Как научить детей читать быстро: Как научить ребёнка читать: важные правила и эффективные методики

Содержание

Как научить ребёнка читать: важные правила и эффективные методики

26 октября 2022 Ликбез Образование

Научить дошкольника читать, не отбив при этом интереса к книгам, реально. Лайфхакер отобрал лучшие способы для ответственных родителей.

Как понять, что пора учить ребёнка читать

Есть несколько признаков психологической готовности.

  1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
  2. Ребёнок понимает направления: лево‑право, верх‑низ. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.
  3. Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук, а где — том и люк.
  4. Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.

Наталья Жарикова

Учитель-логопед с 33-летним стажем

Ребёнок с логопедическими проблемами не слышит и не выделяет на слух схожие звуки. Отсюда идут ошибки с речью, а впоследствии с чтением и ещё чаще — с письмом. Родителю очень сложно определить нарушения самостоятельно, поэтому обычно им на это может указать воспитатель или логопед.

Как научить ребёнка читать

Наберитесь терпения и следуйте этим простым рекомендациям.

Подавайте пример

В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам. Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.

Читайте вместе и обсуждайте

Читайте ребёнку вслух, а затем вместе разглядывайте картинки, поощряя к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?» Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?»

Не учите буквы так, как они называются в алфавите

Вместо этого помогите ребёнку запомнить звук, который обозначает буква. Например, вы показываете букву «м» и говорите: «Это буква м (а не эм)». Если ребёнок запомнит алфавитные названия букв (эм, эс, эф и так далее), ему будет довольно сложно научиться читать. Тогда, увидев в книге слово ра‑ма, он попытается произнести эр‑а‑эм‑а.

Идите от простого к сложному

Как только ребёнок запомнил несколько букв (от 2 до 5) и звуков, которые они обозначают, переходите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма‑ма, па‑па, дя‑дя, ня‑ня. При этом не нужно разбивать слог на отдельные звуки. Не говорите: «Это буквы м и а, а вместе они читаются ма». Сразу учите, что слог произносится как ма, иначе малыш может начать читать побуквенно. После освоения простых сочетаний переходите к более сложным: ко‑т, жу‑к, до‑м.

Помогайте понимать смысл прочитанного

Делайте это, когда ребёнок начнёт медленно, но верно воспроизводить по слогам слова и целые предложения. Например, малыш прочитал: «Мама мыла раму». Остановитесь и спросите: «О чём ты сейчас прочитал?». Если он затруднится ответить, пусть прочитает предложение ещё раз. А вы задайте более конкретные вопросы: «Кто мыл раму? Что мыла мама?»

Показывайте, что буквы есть везде

Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и реклама на билбордах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный — «Ждите столько‑то секунд».

Играйте

И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую‑то вывеску или надпись на упаковке в магазине.

Наталья Жарикова

Есть много упражнений для запоминания букв. Например, обвести нужную букву среди ряда других, обвести правильно написанную среди неправильных, раскрасить или заштриховать. Ещё можно попросить ребёнка рассказать, на что похожа буква.

Используйте любую возможность для тренировки

Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда‑нибудь — доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.

Закрепляйте успех

Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик‑побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».

Не заставляйте

Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через насилие и слёзы.

Какие методики использовать, чтобы научить ребёнка читать

Вот шесть популярных, доступных и эффективных методик. Выберите одну или попробуйте несколько и остановитесь на той, что больше всего заинтересует ребёнка.

1. Азбуки и буквари

Кадр: Это всё моё / YouTube

Традиционный, но самый долгий путь. Различие этих книг в том, что азбука закрепляет каждую букву мнемонической картинкой: на странице с Б будет нарисован барабан, а рядом с Ю — юла. Азбука помогает запомнить буквы и нередко интересные стишки, но не научит читать.

Букварь последовательно учит ребёнка соединять звуки в слоги, а слоги — в слова. Процесс этот непростой и требует усидчивости.

Авторских букварей сейчас довольно много. По книгам Надежды Бетеньковой, Всеслава Горецкого, Дмитрия Фонина, Натальи Павловой дети могут заниматься как с родителями до школы, так и в первом классе.

Родители сходятся во мнении, что одной из самых понятных методик для обучения дошкольников является букварь Надежды Жуковой. Автор просто объясняет самую сложную для ребёнка вещь: как буквы превратить в слоги, как прочитать ма‑ма, а не начать называть отдельные буквы мэ‑а‑мэ‑а.

2. Кубики Зайцева

Кадр: Маленький Сократ / YouTube

Если при обучении по букварю ребёнок последовательно осваивает буквы и слоги, то в 52 кубиках Зайцева ему даётся доступ сразу ко всему: отдельной букве или сочетаниям согласной и гласной, согласной и твёрдого или мягкого знака.

Ребёнок играючи усваивает различия глухих и звонких звуков, потому что кубики с глухими согласными заполнены деревяшками, а кубики со звонкими — металлом.

Кубики отличаются и по размерам. На больших изображены твёрдые склады, на маленьких — мягкие. Автор методики объясняет это тем, что, когда мы произносим на (твёрдый склад), рот открывается широко, ни (мягкий склад) — губы в полуулыбке.

В комплект входят таблицы со складами, которые родитель пропевает (да‑да, не говорит, а именно пропевает).

Ребёнок быстро осваивает складовое чтение с помощью кубиков. Но есть и минусы: он может начать проглатывать окончания и столкнуться со сложностями уже в школе при разборе слова по составу.

3. «Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича

Кадр: Клуб Игры и Игрушки / YouTube

В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте — диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.

«Складушки» хорошо подходят для детей, которые любят рассматривать картинки. Каждая из них — повод обсудить с ребёнком, где котёнок, что делает щенок, куда полетел жук.

Обучать ребёнка по этим карточкам можно уже с трёх лет. При этом стоит отметить, что сам автор методики не считает необходимым форсировать раннее развитие.

«Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков‑теремков с согласными и 12 картонных кубиков‑сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.

Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А — и получается первый слог ма. Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым.

Начинать играть в теремки можно с двух лет. При этом родители не останутся один на один с кубиками: в комплекте есть пособие с подробным описанием методики и вариантами игр.

4. Динамические кубики Чаплыгина

Кадр: И мальчик и девочка! Детский канал — Мы близнецы / YouTube

Пособие Евгения Чаплыгина включает 10 кубиков и 10 подвижных блоков. Каждый динамический блок состоит из пары — согласной и гласной. Задача ребёнка — покрутить кубики и найти пару.

На начальном этапе, как и при любой другой методике обучения чтению по складам, ребёнок составляет самые простые слова из повторяющихся слогов: ма‑ма, па‑па, ба‑ба. Задействованная моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, а поиск уже знакомых слогов превращается в увлекательную игру. К кубикам прилагается пособие с описанием методики и словами, которые можно составить.

Оптимальный возраст для занятий — 4–5 лет. Можно начать и раньше, но только в формате игры.

5. Карточки Домана

Кадр: Моя звёздочка / YouTube

Американский врач Гленн Доман предлагает обучать детей не отдельным буквам или даже слогам, а словам целиком. Родители называют и показывают ребёнку слова на карточках 1–2 секунды. При этом от малыша не требуется повторить услышанное.

Занятия начинают с 15 карточек с самыми простыми понятиями вроде мамы и папы. Постепенно количество слов увеличивается, уже выученные уходят из набора, а ребёнок начинает изучать словосочетания: например, цвет + предмет, размер + предмет.

Как же понять, что ребёнок понял и запомнил визуальный образ слова, если автор методики рекомендует начинать занятия с рождения? Гленн Доман в «Гармоничном развитии ребёнка» настоятельно подчёркивает, что не надо устраивать ребёнку тестов и проверок: малыши этого не любят и теряют интерес к занятиям.

Лучше пусть запомнит 50 карточек из 100, чем 10 из 10.

Гленн Доман

Но учитывая, что родители не смогут не проверять, он советует при желании и готовности ребёнка сыграть в игру. Например, вы можете положить несколько карточек и попросить принести какую‑то одну или указать на неё.

Сегодня психологи, нейрофизиологи и педиатры сходятся во мнении, что метод Домана направлен не на обучение чтению, а на механическое запоминание визуальных образов слов. Ребёнок оказывается объектом обучения и почти лишён возможности познать что‑то самостоятельно.

Стоит также добавить: чтобы перейти к этапу чтения по Доману, родителям надо заготовить карточки со всеми (!) словами, которые встречаются в конкретной книге.

6. Методика Монтессори

Фото: Kolpakova Daria / Shutterstock

Чтение по Монтессори идёт от обратного: сначала пишем и только потом читаем. Буквы — это те же картинки, поэтому сначала надо научиться их рисовать и только потом заниматься произношением и чтением. Дети начинают с того, что обводят и заштриховывают буквы и благодаря этому запоминают их начертание. Когда изучено несколько гласных и согласных, переходят к первым простым словам.

Много внимания уделяется тактильной составляющей, поэтому дети могут буквально потрогать алфавит, вырезанный из шершавой или бархатистой бумаги.

Ценность методики заключается в обучении через игру. Так, можно положить перед ребёнком шершавую букву и тарелку с манкой и предложить сначала обвести знак пальчиком, а затем повторить это на манке.

Сложность для родителей — покупка или заготовка значительного количества раздаточного материала. Но можно попробовать сделать карточки своими руками из картона и наждачной бумаги.

Что в итоге

В интернете и на плакатах, рекламирующих «развивашки», вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.

Авторы методик как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка — через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении — любознательность самого ребёнка.

Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то на помощь придут буквари и «Складушки». Если он непоседа, то лучше подойдут кубики и система Монтессори.

В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы заинтересовать малыша чтением существенно возрастут.

Читайте также 🧐

  • Как научить ребёнка выполнять обещания
  • Как научить ребёнка говорить букву «р»
  • Как научить ребёнка кататься на велосипеде
  • Как научить ребёнка плавать
  • Как научить ребёнка писать

Как научить ребёнка быстро читать: 12 простых лайфхаков

Как обычно родители занимаются с детьми чтением? «Садись и читай! Пока не прочитаешь 5 страниц, телефон не получишь». Это, конечно, тоже способ, но есть методы и понадежнее. О них рассказала наш блогер, будущий учитель начальных классов Катя Хасанова.

Чтение — один из самых проблемных школьных предметов. Уровень читательской грамотности школьников, к сожалению, снижается. Чтобы человек хорошо читал, необходимо понимание прочитанного, хорошая техника чтения и, конечно же, интерес к книге. В этой статье я предлагаю подборку интересных и нестандартных методов обучения чтению, которые могут помочь решить проблему с разных сторон на разных этапах начальной школы.

Сразу скажу: методы скорочтения я не предлагаю, так как научно и на практике многими педагогами доказано, что в младших классах скорочтение скорее вредит, чем помогает.

1. Инсерт

Анализ текста — самый сложный и основной навык, который нужно освоить в начальной школе. Методика «Инсерт» позволяет по специальному простому алгоритму, удобному для детей и педагогов, оценить свое отношение к произведению, объем своих знаний, уровень понимания текста.

Инсерт — это аббревиатура, она переводится с английского, как «интерактивная познавательная система для эффективного чтения и мышления». Работает это так: ребенок читает текст и напротив каждой строчки карандашом ставит значки:

+ я это знаю

Н  это новая информация

— — об этом я не знал

? — эту информацию надо уточнить у педагога

Это первый этап. Второй — составление таблицы, в которой ребенок тезисно фиксирует, что ему понятно, что нового он узнал, а какая информация оказалась совсем непонятной.

При работе с этим приемом, важно учитывать несколько факторов:

  • Начинайте с небольших по объёму текстов — дети должны запомнить значки и научиться ими пользоваться.
  • Тезисы поначалу можно проговаривать устно — чтобы в классе все понимали, что и какому знаку относится.
  • Обсуждать таблицы надо по колонкам: сначала — что все поняли, потом — что осталось непонятным и так далее.
  • В началке можно сделать таблицу попроще — «знаю», «интересуюсь», «узнал».
  • Таблицы можно заполнять не только индивидуально, но и попарно, и в группах.

2. Змейка для чтения

В период в детском саду или в 1-м классе дети могут не понимать смысл прочитанного. Эту трудность помогает преодолеть «Змейка для чтения» — здесь, как в домино, нужно подставить к «хвостику» необходимую по смыслу иллюстрацию. Например, на одном листочке написано: «Мальчик читает книгу», а ребенку надо выбрать картинку.

3. Воображение в природе

На что похожи облака, деревья, камни? Казалось бы, совсем простые вопросы, но они помогают развивать воображение, эмоциональный интеллект, прежде всего, литературную речь и словарный запас. Самое главное — это упражнение можно делать в любой момент, просто гуляя по парку или даже по дороге в школу.

4. «Кроссенс»

Зрительные ассоциации, логическое мышление и смысловые взаимосвязи — все это развивает метод «Кроссенс». Главная задача — по группе фотографий угадать зашифрованное произведение либо литературного героя.

5. Зрительный диктант

Смотрим на короткий текст либо предложения, читаем и несколько раз повторяем про себя. А потом пишем. Тем самым развиваем зрительную память и внимание. Самый простой диктант для ребенка в началке:

  • Тает снег.
  • Идет дождь.
  • Небо хмурое.
  • Коля заболел.
  • Запели птицы.
  • Поле опустело.

6. Речевой круг

Детям непросто даются правильные склонения слов. Речевой круг поможет научиться правильно составлять формы слов. Как это работает? Подставляем слова в различные фразы, четко произносим окончания плюс расширяем словарный запас и кругозор. Например, тема — фрукты. Пишете по кругу фрукты, а по углам — фразы «гусеница ползет к…», «мне нравится фруктовое мороженое с…», «отрезали кусочек от…», «есть ли косточка в…». И пускай ребенок под каждую фразу подставляет: банан, яблоко, апельсин, виноград.

7. Литературный трейлер

Что мы делаем, когда выбираем кино для просмотра? Конечно же, смотри трейлер к фильму — благодаря этому у нас появляется интерес и мотивация посмотреть его. То же самое можно делать и на уроках литературного чтения: короткий захватывающий рассказ, который учитель придумал на досуге, с самыми интересными моментами произведения, которое предстоит прочитать, замотивирует детей на дальнейшую работу.

8. Литературные картинки-перевертыши

Посмотрите на эту забавную иллюстрацию к басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица». Перевернув картинку, можно сразу узнать, чем закончится басня, и перед чтением на основе перевертыша поразмышлять, кто главные герои и в чем заключается сюжет. Так, конечно же, интереснее читать.

9. Путаница букв

Ниже пример стихотворения с перепутанными буквами. Дети любят юмористические стихи и исправление ошибок, а такое упражнение помогает развивать фонематический слух, необходимый для грамотного чтения и письма:

Стихотворение Н. Матвеевой:

В печке выпечен бутон,

А в петлицу вдет батон,

По траве ползёт бидон,

Молоко течёт в бетон,

А на стройке есть питон.

10. Лифт слогов

На этапе дошколки и 1-го класса, когда ребята соединяют звуки в слоги, можно быстро и просто своими руками смастерить игру как на видео. Таким нудный процесс обучения чтению станет более интересным и динамичным.

11. Разные шрифты

Часто дети сталкиваются с проблемой: как только шрифт меняется, тут же становится сложнее читать, а ведь в жизни нам приходиться сталкивать с совершенно разными по оформлению текстами. Старайтесь подбирать для ребенка разные книги, с разными шрифтами, пробуйте записывать один текст, написанный по-разному. Для ребенка важно научиться различать разные буквы!

12. Собери предложения

Часто в 1-м классе можно встретить задание: «Собери предложение из слов». Оно достаточно скучное. А вот выстраивать маршрут, чтобы как паззл собирать фразу, гораздо интереснее. Например, фраза «Хищные лесные звери ищут добычу». Запишите слова в разных углах листка и попросите ребенка стрелочками указать правильный порядок.


Идеи собраны из ВК-групп:
  • F00-F99
  • Наша начальная школа/подготовка к школе
  • Чтение с увлечением. Начальная школа
  • Живое обучение. Самообразование
  • Подготовка к школе @anastasi_teacher
  • Начальная школа

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Tatyana Vyc / shutterstock / fotodom

Как помочь моему ребенку читать быстрее

Если вы ищете информацию о « как помочь моему ребенку читать быстрее », скорее всего, вы уже знаете, что ваш ребенок испытывает трудности с чтением.

К счастью, как и большинство навыков, большинство детей могут освоить чтение. По мере увеличения их способностей увеличивается и скорость чтения. .

Вам когда-нибудь приходилось чему-то учиться? Конечно, у вас есть! Это начало кривой обучения может показаться жестоким, но по мере того, как вы тренируетесь все больше и больше , то, что когда-то казалось невозможным, может стать рефлекторным действием и чем-то, о чем вам больше не нужно думать.

Итак, давайте посмотрим, как помочь вашему ребенку читать быстрее за счет улучшения его способностей и уверенности в себе.

Как улучшить скорость чтения моего ребенка?

Прежде чем ребенок научится быстро читать, он должен научиться хорошо читать . Это означает не только способность произносить слова, но и полное понимание того, что они читают.

Чтобы сделать это, ребенок, скорее всего, выполнит следующие шаги :

  • Выучит алфавит, включая звуки и названия букв
  • Начать распознавать маленькие слова
  • Постоянно учить слова посредством разговоров, прослушивания историй и учебы
  • Научитесь произносить простые слова, такие как БАТ
  • Начать связывать слова и предложения с картинками в книгах
  • Их способности должны развиваться до тех пор, пока они не смогут читать предложения
  • По мере роста их словарного запаса они будут лучше понимать тексты. Однако это необходимо проверить и поддержать с помощью вопросов, пересказа историй, сопоставления с картинками и т. д.

Не каждый ребенок учится именно так, и порядок может варьироваться, но все больше детей проходят через эти этапы.

Будучи родителем, важно побуждать их читать как можно больше , читать им, когда это возможно, и проявлять интерес к тому, что они прочитали или узнали (посредством дружеского опроса).

Никогда не делайте это рутиной , так как вы хотите, чтобы они хотели читать сами и получать удовольствие. Чтение всегда должно доставлять удовольствие и поддерживаться опекуном, репетитором или приложением для чтения.

Два лучших способа увеличить скорость , когда беглость чтения ребенка достаточно высока, — это выполнять задания по чтению на время и практиковаться в перечитывании книг, которые ему нравятся.

Как повысить беглость чтения?

Ниже приведены наших лучших способов улучшить беглость чтения 9.0006 . По мере увеличения беглости чтения естественная скорость чтения ребенка также должна неуклонно возрастать.

  1. Читать вслух — Прослушивание историй, особенно следуя словам на странице, — отличный способ улучшить беглость чтения.
  2. Используйте приложения, которые читают вслух
    . У родителей не всегда есть время, чтобы читать своим детям, но это не значит, что дети не могут насладиться хорошей историей. Приложения для чтения доступны для чтения рассказов детям, когда они захотят.
  3. Играйте в игры со словами . Это можно делать где угодно и когда угодно. Однако распознавание слова целиком без разбора звуков — это большой шаг к более быстрому чтению.
  4. Слушай и повторяй – С помощью этого ребенок может сначала услышать, как должны звучать слова и как следует читать предложение вслух. Затем они пытаются сделать то же самое, следуя словам в рассказе.
  5. Отношение к картинкам и жизни – Рассказ – это здорово, но для повышения беглости и интереса лучше всего, если ребенок сможет полностью понять его и относиться к нему. Соединяя ключевые моменты с картинками или рассказывая о том, как история связана с их опытом, можно значительно повысить их интерес.

Выполняя описанные выше шаги, вы будете двигаться в правильном направлении к улучшению беглости речи.

Как быстро ребенок научится читать?

Говорят, что в среднем дети могут читать к 6 или 7 годам. Однако это не следует считать «крайним сроком». Дети учатся с разной скоростью и разными способами.

Если они умеют читать на 4 или 5, то отлично. Однако, даже если они не умеют свободно читать к 7 годам, это не конец света. Они все еще могут догнать поддержку и потренироваться.

Просто подбадривайте их и не сдавайтесь.

Как помочь вашему ребенку читать с помощью круглосуточного репетитора по чтению с искусственным интеллектом

За последние несколько лет технология искусственного интеллекта быстро развивалась. Это привело к большому прорыву, когда ИИ может обеспечить высокий уровень поддержки чтения в качестве наставника по чтению.

Самое замечательное в этом то, что ИИ всегда доступен, так что будь то 22:00 или 4:00, ребенок может получить поддержку чтения, которую он хочет.

ИИ никогда не осуждает и позволяет им практиковаться наедине и с уверенностью . Некоторые из функций включают в себя:

  • Читать истории вслух, чтобы ребенок мог слушать
  • Управляемое чтение
  • Исправление произношения
    (ИИ может адаптироваться к каждому ребенку и помочь ему стать лучше)
  • Веселые и соответствующие уровню истории , где ИИ рекомендует, что читать дальше, исходя из способностей и интересов
  • Доступно в любое время и в любом месте
  • Яркие и красочные иллюстрации
  • Особенности постановки целей
  • Отчеты о прогрессе в режиме реального времени для родителей
  • Доступно для нескольких считывателей в одном приложении

Вы все еще задаетесь вопросом, «как помочь моему ребенку читать быстрее»? Перестань волноваться и начни действовать . Подпишитесь на бесплатную пробную версию Readability и посмотрите, как их чтение начнет улучшаться.

Как научить ребенка читать за 10 простых шагов

Обучение вашего ребенка чтению может стать одним из самых полезных событий в вашей жизни! Здесь мы поделимся 10 советами о том, как научить ребенка читать, от дошкольников до детей школьного возраста!

Когда дети учатся читать?

Как бывший учитель начальных классов, обучение детей чтению является одной из моих самых больших страстей! Но поскольку большинство детей не начинают на самом деле «читать» примерно до 6 лет (что превышает целевой возрастной диапазон для моего блога), я не хотел, чтобы родители чувствовали давление, что их 3-летний ребенок должен начать читать. (чего, кстати, у них нет!). Тем не менее, информация, представленная ниже, является общей информацией, которая полезна для детей 9 лет.0171 для всех возрастов независимо от того, готов ваш ребенок читать или нет. Не применяйте все эти стратегии сразу, и вы не должны ожидать, что ваш ребенок сможет сделать все сразу. Обучение чтению — это процесс , и приведенная ниже информация просто предназначена для выполнения, когда вы почувствуете, что ваш ребенок готов.

Когда ваш ребенок будет готов начать читать, вам нужно будет найти систематическую и подробную программу обучения фонематическому восприятию и фонетике . Это очень важно. Научиться читать — это все равно, что взломать шифровальный код (и, вопреки тому, что следует из названия этого поста, это НЕ легко). Каждый ребенок должен выучить код, и имеет смысл научить этому явно, а не полагаться на то, что дети разберутся сами. Также обратите внимание, что, хотя приведенные ниже предложения помечены как «шаги», они не обязательно расположены в последовательном порядке или в порядке важности. Информация, которую вы найдете здесь, — это просто руководство, которое поможет вам увидеть, как каждый из компонентов чтения сочетается друг с другом для вашего предварительного ридера . Если ваш ребенок школьного возраста и вы ищете учебный план, как научить ребенка читать, я настоятельно рекомендую Пути к чтению на дому .

 

 

Как научить ребенка читать

1. Читайте вслух  ваш ребенок

Процесс обучения ребенка чтению начинается в младенчестве. Нет, я определенно

НЕ защищаю программы, которые утверждают, что научат вашего ребенка читать с помощью карточек! К чему Я ПРИЗЫВАЮ вас, так это к тому, чтобы начать читать вместе с новорожденным уже через несколько дней после его возвращения домой! Непрерывное чтение не только создает особую связь между вами двумя, но и прививает ей любовь к книгам. Удовольствие от чтения — один из главных предикторов успеха чтения у детей школьного возраста. Если дети с раннего возраста не учатся получать удовольствие от чтения, это, скорее всего, помешает их способностям когда-нибудь в будущем.

То, сколько вы читаете своему ребенку, полностью зависит от вас и вашей семьи, но я советую вам читать по крайней мере 3-4 книги в день, даже когда ваш ребенок очень мал. Когда она немного подрастет и сможет сидеть дольше, поставьте перед семьей цель читать вместе не менее 20 минут каждый день.

Вот несколько советов по типам книг, которые можно читать вашему ребенку. Но, во что бы то ни стало, читайте все, на что ваш ребенок откликается и что ему нравится!

  • Рождение-1 Год : Колыбельные, настольные книги (с реальными картинками), тканевые книги (с различными текстурами), песенники
  • 1-3 года : сборники рифм, сборники песен, настольные сборники рассказов
  • 3–5 лет : Алфавитные книги, песенники, иллюстрированные книги, рифмованные книги

 

2. Задавайте вопросы

Задавая вопросы ребенку во время чтения, вы не только помогаете ребенку взаимодействовать с книгой, но и чрезвычайно эффективно развиваете его способность к понимать что он читает. Видите ли, если наша главная цель в «чтении» состоит в том, чтобы заставить нашего ребенка «произносить» слова, мы полностью упустили возможность. Даже дети, которые могут расшифровывать слова и «читать» с большой беглостью, все равно могут быть не в состоянии понять то, что они читают. Если ребенок не может понять, что он читает, в действительности нет смысла читать вообще!

Пока ваш ребенок еще ребенок, задавайте ему такие вопросы, как: «Ты видишь кошку?» указывая на изображение кота. Это не только расширит его словарный запас, но и побудит его взаимодействовать с книгой, которую он читает. Когда он подрастет, попросите его самому показывать на предметы в книге и издавать звуки животных, которых он видит.

 

 

Когда вашему ребенку исполнится 2 или 3 года, начните задавать вопросы до, во время и после чтения книги. Покажите ребенку обложку книги и спросите его, о чем, по его мнению, будет рассказ (прогнозирование). Во время чтения спросите его, что, по его мнению, произойдет в этой истории или почему, по его мнению, персонаж сделал определенный выбор (вывод). Если персонаж изображает сильную эмоцию, определите эту эмоцию и спросите ребенка, испытывал ли он когда-либо подобное (подключение). В конце книги спросите, сбылись ли его предсказания. После этого попросите его рассказать вам, что он помнил о том, что происходило в книге (резюмируя).

Модификация каждой из этих техник во время чтения вслух в соответствии со стадией развития вашего ребенка — отличный способ улучшить понимание прочитанного!

 

3. Будьте хорошим примером (чтение)

Даже если ваш ребенок увлекается книгами с раннего возраста, его увлеченность быстро угаснет, если он не увидит, как чтение читается у него дома. Если вы сами не заядлый читатель, приложите сознательные усилия, чтобы ваши дети видели, как вы читаете хотя бы несколько минут каждый день! Прочтите журнал, кулинарную книгу, роман, свою Библию… решать только вам! Но покажите ребенку, что чтение — это то, чем должны заниматься даже взрослые. Если у вас есть сын, поделитесь этой статьей с мужем. Сыновьям нужно видеть, как читают их отцы, тем более что это не то, к чему от природы склонны молодые энергичные мальчики.

 

Как родители, мы иногда можем зацикливаться на том, что именно должны делать наши дети , чтобы добиться успеха. Но мы часто забываем, что дети часто учатся на собственном примере. Возьмите книгу и разгрузитесь… ради вашего ребенка, конечно!

4. Распознавание букв в естественных условиях

Перед рождением наших мальчиков мы рисовали и вешали большие деревянные буквы с их именами над кроватками в качестве декоративного акцента в их комнатах. Я бы никогда не подумал, что эти деревянные буквы будут таким стимулом к ​​обучению для Большого Брата! Примерно в 2,5 года он начал спрашивать, какие буквы стоят над его именем. Честно говоря, именно так он научился писать свое имя по буквам… и он также может написать по буквам имя своего брата, потому что тоже проявляет интерес к его письмам. С технической точки зрения, это называется «экологический принт» и включает в себя все принты, которые нас окружают, — вывески фаст-фуда, этикетки, дорожные знаки, одежду, журналы и т. д.

 

Часто мы хотим заставить  наших детей выучить названия букв к определенному возрасту. Мы покупаем карточки или DVD-диски, утверждая, что обучаем наших детей буквам. Мы тренируем нашего 2-летнего ребенка снова и снова в течение нескольких минут подряд. Не покупайтесь на это… позвольте своему ребенку быть ребенком и используйте в своих интересах «обучаемые моменты», когда они случаются! Детские умы подобны губкам и, безусловно, способны запоминать алфавит наизусть, но это не самый эффективный метод, который даст наилучшие долгосрочные результаты. Вашему ребенку будет любопытно узнать об отпечатках, которые он видит вокруг себя, и он будет задавать вопросы. Это ваш шанс начать работу с практическим приложением, которое на самом деле имеет реальный смысл и значение для вашего ребенка .

Не поймите меня неправильно и не думайте, что я не считаю изучение алфавита важным. Это, безусловно, важно… но метод, которым мы их учим, еще  важнее ! Всегда помните, что наша конечная цель состоит в том, чтобы воспитать человека, который любит читать на протяжении всей жизни, а не ребенка, который просто запоминает без какого-либо значения.

 

5. Объединение нескольких областей разработки

Дети лучше учатся, когда учитываются несколько органов чувств или областей развития. Вот почему практическое обучение обеспечивает более длительное запоминание и более значимое применение. Как только ваш ребенок проявит интерес к буквам, а вы уже начали использовать естественные условия для распознавания этих букв, начните выполнять действия, которые задействуют как можно больше органов чувств. K имейте в виду, что изучение названий букв почти не так важно, как изучение их звуков!

Существует множество способов включить несколько областей развития в отношении распознавания букв и навыков раннего чтения. Алфавитные поделки позволяют вашему ребенку выучить форму буквы вместе с ассоциацией звука, который она издает, используя при этом мелкую моторику в процессе вырезания, склеивания и создания! Игры, которые задействуют крупную моторику (например, бросание мешков с фасолью на соответствующую букву), также являются прекрасным способом включить движение. Конечно же, каждый ребенок любит песенки и стишки! Проведите инвентаризацию сильных сторон и областей интересов вашего ребенка и определите занятия, соответствующие им!

6. Классифицируйте жанр

Когда вашему ребенку исполнится около 5 лет, и он сможет распознавать разницу между настоящим и выдуманным, я предлагаю начать помогать вашему ребенку понимать различные жанры книг во время вашего совместного чтения. Это может показаться сложным, но на самом деле это не так. Есть около 5 разных жанров детских книг, на которые я бы посоветовал вам обратить внимание вашего малыша. Конечно, вы можете использовать термин «тип», а не «жанр», если его легче запомнить.

  • Документальная литература (реальные истории или факты о животных, местах, людях и т. д.)
  • Фэнтези (понарошку, не может произойти в реальной жизни из-за магии, говорящих животных и т. д.)
  • Реалистичная фантастика (выдуманная история, но технически это может произойти в реальной жизни, потому что персонажи и ситуации правдоподобны)
  • Алфавитные книги
  • Сборники песен

 

Когда дети относят книгу к определенному жанру, они должны сначала обобщить книгу в уме и вспомнить детали. Затем они должны использовать эту информацию, чтобы решить, к какому жанру относится та или иная книга. Наконец, ваш ребенок будет вспоминать детали из других книг того же жанра, проводя связи между ними. Это простое занятие, которое может занять 5-10 секунд вашего времени после прочтения книги, но оно, безусловно, дает импульс мысли и обработке в этом молодом мозгу!

 

Кроме того, важно отметить, что не все книги подходят к одному из этих жанров, особенно книги, которые считаются «фоническими книгами для чтения». Я бы посоветовал вам выполнять это упражнение только с качественной детской литературой, а не с книгами, которые пытаются заставить вашего ребенка «озвучивать» самостоятельно. Большинство книжек с картинками, которые можно найти в детских библиотеках, относятся к одному из этих жанров.

Помните, наша цель — научить детей понимать  то, что они читают… иначе чтение, честно говоря, принесет им мало пользы. Когда мы поощряем наших детей думать и обрабатывать книгу, которую мы только что прочитали вместе, мы непреднамеренно моделируем то, что, как мы надеемся, они однажды будут делать самостоятельно!

 

7. Сосредоточьтесь на фонематическом восприятии и акустике

«Фонемы» — это самые маленькие звуки в английском языке (полный список фонем см. здесь). Эти звуки состоят из согласных, кратких гласных, долгих гласных и диграфов. «Фонематическая осведомленность» состоит из изучения этих звуков и того, как манипулировать ими в слове. Диграфы — это уникальные звуки, состоящие из отдельных букв, таких как /th/, /sh/, /ch/ и т. д.

«Акустика» включает изучение написания этих звуков и различных правил, которым следует английский язык. Изучение правил фонетики является важным инструментом, который помогает ребенку научиться расшифровывать и произносить буквы. Я использовала программу «Пути к чтению» в классе в качестве программы фонематического восприятия и фонетики, и она мне очень понравилась! Это сделало изучение всех сложных правописаний таким веселым занятием! У Pathways теперь есть версия для домашнего обучения, и это потрясающе!

 

9. Декодирование

Декодирование часто называют «выслушиванием». Как только ваш ребенок узнает, какие звуки издает каждая буква (этому учат в 90 177 реальных, осмысленных  90 178 ситуациях), он готов начать составлять слова. Декодирование — это процесс, который требует сильных навыков фонематического восприятия и уступает место орфографическому отображению, процессу, посредством которого слова сохраняются как «слова с прицела» в долговременной памяти.

Чем чаще дети расшифровывают слова, тем лучше они учатся автоматически определять это слово. Исследователи говорят, что может потребоваться от 1 до 4 раз декодирования, прежде чем слово будет передано в долговременную память для автоматического поиска. Иногда эта задача утомительна и не может быть упрощена, поэтому важно найти творческие способы сделать ее интересной. Когда я преподавал в первом классе, я покупал куклы-мизинцы, которыми мои ученики могли указывать на буквы во время расшифровки. Это был огромный успех и сделал этот процесс таким веселым!

 

Найдите эти пальчиковые куклы и многое другое на сайте Oriental Trading

 

10. Используйте программу чтения с четкими, систематическими инструкциями, когда он/она будет в детском саду и после него ” навыки, над которыми мы, как родители, можем работать в самые ранние годы нашего ребенка, чтобы сделать процесс обучения чтению намного проще для наших детей. Как только ваш ребенок достигнет школьного возраста, убедитесь, что вы используете программу, основанную на наука о чтении , с подробным и систематическим обучением как фонематическому восприятию, так и фонетике. Если ваш ребенок направляется в школу, попросите просмотреть учебную программу, чтобы убедиться, что она хороша именно в этих областях. Некоторым детям, естественно, легче выучить фонетический код, чем другим, как предполагает «Лестница чтения» Нэнси Янг, но ВСЕ дети получают пользу от раннего обучения на основе кода.

 

На мой взгляд, нет лучшей базовой программы чтения, чем «Пути к чтению». Оригинальная учебная программа использовалась в классах и клинических учреждениях в течение последних 20 лет. Программа участвовала в многочисленных исследованиях, показав статистически значимые результаты . Пути к чтению Домашняя школа теперь предлагает свою новаторскую учебную программу для домашних педагогов, начиная с базового базового чтения (что эквивалентно обучению в детском саду). Включены все 5 областей обучения чтению, определенные Национальной комиссией по чтению: фонематическая осведомленность, фонетика, словарный запас, беглость и понимание прочитанного. Это такой невероятный ресурс для семей, и я не могу рекомендовать его достаточно высоко!

 

Обучение чтению — это путешествие

Подводя итог, вот несколько практических советов, которые вы можете применять каждый день на основе стратегий обучения чтению, представленных в этом посте. Очевидно, что вы не сможете применить все эти предложения к детям всех возрастов, поэтому оцените, как лучше всего научить ребенка читать.

  • Читайте своему ребенку каждый день!
  • Задавайте ребенку вопросы до, во время и после чтения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts