Что делать, если у вас гиперактивный ребенок
Многие мамы согласятся с тем, что ребенок — это вечный двигатель, сгусток неиссякаемой энергии. Но иногда дети бывают чересчур активны, суетливы, подвижны и при этом не могут ни на чем долго концентрироваться. И тогда родители начинают задумываться: нормально ли это? Действительно, существует такое понятие, как синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ. Как распознать гиперактивного ребенка? Как помочь ему адаптироваться к жизни, требующей сосредоточенности и самодисциплины? Рекомендации родителям дает детский психолог Наталия Калиниченко.
Наталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии
Что такое СДВГ
Отношение к гиперактивности и распространенность знаний о ней сегодня, несмотря на активные исследования, не меняются последние 10 лет. Об этой проблеме много говорят, о ней спорят специалисты, но по-прежнему множество родителей не знают, как себя вести с такими детьми.
СДВГ — это медицинский диагноз, требующий наблюдения ребенка у невролога, психиатра, а в некоторых случаях и медикаментозного лечения. Но далеко не все родители детей с СДВГ обращаются к специалистам, и многие дети, которым должен быть поставлен такой диагноз, не стоят на учете у невролога. Иногда родители не понимают, что это заболевание, или не думают, что его можно вылечить. А некоторые мамы и папы просто хотят адаптировать ребенка к жизни, не обращаясь к специалистам. Каждая позиция имеет право на существование.
Ученые до сих пор не выяснили причину СДВГ и гиперактивности, но считают, что все дело может быть в генетических особенностях, болезнях матери во время беременности и родовых травмах. Есть мнение, что у детей с СДВГ замедлено развитие коры головного мозга, с задержкой до трех лет, а к подростковому возрасту гиперактивность сходит на нет. Другая теория гласит, что причина СДВГ — в повышенной скорости импульсов в коре головного мозга.
Не всякая повышенная активность — это основание заподозрить СДВГ. Бывают просто чересчур подвижные и при этом здоровые дети, которые не страдают проблемами с вниманием, а неспециалисты по незнанию называют их гиперактивными. Если малыш очень суетливый и шумный, но при этом может нормально учиться, развиваться, общаться со сверстниками, то это просто свойство его характера, он не нуждается в лечении. Очень важно понимать, почему ребенок проявляет повышенную активность, почему его внимание неустойчиво: из-за особенностей работы мозга или других факторов? От этого зависит способ взаимодействия с таким малышом. Все рекомендации, которые я приведу, касаются детей, у которых дефицит внимания и гиперактивности — физиологически обусловленные состояния.
Как распознать гиперактивность
Важно обозначить критерии, по которым даже неспециалисту будет понятно, что ребенок гиперактивен. Таких детей сразу видно в классе, на детской площадке, в магазине. Это очень активные ребята, которые могут за минуту побывать в десяти местах и не устать. Они очень быстро выполняют все задания и теряют интерес. При этом ребенок, занятый какой-то физической активностью, будет прекрасно слышать, что ему говорят: если его спросить, что только что сказал учитель, он это повторит. То есть такие дети могут делать несколько дел одновременно, а при правильном подходе еще и успешно.
Очень частый признак — двигательная суетливость. Нередко такие дети рано начинают ходить и проявлять активность еще в коляске: хватают за одежду прохожих, трогают веточки деревьев. Их мамы нередко принимают это за ускоренное развитие. На самом деле это тревожный знак, стоит проконсультироваться с грамотным неврологом.
Жить с гиперактивным ребенком, учить его — тяжело. Но труднее всего ему самому. Чтобы понять, каково ему, представьте, что у вас внутри мощные батарейки, которые никогда не садятся и не позволяют находиться в покое.
Еще одна важная проблема — отношение общества к таким детям. Если родители принимают своего ребенка, то работники образования перестраиваются с трудом. Гиперактивные дети в детском саду и школе постоянно привлекают внимание. Они не могут сидеть спокойно, им ежеминутно нужно вставать и ходить, задавать вопросы. Педагоги постоянно делают им замечания, из-за чего такие дети растут с ощущением, что они плохие, нарушители правил.
Как помочь гиперактивному ребенку
У ребенка нет возможности усилием воли стать другим, а у нас — волшебной таблетки, которая бы повлияла на работу его мозга. Но есть способы облегчить жизнь такому малышу, помочь ему учиться, общаться, просто адаптироваться к жизни.
Похвала
Как психолог, я рекомендую родителям и педагогам, всем, кто взаимодействует с гиперактивным ребенком, помогать ему формировать позитивную самооценку. Когда такой малыш играет, учится, выполняет домашние обязанности, хвалите его! И обращайте поменьше внимания на ошибки и нарушения, потому что они вызваны биологическими факторами, а их ребенок не в силах изменить. Гиперактивные дети чувствительнее других к похвале, она для них сверхценна. Найти к ним подход можно именно через добрые слова, восхищение и благодарность за старание сдерживать свою активность.
Режим
Нужно создавать условия, которые нивелируют биологические факторы гиперактивности. Таким детям необходим жесткий режим. Когда он стабилен и постоянен, организм к нему привыкает и не тратит ресурсы на адаптацию к изменяемой среде и образу жизни. Даже в выходные ребенок должен просыпаться в то же время, что и в будни. Важно, чтобы он много времени проводил на свежем воздухе. Это все имеет смысл, если по режиму живет вся семья, а не один лишь ребенок.
Разумно выбранный спорт
Часто родители думают, что спорт — лучший выход энергии для гиперактивного ребенка. Это не совсем так. Бокс, борьба, игры, требующие агрессии, этим детям противопоказаны. Полезны будут плавание, коллективные игры, просто физкультура. Занятия спортом лучше проводить в середине дня, потому что они, с одной стороны, требуют энергии, с другой — перевозбуждают ребенка. А если малыш гиперактивен, не стоит его еще больше накалять.
Четкое планирование
Это то, что поможет детям учиться и решать любые образовательные задачи. План действий должен быть отточен до такой степени, что в любой ситуации он должен возникать моментально. Научите ребенка делить любое сложное дело на маленькие части, каждая из которых будет казаться простой задачей. Обучить гиперактивного ребенка тайм-менеджменту непросто. Делайте это на своем примере: «Мы будем мыть посуду. Что для этого нужно? Мы зайдем в кухню, положим тарелку в раковину, включим воду, возьмем губку, нанесем на нее средство для мытья посуды», то есть проговаривается каждое действие. Если ребенок умеет вычленять простые задачи в составе сложной, это облегчает ему жизнь. Четко объясняйте, что ребенок должен делать в школе: на самостоятельной работе, изложении.
Поскольку у таких детей проблемы с вниманием, нужно работать и с этим. Разместите на его одежде и личных вещах какие-то символы и проговорите, что они означают. Например, когда ребенок, решая задачу, смотрит на пенал и видит там наклейку с солнышком, он понимает, что отвлекся, поэтому надо вновь собраться и вернуться к математике.
Отдых
Рекомендуется постоянно чередовать модальность деятельности. Делите домашние задания на маленькие части, каждую из которых можно выполнить за 5−8 минут. После каждой такой части делайте перерыв тоже на 5−8 минут.
Хорошо, когда учителя понимают важность перерыва для таких детей и дают им возможность подвигаться каждые 20 минут. Этим ученикам можно поручать вымыть доску, сходить за мелом или классным журналом. Когда к ребенку обращаются за такой помощью, это укрепляет его веру в себя.
Акцент на плюсах
Очень важно увидеть в гиперактивном ребенке черты, которые хорошо развиты и способны компенсировать недостатки. Как правило, у таких детей высокая скорость мышления, они быстро решают задачи, даже не понимая, как им это удается. Они могут делать несколько дел одновременно, и эта их способность может пригодиться им на играх вроде «Брейн-Ринга», где нужно очень быстро думать, обсуждать версии с командой и давать ответы раньше других. У таких детей повышенная потребность в лидерстве. Если направить ее в правильное русло, они станут незаменимыми помощниками для родителей и учителей.
Когда пройдет период гиперактивности
Как я говорю родителям на консультациях, к подростковому возрасту проблема гиперактивности обычно проходит. Этот период надо просто пережить. Затем либо снимается диагноз, либо ребенок адаптируется к жизни. Часто тот, кто в детстве был гиперактивным и постоянно получал от учителей замечания и двойки, вырастая, становится душой компании. Он превращается в человека, умеющего адаптироваться к обстоятельствам, знатока своего дела, способного работать в условиях стресса. Это очень важные качества для жизни в современном мире.
Очень важно, чтобы родители приняли и полюбили своего ребенка по-настоящему, не испытывали вину и злость, старались направить его особенности в нужное русло и раскрыть его потенциал.
Читайте также:
Хорошие дети иногда ведут себя очень плохо, и вот почему
Уроки доброты: как говорить с ребенком об особенных детях
Как танцы помогают мальчикам расти настоящими мужчинами
Фото: Dejan Dundjerski/Pressmaster/Sergey Novikov/Nina Buday/Shutterstock. com
детивоспитаниеразвитиесоветы психолога
Психологическая Помощь Родителям Детей с Расстройствами Внимания и Гиперактивностью в Санкт-Петербурге
Гиперактивность и нарушение внимания у детей – распространённая проблема в современном мире. Эти особенности могут быть как составной частью СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности), так и проявляться как симптомы в рамках другого заболевания. Гиперактивному ребенку трудно концентрировать внимание, управлять своим поведением, учиться, удерживать в памяти необходимую информацию. Такой ребенок не может долго заниматься одним и тем же и часто отвлекается. Всё это приводит к проблемам в учебе, в общении со сверстниками и родителями, к трудностям в воспитании.
ПОКАЗАНИЯ
Курс психологической помощи предназначен для родителей, в семье которых растет ребенок с расстройствами внимания и/или гиперактивностью.
Эта программа подойдёт Вам, если:
- Вы испытываете трудности во взаимодействии и в воспитании ребёнка 4-13 лет с расстройствами внимания и гиперактивностью;
- Вам сложно заниматься с ребёнком;
- ребёнок не может самостоятельно делать уроки;
- у ребёнка есть сложности при общении со сверстниками;
- поведение ребёнка подобно стихийному бедствию;
- ребёнку трудно усваивать информацию;
- Вам сложно наладить контакт с ребёнком, он не слушается;
- из-за поведения ребенка жалуются педагоги;
- одно и то же приходится повторять по многу раз, и у вас уже сдают нервы;
- Вы хотите воспитать здорового ребенка, и при этом не превратиться в цербера.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Немаловажным в лечении детей с нарушением внимания и гиперактивностью является комплексный подход, включающий, в том числе, создание благоприятных условий для коррекции внутри семьи.
Программа поможет:
- Лучше понимать своего ребенка.
- Выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.
- Гармонизировать детско-родительские и семейные отношения.
- Скорректировать поведенческие особенности ребёнка.
- Ребёнку овладеть действиями самоконтроля и саморегуляции.
- Повысить эффективность проводимого лечения.
ПРОГРАММА КУРСА
Программа предполагает одну встречу для предварительной диагностики и три индивидуальных консультации с периодичностью примерно раз в месяц.
На первой встрече (диагностика)
На второй встрече (консультация) выделяются и обсуждаются основные волнующие родителей вопросы. Разрабатывается план решения поставленных задач, даются рекомендации.
На третьей встрече (консультация) психолог вместе с родителями разбирает, что получилось или не получилось реализовать и почему. Разработанная ранее стратегия корректируется или дополняется, при необходимости – выделяются и решаются дополнительные вопросы.
На четвёртой встрече (консультация) оцениваются результаты и подводятся итоги работы, оцениваются перспективы («что же дальше?»). При необходимости могут быть предложены дополнительные встречи.
План Курса
|
|
Время, мин. |
Психологическое обследование |
Диагностика детско-родительских и семейных отношений |
60 |
|
|
|
Психологическая консультация |
Консультация психолога |
60 |
|
|
|
Психологическая консультация |
Консультация психолога |
60 |
|
|
|
Контрольная консультация |
Консультация психолога |
60 |
|
|
|
Общая стоимость курса 12 000 р. |
СДВГ и школа (для родителей)
Отзыв: Ширин Хасан, доктор медицинских наук
Психология (поведенческое здоровье) в Nemours Children’s Health
на испанском языке El TDAH y la escuela
Как СДВГ влияет на детей в школе?
СДВГ может повлиять на способность учащегося сосредотачиваться, обращать внимание, слушать или прикладывать усилия к школьным занятиям. СДВГ также может сделать ученика суетливым, беспокойным, слишком много говорить или нарушить класс. У детей с СДВГ также могут быть трудности с обучением, из-за которых у них возникают проблемы в школе.
Большинство детей с СДВГ начинают ходить в школу до того, как у них диагностируют СДВГ. Иногда учителя первыми замечают возможные признаки СДВГ. Они могут обсудить это с родителем ребенка. Затем родитель может проверить ребенка у поставщика медицинских услуг, чтобы убедиться, что у него СДВГ.
Как учителя могут помочь детям с СДВГ?
Сообщите всем учителям, если у вашего ребенка СДВГ.
Учителя могут помочь вам узнать, нужна ли вашему ребенку IEP (индивидуальная программа обучения) или план 504:
- IEP — это письменный план, предусматривающий индивидуальное специальное обучение и сопутствующие услуги. Учитель вашего ребенка может предложить провести оценку, чтобы узнать, может ли ваш ребенок извлечь выгоду из IEP.
- План 504 предоставляет услуги и изменения в учебной среде для удовлетворения потребностей ребенка.
Учителя могут обсудить с вами успеваемость вашего ребенка. Попросите учителя сообщить вам, как дела у вашего ребенка. Использование папки, которая ходит туда-сюда между вами и учителем вашего ребенка, — это один из способов поделиться заметками об успеваемости.
Учителя могут сосредоточиться на потребностях вашего ребенка. Все ученики с СДВГ разные. Некоторым нужна помощь в концентрации внимания и управлении отвлекающими факторами. Некоторым нужна помощь в организации. Другим нужна помощь, чтобы начать работу или закончить начатую работу. Некоторым учащимся с СДВГ трудно усидеть на месте или спокойно работать. Спросите учителя, как СДВГ влияет на вашего ребенка в классе и что вы можете сделать, чтобы помочь своему ребенку с школьными заданиями.
Учителя могут помочь вашему ребенку добиться успеха. В зависимости от того, что нужно учащемуся, учитель может сделать следующее:
- Посадить учащегося там, где меньше отвлекающих факторов.
- Дайте четкие и краткие инструкции.
- Придерживайтесь простых распорядков и правил в классе.
- Будьте теплыми, ободряющими и позитивными.
- Хвалите старания.
- Помощь в организации.
- Научите детей замедляться и не торопиться.
- Давать подсказки, чтобы остаться на задаче.
- Делайте перерывы, чтобы передвигаться по классу.
- Дайте дополнительное время для завершения работы.
- Научите учащихся проверять свою работу и выявлять ошибки по невнимательности.
Для старших школьников учителя также могут:
- Обучить навыкам обучения, таким как конспектирование, чтение вслух и подготовка к тестам.
- Разбивайте многоэтапные проекты и задания на более мелкие части.
Учителя могут раскрыть в вашем ребенке все самое лучшее. Когда учителя видят лучшее в своих учениках, ученики видят лучшее в себе. Учителя могут показать, что каждый ученик может расти, учиться и добиваться успеха — независимо от того, есть ли у него СДВГ.
Проверил: Ширин Хасан, доктор медицинских наук
Дата проверки: июнь 2020 г.
Поведенческая терапия для детей младшего возраста
Американская академия педиатрии рекомендует, чтобы маленькие дети (в возрасте от 2 до 5 лет) с СДВГ сначала проходили поведенческую терапию, прежде чем пробовать лекарства. Поведенческая терапия для маленьких детей наиболее эффективна, когда их родители изучают стратегии у терапевтов и используют эти стратегии для управления поведением своих детей. Родители учатся создавать структуру, поощрять хорошее поведение, препятствовать негативному поведению, обеспечивать постоянную дисциплину и укреплять отношения со своим ребенком посредством позитивного общения. Эти методы помогают не только детям с СДВГ, но и детям без диагноза успешно функционировать дома и в школе.
Недавнее исследование, проведенное исследователями из Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), сообщает, что, несмотря на эти рекомендации, только один из двух маленьких детей с диагнозом СДВГ получает психологические услуги, которые могут включать поведенческую терапию.
Как поведенческая терапия помогает мне и моему ребенку?
Невнимательность и импульсивность, связанные с СДВГ, могут способствовать негативному взаимодействию и поведению у детей. Они могут склонны к плохому поведению и наказанию чаще, чем другие дети. Это частое наказание может оказать негативное влияние на их самооценку и привести к увеличению проблемного поведения. Родители могут обнаружить, что их типичные стратегии воспитания не работают очень хорошо. Родители могут научиться управлять поведением маленьких детей с СДВГ, пройдя обучение по использованию поведенческих техник и работая с опекунами (воспитателями детских садов, воспитателями дошкольных учреждений и другими), чтобы помочь уменьшить это негативное поведение и взаимодействие.
Как выглядит поведенческая терапия?
Воспитание детей с СДВГ сопряжено с уникальными трудностями. Дети развиваются по-разному, и у каждого ребенка СДВГ может проявляться по-разному. Профессионал может помочь родителям определить, когда и какие типы ответов подходят для их ребенка. Родителям может быть очень трудно научиться этим стратегиям воспитания только из книг и веб-сайтов и реализовать их самостоятельно. Родители могут изучить определенные навыки и стратегии, которые наиболее эффективны для их детей с СДВГ. Обучение включает практику и поддержку терапевта в эффективном и последовательном применении этих техник. Помощь профессионала может быть очень полезной.
Терапия СДВГ обычно включает обучение родителей следующим навыкам:
- Установление домашних правил, структуры и последовательного распорядка
- Научиться давать особую похвалу и внимание за соответствующее поведение (часто хвалить за хорошее поведение) и не уделять внимания мягкому, раздражающему, но не вредному поведению (выбор своих сражений)
- Использование подходящих для развития указаний и команд
- Заблаговременное планирование и работа с детьми в общественных местах
- Использование последовательных и эффективных дисциплинарных стратегий
Для родителей маленьких детей обучение должно быть особенно чувствительным к уровню развития ребенка. Дети дошкольного возраста меняются быстрее, чем дети старшего возраста. Они более склонны к истерикам и другому оппозиционному поведению, которое может быть нормальным для этого периода развития. Однако дети с СДВГ, вероятно, будут проявлять такое поведение с большей частотой и интенсивностью. Опять же, профессионал поможет родителям определить, в какой момент поведение требует вмешательства и какие стратегии лучше всего работают с каждым ребенком.
В отличие от детей старшего возраста, которые, как правило, имеют различный социальный опыт и усвоили множество социальных моделей поведения, у маленьких детей только начинается обучение тому, как ладить с другими детьми в парах и группах. Поскольку групповые ситуации могут быть сложными для маленьких детей с СДВГ, поведенческие тренинги для родителей помогут родителям научиться развивать эти навыки. Поведенческое обучение родителей обычно состоит из 8–12 занятий. Однако некоторым семьям может потребоваться больше сеансов.
Терапевт будет обучать родителей постоянно использовать эффективное общение и другие стратегии для управления поведением своих детей и укрепления их отношений с ребенком. Между занятиями родители используют и практикуют то, что они узнали, и возвращаются к следующему занятию, чтобы обсудить прогресс, при необходимости скорректировать стратегии и освоить новые навыки.
Применение этих навыков к детям с СДВГ требует усилий со стороны родителей. Однако тяжелая работа окупается. Родители, которые осваивают и последовательно применяют эти навыки, увидят меньше проблем с поведением и улучшат семейное функционирование. Их ребенок повысит самооценку и улучшит отношения с родителями, братьями и сестрами, учителями и другими людьми.
Какие программы обучения родителей для дошкольников существуют?
Следующие программы поведенческого тренинга для родителей детей дошкольного возраста, эффективность которых в настоящее время подтверждена достаточным количеством научных данных:
- Помощь непослушному ребенку
- Программа «Невероятные годы для родителей»
- Программа для родителей New Forest
- Терапия взаимодействия родителей и детей
- Triple P (Программа позитивного воспитания)
Согласно обзору, проведенному Агентством исследований и качества в области здравоохранения (AHRQ) в 2011 году, программы обучения поведенческих родителей, проводимые обученными терапевтами, могут «помочь родителям справляться с проблемным поведением своего ребенка с помощью более эффективных стратегий дисциплинирования с использованием вознаграждений и некарательных последствий. Важным аспектом каждого из них является содействие позитивным и заботливым отношениям между родителями и их ребенком». Обзор AHRQ выявил следующие общие терапевтические компоненты в эффективных программах:
- помочь родителям развить позитивные отношения со своим ребенком
- помочь им справиться с негативным поведением и повысить позитивное поведение с помощью позитивной дисциплины
Для родителей, у которых нет доступа к конкретным программам, упомянутым выше, может быть полезно обратиться к терапевту, который фокусируется на тех же элементах.
Родители и опекуны, желающие узнать больше о СДВГ и способах помочь своему ребенку, могут записаться на курс «От родителей к родителям: семейный тренинг по СДВГ», предлагаемый через CHADD.
Ссылки
Центры по контролю и профилактике заболеваний, http://www.cdc.gov/ncbddd/adhd/treatment.html, по состоянию на 16 марта 2016 г.
Центры по контролю и профилактике заболеваний, Основные показатели жизнедеятельности: СДВГ у детей младшего возраста, http://www.