Активный и гиперактивный: в чем разница?
Рецензент Ковтун Татьяна Анатольевна
5211 просмотров
15 сентября 2021
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное
Для большинства детей характерны подвижность и повышенная активность. Родителей нередко утомляют неугомонность, беготня, ерзание, нетерпеливость малыша. Следует ли любого непоседливого кроху относить к категории гиперактивных?
О синдроме гиперактивности с дефицитом внимания сейчас много говорят во многих источниках. Так что же: если ребенок полон энергии, иногда становится упрямым и непослушным — он гиперактивен? Нервная система детей — незрелая, не сформированы и центры самоконтроля.
Особенности поведения гиперактивного ребёнка
В чем же заключается отличие ребенка непоседливого и активного от гиперактивного?
Гиперактивный ребенок в любой ситуации и в любой обстановке будет вести себя одинаково — бегать, бесцельно двигаться, не задерживая надолго внимания ни на одном предмете. Не помогают ни просьбы, ни уговоры, так как у гиперактивных деток поведение не зависит от их воли, механизмы самоконтроля у них не налажены. Гиперактивные дети не поддаются увещеваниям, и после наказания их поведение не меняется, даже если сам ребенок этого хочет. Он просто не может себя контролировать. Такие малыши нуждаются в наблюдении и лечении у невролога.
Синдром дефицита внимания
Для синдрома дефицита внимания с гиперактивностью характерны три составляющие: невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
- Невнимательность. Ребенок не способен сосредоточивать внимание на деталях, вслушиваться в обращенную к нему речь, доводить работу до конца, испытывает трудности в процессе организации собственной деятельности, избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения, часто теряет свои вещи, легко отвлекается, постоянно все забывает. Такие признаки существуют больше 6 месяцев и проявляются постоянно, мешая ребенку адаптироваться к окружающей среде.
- Гиперактивность. Малыш суетлив, не сидит спокойно, беспричинно двигает руками и ногами, ерзает на стуле, постоянно оборачивается, ему тяжело сидеть на одном месте, он вскакивает без разрешения. При этом его движения не имеют определенной цели.
- Импульсивность. Ребенок отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав до конца, иногда выкрикивает ответы, вмешивается в разговоры, пристает к окружающим. Эти признаки сохраняются более 6 месяцев и мешают малышу адаптироваться к окружающей обстановке.
Прежде чем требовать правильного поведения от гиперактивного малыша, нужно ему помочь, так как он не в состоянии поддерживать самоконтроль на соответствующем уровне. Вначале необходимо обратиться за консультацией к неврологу.
Рецензент Ковтун Татьяна Анатольевна
Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук
Все статьи эксперта
Гиперактивные дети — Профессор-невролог Чутко Леонид Семенович
Что делать, если ребенок постоянно находится в движении («кажется, что к нему подключен моторчик»)? Что делать, если ребенок не может спокойно играть со своими сверстниками в детском саду? Надо ли ругать (а может пороть) такого ребенка?
С такими вопросами родители с давних времен часто обращаются к врачам и психологам.
В середине 19-го века немецкий врач H.Hoffman (1845) описал чрезвычайно подвижного ребенка и дал ему прозвище «непоседа Фил». Предметом пристального изучения врачей данное заболевание стало с начала ХХ века. В 1902 г. в журнале Lancet появилась лекция английского врача G. F. Still, который связывал гиперактивность с биологической основой, а не с плохим воспитанием, как негласно предполагалось в те времена. С 80-х годов двадцатого века в Международной классификации болезней (МКБ) стали выделять «самостоятельное» заболевание — «нарушение активности и внимания» или синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью (СДВГ). Дети и подростки, страдающие СДВГ, отличаются неусидчивостью, отвлекаемостью, гиперактивностью, импульсивностью.
По мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей данное заболевание встречается у 5-10% детей в популяции. СДВГ в 4-5 раз чаще встречается у мальчиков.
Причины СДВГ
В происхождении СДВГ играют роль генетические механизмы, повреждение головного мозга и психосоциальные факторы. Всегда следует иметь в виду возможность воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга. Риск развития СДВГ составил примерно 30% для родственников пациентов с данным заболеванием. Часто ведущую роль в происхождении СДВГ играют неблагоприятные факторы в течение беременности и родов. К числу прогностически неблагоприятных для развития СДВГ факторов беременности относятся: внутриутробная гипоксия (недосток кислорода для плода), выраженные токсикозы беременности, угрозы прерывания беременности курение и недоедание матери во время беременности, психотравмирующие воздействия на мать во время беременности. К числу прогностически неблагоприятных для развития СДВГ факторов течения родов относятся: недоношенность (рождение с массой менее 2500 г), преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности. Наличие у новорожденного перинатальной энцефалопатии, внутричерепной гипертензии (повышение внутричерепного давления) также являются факторами риска. Вопреки бытующему у многих пациентов и некоторых врачей мнению важно отметить, что травмы шейного отдела позвоночника не играют роли в происхождении заболевания. При СДВГ нарушаются в основном связи между лобными областями коры и подкорковыми структурами мозга. Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпимость и излишняя строгость в отношении к детям также вносят вклад в развитие синдрома. Признаки заболевания
Клинические проявления заболевания определяются тремя основными симптомокомплексами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.
1) Невнимательность. Говоря о СДВГ, чаще всего имеют в виду повышенную отвлекаемость и снижение концентрации внимания у таких детей. У детей с СДВГ отмечается недостаток непрерывного (поддерживаемого) внимания, что проявляется в невозможности длительного выполнения неинтересного задания. При этом чем-то интересным для них (компьютерные игры, просмотр мультфильмов) они могут заниматься часами. Кроме этого наблюдается дефицит избирательного внимания,что проявляется в повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, особенно если эти стимулы яркие, интересные. Так, проехавший во дворе автомобиль заставляет посмотреть в окно и надолго отвлечься от выполнения домашних заданий. Зачастую также снижается переключаемость внимания
2) Гиперактивность. Под гиперактивностью у детей с СДВГ обычно понимают повышенную двигательную (моторную) активность. Родители жалуются: «кажется, что к ребенку подключили мотор». Дети с СДВГ не могут неподвижно сидеть во время урока. Когда такой ребенок заходит в кабинет врача, возникает опасение за состояние находящейся в кабинете оргтехники: компьютера, монитора, принтера. В отличие от просто энергичных детей активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер. К сожалению, гиперактивность иногда приводит к появлению травм у ребенка.
3) Импульсивность. Под импульсивностью понимают невозможность контроля над своими импульсами. Импульсивные дети не могут дождаться своей очереди при игре. В учебной ситуации у таких детей наблюдается «импульсивный стиль работы»: они выкрикивают ответы на уроке, не отвечая на вопросы полностью, прерывают других учеников или учителя. Из-за импульсивности дети часто попадают в опасные ситуации из-за того, что не задумывались о последствиях. Склонность к риску становится причиной травм и несчастных случаев. Импульсивность часто сочетается с агрессивным и оппозиционным поведением.
В дошкольном возрасте основное проявление заболевания — гиперактивность. Такие дети бесцельно слоняются по группе детского сада, без умолка болтают, мешают занятиям других детей. Повышенная активность в этот период может быть вариантом нормального развития, обусловленным темпераментом или жесткими требованиями взрослых.
Кроме этого у таких детей замечают небольшое отставание в речевом развитии, а также моторную неловкость (неуклюжесть). Иногда у них позже появляется фразовая речь, они позже начинают прыгать.
Возраст трех лет является для ребенка особенным. С одной стороны это период активного развития внимания и памяти. С другой стороны это кризис 3-х лет. Основным содержанием этого периода служат негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает границы своей личности, своего «Я».
Зачастую до поступления ребенка в детский сад в 3- 4 года родители не считают его поведение неправильным и не обращаются к врачу. Поэтому жалобы воспитателей на неуправляемость, расторможенность, неспособность их ребенка не могут усидеть во время занятий, справляться с предъявляемыми требованиями являются для родителей неприятной неожиданностью.
Когда гиперактивный ребенок заходит в кабинет врача возникает опасение за состояние, находящейся в кабинете оргтехники: компьютера, монитора, принтера. В отличие от просто энергичных детей активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер. К сожалению гиперактивность иногда приводит к появлению травм у ребенка. Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях — дома, в гостях, в кабинете врача, на улице — будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться.
Когда наш герой попадает в организованную ситуацию детского сада, в коллектив, живущий по правилам, распорядку, где надо уметь заниматься одним делом, уметь сидеть тихо, уметь слушать воспитателя, уметь отвечать ему и многое другое возникают очень большие проблемы. Очень часто возникают конфликты со сверстниками и взрослыми. Такие дети всегда заметны в новом коллективе, там они обычно ведут себя еще хуже, чем дома, поскольку попадают в обстоятельства, требующие определенной степени самоконтроля. А где его взять, если он отсутствует. Порой педагоги и сами не готовы к этой ситуации. Считают, что все дело в воспитании, что вопрос можно решить наказанием, принуждением. Не видят, что перед ними просто больной ребенок.
Подобные проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения физических и психических нагрузок. Ухудшение течения заболевания относят к началу систематического обучения в возрасте 5-6 лет, когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Если учесть, что этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, то избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Дети, страдающие СДВГ в этом возрасте в первую очередь характеризуются невнимательностью. Эмоциональное развитие, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами.
После поступления ребенка в школу проблемы возрастают.Вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СДВГ в школе, несмотря на достаточно высокий интеллект.Учителя и родители отмечают, что дети чрезвычайно подвижны, беспокойны, не могут усидеть на месте во время урока и выполнения домашних заданий. Навыки чтения и письма у детей с СДВГ ниже, чем у сверстников.
Специалисты отмечают у гиперактивных детей высокую степень вероятности отставания в учебе, второгодничества, расстройства поведения, отказа от обучения в школе, меньшую вероятность благополучного окончания средней школы и поступления в ВУЗ, чем у их сверстников без СДВГ. Главной проблемой детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью может стать снижение продуктивности учебной деятельности, низкий уровень академических достижений
СДВГ является одной из наиболее частых причин школьной дезадаптации, под которой понимают нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе. Центральная нервная система гиперактивного ребенка неспособна справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения физических и психических нагрузок. Уже в начальной школе могут сформироваться паттерны оппозиционно-вызывающего поведения, которое часто сопровождается агрессивностью и лживостью.
Во время урока детям тяжело концентрировать внимание, они быстро отвлекаются, не умеют работать в группе, требуя к себе индивидуального внимания учителя, часто не могут завершить работу, мешая при этом одноклассникам. Ребенок с СДВГ уже на 7–8 минуте после начала урока проявляет двигательное беспокойство, теряет внимание. Зачастую, стремясь быть замеченным педагогом и одноклассниками, он добивается внимания взрослого и сверстников единственным известным и доступным ему способом — исполняя роль «классного шута».
В подростковом возрасте на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью. Эмоциональное развитие подростков с СДВГ, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. В этом периоде нарастают семейные и школьные трудности. Кроме этого подростки с СДВГ характеризуются повышенным уровнем тревожности
Самое неприятное то, что подростки, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию аддиктивных расстройств: алкоголизма и наркоманий, игромании и компьютерной зависимости. Кроме этого подростки с СДВГ в 4 раза чаще попадают в различные криминальные ситуации. Следует отметить, что подростки с СДВГ раньше чем их здоровые сверстники вступают в половую жизнь и для них характерен незащищенный секс. У девочек-подростков СДВГ чаще встречаются незапланированные беременности.
Взрослые пациенты с СДВГ характеризуются повышенным числом несчастных случаев, перемен мест работы, разводов. У этой категории лиц больше, чем в популяции, представлены депрессивные, тревожные и соматоформные расстройства (вегето-сосудистая дистония). Определенные трудности возникают у взрослых с СДВГ и на работе и в личной жизни. Такие люди характеризуются снижением способности к планированию времени, слабой организацией труда..
Диагностика СДВГ осуществляется на основе общепринятых диагностических критериев (смотри приложение).
Выделяют СДВГ с преобладанием гиперактивности, СДВГ с преобладанием невнимательности и комбинированный тип заболевания. Последний тип является наиболее распространенным. Кроме этого мы выделяем простую и осложненную формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикания, нарушения сна.
Что же посоветовать родителям таких детей?
Прежде всего, родители должны обратиться к врачу-неврологу, и пройти обследование, ведь иногда под маской СДВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания. Лучше обратиться в специализированный неврологический центр или на кафедру детской неврологии. Так, в Санкт-Петербурге диагностикой и лечением СДВГ занимаются в Центре поведенческой неврологии Института мозга человека Российской академии наук. Желательно не ограничиваться консультацией а пройти комплексное обследование, занимающее 2-3 часа. Для объективной оценки состояния мозга ребенка необходимо провести электроэнцефалографическое исследование. Данное исследование поможет оценить степень функциональной незрелости головного мозга, лежащей в основе СДВГ. Это исследование абсолютно безвредно и безболезненно. Кроме этого чрезвычайно важны обследования, проводимые психологом. Психологи также применяют определенные методики, позволяющие воссоздать объективную картину состояния больного, оценить степень нарушений высших психологических функций, определить, какие имеются отклонения в эмоциональной сфере.
Общепринятым является положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию.
Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Рекомендуется формулировать инструкции и указания для детей с СДВГ четко, ясно, кратко и наглядно. Родители не должны давать сразу же несколько заданий, лучше дать те же указания отдельно. Предварительное планирование и структурирование по времени помогают пациентам с СДВГ приспосабливаться к меняющимся процессам и ситуациям. Для модификации поведения используют так называемое оперантное обуславливание,которое заключается в наказании или поощрении в ответ на поведенческие реакции ребенка. Необходимо выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение, выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада и дома, а затем просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
Подкрепления в виде наказаний должны следовать быстро и незамедлительно, т. е. по возможности приближаться по времени к неправильному поведению.
Если ребенок действительно болен, то ругать его за гиперактивность не только бесполезно, но и вредно. В таких случаях можно только критиковать. В чем разница между этими понятиями? Необходимо давать положительную оценку личности ребенка и отрицательную — его поступкам. Как это выглядит на практике? «Ты хороший мальчик, но сейчас ты поступаешь неправильно (конкретно, что делается плохо), надо вести себя так…….». Ни в коем случае нельзя проводить отрицательное сравнение своего ребенка с другими «Вася хороший, а ты плохой». Рекомендуется уменьшить длительность просмотра телепередач и компьютерных игр. Необходимо помнить, что завышенные требования и учебные нагрузки ведут к астенизации (стойкой утомляемости) ребенка и появлению стойкого отвращения к учебным занятиям.
Необходима согласованность действий папы, мамы, бабушки, дедушки в вопросах воспитания ребенка. Неблагоприятной оказывается ситуация когда, например, строгая мама что-либо запрещает, а либеральный папа (пришедший усталым с работы и готовый разрешить все, лишь бы от него отстали) это разрешает. Дети быстро ориентируются в этой ситуации и начинают хорошо манипулировать действиями родителей. Кроме этого, различия в воспитательных подходах дезориентируют ребенка.
Конечно, необходима комплексная реабилитация таких детей с использованием как медикаментозных, так и немедикаментозных средств. При этом лечение должно быть индивидуальное и назначаться с учетом данных обследования. Необходимо помнить, что лекарственные препараты можно принимать строго по назначению врача.
В Институте мозга человека 15 назад была разработана методика лечения детей с СДВГ с помощью воздействия очень слабым электрическим током на определенные зоны мозга — транскраниальная микрополяризация. Такое лечение позволяет уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга лежащей в основе СДВГ. Этот метод обеспечивают направленную активацию функциональных резервов мозга. Данная методика также показала высокую эффективность у детей с речевыми нарушениями. Важным моментом является отсутствие побочных эффектов и хорошая переносимость процедур транкраниальной микрополяризации. У отстающих в развитии детей отмечается улучшение познавательного интереса, активного внимания, занятия с педагогами становятся более эффективными
Кроме этого в лечении таких детей активное применение нашел метод электроэнцефалографической биологической обратной связи(ЭЭГ-БОС). В ходе занятий пациент управляет нарушенной биоэлектрической активностью мозга, выведенной на экран компьютера или телевизора. Доказано, что после применения ЭЭГ-БОС более чем у 70% детей, страдающих СДВГ, наступает значительное улучшение. Высокая эффективность такого лечения объясняется активным участием ребенка в лечебном процессе.
Беспокойство у детей — NHS
Как и взрослые, дети и молодые люди временами испытывают тревогу и тревогу.
Но если тревога вашего ребенка начинает сказываться на его самочувствии, ему может понадобиться помощь.
Что беспокоит детей?
В разном возрасте дети могут беспокоиться о разных вещах. Многие из этих забот являются нормальной частью взросления.
В возрасте от 6 месяцев до 3 лет маленькие дети очень часто испытывают тревогу разлуки. Они могут стать прилипчивыми и плакать, когда их разлучают с родителями или опекунами. Это нормальный этап развития ребенка, который должен прекратиться в возрасте от 2 до 3 лет.
В жизни ребенка могут быть и другие моменты, когда он чувствует тревогу. Например, многие дети испытывают тревогу, когда идут в новую школу или перед зачетами и экзаменами. Некоторые дети чувствуют себя застенчивыми в социальных ситуациях и могут нуждаться в поддержке в этом.
Когда тревога становится проблемой для детей?
Беспокойство становится проблемой для детей, когда оно начинает мешать их повседневной жизни.
Если вы пойдете в любую школу во время экзамена, все дети будут встревожены, но некоторые могут быть настолько встревожены, что не смогут попасть в школу этим утром.
Такое сильное беспокойство может нанести вред психическому и эмоциональному благополучию детей, повлияв на их самооценку и уверенность в себе. Они могут стать замкнутыми и пойти на все, чтобы избежать вещей или ситуаций, которые вызывают у них тревогу.
Каковы признаки тревоги у детей?
Когда маленькие дети чувствуют тревогу, они не всегда могут понять или выразить то, что чувствуют. Вы можете заметить, что они:
- становятся раздражительными, плаксивыми или прилипчивыми
- испытывают трудности со сном
- просыпаются ночью
- начинают мочиться в постель
- видят плохие сны
У детей старшего возраста вы можете заметить, что они:
- не уверены в себе, чтобы пробовать что-то новое, или кажутся неспособными справиться с простыми повседневными проблемами
- испытывают трудности с концентрацией внимания
- имеют проблемы со сном или едой
- имеют вспышки гнева
- имеют много негативных мыслей или продолжают думать что произойдут плохие вещи
- начните избегать повседневных дел, таких как встречи с друзьями, посещение общественных мест или посещение школы
Узнайте больше о симптомах тревоги на нашей странице о тревожных расстройствах у детей.
Почему мой ребенок беспокоится?
Некоторые дети более склонны к беспокойству и беспокойству, чем другие.
Детям часто трудно переодеваться, и они могут испытывать беспокойство после переезда или начала новой школы.
Дети, которые пережили неприятный или травматический опыт, например, автомобильную аварию или пожар в доме, впоследствии могут страдать от беспокойства.
Семейные ссоры и конфликты также могут вызывать у детей чувство незащищенности и беспокойства.
Подростки чаще, чем представители других возрастных групп, страдают социальной тревожностью, избегая общественных мероприятий или находя предлоги, чтобы уйти с них.
Узнайте больше о социальной тревожности.
Как помочь тревожному ребенку
Если ребенок испытывает тревогу, родители и опекуны могут помочь ему.
В первую очередь важно поговорить с ребенком о его беспокойстве или беспокойстве. Успокойте их и покажите, что понимаете их чувства.
Если ваш ребенок достаточно взрослый, это может помочь объяснить ему, что такое тревога и какое физическое воздействие она оказывает на наш организм. Может быть полезно описать тревогу как волну, которая нарастает, а затем снова уходит.
Важно не только говорить с ребенком о его беспокойствах и беспокойствах, но и помогать им находить решения.
Например, если ваш ребенок боится пойти на ночевку, вполне естественно попросить его не идти. Однако это может означать, что ваш ребенок чувствует, что его тревога мешает ему что-то делать.
Лучше признать их беспокойство и предложить решения, чтобы помочь им, чтобы они могли пойти на ночевку с готовым планом.
Другие способы уменьшить тревогу у детей
- научите вашего ребенка распознавать в себе признаки беспокойства
- поощряйте вашего ребенка справляться со своей тревогой и обращаться за помощью, когда она ему нужна
- дети всех возрастов находят рутину успокаивающей, поэтому старайтесь придерживаться регулярного распорядка дня, где это возможно
- если ваш ребенок беспокоится из-за неприятных событий, таких как тяжелая утрата или разлука, поищите книги или фильмы, которые помогут ему понять свои чувства
- если вы знаете, что грядут перемены, например переезд, подготовьте своего ребенка, поговорив с ним о том, что должно произойти и почему
- постарайтесь не проявлять чрезмерную заботу или беспокойство
- попрактикуйтесь с ребенком в простых техниках релаксации, таких как 3 глубоких, медленных вдоха, вдох на счет 3 и 3.
- отвлечение внимания может быть полезным для маленьких детей. Например, если они беспокоятся о том, чтобы пойти в детскую, поиграйте в игры по дороге туда, например, посмотрите, кто увидит больше всего красных машин
- , превратив пустую коробку из-под салфеток в коробку для беспокойства. Пусть ваш ребенок напишет или нарисует свои заботы и «поместит» их в коробку. Затем вы сможете вместе разложить по полочкам в конце дня или недели
На веб-сайте «Здоровье для подростков» можно найти больше практической информации и советов о том, как справиться с беспокойством
Когда нам следует обратиться за помощью?
Если тревожность вашего ребенка серьезная, непрекращающаяся и мешает его повседневной жизни, рекомендуется обратиться за помощью.
Посещение врача общей практики — хорошее начало. Если тревожность вашего ребенка влияет на его школьную жизнь, рекомендуется также поговорить с его школой.
Родители и опекуны могут получить помощь и совет о психическом здоровье детей по бесплатной линии доверия для родителей Young Minds по телефону 0808 802 5544 с понедельника по пятницу, 9.с 30:00 до 16:00.
Узнайте больше о лечении на нашей странице о тревожных расстройствах у детей.
СДВГ у малышей: признаки, симптомы и лечение
Могут ли у малышей быть СДВГ?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является наиболее распространенным нейроповеденческим расстройством у детей. 1 Национальное исследование 2016 года показало, что 9,4% детей в Соединенных Штатах когда-либо имели диагноз СДВГ, в том числе 2,4% детей в возрасте от 2 до 5 лет 1
В течение многих лет только дети в возрасте от 6 до 12 лет подпадали под действие рекомендаций Американской академии педиатрии (AAP) по диагностике и лечению СДВГ. Все изменилось в 2011 году, когда AAP расширила свои рекомендации, чтобы охватить детей дошкольного возраста и подростков в возрасте от 4 до 18 лет. впервые появляются в эти ранние годы. 2 И, хотя это редкость, некоторым детям все же ставят диагноз СДВГ в возрасте до 4 лет.
Каковы признаки СДВГ у малышей и дошкольников?
Гиперактивность и импульсивность — основные симптомы СДВГ — соответствуют развитию малышей, что еще больше затрудняет определение наличия СДВГ в этой возрастной группе.
По данным Национального института психического здоровья (NIMH), у дошкольников в возрасте от 4 до 5 лет наиболее распространенным симптомом СДВГ является гиперактивность. 3 Критерии DSM-5 могут применяться для диагностики СДВГ у детей дошкольного возраста. Следующие симптомы гиперактивности, импульсивности и невнимательности должны присутствовать в течение как минимум шести месяцев, чтобы можно было поставить диагноз:
[Может ли ваш ребенок иметь СДВГ? Пройди этот тест]
- Проблемы с концентрацией внимания на заданиях или игровых действиях
- Нервничает, ерзает, не может усидеть на месте
- Часто не слушает, когда к нему обращаются напрямую
- Выпалил ответы или не может дождаться своей очереди
- Часто не выполняет инструкции (отвлекается или теряет фокус)
- Забывчивый в повседневной деятельности
- Всегда в пути
Эти симптомы также применимы к детям старше 5 лет при подозрении на диагноз СДВГ. Для дошкольников важно выяснить, соответствует ли поведение вашего ребенка его возрасту.
Доктор Марк Махоун, директор отделения нейропсихологии в Институте Кеннеди Кригер в Балтиморе, штат Мэриленд, рекомендует родителям искать эти дополнительные признаки СДВГ у детей дошкольного возраста 4 :
- Часто агрессивен с товарищами по играм
- Не умеет прыгать на одной ноге к 4 годам
- Теряет интерес после того, как какое-то время занимается чем-либо
- Был ранен из-за того, что бежал или иным образом двигался, когда ему сказали этого не делать
[Нажмите, чтобы прочитать: 4 веские причины для отсрочки оценки СДВГ для вашего дошкольника]
Доктор Таня Э. Фрёлих, педиатр, специализирующийся на развитии и поведении в Медицинском центре детской больницы Цинциннати, рекомендует обратить внимание на следующее: определить, проявляются ли у дошкольника признаки СДВГ 5 :
- Любые комментарии о поведении ребенка в детском саду или детском саду
- Способность вашего ребенка выполнять одно- или двухшаговые инструкции, не отвлекаясь (например, повесить пальто и убрать обувь)
- Проблемы вашего ребенка с «кругом» и другими групповыми занятиями
- Избегали ли вы выводить своего ребенка в общественные места, даже в благоприятные для семьи места, из-за его или ее поведения
Как диагностируется СДВГ у малышей и дошкольников?
Диагноз СДВГ у детей частично ставится путем опроса учителей и других опекунов о поведении ребенка в различных условиях — например, дома и в школе.
Тем не менее, AAP указывает на некоторые проблемы с выявлением симптомов СДВГ у дошкольников:
- Дошкольники вряд ли будут иметь специального наблюдателя, если они посещают определенные дошкольные учреждения или программы ухода за детьми
- Сотрудники дошкольных учреждений и/или детских садов могут быть менее осведомлены о симптомах СДВГ, чем учителя начальной школы
Врачи могут попросить родителей пройти программу обучения родителей или поместить своего ребенка в квалифицированную дошкольную программу до подтверждения диагноза СДВГ. Обе среды могут быть подходящими условиями для выявления симптомов СДВГ у дошкольников.
Даже в этом случае некоторые симптомы СДВГ могут указывать на другие состояния. Например, неспособность ребенка следовать указаниям может быть связана с проблемами со слухом или неспособностью к обучению. Поведенческие проблемы у детей также могут возникнуть после стрессовых ситуаций, таких как разлука с родителями или болезнь. Полная оценка СДВГ исключит любые другие состояния.
Как лечить СДВГ у малышей и дошкольников? Безопасны ли лекарства от СДВГ?
Для детей дошкольного возраста в возрасте до 6 лет AAP рекомендует:
- Поведенческую терапию в качестве первой линии лечения.
- Метилфенидат, если поведенческая терапия неэффективна и сохраняются серьезные проблемы
Поведенческое обучение может проводиться родителями или учителями, и в нем участвуют терапевты, работающие с обеими группами, чтобы научить их навыкам, которые помогут ребенку лучше справляться с симптомами СДВГ. Дошкольное исследование лечения СДВГ (PATS), знаменательное исследование детей в возрасте от 3 до 5,5 лет с СДВГ, проведенное в 2006 году, показало, что только поведенческая терапия резко улучшает симптомы СДВГ у детей дошкольного возраста. 6
В том же исследовании также было обнаружено, что метилфенидат может эффективно уменьшать симптомы СДВГ у детей этой возрастной группы. Предостережение, однако, заключается в том, что все участники исследования имели дисфункцию от умеренной до тяжелой. Поэтому AAP рекомендует врачам назначать стимуляторы только в том случае, если поведенческая терапия не работает и ребенок продолжает испытывать серьезные проблемы.
Кажется, этой рекомендации действительно следуют в Соединенных Штатах. Согласно национальному опросу родителей 2016 года, 18% детей с СДВГ в возрастной группе от 2 до 5 лет в настоящее время принимают лекарства от СДВГ, а 60% получали поведенческую терапию в течение последних 12 месяцев. 1 Тем не менее, данные Центров по контролю и профилактике заболеваний за 2014 год показали, что более 10 000 детей младшего возраста в возрасте 2 или 3 лет получали лекарства от СДВГ, что не соответствовало педиатрическим рекомендациям. 7
Важно взвесить риски, связанные с началом приема лекарств в раннем возрасте. Дети младше 6 лет чаще, чем дети старшего возраста, испытывают побочные эффекты от лекарств от СДВГ, такие как учащенное сердцебиение, проблемы со сном и потеря аппетита. 8
СДВГ у дошкольников также можно контролировать с помощью следующих естественных стратегий:
- Поиск занятий, которые успокаивают и успокаивают (избегайте оживленных мест, таких как торговые центры или многолюдные парки).
- Заниматься физическими упражнениями, чтобы помочь сжечь энергию перед посещением общественных мероприятий.
- Использование поводка или ремня безопасности для безопасности ребенка.
[Читать далее: «Моему ребенку поставили диагноз в возрасте 3 лет — и слава богу, что поставили».]
Просмотреть источники статьи MD, Блумберг С.Дж. Распространенность диагноза СДВГ, о котором сообщают родители, и связанного с ним лечения среди детей и подростков в США, 2016 г. J Clin Child Adolesc Psychol. 2018;47(2):199–212. https://doi.org/10.1080/15374416.2017.1417860
2 Холли Р. Браун и Элизабет А. Харви (2019) Психометрические свойства симптомов СДВГ у малышей, Журнал клинической детской и подростковой психологии, 48: 3, 423-439, DOI: 10. 1080/15374416.2018.1485105
3 Синдром дефицита внимания/гиперактивности. Получено с https://www.nimh.nih.gov/health/topics/attention-deficit-hyperactivity-disorder-adhd/index.shtml
4 Это СДВГ или типичное поведение малыша? Десять ранних признаков риска СДВГ у детей дошкольного возраста. Получено с https://www.kennedykrieger.org/stories/Is-it-adhd-or-typedler-toddler-behavior-ten-early-signs-adhd-risk-preschool-age-children
5 Фрелих, Т. (3 октября 2017 г.). 9 вопросов, которые следует задать, если вы подозреваете, что у вашего дошкольника может быть СДВГ. Получено с https://blog.cincinnatichildrens.org/healthy-living/child-development-and-behavior/9-questions-suspect-preschooler-adhd
6 Greenhill L, Kollins S, Abikoff H, McCracken J, Riddle M, Swanson J. Эффективность и безопасность лечения метилфенидатом с немедленным высвобождением для дошкольников с СДВГ.