Изучение мотивации поведения детей и подростков: Божович, Благонадежина. Изучение мотивации поведения детей и подростков

Содержание

ПРОЯВЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ПОДРОСТКОВ

||||||

ИСТОЧНИК:   Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2010. № 5. С. 88-91.
РАЗДЕЛ:   Психологические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

Бурыхина Юлия Андреевна
Челябинский государственный университет
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Белкин А. С. Основы возрастной педагогик: учеб. пособие для студентов. М.: Академия, 2000. 192 с.
  2. Божович М. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежниной. М.: Просвещение, 1972. 278 с.
  3. Возрастные и индивидуальные особенности подростков / под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. 360 с.
  4. Возрастная и педагогическая психология: тексты / сост. и коммент. О. Шуаре Марта. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 272 с.
  5. Возрастная и педагогическая психология: учебник. М.: Наука, 1984. 176 с.
  6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004. 507 с.
  7. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: психология обучения подростка. М., 2000. 212 с.
  8. Педагогическая психология / под ред. Н. В. Клюевой. М.: Владос-Пресс, 2003. 400 с.
  9. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 2001. 288 с.
  10. Чирков В. И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991. 162 с.
  11. Шаповаленко И. В. Возрастная психология: психология развития и возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. 348 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2022 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav. ru

Методики изучения учебной мотивации детей с задержкой психического развития

Автор: Борозинец Даниил Владимирович

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (399) январь 2022 г.

Дата публикации: 29.01.2022 2022-01-29

Статья просмотрена: 174 раза

Скачать электронную версию

Скачать Часть 6 (pdf)

Библиографическое описание:

Борозинец, Д. В. Методики изучения учебной мотивации детей с задержкой психического развития / Д. В. Борозинец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 429-431. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88417/ (дата обращения: 07.11.2022).



Данная статья посвящена изучению учебной мотивации детей с задержкой психического развития. Рассматриваются такие понятия, как «мотивация», «мотив», учебная мотивация», «мотив учения». Предлагаются методики, направленные на получение обширных сведений об учебной мотивации детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова: психическое развитие, учебная мотивация, методика, уровень развития, мотив.

В настоящее время проблема учебной мотивации является одной из центральных проблем специальной педагогики и психологии. Дети с нарушениями в развитии вызывают у специалистов особую тревогу.

Немалое количество детей с нарушениями в развитии составляют дети с задержкой психического развития Таким детям ввиду имеющихся нарушений достаточно сложно бывает обучаться. Из-за частых неудач снижается учебная мотивация, что приводит к дополнительным проблемам в учебе.

Проблема изучения учебной мотивации отражается как в исследованиях зарубежных, так и отечественных ученых. Однако большинство из них касаются только детей с нормотипичным развитием. Нет исследований, в которых бы были систематизированы методики, направленные на диагностику учебной мотивации детей с задержкой психического развития. Исходя из чего было принято решение отобрать и в рамках данной статьи рассмотреть методики, позволяющие изучить учебную мотивацию детей с задержкой психического развития.

Прежде, чем приступить к рассмотрению методик, обозначим основные понятия по рассматриваемой теме.

В самом общем виде в психологии под мотивацией понимается побуждение к действию; совокупность мотивов, побуждающих к действию [4].

Л. И. Божович определяет «мотив» следующим образом: «это особый род побудителей человеческого поведения, в качестве мотива может выступать все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [2, с. 67].

Так, понятие «мотивация» шире, чем понятие «мотив». Нас интересует такой вид мотивации, как учебная. И. П. Подласый определяет мотивацию учения как: «совокупность методов и средств, факторов, которые побуждают учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования». [6, с. 47].

А. В. Петровский понимал под мотивом учебной деятельности следующее: «это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением учащегося к ней». [7].

В научной литературе накоплено множество методик, направленных на изучение мотивов и мотивации учебной деятельности школьников. Однако не все из них могут быть использованы при диагностике детей с задержкой психического развития.

Проанализируем методики, позволяющие исследовать мотивацию учения детей с задержкой психического развития.

С помощью методики А. И. Божович и И. К. Марковой «Лесенка побуждений» можно выявить выраженность мотивов учения. Учащиеся в виде лесенки ранжируют два вида мотивов учения: социальные и познавательные. Познавательные мотивы предполагают ориентацию ученика на освоение новых знаний; ориентацию на процесс и результат учения; на усвоение способов получения знаний. Социальные мотивы определяют стремление учащегося на приобретение знаний во благо обществу; на признание со стороны учителя и одноклассников [2].

Учащиеся получают инструкцию, согласно которой им необходимо построить лесенку под названием «Зачем я учусь». Для этого необходимо внимательно прочитать восемь предложенных утверждений. После чего осуществить ранжирование: на первое место поставить самое главное утверждение, затем распределить остальные утверждения по степени важности. Важно объяснить ребенку, что он должен выбрать не то, для чего все учатся, а то, для чего учится лично он. После того, как ученик завершил ранжирование, необходимо предложить ему проверить получившуюся лесенку.

На первом месте должно быть самое главное утверждение, а на последующих менее главные. Утверждения могут быть предложены также в виде карточек.

Первые четыре мотива в лесенке свидетельствуют о преобладании социальной или познавательной мотивации учения. В случае, если обнаружено два познавательных мотива и два социальных, то такой результат свидетельствует о гармоничном сочетании социальных и познавательных мотивов учения. Если три или четыре мотива одного вида, то это свидетельствует о его доминировании.

Изучить мотивационную сферу ребенка с задержкой психического развития можно с помощью методики М. В. Матюхиной [1]. Методика направлена на выявление ведущих, доминирующих мотивов учения. Мотивы учения, которые позволяет выявить методика М. В. Матюхиной: долг, ответственность, самоопределение, самосовершенствование, благополучие, престиж, избегание неприятностей, содержание учения, социальные мотивы.

Все вышеуказанные мотивы автор методики делит на четыре группы: широкие социальные мотивы учения; узколичностные мотивы учения; учебно-познавательные мотивы учения и мотивы избегания неудач.

Диагностика по методике М. В. Матюхиной осуществляется в три этапа. На первом этапе ребенку выдаются карточки с суждениями и предлагается разделить данные карточки на пять групп по степени значимости. Количество суждения — 21. Следовательно, первая группа — суждения, которые очень значимы для учебы. Вторая группа — суждения, которые просто значимы для учебы. Третья группа — суждения, которые не особо значимы для учебы. Четвертая группа — суждения, которые практические не имеют значения (малозначимы). Пятая группа — суждения, которые совсем не значимы.

На втором этапе диагностики испытуемом предлагается из тех же карточек выбрать семь карточек с особо важными для учебы суждениями.

На третьем этапе из тех же самых карточек испытуемый должен выбрать всего три карточки с утверждениями, которые для него имеют особую важность.

Так, первый этап предоставляет испытуемому большой простор для выбора. Второй этап требует более строго отбора суждения. Это позволяет ребенку лучше осознать свои побуждения и мотивы. Третий этап предполагает еще более глубокой осознанности в выборе суждений, относящихся к учебе.

При анализе и интерпретации результатов, экспериментатор учитывает только случаи совпадения, т. е. когда на двух или трех этапах испытуемый выбирал одни и те же суждения. Например, на первом и втором этапах; на второй и третьем этапах; на первом и третьем этапах.

Выявить отношение детей с задержкой психического развития к школе, процессу учения и его эмоциональную реакцию на школу в целом, можно с помощью методики Н. Г. Лускановой «Оценка школьной мотивации» [8].

Автор методики допускает два варианта организации диагностики. Первый вариант — исследователь читает вопросы и варианты ответов вслух, а учащийся записывает тот ответ, который ему подходит. Второй вариант — анкета выдается каждому ученику, которую они заполняют самостоятельно. Анкета состоит из десяти вопросов. К каждому вопросу предлагается три варианта ответа.

Анализ и интерпретация результатов производится по определенному ключу. За каждый вариант ответа учащиеся получает от нуля до трех баллов. После чего набранные баллы суммируются и определяется уровень школьной мотивации и отношение к школе.

Методика Г. Н. Казанцевой «Изучение отношения к учебным предметам» позволяет осуществить качественный анализ причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения [3]. Автором методики разработан опросник, состояний из трех разделов. В первом разделе учащимся необходимо записать любимые и нелюбимые предметы. Первый раздел выявляет предпочитаемые учебные предметы ребенка. Во второй разделе ребенок должен подчеркнуть причины, которые определяют его отношение к предмету: «Люблю предмет, потому что…», «Не люблю предмет, потому что …». Так, второй раздел определяет причины предпочтительного отношения к тому или иному предмету. В третьем разделе учащимся нужно ответить на вопрос о том, для чего они учатся, подчеркнут наиболее подходящие суждения. Также учащиеся могут вписать свой вариант. Третий раздел направлен на исследование того, для чего в целом ребенок учится; какие мотивы преобладают. На основе чего делается вывод о мотивах учения и в целом отношении ребенка к предметам и к школе.

С помощью методики Т. Д. Дубовицкой можно выявить направленность учебной мотивации (внешняя или внутренняя) [5]. Ребенку предлагается 20 суждений и варианты ответов: «верно», «пожалуй, верно», «пожалуй, неверно», «неверно». Анализ и интерпретация результатов осуществляется в соответствии с ключом методики, где первые два варианта ответ оцениваются как положительные («да»), а вторые два как отрицательные («нет»). За каждое совпадение с ключом испытуемый получается один балл. После чего баллы суммируются и определяется направленность мотивации (внешняя или внутренняя) и уровень развития внутренней мотивации (высокий, средний, низкий).

Таким образом, нами было представлено пять методик, направленных на изучение учебной мотивации детей с задержкой психического развития. Методика А. И. Божович и И. К. Марковой «Лесенка побуждений» позволяет ранжировать мотивы определить выраженность мотивов учения (социальные или познавательные). Методика М. В. Матюхиной выявляет широкие социальные мотивы учения; узколичностные мотивы учения; учебно-познавательные мотивы учения и мотивы избегания неудач. Методика Н. Г. Лускановой выявляет отношение ребенка к школе (положительное, отрицательное) и уровень развития школьной мотивации. Методика Т. Д. Дубровицкой направлена на выявление направленности мотивации (внешняя или внутренняя), а также на определение уровня развития внутренней мотивации. Методика Г. Н. Казанцевой, на наш взгляд, позволяет получить наиболее содержательные сведения. Методика позволяет выявить наиболее предпочтительные предметы, причины положительного или отрицательного отношения к предмету, а также в целом мотивы учебной деятельности. Комплекс методик позволяет получить обширные сведения об отношении ребенка к предметам, к процессу учения и в целом к школе, о преобладающих мотивах учения, о направленности учебной мотивации и в целом об уровне развития учебной мотивации. Информация о мотивации учения детей с задержкой психического развития позволяет определить дальнейшую тактику действий педагога.

Литература:

  1. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. — Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004.
  2. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков (под ред. А. С. Волковой). — СПб.: Питера, 2009.
  3. Борисова В. А. Об учебной мотивации младших школьников с легкими недостатками развития // Логопедия. 2016. № 3 (13).
  4. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001.
  5. Одинцова Е. Н. Мотивация учебной деятельности младших школьников как фактор повышения успеваемости // Актуальные аспекты педагогики и психологии. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2021.
  6. Подласый И. П. Педагогика: учебник для прикладного бакалавриата. — М.: Издательство Юрайт, 2019.
  7. Психология. / Под ред. Дружинина В. Н. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. с.
  8. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, учебная мотивация, методика, мотив учения, уровень развития, учебная мотивация детей, задержка, мотив, помощь методики, предмет.

Ключевые слова

мотив, методика, психическое развитие, учебная мотивация, уровень развития

психическое развитие, учебная мотивация, методика, уровень развития, мотив

Похожие статьи

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале. ..

Учебно-познавательный мотив совершенствуется. Мотивы самообразования связываются с целями и перспективами выбора профессии. Особенности мотивации учения — главная характеристика индивидуального стиля учебной работы, который складывается у учащихся в зависимости от их реального участия и активного включения в учебную деятельность, индивидуально — психологических особенностей прошлого опыта и т. д. Чтобы найти оптимальный индивидуальный подход к воспитанию мотивации каждого ребенка, педагогу…

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале…

Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию. Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа для дальнейшего учения школьника и зачастую от желания учителя в начальной школе зависит и стремление к учению в средних и старших классах. Сложность исследования мотивации обусловлена тем, что ученик…

Влияние

мотивации учения на развитие познавательных…

Анализ особенностей мотивации учения у школьников разных возрастов обнаружил закономерный ход изменений мотивов учения с возрастом и условия, способствующие этому изменению. У детей, поступающих в школу, как показало исследование, широкие социальные мотивы выражают возникающую в старшем дошкольном

учебная мотивация, мотив, начальная школа, учебная деятельность, итог обучения, младший школьник, итоговый контроль, учебная мотивация первоклассников, младший школьный возраст, методика изучения.

учебная мотивация, младший школьный возраст, ребенок

Результаты диагностики учебной мотивации были исследованы для дальнейшего определения разработанных развивающих программ, подходящих для повышения психологической культуры как фактора развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста. Опираясь на наши исследования, проведённые на базе ГБОУ школа № 1208, г.Москвы, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной формой работы для начальной школы является экспериментальная программа развивающих занятий, которая была разработана И. В. Вачковым, Т. А. Аржакаевой…

Изучение

мотивации учебной деятельности младших подростков…

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы.

Лишь с помощью дифференцированного подхода, логически объединяющего в себе основные идеи всех непротиворечивых концепций обучения, возможно всесторонне подойти к решению данной проблемы [8]. Основными понятиями, рассматриваемыми в работе, являются учебная мотивация и дифференциация обучения. Мы вслед за Асеевым А.Г. определяем учебную

Формирование

мотивации и познавательной активности…

Мотивация школьника проявляется в учебном процессе. Мотивация связана с большим количеством различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей, установок, обуславливающих проявление учебной активности и стремление участвовать в школьной жизни. Познавательная мотивация школьника непосредственно связана с деятельностью педагога, который в свою очередь решает следующие задачи: — изучение личности и его мотивации, определение условий и факторов, влияющих на её формирование

Сравнительный анализ особенностей

развития и формирования. ..

Учебная мотивация выполняет важную функцию в жизни каждого ученика, потому что побуждает его к деятельности, во многом определяет ее успешность. Она складывается из потребностей и смысла учения, мотивов, целей, интересов, эмоций ученика.

Сравним учебную мотивацию у младших школьников с задержкой психического развития и их нормально развивающихся сверстников по критериям, выделенным М. В. Матюхиной. Уровень сформированности (состояние) мотивации у детей с задержкой психического развития

Формирование

мотивации учения младших школьников…

Процесс формирования мотивации у обучающихся начальной школы не идет стихийно, а выступает предметом целенаправленной и систематической работы. А. Г. Асмолов поднимает вопрос о необходимости развития мотивационных моделей поддержки каждого ребенка, в том числе талантов и детей со сложностями развития.

учебная мотивация, младший школьный возраст, ребенок, сельская школа, школьник, начальная школа, мотивация учения, мотив, учебная мотивация детей, знание. Развитие положительной мотивации учения младших…

Психолого-педагогические условия формирования

мотивов

Существенную роль в развитии учебных (познавательных) мотивов играет способность родителя поддержать те естественные потребности, которые есть у детей. Это и создает положительную мотивацию учения, исключая дальнейшие проблемы в этой области. Учебная мотивация — необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших…

Похожие статьи

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале…

Учебно-познавательный мотив совершенствуется. Мотивы самообразования связываются с целями и перспективами выбора профессии. Особенности мотивации учения — главная характеристика индивидуального стиля учебной работы, который складывается у учащихся в зависимости от их реального участия и активного включения в учебную деятельность, индивидуально — психологических особенностей прошлого опыта и т. д. Чтобы найти оптимальный индивидуальный подход к воспитанию мотивации каждого ребенка, педагогу…

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале…

Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию. Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа для дальнейшего учения школьника и зачастую от желания учителя в начальной школе зависит и стремление к учению в средних и старших классах. Сложность исследования мотивации обусловлена тем, что ученик…

Влияние

мотивации учения на развитие познавательных. ..

Анализ особенностей мотивации учения у школьников разных возрастов обнаружил закономерный ход изменений мотивов учения с возрастом и условия, способствующие этому изменению. У детей, поступающих в школу, как показало исследование, широкие социальные мотивы выражают возникающую в старшем дошкольном

учебная мотивация, мотив, начальная школа, учебная деятельность, итог обучения, младший школьник, итоговый контроль, учебная мотивация первоклассников, младший школьный возраст, методика изучения.

учебная мотивация, младший школьный возраст, ребенок

Результаты диагностики учебной мотивации были исследованы для дальнейшего определения разработанных развивающих программ, подходящих для повышения психологической культуры как фактора развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста. Опираясь на наши исследования, проведённые на базе ГБОУ школа № 1208, г.Москвы, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной формой работы для начальной школы является экспериментальная программа развивающих занятий, которая была разработана И. В. Вачковым, Т. А. Аржакаевой…

Изучение

мотивации учебной деятельности младших подростков…

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы.

Лишь с помощью дифференцированного подхода, логически объединяющего в себе основные идеи всех непротиворечивых концепций обучения, возможно всесторонне подойти к решению данной проблемы [8]. Основными понятиями, рассматриваемыми в работе, являются учебная мотивация и дифференциация обучения. Мы вслед за Асеевым А.Г. определяем учебную. ..

Формирование

мотивации и познавательной активности…

Мотивация школьника проявляется в учебном процессе. Мотивация связана с большим количеством различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей, установок, обуславливающих проявление учебной активности и стремление участвовать в школьной жизни. Познавательная мотивация школьника непосредственно связана с деятельностью педагога, который в свою очередь решает следующие задачи: — изучение личности и его мотивации, определение условий и факторов, влияющих на её формирование

Сравнительный анализ особенностей

развития и формирования…

Учебная мотивация выполняет важную функцию в жизни каждого ученика, потому что побуждает его к деятельности, во многом определяет ее успешность. Она складывается из потребностей и смысла учения, мотивов, целей, интересов, эмоций ученика.

Сравним учебную мотивацию у младших школьников с задержкой психического развития и их нормально развивающихся сверстников по критериям, выделенным М. В. Матюхиной. Уровень сформированности (состояние) мотивации у детей с задержкой психического развития

Формирование

мотивации учения младших школьников…

Процесс формирования мотивации у обучающихся начальной школы не идет стихийно, а выступает предметом целенаправленной и систематической работы. А. Г. Асмолов поднимает вопрос о необходимости развития мотивационных моделей поддержки каждого ребенка, в том числе талантов и детей со сложностями развития.

учебная мотивация, младший школьный возраст, ребенок, сельская школа, школьник, начальная школа, мотивация учения, мотив, учебная мотивация детей, знание. Развитие положительной мотивации учения младших…

Психолого-педагогические условия формирования

мотивов

Существенную роль в развитии учебных (познавательных) мотивов играет способность родителя поддержать те естественные потребности, которые есть у детей. Это и создает положительную мотивацию учения, исключая дальнейшие проблемы в этой области. Учебная мотивация — необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших. ..

Научно-обоснованные подходы для родителей, опекунов и учителей

Трусы

Как лучше всего мотивировать детей? Внутренняя мотивация к познанию окружающего мира зарождается в младенчестве. Этот тип мотивации может либо поощряться, либо подавляться опытом, который взрослые дают детям. Психологические исследования указывают на набор многообещающих подходов, которые родители и практикующие врачи могут использовать для стимулирования положительной мотивации и обучения в процессе развития.

Для получения более подробной информации о науке о мотивации прочитайте «Рабочий документ 14: Понимание мотивации: построение архитектуры мозга, поддерживающей обучение, здоровье и участие в жизни общества».

  1. Следуйте примеру младенцев.

    Младенцы естественным образом ориентируются на новые объекты и события. Они отводят взгляд от слишком знакомых объектов, а также от новых, слишком сложных. Иногда это называют «эффектом Златовласки»: вещи интересны, когда они новы, но не слишком новы. Взаимодействуя с младенцами, замечайте, на что они обращают внимание, и общайтесь с ними в соответствии с их интересами.

  2. Вызвать любопытство.

    Даже младенцы стремятся исследовать объекты, особенно те, которые ведут себя удивительным образом. Когда они что-то роняют на пол или бросают, они пытаются увидеть, что будет дальше. Предоставьте детям возможность взаимодействовать с новыми объектами — и пусть они ведут и учатся!

  3. Поощряйте игровые исследования детей.

    При возможности дети всех возрастов спонтанно вовлекаются в игру. Ингредиенты игры — это именно те ингредиенты, которые способствуют обучению: игра по своей сути мотивирует, она дает возможность получить новый опыт и учиться у других, она требует активного участия, она может укрепить социальные связи и снизить стресс. Когда жизнь занята или хаотична, может быть трудно найти время и пространство, чтобы поощрять детские игры, но это важный аспект развития.

  4. Отдайте предпочтение социальному взаимодействию во время обучения.

    В эпоху цифровых технологий существует множество образовательных компьютерных приложений, предназначенных для детей даже в возрасте 6 месяцев. Однако даже самые продуманные и эффективные приложения не могут заменить реальное социальное взаимодействие со взрослыми и сверстниками. В одном исследовании дети лучше усваивали элементы языка, когда находились лицом к лицу с учителем или смотрели видео. Недавние исследования показывают, что маленькие дети могут учиться с помощью цифровых медиа, таких как планшеты с сенсорным экраном, но социальное взаимодействие во время этого обучения, по-видимому, имеет важное значение.

  5. Достаточно бросить вызов детям.

    Дети мотивированы на достижение достижимых целей. Начиная с младенчества, для поддержания мотивации требуются усилия, но успех должен быть возможен. Они теряют мотивацию, когда задача слишком проста, но также и когда она настолько сложна, что кажется непреодолимой. Видеоигры эффективно используют этот основной принцип обучения, постоянно повышая уровень сложности в зависимости от успеваемости каждого ребенка. Постарайтесь адаптировать задание в соответствии с текущими возможностями ребенка и быстро дайте обратную связь о его или ее успехах.

  6. Дайте детям свободу действий.


    Дети более мотивированы, когда у них есть определенная степень самоопределения, и они могут решать задачи, которые имеют личное значение. Когда у них есть выбор проектов или, по крайней мере, небольшое пространство для маневра в отношении того, как выполнить задачу, дети с большей вероятностью останутся вовлеченными.

  7. Поощряйте только при необходимости.

    Когда дети внезапно получают вознаграждение за то, что им нравится и что они делают свободно, они могут начать делать это только тогда, когда будут знать, что впоследствии они получат компенсацию. Везде, где это возможно, используйте естественную любознательность и склонность детей работать для достижения достижимой цели, а не обещайте вознаграждение.

  8. Хвалите процесс, а не результат.

    Когда мы хвалим детей за их интеллект или уровень навыков — или за оценку или золотую медаль, которую они получили, — это может привести к ориентации на результат. Они могут быть мотивированы на получение большего вознаграждения, но они также могут научиться избегать сложных действий, в которых они могут не преуспеть, из-за страха негативной оценки. Давление на успеваемость увеличивается по мере того, как дети продвигаются в школе, и это связано с депрессией и тревогой в дополнение к уменьшению радости от учебы. Когда мы хвалим детей за их усилия и помогаем им увидеть в своих неудачах возможность учиться и совершенствоваться (а не просто концентрироваться на результате), они будут более мотивированы на усердную работу и с большей вероятностью поверят, что смогут добиться того, что запланировали. их ум к.

  9. Поддерживайте тесную связь с подростками.

    Подростковый возраст — это период, когда многие молодые люди идут на риск и раздвигают границы. Эта тенденция в значительной степени отражает естественную склонность к новому и захватывающему опыту, который максимизирует возможности обучения и важен для перехода к независимости. По мере того, как подростки становятся более мотивированными благодаря одобрению своих сверстников, может быть социально полезным следовать за лидерами, которые идут на риск, или выделяться, нарушая границы. Однако подростки с близкими семейными отношениями менее склонны к риску. Высокая родительская поддержка и открытый диалог связаны с меньшим количеством проблемного поведения, в том числе с меньшим количеством злоупотребления психоактивными веществами и правонарушений. Будьте чуткими и поддерживающими, зная, что молодежь претерпевает изменения в своем мозгу, теле и социальных отношениях, которые могут сделать рискованное поведение привлекательным для них. Держите линии связи открытыми и внимательно следите за подростками.

  Подпишитесь на нашу рассылку

Похожие темы: мотивация

Изучение связанных ресурсов

Как мотивировать подростка учиться с помощью науки о мозге

Это извечный вопрос: как мотивировать подростка учиться так, чтобы это не имело неприятных последствий?

Мотивация включает в себя сложную систему мозга ​1​ . Обычные стратегии, такие как простое положительное подкрепление или наказание, обычно работают временно, если вообще работают. Они часто имеют неприятные последствия, в результате чего у детей снижается мотивация. Узнайте, как по-настоящему мотивировать подростка, чтобы у него появилась правильная мотивация к учебе.

Мотивация и мозг

Мотивация связана с нейротрансмиттером дофамином ​2​ .

Уровни дофамина повышаются, когда мы сталкиваемся с полезным опытом, таким как выигрыш в видеоигре или похвала. Напротив, низкий уровень дофамина связан с отсутствием мотивации и скукой.

Оптимальный уровень дофамина может привести к высокой мотивации. Это ключ к мотивации вашего подростка ​3​ .

В подростковом возрасте очень легко снизить уровень дофамина. Итак, прежде чем поднимать их, нам нужно предотвратить их падение.

Стресс и мозг подростка

Стресс — враг дофамина. Даже легкий хронический стресс может привести к резкому падению уровня дофамина у вашего подростка, так что он не захочет ничего делать.

В то время как мозг детей быстро растет в период полового созревания и подросткового возраста, повышенная пластичность также делает их уязвимыми. Мозг подростка более чувствителен к стрессу.

Хронический стресс, также называемый токсическим стрессом, вреден для любого человека в любом возрасте, но особенно вреден для мозга подростков, поскольку может привести к необратимым изменениям в развитии мозга. В крайних случаях токсический стресс может привести к уменьшению размера мозга и повреждению центров обучения, памяти и фокусировки мозга 9.0093 ​4​ .

Токсический стресс в этот период также способствует возникновению проблем с психическим здоровьем, таких как тревога, депрессия, шизофрения и злоупотребление наркотиками, которые часто наблюдаются в подростковом возрасте.

Подростки не только более подвержены стрессу, но и более реактивны и эмоциональны ​5​ .

Таким образом, подростки могут потерять мотивацию легко учиться и действовать эмоционально из-за безобидных просьб выполнять школьные задания. В некотором смысле, они не могут помочь. Их мотивация и эмоциональная регуляция в этот период достаточно хрупки.

Как мотивировать подростка к учебе

Вот как убедить подростка учиться и помочь ему повысить мотивацию.

1. Перестаньте мотивировать, чтобы остановить стресс

Стресс не только не может мотивировать, но и может оказать негативное влияние на развитие мозга вашего ребенка. Лучшее, что родители могут сделать, чтобы мотивировать своих подростков к учебе, — это убрать стресс из их жизни.

К сожалению, родители являются одним из наиболее распространенных источников хронического стресса для подростков. Вы уже миллион раз напоминали своему ребенку о том, что он должен делать. Дополнительные напоминания создают ненужный стресс для вашего ребенка.

Вот хронические стрессоры, которые нужно устранить.

  • Хватит постоянно ворчать из-за школьных занятий.
  • Не напоминайте им постоянно о колледже.
  • Не наказывайте их за плохие оценки или невыполненные домашние задания.
  • Больше не нужно постоянно заниматься своими делами.

2. Восстановите отношения

Родственность — один из самых мощных мотиваторов. Это чувство принадлежности и связи с кем-то, кто заботится.

Немотивированные подростки часто имеют натянутые отношения с родителями. Мотивируйте их, исправляя отношения и становясь источником силы в жизни вашего подростка, а не источником стресса.

Построение крепких отношений между родителями и детьми мало чем отличается от построения любых отношений. Если вам всегда приказывают и не уважают, и вы всегда на неправильной стороне вещей, в то время как другой всегда прав, вы бы хотели быть в таких отношениях?

Ни в коем случае.

Крепкие, позитивные отношения строятся на доверии и уважении.

Мы растим детей, чтобы они стали взрослыми. Говорите с ними как со взрослыми и обсуждайте с ними вещи, когда вы не согласны.

Наличие близких, теплых и принимающих отношений с родителями является самым сильным предвестником будущего успеха. Это дает вашему подростку прочную основу для его будущих достижений.

3. Оказывайте автономную поддержку и помогайте им усвоить ценность обучения

Согласно Теории самоопределения, разработанной экспертами по психологии и мотивации Деси и Райаном из Университета Рочестера, подростки, которые думают, что они контролируют свою деятельность, более мотивированный ​6​ .

Детей, особенно подростков, невозможно мотивировать, если они чувствуют, что их контролируют или принуждают к учебе. Они должны хотеть учиться охотно, чтобы иметь мотивацию для этого.

Звучит наоборот, но это правда.

Когда подросткам будет предоставлена ​​возможность самостоятельно решать, чем заниматься, они будут самостоятельно делать вещей, которые они считают ценными .

Ключ в том, чтобы помочь им усвоить причины для учебы. Дети, особенно подростки, усваивают ценности тех, с кем они чувствуют связь.

«Мне нужно учиться, иначе меня накажут».

«Мне нужно учиться, потому что учеба важна для моей мамы, а значит, и для меня».

Какая причина более веская?

Но для этого вам нужно сначала выполнить пункт 2 выше, то есть восстановить крепкие отношения.

Предоставление здорового чувства контроля также означает, что ваш подросток будет нести ответственность за то, за что он должен нести ответственность. Школьная работа должна быть обязанностью вашего подростка, а не вашей. Так что посадите их на место водителя и пусть они возьмут это на себя.

Автономия — самый важный мотиватор. Исследования показывают, что без чувства контроля ваш подросток не будет внутренне мотивирован к учебе, даже если все остальные пункты в этом списке присутствуют.

4. Дайте истинную автономию

Одна из самых распространенных жалоб на № 3 заключается в том, что родители впадают в панику, когда пытаются дать своим подросткам автономию.

Когда угнетенному подростку вдруг дают свободу, некоторые из них воспользуются этим и перестанут все делать. Подростки, которые не ценят образование так, как их родители, обычно отражают отсутствие прочной связи с родителями.

Когда это происходит, связь родитель-ребенок еще больше разрушается, если родители немедленно заявляют: «Это не работает», прыгают обратно на водительское сиденье и лишают ребенка самостоятельности.

Настоящая автономия дается, когда ребенок испытывает естественные последствия своих действий (или их отсутствия).

Если ваш подросток делает это, уделяйте больше времени общению и укреплению ваших отношений, а не ворчанию из-за домашней работы.

5. Помогите им освоить

Теория самоопределения также предполагает, что чувство компетентности может улучшить мотивацию. Чувство мастерства может развиться, когда ваш ребенок решает задачу, достаточно легкую для выполнения, но достаточно сложную, чтобы он чувствовал вызов.

Помощь подросткам в освоении школьных навыков может не только повысить их самооценку, но и повысить компетентность.

Если предмет слишком сложный, вам будет сложно почувствовать мотивацию делать что-то, в чем вы не очень хороши. Если у вашего подростка проблемы с учебой в школе из-за того, что он не очень хорошо учится, подумайте о том, чтобы нанять репетитора. Найдите репетитора, к которому ваш ребенок может относиться, потому что он также может мотивировать вашего подростка через родство.

Если в школе слишком легко учиться, поищите дополнительные занятия или материалы для работы вашего ребенка. В любом случае привлеките их к принятию этого решения, чтобы они могли чувствовать контроль над своим обучением.

6. Поощряйте деятельность по восполнению дофамина

Одним из способов помочь подросткам повысить уровень дофамина являются физические упражнения. Физическая активность может помочь регулировать высвобождение дофамина в мозге ​7​ .

Кроме того, упражнения могут улучшить настроение и психическое состояние подростков ​8​ . Упражнения также связаны с улучшением когнитивных функций и пластичностью мозга 9 . Хорошее настроение позволяет легче строить отношения, а лучшая работа мозга способствует мастерству подростка.

Поощряйте вашего подростка делать физические упражнения каждый день, чтобы укрепить его здоровье и повысить мотивацию к обучению.

Заключительные мысли о том, как мотивировать подростка к учебе

Мотивация сложна, потому что человеческий мозг — одна из самых сложных систем в мире. По мере развития технологий ученые начинают лучше понимать ее. Наши стратегии воспитания также должны адаптироваться, поскольку мы больше знаем о том, как работает мозг.

Нужна помощь в мотивации детей?

Если вам нужны дополнительные советы и реальный пошаговый план, этот онлайн-курс «Как мотивировать детей» — отличное место для начала.

В нем описаны шаги, необходимые для выявления проблем с мотивацией у вашего ребенка, а также стратегия, которая поможет вашему ребенку развить самомотивацию и увлечься обучением.

Как только вы изучите эту научно обоснованную стратегию, мотивировать вашего ребенка станет легко и без стресса.


Каталожные номера

  1. 1.

    Роббинс Т.В., Эверитт Б.Дж. Нейроповеденческие механизмы вознаграждения и мотивации. Текущее мнение по нейробиологии . Опубликовано в Интернете, апрель 1996 г .: 228–236. doi: 10.1016/s0959-4388(96)80077-8

  2. 2.

    Мудрый Р.А. Дофамин, обучение и мотивация. Nat Rev Neurosci . Опубликовано в Интернете в июне 2004 г .: 483–494. дои: 10.1038/nrn1406

  3. 3.

    Мохеби А., Петтибоун Дж. Р., Хамид А. А. и др. Диссоциативная динамика дофамина для обучения и мотивации. Природа . Опубликовано в сети 22 мая 2019 г.: 65-70. дои: 10.1038/s41586-019-1235-y

  4. 4.

    Эйланд Л., Ромео Р.Д. Стресс и развивающийся мозг подростка. Неврология . Опубликовано в Интернете в сентябре 2013 г .: 162–171. doi:10.1016/j.neuroscience.2012.10.048

  5. 5.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts