Лекарства при сдвг у детей: Препараты для лечения СДВГ

СДВГ у ребенка | МНПК «БИОТИКИ»

Ученые выяснили, что на развитие СДВГ влияют внутренние процессы, генетические особенности, а особенности воспитания и условия жизни могут только выявить проблемы.

СДВГ чаще всего диагностируют у мальчиков: на них приходится около 70% всех зафиксированных случаев расстройства. Пока ребенок не пойдет в школу, его гиперактивное поведение нередко воспринимается как особенность характера. Но как только от чрезмерной активности и невнимательности начинает страдать учеба, педагоги подключают психолога или психиатра.

Для того, чтобы подтвердить диагноз СДВГ, должны присутствовать несколько условий:

  • Продолжительное, более полугода, сохранение гиперактивного поведения с дефицитом внимания.
  • Гиперактивность и дефицит внимания присутствуют при любых обстоятельствах и в любое время.
  • У ребенка отсутствует другое заболевание нервной системы или психики.
  • Ребенок испытывает проблемы при общении со сверстниками, родителями, ему сложно учиться – то есть явные проблемы с адаптацией во всех сферах.

По поводу последнего пункта нужно уточнить отдельно: если ребенок плохо себя ведет на уроках, но при этом показывает хорошие результаты в учебе, то о СДВГ не говорят. Некоторые дети приходят в школу уже имея определенные знания или развиваются быстрее сверстников, и им просто не интересно на уроках, но в силу своих возрастных особенностей они не могут сдержать активности.

Как лечить СДВГ у детей

В лечении СДВГ нет одного рецепта, так как у каждого ребенка свои особенности течения расстройства. Основной принцип – комбинация психотерапевтической работы, педагогической коррекции и приема препаратов. Наиболее эффективным психотерапевтическим подходом для детей с СДВГ признана когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ), так как этот подход позволяет задействовать внешние контролирующие факторы.

Слабость внутреннего контроля, наиболее уязвимая сторона таких детей, методами когнитивно-поведенческой терапии уравновешивается. Таким образом гиперактивный ребенок учится адаптироваться к требованиям социума.

Лекарства при СДВГ назначает только психиатр. Выбор более или менее сильного психостимулятора зависит от того, насколько сильно у ребенка выражена потеря контроля. Лечение принято начинать с назначения ноотропов, при необходимости увеличивая медикаментозную нагрузку.

Глицин, как препарат, улучшающий обменные процессы в головном мозге, рекомендован для непрерывного приема при СДВГ. По результатам исследований, некоторые участки коры головного мозга при СДВГ более тонкие, чем у здоровых детей, поэтому ослабленный контроль является следствием ее недостаточности. Аминокислота глицин помогает коре получить больше энергии и работать более эффективно при меньшем количестве нейронов. Глицин обладает также успокаивающим действием, не угнетая, а активизируя при этом активность мозговой деятельности.

поиск оптимальных подходов к диагностике и лечению uMEDp

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) вызывает к себе значительный интерес специалистов в связи с высокой распространенностью и большой социальной значимостью проблемы. 

Рисунок 1. Динамика суммарных балльных оценок по шкале СДВГ-DSM-IV у пациентов с положительным эффектом лечения Пантогамом

Таблица. Динамика исследованных показателей у детей с СДВГ на фоне длительного лечения Пантогамом

Рисунок 2. Алгоритм оказания помощи детям с СДВГ

Клиническую картину СДВГ у детей определяют нарушения внимания, гиперактивность и импульсивность, в диагностических критериях особо отмечается, что СДВГ приводит к нарушениям адаптации, отмечающимся в различных ситуациях и видах окружающей обстановки (8). Таким образом, спектр нарушений при СДВГ не ограничивается лишь его основными симптомами.

Данные анкетирования родителей и педагогов указывают на имеющуюся у детей с СДВГ по сравнению с ровесниками значительную выраженность эмоциональных нарушений, проблем поведения, трудностей взаимоотношений со сверстниками наряду с неразвитостью просоциальной направленности поведения (4). Это служит обоснованием новой концепции расширенного терапевтического подхода, ориентированной на обращение к социальным и эмоциональным нуждам ребенка с СДВГ, которые следует учитывать как на этапе диагностики и планирования лечения, так и в процессе динамического наблюдения и оценки результатов проводимой терапии. В связи с этим клиницистам необходимо решать еще один важный вопрос – определение оптимальной продолжительности лекарственной терапии при СДВГ.

При медикаментозной терапии СДВГ в первую очередь показаны препараты, оказывающие стимулирующее действие на недостаточно сформированные у детей этой группы когнитивные функции (внимания, памяти, организации, программирования и контроля психической деятельности, речи, праксиса). Отечественными специалистами при лечении СДВГ традиционно используются препараты ноотропного ряда. Их применение при СДВГ патогенетически обосновано, поскольку ноотропные препараты оказывают стимулирующее действие на недостаточно сформированные у детей этой группы высшие психические функции (внимания, памяти, организации, программирования и контроля психической деятельности, речи, праксиса).

Пантогам является ноотропным препаратом смешанного типа с широким спектром клинического применения. По химической структуре Пантогам близок к природным соединениям и представляет собой кальциевую соль D(+)-пантоил-g-аминомасляной кислоты и является высшим гомологом D(+)-пантотеновой кислоты (витамина В

5), в которой b-аланин замещен на g-аминомасляную кислоту (ГАМК). Этот гомолог, названный гомопантотеновой кислотой, по сравнению с другими ноотропными препаратами является естественным метаболитом ГАМК в нервной ткани. Гомопантотеновая кислота, в отличие от ГАМК, проникает через гемато-энцефалический барьер, практически не метаболизируется организмом, и ее фармакологические эффекты обусловлены действием целой молекулы, а не отдельных фрагментов. Ноотропные эффекты гомопантотеновой кислоты связаны с ее стимулирующим влиянием на процессы тканевого метаболизма (метаболические и биоэнергетические) в нейронах, она усиливает ГАМК-ергическое торможение через взаимодействие с системой ионотропного ГАМК А-рецептора, оказывает активирующее влияние на дофаминергическую и ацетилхолинергическую системы мозга, в том числе усиливает синтез ацетилхолина и улучшает транспорт холина в структурах, обеспечивающих механизмы памяти (2).

Маслова О.И. и соавт. (2004) исследовали эффективность Пантогама при лечении 59 пациентов в возрасте 7-8 лет с когнитивными нарушениями без признаков умственной отсталости (с невротическими реакциями, головными болями, соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы), в число которых вошли 23 пациента с СДВГ. Для коррекции когнитивного дефицита назначали прием Пантогама в дозе 30-50 мг/кг в сутки в форме 10% сиропа дважды, утром и днем, после еды (разовая доза в среднем составляла 10 мл). Продолжительность курса лечения у 51 ребенка составила 2 месяца, у 6 пациентов – 3 месяца и еще у 2 детей – 1,5 месяца. Состояние когнитивных процессов оценивали с помощью компьютерной тестовой системы «Психомат». Выявленные у детей до лечения особенности психофизиологических функций свидетельствовали о нарушениях нейродинамических процессов, в результате чего у них отмечались снижение работоспособности по астеническому типу, замедление темпа и подвижности психических процессов, повышенная утомляемость, снижение мотивации к познавательной деятельности, ухудшение произвольного внимания, что существенно ухудшало показатели основных когнитивных функций: восприятия, внимания, памяти, психомоторной деятельности.

После проведенной терапии Пантогамом было достинуто статистически достоверное улучшение основных показателей когнитивных функций, что подтверждало эффективность лечения. При этом в группе детей с СДВГ на фоне приема Пантогама улучшились следующие показатели: на 10-45% – психомоторной деятельности и зрительно-моторной координации; на 20-40% – кратковременной зрительной памяти; на 30% – распределения и переключения внимания – базовой функции аналитико-синтетических процессов (6).

Следует отметить, что в имеющихся публикациях обычно рекомендуется продолжительность курсов лечения ноотропами, в том числе Пантогамом, до 2-3 месяцев. Между тем, в зарубежных исследованиях, например, такого специфического средства фармакотерапии СДВГ, как атомоксетин, показано, что в первые 1-3 месяца лечения терапевтическое действие главным образом проявляется в отношении основных симптомов СДВГ (нарушения внимания, гиперактивность, импульсивность). Что же касается сопутствующих СДВГ нарушений (дефицит самоконтроля, трудности решения проблем и преодоления конфликтов, сниженная самооценка, неразвитость мотивационной сферы, тревожность, повышенная ранимость, неустойчивость настроения и др. ), то в большинстве случаев для их преодоления необходимо непрерывно продолжать лекарственную терапию не менее 6 месяцев, при этом индивидуально определяемая оптимальная продолжительность применения атомоксетина в качестве поддерживающей терапии может составлять до нескольких лет (10, 11).

Терапевтический потенциал препаратов ноотропного ряда в длительной лекарственной терапии СДВГ практически не изучался. Учитывая спектр механизмов действия, высокую терапевтическую эффективность в лечении когнитивных нарушений у детей, незначительность побочных явлений, возможность назначения как в виде монотерапии, так и в комбинациях с другими препаратами, а также удобство применения, Пантогам может рассматриваться как перспективное средство для длительной лекарственной терапии СДВГ.

Пациенты и методы исследования

Группа пациентов с СДВГ (14 мальчиков и 4 девочки) в возрасте от 7 до 11 лет обследована в ходе длительных (4-8 месяцев) курсов монотерапии Пантогамом (в суточных дозах 500-1000 мг, что соответствует 20-30 мг/кг) в два приема, утром и днем, после еды; в начале лечения проводилось постепенное наращивание суточной дозы.

Продолжительность терапии определялась индивидуально в зависимости от клинической динамики. Диагноз СДВГ основывался на критериях 10-го пересмотра Международной классификации болезней (1994) для гипердинамического (гиперкинетического) синдрома с дефицитом внимания. Одновременно использовались критерии диагноза СДВГ по классификации DSM-IY-TR (2000) Американской психиатрической ассоциации, которые рекомендованы ВОЗ в качестве исследовательских диагностических критериев; у всех пациентов была диагностирована комбинированная форма СДВГ по DSM-IY-TR (2000).

Оценка эффективности лечения осуществлялась с интервалами в два месяца по изменениям (путем сравнения с исходными значениями) общего балла, определяемого по шкале оценки СДВГ-DSM-IV (9), версии для родителей, заполняемой исследователем. Данная методика являлась основной в оценке клинической эффективности, при этом за улучшение состояния пациентов принималось снижение общего балла по шкале СДВГ-DSM-IV более чем на 25%. Шкала СДВГ-DSM-IV состоит из 18 пунктов, соответствующих основным симптомам СДВГ по DSM-IV. Каждый симптом оценивается по 4-балльной системе (0 – никогда или редко; 1 – иногда; 2 – часто; 3 – очень часто) (9). При включении пациентов в исследование суммарный балл по шкале СДВГ-DSM-IV составлял 28-55 у мальчиков и 29-38 у девочек. Кроме общего балла рассчитывались результаты по двум разделам: нарушения внимания и признаки гиперактивности / импульсивности.

В качестве дополнительного метода оценки динамики состояния детей с СДВГ использовалась шкала оценки функциональных нарушений М. Вейсс, форма для заполнения родителями (Weiss Functional Impairment Rating Scale, Parent Report – WFIRS-P) (12). Эта шкала специально разработана для оценки не только симптомов, но и степени выраженности нарушений в эмоциональной сфере и поведении, которые оказывают влияние на функционирование в различных областях, объективизации трудностей в определенных сферах в динамике. Она позволяет оценить уровень нарушений функционирования в шести областях: семья, учеба и школа, базовые жизненные навыки, самооценка ребенка, общение, активность, сопряженная с риском. Степень нарушений определяется следующим образом: 0 – отсутствие нарушений, 1 – легкая, 2 – умеренная, 3 – значительная степень нарушений. Нарушения в каждой из шести областей считаются подтвержденными, если хотя бы по двум показателям имеется оценка «2» или хотя бы по одному показателю оценка «3» (12).

Результаты

Продолжительность лечения Пантогамом у большинства (9) пациентов составила 6 месяцев, у 5 – 4 месяца, у 4 – 8 месяцев. Клинически значимое улучшение со снижением общего балла по шкале СДВГ-DSM-IV более чем на 25% было достигнуто у 11 из 18 пациентов. Динамика балльных оценок по шкале СДВГ-DSM-IV этих пациентов представлена на рисунке 1. У большинства из этих 11 детей с СДВГ улучшение наступило уже через 2 месяца лечения – 7 человек, но у 3 – через 4 месяца и у 1 – через 6 месяцев применения Пантогама. Таким образом, не у всех детей с СДВГ, которые способны положительно отреагировать на терапию Пантогамом, значимый регресс основных симптомов СДВГ происходит в первые 2 месяца терапии – для этого могут потребоваться и более продолжительные сроки. В подгруппе пациентов с положительным эффектом лечения побочные явления зарегистрированы только в одном случае (беспокойный сон).

Подгруппу без эффекта лечения составили 7 человек – в их состоянии существенной динамики за время наблюдения не произошло. Среди них 4 ребенка получали Пантогам на протяжении 4 месяцев, 3-6 месяцев и 1-8 месяцев. В этой подгруппе побочные явления отмечались чаще – у 3 человек (появление возбудимости в дневные часы и головных болей – у 1, возбудимость и эмоциональная лабильность – у 1, нарушения сна – у 1), что через 4 месяца лечения Пантогамом потребовало дополнительного назначения других препаратов (Стугерон, Тералиджен).

В таблице представлена динамика изучавшихся показателей для всей группы из 18 детей с СДВГ за полгода лечения Пантогамом. Достоверное уменьшение выраженности основных симптомов по шкале СДВГ-DSM-IV достигалось уже через 2 месяца лечения, при этом балльная оценка за проявления невнимательности снизилась с 19,6 до 15,4 (p = 0,002), гиперактивности и импульсивности – с 19,4 до 16,6 (p = 0,017). Положительное влияние Пантогама на основные симптомы СДВГ продолжало усиливаться через 4 и 6 месяцев его применения, что отражалось в последующем снижении как общей балльной оценки по шкале СДВГ-DSM-IV, так и составляющих ее баллов за выраженность симптомов нарушений внимания и гиперактивности / импульсивности.

Одновременно в группе из 18 детей с СДВГ наблюдалась положительная динамика по шкале оценки функциональных нарушений WFIRS-P (12), характеристику которых получали с помощью анкетирования родителей. Уже через 2 месяца лечения Пантогамом отмечалось достоверное уменьшение трудностей поведения детей с СДВГ как в семье, так и в обществе, которое продолжало сохраняться и после 4 месяцев терапии. Между тем, только после полугодового применения Пантогама в группе пациентов с СДВГ также достигалось значимое улучшение показателей поведения и учебы в школе, самооценки, базовых жизненных навыков. Таким образом, в отличие от регресса основных симптомов СДВГ, для преодоления нарушений функционирования в различных областях необходимы более продолжительные сроки лечения.

Обсуждение

В основе формирования СДВГ лежат нейробиологические факторы: генетические механизмы и раннее органическое повреждение ЦНС, которые могут сочетаться друг с другом (3). Именно они определяют изменения со стороны ЦНС и их результатом являются нарушения высших психических функций и поведения, соответствующие картине СДВГ. Во многих случаях дополнительное воздействие на детей с СДВГ оказывают негативные социально-психологические факторы (прежде всего внутрисемейные), которые сами по себе не вызывают развития СДВГ, но всегда способствуют усилению отмечающихся у ребенка симптомов и трудностей адаптации.

СДВГ – психоневрологическое расстройство, сопровождающееся структурными, метаболическими, нейрохимическими, нейрофизиологическими изменениями, а также нарушениями процессов обработки информации в ЦНС (1, 3). Нарушения внимания, управляющих функций, процессов обработки информации и дефицит контроля над импульсами могут быть связаны с такими механизмами, как дисфункция префронтальной области, коры теменной доли; нарушения регуляции обмена моноаминов; нарушения функционирования фронто-стриарных систем; снижение метаболизма в префронтальной коре, в переднем отделе поясной извилины, теменной коре, подкорковых узлах. СДВГ рассматривается как нейробиологическое расстройство, обусловленное задержанным развитием связанных между собой мозговых структур, регулирующих процессы поведенческого торможения и самоконтроля. Хотя этиология и патогенез СДВГ полностью не раскрыты, общепризнанной является концепция о том, что патогенез СДВГ определяется дисфункцией нейромедиаторных систем мозга, прежде всего дофаминергической и норадренергической систем, при этом основные нарушения связаны с процессами синаптической передачи (1).

Как показали экспериментальные исследования, Пантогам имеет широкий спектр действия, который невозможно объяснить только его воздействием на ГАМК-систему мозга. В частности, он оказывает активирующее влияние на обмен ацетилхолина, значительнее всего повышая его содержание в больших полушариях головного мозга, а также способствует увеличению содержания дофамина, но не в больших полушариях, как у ацетилхолина, а в базальных ганглиях (5).

В решении вопросов диагностики и коррекции при СДВГ необходим междисциплинарный подход. Наиболее эффективной при СДВГ является комплексная помощь, при которой объединяются усилия врачей, психологов, педагогов, работающих с ребенком, и его семьи. Алгоритм оказания помощи детям с СДВГ представлен на рисунке 2. Диагностика и лечение СДВГ должны быть своевременными и обязательно включать:

  • помощь семье ребенка с СДВГ – приемы семейной и поведенческой терапии, обеспечивающие лучшее взаимодействие в семьях детей, страдающих СДВГ;
  • формирование навыков социального взаимодействия у детей с СДВГ в ходе специальных коррекционных занятий;
  • коррекцию плана школьного обучения – через особую подачу учебного материала и создание такой атмосферы на уроке, которая максимально повышает возможности успешного обучения детей;
  • лекарственную терапию, которая назначается по индивидуальным показаниям тогда, когда когнитивные и поведенческие нарушения не могут быть преодолены лишь с помощью методов поведенческой терапии, психолого-педагогической коррекции и психотерапии.

Ранняя диагностика СДВГ у детей и безотлагательное проведение комплекса коррекционных мероприятий позволяют преодолеть характерные для них трудности адаптации. Как родителям, так и педагогам нужно постоянно помнить о том, что применение современных методов помогает детям с СДВГ достичь значительных результатов, постепенно преодолеть трудности в обучении, поведении и общении. Необходимыми условиями для этого являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи, а также хорошо отлаженное взаимодействие между всеми специалистами, участвующими в этой работе.

Эффекты лекарственной терапии на основные проявления СДВГ изучались в большом числе исследований, но лишь в нескольких работах анализировалось ее влияние на показатели качества жизни и социально-психологическое функционирование при СДВГ. Так, в мультицентровое, рандомизированное, контролируемое, открытое исследование атомоксетина при лечении СДВГ у детей и подростков был включен 201 пациент в возрасте 7-15 лет (11). Все пациенты были распределены на две группы: 104 получали атомоксетин, 97 пациентам группы сравнения была назначена стандартная терапия (любое общепринятое лечение по выбору врача). Оценка результатов осуществлялась через 10 недель и 6 месяцев лечения. В качестве основного критерия сравнения использовались балльные оценки по профилю здоровья и заболеваний детей (Child Health and Illness Profile, CHIP-CE) – опросника для родителей, включающего 45 вопросов. Помимо общей оценки анализировались показатели по пяти шкалам: «Удовлетворенность собственным здоровьем и внешним видом», «Комфорт» (физический и эмоциональный), «Гибкость и способность к адаптации» (способность к разрешению проблем, вовлеченность в жизнь семьи), «Уровень стресса» (препятствия при выполнении обязанностей, конфликты в межличностных отношениях), «Достижения» (успешность выполнения заданий и учебы). Если перед началом лечения все показатели по профилю здоровья и заболеваний детей были существенно ниже возрастных нормативов у пациентов с СДВГ обеих групп, то уже после 10 недель терапии атомоксетином общая оценка, как и оценки по пяти шкалам, практически достигли нижней границы нормы или превысили ее. Хотя в группе сравнения за этот срок также наблюдалась некоторая положительная динамика данных показателей, они были достоверно хуже таковых у пациентов, лечившихся атомоксетином, и не достигли диапазона нормальных значений.

Подобных исследований с препаратами ноотропного ряда до сих пор не проводилось. Данные, представленные в настоящей публикации, свидетельствуют о хорошем потенциале Пантогама в длительной терапии СДВГ. Наряду с положительным действием Пантогама на основные симптомы СДВГ подтверждено благоприятное влияние его длительного применения на характерные для детей с СДВГ нарушения функционирования в различных областях, в том числе на трудности поведения в семье и в обществе, учебу в школе, снижение самооценки, несформированность базовых жизненных навыков. Вместе с тем, следует отметить предварительный характер полученных результатов и необходимость продолжения исследований в данном направлении с включением новых групп пациентов с СДВГ.

Таким образом, в процессе коррекционной работы с детьми с СДВГ специалистам важно учитывать необходимость продолжительной лекарственной терапии и оценивать в динамике не только выраженность основных симптомов данного расстройства, но также показателей качества жизни и социально-психологического функционирования пациентов.

Как справиться с СДВГ: что вам нужно знать

Español

Ваш ребенок постоянно в движении? Говорит ли он или она без умолку? Или у вас проблемы с концентрацией внимания и вы предпочитаете мечтать?

Тогда у вашего ребенка может быть синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

По данным Национального института психического здоровья (NIMH), это расстройство часто начинается в возрасте от 3 до 6 лет. И это не только детская болезнь. СДВГ может продолжаться в подростковом возрасте и во взрослой жизни.

Существует три типа СДВГ:

  • невнимательность (проблемы с концентрацией внимания, выполнением инструкций и выполнением задач)
  • гиперактивно-импульсивный (постоянно в движении, много говорит и перебивает других)
  • комбинированный (симптомы как невнимательности, так и гиперактивности-импульсивности)
Диагностика СДВГ

Исследования показывают, что число детей с диагнозом СДВГ продолжает расти, по данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC). По данным CDC, около 11% детей в возрасте от 4 до 17 лет (6,4 миллиона детей) были диагностированы с СДВГ по состоянию на 2011 год, по сравнению с 7,8% в 2003 году. Детский психиатр Тиффани Р. Фарчионе, доктор медицинских наук, которая рассматривает лекарства для лечения СДВГ в Управлении по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA), говорит, что это увеличение может быть связано с большей осведомленностью общественности о расстройстве и психических заболеваниях в целом.

Мальчикам (13,2%) чаще, чем девочкам (5,6%), ставили диагноз СДВГ. Мальчики также более склонны к гиперактивно-импульсивному типу, который легче заметить, чем тихий и невнимательный ребенок, говорит Фарчионе.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка может быть СДВГ, обратитесь к семейному врачу или педиатру. Также следует проверить зрение, слух и все остальное, что может способствовать невнимательности вашего ребенка. Врач может диагностировать СДВГ или направить вашего ребенка к специалисту по психическому здоровью для оценки.

Лечение СДВГ

Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) одобрило два типа лекарств — стимуляторы и нестимуляторы — для облегчения симптомов СДВГ и улучшения функционирования детей в возрасте от 6 лет.

Это может показаться нелогичным, говорит Фарчионе, но несмотря на свое название, стимуляторы, содержащие различные формы метилфенидата и амфетамина, на самом деле оказывают успокаивающее действие на гиперактивных детей с СДВГ. Считается, что они повышают уровень дофамина в мозгу — нейротрансмиттера, связанного с мотивацией, вниманием и движением.

FDA также одобрило три нестимулятора для лечения симптомов СДВГ: Strattera (атомоксетин), Intuniv (гуанфацин) и Kapvay (клонидин). Они представляют собой полезную альтернативу для детей, которые плохо переносят стимуляторы. Поговорите со своим лечащим врачом о том, какие лекарства лучше всего подходят для вашего ребенка.

В дополнение к лекарствам некоторые дети с СДВГ получают поведенческую терапию, чтобы помочь справиться с симптомами и развить навыки преодоления трудностей. Кроме того, обеспокоенные родители могут обратиться в школы своих детей и общественные группы поддержки за информацией и рекомендациями о том, как справиться с поведением СДВГ. «При лечении расстройства полезно взаимодействовать с разными людьми, которые участвуют в жизни ребенка», — говорит Фарчионе.

Тестирование действия лекарств у детей младшего возраста

Одобренные FDA лекарства, имеющиеся в настоящее время на рынке, были проверены на безопасность и эффективность в клинических испытаниях на детях 6 лет и старше. Но как только лекарство было одобрено и поступило на рынок, Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов теперь запрашивает клинические испытания с участием детей в возрасте 4 и 5 лет. что данные клинических исследований отражают безопасность и эффективность для этой возрастной группы», — добавляет Фарчионе.

При отсутствии лечения СДВГ может иметь серьезные последствия. По данным Американской академии детской и подростковой психиатрии, ребенок может отставать в школе, сталкиваться с трудностями в дружбе и конфликтовать с родителями.

Исследования показывают, что дети с нелеченым СДВГ чаще обращаются за неотложной помощью и чаще получают травмы, нанесенные себе, чем дети, получающие лечение от этого расстройства. Подростки с СДВГ, не получающие лечения, чаще рискуют, например, садятся за руль в нетрезвом виде. А дорожно-транспортных происшествий у них в два раза больше, чем у тех, кто лечится.

Взрослые и СДВГ

Исследования показывают, что около 4% взрослых могут иметь СДВГ. У взрослых симптомы такие же, как у детей, но могут проявляться несколько иначе. Взрослые с СДВГ могут иметь плохие навыки управления временем и проблемы с многозадачностью, становиться беспокойными во время простоя и избегать действий, требующих постоянной концентрации.

Диагноз СДВГ у взрослых ставится только в том случае, если известно, что некоторые из симптомов присутствовали в раннем детстве, обычно в возрасте до семи лет.

«Некоторым взрослым диагноз СДВГ может принести облегчение, — говорит Фарчионе. Постановка диагноза позволяет взрослым понять причины своих проблем, а лечение может помочь им более эффективно справляться с проблемами.

Лекарства от СДВГ для детей | Понятно

Если у вашего ребенка диагностирован синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), вам могут быть интересны лекарства для лечения СДВГ (также известного как СДВ) у детей.

Существует несколько видов лекарств от СДВГ. Они влияют на то, как части мозга взаимодействуют друг с другом. Это может помочь повысить бдительность, улучшить и уменьшить гиперактивность. Хотя эти лекарства помогают многим детям с СДВГ в той или иной степени, в некоторых случаях они, похоже, совсем не помогают.

Двумя основными категориями препаратов для лечения СДВГ являются стимуляторы и нестимуляторы. Эти лекарства, а также некоторые редко используемые препараты кратко описаны здесь.

Эта информация может помочь вам подготовить вопросы для врача вашего ребенка. После тщательного обследования вашего ребенка на СДВГ вы и врач можете решить, какие лекарства от СДВГ, если таковые имеются, могут подойти вашему ребенку.

Для получения дополнительной информации см. рисунок, показывающий, как лекарство от СДВГ действует на мозг. И изучите наше исчерпывающее руководство по лекарствам от СДВГ.

Стимуляторы

Стимуляторы чаще всего назначают для лечения СДВГ у детей. Они использовались для лечения СДВГ с 1960-е годы. Они являются одними из наиболее изученных из всех видов наркотиков, используемых у детей и взрослых. Исследования показывают, что они обычно безопасны при приеме в предписанной дозе и хорошо работают примерно в 70–80 процентах случаев.

Стимулирующие препараты нацелены на нейротрансмиттер (химическое вещество мозга) под названием дофамин, который играет ключевую роль в мотивации. Это также помогает контролировать движения и эмоциональные реакции.

Действие некоторых стимуляторов начинается примерно через 30 минут после приема дозы. Другие принимают от 60 до 90 минут до того, как они подействуют.

Доза стимулятора, которая будет эффективна для человека, не обязательно связана с возрастом, весом или серьезностью симптомов этого человека. Это больше связано с тем, насколько чувствителен организм этого человека к конкретному лекарству.

Стимуляторы могут быть более короткого действия, то есть таблетки обычно принимаются два или три раза в день. Или они могут действовать дольше, то есть таблетки обычно принимают один раз в день.

Типы стимуляторов, наиболее часто используемых для лечения СДВГ, перечислены ниже. Рядом с ним год, когда он был одобрен FDA. Лекарства, отмеченные звездочкой, доступны в непатентованной форме. Имейте в виду, что дженерики маркируются химическим названием, а не торговой маркой.

Methylphenidate type

Shorter acting:

  • Ritalin (1955)*
  • Focalin (2001)*
  • Methylin Oral Solution (2002)*
  • Methylin (2003)*

Longer acting:

  • Ritalin-SR (1982)*
  • Metadate-ER (1999)*
  • Methylin-ER (2000)*
  • Concerta (2000)*
  • Metadate-CD (2001)*
    • Ritalin-LA (Ritalin-LA) *
    • Focalin-XR (2005 г. )*
    • Daytrana Patch (2006 г.)
    • quillivant-xr (2012)
    • Quillichew-Er (2015)
    • Aptensio-XR (2015)

    Амфетамин тип

    . *

  • Оральное решение Procentra (2008)*
  • Evekeo (2012)
  • Zenzedi (2013)

Более длинная игра:

  • Dexedrine Spansure (1976)*
  • Adderall-x xr)*
  • (2001)*
  • (2001)*
  • (2001)*
  • (2001)*
  • (2001). 2007)
  • Dyanavel-XR (2015)

Если ваш ребенок принимает лекарства от СДВГ, важно тесно сотрудничать с врачом, чтобы скорректировать или «подобрать» лекарство, дозировку или время приема, чтобы они наилучшим образом соответствовали потребностям вашего ребенка. Например, некоторым детям может потребоваться одна доза пролонгированного действия, за которой следует одна доза короткого действия, чтобы пережить день и время выполнения домашних заданий.

Страховые компании часто требуют, чтобы люди использовали непатентованные формы этих лекарств. Для многих общие формы работают так же, как фирменная версия. Однако Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) сообщило, что две из трех непатентованных версий Concerta не совсем идентичны фирменному продукту.

Для детей, у которых есть проблемы с глотанием таблеток, некоторые из этих лекарств выпускаются в капсулах, которые можно открывать и высыпать на полные ложки еды, такой как яблочное пюре, йогурт или мороженое. Некоторые бывают в жидком виде. Лечебные пластыри также доступны для метилфенидата.

Нестимулирующие препараты

Нестимулирующие препараты могут помочь в некоторых случаях СДВГ. Их чаще всего используют с детьми, которые не реагируют на стимуляторы или испытывают от них побочные эффекты.

В отличие от стимуляторов, нестимулирующие препараты действуют за счет увеличения активности норадреналина в мозгу. Это нейротрансмиттер, который, как и дофамин, связан с вниманием. Однако, в отличие от стимуляторов, для проявления результатов может потребоваться от четырех до шести недель.

  • Strattera (2002)*
  • Tenex (1986)*
  • Intuniv (2009)*
  • Kapvay (2009)*

Антигипертензивные препараты иногда также используются для лечения СДВГ. Эти лекарства обычно назначают для лечения высокого кровяного давления у взрослых, но в некоторых случаях было обнаружено, что они также уменьшают симптомы СДВГ, особенно гиперактивность.

Побочные эффекты лекарств от СДВГ

Все классы лекарств от СДВГ имеют возможные побочные эффекты. Они часто носят временный характер, и им можно помочь, уменьшив дозу или изменив время ее приема. Стимуляторы могут вызывать потерю аппетита, трудности с засыпанием, потерю веса, раздражительность или повышенное беспокойство. Strattera может вызывать тошноту, рвоту и дневную сонливость. Тенекс, Интунив и Капвай могут вызывать сонливость или головокружение.

Хотя существовали опасения, что стимуляторы могут замедлить рост детей, более поздние исследования показывают, что стимуляторы обычно не влияют на то, каким в конечном итоге будет рост ребенка. Однако у некоторых детей стимуляторы могут вызвать небольшую задержку темпов роста.

Побочные эффекты всех этих препаратов обычно проявляются только тогда, когда лекарство действует в организме. Очень редкие или серьезные побочные эффекты лекарств от СДВГ могут включать проблемы с сердцем у детей с ранее существовавшими пороками сердца. FDA рекомендует родителям работать с врачами, чтобы убедиться, что их ребенок прошел тщательное медицинское обследование и просмотр истории болезни, прежде чем принимать лекарства от СДВГ.

Большинство побочных эффектов лекарств от СДВГ несерьезны. Но о любых побочных эффектах следует сообщать врачу вашего ребенка. Крайне важно тесно сотрудничать с врачом или врачом, назначающим лекарство, чтобы найти лекарство и дозировку, которые лучше всего подходят для вашего ребенка. Следите за признаками того, что лекарства вашего ребенка от СДВГ нуждаются в точной настройке, и поговорите с врачом, если у вас есть какие-либо опасения.

Вы также можете узнать о возможности неправильного использования, совместного использования или злоупотребления лекарствами от СДВГ. Понимание потенциальных рисков может помочь вам обеспечить безопасность вашего ребенка.

Комбинированная терапия: медикаментозная и немедикаментозная деятельность

Лекарства могут помочь справиться с симптомами СДВГ, но они не являются «лекарством». Если ребенок перестанет принимать лекарства, симптомы вернутся. Эксперты обычно рекомендуют комбинацию лекарств и поведенческой терапии. Эта форма терапии учит родителей и учителей таким стратегиям, как использование вознаграждений и последствий, чтобы помочь детям научиться заменять негативное поведение позитивным.

Если вы решите, чтобы ваш ребенок принимал лекарства от СДВГ, будьте готовы к пробам и ошибкам. Может потребоваться время, чтобы найти правильное лекарство или правильную дозировку. Обязательно наблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на то, что ваш ребенок говорит о том, как он или она себя чувствует, принимая лекарство. Поддерживайте тесную связь с лечащим врачом вашего ребенка и другими клиницистами, чтобы найти наилучшее решение для вашего ребенка.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts