СДВГ у взрослых: что мешает быть внимательными и спокойными
Леонид Чутко,
профессор, доктор медицинских наук,
заведующий лабораторией коррекции психического развития и адаптации, руководитель Центра поведенческой неврологии Института мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН
Что такое СДВГ?
Реклама на РБК www.adv.rbc.ru
В 1902 году в журнале Lancet появилась лекция английского врача Стилла, который впервые связал невнимательность и гиперактивность с биологической основой, а не с плохим воспитанием, как негласно предполагалось в те времена.
Сейчас такое расстройство называют синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) (attention deficit/hyperactivity disorder). По мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей, данное заболевание встречается у 5–10% детей.
При этом СДВГ в 4–5 раз чаще бывает у мальчиков. У взрослых данное расстройство встречается в 2–6% случаев и рассматривается как последствие СДВГ в детском возрасте [1].
Из чего состоит внимание?
130 лет назад Уильям Джеймс определил внимание как «избирательную направленность восприятия на тот или иной объект». Согласно теории, разработанной Даниэлем Канеманом, внимание интерпретируется как внутреннее усилие, связанное с решением задачи. При этом усилия ограничиваются количеством энергетических ресурсов, то есть внимание может истощаться.
Согласно гипотезе доктора Познера [2] и его коллег, функцию внимания можно разделить на три следующих функциональных компонента:
- Бдительность
- Ориентировка
- Исполнительный контроль
Представьте, что вы ведете автомобиль и должны поддерживать непрерывное внимание или бдительность, что обеспечивается работой правой лобной и правой теменной областей коры. Вы поворачиваете налево и поочередно переключаете внимание с одной полосы движения на другую, включая второй компонент — ориентировку, или ориентацию (направление) внимания на важные объекты.
© Morsa Images / GettyДанный компонент работает благодаря верхне-теменной и височно-теменным областям, а также лобному центру взора. Но самый сложный компонент — это третий (распределение внимания между конкурирующими объектами) — связан с работой более «интеллигентных» областей мозга: поясной извилины и префронтальной коры.
Два первых компонента работают преимущественно автоматически, а третий компонент используется произвольно. Кроме этого, Познер и его коллеги для описания внимания использовали образ луча прожектора, который переключается с одного объекта на другой, освещая его с определенной интенсивностью.
Причины СДВГ
СДВГ относят к категории мультифакториальных расстройств развития, при этом всегда следует иметь в виду возможность воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга. Среди причинных факторов СДВГ в первую очередь выделяют генетические и перинатальные факторы. Интересно отметить, что СДВГ чаще встречается у близнецов, родных братьев и сестер. Риск развития СДВГ для родственников пациентов, страдающих этим заболеванием, составляет около 30%. СДВГ чаще встречается среди детей родившихся недоношенными. Особое значение для формирования СДВГ среди перинатальных факторов имеет курение матери непосредственно во время беременности.
Проявления СДВГ
Клинические проявления заболевания определяются тремя основными симптомокомплексами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.
Говоря о невнимательности, чаще всего имеют в виду повышенную отвлекаемость и снижение концентрации внимания. При этом чем-то интересным лично им (компьютерные игры, просмотр телепередач, социальные сети) такие люди могут заниматься часами. Кроме этого у них наблюдается дефицит избирательного внимания, что проявляется в повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, особенно если эти стимулы яркие, интересные. Зачастую также снижается переключаемость внимания.
Под гиперактивностью обычно понимают повышенную двигательную активность. Такие люди непрерывно вертят в руках какие-либо предметы, ходят по комнате и так далее. Необходимо отметить, что гиперактивность у взрослых выражена значительно меньше, чем у детей.
© Jamie Grill / Getty
Импульсивность проявляется в невозможности контроля над своими импульсами, эмоциональными и поведенческими реакциями. Такие люди часто отвечают, не дослушав вопроса, постоянно перебивают собеседника. Настоящая проблема для таких людей — отказ, пускай даже небольшой. Склонность к риску становится причиной травм и несчастных случаев. Выделяют когнитивную импульсивность (отражающую поспешное мышление) и поведенческую импульсивность (отражающую трудности при подавлении реакций).
Нарушение внимания у взрослых пациентов с СДВГ приводит к снижению продуктивности. При анализе академической успеваемости студентов выявлено, что учащиеся с СДВГ имеют более низкий средний балл, а также чаще испытывают трудности при подготовке к занятиям по сравнению со сверстниками без признаков СДВГ. В целом пациенты с СДВГ реже получают высшее образование. Такие люди характеризуются снижением способности к планированию времени, слабой организацией труда, очень частыми переменами мест работы и увольнениями. Однако уровень безработицы среди них значимо не отличается от уровня контрольной группы [3].
Как можно ожидать, взрослые люди, страдающие СДВГ, занимают более низкие профессиональные должности и их доходы меньше, чем у здоровых сверстников. Кроме этого, молодые люди с СДВГ чаще нуждаются в финансовой помощи от членов семьи и социальных служб, по сравнению своими здоровыми сверстниками [4]. Необходимо сказать о том, что пациенты с СДВГ значительно чаще совершают компульсивные покупки, то есть страдают от шопоголизма [5]. Пациенты с СДВГ чаще становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий, так как характеризуются агрессивным стилем вождения [6]. Такие водители часто перестраиваются, не обращая внимания на другие автомобили.
Как помочь пациентам с СДВГ?
В США и странах Европы наиболее широко в лечении СДВГ используются психостимулирующие средства (незарегистрированные в РФ). Несмотря на большое количество исследований, посвященных использованию психостимуляторов при лечении СДВГ, данный вопрос по-прежнему сопровождается дискуссиями о возможных побочных эффектах.
Проведенные в Центре поведенческой неврологии Института мозга человека (Санкт-Петербург) исследования показали эффективность применения ноотропных средств в лечении СДВГ у взрослых [7]. Под ноотропными препаратами понимают лекарственные средства, положительно влияющие на высшие интегративные функции головного мозга, основным проявлением действия которых является улучшение процессов обучения и памяти при их нарушениях. При наличии сопутствующих СДВГ тревожных расстройств возможно использование транквилизаторов.
Общепринято положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы. Для изменения (модификации) поведения используются методы поведенческой психотерапии.
В последнее время для лечения СДВГ рекомендуют практики майндфулнес (искусство управления вниманием) и медитацию.
© Marko Geber / Getty
Существует еще один способ лечения СДВГ — метод энцефалографической биологической обратной связи (neurofeedback), позволяющий с помощью компьютерной техники мозгу самому найти оптимальный способ работы и улучшить внимание.
Суть метода заключается в том, что к голове пациента крепятся электроды, посредством которых регистрируется биоэлектрическая активность мозга, отображающаяся на экране компьютера. В игровой форме и «усилием воли» пациенту предлагается сознательно или бессознательно найти пути уменьшения патологической активности мозга и привести показатели энцефалограммы к норме (она тоже отображается на экране). Основная задача заключается в том, чтобы запомнить такое «нормальное» состояние и попытаться его если не сохранить, то хотя бы научиться вызывать по желанию.
Тренировки, правильное питание, медитации: профессор — о том, что нужно мозгу
Как дисциплинировать ребенка с СДВГ, сохраняя позитивный настрой
Ваш ребенок капризничает или становится непослушным? Трудно говорить о дисциплине в момент, когда ребенок кричит или начинает бросаться игрушками. Чем больше реакция родителей на поведение ребенка, тем хуже становиться ситуация.
В этой статье Вы найдете рекомендации экспертов, как дисциплинировать ребенка с СДВГ, прежде чем вы достигнете точки кипения.
Положительный или отрицательный персонаж
По словам доктора Кенни Хэнделмена (Kenny Handelman, Ph.D.), проявление позитивного подхода более эффективно, чем распространение грозных ультиматумов. Очень важно чаще поощрять вашего ребенка за хорошее поведение, но, что еще более важно, это делать что-либо вместе, что нравится вам обоим. Это усилит связь между вами, поэтому, когда вам будет необходимо дисциплинировать ребенка, он станет более восприимчивым к вашим словам и не будет бояться.
Сначала симптомы, а потом уже дисциплина
Получение оценки о состоянии вашего ребенка и лечение СДВГ крайне необходимо для управления поведением вашего ребенка. Вы не можете эффективно проводить дисциплинарное воздействие на своего ребенка, пока вы не знаете определенно, как неврологическое состояние при СДВГ затрагивает его слова и действия.
Решение переводить вашего ребенка на лечение может быть трудным, но это может помочь ему лучше контролировать свое поведение и не нужно будет его наказывать.
Попробуйте занятия в специализированных программах, таких как Fast ForWord, они помогают детям с СДВГ учиться концентрировать внимание и снижать импульсивность.
Никаких физических наказаний
Вы уже знаете, что наказывать физически детей нельзя, особенно это пагубно для ребенка с СДВГ. Многие дети с СДВГ отличаются высокой гиперчувствительностью, поэтому физическое наказание может привести к эмоциональной боли. «Порка дает неверную установку для ребенка», говорит доктор медицинских наук Уильям Додсон (William Dodson, M.D.), «Ребенок не может использовать этот опыт и привести в соответствие свое поведение в следующий раз. Он не получает никаких знаний, за исключением того, что нужно бояться своих родителей».
Планируйте выход из предстоящего кризиса
Выберите время, когда вы оба чувствуете себя счастливыми и спокойными, и подготовьте стратегический ход, чтобы избежать кризисов, например, в день рождения или на семейном празднике. Станьте сообщниками и сделайте это игрой. Например скажите: “Давай притворяться магами, которые могут исчезать”. Далее, если поведение ребенка начинает менять направление, отведите его в сторону и скажите: “Пришло время, чтобы быть магами и стать невидимыми” — и спокойно уйти с праздника или из комнаты.
Мыслите, как полицейский
Доктор Хэнделмен (Kenny Handelman, Ph.D.) рекомендует разбираться с произошедшим недавно инцидентом или плохим поведением спокойно, не злясь, просто как полицейский, который остановил вас за превышение скорости. Полицейский же не кричит на Вас или не говорит Вам, как ужасно вы поступили. Он скажет: “Вы знаете, что Вы превысили скорость? Ваше водительское удостоверение и регистрацию на машину, пожалуйста”. Вы совершили нарушение, Вы получите наказание. Дети с СДВГ настолько чувствительны к гневу, что они могут не слышать, что Вы говорите об их плохом поведение. Или ребенок может начать спорить и ситуация выйдет из-под контроля.
Объяснить нарушение и наказание
Многие дети с СДВГ не знают, чего от них ждут и что произойдет, если не будет ожидаемого результата. Родители должны объяснить кристально четко правила поведения и что будет, если ребенок пойдет вразрез с ними. Будьте последовательны в соблюдении правил. Детям с СДВГ Вы должны дать четкое представление об ожидаемом результате и последствии, или они все забудут.
Сначала игры, а потом наказания
У Лизы Аро (Lisa Aro) шесть детей с СДВГ и ряд проблем с дисциплиной с каждым из них. Она рассказывает о том, как интересно проводит время с детьми и делает совместные творческие проекты — создание фильмов и тому подобное. Если ребенок начинает вести себя плохо, она ставит его в угол, при этом сама стоит за ним. Ребенок ненавидит это наказание, потому что ему так скучно. После этого, она разговаривает с ним о том, как вести себя по-другому в следующий раз.
Узнайте, что раздражает Вашего ребенка
Изучите, к чему предрасположен ваш ребенок СДВГ и приспособьте свои дисциплинарные стратегии к его нервной системе. Относитесь с пониманием и уважением к гиперчувствительности и причудам Вашего ребенка. Это поможет вам отличать разницу между умышленным неподчинением и дискомфортом со стороны Вашего ребенка. Ваш ребенок дерзит или чувствует себя разбитым? Он возбужден, потому что он скучает, или он нарочно ведет себя нехорошо?
Исключить оппозиционно-вызывающее расстройство
СДВГ не редко сопровождается и другими расстройствами. До 40% мальчиков и 25% девочек имеют оппозиционно-вызывающее расстройство. Это второе наиболее часто встречающееся состояние у детей с СДВГ, говорит доктор Додсон (Dr. Dodson). Для того, чтобы эффективно дисциплинировать своего ребенка, важно исключить наличие оппозиционно-вызывающего расстройства. Дети с таким расстройством не в состоянии переключаться. Они фиксируются на такой реакции: «Нет! Не буду! Никогда! Вы меня не заставите!» Сходите на прием к психотерапевту, если Вы подозреваете, что у Вашего ребенка оппозиционно-вызывающее расстройство.
Возможно Вы сами — часть проблемы?
Синдром дефицита внимания в большинстве случаев является наследственным. Если он есть у вашего ребенка то, скорее всего, один или оба родителя, тоже имеют СДВГ.
Оцените себя и обратитесь за медицинской помощью. Выполнять последовательно дисциплинарные мероприятия является трудным для родителей с невылеченным СДВГ. Более того, многие взрослые с СДВГ имеют крутой нрав и приступы импульсивности, которые подрывают усилия дисциплины. Убедитесь, что Ваш СДВГ лечится должным образом.
Практикуйте осознанность
Осознанность полезна и для наших детей. Исследования показывают, что осознанность может помочь детям улучшить свои способности концентрации внимания, успокаиваться, когда они расстроены и принимать более правильные решения.
Если коротко, это помогает регулировать эмоции и концентрироваться на развитии когнитивных навыков.
Закрепление задуманной стратегии
Самая большая ошибка, которую делают родители, состоит в том, что они слишком быстро разочаровываются в новом дисциплинарном подходе, говорит доктор Хэнделмен. “Дети прикладывают много усилий, когда родители начинают что-то новое. И когда новая стратегия становится привычной, ребенок осознает, что спорить и сопротивляться бесполезно, он прекращает бороться с Вами”. Двух или трех недель недостаточно, чтобы установить новые правила. Требуется четыре — шесть недель для закрепления привычки.
Тренируйте мозг!
У детей с СДВГ, как правило, плохо развиты исполнительные функции, из-за этого им бывает сложно организоваться и учиться, они теряют уверенность в себе и контроль за своим поведением.
Современные неврологические методики, использующие принцип пластичности мозга, такие как FAST FORWORD, помогают детям с СДВГ в развитии исполнительных функций, а также в развитии речи, памяти, концентрации внимания и прочих когнитивных навыков!
Занятия выполнены в виде компьютерных игр и доступны онлайн, что очень удобно, как для ребенка, так и для родителей.
Лекарства для лечения СДВГ у детей
Детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) часто назначают лекарства в рамках плана лечения.
Медицинские работники также назначают другие психостимуляторы. К ним относятся декстроамфетамин, смесь солей амфетамина и атомоксетин.
Психостимуляторы действуют быстро. Работают от 1 до 4 часов. Затем они быстро вымываются из организма. Некоторые психостимуляторы на рынке предназначены для более длительного действия. Они работают до 9 часов, и их нужно принимать только один раз в день.
Иногда для лечения СДВГ у детей могут использоваться нестимулирующие препараты. К ним относятся:
Ваш лечащий врач определит потребность вашего ребенка в лекарствах и выберет подходящее лекарство. Это делается после оценки симптомов, возраста и здоровья вашего ребенка, а также ваших предпочтений.
Прежде чем начать лечение СДВГ, ваш ребенок будет проверен, чтобы убедиться, что он соответствует определенным стандартам лечения.
Они могут включать:Полный анамнез здоровья, семейный анамнез и медицинский осмотр
Исходный рост, вес, артериальное давление и частота сердечных сокращений
Исходная информация о распространенных побочных эффектах, связанных с лекарствами от СДВГ (таких как боль в животе, нарушения сна и аппетит)
Оценка злоупотребления психоактивными веществами. Дети с симптомами злоупотребления психоактивными веществами будут направлены на обследование и лечение от зависимости до того, как будут назначены определенные лекарства от СДВГ.
Если эти стандарты будут соблюдены, то будет проведено медицинское образование. Это может включать разговор о:
Выбор лекарства и почему его рекомендуют
Доза лекарства, как часто его следует давать и частота повторных посещений.
Риски и преимущества лечения
Возможные физические и эмоциональные побочные эффекты
Ожидаемая продолжительность лечения
Поведение и физические симптомы, за которыми семья должна следить и сообщать
Возможные побочные эффекты
Психостимуляторы могут вызывать побочные эффекты. Но большинство из них мягкие и облегчаются со временем. Побочные эффекты включают проблемы со сном, снижение аппетита, боль в животе, головную боль и нервозность. Когда действие лекарства прекращается, гиперактивное поведение некоторых детей может ненадолго усилиться.
Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) распорядилось, чтобы справочники по лекарствам для родителей прилагались к рецептам на психостимуляторы. Это связано с недавними сообщениями о внезапной смерти детей и подростков с аномалиями сердца, которые принимали эти лекарства от СДВГ. Немного повышенный риск паранойи, мании или слуха также возникает у детей, которые принимают эти лекарства.
Когда принимать
Лучшее время для приема ребенком лекарства длительного действия один раз в день — сразу после завтрака. Лекарства короткого действия лучше всего принимать за 30–45 минут до еды, например перед завтраком и перед обедом.
Лекарство можно принимать в течение недели и прекращать прием в выходные. Ваш поставщик медицинских услуг может обсудить, рекомендуется ли это для вашего ребенка. Некоторые дети плохо переносят прием лекарств в течение 2 дней. У них развиваются проблемы с поведением. Медицина также часто прекращается в летние месяцы, когда не ходят в школу. Ваш врач может обсудить с вами подходящий график для вашего ребенка.
Другие методы лечения
Некоторые эксперты (и родители) критикуют то, что они считают чрезмерным употреблением психостимуляторов. Но эти лекарства оказались эффективными и безопасными для лечения СДВГ. Другие варианты лечения могут быть труднее соблюдать, менее эффективны и иногда труднодоступны для семей. Есть и другие варианты психостимулирующих препаратов. К ним относятся:
Поведенческое консультирование
Образовательная поддержка с небольшими классами и личным вниманием
Репетиторство
Обучение социальным навыкам
Психостимуляторы часто используются в школе вместе с другими терапевтическими и образовательными стратегиями.
Сюда входит поведенческая и психологическая терапия. Для блага вашего ребенка важно работать со школьным персоналом, чтобы вам и вашему ребенку могли быть предоставлены скоординированные подходы и соответствующая поддержка. Некоторые родители обращаются к таким разным методам лечения, как биологическая обратная связь, мегавитамины и сине-зеленые водоросли. Поговорите о любых альтернативных методах лечения со своим лечащим врачом, прежде чем пытаться их использовать. Это еще более важно, если ваш ребенок одновременно принимает лекарства.Каким бы ни было лечение, если у вашего ребенка СДВГ, у него могут возникнуть проблемы с концентрацией внимания, даже когда они вырастут. Большинство детей перерастают гиперактивность и импульсивность своих младших лет. Но во взрослом возрасте у них все еще могут возникнуть проблемы с организацией или завершением долгосрочных проектов.
9 лучших методов лечения детей и взрослых с СДВГ
Результаты исследований ясны: лекарства от СДВГ в сочетании с поведенческой терапией являются наиболее эффективным методом лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей, особенно у тех, кто также демонстрирует оппозиционное поведение. Это открытие было сделано Национальным институтом психического здоровья и его знаменательным исследованием мультимодального лечения детей с СДВГ, а также подтверждено Американской академией педиатрии. Но сила терапии СДВГ не уменьшается с возрастом пациента. Много детей 9Взрослые 0101 и используют терапию СДВГ для обучения поведенческим, социальным и академическим навыкам, которые могут помочь справиться с симптомами СДВГ на протяжении всей жизни.
Проконсультируйтесь со специалистом в области психического здоровья, чтобы определить, какой тип терапии СДВГ лучше всего подходит для вас или вашего ребенка, и используйте приведенный ниже обзор, чтобы понять 9 наиболее популярных методов лечения СДВГ.
Терапия СДВГ №1: Поведенческая терапия для детейПоведенческая терапия направлена на решение проблем поведения, характерных для детей с СДВГ, путем структурирования времени дома, установления предсказуемости и рутины, а также повышения позитивного внимания. Хороший план поведенческой терапии начинается со здравого смысла воспитания, по словам Уильяма Пелхэма-младшего, доктора философии, директора Центра для детей и семей при Государственном университете Нью-Йорка в Буффало.
Планы поведенческой терапии СДВГ должны выполнять следующие действия:
- Подкреплять хорошее поведение системой вознаграждения.
- Не поощряйте негативное поведение, игнорируя его.
- Отнять привилегию, если негативное поведение слишком серьезно, чтобы его игнорировать.
- Удалить распространенные триггеры плохого поведения.
Томас Э. Браун, доктор философии, автор книги Новое понимание СДВГ у детей и взрослых , предупреждает, что «польза, которую ребенок получает от поведенческого лечения, сильно зависит от способности родителя последовательно выполнять план программы». К счастью, множество заслуживающих доверия программ обучения родителей обучают стратегиям, поощряющим позитивное поведение ребенка и укрепляющим отношения между родителями и детьми.
Терапия СДВГ №2: Когнитивно-поведенческая терапия для взрослыхКогнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это, по сути, тренировка мозга при СДВГ. Это краткосрочная, целенаправленная форма психотерапии, направленная на изменение негативных моделей мышления и переосмысление того, как пациент относится к себе и своим симптомам СДВГ.
КПТ не лечит основные симптомы СДВГ: невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Скорее, это помогает уменьшить жизненные нарушения, с которыми сталкиваются люди с СДВГ, такие как прокрастинация и управление временем. Нет никаких доказательств того, что когнитивно-поведенческая терапия может заменить медикаментозную терапию СДВГ или даже разрешить более низкие дозы, но исследования показывают, что она помогает взрослым с СДВГ больше, чем другие формы терапии. Исследование, проведенное в 2010 году Массачусетской больницей общего профиля в Бостоне, показало, что сочетание медикаментозной терапии и когнитивно-поведенческой терапии более эффективно контролировало симптомы СДВГ, чем только медикаментозная терапия.
Эффективная программа когнитивно-поведенческой терапии поможет взрослым с СДВГ исправить следующие искаженные мыслительные процессы и многое другое:
- Мышление по принципу «все или ничего» — рассматривать все как полностью хорошее или как совершенно плохое: Если вы не сделаете что-то отлично, вы потерпели неудачу.
- Чрезмерное обобщение — видение единичного негативного события как части закономерности: например, вы всегда забываете оплачивать счета.
- Чтение мыслей — думать, что ты знаешь, что люди думают о тебе или о том, что ты сделал — и это плохо.
- Гадание — предсказание того, что все обернется плохо.
- Преувеличение и преуменьшение — преувеличение значимости мелких проблем и принижение достижений.
- Утверждения «должен» — акцентирование внимания на том, как должно быть , что приводит к резкой самокритике, а также чувству обиды на других.
- Сравнительное мышление — сравнение себя с другими и чувство неполноценности, даже если сравнение может быть нереалистичным.
Диалектическая поведенческая терапия (ДПТ), как и КПТ, фокусируется на социальных и эмоциональных проблемах, связанных с СДВГ и другими нейропсихологическими расстройствами. Созданная Маршей Линехан, доктором философии, ABPP, профессором психологии Вашингтонского университета и основателем Института Линехана, ДПТ изначально была разработана для лечения вредного поведения пациентов с диагнозом пограничное расстройство личности (ПРЛ). В настоящее время это один из самых успешных методов лечения для улучшения навыков эмоциональной регуляции. DBT преподается в серии модулей, основанных на навыках, на еженедельных групповых занятиях, каждый из которых посвящен определенному навыку. Индивидуальные терапевты оказывают дополнительную поддержку для персонализации использования этих навыков в жизненных ситуациях.
Терапия СДВГ №4: Коучинг СДВГТренеры по СДВГ помогают детям, подросткам и взрослым с СДВГ организовывать свою жизнь и брать на себя ответственность за нее. В частности, коучи могут помочь своим клиентам достичь эмоционального/интеллектуального роста, сильных социальных навыков, эффективных стратегий обучения, увлекательных карьерных и деловых исследований, а также продуманного финансового планирования.
Профессионально обученный тренер по СДВГ может реально помочь своим клиентам с СДВГ развить такие навыки, как:
- Управление временем, задачами и пространством
- Мотивация и сопровождение
- Разработка систем для успеха
- Здоровое общение и отношения
- Стратегическое планирование и перспектива
- Делать осознанный и мудрый выбор
- Упрощенная и более упорядоченная жизнь
- Стремление к сбалансированному здоровому образу жизни
Один из лучших способов найти тренера по СДВГ — через организацию тренеров по СДВГ (ACO). Эта всемирная профессиональная членская организация предлагает ресурсы как для тренеров, так и для тех, кто их ищет.
Терапия СДВГ №5: тренировка мозга или нейробиоуправлениеНейрофидбэк использует упражнения для мозга, чтобы уменьшить импульсивность и повысить внимательность у детей и взрослых с СДВГ. Обучая мозг излучать паттерны мозговых волн, связанные с концентрацией внимания, в отличие от тех, которые связаны с грезами наяву, нейробиоуправление помогает обуздать симптомы СДВГ, такие как импульсивность, отвлекаемость и агрессия.
Обычно пациенты с нейробиоуправлением носят шапочку с электродами при выполнении сложных когнитивных задач, таких как чтение вслух. Компьютер считывает активность мозга, а затем наносит на карту области мозга, где активность мозговых волн слишком велика или слишком мала — теоретические источники симптомов СДВГ пациента.
Критики утверждают, что нейробиоуправление не было тщательно изучено в каких-либо крупных двойных слепых исследованиях и что, хотя некоторые пациенты сообщают об улучшении внимания, оно мало влияет на другие проблемы, связанные с СДВГ. Другие наблюдали значительные улучшения у пациентов с нейробиоуправлением.
Терапия СДВГ №6: Игровая терапияИгровая терапия помогает детям с СДВГ общаться, учиться, успокаивать, успокаивать тревогу и повышать самооценку. Игра — это косвенный способ для терапевтов изменить восприятие, познание и поведение детей. Как говорит Кэрол Брэди, доктор философии, детский психолог, практикующий в Хьюстоне: «Дети общаются метафорически через игру. В качестве терапевтического средства это все равно, что дать сладкую таблетку вместо горькой». Игра с маленьким ребенком необходима для того, чтобы он чувствовал связь, безопасность и привязанность.
Терапия СДВГ №7: Музыкальная терапияДля пациентов с СДВГ музыкальная терапия повышает внимание и концентрацию, снижает гиперактивность и укрепляет социальные навыки тремя способами:
- Музыка обеспечивает структуру. Музыка — это ритм, ритм — это структура, а структура успокаивает мозг человека с СДВГ, пытающегося отрегулировать себя, чтобы оставаться на линейном пути.
- Музыка активирует синапсы. Исследования показывают, что приятная музыка повышает уровень дофамина в мозге. Этот нейротрансмиттер, отвечающий за регуляцию внимания, рабочей памяти и мотивации, находится в дефиците в мозге с СДВГ.
- Музыка — это общение. «Подумайте об оркестре», — говорит Томаино, ветеран музыкальной терапии с 30-летним стажем. «Если один инструмент отсутствует, вы не можете играть произведение. Все «голоса» необходимы».
Арт-терапия помогает детям и взрослым с СДВГ и другими нейропсихологическими расстройствами, которые легче выражают свои мысли с помощью визуальных образов и произведений искусства, чем с помощью письменных или устных слов. Арт-терапия может быть особенно эффективна для активных, занятых детей с СДВГ, так как она заставляет их руки двигаться и вызывает острый умственный и эмоциональный фокус, который не всегда достигается при разговорной терапии.
Дети с СДВГ используют арт-терапию, поскольку рисование, раскрашивание и лепка могут помочь решить эмоциональные проблемы, развить навыки межличностного общения, управлять поведением, уменьшить стресс и повысить самосознание. С помощью арт-терапии дети с СДВГ могут развивать умственную гибкость, навыки решения проблем и коммуникативные навыки, когда они объясняют, что они сделали, родителям или друзьям. Искусство также допускает органичные моменты позитивного социального взаимодействия, такие как обмен материалами, комплименты или даже внесение предложений.
Терапия СДВГ №9: Лошадиная терапияПсихотерапия с участием лошадей (EAP) — это эмпирическая терапия СДВГ, при которой клиенты взаимодействуют с лошадьми — под руководством специально обученного специалиста по психическому здоровью и специалиста по лошадям — вместо разговоров о своих проблемах.
Natural Lifemanship — это одна из моделей EAP, которая эффективна для лечения СДВГ. Это подход, основанный на информации о травмах, основанный на неврологии и роли здоровых, связанных отношений. Клиенты учатся регулировать энергию своего тела и улавливать невербальные сигналы, чтобы строить отношения с лошадью. Лошадь обеспечивает немедленную обратную связь с действиями клиента, чего другие люди не могут или не хотят делать.