Какое значение для экологического воспитания детей имеет система управления: к.р эколог. — КОНТРОЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни

Библиографическое описание:

Гончарова, О. И. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни / О. И. Гончарова, С. В. Скаргина, А. А. Хрипунова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5030/ (дата обращения: 10.03.2023).



Статья посвящена вопросам экологического воспитания дошкольников в совместной деятельности воспитателей и педагога дополнительного образования. Обращено внимание на формирование у дошкольников сознательного бережливого восприятия окружающей природной среды, потребности в бережном отношении к природе. Описаны формы экологического воспитания дошкольников в повседневной жизни.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники, межпредметные связи, изобразительное искусство.

Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что программой Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предусмотрен системный подход к экологическому воспитанию дошкольников. Это значит, что программа в дошкольной образовательной организации не меняется год от года, но она модернизируется. Например, выполнение квилинга на заданную тему, добавляется в подготовительной группе выполнение предварительного рисунка или после выполнения задания составление сказки или рассказа. В целом, предусмотрено изучение тем связанных временами года, переменой образа жизни птиц и животных в связи со сменой времен года, взаимодействие человека с природой и влияние деятельности человека на природу, здоровьесбережение и экология.

Многие авторы занимались исследованиями в области экологического воспитания дошкольников. Ученые Е. В. Свинина, И. И. Гришина, О. И. Давыденко указывают на огромное значение при изучении экологии создание развивающей среды — уголок природы, в котором должны находиться красивые растения, птицы, аквариум и др.

[4].

С. Н. Николаева разработала систему экологического воспитания детей дошкольного возраста. Описанные автором условия реализации системы экологического воспитания в ДОО включают следующие составляющие: экологическую культуру педагога; педагогические технологии; управление процессом реализации системы экологического воспитания в ДОО [3].

Н. В. Бауман, И. В. Пережогина описывают опыт создания экологической тропы как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста [1].

А. Лопатина, М. Стребцова разработали сказки, стихи, вопросы, загадки, игры и творческие задания по экологическому воспитанию, которые эмоционально привлекательны, формируют потребность в экологическом познании [2].

Анализируя свой опыт и изучая опыт ученых, педагогов практиков, нами была сформулирована

цель исследования — разработать интегрированное методическое обеспечение экологического воспитания дошкольников в повседневной жизни.

Объект исследования — экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — интегрированное экологическое воспитание детей в дошкольной образовательной организации.

Задачи исследования:

  1. Выявить сущность и содержание экологического воспитания дошкольников, возможность его построения через занятия изобразительным искусством.
  2. Разработать программу экологического воспитания дошкольников.
  3. Определить условия, обеспечивающие эффективную реализацию экологического воспитания дошкольников

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие дошкольники подготовительной группы МБДОУ «ЦРР — детский сад № 162» г. Воронежа. Всего участвовало 32 ребенка.

Методы исследования — наблюдение, проективные методы (рисование), кейсы по проблеме сохранения природы.

Формирующий эксперимент включал в себя:

− формирование представлений о растениях и животных как уникальных живых существах;

− формирование представлений о потребностях живой природы и животного мира и способов удовлетворения этих потребностей;

− формирование знаний о приспособленности растений и животных к условиям существования;

− формирование знаний о сложной системе связей живой и неживой природы.

Были выделены следующие критерии сформированности гуманного отношения к природе:

  1. Осознанная потребность бережного и заботливого отношения к природе;
  2. Нравственно-эстетическое восприятие красоты живой природы;
  3. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в повседневной жизни.

Результаты и их обсуждение

Нравственно-эстетическое восприятие красоты живой природы оценивалось методом наблюдения. Занятия по изобразительному искусству проводились с педагогом дополнительного образования. Тематика работы с акварелью «Кормление птиц», «Трудолюбивые муравьи», «Зимний сон деревьев», «Уснувшая зимняя река», «Березовая роща» и др.

Занятия с воспитателями проводились в форме театрализованных игр «Рассказ гриба боровика», «Солнышко», «Добрый медвежонок» и др. Чтение рассказов о весне М. М. Пришвина «Первые ручьи», «Песня воды», «Черемуха», «Недовольная лягушка», «Темный лес», «Листопад» и др.

Решение кейсов «Почему листья меняют окраску?», «Где зимует ёж?», «Почему дерево не тонет?», «Почему море соленое?» и др.

Осознанная потребность бережного и заботливого отношения к природе оценивалась в игровой деятельности. Наблюдая за проявлением инициативы детей в проблемных ситуациях, оценивалась потребность в эмпатии к животным и заботливое отношение к природе. Детям предлагались: настольный театр; пальчиковые игры, причем, многих пальчиковых персонажей воспитатели изготавливали вместе с детьми; игры-конструкторы и др. Сформированность оценивалась по владению детьми знаниями о природе, умении создать игровой природный ландшафт, умении беречь растения в предметно-развивающем пространстве детского сада и ухаживать за ними.

Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в повседневной жизни оценивалось методом наблюдения, опроса. Были получены результаты, подтверждающие эффективность интегрированных экологических занятий. На диаграмме показаны результаты сентября 2019 года и февраля 2020 года.

Видна существенная разница в сформированности представлений об экологической культуре и уровне экологического воспитания. Критерии для удобства в диаграмме обозначены цифрами, в том порядке, как упомянуты в статье (среднеарифметические данные по группе).

Рис. 1. Сравнительный анализ экологической воспитанности

Анализ: лучшие показатели по критерию «Нравственно-эстетическое восприятие красоты живой природы». Занятия, проводимые воспитателями на природе во время прогулок, имели большое значение для формирования восприятий живой природы. Использование электронных образовательных ресурсов способствовало развитию представлений о красоте природы.

Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в повседневной жизни также имеет положительную динамику. А осознанная потребность бережного и заботливого отношения к природе имеет самые низкие показатели.

Выводы. Определено, что эффективное экологическое воспитание дошкольников предусматривает оптимизацию содержания непрерывного экологического образования в интеграции воспитатели — педагоги дополнительного образования.

Гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется при формировании у детей осознания эстетической ценности природы. В связи с этим выбор педагогами интегрированных занятий по экологическому воспитанию предполагает воспитание эстетических чувств, что является одним из необходимых условий экологического воспитания.

Литература:

  1. Бауман Н. В., Пережогина И. В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения. Журнал «Проблемы педагогики», 2017,- с. 45.
  2. Лопатина А., Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников. Самиздай. 2012, — 160 с.
  3. Николаева С. Н. Система экологического воспитания детей дошкольного возраста. Дисс…доктора пед. наук, Москва, — 2006, 350 с.
  4. Свинина Е. В., Гришина И. И., Давыденко О. И. Актуальность экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — № 24. — С. 141–143. — URL https://moluch.ru/archive/128/35466/ (дата обращения: 20. 03.2020).

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание дошкольников, экологическое воспитание, живая природа, повседневная жизнь, заботливое отношение, природа, дополнительное образование, дошкольный возраст, изобразительное искусство, природное окружение.

Ключевые слова

межпредметные связи, изобразительное искусство, экологическое воспитание, дошкольники

Похожие статьи

Экологическое воспитание дошкольников посредством…

Библиографическое описание: Шаталова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей…

Проблема

экологического воспитания дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников — это часть общего образовательного процесса; оно способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом. В процессе экологического воспитания

Экологическое воспитание как одно из современных…

Экологическое воспитание дошкольника — это процесс, который направлен на формирование экологической культуры, проявляется в положительном отношении к природе. Ребенок должен ответственно относиться к своему здоровью и окружающей среде, соблюдать…

Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике…

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы

Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и…

Важность

экологического воспитания дошкольника

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и

Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Таким образом, воспитание адекватного отношения к природным объектам, забота взрослых и дошкольников о растениях и животным, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются направлением…

Особенности

экологического воспитания дошкольников

Важность экологического воспитания дошкольника. Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного

Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое. Начала работу по экологическому воспитанию детей в…

Формирование основ

экологической культуры дошкольников

Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО конкретизируется образовательной областью «Познание» и на сегодняшний момент становится одним из приоритетных направлений педагогических изысканий, так как дошкольный возраст — это…

Знакомство с миром

природы или воспитание экологической

Экологическое воспитание — это, прежде всего воспитание человечности

Экологическое воспитание учит детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг.

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста будет более эффективно если вся. ..

Методическая копилка | Детский сад №169

  • Главная /
  • О нас /
  • Методическая копилка

Консультации для родителей педагога-психолога.docx
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.pp
Проектная деятельность «В мире музыкальных инструментов».docx
Отчет по проектной деятельности «В мире музыкальных инструментов».docx
«Роль театральной деятельности в развитии речи детей».docx
«Приходите в гости к музыке».docx
«Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя с педагогами ДОУ».docx
НОД «Игра путешествие по островам знаний» (подготовила воспитатель Кокуркина А.В.).docx
НОД «Фея радости» (подготовила воспитатель Панина Н.А).doc


10 ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или т
    аким, как ты хочешь.
  2. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
  4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  5. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
  6. Не унижай!
  7. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  8. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  9. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  10. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  11. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Я. Корчак

*********************************************************************************

Экологическое направление в работе ДОУ

Пение птиц, журчание ручейка, капельки росы на траве, ласковый ветерок, тихо падающий снег, белые лилии в речной заводи — всё это дарит нам наша земля и родная природа, всё это бесценное достояние нашего народа, и мы должны не только любить, ценить, восхищаться всем этим, но и понимать, что за ежедневной суетой нынешней непростой и не у всех счастливой жизни очень важно всё это беречь и хранить.

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и доброе отношение к природе стали залогом выживания человека на планете. Кроме этого, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Именно, осознавая всё возрастающую роль экологического воспитания коллектив ДОУ, ещё в 1998 году выбрал приоритетным эколого-оздоровительное направление в своей работе. За этот период в ДОУ выработана определённая система воспитания и обучения детей. Одна из основных задач это формирование основ экологической культуры, осознанного и ответственного отношения детей к природе. Для получения ожидаемых результатов в ДОУ созданы определённые условия, и прежде, — система работы коллектива, состоящая из взаимосвязанных компонентов:

  • Экологизация различных видов деятельности;
  • Экологическое просвещение родителей;
  • Оценка окружающей среды;
  • Экологизация развивающей предметной среды;
  • Специально-организованные занятия;
  • Координация работы с педагогами и специалистами;
  • Координация работы с другими учреждениями.

Дети получают знания на занятиях по экологии на прогулках, экскурсиях, досугах и развлечениях, конкурсах, выставках, в совместной деятельности с воспитателем, т.е. на протяжении всего дня пребывания в ДОУ.

В МДОУ разработан экологический паспорт, в котором отражены: экологическая ситуация района, состояние здоровья населения, характеристика территории детского сада, зонирование и загрязнение территории, характеристика здания и помещений, влияние ДОУ на окружающую среду, программы и методики, основные направления работы ДОУ.

Педагогическая деятельность ДОУ ведётся по нескольким программам:

  • «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией Васильевой М.А.
  • «Юный эколог» С.Н. Николаевой;
  • Региональная программа «Основы здорового образа жизни».

ДОУ сотрудничает с Саратовским отделением общественной организации «Всероссийское общество охраны природы», с ГОУ «Саратовский областной музей краеведения».

Принимает участие в различных мероприятиях экологической направленности:

  • В мае 2004 году в городском смотре – конкурсе на лучшую постановку экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях «Детский сад — устойчивое развитие», организованным Саратовским отделением общественной организации Всероссийское общество охраны природы»;
  • 24 декабря 2004 году в Саратовском областном слете экологов, организованное Комитетом государственного контроля и природопользования Правительства Саратовской области. На выставке были представлены поделки из природного материала, выполненные детьми, родителями и педагогами нашего детского сада;
  • В июне 2007года в проведении Всемирного Дня охраны окружающей среды;
  • 18 марта 2009года в семинаре «Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: «Итоги и перспективы развития».

За организацию работы по воспитанию экологической культуры дошкольников и развитие у детей навыков практической природоохранной работы коллектив детского сада награжден Почетной грамотой, заведующей объявлены благодарности.

Так как экологическое образование не является изолированным направлением в работе ДОУ, то мы стремимся к экологизации всего педагогического процесса, этой тематикой буквально пропитаны все виды деятельности. Но это совсем не означает, что что-то упускается или западает, просто вся работа систематизирована и базируется на экологии.

Ведь невозможно научить детей видеть и воспринимать красоту природы, её богатство и уникальность без художественно-эстетической деятельности. Особенно ценно, на наш взгляд, когда весь коллектив слаженно идёт к выполнению задач. Согласованность работы педагогов очень важна. В ДОУ стало традицией проводить выставки рисунков детей и родителей по сезонам: «Осенний вернисаж», «Зимушка-зима», «Сбережем зелёную ель», «Весенняя капель», «Лето, ах лето…».

Огромный потенциал по воспитанию эколого-эстетических чувств по отношению к природе заложен в музыкальной деятельности детей. Музыкальный руководитель так же используют экологическую тематику на своих занятиях и мероприятиях. Проводятся праздники: «Я рисую музыку», «День дерева» (по сезонам), «День птиц», «День Земли», «Экологический лабиринт День воды», «Здравствуй, лето», «В гости к снежной королеве», «Весна пришла и сказку привела» и т.д.

В ДОУ действует театральный кружок «Буратино», для репертуара которой выбираются сказки экологической тематики: «Праздник волшебной воды», «Жадная ежиха», «Волшебный шиповник», «Упрямый козёл», «Подушка для солнышка» и т.д. артисты с удовольствием выступают перед своими сверстниками, малышами, родителями и даже дают представления для школьников, которые имеют большой успех.

В ДОУ оборудована экологическая комната. Экологическая комната разбита на ряд зон: лаборатория, мини-музей, уголок познавательной деятельности, уголок времен года. В лаборатории дети превращаются в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения различной тематики. В мини-музее, созданном усилиями педагогов, детей и родителей, дети с удовольствием знакомятся с природными экспонатами, коллекциями минералов, ракушек, семян. Музей играет большую роль, как элемент познавательно-развивающей среды и сотрудничества с семьёй. В уголке познавательной деятельности собраны книги познавательного характера, экологические игры, карта Саратовской области (выполненная родителями), много материала по изучению природы родного края (национальный парк «Хвалынский», государственный природный заказник «Саратовский», модели и др.)

Национальный парк “Хвалынский создан постановлением Российского Правительства 19 августа 1994 года.

Подъем на гору Богданиху.

 Необычный ландшафт хвалынских мест начал формироваться 144 млн. лет назад. Самая низкая точка всей Русской равнины в Мезозое стала самой высокой точкой этой равнины во время формирования гор Приволжской возвышенности. 379 м над уровнем моря — это высота горы Беленькой. Горы действительно белые, потому что состоят из чистейшего мела, который, как никогда не тающий снег, сверкает круглый год между зеленью сосен.

Государственный природный заказник «Саратовский»

Саратовская область — второе в мире местожительство по величине популяции дроф. Это значит, что мы несём большую ответственность за сохранение этой птицы! С целью сохранения на территории Фёдоровского района дрофы в 1983 году создан Государственный природный заказник «Саратовский» ( иное название «Семёновский»).

Педагогами накоплен богатый опыт по составлению композиций из природного материала, поделки из которого дают возможность продлить жизнь растений, полюбоваться их красотой. Дети охотно изготавливают панно, сувениры, поделки…

Осенью у нас прошла выставка поделок из овощей и фруктов: «Вкусная фантазия».

Весной дети принимали участие в конкурсе детского творчества «Мир весны», организованном ООО «Бегемот». За проявленный интерес и активное участие детский сад награжден грамотой.

В музыкальном зале ДОУ постоянно оформляются фотовыставки: «Я славлю чудо из чудес, красу земли, красу небес», «Какой мир оставим мы им в наследство», «Прикоснись к природе сердцем» и «Природа и дети».

Говоря о зонах экологической деятельности, нельзя не вспомнить об экологической тропе, одним из объектов которой является, множестве клумб, детский огород, хвойные и лиственные деревья, лекарственные растения и уголок нетронутой природы на территории ДОУ.

Хорошим подспорьем в решении задачи формирования экологического сознания родителей стал экологический стенд, который отражает происходящее событие в мире, стране, регионе, детском саду. Стенд объединяет всех сотрудников, весь коллектив участвует в работе над стендом.

Из опыта работы мы знаем, что большая часть родителей оказывается недостаточно грамотной в вопросах экологического образования, поэтому работа педагогического коллектива направлена на воспитание экологической культуры у родителей. Для родителей предлагаются папки-передвижки, анкетирование, беседы и консультации.

Практика показывает, что наибольший отклик у родителей находят вопросы, связанные с укреплением здоровья детей, поэтому очень важна работа по приобщению к здоровому образу жизни, как составляющей экологической культуры человека. Совместными усилиями воспитателей и старшей медицинской сестры Ивановой О.А. готовятся эколого-оздоровительные праздники, досуги, игры, развлечения, мини туристические походы, физкультурные занятия экологической и валеологической направленности. «Уроки здоровья», подготовленные старшей медсестрой совместно с педагогами вызывают особый интерес у детей, т.к. помогают заложить уверенность в правильности здорового образа жизни. Интересны детям и занятия по оздоровительному направлению «Лесная аптека», «Знакомьтесь, это я». Эти занятия проводятся со средней группы.

В ДОУ действует фитобар, травы и растения для которого собираются детьми и родителями. Медсестра готовит фиточай в холодный период года.

Хочется сделать акцент на уже ставших традиционных для ДОУ акциях в защиту окружающей среды: «Всемирный день защиты и охраны окружающей среды» (дети вместе с воспитателями и родителями водружают плакаты природоохранного содержания, изготовленные своими руками), «День земли», «День птиц», «День биологического равновесия», «Сбережём зелёную ель», «Кормушка» «Давайте город уберём» и другие.

В процессе слаженной работы педагогического коллектива у дошкольников формируется способность сопереживать живым существам, сильно меняется отношение детей к природе – они не рвут цветов, не причиняют вреда деревьям, не пугают птиц, а помогают им. И мы очень надеемся, что наши воспитанники, придя в школу, не утратят и не растеряют то, что им с большой любовью привили в детском саду.

Заведующий МДОУ «Детский сад № 169» Зайдулина Н.М.

********************************************************************************

Опыт работы по экологическому воспитанию

          Ведущим направлением педагогической деятельности Ларисы Анатольевны является экологическое воспитание детей.

 В своей работе использую программу Николаевой С.Н. «Юный эколог». На занятиях с детьми много внимания уделяю изучению природы родного края, используя новинки методической литературы. Продуманная организация и экологически оборудованные уголки обеспечивают возможность осуществлять экологическое воспитание детей различными методами: заочные путешествия, прогулки, наблюдения, игры, дискуссии, беседы, тренинги.

          В 2004 году МДОУ» Детский сад № 169» учувствовал  в городском смотре-конкурсе на лучшую постановку экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении   «Детский сад – устойчивое развитие».

 Цель семинара-конкурса: активизация деятельности педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений по формированию у дошкольников экологического мировоззрения, экологической культуры, по развитию у детей навыков практической природоохранной работы.

Дата проведения:20 мая 2004 года. Для участия в конкурсе с детьми своей группы подготовила развлечение-викторина «Лесная полянка»

 

       За организацию работы по воспитанию экологической культуры дошкольников и развитие у детей навыков практической природоохранной работы, коллектив МДОУ» Детский сад № 169» награжден Почётной грамотой Саратовского отделения общественной организации «Всероссийское общество охраны природы».

         Мною подготовлена и организована фотовыставка «Я славлю чудо из чудес – красу земли, красу небес». Дата проведения: сентябрь 2007 год.

      Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный процесс.

        Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка  осознано правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности.

         Для становления экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения решаю следующие задачи:

  1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребёнком экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знания о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.
  2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными, растениями в уголке природы и на участке) дети осваивают умения создавать для растений и животных условий близкие к природным, с учётом живых организмов.
  3. Воспитание гуманного отношения к природе – гуманное, познавательное, эстетически-теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе.

        Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст.

      Решение этих задач осуществляю на занятиях, в работе кружка «Росинка», в повседневной деятельности (игры, труд, наблюдения, прогулки), экскурсиях.

         Для более успешного усвоения материала детьми, провожу итоговые занятия в конце каждого времени года.

Итоговое занятие с детьми подготовительной группы «Зимушка-зима».

        Цель занятия: уточнить представления детей о зимних явлениях в неживой природе, устанавливать видимые причины зависимости между ними; подводить детей к пониманию зависимости в жизни растений и птиц.

         Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

          Закрепить представления детей о переходе воды в твёрдое состояние и обратно при изменении температуры.

          Познакомить детей с разными семенами цветочных растений.

          Уточнить правила посадки и ухода за рассадой.

          Воспитывать любовь к природе и умение защищать её.

 

       В процессе систематической работы, старшие дошкольники способны уже понимать связь комплекса признаков, зависимость жизни живого существа (кроме воды, растениям нужен свет, тепло, рыхление т. д.) правильная постановка экологического воспитания зависит от контакта с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребёнка, разнообразия приёмов в работе педагога-воспитателя. Только тогда имеется возможность получить нужный результат.

          Начала работу по экологическому воспитанию детей в детском саду с организации природной зоны, той части помещения и участка дошкольного учреждения, на котором произрастают растения, содержаться какие-либо животные. В нашем детском саду и группе есть условия для ознакомления детей с окружающей природой. В группе имеется большое количество комнатных растения, аквариум, в специальном вольере живёт морская свинка. Дети с удовольствием ухаживают за растениями и обитателями «живого» уголка. На территории дошкольного учреждения имеются различные деревья и кустарники, где организую ежедневные наблюдения за природой. На участке отведено место для огорода, который является общим для всех детей. На огороде старшие дошкольники выращивают такие овощные культуры: щавель, укроп, мята, лук репчатый, кабачок, томат, перец, морковь. Дети с удовольствием занимаются посадкой и прополкой, поливом овощных культур. Дети гордятся собранным урожаем осенью.

           Вместе с детьми своей группы выращиваем рассаду цветов, весной высаживаем её в клумбы, ухаживаем за ней. И очень приятно наблюдать, как наши ребятишки «хлопочут» над каждым цветочком, каждым листочком.

Каждое лето на наших клумбах цветут цветы, которые мы сажаем вместе с детьми, затем ухаживаем за ними, любуемся их красотой.

           Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию в нашем детском саду – это организация и создание экологической тропы – учебный специально оборудованный маршрут на территории детского сада.

       Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми, просветительной работы с сотрудниками дошкольного учреждения и родителями детей. На маршруте нашей экологической тропы имеются лекарственные травы, начиная с апреля месяца, я с детьми провожу сбор лекарственных трав (зверобой, ромашка, крапива, цвет липы и т. д.). Дети знают правила сбора лекарственных растений и их применение.

            Систематически упражняю детей на экологической тропинке в выполнении правил поведения в природе:

  • В лесу надо ходить по тропинкам, т.к. можно случайно наступить на насекомых;
  • На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои ходы и почва не рыхлится, а корни растений без воздуха «задыхаются» и постепенно отмирают;
  • Нельзя разжигать костры, ломать ветки, рвать много цветов.

            Среди  разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место отвожу наблюдению. Наблюдение – это специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны с характером знаний доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребёнком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т. е. образы воспринятых им ранее  объектов, явлений. Наблюдения позволяют показать детям природу в естественных условиях во всём ёе многообразии.

       В свое работе с детьми использую цикл наблюдений на одну тему. Отдельно взятый цикл – это ряд взаимосвязанных  наблюдений за конкретным объектом. В таких наблюдениях я распределяю весь объём знаний на «порции» (наблюдения), что обеспечивают постепенное, а значит более надёжное их усвоение. Для этого я специально планирую цикл наблюдений.

      Начиная с младшей группы, систематически планирую и провожу целенаправленные циклические наблюдения за живыми объектами на прогулке (кошка, собака, птица), в уголке природы (рыбы, морская свинка), воспитывая бережное отношение к животному миру.

        Дети в моей группе владеют элементарными  правилами ухода за растениями, животными, знают их строение, повадки, правила ухода, назначение; какую пользу приносят те или иные животные. Очень любят дети кормить птиц, особенно зимой, когда им не хватает корма, каждую весну проводится конкурс на лучший скворечник, осенью вместе с детьми изготавливаем кормушки для птиц.

       Постоянное общение с животными, птицами, участие в выращивании цветов, овощей, подкормка птиц в зимнее время – это хорошие условия для выработки у детей навыков заботливого, гуманного отношения ко всему живому.

           
Систематически планирую и провожу целевые прогулки и экскурсии (в парк, сквер, на пруд). Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. На экскурсиях знакомлю детей с растениями, животными  и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

         Весной 2010 года с детьми подготовительной группы подготовила и провела экскурсию на водоём ( пруд на ул.М.Расковой).

Цель экскурсии: формировать у детей представление о том, что пруд – это сообщество водных и наземных растений, знание типичных представителей  пруда: животные (улитка-прудовик, катушка, водомерка), растения (элодея, ряска). Формировать  умение правильно вести себя на пруду —  не шуметь. Была проведена предварительная работа. Цель её: формировать представления об отдельных видах растений и животных пруда (рисование их, показ картинок, чтение рассказов В.Бианки: «Лесная газета», «Где раки зимуют?», «Приключение муравьишки»), наблюдение за животными и растениями аквариума, для чего нужны растения в аквариуме. После экскурсии дети делились впечатлениями, а затем рисовали то, что видели отдельных животных или  пейзаж «Наш пруд». Проводилась заключительная, обобщающая беседа на тему: «Что такое пруд?» целью, которой является упорядочить полученные знания. Объединить их вокруг существенных связей, опираясь на опыт детей, полученный на экскурсии.

    В экологическом воспитании дошкольников широко использую разнообразные игры: дидактические, предметные, настольно-печатные игры, словесные, подвижные, творческие, строительные, сюжетно-ролевые. В процессе дидактических  игр, дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.   Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

      Очень нравятся детям предметная игра «Детки на ветке». Целью этой игры является закрепление знаний детей о листьях, плодах, деревьях и кустарников, учатся подбирать их по принадлежности к одному растению.

       Также использую в своей работе с детьми словесные игры. Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Эти игры я использую для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх знания о природе обобщаются и систематизируются.

      С целью обогащения знаний детей я в своей работе по экологическому воспитанию использую художественную литературу природоведческого содержания. Это помогает мне учить детей глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

      В конце каждого времени года  организую выставки работ детей по изодеятельности на экологические темы: «Когда идёшь по тропинке», «Мои любимые цветы», «Осень» и т. д.

        Стараюсь, как можно больше дать детям знаний о своей области. Детей старшего возраста  знакомлю с заказниками нашей области, объясняя их необходимость. Дети знают о существовании Красной Книги.

     Познакомила детей с Хвалынским национальным парком. Разнообразен и богат животный мир парка. Здесь полностью  запрещена охота на копытных —  лося, оленя, косулю, кабана. Дети по иллюстрациям узнают удивительную птицу Дрофу.

         Работая в этом направлении, дети более сознательно стали относиться к окружающей природе. Они уважают всё живое, бережны и внимательны к нему.

Воспитатель МДОУ «Детский сад № 169»  Николаева Лариса Анатольевна

 

Почему экологическое образование важно

«Экологическое образование предоставляет учащимся важные возможности для участия в решении реальных проблем, выходящих за рамки классной комнаты. Они могут увидеть актуальность своих занятий в классе для сложных экологических проблем, с которыми сталкивается наша планета, и они могут приобрести навыки, которые им понадобятся, чтобы творчески решать проблемы и активно отстаивать интересы».
— Г-жа Кэмпбелл, суперинтендант школ округа Сан-Матео 9 штата Калифорния.0005

Экологическое образование приносит пользу учащимся, школам и нашему большому миру.

 

Экологическое образование помогает учащимся…

  • Повышение успеваемости. EE улучшает результаты тестов, предоставляя учащимся увлекательные уроки о мире природы, которые можно применить ко всем предметным областям и классам.
  • Отказ от домашних привычек. EE предлагает противоядие от подключенной к сети жизни современного поколения, которое первым выросло в помещении. Дети, которые посещают школьные территории или игровые площадки с разнообразными природными условиями, более физически активны, лучше осведомлены о правильном питании, более креативны и более вежливы друг с другом.
  • Улучшение здоровья учащихся. Программа EE позволяет учащимся активно проводить время на свежем воздухе и помогает решать распространенные проблемы со здоровьем у современных детей, такие как ожирение, синдром дефицита внимания и депрессия.
  • Опорный шток. EE предлагает привлекательную платформу для получения и применения знаний и навыков в области естественных наук, технологий, инженерии и математики (STEM).
  • Удовлетворение потребностей 21 века. EE подчеркивает навыки, необходимые для достижения успеха в завтрашнем мире, такие как вопросы, исследования, определение проблем, анализ, интерпретация, рассуждение, разработка выводов и решение проблем.
  • Развитие лидерских качеств. В EE особое внимание уделяется совместному обучению с другими, критическому мышлению и обсуждению, а также сосредоточению внимания на стратегиях действий в реальных приложениях.
  • Улучшение внимания и познания. EE повышает способность учащихся концентрировать внимание и улучшает их когнитивные способности. Дети с синдромом дефицита внимания также получают пользу от большего контакта с природой — чем зеленее повседневная среда ребенка, тем легче поддаются лечению его симптомы.

 

В Топ-10 преимуществ экологического образования перечислены другие примеры того, как ЭО приносит пользу учащимся всех возрастов.

 

«Сейчас, во втором десятилетии 21-го века, подготовка наших учащихся к тому, чтобы стать добропорядочными гражданами окружающей среды, является одной из самых важных задач, которые может выполнять каждый из нас. Это для наших детей, детей наших детей и будущих поколений».
— Секретарь Министерства образования США Арне Дункан, сентябрь 2010 г.

 

Экологическое образование помогает школам и преподавателям… EE предлагает возможности для насыщенного, практического, реального и аутентичного обучения по всей учебной программе. Это отношение к жизни студентов привлекает и вдохновляет их больше, чем традиционная педагогика.
  • Содействие новаторским учителям-лидерам. EE дает преподавателям уверенность в том, что они могут проводить учащихся на свежем воздухе и разрабатывать более динамичные интерактивные учебные программы, которые стимулируют участие учащихся.
  • Соблюдение академических стандартов. EE предлагает привлекательный способ соответствовать содержанию и навыкам, указанным в Единых основных государственных стандартах по английскому языку, искусству и математике, а также в научных стандартах нового поколения и C3 Framework для социальных исследований.
  • Экономия денег школы. Когда учащиеся изучают и принимают меры для улучшения экологических характеристик своих школьных зданий и территории, они часто сокращают расходы на электроэнергию, воду, утилизацию отходов и многое другое.
  •  

    Подсчитано, что к 2030 году 7-миллиардному населению мира потребуется в два раза больше ресурсов, чем планета может предоставить (The Economist). Удовлетворение потребностей наших граждан во всем мире — экологических, экономических, культурных, духовных и т. д. — требует понимания и творческого решения проблем. Экологическое образование вооружает учащихся знаниями, навыками и мотивацией для решения сложных экологических проблем в 21 веке.

     

    Экологическое образование приносит пользу всему миру благодаря…

    • Создание более здоровых школ. EE дает учащимся возможность стать лидерами в создании более экологичной и здоровой учебной среды внутри и снаружи своих школьных зданий.
    • Поддержка принятия обоснованных решений. EE гарантирует, что граждане будут информированы о достоверной науке и подготовлены для принятия решений, которые имеют решающее значение для обеспечения США и всего мира природными ресурсами, от которых зависят наша экономика и качество жизни.
    • Вклад в устойчивое развитие. Программа EE формирует знания и навыки, необходимые для решения сложных экологических проблем, а также для принятия мер для сохранения здоровья нашей природы, продуктивности нашей экономики и динамичности сообществ.
    • Сохранение наших природных ресурсов. Более высокий уровень знаний об окружающей среде значительно коррелирует с более высокой степенью поведения в защиту окружающей среды и природоохранной деятельности. Чем больше люди знают, тем больше вероятность того, что они будут перерабатывать отходы, будут энергоэффективнее, сберегут воду и т. д.

     

    Просмотрите список источников для исследования преимуществ экологического образования.

     

    Какое значение имеет дерево обучения проекта

     

    10 основных преимуществ экологического образования

    Экологическое образование (ЭО) связывает нас с окружающим миром, обучая нас как природной, так и искусственной среде. ЭЭ повышает осведомленность о проблемах, влияющих на окружающую среду, от которой мы все зависим, а также о действиях, которые мы можем предпринять для ее улучшения и поддержания.

    Независимо от того, привносим ли мы природу в класс, выводим учащихся на улицу для учебы или находим импровизированные обучающие моменты на прогулке на природе с семьей, ЭО имеет много преимуществ для молодежи, педагогов, школ и сообществ.

    Являясь давним сторонником экологического образования и адъюнкт-профессором ЭЭ в Университете Висконсина в Стивенс-Пойнт, я стремлюсь вдохновлять будущих педагогов в этой области. На протяжении многих лет я просила каждого из моих классов рассказать, почему они учат ЭО, что это значит для них и какую пользу это может принести учащимся всех возрастов. Вот десять основных преимуществ ЭЭ.

    10 основных преимуществ экологического образования

    1. Воображение и энтузиазм усиливаются

      EE — это практическое интерактивное обучение, которое пробуждает воображение и раскрывает творческие способности. Когда ЭО интегрировано в учебную программу, учащиеся проявляют больше энтузиазма и вовлеченности в процесс обучения, что повышает успеваемость учащихся в основных академических областях.

    2. Обучение выходит за рамки классной комнаты

      EE не только предлагает возможности для экспериментального обучения за пределами классной комнаты, но и позволяет учащимся устанавливать связи и применять полученные знания в реальном мире. EE помогает учащимся увидеть взаимосвязь социальных, экологических, экономических, культурных и политических проблем.

    3. Развитие навыков критического и творческого мышления

      EE побуждает учащихся к исследованиям, изучению того, как и почему что-то происходит, и принятию собственных решений по сложным экологическим проблемам. Развивая и совершенствуя навыки критического и творческого мышления, ЭЭ помогает воспитывать новое поколение информированных потребителей, работников, а также лиц, ответственных за разработку политики или принятие решений.

    4. Терпимость и понимание поддерживаются 

      EE предлагает учащимся исследовать разные стороны вопросов, чтобы понять полную картину. Это способствует терпимости к различным точкам зрения и различным культурам.

    5. Соблюдение государственных и национальных стандартов обучения по нескольким предметам

      Включив практику ЭО в учебную программу, учителя могут интегрировать естествознание, математику, словесность, историю и многое другое в один полноценный урок или задание и при этом соответствовать многочисленным государственным и национальным академическим стандартам во всех предметных областях. Проведение занятий на свежем воздухе или перенос природы в помещение обеспечивает отличный фон или контекст для междисциплинарного обучения.

    6. Снижение биофобии и синдрома дефицита природы

      Знакомя учащихся с природой и позволяя им учиться и играть на свежем воздухе, EE воспитывает чувствительность, понимание и уважение к окружающей среде. Он борется с «синдромом дефицита природы»… и это ВЕСЕЛЬЕ!

    7. Поощрение здорового образа жизни
      Программа

      EE позволяет учащимся активнее проводить время на свежем воздухе и помогает решить некоторые проблемы со здоровьем, с которыми мы сталкиваемся сегодня у детей, такие как ожирение, синдром дефицита внимания и депрессия. Благодаря ЭЭ часто делается акцент на правильном питании, а благодаря увеличению времени, проведенного на природе, снижается уровень стресса.

    8. Сообщества укрепляются

      EE способствует ощущению места и связи благодаря участию сообщества. Когда учащиеся решают узнать больше или принять меры для улучшения своей окружающей среды, они обращаются к общественным экспертам, донорам, волонтерам и местным учреждениям, чтобы помочь объединить сообщество, чтобы понять и решить экологические проблемы, влияющие на их район.

    9. Ответственные действия по улучшению состояния окружающей среды

      EE помогает учащимся понять, как их решения и действия влияют на окружающую среду, формирует знания и навыки, необходимые для решения сложных экологических проблем, а также способы, которые мы можем предпринять, чтобы сохранить окружающую среду здоровой и устойчивой в будущем. Программы сервисного обучения, предлагаемые PLT и другими организациями ЭЭ, предоставляют учащимся и преподавателям поддержку в виде грантов и других ресурсов для практических проектов.

    10. Учащиеся и преподаватели наделены полномочиями

      EE способствует активному обучению, гражданственности и студенческому лидерству. Это дает молодежи возможность поделиться своим мнением и изменить ситуацию в своей школе и в своих сообществах. ЭО помогает учителям формировать собственные экологические знания и навыки преподавания. Я надеюсь, что эта «десятка лучших» преимуществ придаст вам уверенности и приверженности включению ЭО в вашу учебную программу!

    Хотите больше ресурсов?

    • Подпишитесь на The Branch: информационный бюллетень Project Learning Tree для планов уроков и советов для преподавателей, профессионального развития и возможностей получения грантов.
    • Узнайте больше о важности экологического образования
    • Посетите семинар по экологическому просвещению Project Learning Tree в вашем штате или пройдите онлайн-курс и получите 96 практических планов уроков и увлекательных мероприятий, соответствующих академическим стандартам.
    • Десять лучших советов по обучению на открытом воздухе — дошкольное образование, начальная и старшая школа
    • Био

    Сьюзан Тот более тридцати лет преподает экологические образовательные программы для самых разных аудиторий, от детей младшего школьного возраста до пожилых людей.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts