Изучение мотивации поведения детей и подростков: Божович, Благонадежина. Изучение мотивации поведения детей и подростков

Содержание

Науменко М.В., Воронина Е.А. Особенности учебной мотивации подростков, получающих дополнительные образовательные услуги

УДК 159.9
 

Особенности учебной мотивации подростков, получающих дополнительные образовательные услуги

Марина Владимировна Науменко, кандидат социологических наук, доцент, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону; Елизавета Анатольевна Воронина, директор, Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей Ступени успеха, Ростов-на-Дону


Аннотация
В статье анализируется понятие учебной мотивации, раскрывается специфика внешней и внутренней мотивации, описываются особенности и механизмы формирования учебной мотивации в подростковом возрасте. Актуализируется значимость дополнительных образовательных услуг, как средства повышения типов мотивов, составляющих основу внутренней мотивации школьников подросткового возраста. Приводятся результаты исследования учебной мотивации подростков, получающих дополнительное образование различной направленности (культурно-художественное, информационно-техническое, физкультурно-спортивное, социально-педагогическое) и не получающих дополнительные образовательные услуги.

Мотивация подростков указанных групп выявляется при помощи методик: «Диагностика направленности учебной мотивации» (Т.Д. Дубовицкая), «Опросник учебной мотивации» (Г.А. Карпова). На основе анализа средних значений и по результатам применения методов математической статистики формулируются вывод относительно присутствия различий в качественном составе мотивации между исследуемыми группами подростков.
Ключевые слова: внешняя мотивация, внутренняя мотивация, дополнительное образование, личностный смысл, мотив, мотивация достижения, мотивация саморазвития, подросток, познавательный интерес, уровень мотивации, учебная мотивация.


Литература

1.      Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. – Москва : Просвещение, 1972. – 320 с.
2.      Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. – 2002. – Том 7Ю № 2. – С. 42–45.

3.      Ильчукова Н. В. Исторический аспект развития проблемы мотивации в психологии и анализ проблемы мотивации учебной деятельности / Н.В. Ильчукова // Вестник Сыктывкарского университета. Сер. 4, Психология. Педагогика. Социальная работа. – 2005. – № 6. – С. 166–169.
4.      Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников / Г.А. Карпова. – Екатеринбург : Из-во Урал, 1996. – 213 с.
5.      Маркова А.К. Стратегия формирования мотивации учения: перспективы / А.К. Маркова // Вопросы образования. – 1991. – № 3. – С. 23–36.
6.      Маркова А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А.К. Маркова. – Москва : Просвещение, 1990. – 272 с.
7.      Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. – Москва : Педагогика, 1984. – 144 с.
8.      Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В.Э. Мильман // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. – С. 129–141.
9.      Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования / Л.М Фридман. – Москва : Институт практической психологии, 1997. – 256 с.
10.   Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон. – Воронеж : МОДЭК, 1998. – 304 с.

 

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.10.2021

Показать полный текст

Л.И. Божович. Проблема развития мотивационной сферы ребенка

 в раздел Оглавление

Часть II

ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ УЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Л.И. Божович. Проблема развития мотивационной сферы ребенка

Излагая исследование мотивов учебной деятельности школьников, мы будем называть мотивами все побудители этой деятельности.

В результате исследования было установлено, что учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов.

Для детей разного возраста и для каждого ребенка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения. Последние всегда так или иначе подчинены ведущим мотивам. В одних случаях таким ведущим мотивом может оказаться стремление завоевать место отличника в классе, в других случаях — желание получить высшее образование, в третьих — интерес к самим знаниям.

Все эти мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. Один из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие — с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Исследование обнаружило, что обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления не только учебной, но и любой другой деятельности. Мотивы, идущие от самой деятельности, оказывают непосредственное воздействие на субъект, помогая ему преодолевать встречающиеся трудности, препятствующие целенаправленному и систематическому ее осуществлению. Функция другого вида мотивов совсем иная: будучи порождены всем социальным контекстом, в котором протекает жизнь субъекта, они могут побуждать его деятельность посредством сознательно поставленных целей, принятых решений, иногда даже независимо от непосредственного отношения человека к самой деятельности.

Для нравственного воспитания учащихся далеко не безразлично, каково содержание широких социальных мотивов их учебной деятельности. Исследования показывают, что в одних случаях школьники воспринимают учение как свой общественный долг, как особую форму участия в общественном труде взрослых. В других — они рассматривают его лишь как средство получить в будущем выгодную работу и обеспечить свое материальное благополучие. Следовательно, широкие социальные мотивы могут воплощать в себе подлинно общественные потребности школьника, но могут представлять собой и личные, индивидуалистические или эгоистические побуждения, а это в свою очередь определяет формирующийся моральный облик ученика.

В исследовании было также установлено, что и та и другая категория мотивов характеризуется специфическими особенностями на разных этапах развития ребенка. Анализ особенностей мотивации учения у школьников разных возрастов обнаружил закономерный ход изменений мотивов учения с возрастом и условия, способствующие этому изменению.

У детей, поступающих в школу, как показало исследование, широкие социальные мотивы выражают возникающую в старшем дошкольном возрасте потребность занять новое положение среди окружающих, а именно положение школьника, и стремление выполнять связанную с этим положением серьезную, общественно значимую деятельность.

Вместе с тем у детей, поступающих в школу, имеется и определенный уровень развития познавательных интересов. Первое время и те и другие мотивы обеспечивают добросовестное, можно даже сказать, ответственное отношение учащихся к учению в школе. В I и II классах такое отношение не только продолжает сохраняться, но даже усиливается и развивается.

Однако постепенно это положительное отношение маленьких школьников к учению начинает утрачиваться. Переломным моментом, как правило, является III класс. Здесь уже многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, их старательность уменьшается, авторитет учителя заметно падает. Существенной причиной указанных изменений является прежде всего то, что к III — IV классам их потребность в позиции школьника является уже удовлетворенной и позиция школьника теряет для них свою эмоциональную привлекательность. В связи с этим и учитель также начинает занимать в жизни детей иное место. Он перестает быть центральной фигурой в классе, способной определять и поведение детей и их взаимоотношения. Постепенно у школьников возникает собственная сфера жизни, появляется особенный интерес к мнению товарищей, независимо от того, как на то или иное смотрит учитель. На этом этапе развития уже не только мнение учителя, но и отношение детского коллектива обеспечивает переживание ребенком состояния большего или меньшего, эмоционального благополучия.

Широкие социальные мотивы имеют настолько большое значение в юном возрасте, что в известной мере определяют и непосредственный интерес школьников к самой учебной деятельности. В первые 2-3 года учения в школе им интересно делать все, что предлагает учитель, все, что имеет характер серьезной общественно значимой деятельности.

Специальное изучение процесса формирования познавательных интересов… позволило выявить их специфику на разных этапах возрастного развития школьников. В начале обучения познавательные интересы детей еще довольно неустойчивы. Для них характерна известная ситуативность: дети с интересом могут слушать рассказ учителя, но этот интерес исчезает вместе с его окончанием. Такого рода интересы можно характеризовать как эпизодические.

Как показывают исследования, в среднем школьном возрасте и широкие социальные мотивы учения и учебные интересы приобретают иной характер.

Среди широких социальных мотивов ведущим становится стремление учащихся найти свое место среди товарищей в классном коллективе. Обнаружилось, что желание хорошо учиться у подростков определяется больше всего их стремлением оказаться на уровне требований, предъявляемых товарищами, завоевать качеством своего учебного труда их авторитет. И наоборот, самой частой причиной недисциплинированного поведения школьников этого возраста, их недоброжелательного отношения к окружающим, возникновения у них отрицательных черт характера является неуспех в учении.

Существенные изменения претерпевают и мотивы, непосредственно связанные с самой учебной деятельностью. Их развитие идет в нескольких направлениях. Во-первых, интерес к конкретным фактам, расширяющим кругозор учащихся, начинает отступать на второй план, уступая место интересу к закономерностям, управляющим явлениями природы. Во-вторых, интересы учащихся этого возраста становятся более устойчивыми, дифференцируются по областям знаний и приобретают личностный характер. Этот личностный характер выражается в том, что интерес перестает быть эпизодическим, а становится как бы присущим самому ребенку и независимо от ситуации начинает побуждать его к активному поиску путей и средств своего удовлетворения. Важно отметить и еще одну черту такого познавательного интереса — его возрастание в связи с удовлетворением. В самом деле, получение ответа на тот или иной вопрос расширяет представления школьника об интересующем его предмете, а это с большей отчетливостью обнаруживает для него ограниченность собственных знаний. Последнее вызывает у ребенка еще большую потребность в их дальнейшем обогащении. Таким образом, личностный познавательный интерес приобретает, образно говоря, ненасыщаемый характер.

В отличие от подростков, у которых широкие социальные мотивы учения связаны прежде всего с условиями их школьной жизни и содержанием усваиваемых знаний, у школьников старшего возраста мотивы учения начинают воплощать их потребности и стремления, связанные с их будущей позицией в жизни и с их профессиональной трудовой деятельностью. Старшие школьники — это люди, обращенные в будущее, и все настоящее, в том числе и учение, выступает для них в свете этой основной направленности их личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становятся для них тем мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающему.

Подводя итог исследованиям широких социальных мотивов учения школьников и их учебных (познавательных) интересов, можно выдвинуть некоторые положения, относящиеся к теоретическому пониманию потребностей и мотивов и их развития.

Прежде всего стало очевидным, что побуждение к действию всегда исходит от потребности, а объект, который служит ее удовлетворению, определяет лишь характер и направление деятельности. При этом было установлено, что не только одна и та же потребность может воплощаться в различных объектах, но и в одном и том же объекте могут воплощаться самые разнообразные взаимодействующие, переплетающиеся, а иногда и противоречащие друг другу потребности. Например, отметка в качестве мотива учебной деятельности может воплощать в себе и потребность в одобрении учителя, и потребность быть на уровне своей собственной самооценки, и стремление завоевать авторитет товарищей, и желание облегчить себе поступление в высшее учебное заведение, и многие другие потребности. Отсюда ясно, что внешние объекты могут стимулировать активность человека лишь потому, что они отвечают имеющейся у него потребности или способны актуализировать ту, которую они удовлетворяли в предшествующем опыте человека.

В связи с этим изменение объектов, в которых воплощаются потребности, не составляет содержания развития потребностей, а является лишь показателем этого развития. Процесс же развития потребностей должен быть еще вскрыт и изучен. Однако на основании проведенного исследования некоторые из путей развития потребностей могут быть уже намечены.

Во-первых, это путь развития потребностей через изменение положения ребенка в жизни, в системе его взаимоотношений с окружающими людьми. На разных возрастных этапах ребенок занимает разное место в жизни, это определяет и разные требования, которые к нему предъявляет окружающая общественная среда. Ребенок же только тогда может испытать необходимое ему эмоциональное благополучие, когда он способен ответить предъ­являемым требованиям. Это и порождает потребности, специфи­ческие для каждого возрастного этапа. В изложенном исследовании развития мотивов учебной деятельности школьника было обнаружено, что за изменением мотивов скрываются сначала потребности, связанные с новой социальной позицией школьника, затем с позицией ребенка в коллективе сверстников и, наконец, позицией будущего члена общества. По-видимому, такой путь развития потребностей характерен не только для ребенка. Потребности взрослого человека также претерпевают изменения в связи с изменениями, происходящими в его образе жизни и в нем самом — его опыте, знаниях, в уровне его психического развития.

Bo-вторых, потребности возникают у ребенка в процессе его развития в связи с усвоением им новых форм поведения и деятельности, с овладением готовыми предметами культуры. Так, например, у многих детей, научившихся читать, возникает потребность в чтении, научившихся слушать музыку — потребность в музыке, научившихся быть аккуратными — потребность в аккуратности, овладевших тем или иным спортом — потребность в спортивной деятельности. Таким образом, путь развития потребностей, который был указан Леонтьевым, несомненно, имеет место, только он не исчерпывает все направления развития потребностей и не раскрывает до конца его механизмы.

Третий вывод, заключается в том, что, помимо расширения круга потребностей и возникновения новых, происходит развитие внутри каждой потребности от элементарных ее форм к более сложным, качественно своеобразным. Этот путь особенно отчетливо обнаружился на развитии познавательных потребностей, происходящем в процессе учебной деятельности учащихся: от элементарных форм эпизодического учебного интереса до сложных форм в принципе неисчерпаемой потребности в теоретических знаниях.

И наконец, последний путь развития потребностей… это путь развития структуры мотивационной сферы ребенка, т.е. развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов.

Здесь имеет место изменение с возрастом и ведущих, доминирующих потребностей и своеобразной их иерархизации.

Изучение мотивации поведения детей и подростков Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежииой. М., 1972, с.22-29  

Научно-обоснованные подходы для родителей, опекунов и учителей

Трусы

Как лучше всего мотивировать детей? Внутренняя мотивация к познанию окружающего мира зарождается в младенчестве. Этот тип мотивации может либо поощряться, либо подавляться опытом, который взрослые дают детям.

Психологические исследования указывают на набор многообещающих подходов, которые родители и практикующие врачи могут использовать для стимулирования положительной мотивации и обучения в процессе развития.

Для получения более подробной информации о науке о мотивации прочитайте «Рабочий документ 14: Понимание мотивации: построение архитектуры мозга, которая поддерживает обучение, здоровье и участие в жизни общества».

  1. Следуйте примеру младенцев.

    Младенцы естественным образом ориентируются на новые объекты и события. Они отводят взгляд от слишком знакомых объектов, а также от новых, слишком сложных. Иногда это называют «эффектом Златовласки»: вещи интересны, когда они новы, но не слишком новы. Взаимодействуя с младенцами, замечайте, на что они обращают внимание, и общайтесь с ними в соответствии с их интересами.

  2. Вызвать любопытство.

    Даже младенцы стремятся исследовать объекты, особенно те, которые ведут себя удивительным образом. Когда они что-то роняют на пол или бросают, они пытаются увидеть, что будет дальше. Предоставьте детям возможность взаимодействовать с новыми объектами — и пусть они ведут и учатся!

  3. Поощряйте игровые исследования детей.

    При возможности дети всех возрастов спонтанно вовлекаются в игру. Ингредиенты игры — это именно те ингредиенты, которые способствуют обучению: игра по своей сути мотивирует, она дает возможность получить новый опыт и учиться у других, она требует активного участия, она может укрепить социальные связи и снизить стресс. Когда жизнь занята или хаотична, может быть трудно найти время и пространство, чтобы поощрять детские игры, но это важный аспект развития.

  4. Отдайте предпочтение социальному взаимодействию во время обучения.

    В эпоху цифровых технологий существует множество образовательных компьютерных приложений, предназначенных для детей даже в возрасте 6 месяцев. Однако даже самые продуманные и эффективные приложения не могут заменить реальное социальное взаимодействие со взрослыми и сверстниками. В одном исследовании дети лучше усваивали элементы языка, когда находились лицом к лицу с учителем или смотрели видео. Недавние исследования показывают, что маленькие дети могут учиться с помощью цифровых медиа, таких как планшеты с сенсорным экраном, но социальное взаимодействие во время этого обучения, по-видимому, имеет важное значение.

  5. Достаточно бросить вызов детям.

    Дети мотивированы на достижение достижимых целей. Начиная с младенчества, для поддержания мотивации требуются усилия, но успех должен быть возможен. Они теряют мотивацию, когда задача слишком проста, но также и когда она настолько сложна, что кажется непреодолимой. Видеоигры эффективно используют этот основной принцип обучения, постоянно повышая уровень сложности в зависимости от успеваемости каждого ребенка. Постарайтесь адаптировать задание в соответствии с текущими возможностями ребенка и быстро дайте обратную связь о его или ее успехах.

  6. Дайте детям свободу действий.


    Дети более мотивированы, когда у них есть определенная степень самоопределения, и они могут решать задачи, которые имеют личное значение. Когда у них есть выбор проектов или, по крайней мере, небольшое пространство для маневра в отношении того, как выполнить задачу, дети с большей вероятностью останутся вовлеченными.

  7. Поощряйте только при необходимости.

    Когда дети внезапно получают вознаграждение за то, что им нравится и что они делают свободно, они могут начать делать это только тогда, когда будут знать, что впоследствии они получат компенсацию. Везде, где это возможно, используйте естественную любознательность и склонность детей работать для достижения достижимой цели, а не обещайте вознаграждение.

  8. Хвалите процесс, а не результат.

    Когда мы хвалим детей за их интеллект или уровень навыков — или за оценку или золотую медаль, которую они получили, — это может привести к ориентации на результат. Они могут быть мотивированы на получение большего вознаграждения, но они также могут научиться избегать сложных действий, в которых они могут не преуспеть, из-за боязни негативной оценки. Давление на успеваемость возрастает по мере того, как дети продвигаются в школе, и это связано с депрессией и тревогой в дополнение к уменьшению радости от учебы. Когда мы хвалим детей за их усилия и помогаем им увидеть в своих неудачах возможность учиться и совершенствоваться (а не просто концентрироваться на результате), у них будет больше мотивации усердно работать и они с большей вероятностью поверят, что смогут добиться того, что запланировали. их ум к.

  9. Поддерживайте тесную связь с подростками.

    Подростковый возраст — это период, когда многие молодые люди идут на риск и раздвигают границы.

    Эта тенденция в значительной степени отражает естественную склонность к новому и захватывающему опыту, который максимизирует возможности обучения и важен для перехода к независимости. По мере того, как подростки становятся более мотивированными благодаря одобрению своих сверстников, может быть социально полезным следовать за лидерами, готовыми идти на риск, или выделяться, нарушая границы. Однако подростки с близкими семейными отношениями менее склонны к риску. Высокая родительская поддержка и открытый диалог связаны с меньшим количеством проблемного поведения, в том числе с меньшим количеством злоупотребления психоактивными веществами и правонарушений. Будьте чуткими и поддерживающими, зная, что молодежь претерпевает изменения в своем мозгу, теле и социальных отношениях, которые могут сделать рискованное поведение привлекательным для них. Держите линии связи открытыми и внимательно следите за подростками.

7 научно доказанных способов мотивации вашего ребенка

  • Какой тип мотивации у вашего ребенка
  • Что мотивирует и не мотивирует вашего ребенка
  • Внешняя мотивация
  • Как мотивировать ребенка

Вот жестокая правда о том, как мотивировать детей учиться: не все мотивы одинаковы. Большинство методов воспитания, таких как правила, последствия и поощрения, не работают, потому что они создают неправильную мотивацию. Узнайте, что мотивирует вашего ребенка и как эффективно мотивировать его, используя 7 шагов, подкрепленных исследованиями.

Какой тип мотивации у вашего ребенка

Мотивация – это причина, определяющая поведение ребенка.

Существует два основных типа мотивации детей: внутренняя и внешняя.

  • Внутренняя мотивация относится к выполнению деятельности ради присущего ей удовольствия.
  • Внешняя мотивация относится к выполнению деятельности не ради присущего ей удовольствия, а ради отдельного результата.

Хотя эти два типа мотивации могут привести к сходному поведению, существуют различия между внутренней и внешней мотивацией с точки зрения качеств и устойчивости поведения.

Исследования показали, что когда люди занимаются какой-либо деятельностью из-за внутренней мотивации, качество участия и результаты улучшаются ​1​ .

В ходе одного исследования, проведенного в Университете Рочестера, исследователи попросили группу студентов бакалавриата прочитать статью, а затем записать свои эмоции при ее прочтении. Неделю спустя они проверили способность студентов запоминать информацию. Учащиеся, которым статья показалась интересной или приятной, показали лучшие результаты, чем другие учащиеся, которые этого не сделали, по запоминанию и пониманию информации, даже после учета их различий в вербальных способностях. ​2​

Что мотивирует вашего ребенка, а что нет

Итак, что мотивирует ребенка?

Когда дело доходит до мотивации наших детей, многие родители используют подход «кнута и пряника», т. е. правила, последствия, награды или схемы поведения.

Многие люди находят быстрый успех в начале, но через некоторое время он перестает работать.

Хуже того, иногда это имеет неприятные последствия.

Вот почему…

Когда дети реагируют на «кнут и пряник», они действуют по внешней мотивации.

Мы уже видели, что качество поведения, обусловленное внешним влечением, не так хорошо, как внутреннее.

Кроме того, вы должны продолжать использовать кнут и пряник, чтобы желаемое поведение продолжалось.

Это просто невозможно в долгосрочной перспективе.

Но есть и третья причина, по которой это неэффективный способ мотивации…

Использование кнута и пряника на самом деле снижает внутреннюю мотивацию ребенка, если таковая имеется вначале.

Многие исследования показали, что когда вводится вознаграждение (например, мороженое или видеоигры) или контролирующий фактор (например, наказание или лишение привилегий), внутреннее влечение человека снижается. ​1​

Другими словами, если ваш ребенок проявляет некоторый интерес к какой-либо деятельности в начале, ваша «мотивация кнута и пряника» на самом деле снижает внутреннюю мотивацию вашего ребенка.

Ребенок должен получать удовольствие от деятельности, чтобы быть внутренне мотивированным.

Внешние поощрения, похвалы и наказания не будут способствовать внутреннему развитию интересов ребенка.

С точностью до наоборот.

Значит ли это, что у нас связаны руки и мы ничего не можем сделать?

Не совсем так. Мы МНОГОЕ можем сделать, чтобы помочь нашим детям добиться успеха.

Как использовать внешнюю мотивацию

Если у вашего ребенка недостаточная внутренняя мотивация, мы должны работать с его внешней мотивацией.

К счастью, не все внешние мотивы плохи.

Существует четыре типа внешней мотивации. Они лежат в диапазоне автономий от наименее автономных (регулируемых извне) до наиболее автономных (интегрированных).

Среди этих четырех внешних мотивов интегрированная мотивация является наиболее желательной формой мотивации.

Когда люди полностью определили и ассимилировали себе причину , у них развивается интегрированная мотивация .

Что это значит?

Это означает, что человек изучил причину и обнаружил, что она соответствует его собственным ценностям и потребностям. Затем они могут усвоить причину и стать самостоятельными.

Поскольку интегрированная мотивация во многом похожа на внутреннюю мотивацию, помощь детям в усвоении поведения — отличный способ стимулировать внутреннюю мотивацию.

Как мотивировать ребенка к учебе – 7 научно обоснованных шагов

1. Перестаньте пытаться мотивировать (традиционным способом)

Ваши попытки мотивировать ребенка к учебе, скорее всего, приводят к прямо противоположному результату – демотивации вашего ребенка.

Быть внутренне мотивированным означает получать удовольствие от деятельности как таковой.

Если кому-то не нравится какое-либо занятие, никакие подталкивания, подкупы или угрозы не смогут заставить его полюбить это занятие. Это только создаст борьбу за власть.

Таким образом, традиционные способы борьбы с отсутствием мотивации у ребенка — поощрение, похвала, придирки, выговор и наказание — контрпродуктивны .

Поэтому лучше всего перестать использовать эти внешние факторы для мотивации.

2. Помогите им получать удовольствие, а не контролировать

Поощрение, похвала, придирки, брань и негативные последствия — это способы контролировать чье-то поведение.

Контролирующий родитель не может мотивировать детей к естественному обучению. Давление или поощрение не могут сделать занятие приятным.

Дайте ребенку свободу проявить инициативу. Наличие автономии является важным условием внутренней или интегрированной мотивации к развитию ​3​ .

Чтобы помочь немотивированному ребенку развить правильную мотивацию, стремитесь вдохновлять, а не контролировать.

Примечание. Предоставление детям опций — это еще один способ контролировать их. Это может работать на маленьких детях, но не на детях старшего возраста.

Наилучший подход — показать им, как они могут наслаждаться этим по-разному.

  • Покажите детям, что изучать новые навыки и совершенствовать их — это весело.
  • Создайте среду обучения вместо рабочей ситуации. Мы учимся получать новые знания, а не просто выполнять домашнее задание или получать хорошую оценку.
  • Разбудите их любопытство к новым предметам, показав им различные способы их использования.
  • Пусть без давления выбирают занятия по интересам ребенка.
  • Вместе отмечайте вехи успеха (но не перехвалите и не хвалите условно).
  • Поддерживайте детей, предоставляя конструктивную обратную связь, а не критику, которая может повысить чувство компетентности.
  • Когда дети застряли на какой-то проблеме, помогите им рассматривать ее как «проблему, которую они могут решить», а не как «трудность, которую им нужно преодолеть».
  • Не называйте это занятие «детской работой».
  • Не используйте перерыв в деятельности, такой как «Нет школьной работе», в качестве награды.

3. Помогите им усвоить важность

Некоторые занятия не приносят удовольствия. Если это так, помогите ребенку развить интегрированную мотивацию.

Помогите им понять, почему то или иное действие важно, и помогите им усвоить потребность в нем.

Дети должны понять смысл и ценность того, что нужно делать, чтобы полностью усвоить это.

Например, тренировки по футболу иногда могут быть трудными. Но практика является важной и необходимой частью того, чтобы стать хорошим в этом деле. Помогите ребенку понять, что если он хочет добиться лучших результатов в футболе, он должен тренироваться, даже если это не всегда приносит удовольствие.

4. Помогите им решить и позвольте им решить

Автономия имеет решающее значение для создания внутренней мотивации или интегрированной мотивации. Дети должны принимать собственные решения, чтобы почувствовать чувство автономии, жизненно важный внутренний мотиватор ​4​ .

Большинство людей боятся, что если они позволят своим детям принимать собственные решения, они неизбежно примут неправильные решения и потерпят неудачу.

Падение — неизбежная часть обучения ходьбе. Принятие неправильных решений — неизбежная и важная часть обучения принятию правильных решений.

Дайте детям возможность попрактиковаться в принятии решений. Если деятельность не связана со здоровьем или безопасностью, позвольте им принять решение под вашим руководством. Пусть они столкнутся с естественными последствиями.

Например, если ребенок отказывается делать домашнее задание, даже после того, как вы объясните его важность, пусть он столкнется с последствиями в школе.

Если занятие не связано со здоровьем или безопасностью, но вы очень хотите, чтобы ваш ребенок им занимался, важно понять, почему.

Есть вещи, которые дети должны делать, например ходить в школу, что не подлежит обсуждению. Но есть вещи, которые, как мы считаем, дети должны делать, но на самом деле они не обязаны.

Дети не предназначены для того, чтобы жить нашей жизнью. То, что мы сожалеем, что не играли на флейте в детстве, не означает, что наши дети должны исполнять наши мечты. У наших детей своя жизнь и свои мечты.

5. Найдите оптимальное задание

Один из лучших способов стимулировать внутреннюю мотивацию — помочь детям насладиться чувством выполненного долга.

Если занятие слишком простое, ребенку быстро надоест. Но если занятие слишком сложное, ребенок будет чувствовать себя обескураженным или неуверенным в себе.

Оптимальная задача — это задача, которая немного сложнее, чем та, которую ребенок уже освоил, но все же достижима благодаря практике и упорному труду.

Также важно помочь детям развить мышление.

Дети развивают мышление роста, когда верят, что талант не фиксирован, а податлив. Навыки и мастерство можно улучшить с помощью практики и упорного труда.

Дайте им понять, что важно практиковаться и решать проблемы. Помогайте и поощряйте их к практике.

Когда они, наконец, овладеют новым навыком, это чувство компетентности будет генерировать положительную энергию и станет важным внутренним мотиватором, определяющим их путь к успеху.

Даже если ребенку не нравится какое-либо занятие, он может заниматься им, если другие, по его мнению, это ценят.

Наука говорит нам, что чувство принадлежности и связанности может способствовать интернализации ​5​ . Эмоциональные и личные связи, которые мы формируем с другими, являются отличными мотиваторами.

Если ребенок чувствует связь с кем-то, кто ценит какое-то дело, он с большей вероятностью усвоит эту ценность.

Важность родственности широко изучалась в образовании из-за ее значимости для успеваемости учащихся. В классе, когда ученики чувствуют уважение и заботу учителя, они более мотивированы к обучению. ​6​

Родители играют важную роль в мотивации детей. Когда вы сблизитесь со своим ребенком, он с большей вероятностью будет слушать вас, примет ваши ценности и будет мотивирован, если это важно для вас.

Так как же эффективно наладить связь со своим ребенком?

Исследования показывают, что родители, придерживающиеся авторитарного стиля воспитания, крепче привязываются к своим детям. Это родители, отзывчивые и чутко реагирующие на потребности своих детей. Они имеют высокие стандарты и устанавливают ограничения для своих детей.

Психологи считают, что авторитетные родители создают среду, поддерживающую автономию, которая может повысить саморегуляцию и мотивацию их детей в классе. ​7​

Среда, поддерживающая автономию, — это среда, в которой родители ценят автономию в своих детях. Они поощряют детей выбирать и участвовать в решении проблем. Домашний климат демократичен, а не автократичен.

7. Примите участие

Еще один способ поощрения родства — это участие в деятельности. Участие всей семьи показывает, насколько они это ценят.

Одним из самых надежных показателей успеваемости детей в школе является степень вовлеченности родителей в процесс обучения их детей. ​8,9​

Например, в спорте вы можете тренировать или смотреть их игры. В течение учебного года вы можете стать волонтером в классе. Участвуйте в их учебной деятельности, такой как чтение. Устраивайте время для семейного чтения каждый вечер, и вы сможете сблизиться в одно и то же время.

Заключительные мысли о том, что мотивирует вашего ребенка

Положительное подкрепление не всегда плохо. Иногда мы просто хотим подарить нашим маленьким детям что-то, чтобы отпраздновать их достижения. Важно не использовать его как непредвиденный случай, т.е. , если вы сделаете это, , затем вы получите это. Любые внешние поощрения должны быть неожиданными, предлагаться только после завершения занятия, а не регулярно (потому что тогда ваш ребенок начнет их ожидать). Вы также можете предложить похвалу, положительный отзыв или предложения по улучшению вместо материального вознаграждения. Все это может мотивировать вашего ребенка для будущих задач.

Как только у вашего ребенка начнет развиваться мотивация, постановка целей может помочь ему усилить внутреннюю мотивацию и составить план действий.

Нужна помощь в мотивации детей?

Если вам нужны дополнительные советы и реальный пошаговый план, этот онлайн-курс «Как мотивировать детей» — отличное место для начала.

В нем приведены шаги, необходимые для выявления проблем с мотивацией у вашего ребенка, а также стратегия, которую вы можете применить, чтобы помочь вашему ребенку развить самомотивацию и увлечься обучением.

Как только вы освоите эту научно обоснованную стратегию, мотивировать вашего ребенка станет легко и без стресса.


Ссылки

  1. 1.

    Скотт Ригби С., Деси Э.Л., Патрик Б.С., Райан Р.М. Помимо внутренней и внешней дихотомии: самоопределение в мотивации и обучении. Мотив Эмо . 1992;16(3):165-185. дои: 10.1007/bf00991650

  2. 2.

    Райан Р.М., Коннелл Д.П., Плант Р.В. Эмоции в ненаправленном обучении тексту. Обучение и индивидуальные различия . Опубликовано в Интернете, январь 1990 г .: 1–17. дои: 10.1016/1041-6080(90)

    -8

  3. 3.

    Гролник В.С., Райан Р.М. Автономия в обучении детей: экспериментальное и индивидуальное исследование различий. Журнал личности и социальной психологии . 1987;52(5):890-898. дои: 10.1037/0022-3514.52.5.890

  4. 4.

    Цукерман М., Порак Дж., Латин Д., Деси Э.Л. О важности самоопределения для внутренне мотивированного поведения. Pers Soc Psychol Bull . 1978;4(3):443-446. дои: 10.1177/014616727800400317

  5. 5.

    Райан Р., Деси Э. Внутренние и внешние мотивы: классические определения и новые направления. Contemp Educ Psychol . 2000;25(1):54-67. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/10620381

  6. 6.

    Райан Р.М., Пауэлсон CL. Автономия и связанность как основа мотивации и образования. Журнал экспериментального образования . 1991;60(1):49-66. дои: 10.1080/00220973.1991.10806579

  7. 7.

    Гролник В.С., Райан Р.М. Стили родителей, связанные с детской саморегуляцией и компетентностью в школе. Журнал педагогической психологии . Опубликовано в Интернете 1989: 143-154. дои: 10.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts