Диагностика гиперактивности у детей дошкольного возраста: Гиперактивность у детей дошкольного возраста | Методическая разработка по теме:

СДВГ у детей дошкольного возраста. Синдром дефицита внимания и гиперактивности.

СДВГ у детей дошкольного возраста. Синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 6 октября, 2019

Обновлено: 25 марта, 2021

Синдром недостатка внимания и гиперактивности – распространенное нарушение поведенческого характера у детей, мешающее их социализации, успеху в учебе.

Из-за особенностей психоэмоционального развития, такие ребята без необходимой комплексной терапии в подростковый период, особенно склонны к возникновению проблем поведенческого характера.

Содержание статьи:

  • 1 Причины возникновения
  • 2 Симптоматика
    • 2.1 В раннем детстве
    • 2.2 У дошкольников и младших школьников
  • 3 Типы СДВГ
  • 4 Диагностика и лечение СДВГ у детей
  • 5 Список использованной литературы

Причины возникновения

Синдром дефицита внимания может проявляться у ребят в любом возрасте: в 3-4 года, в 5-8 при первом столкновении с системным обучением, в 9 на пороге полового созревания. Это зависит от факторов, способствовавших формированию детского диагноза СДВГ, психологических особенностей у ребенка, выявления признаков синдрома врачами.

Причины возникновения дефицита внимания у детей условно делятся на несколько групп.

Факторы, влияющие на формирование плода на этапе вынашивания:

  • обвитие пуповиной;
  • сложные, слишком продолжительные или стремительные роды, повлекшие за собой повреждение головы или позвоночника;
  • сложная экологическая обстановка, повышенное содержание токсичных веществ в воздухе и воде;
  • инфекционные заболевания, перенесенные матерью при беременности;
  • угроза выкидыша;
  • прием лекарств во время вынашивания плода;
  • злоупотребление алкоголем, сигаретами, наркотическими веществами;
  • асфиксия.

Факторы, влияющие на развитие ребенка после рождения:

  • порок сердца;
  • бронхиальная астма;
  • сердечная недостаточность;
  • лекарственные препараты, оказывающие нейротоксичное действие;
  • болезни, протекающие с температурой выше 39 градусов.

Генетически обусловленные случаи происходят из-за сбоя в гене, отвечающем за выработку дофамина, функцию дофаминовых рецепторов.

В таком случае синдром развивается в случае дополнительного воздействия провоцирующих факторов. То есть, по наследству передается только предрасположенность к СДВГ.

Симптоматика

Симптомы и признаки СДВГ (дефицита внимания) у детей в 3-4 года, 6-7 лет и в 9 лет, значительно различаются. Из-за отличий в особенностях физиологии, преобладании типов деятельности и способов познания окружающего мира. Чем раньше будет выявлено отклонение, тем быстрее получится его скорректировать, помочь ребенку развиться до нормы.

В раннем детстве

Установить наличие отклонений возможно в первые годы жизни, так как врожденный СДВГ будет проявляться с первых месяцев.

Признаки синдрома дефицита внимания у маленьких детей:

  • при переутомлении, вместо смены деятельности на спокойную или засыпания, впадает в истерику;
  • высокий мышечный тонус – младенец постоянно пытается избавиться от плотно прилегающей одежды, подгузников;
  • слишком раннее развитие – новорожденный раньше сверстников начинает держать головку, ползать, ходить;
  • нарушения сна – ребенок спит урывками, часто просыпается, кричит, общая длительность сна ниже нормы;
  • резкие изменения окружающей среды: яркий свет, громкая музыка, новые люди – вызывают истерику;
  • внимание не задерживается надолго на новой игрушке.

При выявлении подозрительных особенностей поведения у совсем маленьких детей, требуется полноценная диагностика, позволяющая выявить первоначальную причину, сопутствующие факторы и рано начать коррекционную работу, которая уже к 1 классу школы позволяет довести поведение до нормы.

Подобные симптомы могут быть показателем и более серьезных отклонений в развитии, поэтому игнорировать их нельзя.

У дошкольников и младших школьников

Более явно, специфично, СДВГ начинает раскрываться после 3 лет. В период систематической познавательной деятельности, для которой необходимо постоянно задействовать внимание, память, речь, обостряются большинство признаков:

  • громкая, быстрая, сбивчивая речь, болтливость;
  • частая смена деятельности при том, что начатое дело до конца не доводится;
  • бурное проявление эмоций;
  • избегание рутинных, монотонных дел;
  • частая смена настроения;
  • импульсивность;
  • слабо развитый инстинкт самосохранения;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • проблемы с обучением при высоком показателе интеллекта;
  • сложности в общении со сверстниками;
  • слабо развитая координация;
  • скудность эмоционального компонента.

Даже слабые проявления 2-3 пунктов являются поводом для обращения к детскому неврологу.

Типы СДВГ

В зависимости от причин, спровоцировавших развитие синдрома, он проявляется по-разному. В процессе диагностике учитываются индивидуальные особенности ребенка, позволяющие скорректировать лечение оптимальным для него образом.

Выделяют такие типы патологии:

  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности у детей имеет свои отличительные признаки и требует лечения совершенно другого типа. Как правило, проявляется у девочек младшего школьного возраста. Они легко отвлекаются, «витают в облаках», однако при этом способны быстро усваивать информацию, склонны к спокойному, тихому поведению. Интеллектуальные способности сохранены, но рассеянное внимание приводит к многочисленным «случайным» ошибкам в процессе решения задач, письма.
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается реже других форм, у детей-дошкольников без видимых причин возникают характерные признаки, без лечения к школьному возрасту опасность симптомов становится более выраженной, мешает интеллектуальному развитию, появлению успехов в учебе.
  • Гиперактивность без дефицита внимания характеризует чрезмерно подвижных ребят, не способных долго сохранять спокойное положение, подчиняться жестким правилам. Однако внимание у них сохранено полностью, развитие интеллекта идет даже быстрее, чем у сверстников.

Каждый из типов требует, как минимум, коррекции поведения, так как незначительные отклонения от нормы в раннем возрасте, к периоду полового созревания могут перерасти в достаточно серьезные проблемы.

Статистика отмечает, что не менее 50% детей с поставленным диагнозом СДВГ в подростковый период замечены в правонарушениях различной степени тяжести, употреблении алкоголя, курении.

Диагностика и лечение СДВГ у детей

Когда у ребенка просто снижено внимание, не дефицит, совсем необязательно, что ему поставят диагноз СДВГ в неврологии, это зависит от того, какой результат покажут специальные исследования и психологическое тестирование.

Определить, как лечить синдром дефицита внимания у детей, какие прогнозы на будущее при проявившихся симптомах СДВГ можно строить, возможно только после полного обследования.

При подозрении на подобное отклонение обязательно проводят:

  • Сбор информации. Педиатр просматривает карту пациента, чтобы установить все возможные причины изменения поведения, опрашивает родителей и родственников об особенностях малыша, специфике их проявления. Для выяснения всех деталей используются составленные психологами специальные анкеты.
  • Нейропсихологическое тестирование. Электроэнцефалографический мониторинг (ЭЭГ) покажет соответствие между бета- и тета-ритмом, генерируемым нейронами. Если обнаружится, что бета-ритм ниже предполагаемой нормы, то биоэлектрическая активность мозга ослаблена, что и является причиной изменений в поведении.
  • Консультация педиатра позволит выявить факторы здоровья, влияющие на наличие диагноза. Проводится обязательный клинический и развернутый анализ крови, устанавливается уровень гормонов, чтобы выявить и устранить другие болезни, провоцирующие неврологические расстройства.

После установления аспектов состояния пациента, лечащий врач назначает комплексное лечение:

  • БОС (метод биологической обратной связи) – физиотерапевтическая методика, стабилизирующая биоэлектрическую активность мозга, метод успешно практикуется в почти пол века;
  • ЛФК (лечебная физкультура), комплекс упражнений разрабатывает лечащий врач, а занятия проводит тренер;
  • рефлексотерапия;
  • лазеротерапия;
  • массаж воротниковой зоны курсами несколько раз в год одновременно с другими физиопроцедурами;
  • психотерапевтические методики в форме игр и творческих занятий направленные на стабилизацию поведения, выработку необходимых навыков;
  • коррекция поведения педагогическими методами, возможно – с привлечением родителей.

В сложных случаях применяется медикаментозное лечение ноотропными препаратами и психостимуляторами.

Однако медицина старается обходиться без таких средств. Тем более, что инструментов у неврологов и без лекарств хватает, дети вырастают сформированными и полноценными личностями.

Список использованной литературы

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Ваш e-mail

Согласен (-на)с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных

Please leave this field empty.

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Please leave this field empty.

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Подробнее о детях Подробнее о СДВГ

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Гиперактивность у детей дошкольного возраста — 8 (499) 110-13-71

Синдром дефицита внимания у детей дошкольного возраста — часто встречающееся нарушение поведенческого и эмоционального типа. Его наличие сразу бросается в глаза на фоне сверстников, поскольку ребенок не может усидеть на месте ни минуты и испытывает постоянную потребность в движении. Любое дело редко доводится до конца и, бросая одно занятие, ребенок тут же приступает к другому.

Диагностика дефицита внимания у детей дошкольного возраста

Диагностика имеет определенные сложности и родителям не следует предпринимать попыток сделать какие-либо выводы, опираясь лишь на собственные догадки. Нередко чрезмерная активность малыша ошибочно приравнивается к детской неопытности и непосредственности.

Диагноз «гиперактивность детей дошкольного возраста» подтверждается специалистами при выявлении половины перечисленных ниже симптомов:

  • быстрые и неконтролируемые движения ногами и руками даже в спокойном состоянии;
  • постоянное пребывание в состоянии волнения;
  • неусидчивость;
  • чрезмерная говорливость;
  • частая и резкая смена настроения;
  • рассеянность;
  • невозможность участия в спокойных играх;
  • невозможность ведения диалога, частое прерывание собеседника;
  • слабый самоконтроль;
  • игнорирование установленных правил поведения;
  • проблемы в общении со сверстниками или взрослыми людьми;
  • нарушенная концентрация;
  • трудности в организации игры, учебы или других видов деятельности;
  • отсутствие реакции на просьбы и обращения;
  • постоянное вмешательство в дела и беседы других.

Особенно сильно проявляется дефицит внимания ребенка в 3-5 лет. В качестве катализатора может выступить поход в детский сад, где ему придется столкнуться с новым окружением и задачами, выполнение которых может быть сопряжено с рядом трудностей и спровоцировать развитие указанных симптомов.

При отсутствии своевременного вмешательства со стороны специалистов дефицит внимания детей дошкольного возраста будет развиваться под воздействием систематических нагрузок программы подготовки детсада. Это помешает ребенку в достижении определенных успехов даже при наличии множества талантов и высокого потенциала интеллекта. Плохая успеваемость негативным образом сказывается на самооценке, а с возрастом ребенку придется столкнуться с проблемами в общении с ровестниками и взрослыми.

Гиперактивность ребенка 4, 5 и 6 лет часто приводит к невозможности оценить последствия своих поступков, а также отказу от принятия чужого авторитета, что способно проявиться в совершении антисоциальных и даже преступных действий. Вот, почему так важно начать коррекцию синдрома дефицита внимания у детей дошкольного возраста уже при выявлении первых симптомов.

Лечение гиперактивности у детей дошкольного возраста

Терапия дефицита внимания детей дошкольного возраста направлена на выяснение причин развития синдрома. Для коррекции поведения редко прибегают к использованию медикаментозных препаратов, поскольку в подавляющем большинстве случаев достаточной мерой является помощь со стороны специалиста высокой квалифицированной категории.

Лечение направлено на поиск более адекватных методов выражения собственных эмоций и потребностей. В основном оно осуществляется в игровой форме, что с куда большей эффективностью помогает в поиске тех внутренних ресурсов, посредством которых можно с успехом контролировать собственное поведение и изменить мировосприятие. Точная диагностика и индивидуальный подход к лечению позволяют добиться заметных положительных результатов.

Дошкольники и СДВГ — Институт детского разума

Хотя СДВГ чаще всего диагностируют у детей школьного возраста, его можно диагностировать и у детей в возрасте трех лет.

Конечно, мы ожидаем, что все дошкольники будут активными — больше склонны бегать, чем сидеть на месте. И мы ожидаем, что они будут импульсивными — склонными делать что-то, не думая о последствиях. Но некоторые дети чрезвычайно активны — родители обычно описывают их как «прыгающих от стен» — и они настолько импульсивны, что ими чрезвычайно трудно управлять.

У этих детей может быть СДВГ, и ранняя диагностика и лечение могут помочь им обуздать импульсивное поведение, которое создает проблемы для них и их семей. Они могут лучше ладить с другими детьми и иметь возможность участвовать в мероприятиях, соответствующих их возрасту. Но важно знать, что рекомендуемое лечение первой линии для дошкольников с СДВГ отличается от того, что рекомендуется для детей старшего возраста.

Эксперты по СДВГ и Американская академия педиатрии согласны с тем, что поведенческая терапия является предпочтительным методом лечения дошкольников с СДВГ, и что стимулирующие препараты следует рассматривать только в том случае, если поведенческая терапия недоступна или не работает. Это также может быть рассмотрено, если ребенку или семье угрожает серьезный вред.

Как диагностируется СДВГ у дошкольников?

Как правило, гиперактивное и импульсивное поведение приводит к диагнозу СДВГ у дошкольников. Возможно, их выгнали из дошкольного учреждения или запретили играть. Их родители постоянно беспокоятся, что они выбегут на улицу или причинят себе вред другим импульсивным образом.

По оценкам, от 2 до 6 процентов детей дошкольного возраста имеют это расстройство — гораздо меньший процент, чем дети школьного возраста. Мальчики в два раза чаще, чем девочки, диагностируются.

Марк Штейн, доктор философии, директор программы СДВГ и связанных с ним расстройств (клиника PEARL) в детской больнице Сиэтла, объясняет, что проблемы с поведением обычно являются причиной того, что родители приводят дошкольников для обследования. Он отмечает, что один из контрольных вопросов, который он использует при сборе истории ребенка, звучит так: «Какой процент времени, когда вы даете ребенку команду, он слушается вас в течение пяти секунд?» По его словам, к четырем годам он должен составлять от 75 до 80 процентов. «У моих пациентов это около 10 процентов».

Но д-р Штейн, который также является профессором психиатрии и поведенческих наук в Вашингтонском университете, подчеркивает, что диагностировать СДВГ в этом возрасте следует с большой осторожностью, поскольку все дети дошкольного возраста проявляют некоторую гиперактивность, импульсивность и невнимательность, ключевые симптомы СДВГ.

Наблюдения за поведением ребенка в кабинете врача недостаточно для постановки диагноза, поскольку в этой среде симптомы могут отсутствовать. Педиатрам рекомендуется собирать скрининговые анкеты, заполняемые не только родителем, но и хотя бы еще одним взрослым, который проводит время с ребенком. Симптомы должны присутствовать более чем в одном месте — например, дома, в детском саду или детском саду, у родственников или друзей семьи.

Как отмечает доктор Штейн, труднее оценивать детей, которые еще не находятся в структурированной среде, такой как дошкольное учреждение, где их поведение легче наблюдать и сравнивать с поведением других детей.

Эндрю Адесман, доктор медицинских наук, педиатр, который является заведующим отделением педиатрии развития и поведения в Детском медицинском центре Коэна в Нью-Йорке, добавляет, что для детей, которых держат дома, если родители недовольны их поведением и подозревают СДВГ, отправляют их в детский сад или детский сад может быть хорошим способом получить некоторую проверку, а также некоторую передышку. «Родители лучше всех знают своего ребенка, но у них нет подготовки, опыта и взглядов на то, что типично для определенного возраста», — объясняет он.

Доктор Штейн отмечает, что задача диагноста — исключить другие состояния, похожие на СДВГ. «Есть медицинские имитации, такие как гипотиреоз, проблемы со сном и эффекты лекарств. И есть психические мимики, такие как аутизм, депрессия или тревога».

Поведенческая терапия СДВГ

Обучение родителей методам управления поведением является рекомендуемым методом лечения дошкольников с СДВГ. С помощью этих программ родители учатся тому, как более эффективно формировать поведение маленьких детей, и дети обычно демонстрируют заметное улучшение своей способности подчиняться указаниям и сдерживать свою импульсивность.

Почему обучение родителей, а не терапия непосредственно ребенку? Доктор Адесман объясняет, что детей часто направляют на игровую терапию, но это не очень полезное вмешательство при СДВГ. «В худшем случае это похоже на дорогое свидание. В лучшем случае это вмешательство с благими намерениями, для которого нет никаких доказательств». Семьи должны заниматься обучением родителей методам управления поведением.

«Интуитивно можно подумать, что если у ребенка есть проблема, терапия должна быть сосредоточена на ребенке. Реальность такова, что, хотя проблемы возникают у ребенка, мы хотим изменить окружающую среду, чтобы настроить ребенка на успех. И это обычно включает в себя работу с родителями и учителями», — объясняет он. «Если у ребенка аллергия — проблема в ребенке, а решение — в работе с окружением. Вы можете избавиться от ковра или штор или найти новый дом для кошки. Мы можем сделать что-то с окружающей средой, чтобы помочь детям вести себя лучше».

Эти программы учат родителей тому, как использовать похвалу или положительное подкрепление для поощрения желаемого поведения. А родителей учат приводить к последовательным последствиям, когда дети не подчиняются. В результате дети учатся модулировать свое поведение, чтобы соответствовать ожиданиям, и семейный конфликт может быть уменьшен, иногда резко.

Программы, доказавшие свою эффективность, включают:

  • Терапия взаимодействия родителей и детей (PCIT)
  • Тренинг для родителей (PMT)
  • Программа позитивного воспитания (Triple P)
  • Невероятные годы

Д-р Штейн отмечает, что дошкольные годы являются «сладким периодом» для обучения родителей, когда данные показывают, что оно может иметь наибольший эффект. «Я всегда говорю родителям, знаете, сейчас идеальное время. Вы же не хотите иметь дело с непослушным 15- или 16-летним подростком».

Доктор Штейн также рекомендует родителям детей дошкольного возраста с СДВГ обучать их в структурированных школьных условиях. Когда у детей проблемы с поведением, родители часто забирают их из дошкольного учреждения, но им действительно нужно больше в .

Если дети не могут вести себя достаточно хорошо для обычного дошкольного учреждения, существуют специальные дошкольные учреждения для детей с поведенческими проблемами. «Идея состоит в том, чтобы не убегать от структуры, а получать более интенсивные услуги. Родителям нужна передышка, а детям нужно научиться социализироваться».

Доктор Адесман добавляет, что особенно важно, чтобы эти дети имели некоторый опыт удовлетворения ожиданий в структурированной обстановке, прежде чем они пойдут в детский сад.

Когда следует принимать лекарства?

Как правило, стимулирующие препараты следует рассматривать только для дошкольников, которым не помогла поведенческая терапия или чье поведение настолько серьезно, что опасно или серьезно влияет на их жизнь и жизнь их семей.

Одна из причин попробовать сначала поведенческую терапию заключается в том, что, хотя стимуляторы очень эффективны для большинства детей школьного возраста — уровень ответа составляет более 70 процентов — доктор Адесман отмечает, что у дошкольников уровень ответа падает до 50 процентов.

Д-р Адесман предлагает этот список, основанный на рекомендациях AAP, ситуаций, в которых лекарство может быть подходящим выбором:

  • Поведенческая терапия не увенчалась успехом
  • Значительный риск травмы ребенка
  • Значительный риск травмы другим детям или опекунам
  • Исключение из дошкольного учреждения или детского сада
  • Угроза изгнания из дошкольного учреждения или детского сада
  • Сильный семейный анамнез СДВГ
  • Возможное поражение центральной нервной системы, такое как недоношенность, внутриутробное воздействие алкоголя или кокаина или отравление свинцом
  • Симптомы СДВГ мешают другой необходимой терапии, такой как речевая/языковая, OT, PT
  • Родитель или опекун на грани «психического срыва» из-за поведения ребенка
  • Брак на грани развода или раздельного проживания из-за поведение ребенка

Назначение препаратов дошкольникам может привести к путанице, поскольку существует несоответствие между тем, что одобрено FDA, и тем, что рекомендовано AAP.

Из двух типов стимулирующих препаратов — на основе метилфенидата и на основе амфетамина — FDA одобрило только препараты короткого действия на основе амфетамина (декседрин и аддералл) для детей 3–5 лет. С другой стороны, AAP, основываясь на результатах Дошкольного исследования лечения СДВГ (PATS), в котором использовался мептилфенидат, рекомендует лекарства на основе метилфенидата для детей 4-5 лет.

Разумным подходом, добавляет доктор Адесман, было бы сначала использовать метилфенедат, а если он не работает, попробовать препараты на основе амфетамина.

С чем все согласны, так это с тем, что если лекарство используется, то оно должно быть в крайне низкой дозе. И хорошая новость заключается в том, что существуют новые лекарственные формы для дошкольников, которые не только не требуют проглатывания таблетки, но и могут доставлять очень малые дозы — «жидкости, которые можно титровать, или пластырь, который можно разрезать пополам, » он объяснил.

Обучение поведению дошкольников

Но д-р Адесман подчеркивает, что медикаментозное лечение следует рассматривать только в том случае, если обучение родителей недостаточно эффективно или если ситуация экстремальная.

«У детей нет СДВГ, потому что их родители неэффективны. Но они определенно могут быть частью решения», — сказал он.

И одна из лучших вещей в обучении родителей заключается в том, что оно помогает детям независимо от того, есть ли у них диагноз СДВГ или нет, поэтому нет ничего плохого в том, чтобы попробовать его, если у детей есть проблемы с поведением. «Если есть поведенческие проблемы, с диагнозом СДВГ или без него, родители должны пройти обучение», — сказал он. «Это поможет ребенку, поможет родителям, а также поможет другим детям в семье».

Дошкольники и СДВГ — CHADD

Загрузить информационный бюллетень  

 

Иногда дошкольники могут испытывать трудности с концентрацией внимания, выполнением указаний и ожиданием своей очереди. Такое поведение может быть обычным и соответствовать возрасту или указывать на необходимость оценки синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ). Как родитель, вы можете задаться вопросом, есть ли у вашего дошкольника СДВГ или он просто буйный и ведет себя типично для своего возраста. Этот информационный бюллетень расскажет вам больше о СДВГ у дошкольников и о том, что делать, если вы беспокоитесь о своем ребенке.

Могут ли дошкольники иметь или иметь диагноз СДВГ

Да. Детям в возрасте 4 лет может быть поставлен диагноз СДВГ. Согласно Национальному исследованию здоровья детей 2010–2011 годов, приблизительно 194 000 дошкольников (в возрасте 2–5 лет) имели текущий диагноз СДВГ. Некоторые дети перерастают симптомы, а другие нет. Исследования показывают, что 3-летние дети с симптомами СДВГ гораздо чаще соответствуют диагностическим критериям СДВГ к 13 годам.

Как узнать, есть ли у моего дошкольника СДВГ

Дошкольники с СДВГ с большей вероятностью будут исключены из школы или детского сада из-за их деструктивного поведения. У этих детей больше проблем с усвоением концепций в школе, и многие из них попадают в специальные учебные заведения в очень раннем возрасте по сравнению с детьми без СДВГ.

Как родитель, вы захотите узнать, в какой степени поведение вашего ребенка соответствует ряду моделей поведения, типичных для детей того же возраста. Спросите себя: «По сравнению с другими дошкольниками того же возраста, куда падает поведение моего ребенка». Разговор с учителями вашего дошкольника и/или воспитателями может помочь вам узнать, какое поведение является обычным для маленьких детей и не связано с расстройством, а что вызывает более серьезную озабоченность.

Что включает в себя обследование моего дошкольника на СДВГ

Чтобы поставить диагноз СДВГ, у ребенка должно быть определенное количество симптомов в течение как минимум 6 месяцев, которые проявляются более чем в одной сфере жизни. Например, если поведение вашего ребенка дома может выглядеть как СДВГ, но у него нет такого поведения вне дома, может быть другое объяснение. Если вы подозреваете, что у вашего дошкольника СДВГ, вам следует поговорить со специалистом, обученным диагностике и лечению СДВГ, например, педиатром вашего ребенка, детским психиатром, психологом, клиническим социальным работником или другим квалифицированным специалистом по психическому здоровью. Также важно проверить вашего ребенка на наличие других заболеваний, таких как проблемы со зрением, слухом или сном, потому что иногда симптомы похожи на СДВГ.

Оценка дошкольников должна быть тщательной и соответствовать рекомендациям, изложенным Американской академией педиатрии (AAP) и Американской академией детской и подростковой психиатрии (AACAP). В этих рекомендациях рекомендуется провести с вами подробный опрос, чтобы определить, как долго продолжаются симптомы, насколько они серьезны, как часто они возникают и в каких условиях. Вам и учителям вашего ребенка или воспитателям будет предложено заполнить анкеты с оценочными шкалами для оценки поведения вашего ребенка. Специалист по СДВГ проведет подробный обзор школьных и медицинских карт вашего дошкольника, поговорит с вашим ребенком и понаблюдает за ним напрямую, а также проверит наличие других заболеваний, которые могут быть у вашего ребенка наряду с СДВГ. Специалист может также предложить другие психологические тесты, чтобы помочь понять сильные и слабые стороны вашего дошкольника в навыках обучения и мышления, а также выявить трудности в обучении.

Каковы симптомы СДВГ у детей

Диагноз СДВГ ставится на основании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM 5). В руководстве перечислены три проявления СДВГ — невнимательный, гиперактивно-импульсивный и комбинированный, а также симптомы для каждого из них.

Невнимательный

  • Не уделяет пристального внимания деталям или допускает ошибки по невнимательности
  • С трудом удерживает внимание
  • Не слушает
  • Пытается выполнить инструкции
  • Проблемы с организацией
  • Избегает или не любит задачи, требующие много размышлений
  • Теряет вещи
  • Легко отвлекается
  • Забывчив в повседневной деятельности

Гиперактивный Импульсивный

  • Непоседа руками или ногами или извивается на стуле
  • С трудом удерживается на месте
  • Чрезмерно бегает или лазает у детей; крайнее беспокойство у взрослых
  • Трудно заниматься тихой деятельностью
  • Действует как двигатель; взрослые часто чувствуют себя внутри так, как будто ими управляет мотор
  • Чрезмерно болтает
  • Выбрасывает ответы до того, как вопросы были закончены
  • Сложность ожидания или очереди
  • Прерывает или вторгается в других

Комбинированный, невнимательный и гиперактивно-импульсивный

  • Имеет симптомы из обоих вышеперечисленных списков

Эти симптомы могут меняться со временем, поэтому с возрастом дети могут иметь разные проявления.

Каковы причины СДВГ

Исследования еще не определили точные причины СДВГ. Однако ученые обнаружили сильную генетическую связь, поскольку СДВГ может передаваться по наследству. Другие факторы окружающей среды могут увеличить вероятность развития СДВГ:

  • мать курит сигареты или употребляет алкоголь во время беременности
  • воздействие свинца или пестицидов в раннем детстве
  • преждевременные роды или низкая масса тела при рождении
  • черепно-мозговая травма

Ученые продолжают изучать точную взаимосвязь СДВГ с факторами окружающей среды, но отмечают, что не существует единой причины, объясняющей все случаи СДВГ, и что определенную роль могут играть многие факторы.

Следующие факторы НЕ являются известными причинами, но могут усугубить симптомы СДВГ у некоторых детей:

  • слишком много смотреть телевизор
  • есть сахар
  • семейный стресс (бедность, семейная травма)

Почему важно лечить СДВГ у моего дошкольника в раннем возрасте

У дошкольников с СДВГ чаще возникают трудности в детском саду или школе, включая проблемы в отношениях со сверстниками, учебе и повышенный риск травм. Ранняя диагностика важна, чтобы ваш ребенок мог получить необходимую помощь, чтобы свести к минимуму эти проблемы.

Даже для дошкольника, у которого могут быть некоторые симптомы, но нет СДВГ, в эти ранние годы происходит значительное развитие мозга. Это оптимальное время для того, чтобы дети научились позитивному поведению, а вы — для того, чтобы узнать, как эффективно помочь вашему ребенку учиться. Лучше решать проблемное поведение раньше, чем позже.

Как следует лечить СДВГ у дошкольников

Когда речь идет о лечении детей дошкольного и детсадовского возраста, AAP требует в первую очередь поведенческих методов лечения и только при необходимости медикаментозного лечения. Поведенческая терапия от детских и подростковых терапевтов, специализирующихся на СДВГ, предоставит как родителям, так и детям методы обучения и закрепления позитивного поведения и навыков. Это поможет дошкольнику с СДВГ успешно функционировать дома и в школе.

Когда лекарства прописаны, AAP рекомендует детям в возрасте 4-5 лет начинать пробное лечение метилфенидатом, начиная с низкой дозы. Поскольку дети по-разному реагируют на лекарства, то, что может помочь одному ребенку, может не помочь другому. Медицинский работник может отрегулировать дозу, чтобы определить, помогает ли она, требуется ли другое лекарство или присутствуют ли какие-либо побочные эффекты. Лечение СДВГ является сложным, и важно постоянно наблюдать за детьми, чтобы убедиться, что лечение работает. Это включает в себя периодическое повторение оценок по оценочной шкале, чтобы убедиться, что лекарства и поведенческая терапия дают желаемый эффект. Кроме того, Рабочая группа дошкольной фармакологии AACAP рекомендует, чтобы дошкольники, принимающие лекарства от СДВГ, прекратили прием лекарств (под руководством лечащего врача) через 6 месяцев, чтобы переоценить симптомы и решить, следует ли продолжать прием лекарств.

Что такое поведенческое обучение родителей и чем оно может помочь мне и моему ребенку

Дети с СДВГ могут не обладать навыками и поведением, позволяющими привлечь к ним положительное внимание. Часто они склонны плохо себя вести и попадают в ситуации, когда их наказывают чаще, чем других детей. Это может оказать негативное влияние на их самооценку и привести к усилению проблемного поведения. Родители и опекуны (воспитатели детских садов, воспитатели дошкольных учреждений и другие лица, осуществляющие уход) могут научиться управлять поведением дошкольников с СДВГ, узнав о расстройстве и пройдя обучение родителей использованию поведенческих методов.

Программы обучения родителей, проводимые обученными терапевтами, могут дать воспитателям инструменты и стратегии помощи детям с СДВГ. Обзор, проведенный Агентством исследований и качества в области здравоохранения (AHRQ) в 2010 году, показал, что эффективные программы:

  • помогают родителям развивать позитивные отношения со своим ребенком
  • рассказать им о том, как развиваются дети
  • помочь им справиться с негативным поведением и повысить позитивное поведение с помощью позитивной дисциплины

Программы поведенческого обучения родителей детей дошкольного возраста, эффективность которых в настоящее время подтверждена достаточным количеством научных данных:

  • Triple P (Программа позитивного воспитания)
  • Программа «Невероятные годы для родителей»
  • Терапия взаимодействия родителей и детей

Другие программы, ориентированные на те же элементы, также могут быть полезны.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts