Как научить ребенка читать
Анна Кондрашова
научила сына читать
Профиль автора
В 3,5 года сыну подарили тарелку с буквами — и он стал про них расспрашивать. Тогда я и купила ему букварь.
Я переживала, что для чтения еще рано, но не нашла ни одной толковой статьи о том, когда точно будет пора. Сама я научилась читать в четыре года, но это далось мне тяжело: мне не нравился черно-белый букварь, а вместо чтения хотелось идти играть.
Так что я решила просто попробовать читать с сыном, а если не выйдет, вернуться к букварю позже.
В тот раз научить сына читать действительно не вышло: мы прошли только 4—5 букв, но он так и не понял, как объединять их в слоги. После нескольких попыток мы забросили чтение.
Когда сыну исполнилось четыре, я достала букварь снова. Прогресс чувствовался: слоги срослись, сын выучил больше букв, но теперь начал их путать. А еще во время занятий он постоянно говорил, что ему скучно. Я поняла, что и сейчас еще рано.
В итоге в 4,5 года сын сам нашел букварь и сказал, что теперь точно научится читать. Так и вышло. Расскажу, что еще я использовала для обучения, что про него поняла и с какими трудностями мы столкнулись.
Та самая тарелка, которая пробудила у моего ребенка интерес к буквамКаким букварем мы пользовались
Я не педагог и понятия не имела, что нужно для обучения чтению. Подруги с детьми постарше советовали обучающие мультфильмы и приложения, но я не хотела, чтобы сын лишний раз сидел перед экраном. Игр и развивающих наборов в магазинах было слишком много, и я не понимала, какие хорошие, а какие нет. Так что я решила учить сына по старинке — по букварю, а на остальное не тратиться.
Сразу три подруги посоветовали мне букварь Надежды Жуковой. Я нашла отзывы о нем на «Лабиринте» и посмотрела там фото страниц. На обложке было написано, что букварь составлен по логопедической методике. Я не знала, что это значит, но решила, что это, наверное, хорошо.
/guide/books-for-children/
Как выбрать идеальную книгу для ребенка
Мне было важнее, что в букваре красивые, яркие, а порой и смешные иллюстрации. Ведь меня в детстве отталкивал именно черно-белый букварь. Еще я заметила, что тексты Жуковой гораздо интереснее тех, что я помнила из букваря своего детства. В основном это были веселые истории про животных и даже загадки, которые мой сын очень любит.
В общем, я не стала долго раздумывать, а заказала именно этот букварь. Дешевле всего он был на «Вайлдберриз» — я отдала 312 Р.
По содержанию эти издания абсолютно одинаковые — можно брать любое. Разве что мини-букварь в мягкой обложке, небольшого формата и вдвое легче по весу. У нас было первое: о нем больше всего отзывов. Источник: labirint.ru Вот такие забавные иллюстрации были в буквареПозже я не разочаровалась в этом букваре. Как редактора, меня раздражали только точки в конце заголовков: по правилам их быть не должно.
Еще мне не понравилось, что в букваре попадались редкие имена вроде Гоги, Луши и Муры. За 30 лет жизни я не встречала ни одного человека, которого бы так звали. А сын постоянно спрашивал: «Это девочка или мальчик?»
И однажды меня ввел в ступор его вопрос: «Почему здесь написано „сыны“? Правильно же „сыновья“». Но я отделалась объяснением, что очень-очень давно люди говорили именно так.
В остальном я считаю букварь Жуковой просто отличным.
Как был устроен букварь
Я до сих не поняла, в чем именно заключалась логопедическая методика букваря, но он был не похож на обычную азбуку, в которой буквы идут по алфавиту.
Самыми первыми были гласные А, У и О и согласные М, С и Х. Наверное, по мнению автора, они чаще всего встречаются в речи и большинство детей произносят их без проблем.
Йотированные гласные Е, Ю и Я шли ближе к концу. Думаю, потому, что в разных случаях они читаются по-разному, и ребенку нелегко это усвоить. В конце были еще Ь и Ъ, а остальные буквы — в середине книги.
Мне понравилось, как автор букваря объясняла объединение букв в слоги В книге были полезные рекомендации для родителей, например задания для игр с магнитной азбукойТакая система обучения подошла сыну. В отличие от первых попыток на этот раз он быстро запоминал все буквы и легко объединял их в слоги. Трудности были только со злополучной буквой Ы, и я не понимаю почему. А когда он наконец ее выучил, то несколько раз путал с Р. Наверное, дело в том, что часть Ы похожа на перевернутую Р.
Сын не сразу запомнил, что делают буквы Ь и Ъ, а я объясняла это скомканно. Еще мне было сложно объяснить ему, почему в одних случаях Я — это [йа], а в других — [а] и смягчает предыдущий звук. Для этого пришлось бы рассказывать, что такое гласные и согласные, а я не была уверена, что четырехлетнему ребенку это нужно. К счастью, в итоге он понял все интуитивно и сейчас читает правильно.
Как мы занимались
Сын сам просил почитать букварь всего несколько раз. Обычно я предлагала сама, но он почти никогда не отказывался. В целом же его отношение к занятиям можно было описать как «я не против». Понятно, что четырехлетнему ребенку было приятнее играть и смотреть мультфильмы, но и отвращения чтение не вызывало — этим я и пользовалась.
Мы старались читать каждый будний день, сразу после детского сада. Но я не заставляла сына заниматься, если он не хотел или болел, и не читала с ним, когда у самой не было настроения. Торопиться нам было некуда, а садиться за урок на нервах было бы вредно и мне, и ему. Как-то у нас был перерыв на целых три недели, а потом мы спокойно вернулись к букварю.
/list/kids-dev-apps/
Читать, считать и исследовать космос: 14 развивающих приложений для детей
Каждый раз мы читали до тех пор, пока сын не говорил, что устал. Обычно его сил хватало на страничку, примерно на 10 минут, а потом мы играли. Считаю, что таких уроков вполне достаточно для четырехлетнего ребенка.
Я поняла, что устраивать выходные обязательно: они нужны не только для отдыха, но и чтобы лучше усваивать знания.
Например, сын почему-то долго не мог запомнить букву Ы и, когда она попадалась в слове, замолкал. Так продолжалось несколько дней — не помогали ни игры, ни повторное чтение страниц в букваре. Но потом наступили выходные, и мы не занимались. А в понедельник выходили из детского сада, и сын неожиданно прочитал на калитке: «Выход».
С тех пор, если что-то не получалось, я делала перерывы в обучении даже среди недели. В эти дни сын не вспоминал про букварь, но потом без проблем за него садился — и все почему-то шло как по маслу.
Какими дополнительными материалами мы пользовались
Порывшись в игрушках, я нашла дома много вспомогательных материалов — родственники дарили их сыну чуть ли не с рождения. Поищите — наверняка и у вас много подобных. Вот что нам пригодилось.
Мольберт с магнитными буквами. Когда мы проходили в букваре новую букву, я дарила сыну ее магнитную фигурку — как поощрение. Так он с увлечением собирал из них коллекцию.
Растущий мольберт с магнитными буквами — 2340 Р
Когда пройденных букв стало около десяти, мы составляли из них новые слова и маленькие обращения друг к другу. Думаю, это было полезно для обучения, и с помощью азбуки сын быстрее запоминал буквы.
В нашем наборе мне не понравилось только то, что изначально буквы были отдельно от магнитов. И последние приходилось забивать молотком.
Думаю, магнитную азбуку можно брать любую. У нас дома была такаяКубики с буквами можно было использовать для игр, как и магнитную азбуку. Я тоже предлагала сыну составлять из них слова — на большее моей фантазии не хватало. Но ему было интереснее играть с азбукой, так что кубиками мы в итоге не пользовались. Сейчас отдали их друзьям.
Обучающие карточки. У нас был набор, где на каждой карточке были предметы и животные на одну букву. Сыну было весело искать их и называть. И мы соревновались, кто найдет больше.
Набор карточек «Буквы» — 180 Р
Думаю, благодаря этому набору сын научился выделять нужный звук в начале слова. Источник: detmir.ru«Буквоножка» из серии IQ — развивающая тетрадь с интересными заданиями, которые связаны с буквами. Их нужно искать на картинках, раскрашивать и составлять из разрозненных половинок. Мой сын очень любит развивающие тетради, так что с удовольствием выполнял и эти задания. А заодно лучше запоминал буквы.
Пособие «Буквоножка» — 83 Р
«Мохнатая азбука» Бориса Заходера — цикл стихотворений о животных на каждую букву алфавита. Когда мы проходили новую, я читала сыну соответствующие стихотворения. А перед этим он искал на картинке зверька на нужную букву — как на карточках. Думаю, это делало процесс обучения веселее и разнообразнее.
«Стихи и сказки» Бориса Заходера — 442 Р
В тетради были лабиринты, раскраски и много интересных задачек Сын знал не всех животных из «Мохнатой азбуки», но ему все равно было интересноКаких правил я придерживалась
Я не знала, как правильно учить ребенка читать, а искать какие-то видео или статьи не хотела: та или иная методика могла не подойти моему сыну. Поэтому я руководствовалась только рекомендациями из букваря, здравым смыслом и своими наблюдениями.
В итоге мы прошли букварь за четыре месяца, включая выходные и перерывы, а сын легко усвоил навыки чтения. Вот какие правила нам в этом помогли.
Учить транскрипцию, а не названия букв. Например, говорить, что Л — это [л], а не [эл]. А Ш — это [ш], а не [ша]. Я поняла это даже до того, как прочитала в букваре рекомендации для родителей.
Дело в том, что многие мои знакомые сначала выучили с детьми алфавит, а потом взялись за букварь. На это повлияли и музыкальные игрушки, в которые встроены песенки с алфавитом. В итоге дети читали слово «мама» как [эм-а-эм-а] и не понимали, как объединять буквы в слоги. Переучить их было сложно.
Я не повторила этой ошибки. В итоге мой ребенок по-прежнему не знает алфавит, зато читает. Не понимаю, зачем ему вообще его знать и что в этом полезного. Но если нужно, он без проблем выучит его в школе.
Не торопиться. Я уже упоминала, что мы дважды бросали букварь, прежде чем наконец его одолели. Считаю, что мозг ребенка должен дозреть до чтения, иначе процесс будет мучительным. Я дождалась, когда сын будет полностью готов читать, и это далось ему легко. Он чувствовал, что у него получается, и постоянно переживал ситуации успеха.
Не подсказывать. Иногда сын путал буквы или не читал, а додумывал окончания слов. Каждый раз я боролась с соблазном сразу показать, где ошибка, и терпеливо ждала, когда сын дочитает слово целиком. После этого он часто сам понимал, что неправильно поставил ударение или перепутал букву. А если нет, я мягко просила перечитать слово еще раз, только внимательнее. В итоге со временем ошибок становилось меньше.
Хвалить и поощрять. Каждый раз после занятия я говорила сыну, что мне было приятно и интересно с ним заниматься. Что он большой молодец и быстро все запоминает. И что то, что сегодня не получилось, обязательно получится потом. Он любит похвалу, так что уходил с хорошим настроением.
/list/parents-reading/
10 книг, которые стоит почитать будущим родителям
Поначалу после каждого урока я дарила ему что-то по мелочи: наклейку или вкусняшку. Но к середине букваря перестала, чтобы сын привыкал читать не ради подарков. А он и не вспомнил про них.
Только когда мы заканчивали букварь, я пообещала ему мини-праздник: купила конструктор, который он давно хотел, раскраску и немного угощений. Так мы отметили прощание с букварем.
Читать все вокруг. Когда мы прошли все буквы, на прогулках и по пути в детский сад сын читал все вывески, а в супермаркетах — названия продуктов, которые мы купили.
А когда мы заканчивали букварь, сыну подарили игру-викторину. Вопросы на карточках он захотел читать сам: они как раз были короткие, простые и со знакомыми словами. Так он дополнительно практиковал чтение.
Игра-викторина «Природа» — 215 Р
Та самая викторина, которая понравилась сыну. Я хотела купить еще одну, но не нашла ничего похожегоКакие были сложности
Логопедические. Мой сын не выговаривает четыре звука, и я решила посоветоваться с воспитателями, стоит ли проходить их в букваре. Там еще не занимались чтением, но мне все равно было интересно мнение педагогов. Они посоветовали пропускать сложные буквы, но я пролистала букварь и поняла, что это невозможно: они бы постоянно появлялись в словах дальше. Не знаю, правильно ли я поступила, но я не стала ничего пропускать. Сейчас сын читает эти буквы так же неправильно, как и говорит.
Недавно мы наняли ему логопеда, и она сказала, что ничего страшного не случилось. По ее словам, когда звуки встанут в речи, сын начнет правильно выговаривать их и во время чтения. Так и вышло.
/list/biggest-investments-in-your-kid/
5 крупных и неочевидных статей расходов на ребенка, которые лучше запланировать
Мешала разбивка на слоги. В букваре их разделял дефис, и сначала сыну это помогало. Но к концу букваря тексты стали длиннее, а разбивка еще больше их увеличивала. Даже мне они казались страшной кашей из слогов, а ребенок часто говорил, что не сможет это прочитать.
Тогда я использовала два приема: предлагала прочитать хотя бы название текста или рассмотреть картинку. Какой-то всегда срабатывал. Например, один из текстов назывался «Чайник-начальник» — сын засмеялся и сразу захотел узнать, почему же он начальник. Еще его заинтересовал заголовок «Свинья Фефела»: сын решил, что в тексте будет что-то веселое. К сожалению, текст оказался назидательным: там говорилось о том, что нельзя рвать цветы и мусорить, — так делают только свиньи. Но сын все равно дочитал его до конца.
Если заголовки не помогали, я задавала вопросы к картинкам возле текстов. Например: «Как думаешь, почему ежик хохочет, а кот плачет с иголками в лапе? А почему на другой картинке у кота на лбу огромная шишка?» Это тоже мотивировало сына читать.
При этом я заметила, что вывески на улице и задания викторины он читает быстрее, хотя слова там без разбивки. И поняла, что она ему мешает. Тогда я бегло рассказала ему про пять или шесть букв, которые мы не успели пройти, купила книгу для чтения без разбивки и хотела полностью отказаться от букваря. Но сын путал буквы, которые мы плохо прошли, и не понимал смысл текста. Так что книгу пришлось отложить и терзать букварь до конца.
Из-за разбивки на слоги длинный текст не выглядит компактнымСын терял строку. Когда сын дочитывал строку и переходил на следующую, то случайно мог поставить палец ниже, чем нужно. Так он пропускал одну-две строки и не понимал текст.
Из детства я помню, что многие одноклассники клали под строку линейку, а потом передвигали ее. У меня тоже был соблазн показать сыну этот прием. Но я боялась, что он привыкнет к линейке и его будет трудно от нее отучить. Так что просто следила, чтобы он не терял строки, и через пару месяцев проблема исчезла сама собой.
Что сын читает сейчас
Когда букварь подходил к концу, я стала искать книгу для чтения, чтобы сын смог прокачивать по ней новый навык: учился читать быстрее и целыми словами, а не по слогам.
Но найти хорошую книгу оказалось непросто. Хотя у меня было всего три критерия:
- Цена в пределах 300 Р. Я понимала, что сын вряд ли будет перечитывать такую книгу, и не хотела платить больше.
- Отсутствие разбивки на слоги и значков ударения.
- Тексты, которые будут интересны пятилетнему мальчику. В идеале — сказки.
На «Озоне» было много хороших отзывов о книгах «Я читаю сам». Но комплект из 35 штук стоил около 2700 Р, а текста там было мало. Я прикинула, что сын прочитает все за неделю, и пожалела денег.
Еще знакомые рассказали мне про дополнение к букварю Жуковой — «Первую после букваря книгу для чтения». Но я посмотрела на «Лабиринте» фото страниц и поняла, что сыну она не подойдет. Там было много стихов классиков, в том числе с устаревшими словами, и тексты в духе энциклопедий. Некоторые из них даже мне было скучно читать — не то что пятилетнему ребенку.
/list/first-books/
Книги для самостоятельного чтения: 13 вариантов для детей всех возрастов
Такую книгу мой сын прочитал бы за пару минут. И я не стала тратить на нее деньги. Источник: yachitayusam.ru Может, в школе сыну и будут интересны такие тексты, но точно не сейчас. Источник: wildberries.ruВ итоге я случайно наткнулась на «Озоне» на книгу Елены Бортниковой «Читаем сказки после букваря». Это был сборник из 34 сказок в мягкой обложке, который стоил всего 109 Р. Он стал настоящей находкой!
«Читаем сказки после букваря» Е. Бортниковой — 188 Р
В книге много ярких иллюстраций, сказки написаны простым языком, и в них короткие предложения. Каждая сказка занимает чуть больше страницы, и сын осиливает ее за один раз. Обычно на это уходит полчаса, но сын устает только к концу.
Сюжет сказок ему нравится: в основном они о приключениях животных и игрушек. А над некоторыми моментами он от души смеется. Но главное, каждую новую сказку он читает чуть быстрее, чем предыдущую. Так что, надеюсь, к концу сборника он сильно укрепит навык чтения и сможет осилить сказки, которые я пока читаю ему сама.
В конце каждой сказки Бортниковой есть вопрос по содержанию. Он помогает определить, понял ли ребенок смысл текстаМои выводы
Я часто слышала от знакомых с детьми, что в школу лучше приходить уже читающим. И помню, как мне самой было легко в первом классе: я уже умела читать про себя и быстро понимала смысл заданий в учебниках. Так что хорошие оценки давались мне легко. Мне захотелось, чтобы через два года у сына было так же, поэтому и стала заранее с ним заниматься.
Я убедилась: чтобы научить ребенка читать, не обязательно быть педагогом или нанимать репетиторов. В букваре достаточно рекомендаций, и их несложно придерживаться. А главное, уроки чтения не отнимают много времени. Мы занимались всего по 10 минут — и сын все равно освоил букварь.
Еще я поняла, что уроки чтения не требуют больших финансовых вложений. Думаю, в каждом доме найдутся хотя бы кубики с буквами — они уже разнообразят процесс. Если нет, то карточки и развивающие тетради можно найти в пределах 200 Р.
/razvivashki/
За год я потратила 6587 Р на развивающие тетради для ребенка
Считаю, что главное в обучении — прислушиваться к ребенку, не заставлять его и не перегружать. Остальное сделают его природные способности.
Покупая все для чтения сама, я бы потратила 3760 Р
Что пригодилось | Сколько это стоит |
---|---|
Мольберт с магнитными буквами | 2340 Р |
Сборник стихов Б. Заходера | 442 Р |
Букварь Н. Жуковой | 312 Р |
Игра-викторина «Природа» | 215 Р |
Сборник «Читаем сказки после букваря» | 188 Р |
Набор карточек «Буквы» | 180 Р |
Тетрадь «Буквоножка» | 83 Р |
Что пригодилось
Сколько это стоит
Мольберт с магнитными буквами
2340 Р
Сборник стихов Б. Заходера
442 Р
Букварь Н. Жуковой
312 Р
Игра-викторина «Природа»
215 Р
Сборник «Читаем сказки после букваря»
188 Р
Набор карточек «Буквы»
180 Р
Тетрадь «Буквоножка»
83 Р
Чтобы научить ребенка читать:
- Дождитесь, когда он станет интересоваться буквами.
- Выберите букварь: прочитайте отзывы, расспросите знакомых, посмотрите фото страниц. Если картинки яркие, а тексты интересные, можно брать.
- Посмотрите, нет ли дома магнитной азбуки, кубиков с буквами или карточек для обучения чтению. Если нет, кое-что можно докупить. Игры делают обучение интереснее.
- Занимайтесь с ребенком, когда у обоих есть настроение.
- Не перегружайте его. Лучше заканчивать урок до того, как ребенок устанет, тогда у него не будет отвращения к занятиям.
- Устраивайте выходные: отдых помогает лучше усваивать знания.
- Читайте с ребенком все вокруг, чтобы он чаще практиковал новый навык.
Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety.
О том, как написать статью о своем родительском опыте, рассказываем в нашем мануале: прочитайте его и станьте нашим автором.
Как правильно научить ребенка буквам?
Когда начинать?
Универсального ответа на вопрос не существует. Чтобы его найти, нужно отталкиваться от нескольких исходных данных. Причем как от самого ребенка, так и от родителей.
Во-первых, все дети разные. У всех разные способности, разные интересы и разные потребности. Исключая, конечно же, базовые. Один ребенок может до самой школы не интересоваться книжками как таковыми. А потом получать нагоняй от родителей и учителей за низкую успеваемость несмотря на все их старания.
А другой и безо всяких методик, обладая неуемной любознательностью и способностями, тихонько научится читать в уголке. И откроется это совершенно случайно. И неважно, три года было ребенку, или семь.
Во-вторых, родители тоже разные. Одни просто и естественно вовлекают своих чад в мир собственных интересов. Не потому что озабочены вопросами раннего развития. А потому что им кажется естественным приобщить малыша к своей жизни.
Другие руководствуются собственными соображениями. Таким родителям непременно необходимо, чтобы дети изучали по несколько языков, занимались математикой и ходили во все кружки в районе.
То есть получается, что понятия «рано» и «поздно» оказываются очень растяжимыми. Не ищите универсальной нормы, смотрите на собственного ребенка. Уж вы то точно поймете, когда вам будет рано а когда уже – пора.
То есть, даже если у кого-то ребенок может бойко читать по слогам, это не значит, что пора и вашему. И наоборот. Ребенок может быть в ваших глазах еще совсем малышом.
Но живой интерес к книжкам, перелистыванию страниц и разглядыванию картинок – это сигнал, что можно попробовать перейти к буквам. Может, у вас и не получится с первого раза, но попытаться можно.
Если вам все-таки нужен универсальный совет, то он такой: дайте малышу немного подрасти и выйти из младенческого возраста.
Пусть он научится говорить. Как только малыш научится более или менее нормальной коммуникации с вами, его можно начинать чему-то осознанно учить.
Ориентируйтесь на возраст 3-4 года, а там смотрите по обстоятельствам.
А теперь давайте перейдем к процессу.
Как учить детей буквам?
Предположим, что вы определились с целями и поняли, что вашему ребенку пора выучить буквы. Теперь возникает вопрос, как это правильно сделать в домашних условиях, без привлечения специалистов.
Запомните главное правило: чем младше ребенок, тем больше процесс обучения должен походить на игру.
- Малыш и не поймет никакой иной формы обучения, кроме игры.
- Другое условие – уроки не должны проходить в напряжении и принуждении. Ребенка не нужно заставлять делать то, что он делать не хочет. Его нужно заинтересовать процессом.
- В третьих, не нужно высиживать «до победного» целые часы. Здесь тоже лучше всего ориентироваться на возраст. Чем ребенок младше, тем быстрее утомляется.
От возраста зависит и методика, которая лучше всего подойдет. В 3 года ребенок мыслит и воспринимает информацию одним способом. В 4 года – уже другим. А в 5 лет – третьим.
Учим буквы в 3 года
Начнем с возраста, в котором малыш уже достаточно вырос для того, чтобы чему-то учиться. Трехлетний малыш по всем показателям еще недостаточно взрослый, чтобы сесть за парту и вдумчиво учить алфавит.
Поэтому для него этот процесс должен быть ненавязчивой веселой игрой. И эта игра должна длиться до тех пор, пока ребенок не начнет уставать. Не обижайтесь, если это случится слишком скоро. И не ждите от него, что он быстро сможет выучить сразу все буквы.
Для уроков лучше использовать специальные развивающие игрушки или яркие книжки-азбуки. Они созданы специально для этой цели.
Для того, чтобы лучше запоминать информацию, трехлетнему ребенку нужен какой-то зрительный образ. Буква должна ассоциироваться с конкретным предметом, который с ней связан.
Именно поэтому все книги такого типа яркие и снабжены красивыми, запоминающимися картинками. Сами буквы без оформления его бы вряд ли заинтересовали. Они воспринимались бы как бессмысленные закорючки. Вроде тех, которые он сам может нарисовать, не вкладывая смысла.
Для него этот способ имеет смысл еще и по другой причине. В 3 года для ребенка еще актуален вопрос постоянного пополнения лексики. Сама его речь еще недостаточно развита.
Поэтому ему легко будет учить буквы запоминая на деле целые слова. Помните, что в таком возрасте малышу еще сложно запоминать отдельные знаки букв.
Следовательно, предоставьте ребенку возможность воспринимать сами буквы как яркий зрительный образ. Хорошо будет, если родители не ограничатся только теми словами, которые в книжках и будут помогать чаду пополнять его словарь. Не помешает здесь и обучение по реальным предметам.
Например, изучая букву «А», вы можете показать ребенку апельсин, дать подержать его повторяя «А», апельсин. Затем очистить его и отправлять малышу, каждую дольку в рот, когда он произнесет «А». Так у ребенка возникнут устойчивые вкусовые и тактильные ассоциации. А как известно ассоциативная память одна из самых устойчивых. То же можно проделать и с ананасом. Одним словом, включите свою фантазию.
Важно, при этом, постоянно проговаривать буквы алфавита, чтобы их он тоже запоминал на слух.
Очень важно стимулировать при этом и развитие памяти 3 летнего малыша.
Учим буквы в 4 года
В этом возрасте ребенок достаточно подрос, чтобы усваивать более сложные вещи. Но и теперь сажать его за парту еще рановато. Он уже может осознавать, что буквы на страницах книг несут какую-то информацию. Он наверняка понимает, что взрослые каким-то образом извлекают из них целые слова.
Но обучение для него пока еще должно быть игрой, хотя уже и при несколько изменившихся условиях.
Четырехлетний ребенок постигает мир не только через зримые образы, но и через воображение. У него достаточно богатый словарный запас и неуемное любопытство. Именно в этом возрасте он начинает забрасывать своих родителей разными вопросами.
Он сам озвучивает, что его интересует. Он смотрит, слушает и запоминает. Его зрительная и слуховая память постоянно развивается. Он стремится к подражанию, повторению. Его память очень цепкая, хотя он и не умеет еще долго на чем-то концентрироваться.
Чтобы чаду было легко пусть ваши уроки будут похожи на игры в ассоциации. Не пытайтесь пока учить буквы алфавита по порядку. Начните с гласных, потому что их запомнить и повторить гораздо легче.
Свяжите воспроизводимые звуки с эмоциями и ситуациями, понятными ребенку. Когда вы будете писать эти буквы, то попробуйте найти для него объяснение, почему они выглядят так, а не иначе. Найдите ассоциацию, которая поможет запомнить их на бумаге. Не забываем и про кубики с буквами, как хорошее наглядное пособие.
Согласные учите парами – глухие и звонкие. Так они быстрее и легче запомнятся. Не нагружайте его сразу и много. Добавляйте новую информацию постепенно, но постоянно повторяйте то, что уже усвоили.
Процесс должен быть постепенным. Перед тем, как добавить что-то новое, убедитесь, что ребенок умеет правильно выговаривать буквы, которые учили до этого.Рекомендую приобрести магнитную азбуку и по мере изучения закреплять буквы на холодильнике. Чтобы они были у ребенка перед глазами, а вы могли невзначай о них упомянуть или попросить малыша еще раз назвать.
Учим буквы в 5 лет
В этом возрасте ребенок уже готов сесть за парту.
Возможно, он еще неусидчив, но теперь он уже точно понимает разницу между игрой и учебой.
Некоторые дети даже рады были чуть-чуть побыть совсем как школьники. То есть, в их понимании, люди достаточно взрослые и серьезные.
Ни один малыш не упустит возможности побыть «как большой». Одно только это даст ему на некоторое время заряд энтузиазма для того, чтобы чему-то научиться.
Именно такое желание «повзрослеть» мы как опытные родители и должны использовать, чтобы научить нашего ребенка буквам. Вот здесь уже можно предложить ему серьезные вещи. Показать, если есть возможность, настоящую азбуку, рассказать про алфавит. Если ребенок уже знает какие-то буквы, дело пойдет быстрее. А если он любит книги, то у него будет дополнительный стимул учиться – он наконец-то сможет читать их самостоятельно!
Попробуйте вместе заучить стишки из азбуки, играйте в слова – пятилетний ребенок уже на самом деле достаточно большой для таких игр. Пользуйтесь всеми доступными вам ресурсами. Но не требуйте от него больше, чем он может по способностям.
Творческие идеи как научить ребенка буквам
- Пишем буквы (неординарным способом) чтобы привлечь внимание малыша: палочкой на песке или снегу, мелом или водным пистолетом на асфальте, пальцем на крупе…
- Лепим буквы: из пластилина, из глины, теста …
- Раскрашиваем буквы вместе с ребенком, через заранее приготовленный трафарет. Можно даже пальчиком…
- Буквенная аппликация из макарон, ракушек, камушков. ..
- Вырезаем вместе известные малышу крупные буквы из старых журналов. Увлекательные вырезалки с составлением простых слов.
- Нажимаем на компьютере. Открываем текстовый редактор»World». Устанавливаем крупный красный шрифт и играем в нажималки.
Для чего это нужно?
Мы ответили на вопрос, как научить ребенка буквам. Осталось ответить на вопрос, зачем. Ведь его все равно будут учить читать и писать в школе. Это на самом деле так. Но дети сейчас растут быстро и быстро учатся. Редко какой первоклассник приходит в школу, не умея совсем ничего. Поэтому дополнительные навыки ему не помешают. А еще это умение облегчит ему процесс обучения в школе. Ведь любое дело идет быстрее и легче, когда начато не с нуля.
Кроме того знание алфавита — это первый шаг к тому чтобы научиться читать.
К слову, трое наших детей умели читать еще до школы.
И здесь важно учить ребенка даже не буквам, а их звукам. Так как они произносятся при чтении.
Например, не стоит говорить малышу «Эм», тогда как ему потом придется читать «М».
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
6 простых способов научить дошкольников алфавиту
Вот 6 простых способов научить дошкольников алфавиту. Обучение вашего ребенка алфавиту является одним из тех фундаментальных навыков, которые необходимы каждому родителю. Но если вы не учитель, вы можете не знать, с чего и как начать. Этот пост поможет вам узнать о некоторых из моих любимых способов преподавания алфавита, а также даст вам идеи, чем заняться дома или в классе с вашим ребенком или учениками.
Способы изучения алфавита
Как мать близнецов, я прекрасно понимаю, что каждый ребенок учится в своем собственном темпе. Некоторые дети сразу схватывают буквы, в то время как другим требуется больше повторения и практики. Однако ваш ребенок узнает, что вы можете многое сделать дома, чтобы помочь ему в этом важном путешествии.
Вот несколько советов, касающихся букв, которые ваш дошкольник должен выучить, прежде чем научиться читать.
- Распознавание строчных букв.
- Распознавание заглавных букв.
- Уметь сопоставлять строчные и прописные буквы.
- Распознавание звуков верхнего и нижнего регистра.
- Попытка написать несколько букв.
Даже если ваш ребенок пошел в детский сад и у него все еще плохо читаются буквы, особенно после летнего веселья на солнце, сейчас самое подходящее время, чтобы научить его алфавиту.
6 простых способов научить дошкольников алфавиту
1. Начните с их имени, чтобы учить алфавит
Выучите алфавит, начав с имени. Самые важные буквы, которые выучит ваш дошкольник, это буквы собственного имени. Это буквы, которые легче всего выучить и которые важно распознавать с самых первых дней в дошкольном возрасте. Я также обнаружил, что мои дети больше всего интересовались изучением этих букв, потому что все было о них. Вы также можете использовать эту возможность, чтобы расширить и научить их буквам вашего имени, мамы и папы или даже имени брата или сестры.
Вот такие простые задания по распознаванию имен для дошкольников, которые помогут им научить их алфавиту:
Если вы ищете больше идей по распознаванию имен, ознакомьтесь с этой публикацией с более чем 50 заданиями по распознаванию имен для детей.
2. Сенсорные корзины с алфавитом
Изучайте алфавит с помощью сенсорной игры. Один из моих любимых способов изучения алфавита — сенсорная игра. Я твердо верю, что сенсорная игра — один из лучших способов научиться чему угодно в этом возрасте. Если вы сможете совместить это, это будет сенсорная игра, связи, созданные в мозгу, гораздо более прочные, чем без них. Мне также нравятся сенсорные игры, потому что их легко организовать с несколькими детьми (если вы не знали, я мама близнецов, поэтому, когда дело доходит до организации занятий, мне приходится делать что-то вдвоем).
Вот некоторые из моих любимых сенсорных корзин с алфавитом для дошкольников.
Если вы ищете другие идеи распознавания имен, ознакомьтесь с этим постом с 26+ сенсорными ячейками с алфавитом для детей.
3. Читайте книги для изучения алфавита
Изучайте алфавит по книгам. Вероятно, вы уже занимаетесь этим удивительным занятием, и вам следует продолжать это делать, пока они не выучат свои буквы!! Читайте, читайте и еще раз читайте! Чтение любой книги отлично подходит для изучения букв, но если вы сможете найти книги, посвященные только буквам и их звукам, это тоже будет здорово.
Вот мои любимые книги о буквах:
- Мои первые книги Боба – бокс-сет с алфавитом, акустика, звуки букв
- AlphaOops!: День Z стал первым
- Поедание алфавита
- Азбука очень голодной гусеницы
4.
Используйте игрушки и пазлы для изучения алфавитаИзучайте алфавит с помощью игрушек. Помогите своему малышу выучить буквы, включив в игру игрушки с буквами и головоломки. Недавно я удалил некоторые из наших головоломок, так как мы переезжаем, а дети становятся все больше, но все головоломки, которые я сохранил, состоят из букв и цифр. Они отлично подходят для тренировки распознавания букв и звуков букв. Собрать головоломку с прописными и строчными буквами — тоже отличное вложение.
Вот некоторые из моих любимых игрушек и головоломок с алфавитом:
Алфавитная головоломка для малышей с крупными строчными и прописными буквами
Мелисса и Дуг Доски с картинками ABC
Деревянные карточки со шнуровкой, двусторонними панелями и шнурками
Алфавитные суповые сортеры
Alpha Pops – 26 двусторонних фигурок
5. Практические занятия по алфавиту
Изучайте алфавит, выполняя задания. У меня не может быть списка способов обучения алфавиту без включения некоторых практических занятий по распознаванию букв. Эти идеи аналогичны действиям по распознаванию имен, за исключением того, что они включают любые буквы алфавита. Мне нравится, чтобы мои идеи были простыми, увлекательными и веселыми. Я также использую предметы со всего дома для создания занятий, а также некоторые игрушки.
Вот мои любимые практические занятия по азбуке:
Если вы ищете больше идей для распознавания имен, ознакомьтесь с этим постом с 50+ простыми упражнениями по азбуке для дошкольников.
6. Искусство алфавита
Изучайте алфавит, используя искусство. Я не могу оставить этот список без небольшого арта. Если бы я могла, я бы целыми днями занималась сенсорным искусством и поделками со своими детьми! Добавление небольшого искусства к обучению буквам действительно может иметь большое значение для смешивания вещей. Один из моих любимых способов изготовления букв — использовать липкие стены! Если у вас нет клейкой бумаги (контактной бумаги), не беспокойтесь, вы можете легко адаптировать эти поделки к обычной плотной бумаге и клею. Посмотрите, какие письма мы уже сделали:
Загляните в Мои книги, ТВ-шоу и наборы для игр!
Книга:
Увлекательные сенсорные корзины для любознательных детейЗнаете ли вы, что я написал книгу о сенсорных корзинах? Нажмите здесь для получения дополнительной информации Увлекательная сенсорная корзина для любознательных детей . Или возьмите свою копию на Amazon.
Скучные послеобеденные часы превращаются в увлекательные с потрясающими контейнерами с изображением животных, такими как Salty Shark Bay или Yarn Farm. Притворяясь игровыми контейнерами, такими как «Сенсорная игра с тортом на день рождения» или «Чаепитие с пузырьками», поощряйте творчество и воображение. А вашим детям будет так весело, что они даже не заметят, что стали умнее благодаря занятиям STEAM (наука, технологии, инженерия, искусство и математика), таким как «Суп в раковине или на плаву», «Охота на магнитных буквах» или «Ловушка для мороженого и счет».
Книга:
Учебник Super STEAM для детейИзучение науки, техники, техники, искусства и математики поможет детям добиться успехов в учебе — и это может быть очень весело! Посмотрите, как детям нравится развивать навыки STEAM, раскрашивая дружелюбных рыбок, помогая воде найти путь к корням деревьев, решая математические задачи в лабиринтах и многое другое.
Узнайте больше и получите свою копию здесь.
Книга:
Большая книга загадок для детей – Оформите предзаказ!! Выход 18 октября 2022 г.Развивайте умственные способности с помощью забавных загадок для детей от 6 до 9 лет
Загадайте мне вот это: какой увлекательный способ потренировать критическое мышление во время веселья? Большая книга загадок для детей Конечно! От веселых каламбуров до сложных головоломок — дети могут развивать навыки решения проблем с сотнями загадок, которые показывают им, как мыслить нестандартно.
- 350 загадок для детей — Развлекайтесь часами, разгадывая загадки, каламбуры и шутки, а также математические и логические головоломки, от которых крутятся колеса!
- Повышайте уровень своих навыков — Загадки становятся сложнее по мере того, как дети продвигаются по книге, бросая им вызов по мере того, как они становятся лучше в решении головоломок!
- Перепроверьте свою работу — Дети могут проверить свои ответы в конце книги с помощью удобного ключа для ответов.
Помогите детям расширить кругозор, развлекаясь с этой книжкой-головоломкой для детей!
Книга:
STEAM Crafts for Kids – выходит 29 ноября 2022 г.Телепередача:
Curious CraftingЯ так рада наконец-то поделиться своим новым ремесленным телешоу Curious Crafting на TVOkids и TVOkids YouTube!
Эта выставка посвящена веселым и простым поделкам для малышей и дошкольников.
Действие Curious Crafting разворачивается в идеальном месте для творчества. Это короткометражка для детей дошкольного возраста, рассказывающая о радости создания поделок. Я руковожу постоянно меняющимся составом очаровательных маленьких дошкольников (включая моего собственного), творящих волшебство из обычных предметов домашнего обихода.
В каждом эпизоде мы превращаем переработанные предметы в волшебные поделки, такие как школьный автобус из картонного пакета из-под молока, марионетку из бумажного пакета или черепаху из ватных дисков. Ремесленники учатся и смеются над каждым видом деятельности, демонстрируя, на что способно их юное воображение.
Curious Crafting делится приключениями и радостью творчества с уроками на вынос по созданию поделок в домашних условиях.
Игра лежит в основе обучения в первые годы жизни и может принимать различные формы. Одним из наиболее важных из них является сенсорная игра , потому что она задействует все органы чувств ребенка (вкус, осязание, обоняние, зрение и слух) и оказывает огромное положительное влияние на развитие мозга.
Наши сенсорные игровые наборы — это забавные и простые способы увлечь вашего ребенка, в то же время используя сенсорную игру для развития его ума!
Покупайте наши готовые игровые наборы здесь.ПОПРОБОВАЕТЕ ЛИ ВЫ ЛЮБОЙ ИЗ ЭТИХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ АЛФАВИТУ С ДОШКОЛЬНИКОМ? Закрепите на потом
Как научить ребенка писать свое имя: простые шаги
- Поделиться
- Электронная почта
Если вы хотите узнать, как научить ребенка писать свое имя в первый раз, может возникнуть соблазн достать лист бумаги и начать обводить буквы.
Если ваш ребенок все еще находится в дошкольном возрасте, ему необходимо развить важные предварительные навыки письма , прежде чем перейти к ручке и бумаге.
Читайте дальше, чтобы узнать, как вы можете подготовить своего ребенка и в конечном итоге научить его уверенно и правильно писать свое имя.
Когда ребенок должен научиться писать свое имя?
Во-первых, вам может быть интересно, должен ли ваш 3-х или 4-летний ребенок писать свое имя или почему вы так часто тренируетесь, а ваш ребенок все еще не может правильно написать его.
Важно понимать, что дети сначала начинают произвольно формировать буквы и экспериментировать с ними на этапах развития рисования.
Каракули и линии превращаются в петли и спирали, а затем в фигуры.
В какой-то момент между 2 и 4 начинают появляться формы, отдаленно напоминающие буквы (например, заглавная буква T или V). Они еще не обязательно сформированы намеренно.
Примерно в возрасте 4 лет ваш ребенок, вероятно, начнет «писать» на своих рисунках, что означает, что он экспериментирует с формированием букв, которые он часто видит — в своем окружении, его имя, написанное на его работах и т. д.
Он может с гордостью объявить, что он пишет. Ваш ребенок, вероятно, более подвержен влиянию своего имени, чем любого другого слова, если оно написано на его вещах, его работах и особенно, если родитель пытается часто практиковать его.
Ответ прост: не беспокойтесь об этом. Нет возраста, в котором ваш ребенок должен уметь писать свое имя. Вероятно, он начнет проявляться примерно через 4 года, может быть, немного раньше или позже.
Если ваш ребенок находится в слишком раннем развитии, чтобы ожидать, что он будет писать, то же самое относится и к его имени.
Хотя неуместно начинать учить ребенка и ожидать, что он напишет, вполне понятно, что вы можете захотеть практиковать только его имя.
Есть способы сделать это весело и подходит для развития, и это не вызовет стресса или, что еще хуже, скуки!
Должны ли дети писать свои имена заглавными буквами
Маленькому ребенку легче сначала выучить свое имя заглавными буквами, так как они состоят из более простых линий и кривых.
Ваш ребенок также добьется большего успеха, если действительно сможет составить заглавные буквы.
Хотя многие до сих пор верят в то, что первая буква должна быть заглавной, эта статья о том, как учить сначала заглавные буквы, является прекрасным объяснением того, почему лучше не знакомить маленького ребенка со строчными буквами.
Врач-эрготерапевт сообщает:
«Независимо от того, насколько хороша инструкция, не у всех пятилетних детей есть основные пространственно-временные восприятия или зрительно-моторные навыки, необходимые для обучения строчным буквам».
Когда ребенок учится правильно складывать буквы, в дальнейшем становится все труднее правильно складывать буквы.
Вот типичный пример того, как дети пишут букву « а» , когда у них еще нет мелкой моторики или их не научили правильному формированию.
Обычно они рисуют круг, а затем прикрепляют линию или черту сбоку. От этой привычки будет нелегко избавиться.
Вот пример того, как научить старшего ребенка правильному формированию. Начните сверху, идите влево, снова вверх, затем прямо вниз .
Этот конкретный шрифт имеет щелчок внизу. В некоторых школах используется шрифт, похожий на этот, или такой, в котором «а» имеет прямую линию без щелчка.
Это не имеет большого значения. Важнее сосредоточиться на правильном направлении и не поднимать карандаш, чтобы сформировать линию, идущую вниз.
Как научить ребенка писать свое имя?
Письмо — это процесс развития многих навыков, и самым последним шагом в этом процессе является написание букв на листе бумаги карандашом или ручкой.
Дети начинают писать к первому классу, потому что к этому времени у них развилась необходимая мелкая моторика для правильного письма и контролируют свой карандаш.
Для детей дошкольного возраста первым шагом в решении головоломки является развитие их мелкой и крупной моторики, а затем начало обучения написанию их имен путем знакомства с буквами различными неформальными способами.
Уберите рабочие листы, скучные трассировки, онлайн-приложения и любую другую деятельность, которая не связана с игрой.
Есть причина, по которой дети приучены играть первые несколько лет своей жизни. Так они учатся. Все остальное — пустая трата времени.
Вот краткое описание шагов, необходимых для обучения вашего ребенка написанию своего имени.
1.
Развитие общей мелкой и крупной моторикиДля того чтобы дети могли писать – навык, который требует контроля мелкой моторики – им необходимо сначала развить крупную моторику.
Думайте об этом как о начале больших и уменьшении с течением времени.
Навыки крупной моторики можно развивать посредством повседневных движений и игр.
Дети должны научиться карабкаться, бегать, раскачиваться, прыгать, прыгать и играть с мячом.
Эти мышцы будут развиваться естественным образом во время свободной игры, и вы также можете играть в игры со своими детьми, чтобы специально развивать эти навыки.
У детей сначала развивается крупная моторика, а затем укрепляются мелкие мышцы.
Мелкая моторика включает рисование, раскрашивание, игру с бисером, использование дощечек, нанизывание, шнуровку и т. д.
Все это жизненно важно, так как дети должны иметь хороший контроль мышц, прежде чем они смогут держать карандаш и писать.
Начните с этих игрушек для развития мелкой моторики, которые наверняка уже есть у вас дома.
2. Пусть ваш ребенок часто видит свое имя
Важным шагом в обучении написанию имени является узнавание имени.
Ребенок, который часто видит свое имя, начнет понимать, что оно означает, запечатлеет его в памяти и добьется большего успеха при попытке написать его.
Напишите имя вашего ребенка в верхнем левом углу его фотографий. Это также учит тому, как мы пишем слева направо и сверху вниз на английском языке.
Пометьте ее вещи, дверь ее спальни, если возможно, и любые другие подходящие места.
Чтобы помочь вам учить буквы, напечатайте полное имя вашего ребенка крупным шрифтом на листе бумаги или плакате и держите его на видном месте во время всех следующих занятий.
3.
Прогулка по буквамИспользуя мел, нарисуйте по одной букве имени вашего ребенка большими буквами на бетоне или брусчатке. Буквы должны быть достаточно большими, чтобы ваш ребенок мог ходить вокруг них.
Практикуйте правильное построение, начиная с правильного места и двигаясь вдоль буквы в правильной последовательности. Используйте язык, чтобы объяснить формирование.
Давайте начнем здесь. Пройдите весь путь вверх. Разворачиваемся и спускаемся до самого низа.
4.
Использование игры «Небрежность»Игра «Запутанность» — лучший способ научить распознавать имена и писать. Сосредоточьте большую часть своего внимания на этих видах деятельности.
Старайтесь по возможности использовать все органы чувств – осязание, слух, обоняние, вкус и зрение. Когда задействовано больше чувств, концепции усваиваются быстрее и возникают ассоциации.
Этот пост содержит партнерские ссылки на образовательные продукты, которые я лично рекомендую. Если вы покупаете через один из них, я получаю комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Прочтите условия для более подробной информации.
Чем сложнее игра, тем больше шансов, что ваш ребенок запомнит буквы, с которыми он играл, и их формы.
- Большой кистью, смоченной в воде, обведите буквы среднего размера, нарисованные мелом на брусчатке.
- Буквы в креме для бритья.
- Формируйте буквы в лотке с песком или в песочнице.
- Испечь печенье с буквами.
- Скажите, что буквы звучат вслух, когда вы их образуете (не название « пчела» , а звук « б» ).
- Напишите буквы на больших кусках наждачной бумаги и попросите ребенка обвести их. Ощущение шероховатой текстуры — отличный способ запечатлеть формирование в сознании вашего ребенка.
- Используйте краску для пальцев, чтобы обводить буквы на большой бумаге.
- Используя пластилин, соберите каждую букву имени. Попробуйте сделать что-нибудь, начинающееся с этого звука.
5.
Игра с буквамиПусть ваш ребенок поиграет с пластиковыми, пенопластовыми, резиновыми или деревянными буквами.
Нащупайте буквы и обведите их пальцами. Составьте свое имя из букв. Назовите звук каждой буквы.
Магниты на холодильник — отличный способ поиграть с буквами и почувствовать их.
6. Выполните
Предварительные упражненияСоздание линий и узоров — отличный способ познакомиться с формами и формами букв. Попробуйте и эти упражнения перед письмом.
7.
Начать обводить буквыКогда ваш ребенок подрастет (и будет готов) и вы попрактикуетесь в написании букв разными способами, он сможет начать обводить большие буквы на бумаге.
- Распечатайте каждую букву на бумаге формата A4.
- Попросите ребенка обвести пальцем каждую букву.
- Попросите их нарисовать это письмо на вашей спине.
- Затем возьмите цветные восковые мелки и обведите буквы несколько раз.
Со временем вы можете начать уменьшать размер букв. Напечатайте имя вашего ребенка серыми буквами или буквами с точками и попросите его обвести буквы карандашом.
Позже мягко напишите их имя на их работе и попросите их обвести ее, пока они не напишут ее самостоятельно, используя правильную форму.
Если ваш ребенок экспериментирует с написанием своего имени до завершения процесса, не останавливайте его. Позвольте им свободно экспериментировать с письмом.
Не забывайте развлекаться и позволять ребенку проходить этапы в своем собственном темпе.
Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к печатным головоломкам, историям, наборам заданий и многому другому!
Присоединяйтесь к программе Empowered Parents +, и вы получите загружаемый набор из печатных головоломок, игр и рассказов , а также набор «Обучение через игру» , который включает целый год занятий для детей от 3 до 6 лет.