Картотека игр с песком и водой для детей среднего дошкольного возраста. | Картотека по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа):
Картотека игр «Песок и вода»
Игра «Топчем дорожки»
Цель: Знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.
Содержание: Воспитатель с малышом шагает по песку, оставляя следы, при этом можно приговаривать: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ! » Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.
Игра «Я пеку, пеку, пеку»
Цель: Знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.
Содержание: Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.
Игра «Волшебные отпечатки на песке»
Цель: Знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.
Содержание: Воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.
Игра «Угадай, что спрятано в песке»
Цель: Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.
Содержание: Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.
Игра «Во саду ли, в огороде»
Цель: Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.
Содержание: По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
Игра «Путешествие в сказочный город»
Цель: Развитие образного мышления, воображения, речи.
Содержание: Взрослый показывает ребенку вывеску, на которой изображен шкаф, и спрашивает, как может называться магазин, где продается этот предмет. После того как все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном городе.
Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают строить сказочный город. После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями.
Игра «Новая квартира куклы Маши»
Цель: Развитие образного мышления, восприятия, умения строить в соответствии с планом-схемой.
Содержание: Взрослый. Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превращается в новую квартиру куклы Маши.
Квартиру кукла Маша получила
И мебель в магазине закупила:
Кровать, шкаф, кресло, стульчик, стол
Занес в квартиру грузчик и ушел.
Куда же мебель расставлять?
На помощь Мишку надо звать.
Медведь откликнулся на зов,
План начертил и был таков.
Одна опять осталась Маша,
И загрустила кукла наша.
Поможем мебель ей расставить,
По плану в комнату поставить.
Взрослый предлагает детям план-схему, на которой изображены: стол, стульчик, кресло, диван, кровать, шкаф. Дети по этой схеме расставляют мебель в квартире.
Игра «Строители на сказочном острове»
Цель: Развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно-конструкторских способностей, умения строить в соответствии с планом-схемой.
Содержание: Взрослый рассказывает историю о бутылке, выброшенной на берег моря с письмом внутри. Ребенок берет бутылку и достает письмо следующего содержания.
В океане остров был чудесный,
Никому доселе не известный.
Замки, башни и дворцы
Возвели строители-творцы.
Но черные тучи вдруг набежали,
Солнце закрыли, ветер позвали.
Жители спрятаться только успели,
Огонь, ураган и дождь налетели.
Разрушено все: только камни одни.
Вот что осталось от этой страны.
Теперь не существует дивной красоты.
Остались лишь одни мечты, что.
На этом письмо прерывается.
Взрослый задает детям следующие вопросы для обсуждения:
1. Как вы думаете, о чем мечтал человек, написавший эту записку?
2. Что это был за человек?
Взрослый. Ребята, посмотрите, на обороте записки нарисованы чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета. Давайте возьмем волшебную палочку, произнесем «Крибле-крабле-бумс» и переместимся на остров Сказки, где попробуем построить чудесные сооружения по чертежам. Осуществим мечту человека. В путь!
Игра «Самодельный водопад»
Цель: Развитие моторики рук.
Содержание: Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он «шумит». А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.
Игра «Попади в цель»
Цель: Подбрасывать вверх мяч и ловить. Вырабатывать меткость. Дать понятие о расстоянии «ближе» и «дальше».
Содержание: Небольшая группа детей стоит или сидит полукругом на расстоянии 2, 5 метра от таза с водой. Воспитатель предлагает ребенку взять мяч из корзины, указывает, как встать на расстоянии 1метр от таза, предлагает бросить в него мяч. Если мячик не попал в цель, предлагает бросить еще раз, но встать ближе.
После 3-х мячей ребенок должен собрать их, положить в корзину и сесть на место.
Игра «Чистюли»
Цель: Привитие элементарных трудовых навыков. Дать понятие о «грязном» и «чистом».
Содержание: Воспитатель приносит в тазу игрушки, предлагает засучить рукава. В другой таз наливает теплую воду из ведра и каждому дает поручение: вымыть игрушку. Воспитатель вовлекает всю группу детей и, разговаривая с ними, подсказывает, что и как мыть. Затем тряпочкой каждый ребенок вытирает свою игрушку.
Игра «Пересыпание сухого песка через воронку»
Цель: Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.
Содержание: Воспитатель подводит группу детей (не более 8 человек) к песочнице. Раздает детям бутылочки, ведерки, формочки. Показывает, как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму. Воспитатель показывает детям, как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог», «торт».
Игры с решетом
Цель: Развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка.
Содержание: Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»
Игра «Норки для мышки»
Цель: Знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.
Содержание: Ребенок вместе с Воспитателем копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем мама озвучивает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку.
Игра «Заборчики»
Цель: Знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.
Содержание: Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик.
Игра «Постройка домика для куклы»
Цель: Закрепить свойства песка. Подвести к тематическим постройкам.
Содержание. Воспитатель подводит детей к песочнице. «Смотрите какой желтый песок. Набирает на совок и ссыпает несколько раз: Ой, песок, песок!
Вот песок какой!
Сыплю я песочек,
Сыплю золотой!
-сделаем из песка горку. Высокую горку. Помогайте мне. Давайте посадим вокруг горки цветы и кустики (веточки). Вместе с воспитателем дети втыкают их в песок. Вот какой красивый сад! А кто в нем будет гулять? Дети подсказывают, что кукла Нина. Давайте позовем ее. Появляется кукла. «Здравствуйте, дети! Какой красивый сад! Как красиво все кругом! Я хочу построить дом! » -Давайте построим дом для куклы. Строит.
Появляется собачка. Для нее строят будку.
Появляется козочка, ест траву, цветы, портит сад. Собака прогоняет козу – лает на нее. Кукла благодарит собаку за помощь.
Такие постройки в игровой форме подводят детей к постройке огорода, озера. Можно использовать ветки, цветы, фанерные игрушки.
Игра «Цветные заборчики»
Цель: Развитие мышления, моторики.
Содержание: На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.
Игра «Общим словом назови и запомни»
Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.
Содержание: Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное. По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т. д.
В конце игры дети сочиняют сказочную историю.
Игра «Детские секретики»
Цель: Научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.
Содержание: Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину.
Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.
Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.
Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.
Игра «Ковер-самолет для принцессы»
Цель: Научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше — больше, выше — ниже, справа, слева, закрепить знания о геометрических формах.
Содержание: Взрослый рассказывает сказку:
В сказочном царстве принцесса жила,
Очень красива, добра и мила.
Вдруг прилетел огнедышащий змей,
Чтоб на принцессе жениться скорей
И унести в мир страха и тьмы,
Сделать царицей змеиной страны.
Нам надо принцессу от змея спасти,
В заморские страны ее увезти.
Построим, ребята, ковер-самолет
Нашу принцессу он точно спасет.
Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическим орнаментом.
После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы:
1. Найди и покажи самый маленький круг.
2. Найди и покажи самый большой квадрат.
3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.
4. Каких цветов фигуры на ковре-самолете.
5. Назови, где находится красный маленький квадрат и т. д.
Игра «Город, где мы живем»
Цель: Развитие воображения, творческого мышления, закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, какой ездит транспорт, какие работают заводы.
Содержание: Две группы детей строят родной город, каждая — в своей песочнице. Затем участники по очереди рассказывают о том, что построили. Команды задают друг другу вопросы, обмениваются впечатлениями об услышанном.
Игра «Уточки плавают»
Цель: Дать представление о том, что предметы «плавают», о числовом определении «один», «много».
Содержание: Воспитатель пускает в воде резиновые игрушки. «Смотрите, как уточка плавает. Сейчас я покручу палочкой по воде (делает круговые движения палочкой). Уточка двигается. Вот как интересно!
А теперь, Коля, на тебе палочку, покрути ей, и т. д. другим детям.
Была одна уточка, а теперь сколько?
После воспитатель предлагает вынуть игрушки из воды и обтереть их тряпочкой. Они мокрые, вытирайте игрушки, теперь они стали сухими.
Положите игрушки на место. Выльем воду из таза. Вот как она льется.
Игра «Вода принимает форму»
Цель: Дать понятие о плавающих и тонущих предметах, о предметах тяжелых и легких. Подвести к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут.
Содержание: Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Родителям стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.
Игра «Горячо-холодно»
Цель: Дать представление о холодной, теплой и горячей воде.
Содержание:Дети сидят на стульчиках полукругом вокруг стола. Воспитатель ставит таз или ванну и говорит детям, что сейчас кукла Таня будет купаться. Наливает холодную воду и опускает куклу. Кукла «выскакивает». Она не хочет купаться. Почему? Вода холодная. Дети подходят и трогают воду рукой.
Я подолью горячей воды, она станет теплая. Дети убеждаются, что вода теплая. Теперь куклу снова сажают в таз, она с удовольствием купается.
Активизация словаря: холодная, теплая, горячая.
Игра «Мокрое-сухое»
Цель: Закрепить понятие о «мокром» и «сухом». Закрепить название одежды.
Содержание: Группа детей стоит около таза с водой.
«Сегодня я хочу постирать кукольное белье»_ говорит воспитатель. Сама стирает и сопровождает действия словами: «Сначала налью теплой воды. Намочу платье. Намылю как следует, потру, смою мыло в воде, выжму.
В другом тазике прополощу в чистой воде и снова выжму. Теперь протяну веревочку и повешу белье. Пусть просохнет. Сейчас оно мокрое, а потом будет сухим.
Затем предлагает детям постирать и дает каждому белье от куклы, мыло. Дети рассказывают кто что стирает (закрепить название одежды) .
Игра «Канавки, горки для прогулки куклы»
Цель: Подвести к тематическим постройкам. Закрепить свойства песка.
Содержание: Воспитатель реет в песке ямку, делает канавку, горку. Затем «выходит на прогулку» кукла (собачка, во время прогулки она преодолевает все эти препятствия: падает в ямку, влезает на горку, перепрыгивает через канавку. По этому примеру дети тоже роют ямки, канавки, делают горки и кукла гуляет по всей площадке, могут быть включены в игру другие куклы или игрушки.
Через канавки можно положить дощечки, мостик, на горку сделать ступеньки.
Игра «Что я закопала в песок? »
Цель: Развитие внимания, памяти, наблюдательности.
Содержание: Воспитатель показывает 2-3 игрушки, спрашивает у детей по очереди, как называются эти игрушки. Затем предлагает всем повернуться спиной к песочнице и одну из них закапывает в песок. По сигналу: «Готово! », «Можно! », дети поворачиваются и отгадывают, какая зарыта в песок. Отвечает тот ребенок, которого назвал воспитатель. Игрушка выкапывается. Если ребенок правильно назвал, ему все хлопают в ладоши.
Игра повторяется, постепенно увеличивается количество игрушек.
Эту игру можно разнообразить: не все отворачиваются, а только отгадывающий. Все смотрят и слушают ответы.
Если ребенок правильно отгадал, то выбирает другого, а сам закапывает игрушку.
Игра «Переливание воды из кружки в кружку или через воронку»
Цель: Дать представление о свойствах воды — «льется», О «мокром», о «сухом».
Содержание: Воспитатель зовет детей к тазу с водой, дает каждому по кружке, показывает, как зачерпнуть и вылить воду. «Смотрите, вода льется, сделайте то же самое, налейте воды друг другу». (называет кто кому нальет).
Картотека игр
«Песок и вода»
Развивающие игры с водой для детей до 3 лет: подборка от педагога
Все малыши переживают период «брызгаться-топить-мочить-поливать-всё-и-всех». Ребёнок не пропустит ни одной лужи или другой ёмкости с водой, так и норовит дотянуться до крана, может вылить её из вазы посреди комнаты. Такое поведение говорит нам о сильном интересе к физическим свойствам жидкостей. В этой статье вы найдёте игры с водой для детей, которые помогут удовлетворить интерес к ней дома, в детском саду и на улице. А также — рекомендации эксперта о том, как мы можем направить неприемлемое поведение в конструктивное русло.
Почему ребёнок исследует воду с таким интересом
Бывает, что малыш пьёт из крана или пытается зачерпнуть из унитаза. Он делает это не потому, что хочет позлить нас и даже не потому, что просто хочет пить. Его увлекает поиск ответа на бессознательный вопрос: «А жидкость везде одинаковая на вкус? Нужно проверить!» И ведь она действительно бывает разной — пресной, солёной, горькой, тёплой, холодной.
Ребёнок, который бесцельно плещется в раковине, тазике или выливает напиток на пол, не балуется, а занимается исследовательской деятельностью и развивает концентрацию внимания. Хотя часто в глазах родителей это важное дело превращается в бесцельную игру.
Подробный разбор проверенных развивающих игрушек. Как показывать ребёнку и что говорить, чтобы заинтересовать — в нашем мини-курсе «Топ-10 игрушек для малышей»
Вот сколько нового могут узнать дети во время игр с водой:
- Её свойства:
- Состояния: пар над кастрюлей, корочка льда на луже, снежинки и мыльные пузыри.
- Движение: есть стоячая и проточная, может капать, бежать или перетекать и переливаться из ёмкости в ёмкости с разной скоростью.
- Своё тело: оно ощущает прикосновение и даже давление воды; в воде нужно прикладывать другие усилия, чтобы удержать равновесие; тело может ощущать покалывание, холод, течение; разные двигательные возможности — налить, перелить, взболтать, взять в ладошки.
- Свойства других предметов: (не)тонет, (не)плывёт, (не)мокнет и т. д.
Игры с 8 месяцев до 2 лет
За всеми детскими играми с водой стоит мощная потребность исследовать окружающий мир. Когда мы пытаемся бороться с этой стихией, то терпим поражение — портим отношения с малышом и лишаем его нового опыта и развития. Самым разумным будет направить энергию в безопасное русло, а если есть время — провести его вместе.
Вот игры с водой для детей, которые помогут это сделать.
Большая ёмкость с водой и различными предметами. Чем младше сын или дочка, тем меньше предметов мы кладём в наполненный тазик. До года достаточно пары чашек и одной уточки. После года набор предметов и материалов можно постепенно увеличивать, выбирая новые вместе.
Что можно положить в таз:
- природные материалы: ракушки, камни, перья, листья, шишки и жёлуди;
- фигурки рыб и водных животных;
- воронки;
- маленькие ковши, бутылочки, кувшины и чашки;
- резиновые игрушки для ванны;
- губки и мочалки;
- целые пластиковые контейнеры и контейнеры с отверстиями;
- венчики;
- трубочки;
- большие пипетки или маленькие клизмы;
- пульверизаторы.
Губки и мочалки. Их приятно просто сжать и наблюдать, как падают капли. Можно поэкспериментировать с размером и материалом. Сначала даёте губку, которую будет легко взять неумелыми ручками и сжать. А позже — губки разных размеров.
Мячики и шарики. Сначала малыш просто гоняет их по тазу, пытаясь схватить. Так он развивает зрительно-моторную координацию и захват ладошкой. Потом игры с мячами можно усложнить: пытаться опустить их на дно или вылавливать щипцами — «поймай рыбку» и смотреть, как они плавают.
Пульверизаторы и бутылочки. Ближе к двум годам малыши особенно усердно тренируют силу рук. Выбирая игры для детей с водой дома, предложите предметы из материалов, которые можно с усилием сжимать.
Контейнеры с отверстиями. Просто сделайте отверстия в стаканчике из-под йогурта и положите его в таз с прозрачной или цветной водой. Малыши любят подолгу наблюдать, как она вытекает из дырочек, а стаканчик пустеет и плавает, а не тонет.
Маленькая лейка: можно зачерпнуть и выливать обратно из носика.
Венчики и сито. Интересней всего взбивать и набирать ими мыльную жидкость. Только необходимо постелить клеёнку, играть в ванной или саду, так как малышам ещё не по силам рассчитать амплитуду движений, и во время подобных игр для детей с водой дома пена расплескается.
Спасение уток. Это другая детская игра с пенной водой. Они любят представлять, будто в тазике — океан, и перемещать жидкость руками, создавая волны. После плескания напомните, что нужно «спасти» уток — собрать их в корзинку и высушить.
Вам понадобятся материалы:
- резиновые уточки;
- наполненный таз;
- губки;
- пена для ванны;
- маленький контейнер.
С 2 до 3 лет
Захват воды пипеткой. Для игры понадобится ёмкость для жидкости и большая пипетка вроде «Ловкого головастика» — они хорошо ложатся в маленькую ладонь. Сначала показываем, как работать с пипеткой: сжимать и разжимать грушу, захватывать воду и выпускать её. А потом даём малышу попробовать самому. Цель этого эксперимента — развитие координации движений.
Замороженные сокровища. Эта простая детская игра с водой позволяет малышу познакомиться с её свойствами и почувствовать разницу температур.
Вам понадобятся материалы:
- заранее замороженные предметы в формочке для льда;
- салфетка;
- пустая миска;
- инструменты для вылавливания и перекладывания — ложка или щипцы;
- кувшинчик или пипетка с тёплой водой для растапливания льда;
- тряпочка (на случай если прольётся вода).
Игра сильно увлекает ребёнка — ведь предметы на глазах высвобождаются из льдинок. Он сам повлиял на этот процесс, а теперь может потрогать и внимательно изучить свои сокровища.
Сокровищами могут быть маленькие шишки, жёлуди, листья, камни, кусочки коры, перо птицы, фигурки Лего, пуговицы, ключи. Но при этом они должны быть безопасного размера, чтобы ребёнок не мог их проглотить. Фигурки можно замораживать в пищевых пакетиках, завязывая их на узел.
Вместе постелите на стол салфетку или клеёнку. Поставьте миску с замороженными предметами, пустую миску, ложку или щипцы и кувшин с горячей водой. Медленно покажите полный цикл действий и предложите попробовать самому.
Сортировка по цветам. Благодаря этой игре с водой для детей можно научить малыша сопоставлять цвета и развивать мелкую моторику рук.
Вам понадобятся:
- мелкие предметы нескольких цветов: кубики Лего, шарики, крупные пуговицы или пластиковые кубики для охлаждения напитков;
- чашки, которые совпадают по цвету с предметами;
- ложки-ножницы, кулинарные щипцы или обычная ложка;
- таз для воды.
Наполните таз водой и положите в него разноцветные предметы.
Затем покажите, как держать ложки-ножницы руками, пользоваться ими. Как захватить предмет и переносить его в чашку нужного цвета. Ложки-ножницы можно заменить на обычную ложку или кулинарные щипцы и сконцентрировать внимание малыша на сортировке кубиков по цветам.
Малышам до трёх лет нужно постараться, чтобы открыть такие ножницы, и приложить усилие обеими руками. Когда ребёнок перемещает кубик в чашечку, он концентрируется на процессе. Дети постарше учатся управлять ножницами-ложками одной рукой, будто работают обычными ножницами. А кому-то может понравиться делать это упражнение в ванне во время купания.
После трёх лет можно предлагать детям эксперименты с водяными бомбочками, испарением и конденсацией.
5 игр с водой и песком
Детские игры с водой и песком — хороший вариант для лета. Если вы отдыхаете на море, позвольте ребёнку проводить достаточное время на пляже. А в саду на даче можно сделать для него песочницу и поставить рядом ёмкость с водой.
Такие игры с водой для детей способствуют развитию мелкой моторики, сенсорного восприятия и помогают снять эмоциональное напряжение. Они подходят с того момента, когда ребёнок перестаёт тянуть в рот мелкие предметы.
Вот несколько идей, чем может заняться ваш малыш:
- Лепим из песка.
- Поиски клада. Закопайте в мокром песке небольшие предметы, предложите найти их и сложить в ведёрко. Дети любят подолгу искать и снова закапывать фигурки в песок.
- Рисунки на песке. На мокром песке можно рисовать пальчиком или палочкой.
- Закапывания. Все дети любят на пляже закапывать в песочек родителей и друг друга. Это упражнение учит лежать спокойно, без движения. Предложите закапать вашу ладошку, полить, а потом раскопать, не задевая. Это хорошая тренировка точных движений и аккуратности.
- Город из песка. Возьмите с собой маленькие игрушки-фигурки, которые ребёнок сможет использовать в своём городе. Вы можете предложить ему рассказывать вам, что именно он строит, не вмешиваясь в его работу.
Как устанавливать границы и открывать возможности при интересе ребёнка к воде
Несмотря на пользу игр с водой для детей, не в каждой ситуации мы можем дать малышу свободу действий. В каких-то случаях мы вынуждены запрещать опасные действия — устанавливать границы и правила. Их должно быть не много, но они должны быть понятны. Желательно, чтобы на каждое «нельзя» было своё «можно».
Важно говорить спокойно и уверенно, переключая малыша на возможности, а не запреты:
- «Нельзя разливать воду на пол, но можно набрать её в лейку и полить растения»
- «Нельзя пить из лужи, но можно из бутылки. А воду из лужи можно наливать в ведёрко или лейку и «поить» деревья и растения»
Продумайте экипировку на случай, если промокнуть действительно нежелательно и отпустите в свободное плаванье. Ведь когда мы останавливаем малыша: «Не лезь в лужу, промокнешь!», то лишаем его целой исследовательской лаборатории — бесплатной и практически неисчерпаемой в разнообразии возможных занятий, знаний, эмоций и опыта.
А ещё в луже можно мерить глубину сапогами и палкой, кидать камешки, пускать веточки и кораблики, бегать и прыгать, смотреть на своё отражение и отражение неба, деревьев и облаков
Рассмотрим подробнее несколько примеров, как можно провести границы и не лишить малыша возможности вдоволь наплескаться во время игр с водой для детей.
Пьёт из крана. Бывает, что мы обеспечили доступ к раковине, и малыш теперь при любом удобном случае пьёт из крана. Можно сказать:
«Смотри, вот кувшин, можешь пить, когда захочешь. А водой из крана вымыть руки (постирать, помыть свои игрушки). Смотри, я покажу»
Пусть на столе стоит кувшин и кружечка, и ребёнок сам решает, когда и сколько он хочет пить. Это упражнение на моторику: взять кувшин, наклонить его так, чтобы вода попала точно в кружку, донести стакан до рта и попить. Во время этого занятия можно научится осваивать сложные алгоритмы действий от начала до конца. Ещё один полезный бонус — начинает больше пить.
Позаботьтесь, чтобы все предметы были удобны для маленьких рук и не наливайте в кувшин слишком много жидкости
Всё о том, как устанавливать правила ребёнку и не испортить с ним отношения, в нашем мини-курсе с пошаговым руководством
Ребёнок выливает воду на пол или в тарелку с едой. В этой ситуации предложите: «Давай я покажу тебе кое-что интересное», и отведите в ванную или сад и предложите доступ к ёмкости с водой и игрушками. Оставьте его и посмотрите — как долго малыш, про которого говорят, что он не может ни на чём сосредоточиться больше одной минуты, будет увлечённо заниматься.
Для этого понадобится заранее организовать место для экспериментов. Если это раковина, пусть рядом будет башня помощника, табуретка или подставка, чтобы малыш мог безопасно добираться и открывать кран. Если он слишком короткий — можно использовать специальную насадку, за счёт которой струя становится длиннее и малыш может подставить руки.
Если по каким-то причинам раковина дома недоступна для ребёнка, можно организовать водную зону в ванной или даже в тазике на низкой табуретке или прямо на полу, подстелив клеёнку.
Дети обожают мыть руки. Покажите, как открыть кран, взять мыло, медленно, тщательно, намылить и потереть каждый пальчик и кисть и получить волшебство — переливающуюся пену! Малыши надолго зависают у раковины, это помогает утолить интерес к занятиям с водой
Обычные повседневные дела — хорошая альтернатива играм с водой для детей. Привлекайте малышей к помощи в готовке: дайте помыть овощи, налить воду в кастрюлю или молоко в тесто для блинчиков.
Интересные водные дела, которые надолго увлекают детей: полить или опрыскать цветок, помыть окно, зеркало или стол
Бывает, что ребёнку всё равно интересней выливать жидкость из кувшина на пол, чем плескаться с игрушками в ванной, и он с завидным упрямством повторяет это действие. В этом случае рекомендую приглядеться — выливает ли он в определённое место (на ковёр или паркет) или особым способом (тонкой струйкой или потоком). Подумайте, о чём это может говорить и предложите соответствующее занятие: намочить в ванной маленький коврик и почистить его, набрать воды в лейку и полить цветы. Или провести эксперимент на прогулке: посмотреть, как впитывается вода асфальтом, землёй, плиткой или песком.
Наблюдайте за сыновьями и дочками, они всегда показывают нам свои интересы и потребности. И если следовать за ними и направлять в конструктивное русло, то ваша энергия будет идти не на борьбу, а на создание условий для развития ребёнка и укрепление отношений.
Рекомендации для родителей Анастасии Кузнецовой — детского психолога, Монтессори-педагога АМИ, эксперта онлайн-курса для родителей «Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет»
Фото игр с водой для детей Анны Ефремовой и из блогов Teaching 2 and3 year olds, How we montessori, The speckled goat blog
5 Игр с песком и водой, которые стоит попробовать этим летом
Стол с песком и водой или песочница — идеальный способ привнести частичку пляжа в свой сад. Это также отличный способ вывести своих малышей на улицу и повеселиться сейчас, когда погода становится теплее. Независимо от того, представляют ли ваши малыши, что они отправились на день на море или ищут зарытые сокровища, игры с песком и водой предоставляют множество возможностей для ваших малышей, чтобы испытать сенсорную игру.
Сенсорная игра — это способ задействовать органы чувств вашего ребенка во время игры. Это может помочь ему учиться и развиваться, поскольку он получает новый сенсорный опыт, например исследует новые текстуры, звуки и образы.
Игра с песком — это увлекательный способ обучения ваших детей, который может принести много пользы. Некоторые из преимуществ включают улучшение двигательных навыков, улучшение социальных навыков и изучение аспектов науки и счета.
Игры с водой — еще один увлекательный способ обучения ваших малышей. Некоторые преимущества игр с водой включают в себя возможность делать открытия детям, улучшая концентрацию и разжигая их воображение.
Лето не за горами, и сейчас самое подходящее время, чтобы попробовать поиграть с песком и водой дома и перенести пляж в свой сад.
Продолжайте читать, чтобы узнать о некоторых забавных играх с песком и водой, которые вы можете попробовать со своими малышами.
1. Приготовление пирогов из песка и грязи
Приготовление пирогов из песка и грязи — это увлекательный способ позволить малышам исследовать мир посредством сенсорной игры. Делать пироги из песка и грязи легко и интересно. Все, что вам нужно, это песок, вода, миска и ложка. Затем позвольте детям исследовать, как они смешивают песок и воду вместе, чтобы сделать свой пирог из песка и грязи. Дети могут ощутить, как песок хлюпает между их руками, когда они месят, смешивают и лепят свои лепешки из песка и грязи. Возможно, они могли бы добавить в смесь немного морских ракушек или отправиться на охоту на природу и собирать корм в саду для вдохновения. Когда пирог из песчаной грязи готов, они могут украсить его ракушками или, возможно, даже нарисовать фигуры и узоры сверху, чтобы добавить последние штрихи к своим творениям.
2. Охота за письмами
Охота за письмами в песочнице — это увлекательный способ включить грамотность и обучение в игру.
Чтобы устроить охоту за буквами, просто спрячьте пенопластовые или деревянные буквы алфавита, закопав их в песочнице. Затем предложите своим малышам использовать свои руки и инструменты для песочницы, чтобы копать и искать буквы.
Это отличный способ познакомить детей с буквами алфавита, и есть много разных способов играть в эту игру с песком. Может быть, дети умеют искать все буквы в своем имени или находить все гласные? Дети могли находить буквы, чтобы составлять определенные слова, а затем практиковаться в написании их самостоятельно, используя свои пальцы, как карандаш в песке, чтобы копировать буквы.
Деревянная песочница Store-It станет отличным местом для охоты за письмами. Песочница достаточно велика, чтобы скрыть буквы алфавита, но при этом достаточно компактна, поэтому подходит даже для небольших садов. В этой песочнице также есть место для хранения игрушек. Итак, как только охота за письмами закончена, письма, ведра и лопаты можно упаковать в аккуратное отделение для хранения на следующий день. Накрыв отсек для хранения красочной крышкой, он также превращается в деревянную скамейку.
Чтобы добавить больше разнообразия, вместо этого вы можете закопать фигуры или числа. Таким образом, малыши могут научиться считать, играя в песочнице.
3. Создание сенсорного бассейна океана
Создание сенсорного бассейна океана или сенсорной корзины может быть полезным для развития вашего ребенка. Сенсорные корзины могут побудить детей исследовать окружающую среду тактильным способом, улучшить их мелкую моторику и, возможно, увеличить продолжительность концентрации внимания. Это связано с тем, что свобода игры с сенсорными контейнерами может привлечь внимание вашего малыша на более длительное время, чем структурированные задачи.
Чтобы создать собственную сенсорную корзину с океаном, вы можете начать с грунтовых вод или песочницы.
Деревянный стол для пикника с песком и водой Surfside идеален, так как он позволяет одновременно играть как на песке, так и на воде. Кроме того, когда игра закончится, вы можете просто открыть прочную деревянную крышку сверху, и это превратит стол для занятий песком и водой в скамейку для пикника, которую дети затем могут использовать для еды на открытом воздухе.
Используя рабочий стол, вы можете положить в песок несколько игрушек из песочницы, а также коряги и ракушки. Затем в зону игрового стола с водой вы можете добавить несколько игрушечных морских существ, таких как крабы и рыбы, а также, возможно, несколько камешков. Вы даже можете добавить немного пены для ванны, чтобы создать мыльную пену для вашего ребенка.
Почему бы не использовать рыболовную сеть, чтобы поощрять малышей развивать мелкую моторику и одновременно выкапывать находки в бассейне?
4. Эксперимент с погружением или плаванием
Игровая деятельность на открытом воздухе с водой может быть хорошим способом побудить детей изучать естественные науки и счет через игру. Интересный способ сделать это — провести эксперимент с погружением или плаванием.
Просто соберите несколько предметов, таких как игрушки для купания, камни, листья и инструменты для песочницы. Предложите детям опустить их в воду по одному, они тонут или плавают? Как насчет того, если вы бросите их сверху, а не поместите их осторожно, изменится ли это, как они тонут или всплывают? Сколько объектов тонет, а сколько всплывает? Этот простой физический эксперимент может побудить детей делать научные прогнозы и наблюдения, а также узнавать о плавучести объектов в воде.
5. Искусство с испаряющейся водой
Проявите в своем ребенке внутренний творческий потенциал с помощью веселых занятий с испаряющейся водой в саду.
Все, что нужно, это немного воды и поверхность, которую ваши дети могут использовать в качестве холста для создания своих шедевров. Подходящей поверхностью может быть что-то вроде патио, простыни или стены.
Затем позвольте своим детям выразить свои творческие способности через свое испаряющееся искусство. Они могут опустить руки в воду, а затем использовать воду на своих руках, чтобы создать шедевр на своем холсте. Поскольку он создан с помощью воды, «картина» быстро сохнет и испаряется. Это означает, что дети могут развлекаться, пробуя множество различных дизайнов снова и снова. Творческие инструменты также почти безграничны. Дети могут использовать различные предметы, например, кисти или губки, перья или траву, чтобы раскрашивать свои рисунки. Самое приятное то, что произведения искусства созданы с помощью воды и высыхают на солнце, для этой детской водной игры на свежем воздухе требуется небольшая настройка, беспорядок и уборка.
Это лишь некоторые из многочисленных игр с песком и водой, которые ваши малыши могут попробовать этим летом.
Узнайте больше о песочницах Plum Play здесь.
Узнайте больше о столах активности Plum Play здесь.
Игры с песком и развлечения для малышей и дошкольников
Фото: https://unsplash.com/@jrlawrenceИгра с песком действительно расслабляет и успокаивает. Вот почему в наши дни даже взрослые могут играть с дзен-садами в своих офисах. Но, помимо развлечения, песок можно использовать для тактильно-сенсорной деятельности дошкольников. Он также может предоставить возможности для обучения и развития.
В этой статье мы предложим вам игры с песком и задания для дошкольников, от классики до романа.
1) Используйте лоток для песка, чтобы рисовать и писать
Фото предоставлено: https://unsplash.com/@romankraftКогда дети учатся писать, это помогает в первую очередь развивать их мелкую моторику. Это также помогает поощрять рисование и создание линий. Один из способов сделать это — использовать лоток для песка (если вы находитесь в помещении).
Вместо обычного лотка вы можете использовать неглубокий контейнер, чтобы лучше удерживать песок. Наполните его мелким слоем игрового песка любого цвета и предложите детям рисовать буквы, фигуры или просто рисовать на песке закорючки указательным пальцем. Это поможет улучшить зрительно-моторную координацию и мышечную память.
Если вы находитесь на пляже или в открытой песочнице, вы также можете попрактиковаться в рисовании палочкой!
2) Сделать сенсорную корзину для песка «охота за сокровищами»
Как и в случае с песочницей, описанной выше, вы можете добавить более толстый слой песка в корзину и заполнить ее ремесленными кристаллами и прозрачными камнями или мрамором, чтобы « драгоценности и сокровища. Вы также можете использовать глиняные золотые самородки ручной работы (дайте им высохнуть и покрасьте их в золотой цвет). Закопайте эти предметы и попросите малышей посмотреть, смогут ли они найти их все. Затем в следующем раунде они могут спрятать их, и вам нужно найти все части!
Вы также можете сделать это на пляже, хотя вам действительно захочется вспомнить, где вы закопали свои вещи, иначе вы можете потерять их навсегда! Используйте на пляже натуральные материалы вместо пластика. Это не только более соответствует природе, но и предотвращает попадание дополнительного пластика в наши океаны.
3) Сделайте кинетический песок (он же лунный песок) для большей формовочной способности
Вы можете купить кинетический песок (он же лунный песок) в магазине – вариантов много. Но на самом деле это очень легко сделать.
Рецепт почти всегда включает песок, кукурузный крахмал, муку, воду и масло, но в Интернете можно найти разные рецепты, требующие их в разных количествах. Иногда они вообще исключают песок.
Вот базовый рецепт, который вы можете попробовать. Вы можете видеть, что авторы тоже пошли на многое, чтобы проверить свой рецепт!
4) Приготовление слаймового песка для сенсорного, липкого совершенства
Слаймовый песок — это, по сути, рецепт слизи с добавлением в него песка. Он обеспечивает другую текстуру по сравнению с одним только песком или только слизью. Дети почувствуют зернистость песка и липкость слизи для сенсорной игрушки 2-в-1.
Вот рецепт песчаной слизи.
5) Делайте долговечные замки из песка и модели из песка
Если в вашем дошкольном классе изучается океан, это будет идеальное занятие на тему песка.
Этот рецепт немного отличается от лунного песка или слизистого песка; он может высохнуть и храниться долго, как пластилин.
Мы нашли его в этом блоге, где также показан пример замка из песка, который вы можете построить.
6) Сделать песчаный вулкан
Есть несколько способов сделать песчаный вулкан в качестве научного эксперимента для дошкольников. По словам этого блогера, вы можете использовать бутылку с водой для интерьера, которую вы в конечном итоге наполните пищевой содой, пищевым красителем и уксусом (плюс немного взбитых сливок, если вы хотите, чтобы она была очень пенистой). Затем детям нужно будет сделать насыпь из песка вокруг «вулкана» (то есть бутылки с водой).
Еще один способ создать вулкан из песка — пластилин или глина. Когда у вас будет форма вулкана, насыпьте снаружи песок, прижимая его к глине, чтобы он «прилипал». Возможно, вам все еще понадобится какая-нибудь чашка в центре, чтобы удерживать жидкость. В этом блоге о вулканическом ремесле объясняется, как сделать что-то подобное (кстати, в его рецепте используется средство для мытья посуды)
Чтобы сделать его действительно «своим», дайте детям игрушки-динозавры, чтобы они построили небольшую диораму вокруг «вулкана». Они также могут украсить его камнями и палками.
Просто примечание: вы можете захотеть, чтобы «взрыв» произошел на открытом воздухе или в мусорном ведре, в котором может храниться гигантская жидкая грязная масса, которую вы будете устраивать!
7) Изготовление цветных стеклянных бутылок с песком
Классическое занятие с песком – изготовление цветных бутылок с песком в качестве идеи поделки для дошкольников. Это включает в себя наслоение цветного песка в прозрачную бутылку, чтобы дети могли видеть образования, которые образует песок. Этот блогер объясняет, как она сделала это со своей группой детей, используя уличный песок и растительный краситель edicol.
8) Играйте в песочные игры с песочными часами или создавайте свои собственные
Фото: https://unsplash.com/@neonbrandЗнаете, для чего еще используется песок? Часовые очки! На них можно завораживать. Некоторые из них небольшого размера, чтобы вовремя заниматься настольными играми. Вы также можете сделать свои собственные песочные часы из бутылок, соединенных вместе.
Когда у вас есть песочные часы, играйте в игры с детьми, использующими их. Например, сколько камней мы сможем собрать до того, как закончится песок? Или сколько раз мы можем пробежать по кругу, прежде чем закончится песок? Вы также можете использовать это, чтобы убрать время, чтобы дети не бездельничали!
Один ребенок может каждый раз наблюдать за песком и переворачивать его, когда придет время начать следующее испытание.
9) Сделать муравьиную ферму в качестве урока биологии для дошкольников
Если жуки заставляют вас извиваться, возможно, это не для вас. Но если вы находите колонии муравьев очаровательными, то вам понравится наблюдать за тем, как они прокладывают свои замысловатые туннели через стеклянную банку.
Вы можете использовать это как урок биологии для дошкольников, а также объяснить роль песка как среды обитания для существ.
Вот как сделать муравьиную ферму своими руками. Вы можете оставить его на открытом воздухе на случай, если маленькие твари сбегут! И обязательно выбирайте безобидных муравьев! Никаких плотников или кусачих муравьев внутри зданий, каписс?
10) Создание искусства из песка на бумажном холсте
Фото предоставлено: https://unsplash.com/@jcoudrietНекоторые люди рекомендуют использовать сито для фильтрации песка, либо для бесцельного распределения, либо для искусства.
Но давайте немного отступим. Когда дело доходит до искусства с песком, думайте о нем как о блестках. Вам понадобится какой-нибудь клей, который будет использоваться для создания формы или рисунка, где песок в конечном итоге прилипнет к поверхности, которую вы используете. Бумага — простой выбор. Таким же образом можно украсить палочки от эскимо или глиняные формочки.
Дети могут использовать сито, чтобы высыпать песок на клей, или они могут посыпать его пальцами. Любой из этих методов хорош для развития навыков управления руками и моторики.
Некоторые даже предлагают использовать пластиковые бутылки для распределения песка. Это поможет сохранить цвета песка отдельно. Тем не менее, отверстие должно быть достаточно большим, чтобы выпустить достаточное количество песка, не допуская его засорения.
Какой бы метод вы ни использовали, выберите тему, добавьте немного пищевого красителя и подтолкните своих дошкольников к творчеству!
11) Сделать пляжный замок из песка со рвом
Фото предоставлено: https://unsplash.com/@philhearingЕсли вы возьмете своих дошкольников на экскурсию на пляж, вы можете весело провести время с классическим занятием с песком: сделать замок из песка! Это занятие становится еще интереснее, когда вы добавляете ров, наполненный водой.
Чтобы построить замок из песка, вам, конечно же, понадобятся самые обычные игрушки для песка, такие как ведра, маленькие лопатки и формочки для песка. Их можно найти в долларовом магазине. Хотя более качественные можно найти в отделах игрушек универмагов, на Amazon и подобных ресурсах.
Чтобы песок не рассыпался, он должен быть немного влажным. Попросите детей работать вместе и использовать свои ведра и лопаты, чтобы носить воду с берега в хорошее влажное место, где они могут построить свой замок. Убедитесь, что взрослый, умеющий плавать, всегда присутствует. Также неплохо было бы надеть на детей спасательные жилеты, на всякий случай.
Научите детей паковать ведра с песком и водой, переворачивать их и начинать складывать формочки для песка, пока они не примут форму замка, который они хотят. Они также могут брать горсть песка и воды, чтобы делать насыпи, не используя ведра. Некоторые из этих «стен» неизбежно рухнут, но дети узнают, как «работает» текстура мокрого песка. На самом деле это небольшой научный эксперимент! Дело не в том, что воды слишком много или слишком мало — просто правильное количество идеально!
Наконец, дети могут использовать свои навыки захвата граблей, чтобы выкопать ров вокруг замка и до самого океана. Наполните ров водой и смотрите, как течет река! Это кайф! Добавьте несколько маленьких лодочек или морских раковин и посмотрите, плавают ли они!
12) Засыпать учителя песком!
Будь то учитель, родитель, бабушка или дедушка или кто-то другой взрослый, дети могут получить удовольствие, пытаясь «закопать» их в песок. Это потребует от «ребенка в душе» желания стать «жертвой» детей, когда они насыпают песок вокруг своих ног. Взрослый может притвориться, что он «попал в ловушку», а детям это покажется смешным — поверьте нам! При этом дети учатся работать в команде, делиться идеями, сотрудничать и приобретают социальные навыки.
Игры с песком и занятия с песком — это больше, чем просто крупинки — это море веселья и обучения!
Как мы видели выше, игры с песком и другие занятия с дошкольниками могут быть как увлекательными, так и познавательными.