учим буквы с детьми 2-3 лет, во сколько лет учить
В статье расскажем, почему звуковая азбука — не лучший вариант для обучения ребёнка чтению и письму.
С какого возраста учить буквыВо сколько лет учить ребёнка буквам? Есть довольно разумное соображение, что прикорм грудным детям уместно вводить в тот момент, когда они начинают проявлять интерес ко взрослой пище. Современные дети окружены надписями и подписями, и у большинства из них можно заметить момент, когда они начинают спрашивать о буквах и цифрах «что это?» или даже указывать на отдельную крупную букву. Имеет смысл откликнуться на запрос ребёнка и учить его буквам тогда, когда он проявит к ним интерес.
Если вы назовёте любое изображение или предмет, ребёнок непременно захочет, чтобы вы повторяли ещё и ещё новое или трудное для него название, слово. Ваша задача – чётко, внятно и медленно произнести то, что малыш просит, и столько раз, сколько он просит. Именно в этот момент вам может пригодиться звуковая азбука.
Звуковая азбукаКак идея, звуковая азбука во многом отвечает критериям Монтессори-материала:
- ребёнок может работать с ней самостоятельно;
- она позволяет сделать столько повторений, сколько требуется ребёнку;
- ребёнок может работать в собственном темпе;
- ребёнок всегда может сравнить собственное прочтение буквы со звуковым образцом.
Однако реальное исполнение большинства дидактических пособий такого рода не выдерживает никакой критики. Значительная часть продукции китайской промышленности озвучена не носителями русского языка, из-за чего предлагаемый звуковой образец совершенно не приемлем. Даже если азбука озвучена качественно, мне лишь однажды удалось встретить такую, в которой буква бы читалась как «р», а не называлась как «эр». О том, почему алфавит, картинки-посредники и названия букв вместо их прочитывания вредны для обучения чтению, подробнее я рассказала в статье «Когда начинать учить ребёнка читать».
Производителям, вероятно, кажется, что если просто сделать чётко и крупно написанные буквы, при нажатии на каждую из которых буква прочитывается внятно и ясно, пособие будет скучным. Это заблуждение. Любые пёстрые картинки, буквы в виде человечков или украшенные завитками, дополнительные мелодии, мигающие лампочки создают раздражающий фон, мешающий сосредоточиться на связи графемы и её прочтения.
К недостаткам звуковых азбук я бы отнесла и дороговизну: качественно сделанный экземпляр, который не вредно предложить детям, стоит довольно много. Между тем, без автоматизированного назывателя букв вполне можно обойтись, если прочитывать ребёнку буквы, которые он попросит, просто по ходу жизни, в книгах и вывесках, подписях и этикетках. Да, при этом малыш будет зависеть от взрослого, но, с другой стороны, наряду с чтением книг чтение отдельных букв – неплохой повод пообщаться друг с другом, в том числе и в «походных» ситуациях, когда нужно занять ребёнка в очереди, в транспорте, по пути домой.
Таким образом, чтобы учить ребёнка буквам, звуковая азбука для малышей – скорее, предмет роскоши, чем первой необходимости.Как учить с ребёнком буквыКак уже было сказано, можно прочитывать ребёнку буквы, когда малыш сам вас об этом попросит. Знание буквы состоит в том, что:
- мы узнаём зрительно образ буквы и отличаем её от остальных;
- у нас есть моторный (двигательный) образ буквы, схема того, как мы её пишем;
- у нас есть звуковой образец того, как может читаться эта буква;
- у нас есть моторный образ произнесения звуков, которые эта буква может передавать.
Соответственно, чтобы учить буквы, нужно, чтобы ребёнок не только говорил предложениями, но и произносил большую часть звуков родной речи.
Прежде, чем начать учить ребёнка писать буквы, нужно, чтобы были возможности тонкого управления рукой, навык правильно держать карандаш, ручку и умение хорошо контролировать движения в письме. Кстати, это довод в пользу того, чтобы не торопиться с обучением письму: в первые три года жизни доминирование ведущей руки только-только проявляет себя.
Самый безопасный путь – позволить ребёнку поэкспериментировать с рисованием и едой обеими руками. Постепенно ребёнок почувствует, какой рукой он способен действовать тоньше и точнее, и утвердится в выборе ведущей руки. Переучивание левшей крайне опасно для их развития и психического благополучия. Детский мозг достаточно пластичен, чтобы уступить давлению окружения, но недостаточно, чтобы сохранять предельную эффективность, если приходится действовать неведущей рукой. Так что при сверхраннем обучении письму есть риск обречь ребёнка на бремя переученности, даже не зная о том, что это произошло.
В свободном рисовании ребёнок учится понимать пространство листа. В раскрашивании – целенаправленности, умению не только писать, но и прекращать линию вовремя.
Если ребёнок хорошо готов к восприятию письменной речи, то вопроса: «Как заставить ребёнка учить буквы?» не возникает – созревшая потребность рождает интерес.
Как учить буквы по МонтессориВ системе Монтессори существует продуманная цепочка материалов, которые последовательно готовят ребёнка к письму и чтению, а затем позволяют непосредственно их освоить. Одна из ключевых идей М. Монтессори, сформулированных на основе наблюдений за детьми, – овладение письменной речи идёт от письма к чтению, а не от чтения к письму.
Движение от письма к чтению имеет много достоинств. Оно в целом соответствует логике возникновения письменности. Прочесть то, что ты сам уже написал, и потому знаешь, о чём идёт в тексте речь, значительно легче, чем незнакомый чужой текст. Кроме того, в русском языке одна и та же буква передаёт различные фонемы, а вот фонемы почти всегда передаются одной и той же буквой. То есть, чтобы записать [с‘] вам точно нужна буква «с», а вот если вы видите в слове букву «с», то она может обозначать и [с] и [с‘]. Гораздо понятнее сначала записать «йожик», и прочитать такую облегчённую запись, а только потом научиться заменять «йо» на «ё». Основываясь на понимании присутствия «й» в ряде гласных букв, гораздо легче правильно прочитывать гласные, которые в письме либо обозначают два звука, либо влияют на прочтение предшествующей согласной. Если же вы идёте от буквы к звуку, почувствовать эту логику сложнее.
Дидактические материалы Монтессори, обучающие письму, подразумевают первоначальное знакомство с прописными буквами, потому что их легче написать. Печатные буквы нужно выписывать штрихами, поэтому при письме нужно одновременно следить и за качеством и направлением линии, и за тем, когда штрих должен закончиться. Прекратить, прервать действие – сложный навык сам по себе, поэтому прописные буквы, где прерывание линии сведено к минимуму, а сами буквы округлы, по-своему легче в письме.
Если ребёнок ходит в Монтессори-класс, то ему достаточно времени, чтобы проработать всю цепочку взаимопродолжающих материалов зоны языка. Если же малыш ходит в обычный сад, где проводит большую часть дня, и сталкивается там с требованиями другого подхода к обучению читать, то дополнительные занятия непосредственно с материалами Монтессори будут перегружать и запутывать ребёнка. На полноценную свободную работу с материалами Монтессори будет слишком мало времени. Маловероятно, чтобы польза от таких дополнительных занятий перевесила вред.
Тем не менее, в некоторой степени логику подхода Монтессори к обучению письму и чтению можно учесть, даже если не этот подход будет для ребёнка основным.
Как учить буквы с детьми 2–4 летВ раннем возрасте важно больше заниматься общим развитием крупной и мелкой моторики, развитием разговорной речи, знакомить детей с самой идеей того, что книга рассказывает историю, и эта история фиксирована, что эта неизменность текста связана с надписями. Если ребёнок прямо спрашивает о буквах: «Что это?», и вы видите, что он выделяет отдельную букву в слове, то можно прочесть её. Лучшая подготовка руки к письму – свободное рисование и штрихование, раскрашивание, а также шитьё, лепка, захватывание мелких предметов пальцами.
Для чтения важно умение удерживать внимание, и оно развивается в любом сосредоточенном занятии, которое вызвало у ребёнка достаточный интерес, чтобы он повторял его снова и снова. Полезен навык слежения взглядом за движущимся объектом, например, шариком в шарогоне: похожее действие мы совершаем, пробегая взглядом по строке текста.
Как учить буквы с детьми 5 летК пяти годам дети, скорее всего, будут узнавать буквы зрительно, но моторное представление о букве будет требовать развития. Ощупывание крупных букв, обведение волнистых линий и букв (очень крупных, 5–10 см), срисовывание букв и орнаментов готовят к пониманию того, как из элементов складывается буква, и формируют её двигательный образ. По-прежнему важно слушать книги, которые читают родители. В этом возрасте это могут быть уже достаточно объёмные тексты, со сложным сюжетом и небольшим количеством иллюстраций.
Как учить буквы с детьми 6–7 летВ шесть-семь лет (если ребёнок не проявил интереса к чтению ранее) можно начинать читать простые слова, а затем и тексты. Для этого сгодиться любой хороший букварь, в котором есть достаточно интересного материала для чтения, подобранного от простого к сложному. Мне особенно нравится материал для чтения, приведённый в пособии Е. Федорина «Я учусь читать! Практическое пособие для родителей и гувернёров» и книге О. Узоровой, Е. Нефёдовой «Быстрое обучение чтению». Самое важное – не переставать читать детям вслух, когда они уже немного научились читать самостоятельно. Сохраняйте традицию совместного чтения хотя бы ещё несколько лет, до тех пор, пока ребёнок не сможет бегло читать «про себя» целые книги.
Важно поощрять детей к использованию письменной речи в повседневной жизни: пишите друг другу письма и записки, открытки и послания в печеньях с предсказаниями, вместе подписывайте работы в альбомах, делайте этикетки и инструкции. Это огромный простор для творчества и совместной деятельности, который придаёт письменности её истинный смысл.
Вместо вывода
Письменная речь – важная веха в развитии человека. По сути, письменность есть результат достижения определённого уровня осмысления разговорной речи. Это справедливо и для человечества, и для человека. Увы, родители часто упускают из вида, что умение читать и писать основано не столько на том, что вы учите ребёнка писать буквы, сколько на хорошем речевом развитии и некотором общем уровне зрелости личности. Чтобы вам не приходилось заставлять ребёнка учить буквы, у маленького человека должно быть достаточно жизненного опыта, чтобы мочь и хотеть его выразить и записать.
Если у ребёнка достаточно подходящих его возрасту книг, то желание узнать что-то новое из них появляется ещё до того, как ребёнок начинает говорить. А вот способность самому понимать прочитанное ребёнок обретает гораздо позже. Позже, чем начнёт говорить сам. Позже, чем начнёт узнавать буквы, писать буквы. Позже, чем научится складывать буквы в слова.
Так что можно сказать, что сами по себе буквы – малая составляющая умения читать. Честно говоря, значение букв в обучении дошкольников раздуто и коммерциализировано. Разного качества изображения букв покрывают множество игрушек и предметов, предназначенных для младших дошкольников: столики, кубики, погремушки, магниты из детского питания, звуковые азбуки.
Как научить ребенка буквам и алфавиту?
Справедливости ради нужно заметить, что с ребенком старшего дошкольного возраста алфавит и буквы можно выучить гораздо быстрее, чем с карапузом первых двух-трех лет жизни. Поэтому многие родители думают о том, что игра не стоит свеч. С другой стороны, при раннем обучении буквы входят в жизнь ребенка совершенно естественно, то есть он одновременно учит, «что эта птица называется утка, а эта буква – А». И если подходить к процессу обучения без фанатизма, стараясь все преподносить в игровой форме, то малышу станет интересно все, что связано с буквами и, в последующем, чтением.
Надо четко отдавать себе отчет, что раннее развитие нужно не для того, чтобы иметь возможность похвастаться перед родственниками и друзьями тем, что кроха в 1,5 года знает все буквы, а в 3 — умеет читать. Также раннее знакомство с буквами не сделает из карапуза вундеркинда, оно лишь поможет развить его природные способности, а также станет увлекательным и полезным способом совместного времяпрепровождения.
Учим буквы с ребенком первых лет жизни
Если родители (чаще всего мама, но бывают варианты в виде папы или бабушки) хотят научить ребенка буквам как можно раньше, то следует руководствоваться девизом «начинать никогда не рано».
Для карапуза первого года жизни можно распечатать или нарисовать буквы на листе формата А4 (по одной букве на лист) и развесить по комнате, только не все сразу (достаточно 3-4 букв за раз). Во время бодрствования кроху можно время от времени подносить к этим картинкам и называть изображенные буквы. Экспозицию время от времени следует менять, то есть вместо одних букв вешать другие.
Когда ребенок немного подрастет, имеет смысл приобрести магнитную азбуку (только надо следить за тем, чтобы магнитики из букв не выпадали). Еще одним интересным вариантом может стать напольный коврик-паззл с буквами.
Только не нужно сразу же вываливать на малыша многочисленные пособия по обучению грамоте, пусть все идет постепенно. Сложили несколько букв на магнитную доску или холодильник, спели веселые песенки, немного поиграли на коврике, попутно вытаскивая из него ту или иную буковку и называя ее, и снова занялись важными малышовыми делами. Обучение не должно носить академический характер, в идеальном случае оно настолько плавно вливается в игру крохи, что тот попросту не замечает, что его чему-то хотят научить.
Родители могут изготавливать обучающий материал и самостоятельно. Это различные карточки с буквами, крупные буквы из картона, которые можно прятать (а потом весело искать), дарить друг дружке и даже ходить и прыгать по ним! Главное, сделать так, чтобы ребенку понравилось играть с этими непонятными значками, чтобы он сам просил продолжить увлекательную игру!
Кроме того, на сегодняшний день существует множество методик и пособий, помогающих научить ребенка буквам и звукам. Различные буквари, книжки с наклейками, раскраски, лото, домино, специальные детские презентации, детские компьютеры и компьютерные игры для изучения букв и звуков – родителям нужно лишь выбрать то, что подойдет именно их малышу с учетом его возраста, темперамента, усидчивости, интереса к процессу обучения и здоровья (например, деткам со слабыми глазками очень нежелательно проводить время за экраном монитора).
С азбуками и букварями с яркими и понятными картинками можно начинать знакомить карапуза уже с полуторагодовалого – двухлетнего возраста, в настольные и компьютерные игры можно пробовать играть ближе к трем годам. Безусловно, необходимо выбирать книги и игры, которые рассчитаны именно на «памперсную» аудиторию, чтобы чаду было интересно и не скучно заниматься.
Интересный метод обучения ребенка буквам – «спрятать» их в знакомых предметах (например, из буквы «Д» сделать домик, а из «Ж» — жука). Подобный прием использовали некоторые составители азбук и букварей, еще о нем можно почитать в книге Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя», в которой как раз даются рекомендации по обучению алфавиту при помощи забавных картинок. Для того, чтобы карапузу было интереснее, можно рисовать буквы с глазками-носиками-ротиками и ручками-ножками.
Как научить ребенка звукам, буквам и алфавиту?
Существует мнение, что учить кроху нужно звукам, а не буквам (то есть не «бэ», а «б»), чтобы избежать возможных проблем при переходе к составлению слогов и чтению. В этом случае ребенок запоминает звучание каждой буквы, но не знает ее названия. В принципе, с названиями букв вполне можно немного подождать, дабы не запутывать юного ученика, но если родители хотят научить отпрыска правильно называть каждую букву, имеет смысл изначально знакомить его с ними немного по-другому. Например: это буква «бэ», она говорит «б», то есть точно так же как это «кошка», она говорит «мяу». Но в любом случае, при параллельном изучении букв и звуков путаницы избежать не удастся. Поэтому есть смысл действительно выучить все звуки, а к названиям букв вернуться уже в более осознанном возрасте (после 4-5 лет).
Как происходит процесс обучения? Поначалу ребенку просто время от времени показывают буквы (на картинках, магнитной доске, на экране монитора), позже можно начинать просить его найти и показать ту или иную буковку. Только не следует экзаменовать кроху и слишком расстраиваться, если он не может справиться с заданием. Ребенку необходимо время, чтобы освоиться среди непонятных значков.
Параллельно с показыванием букв следует учить кроху называть их, при этом лучше всего начать с гласных, которые легко тянуть и петь. Не надо наседать на карапуза с требованием «скажи «а», лучше в игровой форме вместе с ним пропевать или проговаривать тот или иной звук. И постепенно малыш поймет, что от него требуется, и будет сам тыкать пальчиком в знакомую буковку и называть ее.
Малыш выучил все буквы и уже уверенно показывает и называет их, причем не в одной-единственной азбуке, а везде: в книгах (на обложках), на вывесках, в телевизоре? Пришло время переходить к следующему этапу и начинать учить его связывать буквы в слоги. Но это уже другая история.
Алина Серик для сайта Активная мама
Как учить алфавит без буквы недели
Вам не нужна буква недели, чтобы учить детей буквам. Читайте ниже о , как учить алфавит с помощью веселых и содержательных занятий, а также о том, почему вы должны отказаться от буквы недели.
Связано с этим: Другие занятия по алфавиту для дошкольников
Я знаю, что существует масса информации об обучении детей буквам. Я также хочу добавить свои пять копеек, основываясь на собственном опыте преподавания.
Ниже приводится мое профессиональное (и личное, если на то пошло) мнение о том, как научить детей изучать буквы, с некоторыми конкретными примерами. В самом конце этого поста я включу ссылки на исследования и другие блоги, посвященные этой теме.
Я могу получать комиссионные за покупки, сделанные по ссылкам в этом посте.
Содержание
Давайте поговорим о том, как дети учатсяЕсли вам интересно, когда я говорю «как учить алфавит», я имею в виду определение букв, звуки букв и использование букв для составить слова.
Краткий обзор моей биографииЯ получил сертификат преподавателя с упором на дошкольное образование, что означает, что я прошел дополнительные курсы и полевые работы по преподаванию дошкольного образования до 3 класса.
Я провел 5 лет, работая в детском саду, был обучался восстановлению чтения (работая с первоклассниками, которым требовалась дополнительная помощь в чтении) и преподавал в дошкольном возрасте даже дольше, чем я преподавал в детском саду.
Так что, вероятно, вас не удивляет, что я увлечен ранней грамотностью, особенно когда мы говорим о детях в возрасте от 3 до 6 лет.
Как дети учатсяМаленькие дети любят исследовать окружающий мир, и они многому учатся, занимаясь именно этим. Я уверен, вы слышали, что дети похожи на «маленькие губки», и это, безусловно, правда.
Они усваивают знания, наблюдая за взрослыми и сверстниками, играя и используя свои пять чувств. Реальный, содержательный опыт необходим для процесса обучения маленького ребенка.
Связанный: Зима Прочитай, Напиши, Сделай, Печатные буквы
Почему это важно, когда мы говорим о том, как учить алфавит?Поскольку для обучения детям нужен реальный, значимый опыт, такой опыт должен быть обеспечен при изучении букв. Это означает, что изучение букв в насыщенной печатной среде с осмысленными и контекстными инструкциями является идеальным.
Используйте имена детей, имена их друзей и экологический шрифт, когда вы начинаете учить детей алфавиту.
Связывание букв с тем, что дети уже знают, а также с вещами, которые что-то значат для детей, помогает процессу.
Стены слов в классе, совместное и интерактивное письмо, созданные классом книги и любимые истории также невероятно полезны.
Почему «Письмо недели» неуместно в дошкольных классах?Обучение буквам изолированно, например, с классическим «письмом недели», просто не имеет смысла для обучения детей.
Это не коррелирует со всем, что мы только что обсуждали о том, как дети учатся.
По моему мнению, это замедляет усвоение детьми букв и не помогает детям устанавливать столько значимых связей.
Я знаю, что многие учителя используют письмо недели, потому что это в пределах их зоны комфорта. Просто помните, что всегда здорово пробовать что-то новое, даже если вы учитель!
В каком порядке лучше учить буквы?Один вопрос, который я часто слышу сразу после того, как учить алфавит, звучит так: «В каком порядке я должен учить буквы?»
Как я уже несколько раз упоминал, дети лучше всего учатся на осмысленных занятиях. С действиями, которые что-то для них значат.
Таким образом, само собой разумеется, что использование детских имен для обучения буквам очень важно для детей.
Я не рекомендую каждый раз учить детей определенному порядку букв. Такой список слишком бескомпромиссен и не дает учителям гибкости, чтобы менять вещи так, как нужно их детям.
Скорее, я настоятельно рекомендую вам начать с начальных букв в именах ваших учеников. Это свяжется с отдельными детьми и поможет им установить связь друг с другом.
Все время изучения букв алфавита.
Идеи для изучения алфавитаТеперь, когда я рассказал, почему важно использовать практические, осмысленные уроки для обучения алфавиту, давайте рассмотрим несколько конкретных примеров.
Читайте своим ученикамЧитайте, читайте, читайте. О, да, и почитайте еще!
Чтение показывает детям, что слова (и буквы, из которых состоят эти слова) имеют значение.
Это также показывает детям взаимосвязь между нашей устной и письменной речью.
Глядя на слова на странице, когда они слышат произносимые слова, дети получают огромное количество фоновых знаний о буквах, звуках букв и словах.
Это верно, даже если дети еще не умеют читать эти слова.
Связанные с этим: Буквы для дошкольников
Пишите с ученикамиЗапишите детские диктанты к картинкам, которые они рисуют.
Вместе с детьми напишите благодарственное письмо за экскурсию.
Помогите детям написать свои имена.
Пусть дети помогут вам написать о своих работах.
Ежедневно писать.
Чтение и письмо идут рука об руку, поэтому обучение чтению и письму также должны идти рука об руку. Обучение распознаванию букв и пониманию звуков букв может быть легко интегрировано в написание букв.
Это еще один способ для детей познакомиться с алфавитом и увидеть его в действии. Что оставляет вам так много возможностей преподавать алфавит своим ученикам.
Кроме того, письмо предполагает движение, которое помогает детям по-новому исследовать процесс обучения.
Связанный: Книга регистрации класса для бесплатной печати
Изготовьте комплекты именСоберите комплект имен для каждого ребенка в вашем классе.
Храните комплекты имен в центре чтения или обучения грамоте, чтобы дети могли работать с ними в течение всего учебного года.
Связанные: именные книги для дошкольников и детских садов
Как учить алфавит с помощью индивидуальных карточек с именамиНапишите имена своих учеников на полоске предложений.
Выделите первую букву другим цветом, а остальные буквы напишите черным цветом (чтобы визуально выделить первую букву каждого имени).
В небольших группах или всем классом вы можете сортировать имена по первой букве, количеству букв в каждом имени и т. д.
Вы также можете играть в игры с именами детей. Вот один из вариантов: пусть каждый ребенок держит свое имя, затем называет буквы и выполняет действие (например, «если ваше имя начинается на М, прыгайте вверх и вниз»).
Связанный: 15+ Занятий с именами для дошкольников
Составьте алфавитную книжку классаКак я постоянно упоминаю, имена — это прекрасная отправная точка для обучения детей множеству понятий.
Совместите любовь ребенка к своему имени с его любопытством к именам своих друзей, обучая алфавиту с помощью именника класса.
Создайте страницу для каждой буквы алфавита, на которой вверху будут представлены как прописные, так и строчные буквы.
Со временем добавляйте детские имена в книгу на основе букв в их именах. Например, меня зовут Мария.
Так что мое имя будет на страницах для Mm, Aa, Rr и Yy.
Связано с: Обучение алфавиту с помощью тетради для имен классов
Сортировка магнитных буквЗвучит очень просто, но сортировка магнитных букв действительно помогает детям сосредоточиться на том, чем буквы похожи, чем они отличаются, и из каких форм они состоят.
Идеи, как сортировать буквы — по цвету, прописные и строчные, буквы с отверстиями и буквы без отверстий, буквы с прямыми линиями и буквы без прямых линий и т. д. конечно, песня ABC хороша для пения, но не ограничивайтесь только ею.
Пойте алфавит под разные мелодии и ритмы и слагайте множество песен с алфавитом.
Также обратите внимание на таких людей, как доктор Джин и Джек Хартманн. У них есть веселые, глупые песни и танцы, которые помогают учить алфавит (а также многие другие понятия).
Экологические распечаткиПопросите детей принести картинки, изображающие магазины и места в городе, которые они узнают.
Это могут быть коробки с хлопьями, коробки с любимыми закусками, реклама сетевых и продуктовых магазинов, изображения дорожных знаков и т. д. превратить в собственную доску объявлений.
Это отличный ресурс, к которому можно обращаться в течение учебного дня.
Используйте алфавитную таблицуВ хорошей алфавитной таблице буквы должны быть расположены в алфавитном порядке, в ней должны быть указаны как прописные, так и строчные буквы, а для каждой буквы должны быть картинки-подсказки.
Обращайтесь к таблице, когда читаете или пишете («о, слово «беги» начинается так же, как «р-р-кролик»!).
Просматривайте таблицу несколько раз в неделю, произнося названия букв, звук букв и графическую подсказку («А, а, /а/, яблоко»).
Не переусердствуйте, это действительно займет всего несколько минут.
Создайте стену слов в классе, чтобы помочь в изучении алфавитаСтены слов в дошкольных учреждениях не обязательно должны быть сложными, и они являются отличным ресурсом для обучения алфавиту.
Настройте каждую букву алфавита и не забудьте добавить фото-подсказки. Начните год с имен детей на стене слов.
Сравните стену слов с алфавитной таблицей и предложите детям читать стену слов указками!
Подумайте о том, чтобы добавить экологическую печать, чтобы получить еще больше отдачи от затраченных средств при обучении алфавиту.
Алфавитные игры для детейКогда вы планируете учить алфавит, не забывайте об играх с буквами!
Есть так много игр, в которые можно играть. Бинго с буквами, игры на совпадение букв, запоминание букв и бинго с именами — вот лишь несколько идей, с которых можно начать.
Очевидно, что приведенный выше список НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не является исчерпывающим. Есть так много способов научить алфавит осмысленно и контекстуально!
Используйте то, что знают дети, помогите им установить связь между тем, что они знают, и тем, что вы хотите, чтобы они узнали, и пусть это будет весело.
Буду рад услышать от вас любые вопросы, а также то, как вам нравится учить детей буквам.
Как учить алфавит с помощью материалов Done-For-YouСэкономьте время, планируя обучение алфавиту, используя ресурсы от воспитателя дошкольного образования 101.
У нас есть множество предметов, которые готовы к работе и совершенны для обучения детей младшего возраста алфавиту:
После того, как я написал этот пост, я отправился на поиски, чтобы поделиться с вами.
Вот лишь несколько прочитанных мною статей, в которых содержится дополнительная информация о том, как осмысленно обучать алфавиту:
«Что случилось с подходящими для развития практикой раннего обучения грамоте?» Сьюзен Б. Нойман и Кэтлин Роскос
Идеи Совета по восстановлению чтения относительно фонематического восприятия
«Инструкция по чтению и игра идут рука об руку», Линда Инглсон Недели Ванессы из Pre-K Pages
Первоначально опубликовано 5 февраля 2013 г. Обновлено дополнительными фотографиями и информацией.
Попробуйте эти 10 забавных фонетических упражнений, чтобы научить детей произносить буквы
Что такое фонетика?
Фонетика — это отношения между буквами и звуками, а также понимание того, как эти звуки соединяются в слова.
Например, звук /с/, короткий звук /а/ и звук /т/ сливаются вместе, образуя слово кошка.
Что говорят исследования об обучении фонетике?
Исследования показывают важность обучения детей фонетике в качестве предварительного шага к обучению чтению.
Исследования также показывают, что систематическое обучение, включающее игру слов (манипулирование буквами/звуками в словах для изменения слова), написание слов и использование манипулятивных средств, таких как магнитные буквы, для создания слов, являются эффективными стратегиями обучения фонетике.
Кроме того, исследования демонстрируют преимущества применения мультисенсорного подхода к обучению фонетике.
Мультисенсорный подход включает в обучение зрение, звук, осязание и движение. Это помогает использовать различные методы обучения, позволяя учащимся лучше усваивать информацию.
Десять забавных фонических заданий для учителя на буквы и звуки
1. Поиграйте в игру «Я шпион».
В игре «Я шпионю» вы выбираете что-то, что видите, и не говорите ребенку, что это такое. Ребенок должен угадать, что вы видите.
Вот как вы можете использовать «Я шпионю» для изучения звуков букв (фоники):
Допустим, вы видите книгу в комнате: Вы можете сказать: Я шпионю что-то, что начинается с буквы Б или Я шпионю что-то, что заканчивается на букву К.
После того, как ваш ребенок угадает, что «вы шпионите», попросите его назвать вам звук, который издает эта буква. Если ваш ребенок не может угадать, что такое «ты шпионишь», или не знает звука буквы, окажите ему помощь.
То же самое можно сделать и со звуками букв. Например, если вы видите книгу, вы можете сказать: «Я что-то подсмотрел, что начинается с (произнесите звук «б»)» или «Я заметил что-то, что заканчивается (произнесите звук «к») .
После того, как ваш ребенок найдет предмет, попросите его сказать вам, какая первая буква (или последняя буква) у предмета. По очереди с ребенком. Сначала ты шпионишь, потом они шпионят, или наоборот.
2. Напишите буквы на карточках, чтобы весело провести время.
Поместите по одной букве на каждую карточку, как показано ниже (создайте карточки с прописными и строчными буквами):
Вот пример действия:
Выберите слова из трех-четырех букв и смешайте их. Например, если слово поросенок , положите буквы не по порядку (например, ipg) на столе перед ребенком.
Расположите буквы на расстоянии одного-двух футов от ребенка, чтобы у него было место для работы. Затем дайте им лист бумаги с тремя (или четырьмя) местами для букв, вот так _ _ _.
Затем скажите им слово или покажите изображение слова и дайте инструкцию (например, «Я хочу, чтобы вы составили слово свинья строками ниже, используя буквы выше).
Если у вас есть магнитные буквы, вы также можете использовать их. Вы также можете предложить ребенку писать буквы ручкой или карандашом.
Вы можете составить группы слов, чтобы помочь ребенку понять, что многие слова пишутся одинаково, только первая буква отличается. Итак, после свиньи попробуйте big , wig и rig .
Практика рифмовки — еще одна полезная стратегия при обучении детей звукам букв.
3. Сыграть букву-звук Go Fish.
Сделайте двойные карточки. Каждый игрок получает по пять карт, а остальные карты складываются в стопку в центре стола.
Игрок 1 называет звук буквы и спрашивает, есть ли совпадение у игрока 2.
Если у них нет спичек, скажите им «иди ловить рыбу», что означает выбирать из кучи. Более подробные правила игры в Go Fish смотрите здесь.
4. Создайте свою собственную акустическую игру Бинго.
Нарисуйте сетку или сделайте ее на компьютере, как показано ниже. (Вы также можете распечатать большую версию приведенной ниже). Больше пустых сеток можно найти здесь) .
В сетке выше 25 ячеек, но вы также можете играть в акустическое бинго с 9 или 16 ячейками.
Вот четыре варианта размещения картинок в коробках:
Вариант 1 – Нарисуйте что-нибудь простое в каждой коробке.
Примеры простых рисунков для каждой буквы алфавита включают яблоко, банан, расческу, дверь, яйцо, перо, девушку, шляпу, кубик льда, банку, воздушного змея, свет луковица, варежка, нос, апельсин, кастрюля, королева, кольцо, ложка, стол, зонт, ваза, червяк, ксилофон (что, может быть, и не так просто нарисовать), и молния.
Используйте цвета, чтобы было весело.
Вариант 2. Получите изображения из Google Images, распечатайте их, вырежьте и вклейте в коробки.
Вариант 3. Перейдите в Google Images, скопируйте каждое изображение, нажав «control c» или щелкнув изображение правой кнопкой мыши и выбрав «Копировать», затем вставьте каждое изображение в каждое поле сетки, щелкнув правой кнопкой мыши в сетке и нажав «Вставить» или нажав «управление v.»
Вариант 4. Найдите и распечатайте готовые сетки бинго, выполнив поиск Kids Bingo Grids
Вы можете играть в игру Бинго четырьмя способами:
1 – Назовите звук буквы. Если у вашего ребенка на карточке Бинго есть изображение, на котором начинается с этой буквы, звучащей как , попросите его положить на изображение монету, фишку шашки или небольшой лист бумаги (вы можете разрезать каталожные карточки на маленькие кусочки.
Это поможет работают лучше, чем обычная бумага, потому что кусочки будут тяжелее и лучше останутся на карточке Бинго).
2 – Вызовите письмо. Если у вашего ребенка на карточке Бинго есть изображение, которое начинается с этой буквы , пусть она закроет картинку.
3 – Произнести звук буквы. Если у вашего ребенка есть картинка, на которой заканчивается звуком , попросите ее закрыть картинку.
4 – Вызовите письмо. Если у вашего ребенка есть картинка, на которой заканчивается этой буквой , попросите ее закрыть картинку.
Когда ваш ребенок заполняет ряд вверх, вниз или по диагонали, он получает Бинго (она выигрывает).
5. Сделайте карточки с изображением на одной стороне и буквой, с которой изображение начинается (или заканчивается) на другой стороне
Вы можете нарисовать картинки сами или сделать карточки с изображениями из Google Images.
Чтобы сделать карточку из Google Images, перейдите к изображению, скопируйте его, «щелкните правой кнопкой мыши» и нажмите «Копировать» или нажмите «control c». Затем перейдите в документ Word и вставьте (щелкните правой кнопкой мыши и нажмите «Вставить» или «нажмите Control v.»).
Затем распечатайте страницы, вырежьте картинку и напишите соответствующую букву на обратной стороне.
Если вы умеете вставлять таблицы, вы можете поместить несколько картинок на страницу в табличных полях, распечатать страницу, вырезать все картинки и поставить буквы на обороте. Вот пример:
Покажите ребенку картинку и попросите назвать вам букву (или звук буквы), с которой она начинается (или заканчивается). Если они правы, сообщите им об этом и покажите обратную сторону карточки. Если они ошибаются, дайте им еще две попытки.
Если они не понимают букву или звук, покажите им обратную сторону карточки и назовите букву и звук (затем произносите звук, когда вы произносите слово), попросите их повторить вам букву/звук дважды и перетасуйте карту обратно в стопку. Повторить.
6. Для энергичных детей превратить урок фонетики в подвижную деятельность.
Наклейте четыре буквы на стену, как показано на рисунке ниже:
Произнесите звук буквы и попросите ребенка подбежать к букве, которая издает этот звук, коснуться ее и отбежать назад. Приправьте это. Вот несколько примеров:
-Прыжок к букве, производящей звук
-Переход к букве, производящей звук
-Переход на кончики пальцев к букве, производящей звук
7. Для другого двигательного упражнения положите ленту на пол , с буквой на каждом кусочке ленты.
Скажите ребенку, чтобы он начал ногами с определенной буквы (например, начал с буквы А), а затем скажите ему, чтобы он прыгал к другим буквам, используя звуки букв.
Например, «Перейти к букве, производящей звук (вставить букву звука)».
См. пример ниже:
По мере того, как ваш ребенок становится более самостоятельным в произношении букв, вы можете заставлять буквы составлять настоящие слова. Для слова кошка возьмите три кусочка ленты: C, A, T.
Скажите ребенку, чтобы он начал с буквы C, а затем перешел к следующей букве в Кат , а потом последняя буква.
Чтобы усложнить задачу, попросите ребенка написать слово в обратном порядке, начиная с последней буквы и прыгая по порядку, пока не дойдет до первой буквы.
Смешайте игру с прописными и строчными буквами. В приведенном выше примере три буквы, но вы можете использовать столько кусочков ленты и букв, сколько хотите.
Начните с нескольких и добавляйте больше, если ваш ребенок делает хорошие успехи.
8. Составьте рабочий лист, используя слова и картинки с любимыми персонажами вашего ребенка, едой, животными и т. д.
Вы можете рисовать рабочие листы вручную или использовать таблицы в Microsoft Word. Для слова из трех букв составьте таблицу с пятью столбцами и одной строкой.
Поместите изображение слова в первое поле таблицы (вы можете рисовать в картинках или копировать и вставлять их из Google Images). Поместите буквы в другие ящики, но оставьте одну букву. Предложите ребенку вставить пропущенную букву.
Вот пример рабочего листа:
Щелкните здесь, чтобы распечатать собственную версию этого листа.
Для детей, у которых могут возникнуть проблемы с решением этой рабочей таблицы, попробуйте предоставить им банк писем, чтобы посмотреть, поможет ли это.
См. пример рабочего листа с банком писем ниже.
Щелкните здесь, чтобы распечатать собственную версию листа фонетики с банком писем.
9. Попросите ребенка приклеивать буквы на бумагу, пока вы произносите звуки.
Вы можете использовать карточки с буквами, которые вы сделали, как в № 2.
Вы можете использовать это упражнение, чтобы научить вашего ребенка правильно писать слова. Нарисуйте линии или прямоугольники на бумаге, чтобы ваш ребенок знал, куда вставлять буквы.
Вы можете дать ребенку точное количество букв в слове или добавить несколько дополнительных букв, чтобы усложнить задание.
Назовите первый звук в слове, пусть ваш ребенок выберет правильную букву и вставит ее в первую строку.
Затем пусть произносят следующий звук и так далее, пока слово не будет закончено.
Наблюдать за деятельностью, оказывая помощь по мере необходимости.
Когда ваш ребенок закончит, повесьте его работу, чтобы показать ему, что вы гордитесь его усилиями.
Вы также можете использовать эту идею, чтобы научить ребенка произносить свое имя по буквам, например, как показано на изображении ниже.
10. Спойте песенку с буквами алфавита.
Мелодия похожа на традиционную алфавитную песню.
Вот отличный пример от Kidstv123. Вы также можете придумать свою версию.
Что еще вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку выучить звуки букв?
Если ваш ребенок испытывает серьезные трудности с изучением звуков букв или приобретением других академических навыков, несмотря на постоянную практику и рекомендации, поговорите со школой вашего ребенка и/или с врачом.
Они могут направить вас к соответствующим специалистам, чтобы определить, что может помешать прогрессу вашего ребенка, и могут ли помочь дополнительные стратегии.
Дополнительная информация об обучении детей фонетике
Имейте в виду, что действия, описанные в этой статье, носят рекомендательный характер. Пожалуйста, не пытайтесь заставить ребенка участвовать в любом из этих мероприятий.
Это может привести к тому, что ваш ребенок расстроится и, возможно, будет уклоняться от фонических (буквенно-звуковых) упражнений.
Всегда сохраняйте спокойствие при работе с ребенком или учеником, даже если вы считаете, что он должен получить то, чего не получает.
Если вы разочаруетесь в них, они могут начать чувствовать тревогу, злость, неполноценность, глупость и т. д., что приведет к менее продуктивному обучению.
Делайте практические занятия короткими (от 2 до 10 минут для детей младшего возраста или детей, которые легко расстраиваются, и от 10 до 15 минут для детей старшего возраста или детей, которые могут работать в течение длительного времени без разочарования), если только ребенок не хочет продолжать.
Чтобы узнать, как побудить детей выполнять задачи или задания, которые они не хотят выполнять, прочитайте следующие статьи:
- 3 способа использовать таймеры для поощрения выполнения домашних заданий и домашних дел
- Как использовать расписания для улучшения поведения детей