Методики раннего развития детей монтессори: Педагогика Монтессори — методика раннего развития детей: основные принципы и суть

Содержание

Педагогика Монтессори — методика раннего развития детей: основные принципы и суть

Методика Монтессори — это система развития детей, основанная на естественных потребностях, склонностях и возможностях ребёнка. Автор методики — итальянский врач-педиатр и педагог Мария Монтессори.

Методика Монтессори — это система развития детей, основанная на естественных потребностях, склонностях и возможностях ребёнка. Автор методики — итальянский врач-педиатр и педагог Мария Монтессори. В основу системы она заложила наблюдения за развитием детей младшего возраста, с которыми ей довелось работать. Изначально это были малыши с разными отклонениями в развитии. Монтессори продумывала занятия с каждым ребёнком, основываясь на его темпе освоения новых навыков и возрастных интересах. Увидев успех системы при обучении «особенных» детей, автор адаптировала методику и предложила использовать её для обучения всех детей младшего возраста.

Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой узнаем, что такое методика Монтессори.

Дарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

Суть педагогики Монтессори

Наблюдая за процессом развития ребёнка, Монтессори заметила, что для каждого возрастного периода характерны свои интересы. Любой малыш может освоить только те навыки и знания, которые ему интересны и доступны. Если предложить ребёнку занятие, не соответствующее возрасту, ему будет слишком сложно или скучно.

Самое продуктивное время в развитии ребёнка — от рождения до шести лет. Именно в эти годы малыш получает наибольшую долю навыков и знаний, которые в последующей жизни только углубляет. На основе наблюдений Монтессори выделила несколько сензитивных периодов в развитии:

  • 0–3 года — принятие порядка. Первые три года жизни ребёнка — период, когда его нужно приучать к порядку. В это время малыш внимательно наблюдает за действиями мамы, с которой он тесно связан психологически.
    В этот период формируются навыки уборки, приведения в порядок своих вещей. Ребёнка необходимо учить вытирать пыль, мыть посуду, убирать игрушки, класть на место свои вещи. Для этого нужно дать ему уменьшенный инвентарь — маленькие тряпочки, щётки, губки.
  • 0–5,5 лет — развитие ощущений. Ребёнок изучает окружающее его пространство через ощущения — тактильные, звуковые, вкусовые. Можно заметить, что малыш часто прислушивается к звукам, нюхает предметы. В этот период закладывается понятие определений «форма», «размер», «цвет».
  • 0–6 лет — развитие речи. Самый длинный период в раннем развитии. У каждого малыша формирование речи происходит строго индивидуально. Не нужно ориентироваться на разработки авторов, которые утверждают, что к возрасту двух лет ребёнок должен говорить не менее 20 фраз, а к трём годам — строить сложные предложения. Этот навык каждый осваивает в своём темпе. Если ваш малыш говорит меньше и хуже, чем его сверстники в возрасте двух лет, не нужно паниковать.
    У него ещё достаточно времени, чтобы заговорить. Сам ребёнок должен захотеть разговаривать, понять, что без этого выразить свои мысли и желания не получится. Можно подтолкнуть его к речевой деятельности, предложив красивые книжки, карточки, дидактические игры.
  •    1–4 года — развитие двигательных навыков. Ребёнок знакомится с возможностями своего тела, осваивает координацию движений. Происходит укрепление мышц. Для правильного развития ребёнка нужно оборудовать площадку с детскими тренажёрами — горками, шведской стенкой, качелями.
  •    1,5–5,5 лет — развитие мелкой моторики. При работе с «особенными» детьми Монтессори заметила, что чем лучше у ребёнка развита мелкая моторика, тем быстрее он начинает говорить, осваивать другие знания. Она сделала вывод, что мелкие движения пальчиками влияют на мозговую активность. В педагогике Монтессори предлагаются упражнения, соответствующие возрасту. Для самых маленьких — нанизывание колец на стержень, бусинок на шнурок, перекладывание мелких предметов из одной ёмкости в другую.
    Детям постарше можно предложить собирать пазлы, дать конструкторы.
  • 2,5–6 лет — социализация. Ребёнок начинает жить в обществе, понимает важность вежливости, учится общаться со сверстниками и взрослыми людьми. Для развития навыка нужно быть в коллективе.

Второй важный принцип методики Монтессори — ребёнок должен захотеть учиться, тогда он сам сможет получать знания. Разработанная ею методика раннего развития основана на девизе: «Помоги мне сделать это самостоятельно». Роль взрослого заключается в обеспечении подходящей возрасту среды, в которой малыш будет развиваться самостоятельно.

Первая неделя занятий бесплатно!

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

Начать заниматься

Основные методы педагогики Монтессори

В основе системы Монтессори лежит особый стиль взаимодействия детей и взрослых. Базовые убеждения:

  • Каждый ребёнок развивается в своём темпе, с опорой на полученный им самим опыт и на свои интересы.
  • Успешное развитие возможно только в правильно организованной среде.
  • Взрослый только помогает. Он не может быть единственным источником знаний.

Комментарий психолога:

Эти принципы подразумевают, что дети играют ведущую роль в своём развитии. Взрослые следуют за их интересами, уважительно относятся к выбору.

Система Монтессори предлагает следующие условия.

  • Классно-урочное построение занятий не применяется. Уроки проходят в разновозрастных группах. Дети учатся общаться со сверстниками, со старшими и младшими товарищами. Старшие помогают младшим, одновременно развивая качества лидеров. Младшие перенимают опыт старших.
  • В комнате для занятий создаются несколько отдельных развивающих зон: творческая, математическая, языковая, естественнонаучная, практическая, спортивная, обязательно — игровая. Ребёнок самостоятельно выбирает, в какой зоне он хочет находиться. Взрослые не направляют его, не заставляют заниматься чем-то определённым. Обучение происходит легко, исключается момент соревнования и сравнения с достижениями сверстников, что позитивно влияет на самооценку.
  • Основная задача взрослого — заинтересовать. Взаимодействие построено на свободном общении. Педагог всегда выслушивает мнение ученика, не говорит ему, что правильно, а что неправильно, не подсказывает верные ответы на вопросы.
  • Есть обязательные правила соблюдения порядка. Если ученик берёт игрушку, после занятия он должен вернуть её на место. Если он читал книгу, потом её нужно положить туда, где брал.
  • В системе много занятий, связанных с развитием мелкой моторики: нанизывание предметов на основу, угадывание формы, размера, называние предмета вслепую, сортировка предметов.
  • Исключены запреты, критика. Ребёнок может совершать ошибки и самостоятельно находить правильный ответ.
  • Учебные пособия, книги, игрушки ученик берёт на свой выбор. Так развивается самостоятельность. Все игрушки и пособия в комнате для занятий в единственном экземпляре. Это помогает детям находить компромисс, договариваться.

Следуя этим методам, взрослые помогают детям развиваться самостоятельно, учиться легко и с удовольствием.

Создать развивающую среду для ребёнка по Монтессори можно в любом доме. Главное — малыш должен активно участвовать в жизни семьи.

Подпишитесь на нашу рассылку

Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Зачем пробовать метод Монтессори

Методика раннего развития Монтессори даёт возможность освоить все знания и навыки без принуждения, в своём темпе.

Плюсы метода:

  • Дети не сравниваются друг с другом, самооценка ученика и его родителей не страдает.
  • Детям интересно. Они сами выбирают, чем хотят заняться, поэтому не ощущают скуки или сложности поставленной перед ними задачи. Малыш знает, что одно занятие он может в любой момент поменять на другое.
  • Прошедший обучение по системе Монтессори приучен к самостоятельности. Он может сам убрать игрушки, разложить по местам вещи, позаботиться об одежде, обуви и собственной внешности и даже приготовить простые блюда.
  • Чувствуя в процессе обучения уважение к себе, ученик уважительно относится к другим людям, к их мнению, желаниям, достижениям.

Адаптация ребенка к школе

Проблемы адаптационного периода в школе: как помочь ребенку в трудный момент?

Методика Монтессори основана на врождённой любознательности детей раннего возраста, на их стремлении познавать окружающий мир. Но есть случаи, когда система Монтессори не подходит:

  • Родители не могут психологически дать полную самостоятельность сыну или дочери в выборе занятия.
  • Сам обучающийся гиперактивен, неусидчив, слишком подвижен. Такое психологическое состояние не даст ему сосредоточиться ни на одном виде деятельности.
  • Ребёнок не социализирован. Эта проблема в группе Монтессори не решится — на занятиях дети мало общаются между собой. Поэтому проблема может усугубиться.

При всех плюсах, принимая решение отдать ребёнка на обучение по методике Монтессори, необходимо учесть и минусы системы. Главный — сложность адаптации ученика. Если он после группы Монтессори окажется в обычном детсаду или школе с классно-урочной организацией занятий, с другими принципами поведения, с системой оценки «правильно — неправильно» «получилось — не получилось», то результат может не оправдать ожиданий. Поэтому правильно организованная последовательность использования воспитательных методик всегда очень важна.

Редакция Домашней школы «ИнтернетУрок»

Система Монтессори методика раннего развития

Методика была разработана итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори в конце 19 века. Ученая посвятила свою профессиональную деятельность проблемам обучения и развития детей с умственной отсталостью. Монтессори изобрела уникальную методику, основанную на принципах саморазвития.

Обучение отсталых детей по авторской системе имело больший эффект, чем здоровых по классической программе образования. После методика была успешно адаптирована в дошкольных образовательных учреждениях, начальной и средней школе.

Система Монтессори получила широкое распространение за границей, но в России приобрела популярность только в начале 90-х гг. 20 века. Количество образовательных заведений, которые работают по авторской методике, постоянно растет.

Частные школы и детские сады ONE! International School так же проводят обучение по этой методике.

Суть и принципы системы Монтессори

Суть методики раннего развития по Монтессори состоит в индивидуальном подходе к ребенку и организации необходимых условий для самообразования. Роль педагога заключается в минимальном вмешательстве в процесс воспитания. Система базируется на нескольких принципах.

Раннее развитие

В соответствии с теорией Марии Монтессори, формирование 80 % умственных способностей и навыков происходит в возрасте от 0 до 6 лет. В этот период ребенок должен получить максимальный объем знаний и приобрести основные навыки. Система образования Монтессори для самых маленьких детей способствует формированию интеллекта и психики. В раннем возрасте обучение дается проще благодаря активному росту нейронных связей в головном мозге.

В группах собраны дети разного возраста. В этом есть свое преимущество. Старшие заботятся о младших, передают им свои знания и развивают лидерские качества. Малыши берут пример с более взрослых, что ускоряет развитие и способствует формированию навыков взаимопомощи.

Свобода и саморазвитие

Ребенок сам выбирает для себя занятие и решает, сколько времени ему посвятить. Принуждение со стороны взрослых отсутствует, как и обязательная образовательная программа. В таких условиях ребенок испытывает интерес к процессу обучения и тянется к новым знаниям. Педагог лишь показывает, как работать с учебным материалом. Он не вмешивается в процесс и предоставляет возможность самостоятельно исправлять ошибки, приходя на помощь в нужный момент.

Такой метод образования дает уверенность в собственных силах и возможность почувствовать себя взрослым. Педагогическая система Монтессори подразумевает индивидуальный подход. Временные рамки обучения отсутствуют. В одной группе могут заниматься дети с разной скоростью восприятия и освоения материала, не мешая при этом друг другу.

Правильная организация пространства и дисциплина

В классах образовательных учреждений, работающих по методике Монтессори, отсутствуют парты, а учитель выполняет роль наблюдателя. Особых требований к дисциплине нет. Ребенок может свободно передвигаться по комнате, не мешая при этом заниматься другим детям. Это правило негласное и формируется на инстинктивном уровне. Так дети учатся соблюдать личное пространство.

Помещение в Монтессори-классах разделено на несколько зон:

  • практическая. Благодаря развитию моторики ребенок приобретает повседневные навыки – учится застегивать пуговицы, мыть, чистить, резать, зашнуровывать ботинки. Дети также обучаются уходу за растениями и животными;
  • зона сенсорного восприятия. По мнению Марии Монтессори, органы чувств играют самую важную роль в познании мира. Дети знакомятся с окружающей средой, развивают зрительное восприятие и навыки осязания;
  • зона естествознания, или умственного развития. Подразумевает изучение наук – географии, природоведения, биологии;
  • языковая зона;
  • математическая зона. Здесь используются вырезанные из бумаги цифры, деревянные геометрические фигуры, которые способствуют приобретению основных математических знаний.

Педагогическая система Монтессори предусматривает использование специальных пособий и развивающих игр. Они производятся из натуральных материалов и выполнены в спокойной цветовой гамме. Много внимания уделяется работе с природным материалом – камушками, палочками, ракушками, шишками. По мнению Монтессори, многофункциональные развивающие игрушки несут повышенную нагрузку на мозг и препятствуют нормальному развитию.

Все пособия располагаются в зоне доступа ребенка. После занятия он должен вернуть учебный материал на место. Если дидактическое пособие занято, необходимо дождаться, пока оно освободится. Наличие материалов предусмотрено в одном экземпляре. Так дети учатся ждать и договариваться между собой.

Отсутствие критики и оценок

Педагог не оценивает результат работы и не критикует за допущенные ошибки. Ребенка не сравнивают с другими детьми, что способствует повышению самооценки. Благодаря отсутствию критики развивается уверенность в себе. Наказание при плохом поведении носит символический характер и не унижает личность. У детей нет страха осуждения, поэтому занятия приносят удовольствие.

Преимущества системы Монтессори

Методика обучения по программе Монтессори имеет такие преимущества:

  • развитие моторики, внимания, логики, мышления;
  • быстрое освоение бытовых навыков;
  • развитие самостоятельности;
  • обучение построено в игровой форме, что способствует заинтересованности и быстрому восприятию;
  • дети учатся уважать личное пространство и чужое мнение.

Недостатки системы

У методики Монтессори есть несколько недостатков:

  • отсутствие творческой составляющей в обучении. Процесс творчества расценивается как помеха для полноценного развития. При наличии способностей и желании придется посещать кружки отдельно;
  • развиваются только интеллектуальные и практические навыки. Социализации отводится маленькая роль. Детей обучают лишь манерам общения. Взаимодействие между ними минимальное. Они не играют вместе и не учатся дружбе;
  • отсутствие физических упражнений и активных игр;
  • высокая стоимость материалов для обучения;
  • сложность адаптации после Монтессори-садов в обычных учебных заведениях, где необходимо соблюдать дисциплину и подчиняться определенным правилам. Перед школой нужен подготовительный период, для того чтобы ребенок сумел перестроиться;
  • методика не подойдет для детей, у которых есть проблемы в общении со сверстниками. Их социальные навыки только ухудшатся, так как общение в Монтессори-группах сведено к минимуму. Также система неэффективна при обучении гиперактивных детей.

Вывод

Педагогическая методика Монтессори способствует разностороннему развитию и формированию личности. Система имеет свои недостатки. Применение авторского метода в комплексе с другими подходами к обучению обеспечит эффективное развитие всех необходимых навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Раннее детство Монтессори | Опыт работы в классе детского сада Монтессори

Тщательно подготовленные учителя внимательно наблюдают за своими детьми в среде раннего детства, определяя их интересы и способности и разрабатывая индивидуальные планы обучения с учетом потребностей каждого ребенка. Они направляют обучение, вводя новые уроки и уровни сложности по мере необходимости. Учитель предлагает поддержку, время и инструменты, необходимые для того, чтобы естественное любопытство детей способствовало обучению, и предлагает выбор, который помогает им учиться, расти и добиваться успеха.

После участия в демонстрации материала от учителя ваш ребенок может свободно выбирать занятия и работать самостоятельно или с партнером столько времени, сколько пожелает. Поскольку обычно имеется только по одному каждому материалу, ваш ребенок разовьет терпение и самообладание, пока будет ждать, когда материал станет доступным.

Учебная программа Монтессори для детей раннего возраста рассчитана на 3 года. Поскольку учитель направляет вашего ребенка в процессе обучения в своем собственном темпе, ее индивидуальный план обучения может превышать концепции, которые ему преподавали бы в классе, в котором все дети изучают одну и ту же концепцию одновременно.

По мере того, как дети продвигаются вперед, у них развивается способность концентрироваться и принимать решения, а также развивается самоконтроль, вежливость и чувство ответственности перед обществом.

В школах Монтессори академический рост рассматривается как часть здорового развития детей. Этот метод способствует их социальному, эмоциональному и физическому росту, гарантируя, что они, как выразилась доктор Мария Монтессори, «всегда идут по пути радости и любви».

Учебная программа

Класс раннего детства предлагает вашему ребенку 5 областей обучения: практическая жизнь, сенсорика, математика, язык и культурология. Каковы уроки в этих областях?

Практическая жизнь

Дети учатся повседневным навыкам, таким как одевание, приготовление закусок, сервировка стола и уход за растениями и животными. Они также учатся правильному социальному взаимодействию, например, говорить «пожалуйста» и «спасибо», быть добрым и полезным, слушать, не перебивая, и разрешать конфликты мирным путем. В дополнение к обучению конкретным навыкам практические занятия развивают независимость и координацию мелкой и крупной моторики.

Сенсорный

Дети совершенствуют навыки восприятия мира с помощью различных органов чувств и учатся описывать и называть свой опыт, например, шероховатый и гладкий, воспринимаемый посредством прикосновения. Сенсорное обучение помогает детям классифицировать свое окружение и создавать порядок. Он закладывает основу для обучения, развивая способность классифицировать, сортировать и различать — навыки, необходимые в математике, геометрии и языке.

Математика

Благодаря практическим занятиям дети учатся определять числа и сопоставлять их с их количеством, понимать разрядность и систему счисления с основанием 10, а также практиковаться в сложении, вычитании, умножении и делении. Они также изучают закономерности в системе нумерации. При исследовательском подходе дети не просто запоминают математические факты; они обретают твердое понимание смысла, стоящего за ними.

Язык

Занятия в классе дошкольного образования обучают языку, помогают детям приобрести словарный запас и развить навыки, необходимые для письма и чтения. Умению писать, предшествующему чтению, обучают в первую очередь. Используя практические материалы, дети изучают звуки букв, как соединять звуки в слова, как строить предложения и как пользоваться карандашом. Как только эти навыки приобретаются, дети спонтанно учатся читать.

Культурология

Широкий спектр предметов, включая историю, географию, естествознание, искусство и музыку, включен в уроки культурной области учебной программы. Дети узнают о своем сообществе и окружающем мире. Обнаружение сходств и различий между людьми и местами помогает им понять и оценить разнообразие нашего мира, а также уважение ко всем живым существам.

История образования Монтессори

Узнайте, как основание первой школы Монтессори более 100 лет назад привело к всемирному движению.

Рождение движения

В 1906 году д-р Мария Монтессори, итальянский педагог, врач и ученый, только что судившая международный конкурс по предметам научной педагогики и экспериментальной психологии, была приглашена для создания детского центра в Сан-Лоренцо, бедный внутренний район Рима. Там она будет работать с некоторыми из самых обездоленных и ранее не посещавших школу детей.

Она открыла двери 6 января 1907 года, назвав центр Casa dei Bambini — по-итальянски «Детский дом». Доктор Монтессори была полна решимости превратить Casa в качественную образовательную среду для этих молодых людей, которые, как многие думали, неспособны учиться, и она это сделала.

Поначалу дети были непослушными, но вскоре они проявили большой интерес к решению головоломок, обучению готовить еду и убирать окружающую среду, а также участвовать в практических занятиях. Доктор Монтессори заметила, что вскоре дети демонстрировали спокойное, умиротворенное поведение, периоды глубокой концентрации и чувство порядка в заботе об окружающей среде. Она видела, что дети впитывали знания из своего окружения, по сути обучаясь сами.

Используя научные наблюдения и опыт, полученный в ходе ее более ранней работы с маленькими детьми, доктор Монтессори разработала для них уникальные учебные материалы, многие из которых до сих пор используются в классах Монтессори, и создала классную среду, которая способствовала естественному желанию детей учиться.

Новость об успехе школы быстро распространилась по Италии. 7 апреля 1907 года доктор Монтессори открыла второй Casa dei Bambini, также в Сан-Лоренцо. А 18 октября 1907, в Милане, она открыла третью Casa.

Монтессори набирает обороты

Успех школ доктора Монтессори вызвал интерес во всем мире. Высокопоставленные лица приезжали в Рим из разных стран, чтобы воочию увидеть «чудо-детей», которые проявляли концентрацию, внимание и спонтанную самодисциплину.

Инновационный метод Монтессори также начал привлекать внимание известных педагогов, стремящихся его изучить. Некоторым преподавала сама доктор Монтессори. Ее курсы привлекали студентов даже из Чили и Австралии, и в течение нескольких лет школы Монтессори открылись на 5 континентах.

В 1909 году д-р Монтессори опубликовала свою первую книгу « Il Metodo della Pedagogia Scientifica applicato all’educazione infantile nelle Case dei Bambini ». В течение 3 лет он был переведен на 10 языков. Его первые 5000 копий на английском языке с лаконичным названием Метод Монтессори были распроданы за 4 дня.

К 1910 году школы Монтессори можно было найти по всей Западной Европе, и они открывались по всему миру. В 1911 году в США открылась первая школа Монтессори.

К 1914 году на английском языке было написано 187 статей и книг об образовании Монтессори. В одной статье, опубликованной в очень популярном журнале McClure’s Magazine , доктор Монтессори описывается как «образовательный чудотворец».

Д-р Монтессори начала уделять внимание обучению детей младшего школьного возраста в 1916 году. В том же году на международном учебном курсе д-р Монтессори почти половину своих лекций сосредоточила на вновь созданных элементарных материалах. Через год она опубликовала L’autoeducazionne nelle Scuole Elementari , описывающая ее мысли об образовании детей в возрасте от 7 до 11 лет. (Английское название книги: The Advanced Montessori Method .) по воспитанию детей младшего возраста, но в 1920-е годы обратила внимание на подростковый возраст. Она заметила, что на этом этапе развития учащиеся нуждаются в занятиях, которые помогут им понять себя, найти свое место в мире и стать гражданами мира.

Она предложила школы-интернаты, в которых молодые подростки, которых она назвала Erdkinder , или «дети земли», могли бы работать и жить в доверительном сообществе, занимаясь реальной деятельностью, такой как сельское хозяйство или продажа товаров ручной работы. По ее мнению, переживая человеческую взаимозависимость, учащиеся узнают, как устроено общество, и разовьют навыки, необходимые для положительного решения мировых проблем.

Со временем доктор Монтессори также включила в свою учебную программу образование о мире, поскольку она пережила 2 ужасные мировые войны. Воспитание мира и социальной справедливости остается неотъемлемой частью образования Монтессори.

Доктор Монтессори много путешествовала, проводя курсы и лекции и поощряя открытие новых школ. В 1929 году вместе со своим сыном Марио она основала Международную ассоциацию Монтессори, чтобы гарантировать, что ее философия и подход к образованию будут осуществляться так, как она намеревалась.

Мария Монтессори плывет в Америку: личный дневник, 1913 г.