Особенности обучения и воспитания детей с разными типами темперамента: Работа с детьми разных типов темперамента

Типы темперамента детей. Рекомендации по воспитанию детей с различными типами темперамента. | Консультация по теме:

Типы темперамента детей

Рекомендации по воспитанию детей

 с различными типами темперамента

   Темперамент человека – это индивидуальные проявления впечатлительности, возбудимости нервных процессов, уравновешенности и скорости протекания психических процессов.

Тип нервной системы / темперамент

Свойства нервных процессов

«безудержный» / холерик

Сильный, неуравновешенный, подвижный

«живой» / сангвиник

Сильный, уравновешенный, подвижный

«спокойный» / флегматик

Сильный, уравновешенный, инертный

«слабый» / меланхолик

Слабый, неуравновешенный, инертный, или подвижный

 

   Различия детей дошкольного возраста особенно  заметны в играх, бытовых делах, общении со взрослыми и сверстниками. К примеру, одни, медлительно  едят за столом, тогда как другие уже все съели и готовы к играм, одни на неуспех реагируют слезами, тогда как другие « переносят все стойко, в молчании». И это различие заметно во многих сферах жизни ребенка. А в детском саду, где большое количество детей,  эта разница заметна особенно.

Ребенок-сангвиник-  веселый, подвижный, легко сближающийся с людьми. Очень любит общаться, радоваться жизни. Обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. В коллективе такие дети легко находят общий язык со сверстниками, и так же легко приспосабливаются к любой новой обстановке. Как правило,  такой ребенок в группе дружит со всеми. Отрицательные стороны данного типа темперамента в том, что ребенок при всей своей любознательности, может не доводить дело до конца, быть поверхностным, небрежным. А в будущем это может сказаться  на успехах  ребенка в учебе. Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности.  Конструкторы, пазлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность.

Рекомендации по воспитанию:

  • необходимо проявлять требовательность и строгость к сангвинику;
  • важно не оставлять без внимания мелкие нарушения, указывая на необходимость уборки за собой игрушек;
  • следить за тем, чтобы начатое дело было доведено до конца и, важно, с хорошим качество выполнения;
  • небрежную работу следует предложить сделать заново, затем показав конечный итог добросовестной работы;
  • воспитывать внимательное отношение к товарищам для прочных и устойчивых отношений.

Ребенок — холерик  — это огромная « буря» эмоций. Такие дети чаще всего неспокойны, вспыльчивы. Не признают правил и требований. В коллективе такие дети пытаются быть лидерами. Больше предпочитают подвижные игры. Холерик не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Ребенок-холерик — это ужасный непоседа и спорщик. Импульсивен. Задания бросается выполнять, недослушав до конца, все делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок. Холерик очень общителен, но легко может поссориться со всеми. Холерикам рекомендуется заниматься подвижными видами спорта, которые дадут возможность ребенку стремиться к лидерству. Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. И главное, следите, что бы ребенок обязательно доводил начатое дело до конца. Хвалить ребенка, если он проявляет  старательность и усидчивость. И ни в коем случае не ругайте его при всех, ставя кого-то в пример.

Рекомендации по воспитанию:

  • разговаривать с холериком следует тихо, спокойно, но без уговоров;
  • к активности нужно относиться с пониманием, но за два часа до сна следует ограничить все, что действует возбуждающе на его нервную систему. Только спокойные занятия и игры;
  • нужно развивать внимание и усидчивость: настольные игры, лепка, рисование и конструирование;
  • при командных играх нужно воспитывать умение управлять своим поведением и соблюдать правила игры;
  • приучайте холерика к основным правилам общения: просить, а не требовать, говорить спокойно, а не кричать, слушать внимательно, а не перебивать;
  • очень важно соблюдать строгий распорядок дня.

Ребенок-флегматик  отличается терпеливостью и медлительностью. Он мужественно переносит физическую боль. Предпочитает более спокойные игры, не любит беготню и шум.  Для дружбы ребенок-флегматик выбирает узкий круг друзей. Речь у него  немного замедленна, лишена эмоций, мимики, жестов, рассудительна. Флегматик усидчив и внешне спокойный ребенок. Долго запоминает правила игры, но зато потом редко ошибается. Он не отличается большой фантазией и выдумкой, но зато, что касается порядка, то уже с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком. Флегматик может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях. Неудачи не выводят его из себя. Флегматики, при выборе долго колеблются и раздумывают. Развивайте творческое мышление маленького флегматика рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.

Рекомендации по воспитанию:

  • следует чаще побуждать ребенка к активным действиям: подвижные игры, бег, игры-соревнования;
  • нужно привлекать ребенка к совместной коллективной работе;
  • чаще хвалите детей за быстро и качественно выполненную работу;
  • не следует применять угрозы и окрики, излишне торопить ребенка. Все это не приведет к ускорению, а, наоборот, затормозит нервную систему малыша;
  • нужно заранее предупреждать ребенка о смене деятельности.

Ребенок-меланхолик – очень боится новой обстановки, шумных компаний, новых людей. Эти дети нерешительны, скованы, застенчивы, стеснительны. Но дома, с родителями, близкими людьми они открыты и общительны. Меланхолики не стремятся к лидерству. Дети-меланхолики особенно нуждаются в поддержке и одобрении близких.  Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор. Неудачи могут вывести меланхолика из равновесия. Речь меланхолика негромкая, неуверенная. Они редко спорят. Дети- меланхолики быстро устают, опускают руки, если возникают какие-то препятствия. Ведет себя, как «маленький взрослый» — очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит уединение. В постели долго мечтает и размышляет. Часто производит впечатление замкнутого ребенка. Легко переносят одиночество. Меланхолики с трудом включаются в коллективные игры, но включившись в игру, играет с удовольствием. Взрослым необходимо дать понять ребенку-меланхолику, что  люди могут ошибаться, и что неудача не делает его плохим. Хвалите меланхолика по чаще, что бы добавить в нем чуточку уверенности. 

Рекомендации по воспитанию:

  • необходимо ограничивать число игрушек, новые знакомства, и в то же время следует приучать малыша спокойно относиться к новым людям и не бояться шумных игр;
  • категорически нельзя наказывать ребенка, повышать на него голос, подчеркивать перед другими его недостатки;
  • следует чаще хвалить малыша;
  • нужно развивать общительность, расширять круг друзей и приятелей;
  • следует привлекать меланхолика с совместному со взрослым труду.

При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств:

  • у сангвиника – распыленность интересов;
  • у холерика – несдержанности, резкости;
  • у флегматика – вялости, безучастности к окружающему;
  • у меланхолика – замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости.

   Педагогу и родителю важно знать темперамент детей. Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход. Кроме того, благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент. Меры воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали появление слабых сторон темперамента ребенка и поддерживали сильные его стороны.

     

Рекомендации родителям и воспитателям по воспитанию детей с разными типами темперамента

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«ДДЮТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление подготовила

 педагог-психолог

 Смирнова Е. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Ефремов

2015г


 

Темперамент детей дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей и воспитателей

   Физиологической основой темперамента является тип нервной деятельности человека. По мнению И.П.Павлова, сочетание таких свойств нервных процессов, как сила, уравновешенность и подвижность, дают возможность выделить 4 типа нервной системы.

Тип нервной системы /темперамент

Свойства нервных процессов

«безудержный» /холерик

Сильный, неуравновешенный, подвижный

«живой» /сангвиник

Сильный уравновешенный, подвижный

«спокойный» /флегматик

Сильный, уравновешенный, инертный

«слабый» / меланхолик

Сильный, неуравновешенный, инертный

 

     Возникновение и развитие свойств темперамента происходит постепенно, в соответствии с закономерностями психики ребёнка, с одной стороны, и в соответствии со специфическими особенностями созревания каждого из 4-х типов НС, с другой стороны.

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые проявляются в определённой возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и быстроте протекания психической деятельности.

Особенности высшей нервной деятельности у дошкольников проявляются более ярко, чем у взрослого. Они, как подчёркивал Павлов, ещё не прикрыты индивидуальной работой и шаблонами жизни. Этим определением он подчёркивал, что черты темперамента, хотя они и врождённые, могут поддаваться педагогическому воздействию и в некоторой мере изменяться. Кроме того, у взрослых людей они могут маскироваться чертами характера.

Судить о том, к какому типу ВНД принадлежит ребёнок, можно на основе внешнего поведения.

     Ребёнок возбудимого типа – холерик – имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Все реакции ребёнка-холерика носят ярко выраженный характер. Маленький ребёнок проявляет следующие эмоциональные реакции: не просто смеётся, а хохочет, не сердится, а приходит в ярость. У детей этого типа выразительная мимика лица, резкие, порывистые жесты, быстрая, громкая речь; ребёнок стремится воздействовать на то, что видит, переделать окружающую обстановку в соответствии со своими потребностями, желаниями и при этом проявляет завидную энергию, упорству. Дети-холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководят ими.  пытаются руководить и взрослыми. Всё, что требует проявления активности, легко удаётся детям этого типа, и наоборот – ситуации, в которых надо сдержать себя, ограничить свои желания, вызывают у них чувство протеста. Ребёнок с возбудимой нервной системой с трудом засыпает, спит спокойно, но просыпается быстро и сразу же включается в обычный жизненный ритм. Он, за редким исключением, подвижен и деятелен, без конца что-то выдумывает и изобретает, стремится проникнуть в самые запретные места. Кажется,  его энергия неистощима: после бурно проведённого дня ребёнок отказывается ложиться в постель, требует, чтобы ему рассказывали сказку, пытается затеять игру.

В коллективе с такими детьми особенно трудно: они излишне подвижны, шумливы, импульсивны, вспыльчивы, с трудом подчиняются установленным правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры, обижаются на замечания взрослых.

Рекомендации:

— с пониманием относиться к проявлению активности ребёнка

— говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров

— целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка (кино, чтение и т.д.) — всё должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия

— необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (без соревнований), конструирование, рисование, лепка – всё что требует усидчивости

— воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами). Где он будет подчиняться.

— приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с другими, просить, а не требовать

— необходимо строго соблюдать режим дня.

     Дети спокойного типа – сангвиники – с сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой. Внешне они похожи на детей – холериков тем, что активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко. У ребёнка-сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам. Ребёнок быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям, и наоборот. Особенность сангвиников – их лёгкая приспособляемость к любым условиям. Ребёнок охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причём могут и руководить, и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на всё что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями. Ребёнок за короткое время легко осваивается в яслях, в детском саду, период привыкания к детскому саду длится недолго – утром привели в детский сад, а к вечеру он чувствует себя как дома.

Общительность, покладистость, жизнерадостность детей располагает к ним взрослых, поэтому иногда за внешней формой поведения могут скрываться первые проявления не очень-то привлекательных черт характера. Из-за того что нервная система сангвиника отличается податливостью, пластичностью, он способен переключаться с одного занятия на другое. В некоторых  обстоятельствах это качество играет положительную роль: ребёнок легко включается в новую деятельность, может отказаться, если нужно, от привлекательных действий. В тоже время эта пластичность малыша может оборачиваться  отрицательной стороной: ребёнок меняет одну за другой игрушки, имеет много товарищей, но ни одного близкого друга, за всё берётся, но ничего не доводит до конца. Основное свойство данного сангвиника – неустойчивость (поведения, интересов, привязанностей). У ребёнка быстро формируются привычки, навыки,  но столь же быстро они разрушаются. Поэтому основная работа с ребёнком-сангвиником  — формирование у него настойчивости. Ребёнок послушен.
Но разве послушание не может обернуться бедой? Он слушается родителей, но также слушается совета случайных прохожих. У ребёнка разнообразные интересы, но постоянно расширяясь они становятся поверхностными. Дети-сангвиники стараются записаться в разные кружки, но ни в одном из них не достигают успехов – не хватает настойчивости. Ребёнок берётся за любое дело, но стремится быстрее завершить его, чтобы взяться за другое, более интересное. Сангвиник быстро устаёт от однообразия, а оно присутствует в любой деятельности, ребёнок сразу же стремиться его завершить.

Рекомендации:

— важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку. Контролировать его действия и поступки

— обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки)

— необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать заниматься другим делом, если не выполнено первое)

— целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново, показать ребёнку конечный результат добросовестных действий

— важно формировать у ребёнка устойчивые интересы, не допускать частой смены деятельности

учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения

     Ребёнок — флегматик – имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. В раннем детстве это спокойный малыш, который много спит, проснувшись -лежит спокойно, редко плачет, редко смеётся. Дети- флегматики трудно засыпают и просыпаются с трудом, после сна остаются некоторое время вялыми. Все реакции таких детей имеют нечёткий характер: смеются негромко, плачут тихо, мимика слабо выражена. Нет лишних движений, жестов. Речь тоже особая – неторопливая, с паузами не только между предложениями, но и между словами. Ему трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между вопросом к ребёнку и его ответом следует пауза. Прежде чем начать деятельность, следует период раскачки, внешнего бездействия. Приступив к делу, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий. А вот прекратить то, что он начал, ему трудно,  особенно в тех случаях, когда ему предстоит заниматься новым, незнакомым делом. Поведение ребёнка-флегматика отличается устойчивостью, его трудно вывести из себя. Привычки, навыки формируются долго, но, сформировавшись, становятся прочными.

Всё новое, непривычное для ребёнка воспринимается не сразу. Поступление в детский сад связано с некоторыми сложностями: ребёнок долго приспосабливается к новому режиму, с трудом расстаётся с родителями, не принимает участие в играх детей. Флегматики неуютно себя чувствуют в гостях, неохотно знакомятся с новыми детьми. В привычной обстановке ребёнок без принуждения выполняет правила поведения, справляется с незнакомой работой, любое дело выполняют тщательно и аккуратно. Как и всякий ребёнок, флегматик имеет свои положительные и отрицательные стороны, связанные с особенностями нервной системы.
Положительные стороны
– это стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надёжности, по всех проявлениях,

отрицательные – вялость, низкая активность, замедленный темп действий.

Рекомендации:

— нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка

— не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий

— следует чаще хвалить детей за их быстрые действия

— необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера

— следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег)

— побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его

— нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности

привлекать ребёнка к деятельности в коллективе

     Дети со слабой нервной системой – меланхолики – отличаются повышенной чуткостью, ранимостью. Слабость нервных процессов не обозначает неполноценности. Просто у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители: быстро наступает утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения. Меланхолик — это тип ребёнка, о котором говорят, что его «не видно и не слышно». Он громко не кричит, не смеётся, а улыбается, не просит, а жалобно смотрит на желаемое, малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Ему не свойственно активно включаться в разговор, демонстрировать свои знания и умения. Ребёнок говорит тихо, нерешительно, запинается. Он склонен к играм в одиночестве или с товарищем, которого хорошо знает, шумные сверстники его утомляют. Чувства меланхолика глубоки, длительны, но внешне почти не выражаются, что иногда вводит взрослых в заблуждение. Поскольку нервная система не выдерживает длительных раздражителей, дети быстро устают – от шума, от новых людей, от замечаний. Всякий нажим ещё более усиливает усталость. Резкий тон, принуждения подавляют и без того малую активность меланхолика. У детей с трудом формируются навыки, долго не складываются привычки, но всё что у них удаётся сформировать, отличается прочностью, надёжностью, устойчивостью и не требует дополнительного контроля. Основные недостатки ребёнка меланхолика  — пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность. В то же время они имеют такие ценные свойства, как чуткость, отзывчивость, устойчивость интересов, привязанностей, привычек. Дети с большими трудностями входят в коллектив, долго не могут привыкнуть к режиму в детском саду, плачут, отказываются от игр, занятий, бывает, что вообще длительное время не отвечают на вопросы взрослых и детей в детском саду.

Рекомендации:  

 

— нужно ограничить шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться большого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку

— нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки

— целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определённо

— ребёнку полезно заниматься спортом

— необходимо разнообразить жизнь ребёнка

— надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми

— важно развивать у него общительность

необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.

Вывод:

           Из характеристики темпераментов ясно, что нельзя детей с различным темпераментом воспитывать одинаково. Очевидно, этим и можно объяснить, что в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди. Родители в таких случаях часто говорят: «Мы же их воспитываем одинаково». Именно – одинаково, а надо было воспитывать неодинаково, учитывая природный тип нервной системы, который мог быть различным, и условия жизни, которые изменились с момента появления первого ребёнка.

      «В процессе воспитания, писал Б.М. Теплов, — следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учётом особенностей нервной системы воспитания». Знание черт темперамента даст возможность осуществить индивидуальный подход в воспитании личности, так как нет одинаковых  условий, нет одинакового материала, на котором формируется личность. 

Справочник по материалам для младенцев и малышей | Система обучения и технической поддержки детей младшего возраста

Скачать статью Понимание и адаптация к индивидуальному темпераменту PDF .

Статья — Темпераменты

Загрузить задание, Ваш темперамент и создание «Хорошей фигуры» .

Деятельность – Соответствие требованиям

Темперамент – это основная природа человека или естественный образ жизни. Изучение темперамента может помочь вам понять и объяснить поведение ребенка, что, в свою очередь, может привести к более чуткому и индивидуальному уходу за младенцами и детьми ясельного возраста. Требуется время, чтобы узнать о темпераменте человека. Наблюдение за ежедневными занятиями по уходу и играми, а также общение с семьями может помочь учителям узнать об уникальном темпераменте каждого ребенка и найти способы поддержать ребенка.

Каждый человек рождается с определенным темпераментом, который выражается в том, как он или она относится, подходит и реагирует на взаимодействия и переживания в мире (Thomas & Chess, 1977). В своем знаменательном исследовании, основанном на обширных интервью с родителями о поведении их младенцев, исследователи Александр Томас и Стелла Чесс определили девять черт человеческого темперамента. Вот список из девяти черт, приведенный на рис. 6.1 книги Д. С. Виттмера и С. Х. Петерсена, 9.0003 Развитие младенцев и малышей и планирование программ реагирования: подход, основанный на отношениях (2017, стр. 122):

  1. Уровень активности: количество физических движений
  2. Биологические ритмы: регулярность приема пищи, сна, выделения
  3. Подход/отход: комфорт в новых ситуациях
  4. Настроение: количество времени, проведенное в приятном, веселом настроении, в отличие от суеты, плача или сопротивления другим
  5. Интенсивность реакции: Уровень энергии эмоциональных проявлений
  6. Чувствительность: реакция на сенсорную информацию, включая свет, звуки, текстуры, запахи, вкусы
  7. Адаптивность: способность управлять изменениями в рутине или восстанавливаться после расстройства
  8. Отвлекаемость: насколько легко отвлекается внимание ребенка
  9. Настойчивость: как долго ребенок будет заниматься сложной деятельностью, прежде чем бросить (Томас, Чесс, Берч, Хертиг, Корм, 1963)

В общем, ребенок будет демонстрировать определенное поведение для каждой черты. Например, один младенец может быть чрезвычайно активным и иметь острую потребность в постоянном движении, в то время как другой младенец может быть счастлив медленно передвигаться по окружающей среде, наблюдая за вещами. Один малыш может пробовать что-то снова и снова, проявляя высокую настойчивость, пока не добьется успеха, в то время как другой может попробовать что-то один раз и, если это не сработает, бросить попытки. Один младенец может очень интенсивно реагировать на изменения температуры, например, на холодную влажную салфетку, и громко кричать. Другой младенец может иметь такие же физические ощущения при изменении температуры, но интенсивность его реакции будет слабой; он может сделать лицо или отвернуться. Это не означает, что он чувствует это меньше, чем кричащий младенец, и это важный момент, о котором должны знать учителя, работая с детьми, находящимися на их попечении. Ребенок с самым громким голосом может не быть ребенком с самой большой потребностью в данный момент.

Эти девять черт темперамента часто встречаются в группах, называемых типами или стилями темперамента. Эти три типа следующие:

  • Легкие или гибкие: Дети с таким темпераментом, как правило, легкомысленны, счастливы, спокойны и легко адаптируются, имеют регулярный сон и привычки в еде.
  • Активный или дерзкий: Дети с таким темпераментом могут быть очень активными, суетливыми и иметь сильные положительные или отрицательные реакции на различные ситуации. Они также могут иметь нерегулярный сон и привычки в еде.
  • От медлительности к теплоте или осторожности: Дети с таким темпераментом могут быть нерешительными или боязливыми в незнакомых ситуациях, двигаться медленно и предпочитают некоторое время наблюдать за ситуацией, прежде чем присоединиться к ней. новый опекун или сдвиг в распорядке дня.

Хотя нетрудно представить, что все дети точно соответствуют одному из трех типов темперамента, некоторые дети обладают характеристиками более чем одного из этих типов темперамента. Таким образом, понимание того, как конкретный ребенок выражает или переживает девять черт темперамента, даст вам более глубокое понимание его или ее уникальных потребностей и поведения, чем это может сделать конкретный стиль.

Беседы с родителями и членами семьи помогут вам лучше понять индивидуальный темперамент ребенка. Семьи часто рассказывают нам о поведении своих детей дома, что им нравится или не нравится, и как они могут быть с незнакомцами или членами расширенной семьи. Поделитесь историями о том, что вы наблюдаете, и о том, как вы адаптируете свой уход и взаимодействие, чтобы наилучшим образом удовлетворить уникальные потребности, интересы и способности их ребенка, и спросите родителей, что они испытывают дома. Вы также можете попросить семьи сотрудничать с вами в проведении оценки развития их ребенка. Эта информация добавит детали, которые помогут вам понять индивидуальные потребности своего ребенка. Вы также можете поделиться информацией или ресурсами с родителями, такими как это видео о темпераменте от нуля до трех.

Чтобы помочь вам понять индивидуальные особенности темперамента, Центр консультирования по вопросам психического здоровья детей раннего возраста предоставил Инструмент изучения темперамента младенцев (IT 3 ), разработанный Центром развития ребенка и человека Джорджтаунского университета. Этот интерактивный сайт знакомит вас с девятью чертами темперамента и содержит онлайн-опрос, который вы можете пройти, чтобы оценить черты темперамента у взрослых и детей. Инструмент IT 3 также доступен на испанском языке.

Обеспечение качества прилегания

В отношениях между взрослым и младенцем или малышом взрослый обязан приспособиться к темпераментным потребностям каждого ребенка. То, как вы меняете свое поведение и ожидания, основанные на вашем понимании другого человека, является основой «хорошего соответствия». По сути, вы подгоняете себя под ребенка. Хорошее соответствие происходит, когда взрослый меняет ожидания и методы, чтобы поддержать уникальный темперамент и способности конкретного ребенка (Центр консультаций по психическому здоровью в раннем детстве, nd). Со временем и при поддержке заботливых взрослых каждый ребенок может научиться управлять своим темпераментом и приспосабливаться к требованиям повседневной жизни.

Вот пример того, как взрослый может адаптироваться к ребенку, чтобы создать среду, в которой он или она может процветать, добиваться успеха и развиваться в соответствии со своим потенциалом: Взрослый признает, что маленький ребенок должен наблюдать за другими детьми. в песочнице перед тем, как войти, и оказывает поддержку, находясь рядом, комментируя, что делают другие дети, и мягко приглашая ребенка поиграть, когда он будет готов.

Вопросы для размышления

  • Чем отличается ваше взаимодействие с каждым младенцем и малышом, находящимся под вашим присмотром?
  • Как поддержать младенца, который отчаянно плачет, когда его отец уходит утром?
  • Как вы реагируете, когда малыш мчится на игровую площадку и едва успевает попрощаться с бабушкой на выходе?
  • Нравится ли вам напряженное время для игр или вы предпочитаете дневную тишину, когда некоторые дети могут дремать, а у вас есть время, чтобы прижаться и поиграть с одним или двумя младенцами? Что вам нравится во времени, которое вы предпочитаете? Что это говорит вам о вас самих и о вашем темпераменте?

Ваши чувства и реакции на такого рода повседневные переживания являются признаками вашего темперамента. В то же время, как воспитатель, вы также адаптируетесь к индивидуальному темпераменту детей, находящихся под вашим присмотром.

  • Как изменить то, как вы говорите, двигаетесь или взаимодействуете с ребенком, исходя из того, что вы о нем знаете?
  • Одному малышу нравится, когда его сжимают и щекочут, а другому нравится нежное прикосновение к руке?
  • Вы когда-нибудь заботились о детях, которым не очень нравится, когда их обнимают, хотя вам очень нравится прижимать их к себе?
  • Размышляя над этими вопросами, приходят ли вам на ум некоторые дети и взрослые в вашей жизни?

Иногда люди думают, что если темпераменты взрослого и ребенка схожи, то установить соответствие может быть легче. В некоторых случаях это может быть правдой, например, если и взрослый, и ребенок предпочитают спокойную, предсказуемую обстановку. Но часто люди получают пользу от общения с теми, чей темперамент сильно отличается от их собственного. Можете ли вы вспомнить человека в своей жизни, который может быть более общительным, чем вы, который вовлекает вас в опыт, который вы могли бы упустить? Или в вашей жизни есть человек, который немного сдерживается и, возможно, не дает вам слишком быстро вмешиваться в дела? Нам не нужно быть похожими на других людей, чтобы ладить друг с другом.

Подумайте о чертах темперамента, которые вы наблюдаете у детей, и попросите семьи поделиться тем, что они видят. Похож ли темперамент у ребенка на члена семьи? Часто братья и сестры выражают очень разные темпераменты друг от друга, и это может быть большой корректировкой для растущих семей. Регулярные двусторонние беседы с семьями помогут вам лучше понять каждого ребенка, находящегося на вашем попечении.

К преимуществам установления хорошей физической формы по мере того, как вы адаптируетесь к индивидуальным потребностям младенцев и детей ясельного возраста в условиях группового ухода, относятся следующие:

  • Уважительное и чуткое отношение к каждому ребенку и его семье;
  • Среда, в которой каждый человек воспринимается как личность;
  • Предвидение того, как дети могут вести себя или реагировать до того, как возникнет проблема;
  • Наблюдение и обмен наблюдениями за развитием ребенка с семьей ребенка; и
  • Развитие у детей здорового самоощущения.

Ниже приведены основные соображения, которые следует учитывать при создании идеальной посадки для поддержки стилей темперамента младенцев и детей ясельного возраста, находящихся под вашим присмотром.

  • Взаимодействуйте с семьями, задавая вопросы об их младенцах или малышах, например следующие:
    • Как ваш ребенок реагирует на новые впечатления, например, на незнакомых гостей или на поездку в первый раз?
    • Предсказуемы ли режимы сна, приема пищи и опорожнения вашего ребенка или они меняются изо дня в день?
    • Как ваш ребенок исследует мир? Он или она склонны попадать прямо в гущу событий или предпочитают какое-то время наблюдать издалека?
  • Как среда ухода за детьми поддерживает разные темпераменты детей?
    • Есть ли у детей свободный доступ к местам, где они могут быть активными и занятыми, и к отдельным местам, где они могут побыть в тишине и покое?
    • Как уровень шума, яркий свет и температура в помещении могут повлиять на каждого ребенка?
    • Как пространства для повседневного ухода, такие как прием пищи и подгузники, позволяют выбирать? Например, может ли малыш самостоятельно забраться на пеленальный столик?
    • Можно ли держать младенца на коленях во время еды или сидеть на маленьком стульчике за столом?
  • Как распорядок дня может способствовать разным темпераментам детей?
    • Есть ли у детей достаточно свободного времени для исследований и игр, позволяющих детям заниматься своими интересами в своем собственном темпе?
    • Выстраиваете ли вы время один на один с каждым младенцем или малышом, чтобы воссоединиться и быть вместе таким образом, который лучше всего подходит для каждого ребенка?
    • Может ли каждый ребенок есть, когда голоден, и спать, когда устал? Обращаете ли вы внимание на то, как эти потребности меняются по мере развития детей?
    • Являются ли переходы — например, от еды к отдыху или от внешнего к внутреннему — предсказуемыми и запланированными таким образом, чтобы каждый ребенок мог приспособиться к предстоящим изменениям?
    • Соблюдается ли в ежедневном расписании баланс времени в помещении и на улице или свободный доступ между помещением и на улице, когда позволяет погода?
  • Как ваш темперамент, ожидания, речь и действия могут повлиять на каждого ребенка и группу в целом?
    • Вы говорите громко или тихо?
    • Вы предпочитаете быть активным или тихим?
    • Вам нравится предсказуемый распорядок или вы предпочитаете что-то менять, чтобы сделать день веселее?
    • За какими детьми вам легче ухаживать и как это может быть связано с естественным соответствием вашего темперамента?
    • Есть ли на вашем попечении младенцы и дети младшего возраста, которым нужно, чтобы вы изменили свой собственный стиль? Например, если вы склонны к активности, есть ли ребенок, который лучше реагирует, когда вы замедляетесь, успокаиваетесь и ждете?
    • Находите ли вы способы, чтобы активный ребенок мог свободно двигаться, даже если вы предпочитаете, чтобы он сидел рядом с вами и читал книгу?

Работа по обеспечению хорошей физической формы для каждого ребенка принесет пользу всей группе младенцев и детей ясельного возраста и покажет семьям, что вы заботитесь, уважаете и готовы поддерживать каждого ребенка. Ваши знания и понимание того, как адаптироваться к темпераменту ребенка, могут помочь вам почувствовать связь и сделать вашу повседневную жизнь с младенцами и малышами еще более приятной.

Справочная информация

Центр консультирования по вопросам психического здоровья детей раннего возраста. (н.д.). Инструмент для изучения темперамента младенцев (IT 3 ). Джорджтаунский университет: Центр развития ребенка и человека. Получено с https://www.ecmhc.org/temperament/02-introduction.html

Томас А. и Чесс С. (1977). Темперамент и развитие . Нью-Йорк: Брунер/Мазель.

Томас А., Чесс С., Берч Х.Г., Герциг М.Е. и Корн С. (1963). Поведенческая индивидуальность в раннем детстве. Нью-Йорк, Нью-Йорк: New York University Press

Виттмер, Д.С., и Петерсен, С.Х. (2017). Развитие младенцев и детей ясельного возраста и оперативное планирование программ: подход, основанный на отношениях (4-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пирсон.

Знайте темперамент вашего ребенка, чтобы лучше учиться в школе

Это первая неделя в школе для третьеклассников Тимми, Кевина и Эндрю. Все три мальчика сообразительны и хорошо учатся, но они поразительно отличаются друг от друга по своему личному стилю и темпераменту:

  • Тимми — общительный, дружелюбный ребенок, который хорошо ладит со взрослыми и другими детьми. Он любит новые впечатления, хорошо приспосабливается к распорядку в классе и редко расстраивается или злится; он с нетерпением ждет начала занятий в своем новом классе.
  • Кевин тихий и застенчивый, и ему нужно время, чтобы почувствовать себя комфортно перед лицом новых людей, новых мест и новых впечатлений. Первые дни в школе для него неудобны, даже страшны. Он не хочет начинать новый учебный год в новом классе.
  • Эндрю очень активен, быстро реагирует и напорист. Ему трудно усидеть на месте и сосредоточиться в школе, и он часто слишком остро реагирует на своих учителей и одноклассников. Он помнит стрессы последнего учебного года и мечтает просто остаться дома.

Эти различия в темпераменте будут способствовать адаптации и успехам мальчиков в новом классе, в некоторых случаях делая год счастливым и успешным, а в других добавляя стресса и проблем.

Что такое темперамент?

Темперамент описывает индивидуальные стили или «как» поведения. Эти личностные характеристики можно увидеть, когда дети играют с друзьями, выполняют математическое задание или смотрят телевизор. Все мы отличаем детей, которые всегда в движении, в отличие от других, которые двигаются медленно и осознанно. Мы также знаем детей, которые чрезмерно напряжены, вспыльчивы, легко раздражаются и расстраиваются. Третьи дети застенчивы, беспокойны в новых ситуациях и с новыми людьми. Эти индивидуальные различия в темпераменте таковы:

  • биологически обусловленный
  • проявляющийся в раннем возрасте
  • характерный для людей с течением времени и в различных ситуациях

Как обсуждалось в первой статье этой серии, различия в темпераменте влияют на то, как дети ладят со своими семьями дома. Они также влияют на то, как они ладят в школе. Особенно важно распознавать индивидуальные различия в темпераменте, когда у ребенка проблемы с обучением или вниманием, потому что родителям и учителям необходимо выяснить причины поведения ребенка.

Параметры темперамента Томаса и Чесса

Психиатры Александр Томас и Стелла Чесс (1977) определили девять параметров темперамента, которые способствуют взаимодействию между детьми и их родителями. Восемь из этих аспектов имеют непосредственное отношение к взаимодействию между учениками и учителями и способствуют адаптации учащихся в школе. Восемь измерений:

  • Сенсорный порог
  • Уровень активности
  • Интенсивность
  • Приспособляемость
  • Настроение
  • Приближение/отстранение
  • Настойчивость
  • Отвлекаемость

Тимми, Кевин и Эндрю являются примерами типов темперамента. ». С точки зрения темперамента:

  • Легкие дети , , такие как Тимми, легко адаптируются, позитивно настроены и заинтересованы в новых впечатлениях; они хорошо ладят с другими, общительны и дружелюбны.
  • Дети с медленным согреванием , , как и Кевин, обычно замкнуты и негативны, когда сталкиваются с новыми ситуациями и новыми людьми; изначально они медленно адаптируются к изменениям, но со временем они хорошо адаптируются.
  • Трудные дети , , такие как Эндрю, склонны к напряженности, низкой адаптивности и негативному настроению, а также негативной реакции на новизну.

Как темперамент влияет на школьный опыт ребенка

Успеваемость в школе, очевидно, связана со способностями ребенка, его мотивацией, его опытом и качеством обучения, которое он получает. Достижения также связаны с темпераментом. Подумайте, как ребенок должен адаптироваться к заданию по чтению или математике, особенно если задание длинное и сложное. Ребенок должен «успокоиться», сосредоточить энергию и внимание, приспособиться к новым направлениям, не отвлекаться и упорствовать, даже если задание может быть скучным или трудным. В нашем исследовании в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе мы определили параметры темперамента и факторы, влияющие на успехи ребенка в учебе в школе (Keogh, 2003). Наиболее важной была ориентация на задачу, которая связана с такими параметрами темперамента, как уровень активности, отвлекаемость и настойчивость.

Наши результаты, как и результаты других исследователей, подтвердили, что ребенок, достигший успехов, способен соответствующим образом умерить физическую активность, свести к минимуму отвлекающие факторы, сосредоточиться на задаче и упорствовать. Учителям нравятся ученики с такими характеристиками темперамента, и им легко обучать. Дети с менее позитивным темпераментом часто рассматриваются учителями как менее способные к обучению, требующие больше времени учителя, управления и обучения.

Важно отметить, что учительница, как и каждый ее ученик, привносит в класс свой темперамент. Некоторые учителя активны, быстро реагируют и настойчивы. Другие преднамеренны, сдержанны и рефлексивны. Эти различия проявляются в классе. Классы различаются по темпу обучения, по характеру личных взаимодействий и по эмоциональному тону в классе.

К счастью, во многих случаях ученик и учитель подходят друг другу хорошо, так что обоим комфортно и жизнь в классе идет позитивно. Однако в некоторых случаях соответствие темпераментов учителя и ребенка не столь позитивно, и и ученик, и учитель разочарованы и несчастны. Представьте себе Кевина, медленно разогревающегося мальчика, в быстро развивающемся, часто меняющемся классе, где энергичный учитель быстр, настойчив и ожидает быстрой реакции от учеников. Представьте Эндрю в медленном классе, где учитель делает упор на порядок и тишину, а задания длинные. Высокая активность, отвлекаемость и низкая настойчивость Андрея повышают вероятность возникновения проблем.

Как понимание темперамента помогает вашему ребенку в школе

В школьном возрасте дети проводят много часов бодрствования вдали от дома и родителей. В школе они должны приспосабливаться к новым требованиям, к новым взрослым и к множеству разных детей. Они должны научиться следовать сложным правилам в классе и на игровой площадке, и они должны усвоить, что их личные желания и потребности не всегда являются приоритетными. Для некоторых детей переход из дома в школу проходит легко, и они процветают. Для других переход не прост, и им трудно приспособиться. Для такого медленно согревающегося ребенка, как Кевин, первые недели часто полны беспокойства, и он может казаться замкнутым и немотивированным. Для Эндрю новые требования могут привести к чрезмерной реакции, увеличив его интенсивность и активность.

Темперамент и дети с LD

Как и все дети, ребенок с LD может иметь легкий, трудный или медленный темперамент. Важно разобраться, какое поведение связано с темпераментом, а какое является признаком неспособности к обучению или проблем с вниманием. Поскольку причины поведения каждого ребенка могут быть разными — LD, AD/HD или темперамент — реакция на поведение каждого ребенка должна быть разной. Когда проблема с обучением вызвана неспособностью к обучению, такой как дислексия, со временем требуются специализированные и интенсивные стратегии обучения. Однако многие проблемы с достижениями и адаптацией в школе являются результатом плохого соответствия между темпераментом ребенка и его школьной ситуацией, и такие проблемы часто реагируют на относительно простые изменения в учебной программе и классе. Например, медленно согревающемуся ребенку может потребоваться дополнительное время и помощь, когда он начинает новый проект. Ребенку с высокой активностью может потребоваться регулярная рутина, которая поможет ему остыть после перемены или обеденного перерыва.

Возможная путаница может возникнуть при попытке выяснить, является ли проблемное поведение результатом темперамента или синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ). Характерными поведениями при СДВГ являются высокая активность, импульсивность и отвлекаемость, то же самое поведение, которое может быть выражением темперамента. Очевидно, что поведение, отражающее темперамент ребенка, и поведение, возникающее в результате СДВГ, могут частично совпадать. Если такое поведение является чрезмерным и экстремальным и относительно не подвержено влиянию изменений в окружающей среде, то оно, вероятно, не основано на темпераменте и, следовательно, может потребовать конкретных, более глубоких вмешательств. Однако не все дети с трудным темпераментом имеют СДВГ, и среди детей с СДВГ существуют различия в темпераменте. Поскольку последствия для лечения различаются, важно распознать основную основу поведения.

Как вы можете помочь своему ребенку в школе

Как родитель вы лучше всех знаете своего ребенка. Есть несколько способов, которыми вы можете помочь своему ребенку в школе. Признание и помощь ребенку в понимании его собственного темперамента — это то, с чего стоит начать. С годами вы узнали, как ваш ребенок реагирует на вызовы, на новый опыт, на рутину и на повседневное взаимодействие с другими людьми. Вы также узнали, как реагировать на его индивидуальный стиль поведения. Самосознание — это первый шаг к изменению поведения, поэтому используйте свой опыт, чтобы поговорить с ребенком о его темпераменте в контексте школы. Помогите ему понять, чем похожи ожидания от его поведения в школе и дома и чем они отличаются. Помогите ему понять, как его собственный темперамент влияет на его чувства и поведение, а также какое влияние это оказывает на других.

Поговорите со своим энергичным, активным и отвлекаемым ребенком о ситуациях в школе, которые в прошлом приводили к проблемам. Часто ли ваш высокоактивный ребенок устраивал перестрелки с другими мальчиками, стоя в очереди на перемену? Были ли у него проблемы с установкой на работу утром или после того, как он пришел с игровой площадки? Обсудите другие способы, которыми он мог бы справиться со стрессовыми или трудными ситуациями. Совместное определение того, когда и где возникают проблемы, может помочь вашему ребенку предвидеть и избегать конфронтации.

Первые недели в школе могут быть особенно напряженными для медленно согревающихся детей, поскольку они сталкиваются с новыми людьми и новыми требованиями. Вы можете помочь своему ребенку, познакомив его с распорядком и ожиданиями школьной жизни. Если есть возможность, сходите с ребенком в школу перед первым днем, чтобы встретиться с учителем и посмотреть класс. Это может помочь ему или ей познакомиться с учителем, посмотреть комнату, посетить столовую, узнать, как найти уборную, другими словами, освоиться в этой новой ситуации. Проверьте, есть ли у вашего ребенка друг, который учится в том же классе. Было показано, что наличие приятеля очень полезно, когда дети идут в новую школу или класс.

Работа с учителем вашего ребенка

Знание индивидуальных различий темперамента детей важно для учителей при управлении классом. Поговорите с учителем о темпераменте вашего ребенка. Честно признайте, что он застенчив и медленно разминается, или же он энергичен и напорист и склонен слишком остро реагировать. Поговорите о том, как ваш ребенок живет в семье и какие реакции на его поведение оказались эффективными. Дайте понять учителю, что вы готовы и готовы работать с ребенком дома. Принимайте участие в совместной деятельности.

И родители, и учителя часто ошибочно связывают поведение ребенка с его мотивацией и по понятным причинам расстраиваются и злятся, когда считают плохое поведение целенаправленным или чем-то, что ребенок мог бы изменить, если бы «он только старался больше». Когда взрослые осознают, что поведение отражает индивидуальные различия в темпераменте, а не мотивацию, это помогает им переосмыслить поведение, подумать о соответствии ребенка ситуации и внести необходимые коррективы. Например, чтобы избежать проблем, энергичным детям могут потребоваться частые возможности для допустимых перерывов в деятельности, таких как выполнение поручений учителя или уборка доски. Интенсивным детям может понадобиться напоминание, чтобы они говорили нормальным голосом, а не кричали, или считали до десяти, прежде чем реагировать на другого ребенка. Детям, которые медленно разогреваются, может понадобиться время и помощь, когда они начинают новое задание, и им могут понадобиться напоминания, когда в распорядке дня произойдут изменения.

Осознание индивидуальных различий в темпераменте ведет к более тщательному рассмотрению контекста или ситуации, в которой происходит плохое поведение. Спросите у учителя, что он думает о проблемах, и попросите ее определить, в какое время суток возникают проблемы, в каких ситуациях, например, на уроках математики, на игровой площадке или в столовой. Поощряйте учителя быть конкретным в описании проблемного поведения. Поделитесь своим домашним опытом с ребенком.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts