мире;
- правильной трактовки понятия «здоровый образ жизни;
- моральных установок, экологических ценностей;
- эмоциональной отзывчивости к природе;
- положительных ощущений от общения с живой природой;
- желаний познавать окружающий мир
Цели экологического воспитания достигаются по ходу решения основных его задач, таблица 1.
Таблица1. Задачи экологического воспитания в ДОУ
Образовательные | Формирование системы знаний о проблемах экологии, мира и современности. Пути их разрешения; |
Воспитательные | Формирование мотивов, потребностей, привычек, экологического поведения, здорового образа жизни |
Развивающие | Развитие системы теоретических и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды.![]() |
Цели и задачи экологического воспитания в школе
Воспитание экологической культуры – с точки зрения педагогики, очень непростой процесс. Педагогика говорит, что воспитание – есть передача опыта старших поколений младшим. Но проблема в том, что экологический опыт старшего поколения недостаточен, чтобы в полной мере передать его школьникам (не только в нашей стране, но и во всем мире). По сути, здесь ученик – субъект, который сам должен воздействовать на старших и на сверстников.
В начальной школе к целям экологического образования относят:
- формирование бережного отношения к окружающей среде;
- соблюдение нравственных принципов взаимоотношений с природой, использование ее ресурсов;
- пропаганда его идей;
- активная деятельность по изучению и защите природы
Основные задачи эко образования в начальной школе почти такие же, что и в ДОУ, но помимо трех основных типов, выделяются новые задачи, смотри таблицу 2.
Таблица 2.

Образовательные и воспитательные | Углубить, расширить экологические знания |
Поведенческие | Привить начальные экологические навыки и умения |
Познавательные | Развивать познавательную, творческую и общественную активность учащихся в процессе экологической деятельности |
Преобразовательные | Воспитывать чувства бережного отношения к природе |
Экологическое образование и старшие классы
Формирование экологической грамотности у старшеклассников – одна из самых сложных и актуальных проблем в образовании.
Его целью становится создание идеальных условий для развития у молодого человека гармоничного взаимодействия с миром, природой, с самим собой. Выражаясь иначе, развитие его экологической культуры до экологической гармонии.
Задачи экологического развития старших школьников можно выделить так:
- Формирование у подростков навыков самообразования в области взаимодействия природы и общества;
- Формировать навыки самоанализа (самооценки) во всем, что касается его взаимодействия с природой, миром, с близкими людьми, с самим собой;
- Развитие личностных качеств;
- Формирование умений и навыков во всем, что связано с улучшением окружающей среды.
Экологическое воспитание в библиотеке
Говоря о воспитании и образовании в школе, мы часто имеем в виду работу педагогов с классом на уроках (или во внеурочные часы). Но школа – не только класс и уроки. Вклад в экологическое воспитание юного поколения активно вносят библиотеки. Если раньше роль библиотек была лишь информативная (литература на всевозможные темы), то сейчас активность библиотек в учебном процессе приобретает новые формы. В экологическом воспитании школьные библиотеки принимают активное участие, организовывая интерактивные мероприятия: конкурсы, спектакли, кукольные театры, игровые программы, лото, состязания и многое другое. Во время проведения таких мероприятий, достигаются основные задачи – пробуждается интерес к проблемам экологии, повышается уровень экологической культуры, стимулируется интерес к литературе, посвященной проблеме охраны природы, а вместе с тем усиливается навык коммуникации, работы в команде и просто повышается настроение.
Преимущества ЭО и связи с природой в раннем детстве
Развернуть все Свернуть все
Ключевые выводыДетали исследования Стэнфордского университета Доказательства того, что экологическое образование в раннем детстве приносит много пользы учащимся младшего возраста
Загрузить полное резюме
Краткий обзор результатов
Исследования показывают, что педагоги, политики и родители признавали на протяжении многих лет: Экологическое образование в раннем детстве может положительно повлиять на развитие детей младшего возраста. Исследовательская группа Стэнфордского университета провела систематический анализ рецензируемой литературы, чтобы определить, какие исследования сообщают о влиянии экологического образования на детей от младенчества до восьми лет (Ardoin, N., and Bowers A., 2020).
- Четырех- и пятилетние дети были наиболее часто изучаемой возрастной группой, при этом в нескольких исследованиях сообщалось о программах для самой юной аудитории (годовалые дети и младенцы).
- Рассмотренные исследования подчеркивали жизненно важную роль взрослых наставников, учителей и фасилитаторов в качестве компаньонов и проводников в процессе
- Разнообразие программ в рассмотренных исследованиях подчеркивает универсальность ECEE, демонстрируя, что программы существуют во многих различных форматах и условиях .
ECEE может проводиться с использованием скромных ресурсов, как на месте, так и за его пределами, а также с различными типами доступа на открытом воздухе. Большая часть (83%) программ включала время на свежем воздухе и/или в богатой природой среде, в то время как другие проводились в основном в помещении, используя ресурсы класса для стимулирования и поддержки обучения окружающей среде. Большинство (94%) имели место в формальных условиях (например, в школе, детском саду или центре дошкольного образования), и только 6% — в неформальных условиях (например, в природном центре или парке).
- В статьях, проанализированных исследовательской группой, наиболее часто сообщаемые результаты были связаны с категорией Развитие экологической грамотности , что было очевидно в 50 (76%) исследованиях. В 35 (53%) исследованиях сообщалось о результатах, отличных от развития экологической грамотности или в дополнение к нему, в том числе 9 исследований.0016 Когнитивное развитие (25 исследований, 38%), Социальное и эмоциональное развитие (25 исследований, 38%), Физическое развитие (14 исследований, 21%) и Языковое развитие и грамотность (6 исследований, 9 %).
Инструменты
Средства коммуникации
Основываясь на обзоре Стэнфорда, мы преобразовали эти выводы в резюме и основные выводы для специалистов по ЭЭ, чтобы обосновать свою работу и усилить поддержку экологического образования детей младшего возраста. Этот инструмент включает цитаты, статистику, наблюдения исследователей, вдохновляющие истории из разных областей, подтвержденные эмпирическими исследованиями, и многое другое.
Загрузить полное резюме
ПроцессОт анекдотов к фактам: погружение в процесс обзора исследования
Загрузить процесс обзора исследования
Каково влияние экологического образования (ЭО)? Какие результаты важны в этой области? Чего стремятся достичь программы EE, с какой аудиторией и в каких условиях? Какие существующие фактические данные документируют эффективные подходы, связанные с диапазоном желаемых результатов ЭЭ?
Вопросы, подобные этим, побудили NAAEE и его коллег, включая экспертный Консультативный совет, разработать eeWORKS, инициативу по объединению существующих исследований в этой области посредством серии систематических обзоров литературы.
Команда eeWORKS в NAAEE вместе с исследователями из сотрудничающих университетов фокусирует процесс, состоящий из трех частей:
- Определение соответствующих областей результатов и интересующих тем.
- Проведение обзоров исследований.
- Общайтесь и делитесь.
В этом исследовании используется широкое определение ECEE, согласующееся с определением Североамериканской ассоциации экологического образования (NAAEE): «Экологическое образование в раннем детстве представляет собой целостную концепцию, которая охватывает знания о мире природы, а также эмоции, склонности и навыки» (НААЭИ, 2016, стр. 2). Таким образом, исследовательская группа признает и ценит различные варианты и подходы к ECEE, включая, помимо прочего, дошкольное образование, основанное на природе, и дошкольное образование для обеспечения устойчивости. Эти связанные подходы имеют общую цель – развитие местного, регионального и глобального сообщества экологически активных людей путем вовлечения детей младшего возраста в содержательный и актуальный опыт изучения окружающей среды (Davis & Elliott, 2014; Wilson, 19). 96). Чтобы провести исследование, исследователи проанализировали 66 исследований, опубликованных в период с 1995 по 2016 год, в которых изучались общеизвестные и измеряемые результаты программ ECEE. Команда определила исследования для анализа, проводя систематический поиск и отбор тех, которые соответствовали критериям релевантности и качества.
Дополнительную информацию о методологии исследования, используемой для всех определенных областей результатов проекта eeWORKS, см. в документе From Anecdotes to Evidence: Digging in the Research Review Process.
Ардоин, Н., и Бауэрс, А. (2020). Экологическое образование в раннем детстве: систематический обзор исследовательской литературы. Educational Research Review, Volume 31. Статья 100353.
Журнальная статья
Просмотр статей, включенных в обзор
Обучение вашего ребенка дошкольного возраста вопросам окружающей среды
Обучение вашего ребенка дошкольного возраста вопросам окружающей среды
Сейчас, как никогда ранее, важно рассказать ребенку в дошкольном учреждении об окружающей среде. Информационный век позволил детям увидеть удивительные изображения природы со всего мира на экранах телевизоров, мобильных устройств или компьютеров. Тревожным фактом является то, что, несмотря на то, что дети могут восхищаться этими изображениями и фильмами, они все больше удаляются от природы благодаря средствам массовой информации. У них нет способа узнать, что реально, а что нет.
Многие дети дошкольного возраста большую часть времени проводят в помещении и практически не контактируют с окружающим миром. Обучение детей тому, что их окружает, — это процесс ознакомления их с окружающей средой и знакомство их с окружающей средой в максимально возможной степени. Очень важно, чтобы ребенок получил образование на дошкольном уровне.
Приближение к природе:
В прошлом экологические исследования подчеркивали, что природа была чем-то отдаленным от нас. Это вызвало разрыв между людьми и миром природы, что позволило нам уничтожить наши природные ресурсы, поскольку мы создаем все более неестественную среду. Перед воспитателем часто стоит задача привить любовь к земле посредством создания безопасных занятий на свежем воздухе. Проведение времени на природе расслабляет ум. Маленькие дети естественным образом интересуются мелочами, близкими к земле, и их можно научить концентрироваться, слушать птиц и насекомых и шум ветра.
Обучение для будущего:
Связи между нашими телами, пищей, которую мы едим, животными, деревьями, растениями и стихиями необходимо обучать в раннем возрасте. Сейчас жизненно важно, чтобы мы создали новое поколение, которое осознает взаимосвязь всей жизни и соприкасается с ней. Это дети, которые вырастут и будут жить в мире, частично разрушенном их бессознательными и жадными предками. Это будущие взрослые, которые будут либо предлагать решения, либо добавлять проблемы.
Повышение осведомленности:
Такие праздники, как День Земли и День древонасаждения, помогают повысить осведомленность дошкольников. В эти дни учитель может вызвать у детей азарт и возможность участвовать в мероприятиях по всей стране.