Гиперактивность у детей дошкольного возраста симптомы и лечение: Гиперактивность у ребенка — что такое СДВГ у детей, причины, симптомы, методы диагностики и лечения синдрома дефицита внимания в клинике для детей и подростков «СМ-Клиника»

Содержание

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение, симптомы и причины

Многие родители замечают гиперактивность у детей дошкольного возраста, лечение которой должно происходить только под контролем врача. К тому же лечение должно начинаться только после установления точного диагноза.

Содержание

  • 1 Признаки и причины гиперактивности
  • 2 Активный или гиперактивный: какая разница?
  • 3 Особенности общения
  • 4 Медикаментозное лечение

Признаки и причины гиперактивности

В медицине эту патологию называют синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ). Можно выделить ряд ярко выраженных симптомов, которые помогут определить наличие этой особенности у вашего малыша:

  • Ребенок неусидчивый, но не потому, что ему хочется бегать, а просто так.
  • Его слуховое и зрительное внимание рассеянное, он не может сфокусироваться на одном предмете дольше пары секунд, долго слушать ему тоже не под силу.
  • У дошкольников наблюдаются трудности с освоением учебной программы.
  • Малыш нервный, суетливый, он совершает поступки импульсивно, при этом сам не может объяснить, почему сделал так, а не иначе.
  • Ребенку трудно расслабиться, он плохо спит и часто не может уснуть.
  • Из-за эмоциональной нестабильности малыш может часто плакать без явного повода.
  • Задержка речи.

При этом важно отметить, что гиперактивный ребенок не успокоится, если на него кричат или уговаривают. Если мама заметила эти симптому у своего малыша, то есть смысл обратиться к педиатру. Еще стоит проанализировать возможные причины подобного поведения малыша.

Факторы, которые способствуют развитию патологии:

  • осложнения во время беременности;
  • тяжелые роды.

Риск развития синдрома гиперактивности возрастает в несколько раз, если во время беременности мама страдала сильным токсикозом и повышенным давлением. Если же врачи диагностировали грудничку внутриутробную асфиксию, то это тоже приближает возможность развития гиперактивности.

На закладку и формирование нервной системы малыша непременно влияет образ жизни беременной мамочки. Не удивляйтесь, когда ребенок будет вести себя не так, как другие его сверстники, если вы всю беременность не жалели себя, тяжело работали, постоянно уставали и при этом баловались вредными привычками.

Предугадать протекание родов достаточно сложно. Если они были затяжными или, наоборот, слишком быстрыми, то возможно у ребенка позже будет обнаружена гиперактивность. Чтобы вовремя диагностировать патологию, нужно до 2 лет регулярно обследоваться у педиатра.

Активный или гиперактивный: какая разница?

Часто мамы не уделяют должного внимания своему ребенку, и чтобы в глазах окружающих не выглядеть плохой матерью, списывают все на особенности поведения малыша. Часто можно услышать от мамочек, что их ребенок такой гиперактивный, что ничего с ним поделать нельзя. Но, возможно, малыш просто активный, а маме не хочется с ним возится? Попробуем объяснить, в чем кроется разница между активным и гиперактивным ребенком.

Гиперактивный малыш постоянно находится в движении и не может себя контролировать, а когда его силы на пределе, то он начинает плакать и падать в истерику, сам не понимая почему. В это же время активный ребенок просто любит подвижные игры, если его заинтересовать, то он с таким же увлечением будет часами рассматривать книжку или собирать пазлы.

Малыш с патологией говорит очень много и быстро, задает множество вопросов, но совершенно не интересуется и не выслушивает ответ, перебивает собеседника, игнорирует его обращения. Активный ребенок тоже много и быстро говорит, задает много вопросов, но с интересом выслушивает, что ему отвечают.

Гиперактивного ребенка уложить спать — колоссальные усилия. Кроме этого, у него могут наблюдаться частые расстройства желудка и аллергии. У физически развитого малыша проблем ни со сном, ни с едой, как правило, не замечается.

Гиперактивность малыша проявляется везде, независимо от того, в каком месте он находится, в то время как активный ребенок может менять свое поведение в зависимости от ситуации. Еще такой малыш не агрессивный, он сам не провоцирует скандалы, но при конфликте сдачу дать может. Гиперактивному малышу свойственно затевать драки и конфликтные ситуации на пустом месте, при этом в ход могут пойти не только кулаки, но и камни с палками.

Мамы могут взять себе на заметку характеристику и симптомы поведения малыша с патологией, но точно диагностировать проблему может только квалифицированный специалист.

Особенности общения

Никакие препараты, уколы и терапии не могут вылечить гиперактивность. Эта проблема — бич современного мира. Таблетки могут лишь скорректировать поведение ребенка в день приема медикаментов. Специальные препараты помогут малышу лучше координировать свои движения, снизить импульсивность.

Родители обязаны уделять должное внимание психологической стороне вопроса. Также важно начать лечение в период дошкольного возраста. Коррекция гиперактивности заключается в соблюдении нескольких важных правил.

Все умственные и физические нагрузки малыш с отклонениями должен делать в первой половине дня, желательно утром, когда малыш не устал. Все занятия должны проводиться с перерывами.

Гиперактивному малышу нужно давать четкие указания, если мама будет намекать ему на что-то в надежде, что он догадается, результата не будет. В воспитании такого малыша должна прослеживаться ясность, конкретика и последовательность. Но при этом нельзя лишать ребенка выбора. Если мама или папа в приказном тоне будут от него что-то требовать, не говоря о возможных вариантах, то ничего положительного они не получит, но истерика и нервные припадки обеспечены.

Что касается двигательной активности, то родители должны выбирать для своего гиперактивного малыша такие игры, чтобы в них отсутствовал элемент соревнования. Забудьте о показательных выступлениях и статических нагрузках. Больше пользы могут принести такие виды деятельности как плаванье, лыжный спорт, катание на велосипеде.

Родителям необходимо хвалить детей за успехи.

Мама должны приучать своего особенного малыша делать все последовательно. К примеру, сначала убрать посуду со стола, а потом ее помыть, а не прямо со стола брать и мыть тарелки.

Метод кнута и пряника в данной ситуации уместен. Мама должна поощрять ребенка за его хорошие поступки, чтобы он понимал, что слушаться взрослых (или что-то другое) — это хорошо. Откладывать поощрение не нужно. Сделал малыш хорошее дело — хвалите тут же. Но за некультурным и непослушным поведением должно последовать наказание. Нельзя ребенка бить или унижать при посторонних. Просто дома мама может ограничить его в чем-то. К примеру, если ребенок плохо себя вел с детками на площадке, то вечерние игры за компьютером отменяются.

Общаясь со своим гиперактивным малышом, мама должна быть предельно спокойной и хладнокровной. Особенно это касается ситуаций, когда малыш истерикой и криком пытается чего-то добиться. Но отстраняться от ребенка нельзя, несмотря на свою стойкость, мама должна показывать малышу свою любовь, чтобы он понимал, что мама это делает, потому что любит его.

Медикаментозное лечение

Как уже упоминалось, гиперактивность вылечить нельзя, однако немного подкорректировать поведение можно. После комплексного обследования и установки диагноза врач может назначить специальные стимуляторы. Но прибегать к такому методу лечения нужно при тяжелых формах патологии. Благодаря им малыш сможет концентрировать свое внимание на определенном предмете, игнорируя отвлекающие моменты.

Среди наиболее популярных препаратов можно выделить:

  • Мелитин;
  • Декседрин
  • Виванс и другие.

Также можно прибегнуть к помощи ноотропных препаратов. Это лекарства, которые оказывают активизирующее влияние на обучение ребенка, его умственную деятельность, улучшение памяти. Также они помогают повысить устойчивость головного мозга к травмам и интоксикациям. К таким препаратам относятся:

  • Фенибут;
  • Кортексин;
  • Пантогам и другие.

Один лишь прием медикаментов должного результата не окажет. С гиперактивностью нужно бороться комплексно. Кроме медикаментозной терапии необходимо прибегнуть к психотерапии и психолого-педагогической корректировке.

Что касается народных средств, то нельзя говорить о том, что народные методы могут полностью справиться с патологией. Они могут выступать как дополнительный инструмент во время корректировки поведения. Мама может заваривать ребенку успокоительные чаи из мяты, мелиссы и ромашки, однако перед тем как давать его малышу, нужно проконсультироваться с врачом.

 

Метки:Гиперактивность

Гиперактивность у детей дошкольного возраста — 8 (499) 110-13-71

Синдром дефицита внимания у детей дошкольного возраста — часто встречающееся нарушение поведенческого и эмоционального типа. Его наличие сразу бросается в глаза на фоне сверстников, поскольку ребенок не может усидеть на месте ни минуты и испытывает постоянную потребность в движении. Любое дело редко доводится до конца и, бросая одно занятие, ребенок тут же приступает к другому.

Диагностика дефицита внимания у детей дошкольного возраста

Диагностика имеет определенные сложности и родителям не следует предпринимать попыток сделать какие-либо выводы, опираясь лишь на собственные догадки. Нередко чрезмерная активность малыша ошибочно приравнивается к детской неопытности и непосредственности.

Диагноз «гиперактивность детей дошкольного возраста» подтверждается специалистами при выявлении половины перечисленных ниже симптомов:

  • быстрые и неконтролируемые движения ногами и руками даже в спокойном состоянии;
  • постоянное пребывание в состоянии волнения;
  • неусидчивость;
  • чрезмерная говорливость;
  • частая и резкая смена настроения;
  • рассеянность;
  • невозможность участия в спокойных играх;
  • невозможность ведения диалога, частое прерывание собеседника;
  • слабый самоконтроль;
  • игнорирование установленных правил поведения;
  • проблемы в общении со сверстниками или взрослыми людьми;
  • нарушенная концентрация;
  • трудности в организации игры, учебы или других видов деятельности;
  • отсутствие реакции на просьбы и обращения;
  • постоянное вмешательство в дела и беседы других.

Особенно сильно проявляется дефицит внимания ребенка в 3-5 лет. В качестве катализатора может выступить поход в детский сад, где ему придется столкнуться с новым окружением и задачами, выполнение которых может быть сопряжено с рядом трудностей и спровоцировать развитие указанных симптомов.

При отсутствии своевременного вмешательства со стороны специалистов дефицит внимания детей дошкольного возраста будет развиваться под воздействием систематических нагрузок программы подготовки детсада. Это помешает ребенку в достижении определенных успехов даже при наличии множества талантов и высокого потенциала интеллекта. Плохая успеваемость негативным образом сказывается на самооценке, а с возрастом ребенку придется столкнуться с проблемами в общении с ровестниками и взрослыми.

Гиперактивность ребенка 4, 5 и 6 лет часто приводит к невозможности оценить последствия своих поступков, а также отказу от принятия чужого авторитета, что способно проявиться в совершении антисоциальных и даже преступных действий. Вот, почему так важно начать коррекцию синдрома дефицита внимания у детей дошкольного возраста уже при выявлении первых симптомов.

Лечение гиперактивности у детей дошкольного возраста

Терапия дефицита внимания детей дошкольного возраста направлена на выяснение причин развития синдрома. Для коррекции поведения редко прибегают к использованию медикаментозных препаратов, поскольку в подавляющем большинстве случаев достаточной мерой является помощь со стороны специалиста высокой квалифицированной категории.

Лечение направлено на поиск более адекватных методов выражения собственных эмоций и потребностей. В основном оно осуществляется в игровой форме, что с куда большей эффективностью помогает в поиске тех внутренних ресурсов, посредством которых можно с успехом контролировать собственное поведение и изменить мировосприятие. Точная диагностика и индивидуальный подход к лечению позволяют добиться заметных положительных результатов.

ADHD in Preschoolers

Written by Shishira Sreenivas

Medically Reviewed by Neha Pathak, MD on March 29, 2021

In this Article

  • How to Spot ADHD Signs in Preschoolers
  • How Doctors Diagnose ADHD in Preschoolers
  • Руководство по скринингу дошкольников с СДВГ
  • Какие существуют варианты лечения?

Если у вас есть малыш или дошкольник, вы знаете, что он может быть гиперактивным, много бегать и ему трудно усидеть на месте. Но когда такое поведение слишком разрушительно или с ним трудно справиться, вы можете задаться вопросом, не является ли оно поводом для беспокойства.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это нарушение развития и поведения, которое обычно начинает проявляться у детей школьного возраста. Но врачи могут диагностировать детей уже в возрасте 3 лет. На самом деле каждый третий ребенок, которому ставят диагноз СДВГ, — дошкольник.

Как определить признаки СДВГ у дошкольников

Некоторые дети перерастают явные признаки СДВГ, такие как гиперактивность, импульсивность и невнимательность. Но исследования показывают, что дети, у которых проявляются симптомы в возрасте около 3 лет, могут соответствовать критериям диагноза, когда им исполняется 13 лет.0003

Для вас важно наблюдать за поведением вашего ребенка и понимать, подходит ли оно для его возрастной группы. Если нет, то никогда не рано обратиться за помощью.

Признаки СДВГ у дошкольников могут включать:

  • Нелюбовь к занятиям, длящимся 5 и более минут
  • Много говорить и шуметь больше, чем сверстники
  • Очень быстро терять интерес к занятиям
  • Часто взбираться на предметы
  • Получить травму часто двигаясь слишком быстро
  • Безрассудно вести себя таким образом, что это может привести к опасной ситуации
  • ведут себя агрессивно в дневном уходе или дошкольном возрасте
  • Не обращайте внимания на детали
  • Нельзя следуйте инструкциям
  • Невозможно ждать своего очереди
  • Прерывание других часто

Как врачи диагностируют ADHD в Preschoolers

.

Докторы диагностируют ADHD в Preschoolers

. Доктора диагностируют ADHD. Когда ваш педиатр изучает симптомы СДВГ у вашего ребенка, он может также исключить проблемы со зрением, слухом и сном. Проблемы в этих областях могут вызывать симптомы, очень похожие на СДВГ.

Для постановки диагноза у детей обычно должны проявляться признаки СДВГ в течение как минимум 6 месяцев. Знаки должны появляться как дома, так и в школе, детском саду или на игровых свиданиях. Если вы заметили симптомы дома, спросите своего воспитателя или воспитателя дошкольного учреждения, видели ли они подобные вещи.

Тяжелый СДВГ может затруднить обучение вашего ребенка в школе. В редких случаях детям, чье поведение слишком разрушительно, грозит отстранение от детского сада и запрет на игровые свидания.

Если вы считаете, что у вашего дошкольника СДВГ, поговорите с квалифицированным специалистом, знакомым с детскими нарушениями развития. Это может быть педиатр, детский психиатр, клинический социальный работник или другой специалист в области психического здоровья.

Эксперты говорят, что ранняя диагностика и немедикаментозное лечение имеют ключевое значение для дошкольников с СДВГ. Когда детский мозг находится в начальной стадии развития, родители и специалисты могут научить его навыкам обучения и позитивному поведению. В это время дети также могут приобрести важные навыки выживания. Это может помочь им вырасти, чтобы лучше учиться в школе и в социальных ситуациях.

Руководство по скринингу дошкольников с СДВГ

Врачи предпринимают некоторые или все следующие шаги для диагностики СДВГ у дошкольников:

  • Подробный обзор истории болезни и поведения вашего ребенка дома и в школе
  • Взгляд на признаки и симптомы
  • Непосредственный разговор или наблюдение за вашим ребенком
  • Анкеты для оценки поведения вашего ребенка
  • Психологические тесты для проверки мышления и навыки обучения
  • Медицинские осмотры на предмет состояний, отличных от СДВГ

 

Какие существуют варианты лечения?

Эксперты рекомендуют поведенческую терапию стимулирующим препаратам в качестве первого лечения дошкольников с СДВГ. Ваш врач может направить вас к терапевту, который специализируется на СДВГ в этой возрастной группе.

Вам также может понадобиться консультация и обучение, чтобы помочь ребенку в этом процессе. Консультирование может дать вам способы научить вашего ребенка навыкам и поведению, в которых он нуждается. Это может помочь им в школе и в отношениях с другими детьми. Это также может помочь повысить самооценку и самоконтроль.

Если вашему ребенку меньше 5 лет, его мозг находится в начальной стадии развития. Эксперты говорят, что это идеальное время для того, чтобы положительно повлиять на поведение вашего ребенка и поработать над его симптомами СДВГ под наблюдением терапевта.

Терапия может включать:

Игровая терапия . Терапевт поощряет вашего ребенка говорить о своих чувствах во время игр или других забавных занятий.

Разговорная терапия . Специалисты разговаривают с маленькими детьми, чтобы вылечить их эмоциональные или психические расстройства. Родители могут научиться использовать упражнения дома в перерывах между занятиями.

Обучение родителей может быть трудным и требует много усилий и времени. Но выгоды могут окупиться в долгосрочной перспективе. Возможно, вам придется встретиться с поведенческим терапевтом для нескольких сеансов и выкроить время, чтобы научить вашего малыша навыкам и стратегиям дома.

Если симптомы вашего ребенка слишком серьезны, чтобы получить пользу от поведенческой терапии, ваш врач может назначить стимулятор, который повышает уровень нейротрансмиттеров в мозге. Дети начинают принимать эти лекарства только в возрасте 4 лет или позже.

Врач вашего ребенка начнет прием лекарств с низкой дозы и при необходимости изменит препарат или дозировку. Эксперты рекомендуют дошкольникам прекращать прием лекарств от СДВГ через 6 месяцев, чтобы врачи могли проверить, работают ли они. При необходимости ваш врач может продолжать давать лекарства.

СДВГ у дошкольников: что говорят рекомендации AAP

СДВГ у дошкольников: в каком возрасте можно диагностировать СДВГ у детей?

Энн Мари Моррисон подозревала, что у ее сына был синдром дефицита внимания (СДВГ или СДВ), когда ему было три года. «Истерики Джона были более сильными, чем у других трехлетних детей, и они возникали из ниоткуда», — говорит Моррисон из Абсекона, штат Нью-Джерси. «Понадобилась целая вечность, чтобы вытащить его за дверь. Ему приходилось одеваться в прихожей, где не было ни картинок, ни игрушек, которые могли бы его отвлечь. Он не мог усидеть на месте и порвал каждую игрушку. Я носила подарочные карты в сумочке, чтобы, когда он уничтожил игрушку в доме друга, я могла вручить маме подарочную карту взамен».

Когда Моррисон обсуждала гиперактивность и импульсивное поведение Джона со своими врачами, ее опасения были отклонены. «Он просто активный мальчик», — говорили они.

«Один педиатр сказал: «Даже если у него СДВГ, мы ничего не можем сделать для СДВГ у детей младше 5 лет», — вспоминает Моррисон. «Это все равно, что сказать: «У вашего сына серьезная болезнь, но мы не можем его лечить еще два года». Что я должен был делать в это время?» Семья переехала в другую часть штата, когда Джону было пять лет, и по воле случая их новый педиатр был экспертом по СДВГ. Ей самой поставили диагноз СДВГ, и она вырастила сына с этим заболеванием.

«На осмотре Джона она собирала историю болезни, и Джон, как всегда, не мог усидеть на месте. Она остановилась и спросила: «Вы проверяли его на СДВГ?» Я заплакала. Я подумал: «О, слава богу. Кто-то другой это видит», — говорит Моррисон. «После того, как родственники годами говорили мне, что мне нужно больше дисциплинировать его, после многих лет ощущения физического и умственного истощения и мысли, что я ужасный родитель, кто-то понял, с чем мы имеем дело».

Тщательное обследование Джона, включавшее информацию от учителей и семьи Джона, привело к диагнозу СДВГ. Вскоре после этого ему прописали лекарства, которые помогли ему сосредоточиться и улучшить контроль над импульсивностью. Лечение изменило жизнь Джона и его семьи. «Если бы Джону поставили диагноз раньше, это бы очень помогло», — говорит Моррисон. «Я не знаю, давали бы мы ему лекарства, когда ему было три или четыре года, но я бы научился его организовывать, дисциплинировать и помогать ему установить распорядок дня без необходимости разбираться в этом самостоятельно. Если бы я знала раньше, что у него СДВГ, я бы тоже лучше позаботилась о себе. Я не был готов. СДВГ страдает не только ребенок. Это вся семья».

[Нажмите, чтобы прочитать: Начиная с дошкольного возраста, стремитесь к детям, которые преуспевают]

Мэри К. из Хиллсайда, штат Нью-Джерси, подозревала, что ее маленькому сыну Брэндону также должен быть поставлен диагноз синдрома дефицита внимания. Дома жизнь была трудной — как и во многих семьях с детьми с СДВГ.

«Брэндон рисовал на стенах и не слушал ничего, что мы говорили. Он швырял через комнату картины или столовое серебро, когда был расстроен, что случалось постоянно. Мы жили и умирали из-за настроения Брэндона. Если он был в хорошем настроении, то и все в доме были в хорошем настроении, и наоборот. У меня был трехлетний ребенок, который вел домашнее хозяйство», — говорит Мэри.

Сначала Мэри и ее муж приписывали высокий уровень активности Брэндона тому, что «мальчики есть мальчики». Но когда дошкольное учреждение, которое он посещал, попросило трехлетнего ребенка уйти из-за опасений по поводу его агрессивного и импульсивного поведения, она начала подозревать, что необходим диагноз СДВГ.

После того, как Брэндона попросили покинуть второй детский сад — он преследовал девочку по игровой площадке с пластиковым ножом, говоря, что «порежет ее», — Мэри записалась на прием к педиатру своего сына, чтобы спросить о диагностике дошкольника с синдром дефицита внимания. Однако ее врач ответил, что Брэндон слишком молод для диагноза СДВГ.

Итог: это просто неправда. В крайних случаях, подобных этим, диагностика СДВГ в дошкольном возрасте вполне уместна — и часто критична.

[Читайте: Когда детские истерики на самом деле являются СДВГ — ранние признаки СДВ и эмоциональной дисрегуляции]

Новое руководство AAP по диагностике и лечению СДВГ у детей

жизни, благодаря пересмотренным рекомендациям Американской академии педиатрии (AAP). В настоящее время AAP рекомендует обследовать и лечить детей с СДВГ, начиная с 4-летнего возраста. Более ранние рекомендации, выпущенные еще в 2001 году, касались детей в возрасте от 6 до 12 лет. дети.

«Комитет AAP проанализировал исследования СДВГ, проведенные за последние 10 лет, и пришел к выводу, что диагностика и лечение СДВГ у детей младше 6 лет имеет преимущества», — говорит Майкл Рейфф, доктор медицинских наук, профессор педиатрии в Университете Миннесота, входивший в комитет, разработавший новые рекомендации.

В обновленных рекомендациях AAP указано, что диагнозы должны исключать другие причины проблемного поведения при оценке сопутствующих состояний, таких как тревога, расстройства настроения, расстройство поведения или оппозиционно-вызывающее расстройство. Тщательный диагноз должен включать информацию от людей в жизни ребенка — учителей, воспитателей и ближайших родственников — чтобы убедиться, что симптомы СДВГ присутствуют более чем в одном месте. Когда ребенку поставлен диагноз СДВГ на основании критериев DSM-5, AAP предлагает следующие возрастные рекомендации по лечению:

  • Для детей в возрасте от 4 до 5 лет первой линией лечения должна быть поведенческая терапия. Если такие вмешательства недоступны или неэффективны, врач должен тщательно взвесить риски медикаментозной терапии в раннем возрасте и риски, связанные с поздней диагностикой и лечением.
  • Детям в возрасте от 6 до 11 лет для лечения СДВГ рекомендуются лекарства и поведенческая терапия, а также школьные мероприятия для удовлетворения особых потребностей ребенка. Имеющиеся данные убедительно свидетельствуют о том, что дети в этой возрастной группе получают пользу от приема стимуляторов.
  • Подросткам в возрасте от 12 до 18 лет врачи должны назначать лекарства от СДВГ с согласия подростка, предпочтительно в сочетании с поведенческой терапией.

Диагностика СДВГ у дошкольников

Но может ли врач действительно отличить симптомы СДВГ от нормального дошкольного поведения у пациента, которому всего 4 года? Да, однако переломный момент в диагностике обычно зависит от степени.

«Ребенок с СДВГ гораздо более экстремальный, чем средний трехлетний ребенок, — говорит Алан Розенблатт, доктор медицинских наук, специалист в области педиатрии, связанной с развитием нервной системы. «Дело не только в том, что ребенок с СДВГ не может усидеть на месте. Дело в том, что он не может сосредоточиться на какой-либо деятельности, даже на той, которая доставляет удовольствие, в течение длительного времени».

Ларри Сильвер, доктор медицинских наук, психиатр Медицинской школы Джорджтаунского университета, говорит, что опытный учитель, обладающий базовыми навыками поведения трехлетнего ребенка, может оказать огромную помощь. «Вы должны посмотреть, соответствует ли поведение более чем в одной среде», — отмечает он.

[«Диагностика СДВГ для моего гиперактивного мальчика: брыкание до рождения»]

Но эксперты предупреждают, что даже при наличии «красных флажков» ранняя диагностика СДВГ может быть затруднена. «Вы должны глубоко вникать в корень определенного поведения», — говорит Сильвер. «У ребенка может быть тревога разлуки, его мелкая моторика или сенсорные проблемы могут мешать ему вести себя, или это может быть развивающееся расстройство аутистического спектра», — говорит он.

Тем не менее, Лоуренс Гринхилл, доктор медицинских наук из Колумбийского университета/Психиатрического института штата Нью-Йорк, указывает на два поведенческих паттерна, которые часто предсказывают диагноз СДВГ в более позднем возрасте. Первый, дошкольное исключение, обычно вызван агрессивным поведением, отказом участвовать в школьных мероприятиях и неуважением собственности или границ других детей. Во-вторых, неприятие сверстников, родители могут легко определить. Одноклассники избегают детей с экстремальным поведением и избегают их на игровой площадке. Другие дети часто «заняты», когда родители пытаются устроить свидания для игр.

В этих крайних случаях родитель должен отвести своего дошкольника к педиатру для направления или прямо к детскому психиатру. Диагностика СДВГ должна включать тщательный сбор анамнеза болезни и истории развития, наблюдение за социальными и эмоциональными обстоятельствами дома, а также обратную связь от учителей и медицинских работников, контактирующих с ребенком. Во многих случаях может потребоваться нейропсихологическое тестирование, чтобы исключить состояния, симптомы которых могут совпадать с СДВГ, включая тревожное расстройство, расстройства обработки речи, оппозиционно-вызывающее расстройство, расстройство аутистического спектра и проблемы сенсорной интеграции.

Варианты лечения СДВ в дошкольных учреждениях

Если у вашего ребенка дошкольного возраста диагностирован СДВГ, каков следующий шаг? И Американская психологическая ассоциация, и Американская академия детской и подростковой психиатрии советуют проводить лечение СДВГ у детей в зависимости от тяжести симптомов. Кэрол Брэди, доктор философии, детский психолог из Хьюстона, говорит, что детям, которые хорошо играют с другими и у которых здоровая самооценка, могут помочь изменения в окружающей среде. «Небольшой класс с меньшей стимуляцией и строгим распорядком часто имеет огромное значение для улучшения симптомов СДВГ у дошкольников».

В большинстве случаев следующим курсом действий является обучение родителей эффективности или поведенческая терапия . Появляется все больше доказательств того, что лечение симптомов СДВГ у дошкольников с помощью поведенческой терапии может быть чрезвычайно эффективным даже для детей с высокой степенью нарушений, связанных с СДВ.

Но что, если ваш ребенок с СДВГ не реагирует на поведенческие вмешательства? Является ли лекарство ответом? Низкая доза метилфенидата (торговые наименования включают Ritalin, Concerta, Quillivant и другие) является рекомендацией AAP для лечения детей дошкольного возраста с диагнозом СДВГ, когда поведенческая терапия была предпринята первой и оказалась безуспешной. Однако Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) не одобрило метилфенидат для детей младше шести лет. В то время как врачи могут назначать их детям до 6 лет, страховые компании могут отказать в покрытии рецептов, которые не покрываются для конкретного ребенка в текущем возрасте. В результате некоторые врачи назначают стимуляторы на основе амфетамина, одобренные для лечения СДВГ у детей в возрасте от 3 до 5 лет, такие как Adderall, Dexedrine, Evekeo и Vyvanse.

Исследование лечения СДВГ дошкольников, или PATS, проведенное Национальным институтом психического здоровья (NIMH), является первым долгосрочным исследованием, предназначенным для оценки эффективности лечения дошкольников с СДВГ с помощью поведенческой терапии, а затем, в некоторых случаях, , низкие дозы метилфенидата. На первом этапе дети (303 дошкольника с тяжелым СДВГ в возрасте от 3 до 5 лет) и их родители прошли 10-недельный курс поведенческой терапии. У одной трети детей симптомы СДВГ настолько резко улучшились благодаря одной только поведенческой терапии, что семьи не перешли к этапу исследования, посвященному лечению СДВГ.

Предварительные данные были опубликованы в конце 2006 г. «PATS предоставляет нам наилучшую на сегодняшний день информацию о лечении очень маленьких детей с диагнозом СДВГ», — говорит директор NIMH Томас Р. Инсел, доктор медицины. «Результаты показывают, что дошкольникам могут быть полезны низкие дозы. приема лекарств при тщательном наблюдении».

[Читайте: Можно ли лечить шестилетнего ребенка от СДВГ?]

Профили в дошкольном диагностике СДВГ

Как логопед, работающий с детьми, Джо’Л Фаррар из Уилбертона, Оклахома, распознал симптомы СДВГ у ее дочери Кэри в возрасте одного года и поставили ей диагноз в возрасте трех лет. Поскольку Фаррар уже использовала многие стратегии поведенческой терапии дома, врач Кэри предложил попробовать лекарство, когда ей было четыре года. Это не пошло хорошо.

«Побочные эффекты были слишком сильными для Кэри, — говорит Фаррар. «Мы отказались от лекарств и сосредоточились на поведенческих модификациях на пару лет, а в шесть лет вернули ее к лекарствам». Сейчас Кэри 10 лет, она принимает Страттеру, которая, по словам Фаррар, помогает справляться с гиперактивностью и невнимательностью Кэри, но менее эффективна для улучшения ее импульсивности.

Несмотря на неоднозначный успех лечения Кэри в ранние годы, Фаррар рада, что ее дочери поставили диагноз в три года. Она смогла получить приспособления, необходимые Кэри в школе. «Когда ее воспитатель в детском саду сказал, что Кэри не любит вздремнуть, мы договорились, чтобы воспитательница отводила ее в другую комнату во время сна, чтобы вместе заниматься спокойными делами».

Кэри хорошо училась в школе, а также в группе поддержки и хоре. Фаррар также положительно оценила СДВГ своей дочери. «Я объяснил ей, что в ее мозгу отсутствовали химические вещества, из-за которых ей было труднее усидеть на стуле, как другим детям, — говорит Фаррар, — но это не значит, что она не такая умная, как они. ».

Робин С. из Энглвуда, штат Колорадо, жалеет, что поступила иначе, когда заподозрила, что у ее восьмилетнего сына Джейкоба СДВГ. «Жаль, что я не доверяла своей интуиции», — говорит она. «Я всегда оправдывала поведение Джейкоба. Я был неэффективен как родитель. Если бы у меня был «настоящий» диагноз, я мог бы более эффективно защищать своего сына».

Благодаря изменениям в DSM-V, позволяющим детям в возрасте четырех лет официально ставить диагноз СДВГ, все большее число медицинских работников осознают преимущества ранней диагностики и лечения. Питер Дженсен, доктор медицинских наук, профессор детской психиатрии в Центре развития психического здоровья детей в Нью-Йорке, утверждает, что родители должны вмешаться, прежде чем самооценке ребенка будет нанесен серьезный ущерб. «Вы должны избегать того, чтобы дошло до того, что ваш ребенок не любит школу, чувствует себя неудачником или постоянно попадает в беду. Это может привести к тому, что ребенок будет ожидать неудачи и действовать в целях самозащиты (например, станет клоуном в классе или прибегнет к агрессии), что, в свою очередь, приведет к усилению негативной обратной связи.

«Подростки, тщательно диагностированные компетентными специалистами, получают большую пользу от раннего вмешательства, — говорит Брейди. «Они более расслаблены, более успешны и могут наслаждаться своим детством».

Для Мэри и ее мужа случайная встреча в соседнем бассейне, когда Брэндону было 4 года, имела решающее значение. «Я пыталась уговорить Брэндона пережить еще одну истерику, когда подошла мама и сказала, что Брэндон напоминает ей ее сына, которому сейчас 9 лет. Она указала на мальчика, сидящего на полотенце и тихо играющего в карты с парой других мальчиков. Ее сын, как оказалось, страдал тяжелой формой СДВГ. Она дала мне имя и номер телефона своего психиатра, и я тут же позвонил из бассейна и записался на прием».

После тщательного осмотра психиатр поставил Брэндону диагноз СДВГ и начал давать ему низкие дозы лекарств незадолго до того, как ему исполнилось пять лет. Мэри и ее муж записались на структурированную программу изменения поведения и присоединились к местной родительской группе для получения дополнительной поддержки. «Я не могу сказать, что жизнь идеальна, но она определенно на несколько световых лет опережает нас», — говорит она. «Если бы я обратился к другому педиатру раньше или знал, что СДВГ можно диагностировать и лечить в более молодом возрасте, я мог бы избавить нашу семью от многих душевных страданий».


Исследование лечения СДВГ в дошкольных учреждениях (PATS): что вам нужно знать

Исходная информация

Спонсируемое Национальным институтом психического здоровья и проводимое консорциумом исследователей в шести центрах, PATS является первым долгосрочным, комплексное исследование лечения дошкольников с СДВГ. В исследование было включено более 300 детей в возрасте от трех до пяти лет с тяжелой формой СДВГ (гиперактивный, невнимательный или комбинированный тип). Большинство из них имели историю раннего исключения из школы и крайнего отторжения сверстниками.

Этап 1: Обучение родителей

Десятинедельный курс обучения родителей методам изменения поведения, таким как последовательная похвала, игнорирование негативного поведения и использование тайм-аутов. Результат:  Более трети детей (114) успешно лечились с помощью модификации поведения и не переходили к этапу исследования, связанному с приемом лекарств.

Стадия 2: Медикаментозное лечение

Дети с выраженными симптомами СДВГ, состояние которых не улучшилось после поведенческой терапии (189) участвовал в двойном слепом исследовании, в котором сравнивались низкие дозы метилфенидата (риталина) с плацебо. Результат: Лечение метилфенидатом привело к значительному уменьшению симптомов СДВГ, что измерялось стандартными формами оценки и наблюдениями дома и в школе.

Примечательные результаты

  • Требовались более низкие дозы лекарств для уменьшения симптомов СДВГ у дошкольников по сравнению с детьми начальной школы.
  • Одиннадцать процентов в конечном итоге прекратили лечение
    , несмотря на улучшение симптомов СДВГ из-за умеренных или тяжелых побочных эффектов, таких как снижение аппетита, проблемы со сном и тревога. Дошкольники более склонны к побочным эффектам, чем младшие школьники.
  • Лекарства замедляют темпы роста дошкольников. Дети в исследовании выросли на полдюйма меньше и весили на три фунта меньше, чем ожидалось. Пятилетнее последующее исследование изучает долгосрочные изменения темпов роста. Ищите предварительные результаты в 2009 году.

Bottom Line

Дошкольники с тяжелой формой СДВГ отмечают заметное уменьшение симптомов при лечении только модификацией поведения (треть участников исследования) или комбинацией модификации поведения и низких доз метилфенидата (две трети участников исследования) . Несмотря на то, что лекарство в целом оказалось эффективным и безопасным, рекомендуется тщательный мониторинг побочных эффектов.

Для получения дополнительной информации об исследовании лечения СДВГ в дошкольных учреждениях: Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии , ноябрь 2006 г. ( jaacap.com ), Национальный институт психического здоровья, ( nimh.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts