Причины девиантного поведения у детей старшего дошкольного возраста
В практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений особую значимость приобретают проблемы отклоняющегося, или девиантного поведения дошкольников. Отклоняющееся поведение детей проявляется во всех сферах жизнедеятельности ребенка, и не всегда укладывается в общепринятые нормы общественного поведения.
Девиантное (отклоняющееся) поведение описывается как действия и поступки, не соответствующие традиционным социально-культурным, правовым, моральным нормам, ожиданиям либо паттернам поведения. Это поведение, не совпадающее с регламентированными социальными нормами, стереотипами, ценностями и ожиданиями, а также социальными ролями и критериями поведения.
Поведение детей мотивируется удовлетворением совокупности биологических, психологических и социальных потребностей. Понимание потребностей каждого ребенка помогает понять их поведение.
Поведение детей становится все более изощренным и сложным по мере их роста и изменения их потребностей.
У детей старшего дошкольного возраста некоторые деструктивные формы поведения считаются нормальными с точки зрения развития, если они происходят время от времени. Например, истерики, рассматриваемые как периоды интенсивного эмоционального выражения, такого как гнев или печаль, наряду с плачем или криком. По мере того как ребенок развивается и учится понимать свои эмоции и поведение, его способность контролировать поведение улучшается.
Что вызывает деструктивное поведение?Деструктивное поведение может иметь ряд различных причин. Эти причины могут иметь биологические, психологические или социальные факторы, которые помогают объяснить поведение.
Примеры биологических факторов включают:
- Болезнь или травма, вызывающие боль: это означает, что страдает их обычная способность контролировать свои собственные эмоции и поведение;
- Разрушительное поведение может проявляться в различных детских психических и поведенческих расстройствах. Примеры включают умственную отсталость, тревогу, депрессию, синдром дефицита внимания и гиперактивности, посттравматическое стрессовое расстройство и расстройства привязанности;
- Нарушения в обучении или задержки в когнитивном развитии: это означает, что ребенок менее способен понимать свой мир по сравнению с другими детьми;
- Трудности с концентрацией или вниманием: означающие, что ребенок не может сосредоточиться и поддерживать внимание, которое не соответствует нормальной концентрации для возраста ребенка.
Примеры психологических факторов включают:
- Дети, пережившие серьезную травму: избегают или прячутся от вещей, которые пробуждают в них воспоминания об их травмирующем опыте;
- Дети, склонные к беспокойству, возникающему в результате травматических переживаний: всегда находятся в поиске опасности и, возможно, реагируют, чтобы защитить себя в ситуациях, которые, по их мнению, представляют для них угрозу.
Примеры социальных факторов включают:
- Дети, у которых было мало возможностей узнать о социальных правилах, помещаются в новую среду и от них ожидают, что они будут следовать правилам, которых они не знают;
- Стресс, влияющий на других членов семьи, испытывают дети, которые осознают чувство напряженности в семье, но не могут выразить это словами.
Как остановить деструктивное поведение у малышей?
- Постарайтесь понять своего ребенка. Нет двух одинаковых детей, даже братьев и сестер. Поэтому, как родители, вы должны понимать и ценить уникальную индивидуальность и потребности вашего ребенка. Станьте частью жизни вашего ребенка и узнайте о нем больше. Узнайте, чем он занимается, что его беспокоит или интересует.
- Целью должна быть профилактика. Если ваш ребенок проявляет такие черты характера, наказания и ругань не помогут, а наоборот, могут еще больше ухудшить ситуацию. Лучший способ положить конец такому поведению — это предотвратить его. Присматривайте за ним или держите его под наблюдением. Если он начнет что-то делать, вы можете вмешаться и поговорить с ним или провести с ним время.
- Составьте распорядок дня для ребенка. Это будет отличная идея, чтобы ваш ребенок был увлечен и занят чем-то конструктивным.
- Балуйте, но не балуйте. Мы все любим и обожаем наших детей, но уступая всем их требованиям и соглашаясь со всем, что они говорят, мы можем сделать их избалованными. Вы должны стремиться научить своего ребенка вести себя хорошо и дисциплинированно.
- Воспитывайте индивидуальность вашего ребенка. Если ваш ребенок более активен, чем другие дети, вы не должны обижаться или жаловаться на это; вместо этого вы должны планировать мероприятия, которые могут помочь позитивно направить энергию вашего ребенка.
- Продолжайте поощрять хорошее поведение. Помощь в формировании поведения ваших детей — это ключевая часть воспитания. Лучший способ улучшить поведение — уделять детям много внимания. Не забывайте наполнять своих детей большим количеством любви и привязанности в течение всего дня, каждый день. Очень простой способ сделать это – провести с ними качественное время. Играя со своими детьми, позвольте им выбрать игрушку и вести игру.
- Будьте образцом для подражания. Измените свое плохое поведение, чтобы изменить поведение ваших детей. Дети всех возрастов учатся, наблюдая и подражают вам, потому что они предполагают, что их родители знают лучше всех.
Другой способ уделить внимание детям за хорошее поведение, но не отвлекать их, пока они ведут себя, – это нежно и с любовью прикасаться к ним; например, просто прикоснуться к их плечу или спине. Рекомендуется каждый день дарить детям от 50 до 100 коротких любовных прикосновений.
Случайное неправильное поведение – это право ребенка. Не пытайтесь подавить это своими дисциплинарными методами. Однако, если вы видите постоянные и серьезные проблемы с поведением у вашего ребенка, вам необходимо предпринять соответствующие действия.
Помните, прежде чем вы назовете своего ребенка плохим, попробуйте понять поведение ребенка, чтобы определить первопричину. При правильном подходе и профессиональной помощи поведенческие проблемы у детей могут быть устранены. Продолжайте проявлять свою любовь и в то же время поощряйте хорошее поведение вашего ребенка.
Девиантное поведение детей и подростков: причины и профилактика
Девиантное поведение детей является проблемой для их родителей, воспитателей, друзей. Подобные трудности обычно связаны с изменениями в обществе. Из-за этого с каждым годом увеличивается количество школьников и детей дошкольного возраста, которые имеют конфликтное и агрессивное поведение. Трудные дети не умеют нормально общаться с другими ребятами в группе или классе, они не интересуются обучением.
Содержание
- 1 Типы девиантного поведения
- 2 Причины девиантного поведения
- 2.1 Медико-биологические факторы
- 2.2 Психологические факторы
- 2.3 Социальные факторы
- 2. 4 Педагогические причины
- 3 Профилактика и коррекция девиантного поведения у детей
- 4 Заключение
Типы девиантного поведения
Под девиантностью понимают любое отклонение от принятых в обществе норм. Этот термин применяется по отношению к ребенку, когда его деятельность не вписывается в принятые правила. Социальный аспект подразумевает наличие явлений, которые несут угрозу выживанию человека в окружении. С медицинской точки зрения девиантность рассматривается как проблема нервно-психического здоровья. С психологической стороны вопроса подобное поведение определяется как антиобщественный образец принятия решений в спорных ситуациях, а также полное игнорирование реальности, из-за чего человек нарушает правила и наносит ущерб окружающим.
Выделяют такие девиантные формы поведения детей:
- Деструктивное. Человек наносит вред исключительно себе, причем он может быть как физический, так и психологический. Примером можно считать мазохизм.
- Асоциальное. Человек вредит не только себе, но и социуму, с которым контактирует. К примеру, это алкоголизм.
- Противоправное. В этом случае человек наносит вред другому человеку. Примером является воровство в магазине или грабеж.
Дети с девиантным поведением пытаются выразить себя таким способом. Это может быть проступок. Ярким примером является драка. Также деятельность может стать постоянной, что характерно уже для детей более старшего возраста. Например, подростки могут прибегать к воровству или даже проституции. В худшем случае изменяется образ жизни. Например, подросток примкнет к какой-либо группировке, которая будет заниматься преступлениями. Как только появляются малейшие изменения в худшую сторону в поведении детей, обязательно нужно обратить на это внимание, чтобы не допустить ухудшения ситуации.
Для каждого возраста характеристика отклонений будет разной:
- Для детей до 7 лет — это раздражительность, нервозность, противоречивость, проблема неуспеваемости, агрессивное поведение. Кроме того, можно заметить, что малыш дошкольного возраста боязливый и неуверенный в себе.
- Дети в возрасте от 7 до 10 лет. В этом случае нарушения имеют более выраженный характер. К примеру, постоянно проявляется хамство, конфликтный характер малыша. Если он становится слишком скованным, теряет аппетит, то на это тоже следует обратить внимание.
- Подростки от 10 лет и старше. В этом возрасте проблема будет уже более серьезной. Примером может быть бродяжничество, хулиганство, воровство.
Преступность, согласно статистическим данным, больше встречается у людей в возрасте от 13 до 20 лет. Алкоголизм характерен для подростков от 13 до 16 лет. Особый случай девиантности — это склонность к самоубийству, причем оно может быть следствием как деструктивного, так и асоциального образа действий. Подросток может свести счеты с жизнью из-за множества причин: постоянные конфликты в семье, наркотическая зависимость, алкоголизм, отказ от интимной близости, помутнение рассудка, недовольство собой.
Причины девиантного поведения
Причины девиантного поведения детей очень многообразны. К тому же довольно сложно в определенной ситуации выделить только 1 фактор, который повлиял на развитие отклонений. Как правило, тут имеется комплекс проблем:
Медико-биологические факторы
Эту группу можно условно разделить на приобретенные, врожденные и наследственные причины. Врожденные развиваются вследствие внутриутробного развития при беременности женщины. К примеру, на это влияет токсикоз, различные инфекционные процессы, интоксикация медикаментами, неправильный образ жизни, несбалансированное питание.
Наследственные причины связаны с нарушениями генетического материала. Примером являются обменные дефекты, поражения генов и хромосом, их мутирование. Из-за этого нарушается структура головного мозга. Как результат, у ребенка могут появиться телесные пороки, недостаточность умственного развития, проблемы со зрением, слухом, нарушения со стороны нервной системы.
Приобретенные причины связаны с самим образом жизни малыша. Они влияют не меньше чем наследственность и врожденные факторы. Нарушения в развитии головного мозга могут быть спровоцированы различными тяжелыми недугами крохи, черепно-мозговыми травмами.
Психологические факторы
Психология отношений влияет на ребенка не меньше, чем генетический материал. В младшем возрасте проблема будет проявляться в виде неконтролируемого гнева. Если родители что-то запретили, то малыш будет визжать, кричать, брыкаться, ругаться. Преодолеть это можно, если научиться не реагировать на капризы крохи или отвлечь его чем-то. Однако важно изучить психологические факторы, которые привели к этому.
Социальные факторы
Важную роль в воспитании играет семья. Как правило, проблемы в поведении подростка могут быть вызваны неблагоприятной обстановкой в ней. Риск появления отклонений в поведении малыша повышается в таких случаях:
- неполная семья, когда воспитанием крохи занимается только 1 родитель;
- частые конфликты из-за недопонимания, различия взглядов на жизнь;
- асоциальность семьи: противозаконные действия, паразитический образ жизни;
- алкоголизм.
Обычно в таких семьях взрослые не реагируют на неправильное поведение малыша или, наоборот, поощряют это. Однако чрезмерная строгость тоже навредит.
Педагогические причины
Часто взрослые требуют от малыша быть дисциплинированным, соблюдать правила поведения, однако сами не подают хорошего примера. К тому же, когда ребенок спрашивает, почему он должен себя вести так, а не иначе, то ему это нужно обязательно объяснять, а не игнорировать вопросы.
Профилактика и коррекция девиантного поведения у детей
Профилактика девиантного поведения детей и подростков подразумевает, что родители, воспитатели и учителя не должны допустить появление отклонений. Вот почему важно проводить работу, которая направлена на то, чтобы ребенок понимал важность социальных норм и умел правильно решать конфликтные ситуации. Причем такая работа должна быть комплексной.
Работа с детьми с девиантным поведением подразумевает следующее:
- Лекции и беседы. Они должны проводиться в доброжелательной и дружественной атмосфере, чтобы вызвать доверие у подростка. Рекомендуется рассказать детям про различные конфликтные ситуации, и как их можно решать. Обязательно нужно приводить примеры. Кроме того, беседы должны пропагандировать здоровый образ жизни. Важно воспитать у ребенка отвращение к наркотическим и спиртным продуктам.
- Организовать свободное время. Очень важно приучить ребенка проводить интересно и познавательно свое свободное время. Для этого существует много игр. Еще полезно почитать книги, посетить различные культурные мероприятия, отправиться в поход на природу.
- Психологические тренинги. Они ориентированы на то, чтобы в коллективе наладить отношения между членами общества. Благодаря этому ребенок научится контактировать с одногруппниками и одноклассниками, расставлять приоритеты, справляться со сложными задачами.
- Программы с образовательной ориентацией. Они помогут сформировать у ребенка правильное отношение к жизни. Кроме этого, приучат к здоровому образу жизни, проведут профилактику ранних половых отношений и сексуальных отклонений.
Особенности работы с детьми с девиантным поведением заключаются в том, что нужно учитывать, что сам ребенок не умеет контролировать себя и взаимодействовать с окружающим миром. Из-за этого искажается восприятие действительности, проявляются негативные эмоции. Чтобы избавиться от этого, нужно перестроить контакты малыша с ровесниками. Вот основные пути:
- Сформировать у ребенка интерес к окружающему миру, людям. Он должен научиться понимать их.
- Закрепить коммуникативные навыки.
- Изучение элементарных правил поведения в обществе.
- Выработать адекватное поведение в коллективе.
- Обучить ребенка правильно оценивать собственные силы и балансировать эмоциями.
- Развивать умение решать различные проблемы.
Лучше всего помогают в этом игры. Но их нужно организовать так, чтобы они были интересны ребенку. Подойдут игры подвижного и коммуникативного характера. Также можно разыгрывать различные сложные ситуации. Полезны ритмичные упражнения со словами, особенно для детей дошкольного возраста. Можно отправить ребенка в секцию танцев, пения, игры на музыкальных инструментах. Очень полезно читать различные литературные произведения, а потом обсуждать их. Для детей дошкольного возраста оптимальным вариантом будут сказки.
Кроме игр и посещения различных секций, обязательно нужно следить за режимом дня и правильным питанием подопечного. Всегда нужно контролировать количество времени для просмотра фильмов, мультиков, игр на компьютере. Но немаловажным является и то, что родители и воспитатели тоже должны выработать у себя терпение.
Заключение
Девиантное поведение детей и подростков является настоящей катастрофой для семьи и коллектива, где ребенок обучается. В разном возрасте это проявляется по-разному. К тому же выделяют различные типы асоциальности. Существует много факторов, которые провоцируют такие отклонения в образе жизни детей. Так что очень важно предотвратить это и скорректировать поведение малышей и подростков.
Метки:Поведение
Проблемы с поведением и языковыми способностями в возрасте трех лет и поведенческие отклонения в возрасте восьми лет
. 1985 март; 26 (2): 215-30. doi: 10.1111/j.1469-7610.1985.tb02261.x.Дж. Стивенсон, Н. Ричман, П. Грэм
- PMID: 3980611
- DOI: 10.1111/j.1469-7610.1985.tb02261.x
Дж. Стивенсон и соавт. J Детская психологическая психиатрия. 1985 март
. 1985 март; 26 (2): 215-30. doi: 10.1111/j.1469-7610.1985.tb02261.x.Авторы
Дж. Стивенсон, Н. Ричман, П. Грэм
- PMID: 3980611
- DOI: 10.1111/j.1469-7610.1985.tb02261.x
Абстрактный
Репрезентативная выборка из 535 детей наблюдалась в возрасте от трех до восьми лет с использованием показателей языковых способностей и поведения. В возрасте 8 лет было обнаружено, что мальчиков с поведенческими отклонениями было значительно больше, чем девочек, и что дети из социальных слоев, принадлежащих к ручному труду, также демонстрировали больше поведенческих отклонений. Единственное различие между детьми иммигрантов и неиммигрантов заключалось в менее частом возникновении невротических отклонений в группе иммигрантов. Было обнаружено, что поведенческие проблемы в возрасте 3 лет тесно связаны с поведенческими отклонениями в школе в возрасте 8 лет, особенно у мальчиков. Эта среднесрочная стабильность в поведенческих проблемах не была обнаружена в предыдущих исследованиях детей младшего возраста. Было обнаружено, что низкий балл по показателю языковой структуры в возрасте 3 лет связан с высоким уровнем невротических отклонений в возрасте 8 лет, даже когда поведение в возрасте 3 лет контролировалось. Обсуждаются последствия этих результатов для раннего выявления и вмешательства с детьми, подверженными риску последующих отклонений в поведении.
Похожие статьи
- Поведенческие отклонения у детей с ранним лечением фенилкетонурии.
Стивенсон Дж.Э., Хокрофт Дж., Лобашер М., Смит И., Вольф О.Х., Грэм П.Дж. Стивенсон Дж. Э. и соавт. Арч Дис Чайлд. 1979 г., январь; 54 (1): 14–8. doi: 10.1136/adc.54.1.14. Арч Дис Чайлд. 1979. PMID: 420517 Бесплатная статья ЧВК.
- Поведенчески-эмоциональные характеристики младших школьников, имеющих языковые проблемы.
Лундервольд А.Дж., Хейманн М., Мангер Т. Лундерволд А.Дж. и соавт. Br J Educ Psychol. 2008 г., декабрь 78 (часть 4): 567–80. дои: 10.1348/000709908X320480. Epub 2008 27 июня. Br J Educ Psychol. 2008. PMID: 18590607
- Психическое здоровье детей иммигрантов в Нидерландах.
Воллеберг В. А., Тен Хав М., Декович М., Остервегель А., Пелс Т., Венстра Р., де Винтер А., Ормель Х., Ферхюльст Ф. Воллеберг В. А. и соавт. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2005 г., июнь; 40 (6): 489–96. doi: 10.1007/s00127-005-0906-1. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2005. PMID: 16003599
- Преждевременные роды и проблемы с поведением у младенцев и детей дошкольного возраста: обзор современной литературы.
Арпи Э, Феррари Ф. Арпи Э. и др. Dev Med Child Neurol. 2013 сен; 55 (9): 788-96. doi: 10.1111/dmcn.12142. Epub 2013 21 марта. Dev Med Child Neurol. 2013. PMID: 23521214 Обзор.
- Половые различия в детской психопатологии: обзор.
Эме РФ. Эме РФ. Психологический бык. 1979 г., май; 86 (3): 574–95. Психологический бык. 1979. PMID: 377358 Обзор. Аннотация недоступна.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
- Воздействие свинца может повлиять на развитие детей в раннем возрасте и может быть усугублено задержкой роста: перспективы из Мексики.
Кордоба-Гамбоа Л., Васкес-Салас Р.А., Ромеро-Мартинес М., Кантораль А., Риохас-Родригес Х., Баутиста-Арредондо С., Баутиста-Арредондо Л. Ф., де Кастро Ф., Тамайо-Ортис М., Теллес-Рохо М.М. Кордоба-Гамбоа Л. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023 15 марта; 20 (6): 5174. дои: 10.3390/ijerph30065174. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023. PMID: 36982080 Бесплатная статья ЧВК.
- Язык и агрессивное поведение у юношей и девушек с расстройствами аутистического спектра.
Нойхаус Э., Канг В.Ю., Кресс А., Корриган С., Эйлуорд Э., Бернье Р., Букхаймер С., Дапретто М., Джек А., Джесте С., Макпартленд Дж. К., Ван Хорн Дж. Д., Пелфри К., Уэбб С. Дж.; Консорциум ACE GENDAAR. Нейхаус Э. и др. J Аутизм Dev Disord. 2022 Январь; 52 (1): 454-462. doi: 10.1007/s10803-020-04773-0. Epub 2021 8 марта. J Аутизм Dev Disord. 2022. PMID: 33682042 Бесплатная статья ЧВК.
- Связь между социальным функционированием детей дошкольного возраста и их возникающими академическими навыками.
Арнольд Д.Х., Куперсмидт Дж.Б., Фёглер-Ли М.Е., Маршалл Н. Арнольд Д.Х. и соавт. Ранний ребенок Res Q. 2012; 27 (3): 376-386. doi: 10.1016/j.ecresq.2011.12.009. Ранний ребенок Res Q. 2012. PMID: 23002324 Бесплатная статья ЧВК.
- Агрессивность у детей и подростков с РАС: распространенность и факторы риска.
Канне С.М., Мазурек М.О. Канне С.М. и др. J Аутизм Dev Disord. 2011 июль; 41 (7): 926-37. doi: 10.1007/s10803-010-1118-4. J Аутизм Dev Disord. 2011. PMID: 20960041
- Социальная компетентность, экстернализация и интернализация поведенческой адаптации с раннего детства до раннего подросткового возраста: каскады развития.
Борнстейн М.Х., Хан К.С., Хейнс О.М. Борнштейн М.Х. и соавт. Дев психопат. 2010 ноябрь; 22(4):717-35. doi: 10.1017/S0954579410000416. Дев психопат. 2010. PMID: 20883577 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
Игнорирование ранних предупреждающих признаков неповиновения может привести к девиантному поведению в подростковом возрасте
Эйлин Барбел Фаттал, Международный университет Флориды
Нарушение правил не редкость для детей дошкольного возраста, но способность выявлять тех детей, которые наиболее подвержены риску долгосрочного вызывающего поведения, является ключом к тому, чтобы помочь им избежать множества негативных последствий.
Психолог ПФР Мигель Вильодас провел оценку 788 детей, которым был установлен высокий риск жестокого обращения, включая детей из малообеспеченных семей, домов с одним родителем или детей с очень молодыми родителями, а также детей, живущих в районах с высоким уровнем насилия. Он обнаружил, что примерно половина участников подвергались жестокому обращению — 56 процентов из них в возрасте до 4 лет.
Дети, подверженные риску жестокого обращения или подвергшиеся жестокому обращению, более склонны к развитию поведенческих расстройств, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) и расстройство поведения. Виллодас обнаружил, что некоторые из детей, участвовавших в исследовании, проявляли агрессивное и вызывающее поведение уже в возрасте 4 лет. Что еще более важно, он обнаружил, что, если их не лечить, такое поведение сохраняется и в подростковом возрасте.
«Дети с крайне проблемным поведением могут быть идентифицированы в раннем детстве и, как правило, остаются стабильными в той категории, к которой они были первоначально отнесены», — сказал Виллодас.
Исследование отслеживало экстернализирующие проблемы детей и подростков, подверженных риску физического насилия, сексуального насилия или пренебрежения. Проблемы экстернализации могут варьироваться от незначительного разрушительного или неприятного поведения, такого как крики в классе, до более серьезного и даже преступного поведения, включая физическое насилие. Виллодас провел оценку участников в возрасте 4, 8 и 12 лет. В соответствии с наблюдаемым поведением дети были разделены на одну из трех категорий:
- хорошо приспособленный
- гиперактивный/оппозиционный
- агрессивный/нарушающий правила
Однако к 12 годам появилась четвертая категория – вызывающая/лживая – характеризующаяся более суровым поведением. К 14 годам были проведены интервью с лицами, осуществляющими уход за участниками, для постановки официального диагноза. Приблизительно у 9 процентов 14-летних был диагностирован СДВГ, у 13 процентов — ODD и у 10 процентов — расстройство поведения.
Результаты также показали, что дети, которые предположительно подверглись физическому насилию в последнее время, подвергались более высокому риску проявления агрессивного/нарушающего правила поведения в дошкольном и подростковом возрасте. Более того, дети, которые, как утверждается, подвергались пренебрежению или сексуальному насилию, с меньшей вероятностью хорошо приспособились к подростковому возрасту.
Поскольку поведение детей с СДВГ, ОВР и расстройством поведения в значительной степени совпадает, важно применять многосторонние вмешательства и формы лечения. Выявление и сдерживание широкого спектра экстернализирующих проблем позволяет проводить более эффективные ранние вмешательства.
«Наша основная цель в этом исследовании — помочь детям», — сказал Вильодас. «Мы хотим нацелиться на определенное родительское поведение, чтобы помочь родителям справляться со стрессовыми ситуациями. Жестокое обращение не обязательно приводит к плохому поведению, иногда плохое поведение приводит к жестокому обращению».
В качестве исследователя Центра помощи детям и семьям ПФР Виллодас оценивает модели психосоциального вмешательства в клиниках и школах, нацеленные на нарушения, связанные с СДВГ, и экстернализирующие поведенческие проблемы у детей и подростков.
Дополнительная информация: «Переходы в развитии в проявлениях экстернализации проблем среди мальчиков и девочек, подверженных риску жестокого обращения с детьми». Развитие и психопатология / Статья FirstView DOI: dx.doi.org/10.1017/S0954579414000728
Информация журнала: Развитие и психопатология
Предоставлено Международный университет Флориды
Цитата : Игнорирование ранних предупреждающих признаков неповиновения может привести к девиантному поведению в подростковом возрасте (2014, 19 ноября).