Особенности развития детей дошкольного возраста
Консультация воспитателя Особенности развития детей дошкольного возраста.
Зайцевой Марии Александровны
К дошкольному возрасту относится период детства от 3 до 7 лет. Именно в это время происходит интенсивное созревание и развитие систем и функций организма: увеличивается рост малыша (на 20-25 см), масса тела, совершенствуется нервная система. Все это создает предпосылки для последующего становления личности ребенка, появления познавательных психических процессов и овладения различными видами деятельности.
Особенности развития детей
младшего дошкольного возраста
Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с прежним миром.
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащении его деятельности новым содержание.
Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требования «я – сам», прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей.
Поэтому задача взрослого – поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное – помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.
Стремление к самостоятельности формируется в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной деятельности ребенок осваивает способы и приемы действий, знакомится с примером поведения и отношения, учится самостоятельно действовать с учетом растущих возможностей и стремится добиться лучшего результата.
Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя.
К концу младшего дошкольного возраста начинается активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
Взрослый должен поощрять познавательную активность ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Вместе с детьми взрослый переживает чувства удивления, радости познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям.
На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками, открываютсяновые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, без которых невозможно правильное социальное развитие. Для того чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, он должен сначала научиться переживать близким людям – родителям, воспитателю, сверстникам.
Умение взрослого передать свои чувства, вызвать у ребенка эмоциональный отклик является необходимым условием пробуждения сопереживания. Взрослый показывает детям пример гуманного, доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением взрослый поддерживает стремление к положительным поступкам, способствует становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.
Дети 3-4 лет – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития.
Особенности развития детей среднего дошкольного возраста
Детям исполнилось 4 года. Они перешли в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности появился ряд новых черт, отличающих их от малышей. Возросли физические возможности детей, они испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.
Дети данного возраста отличаются довольно высокой возбудимостью, слабостью тормозных процессов, поэтому требуют частой смены деятельности. Это помогает ребенку восстановить силы и успокоиться.
На 5-ом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Речевые контакты становятся более длительными и активными.
Особое внимание должно уделяться детям, которые по причине робости, застенчивости, агрессивности не могут найти себе друзей в группе, то есть не реализуют свою возрастную потребность в общении. Это может привести в дальнейшем к личностным деформациям.
В каждом подобном случае взрослый анализирует причины и находит пути налаживания контактов ребенка со сверстниками.Новые черты появляются в общении средних дошкольников с взрослыми. Дети данного возраста активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты. Доброжелательное, заинтересованное отношение взрослого к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает с одной стороны, поддерживать и направлять детскую познавательную активность в нужное русло, с другой – укрепляет доверие ребенка к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.
Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения с взрослыми приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.
Дошкольник 5-ого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.
У детей этого года жизни ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни.
У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы – заявления детей что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование. Между тем «заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердится в правильном поведении.
Дети среднего возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства. Взрослый пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.
Взрослый развивает эстетические чувства детей. Он обращает их внимание на красоту природы, звучание музыки, яркость и изобразительных средств.
Ежедневно взрослый должен находить время для доверительного общения с детьми, чтения им художественной литературы, рассказывания сказок, историй из личного опыта, для прослушивания музыкальных произведений.
Много внимания уделяется развитию творческих способностей.
Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддерживать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей среднего дошкольного возраста.
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.
Взрослый помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Взрослому уже не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, подтолкнуть к решению наводящими вопросами, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу, творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
Старший дошкольный возраст благодатный для развития творчества, познавательной активности и интересов детей. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Для детей этого возраста важно подчеркнуть роль книги как источника новых знаний.
Предметом особого внимания воспитателя является социально-нравственное развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающими.
Взрослый своим поведением должен показывать примеры доброго, заботливого отношения к людям, побуждать замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь. Взрослый должен подтолкнуть ребенка к проявлению заботы, внимания, помощи.
Это обогащает нравственный опыт детей.
Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил. Поддерживая положительные действия и поступки, взрослый опирается на развивающееся в ребенке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность.
Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стан.
Обсуждая с детьми эти проблемы, взрослый стремится воспитать детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на земле. Он показывает детям, как их добрые поступки делают жизнь лучше и красивей.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Главное – связать развивающейся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового.
Задача взрослых развивать внимание и память детей, формировать у них элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий.
Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.
Используются несколько форм общения:
· деловое общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо. Сотрудничество с взрослыми развивает у ребенка ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы, обсудить полученные результаты;
· познавательное общение с воспитателем по поводу волнующих ребенка познавательных проблем. Оно способствует углублению познавательных интересов и активности детей;
· личностное общение, в которые вступает ребенок, чтобы обсудить с взрослыми проблемы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями. Ребенок делится с взрослыми своими мыслями, планами, впечатлениями. В этом общении происходит социальное взросление ребенка, формируются социально-ценностные ориентации, осознается смысл событий, развивается готовность к новой для него социальной позиции будущего школьника.
Вступая в общение и сотрудничество, взрослый проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику.
Протокол родительского собрания в средней группе на тему «Возрастные особенности детей 4-5 лет
Родительское собрание в средней группе «Гномики»
на тему «Возрастные особенности детей 4-5 лет»
Дата проведения: 15.10 2020 год
Цель:
— расширение контакта между воспитателями и родителями;
— повышение педагогической культуры родителей;
— дать знания родителям о среднем возрасте детей и их отличительных
особенностях.
План проведения
1. Вступительная часть. Познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4 – 5 лет, особенностями образовательного процесса.
2. Выбор родительского комитета.
3. Заполнение сведений о детях и родителях.
4. Решение групповых вопросов
5. Анкетирование (рекомендации и пожелания по работе группы, выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности).
6.Оформление выставки совместных работ родителей и детей — «Осенний вернисаж». «Красота природы родного края»
Ход родительского собрания
1. Вступительная часть.
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, как изменились наши дети и что характерно для их возраста.
Детям исполнилось 4 года, они перешли в среднюю группу детского сада. И мы, как воспитатели, стали замечать в их поведении и деятельности ряд новых черт, проявляющихся в физическом развитии. Движения детей стали увереннее и разнообразнее. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в этом возрасте необходимо наладить разумный двигательный режим, наполнив жизнь детей разнообразными подвижными играми. Если вы заметили перевозбуждение ребенка, переключите его внимание на более спокойное занятие. В этом возрасте у детей активно проявляется общение со сверстниками. Дети охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах, более активно стремятся к познаниям, интеллектуальному общению. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. У детей 4 – 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игра продолжает оставаться основной формой организации жизни детей. Воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни дошкольников. Задача воспитателя – создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, рациональное размещение игрового оборудования.
Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам среднего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие явления окружающей жизни. Любознательность, потребность самостоятельности и активности, в первую очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками.
Очень важно в воспитании учитывать индивидуальные особенности ребенка. Они обусловлены типом нервной системы.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД: обычно в нашем детском саду разрабатываются три основных направления более расширенной работы на учебный год:
• — воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения к профессиональной деятельности взрослых с помощью сюжетно-ролевой игры; (расширение знаний детей о профессиях с помощью сюжетно – ролевой игры) .
• — развитие у дошкольников мотивации к здоровому образу жизни через взаимодействие детского сада и семьи; (вы видите, что данные задачи подразумевают совместные мероприятия о ЗОЖ)
• — формирование у детей патриотических представлений через проектную деятельность. (Проектная деятельность подразумевает работу не только с детьми, но и взаимодействия с родителями).
Так же хотелось бы познакомить вас с программой занятий и режимными моментами.
Основная программа, по которой работает наш детский сад – программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой.
Это современная вариативная программа, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.
Данная программа является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования и разработанным в соответствии с федеральными государственными требованиями. Программа «От рождения до школы», являясь современным инновационным продуктом, поддерживает лучшие традиции отечественного образования и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к самой популярной Программе последнего десятилетия — « Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Основные задачи:
· Всестороннее развитие ребенка.
· Адаптация в детском коллективе.
· Подготовка к обучению в школе.
Основные принципы:
· Индивидуальный подход к каждому ребенку.
· Обучение и развитие в условиях психологического комфорта.
· Наиболее полное раскрытие способностей ребенка.
В детском саду правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
Цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Для достижения поставленных целей определены следующие задачи:
· Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.
· Создание в группах атмосферы доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.
· Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
· Уважительное отношение к результатам детского творчества.
· Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения.
· Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом.
· Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования.
Занятия проводится с понедельника по пятницу. Время проведения занятия увеличилось до 5 минут по сравнению со 2 младшей группой. В средней группе на занятия отводится 20 минут. Перерывы между занятиями от 10 до 15 минут. В день проводится 2 занятия.
1. Познавательное развитие – мы знакомим детей с понятиями: «Люди – сравнение людей разного возраста и пола, разного эмоционального состояния, особенностями внешности. Разнообразие рода занятий взрослых (дети учатся узнавать и называть людей отдельных профессий) .
2. Знакомим детей с правилами культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками (называть по имени отчеству, обращаться к старшим на вы)
3. Знакомим с понятием семья и члены семьи.
Математическое развитие
1. В средней группе дети должны знать: цвета спектра должны называть 2 оттенка – светло – зелёный, темно — зеленой, геометрические фигуры, воссоздавать их из частей;
2. сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, толщине, выделять признаки отличия и сходства, описывать предметы, называя 3 – 4 основных свойства предметов.
3. дети должны знать счет в пределах первого десятка.
Содействовать гармоничному физическому развитию детей;
Целесообразно развивать быстроту, скоростно – силовые качества, выносливость, гибкость, развитие координации и силы.
Соблюдение и контроль правил в подвижных играх.
Умение ориентироваться в пространстве.
Развитие умений оценивать движения детей с научной точки зрения. Дети узнают о том, что можно выполнять общеразвивающие упражнения в разном темпе, узнают основные требования к технике ловли и отбивания меча, узнают новые спортивные упражнения, в плавании – учатся задерживать дыхание, тренируя выдох в воде, попеременно двигая ногами.
2. Выбор родительского комитета.
Ваши предложения: оставить родительский комитет в том же составе, частично заменить, избрать новый. Были выслушаны все предложения и путем голосования выбран родительский комитет.
3. Заполнение сведений о детях и родителях.
4. Решение групповых вопросов.
Протокол
Председатель:
Секретарь:
Присутствовали: 13 человек
Отсутствовали: 3 человека ( по уважительной причине)
Повестка дня:
1. Вступительная часть. Познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4 – 5 лет, особенностями образовательного процесса.
2. Выбор родительского комитета.
3. Заполнение сведений о детях и родителях.
4. Решение групповых вопросов.
5.Анкетирование (рекомендации и пожелания по работе группы, выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности).
6.Оформление выставки совместных работ родителей и детей — «Осенний калейдоскоп», «Красота природы родного края».
По первому вопросу выступили воспитатели средней группы Сыч Татьяна Викторовна и Исаева Анна Витальевна, они подготовили доклад на тему: «Возрастные особенности детей 4-5 лет». Познакомили родителей с программой , по которой продолжает работать средняя группа в 2020 – 2021году — «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой. Рассказали о целях и задачах на этот год, пояснили сетку занятий и режим работы. (Конспект занятия прилагается).
По второму вопросу выступили родители, члены родительского комитета: Морозова О.Н , Курило А.Ю., Кощеева Н.А.. Они предоставили отчет о своей работе. В конце единогласно было принято: на 2020-2021 год оставить родительский комитет в том же составе.
Голосовали:
За – 13 человек (единогласно).
Против — 0
По третьему вопросу выступили воспитатели средней группы Сыч Татьяна Викторовна и Исаева Анна Витальевна, вместе с родителями были исправлены и внесены не достающие данные в тетрадь сведений о детях и родителях.
По четвертому вопросу выступили воспитатели средней группы Сыч Татьяна Викторовна и Исаева Анна Витальевна. Вместе с родителями были рассмотрены следующие вопросы:
-Оформление выставки совместных работ родителей и детей — «Осенний вернисаж», «Красота природы родного края».
-Анкетирование (рекомендации и пожелания по работе группы, выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности).
Воспитателями были розданы анкеты (рекомендации и пожелания по работе группы, выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности) для заполнения их родителями.
Председатель:________________
Секретарь:_________________
Навигация: Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные Топ: Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров. .. Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного… Интересное: Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все… Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом… Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными… Дисциплины: Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция |
⇐ ПредыдущаяСтр 38 из 42Следующая ⇒
Тематика и планы с еминарских занятий по разделу 2
Тема1. Развитие,воспитаниеиобучениедетейпервогогодажизни)
1. Особенности развития ребенка первого года жизни. 2. Развитие общения со взрослыми в первый год жизни. 3. Организация воспитания детей до года. Особенности реализации воспитательных задач. 4. Игры и занятия в развитии и обучении детей. 5. Организация предметно-развивающей среды в семейных условиях.
З а д аниядляс а м о с т оятельнойработы
1. Опираясь на рекомендуемую литературу, выделить и записать основные особенности физического и психического развития детей 1-го года жизни. 2. Составить таблицу «Задачи воспитания детей раннего возраста» и заполнить первый год жизни, используя образовательную программу М.А. Васильевой (Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.,2005). 3. Подготовить сообщение по теме «Игры-занятия с детьми первого года жизни». Составить конспект игры-занятия и провести в учебной аудитории. 4. На основе прочитанной по теме литературы выстроить групповой (парный) проект домашней предметно-развивающей среды для ребенка первого года жизни. Сделать наглядное отражение проекта.
Тема2.Особенностиразвития,воспитанияиобучениядетейвторогоитретьегогодаж изни
1. Общая характеристика особенностей развития детей второго и третьего года жизни.
281
2. Особенности реализации воспитательных задач в ДОУ. Специфика
задач воспитания детей второго и третьего года жизни. Преемственность в решении воспитательных задач в период раннего детства. 3. Организация обучения детей второго и третьего года жизни: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства. 4. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в решении воспитательных, дидактических и развивающих задач. З а д аниядляс а м о с т оятельнойработы
1. Выделить и записать особенности физического и психического развития детей двух и трех лет. Провести их сравнительный анализ. 2. Продолжить заполнение таблицы «Задачи воспитания детей раннего возраста» (см. Тему 1), проследить динамику в задачах, выделить направления усложнений. 3. Изготовить 2 разнонаправленных дидактических игры для детей двух и трех лет (напр. Игра на закрепление понятия детей о цвете, игра для развития мелкой моторики).
Тема3.Развитиеигровойдеятельностидетейраннеговозраста
1. Значение игр в развитии личности и деятельности детей раннего возраста. 2. Виды игр ребенка в раннем возрасте. Игрушка как системообразующий элемент игры. 3. Отражение задач развития игровой деятельности в образовательных программах. 4. Развитие игровой деятельности детей в раннем детстве. Методика формирование игровых умений детей в условиях ДОУ. З а д аниядляс а м остоятельнойработы
282
1. Подготовить к занятию выставку литературы, методические
разработки по развитию игры в раннем возрасте.
2. Сделать индивидуальные письменные сообщения по темам (на выбор): «Игрушки детей раннего возраста», рассмотреть их усложнение с совершенствованием деятельности и развитием ребенка; «Игры на прогулке», «Подвижные игры детей раннего возраста», «Первые совместные игры», « Строительные игры детей раннего возраста», «Игры малышей на первом году жизни», «Развивающие игры с детьми раннего возраста», « Игрушки самоделки в игровой деятельности детей двух, трех лет», «Первые сюжетные игры». 3. Составить краткий конспект сюжетной игры с детьми трех лет, прописать обучающие педагогические приемы (образец конспекта в пособии: Развитие и обучение детей раннего возраста / Сост. Демина Е.С.. – М., 2005. С. 146-152). 4. Разработать консультацию для родителей по формированию игровых умений в семейных условиях.
Тема4.Организацияжизнидетейраннеговозраста
вдошкольномучреждении
1. Общая характеристика принципов организации жизни детей раннего возраста в ДОУ. 2. Режим дня детей раннего возраста. Содержание понятия «режим». Особенности режима детей первого, второго и третьего года жизни. Психофизиологические основания его изменения. 3. Методика организации и проведения режимных процессов в группах раннего возраста. 4. Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста как условие рациональной организации детской деятельности.
283
5. Педагог в организации жизни детей раннего возраста.
Преемственность семьи и дошкольного учреждения в правильной организации жизни ребенка. З а д аниядляс а м о с т оятельнойработы
1. Выписать режим дня детей первого, второго и третьего года жизни. Проследить его динамику от возраста к возрасту, выделить основные различия, найти им теоретическое обоснование. Соотнести выписанное с принципами организации жизни и деятельности детей в этот возрастной период. 2. Составить в тетради алгоритмы основных режимных процессов (умывание, одевание, кормление, организация питания и сна, проведение прогулок, закаливания, утренней гимнастики). В базовом детском саду пронаблюдать за организацией режимных процессов педагогом. Провести все процессы самостоятельно в период педагогической практики. 3. Подготовить письменную консультацию для педагогов «Организация режима дня детей … года жизни. Взаимосвязь с семьей» (год жизни по выбору от нуля до трех лет). 4. Обосновать особую значимость педагога в группах раннего возраста, выделить его основные функции в организации жизни детей.
284
Тема5 .Адаптациядетейраннеговозраста
кусловиямдошкольногообразовательногоучреждения
1. Содержание понятия «адаптация».
2. Адаптация детей к дошкольному учреждению. Виды адаптации. Стадии адаптации детей раннего возраста. 3. Психолого-педагогические условия успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Роль семьи и специалистов ДОУ в этом процессе. 4. Трудности адаптационного периода. Пути их пропедевтики и преодоления. З а д аниядляс а м о с т оятельнойработы
1. Сделать подборку статей из специальных журналов, посвященных
вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
2. Составить рецензию на книгу или статью о проблемах детской адаптации. 3. Опираясь на прочитанные источники самостоятельно обобщить и выделить психологические, педагогические, организационные, кадровые и условия обеспечения эффективной адаптации детей раннего возраста к образовательному учреждению. 4. Изготовить папку-передвижку для родителей об их роли в оптимизации адаптационного периода ребенка в детском саду. 5. Подобрать диагностики по оценки уровня адаптации ребенка к условиям ДОУ. Провести диагностики в период практики в группах раннего возраста. Рекомендуемаялитературапоразделу
1. Алямовская И.Я. Ясли – это серьезно. – М., 1989.
2. Бабенко А. Помочь ребенку // Дошкольное воспитание. – 1990. № 11. 3. Бойчев В. Семья, ребенок, детский сад // Дошкольное воспитание. 1996. № 5.
4. Ваш ребенок / Под ред. И.И. Гребешевой. – М., 1990.
285
5. Галигузова Л. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском
саду // Дошкольное воспитание . 1988. № 6. С. 45.
6. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М., 2002. 7. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. – М., 2006. 8. Дошкольная педагогика/ Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988. – часть 2, глава 3, параграф 2). 9. Жадинец М. Ребенок идет в детский сад // Дошкольное воспитание .
1990. № 5. 10. 11.
Захаров А. ребенок идет в детский сад // Семья и школа. 1989. № 6.
Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г. Григорьевой. – м., 1998
(гл. 7 по адаптации).
12. Приглашает детский сад (о группах кратковременного пребывания в ДОУ). – М., 2002. 13. Фромм А. азбука для родителей. – Л., 1991.
14. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М., 1991. 15. Божович Г.М. Личность и ее развитие в детском возрасте. – М., 1968. 16. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. — М., 1988. 17. Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой. – М., 1996. 18. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н.Павловой.-М.,1986. 19. Воспитание и развитие детей раннего возраста/ Под ред. Г.М. Ляминой. – М., 1981. 20. Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. – Л., 1991.
21. Губерт К.Д. и др. Массаж и гимнастика для малыша. – М., 1989.
286
22. Дидактические основы развития и обучения детей раннего возраста.
– Барнаул, 2003.
23. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. — М., 1988. 24. Ибука М. После трех уже поздно: Пер. с англ. — М., 1991. 25. Кроха. Программа развития и воспитания детей до трех лет в условиях семьи. Новгород, 1998. 26. Лэшли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.. – М., 1991. 27. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. — М., 1990. 28. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г. Григорьевой и др. – М., 1998. 29. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. — М., 1986. 30. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Г.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 1986. 31. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. – М.. 1996.
32. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, — М., 2005. 33. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. — М., 1991.
⇐ Предыдущая33343536373839404142Следующая ⇒ Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства… Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой… Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)… Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого… |
Развитие ребенка: первые пять лет
О раннем развитии ребенка
«Развитие» означает изменения в физическом росте вашего ребенка. Это также изменения в социальных, эмоциональных, поведенческих, мыслительных и коммуникативных навыках вашего ребенка. Все эти области развития взаимосвязаны, и каждая из них зависит от других и влияет на них.
В первые пять лет жизни опыт и отношения стимулируют развитие детей, создавая миллионы связей в их мозгу. На самом деле 9Мозг 0007 детей формирует связи быстрее в первые пять лет , чем в любой другой период их жизни. Это время, когда закладываются основы обучения, здоровья и поведения на протяжении всей жизни.
Младенцы рождаются готовыми к обучению, и их мозг развивается в процессе использования. Стимулирующая и заботливая среда с множеством различных занятий дает детям множество способов играть, развиваться и учиться, а также дает много возможностей попрактиковаться в том, что они изучают.
Отношения: основа развития ребенка
Отношения детей затрагивают все сферы и этапы их развития. На самом деле отношения являются основой развития ребенка.
Через отношения ваш ребенок узнает важную информацию об их мире . Например, ваш ребенок узнает, безопасен ли мир, любимы ли они, кто их любит, что происходит, когда они плачут или смеются, и многое другое.
Ваш ребенок также учится, наблюдая за отношениями между другими людьми, например, наблюдая, как вы ведете себя с другими членами семьи. Это обучение является основой для развития коммуникативных, поведенческих, социальных и других навыков вашего ребенка.
Отношения вашего ребенка с вами — одни из самых важных отношений в его жизни. Отношения с другими членами семьи, опекунами, в том числе воспитателями дошкольного образования, и другими детьми также очень важны для развития ребенка.
Игра: как происходит развитие и обучение ребенка
В раннем возрасте игра является основным способом обучения и развития детей.
Игра — это развлечение для вашего ребенка. Это также дает вашему ребенку возможностей исследовать, наблюдать, экспериментировать и решать проблемы . Для этого вашему ребенку понадобится ваша поддержка и поощрение. Но важно стремиться к балансу между поддержкой своего ребенка и позволением ему пробовать что-то самостоятельно и иногда делать ошибки. Самостоятельное изучение того, как устроен мир, является важной частью обучения вашего ребенка.
Много времени, проведенное за игрой, разговорами, слушанием и взаимодействием с вами, помогает вашему ребенку освоить ключевые жизненные навыки. Эти навыки включают общение, мышление, решение проблем, движение и общение с другими людьми и детьми.
Игра — отличный инструмент для построения отношений. Игра с вашим ребенком посылает простое сообщение — вы важны для меня. Это послание помогает детям узнать, кто они и какое место они занимают в этом мире.
Другие факторы, влияющие на развитие ребенка
Гены вашего ребенка и другие факторы, такие как здоровое питание, физическая активность, здоровье и район, в котором вы живете, также влияют на развитие и благополучие вашего ребенка.
Здоровое питание
Здоровое питание дает вашему ребенку энергию и питательные вещества, необходимые для роста и развития. Это также помогает развивать чувство вкуса. Здоровое семейное питание и режим питания в первые годы жизни могут сформировать здоровые привычки питания на всю жизнь.
Физическая активность
Физическая активность жизненно важна для здоровья вашего ребенка. Это заставляет вашего ребенка двигаться, развивает моторные навыки, помогает вашему ребенку думать и дает вашему ребенку возможность исследовать свой мир. Поэтому вашему ребенку нужно много возможностей для активной игры как внутри, так и снаружи.
Здоровье
Легкие детские болезни, такие как простуда, боль в ушах и гастроэнтерит, как правило, не оказывают долгосрочного влияния на развитие. Но инвалидность, задержка развития и хронические или длительные заболевания могут повлиять на развитие. Специалисты в области здравоохранения и инвалидности могут помочь вам понять состояние вашего ребенка и то, как оно влияет на развитие.
Район и местное сообщество
Развитие вашего ребенка поддерживается позитивными отношениями с друзьями и соседями, а также доступом к игровым площадкам, паркам, магазинам и местным службам, таким как уход за детьми, игровые группы, детские сады, школы, медицинские центры и библиотеки.
Развитие ребенка: различия между детьми
В целом развитие происходит в одном и том же порядке у большинства детей, но навыки могут развиваться в разном возрасте и в разное время. Например, дети обычно учатся стоять, а потом учатся ходить. Но это развитие может произойти в любое время между 8 и 18 месяцами.
Итак, если вам интересно, идет ли речь о развитии вашего ребенка, просто помните, что развитие происходит с течением времени . Различия между детьми, как правило, не о чем беспокоиться.
Если вы действительно чувствуете, что с развитием вашего ребенка что-то не так, доверьтесь своему чутью. Обратитесь к детской и семейной медсестре, терапевту или педиатру.
Быть родителем
Являетесь ли вы родителем, бабушкой или дедушкой, опекуном или приемным родителем, воспитывающим ребенка, вы всегда учитесь. Нормально быть уверенным в том, что знаешь. Также нормально признать, что вы чего-то не знаете, и задать вопросы или получить помощь.
Когда вы сосредоточены на уходе за младенцем или ребенком, вы можете забыть или у вас не останется времени на то, чтобы позаботиться о себе. Забота о себе физически, умственно и эмоционально поможет вашему ребенку расти и развиваться.
Обучение учителей, поддерживающее обучение учащихся: что нужно знать учителям
Интерпретация заявлений и действий учащихся и формирование для них продуктивного опыта требуют понимания развития детей и подростков и того, как поддерживать рост в различных областях — когнитивной, социальной, физические, так и эмоциональные. Преподавание таким образом, чтобы наладить связь со студентами, также требует понимания различий, которые могут возникать из-за культуры, семейного опыта, развитого интеллекта и подходов к обучению. Учителя должны уметь чутко задавать вопросы, внимательно слушать и вдумчиво смотреть на работу учащихся.
Учителя должны знать о ресурсах и технологиях учебной программы, чтобы связать своих учеников с источниками информации и знаний, которые позволяют им исследовать идеи, получать и синтезировать информацию, формулировать и решать проблемы. И учителя должны знать о сотрудничестве: как структурировать взаимодействие между учащимися, как сотрудничать с другими учителями и как работать с родителями, чтобы сформировать поддерживающий опыт в школе и дома.
Новые стратегии обучения учителей
Приобретение этих сложных знаний и развитие практики, отличной от того, что сами учителя испытали в студенческие годы, требует от учителей возможностей обучения, которые являются более мощными, чем просто чтение и обсуждение новых педагогических идей. (Болл и Коэн, в печати.) Учителя лучше всего учатся, изучая, делая и размышляя; сотрудничая с другими учителями; внимательно присматриваясь к учащимся и их работе; и поделившись тем, что они видят. Такое обучение не может происходить в аудиториях колледжей, оторванных от практики, или в школьных классах, оторванных от знаний о том, как интерпретировать практику.
Появляются лучшие настройки для такого обучения. Более 300 учебных заведений в Соединенных Штатах разработали программы, выходящие за рамки традиционной четырехлетней программы бакалавриата. Некоторые из них рассчитаны на один или два года для недавних выпускников или новобранцев в середине карьеры. Другие представляют собой пятилетние модели для будущих учителей, которые поступают на педагогическое образование на уровне бакалавриата. В любом случае пятый год позволяет учащимся сосредоточиться исключительно на задаче подготовки к преподаванию, а годичные школьные стажировки связаны с курсовой работой по обучению и преподаванию.
Исследования показали, что выпускники этих расширенных программ более удовлетворены своей подготовкой, а их коллеги, директора и сотрудничающие с ними учителя считают их лучше подготовленными. Выпускники расширенной программы так же эффективны со студентами, как и гораздо более опытные преподаватели, и у них гораздо больше шансов начать преподавание и остаться на нем, чем у их сверстников, подготовленных по традиционным четырехлетним программам. (Эндрю и Шваб, 1995 г.; Дентон и Питерс, 1988 г.; Шин, 1994 г.)
Многие из этих программ объединились с местными школьными округами для создания школ профессионального развития. Подобно учебным больницам, эти школы стремятся предоставить места для современной практики и обучения учителей. И университетские, и школьные преподаватели планируют и преподают по этим программам. Начинающие учителя получают более последовательный опыт обучения, когда они преподают и учатся в командах с этими опытными преподавателями и друг с другом. Старшие преподаватели углубляют свои знания, выступая в качестве наставников, вспомогательных преподавателей, соисследователей и учителей-руководителей. (Дарлинг-Хаммонд, 19 лет.94.)
В этих новых программах профессиональный учитель рассматривается как тот, кто учится, обучая, а не как тот, кто закончил учиться преподаванию.
Профессиональное обучение на практике
В таких странах, как Германия, Франция и Люксембург, уже давно требуется от двух до трех лет обучения на уровне магистратуры для будущих учителей в дополнение к степени бакалавра по предмету (предметам), которые они будут преподавать. Образовательные курсы включают изучение развития и обучения детей, педагогики и методов обучения, а также стажировку под интенсивным наблюдением в школе, связанной с университетом.
Во Франции все кандидаты в настоящее время проходят аспирантуру в недавно созданных университетских институтах подготовки учителей, связанных с близлежащими школами. В Японии и на Тайване новые учителя проходят годичную стажировку под наблюдением с уменьшенной преподавательской нагрузкой, которая позволяет им заниматься наставничеством и дополнительно учиться. Согласно японскому законодательству, учителя-первокурсники проходят не менее двадцати дней обучения без отрыва от производства и шестьдесят дней профессионального развития. Учителя-мастера освобождаются из своих классов, чтобы давать им советы и рекомендации. (Национальная комиссия по обучению и будущему Америки, 1996.)
В своем исследовании преподавания математики в Японии, Тайване и Соединенных Штатах Стиглер и Стивенсон отмечают: «Одна из причин, по которой уроки в азиатских классах так хорошо организованы, заключается в систематических усилиях передать накопленную мудрость практики преподавания каждому новому поколению учителей и продолжать совершенствовать эту практику, предоставляя учителям возможность постоянно учиться друг у друга». (1991)
Без этой поддержки научиться хорошо преподавать чрезвычайно сложно. Большинство американских учителей начинают свою карьеру в неблагополучных школах, где текучесть кадров наиболее высока, им назначаются наиболее нуждающиеся в учебе ученики, которых больше никто не хочет учить, им дается самая большая учебная нагрузка с наибольшим количеством дополнительных обязанностей, и они получают мало учебных материалов и без наставничества и поддержки.
Ожидается, что после поступления учителя будут знать все, что им нужно для карьеры, или будут учиться на периодических семинарах, в основном самостоятельно, с небольшими структурированными возможностями для наблюдения и анализа преподавания с другими. Как однажды сказал мне один школьный учитель, проработавший в классе двадцать пять лет: «Я провел 20 000 занятий; меня «оценивали» тридцать раз, но я никогда не видел, чтобы другой учитель преподавал».
Некоторые школьные округа начали разрабатывать новые подходы к профессиональному развитию, включающие наставничество для новичков и ветеранов; коллегиальное наблюдение и коучинг; местные исследовательские группы и сети по конкретным предметным областям; академии учителей, которые проводят постоянные семинары и курсы обучения, связанные с практикой; и партнерские отношения между школой и университетом, которые спонсируют совместные исследования, межшкольные посещения и возможности обучения, разработанные в ответ на ощущаемые потребности учителей и директоров.
Например, в Wells Junior High, школе профессионального развития, работающей с Университетом Южного Мэна, вся концепция развития персонала была перевернута с ног на голову. Акцент сместился с внешних консультантов на внутренних экспертов. Группы совместного обучения заменили традиционный формат лекций/демонстраций. Постановка и решение проблем вытеснили рецепты и предписания эффективных школ, о которых учителя слышали годами и которые так и не удалось реализовать. (Миллер и Сильвернейл, 19 лет.94, стр. 30, 31.)
Точно так же в средней школе Fairdale High School в Луисвилле, штат Кентукки, исследования учителей в сочетании с совместным принятием решений привели к серьезным изменениям.
В рамках самостоятельных занятий десять учителей сопровождали десять детей в течение учебного дня. Когда все закончилось, учителя сказали что-то вроде: «Было скучно» или «Знаешь, это не очень гуманное место». Учителя прочитали и начали обмениваться статьями из Kappan , Educational Leadership и Education Week 9. 0114 . Еще до того, как в Fairdale было введено партисипативное управление, учителя начали меняться. «Не заблуждайтесь, — сказал [директор], — мы строим профессиональную культуру». (Kerchner, 1993, p. 9.)
Стратегии профессионального развития, успешно улучшающие преподавание, имеют несколько общих черт. (Darling-Hammond and McLaughlin, 1995.) Как правило, они:
- Опытные, привлекающие учителей к конкретным задачам обучения, оценки и наблюдения, которые освещают процессы обучения и развития;
- Основано на вопросах участников, запросах и экспериментах, а также на профессиональных исследованиях;
- Совместная, предполагающая обмен знаниями между преподавателями;
- Связанные и полученные в результате работы учителей со своими учениками, а также с экзаменами по предмету и методам обучения;
- Устойчивый и интенсивный, поддерживаемый моделированием, коучингом и решением проблем, связанных с конкретными проблемами практики; и
- Связан с другими аспектами изменений в школе.
Польза для учащихся
Все больше фактов свидетельствует о том, что такого рода профессиональное развитие не только помогает учителям чувствовать себя лучше в своей практике, но и приносит пользу учащимся, особенно в тех видах более сложного обучения, которое требуют новые стандарты. (Darling-Hammond, 1997; NFIE, 1996.) Создание профессии учителя, в которой учителя имеют возможность непрерывного обучения, является наиболее вероятным способом вдохновить детей на большие достижения, особенно тех, для которых образование является единственным путем к выживанию и успеху. .
Эта статья адаптирована из Educational Leadership Vol. 55, № 5, февраль 1998 г., и взято с разрешения. Эта статья в значительной степени основывается на книге автора «Право на обучение » (Сан-Франциско: Джосси-Басс, 1997).
Линда Дарлинг-Хаммонд — Чарльз Э. Дюкомман, профессор преподавания и педагогического образования в Стэнфордском университете и бывший член Национального консультативного совета Edutopia. Каталожные номера:Эндрю, доктор медицинских наук, и Р. Л. Шваб. (осень 1995 г.). «Повлияла ли реформа педагогического образования на успеваемость учителей? Оценка результатов выпускников одиннадцати программ педагогического образования». Действия в области педагогического образования 17, 3: 43-53. Дарлинг-Хаммонд, Л. (1997). Делать то, что важнее всего: инвестиции в качественное обучение. Нью-Йорк: Национальная комиссия по обучению и будущему Америки. Дарлинг-Хаммонд, Л., и М. В. Маклафлин. (1995). «Политика, поддерживающая профессиональное развитие в эпоху реформ». Фи Дельта Каппан 76, 8: 597-604. Дарлинг-Хаммонд, Л., изд. (1994). Школы профессионального развития: школы повышения квалификации. Нью-Йорк: Издательство педагогического колледжа. Дентон, Дж. Дж. И У. Х. Питерс. (1988). «Отчет об оценке программы: оценка учебной программы нетрадиционной программы сертификации учителей». Неопубликованный отчет. Колледж-Стейшн: Техасский университет A&M. Дьюи, Дж. (1929). Источники науки образования. Нью-Йорк: Гораций Ливерит. Керхнер, CT (1993). «Строим самолет, катящийся по взлетно-посадочной полосе». Администратор школы. 50, 10:8-15. Миллер Л. и Д.Л. Сильвернейл. (1994). «Неполная средняя школа Уэллса: эволюция школы профессионального развития». В школах профессионального развития : школы развития профессии, под редакцией Л. Дарлинг-Хаммонд. Нью-Йорк: Издательство педагогического колледжа. Национальная комиссия по обучению и будущему Америки. (1996). Что важнее всего: обучение для будущего Америки. Нью-Йорк: Национальная комиссия по обучению и будущему Америки. Национальный фонд улучшения образования. (1996). Учителя берут на себя ответственность за свое обучение: преобразование профессионального развития для успеха учащихся. Вашингтон, округ Колумбия: Автор. Шин, Х. (1994). «Оценка будущих учителей: применение анализа выживания». Документ представлен на ежегодном собрании Американской ассоциации исследований в области образования в Новом Орлеане. Шульман, Л. (1987). «Знание и обучение: основы новой реформы». Harvard Educational Review 57, 1: 1–22. Стиглер, Дж. В. и Х. В. Стивенсон. (Весна 1991). «Как азиатские учителя доводят каждый урок до совершенства». Американский педагог 15, 1: 12-21, 43-47.
5 областей готовности к школе — и почему они важны
Перевод вашего ребенка из дошкольной программы в детский сад полного дня — волнующий — и пугающий — момент для родителей. Как узнать, действительно ли ваш ребенок готов сделать следующий шаг в своем образовании?
К счастью, Министерство образования США разработало руководство «5 сфер готовности к школе», чтобы помочь родителям и педагогам определить, обладают ли дети навыками, необходимыми им для успешной учебы в детском саду и за ее пределами.
Каковы 5 сфер готовности к школе?
Министерство образования США определяет пять областей готовности к школе следующим образом:
- Языковое развитие и развитие грамотности
- Познание и общие знания (включая раннюю математику и раннее научное развитие)
- Подходы к обучению
- Физическое благополучие и двигательное развитие
- Социальное и эмоциональное развитие
Эти пять доменов должны быть перекрывающимися и связанными показателями способности ребенка добиться успеха в школьной среде. Это не хронологические вехи, а скорее навыки, которые дети развивают одновременно. Области также служат для программ дошкольного образования (ECE) способом ориентировать их учебную программу на подготовку к школе и развитие в соответствии с возрастом.
Национальная группа по целям в области образования впервые сформулировала эти пять областей в документе 1995 года после того, как «готовность к школе» была признана первым приоритетом в серии национальных целей в области образования.
Международный отчет ЮНИСЕФ за 2012 год почти повторяет пять областей, изложенных Национальной комиссией по образованию, подчеркивая важность «хорошего начала жизни в заботливой и безопасной среде, которая позволяет детям выжить и быть физически здоровыми, умственно активными». , эмоционально безопасный, социально компетентный и способный к обучению».
Другими словами, все дети, независимо от культурного происхождения, семейной или школьной структуры, получают пользу, когда эти основополагающие строительные блоки безопасности, защищенности и способности участвовать в жизни находятся на месте. Далее в отчете говорится, что подготовка к школе является сложным «продуктом взаимодействия между ребенком и целым рядом экологических и культурных событий, которые максимизируют результаты развития детей». Пять областей могут помочь как семьям, так и педагогам лучше понять, что значит быть «готовым» к школе.
Важность подготовки к школе для семей
Несмотря на то, что преимущества высококачественной программы дошкольного образования хорошо известны, важно не недооценивать роль, которую семьи могут играть в оказании поддержки на ранних стадиях развития.
Вот как вы можете помочь своему ребенку повысить его готовность к школе дома:
1. Развитие речи и грамотности
Чтение детям вслух оказывает большое влияние на формирующиеся навыки грамотности. Чтобы помочь вашему ребенку улучшить свои языковые навыки, читайте ему во всех аспектах семейной жизни, а не только перед сном. Газета, статьи на вашем смартфоне, рецепты, письма и праздничные открытки — все это возможности читать вслух вашему ребенку.
Услышав новый словарный запас, вы подготовите детей к выявлению незнакомых слов из контекста, а также улучшите их общую фонологическую осведомленность. Исследование также ясно показывает, что использование устной речи, даже в непринужденной беседе, может положительно повлиять на формирующуюся грамотность.
Цитата: В возрасте трех лет дети [с] наблюдаемым совокупным словарным запасом в 1100 слов [имели] родителей, [которые] тратили много времени и усилий, задавая своим детям вопросы, подтверждая и расширяя их ответы и поощряя своих детей слушать и обратите внимание, как связаны слова.
— Чтение вслух детям: доказательства
2. Познание и общие знания
Исследователи из Университета Индианы описывают общие знания как имеющие два компонента: «Один компонент — это подробности о мире, в котором мы живем…[t] Второй компонент — это процессы того, как все работает».
Чтобы помочь вашему ребенку развить свои когнитивные навыки дома, сосредоточьтесь на создании среды, в которой ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно, задавая вопросы о мире и процессах, которые им управляют. Задавание открытых вопросов также поощряет чувство исследования. Развитие любознательности вашего ребенка может вдохновить его погрузиться в интересующие его предметы и развивать базовые знания, которые улучшат его понимание прочитанного и другие важные академические навыки.
3. Подходы к обучению
Чтобы дети стали эффективными учениками, им необходимо развивать свою любознательность, творческий потенциал, независимость, способность к сотрудничеству и настойчивость. Есть несколько способов, которыми вы можете поддержать своего ребенка в развитии этих качеств.
Развивайте настойчивость, побуждая ребенка выполнять задание. Дайте им время и пространство, необходимые для самостоятельной работы над проблемами — даже такими простыми задачами, как складывание строительных блоков. Игры с другими детьми могут развить у вашего ребенка способность к совместной работе и помочь ему стать более творческим, давая ему игрушки, которые поощряют исследование.
4. Физическое благополучие и моторное развитие
Хотя почерк является одним из самых основных навыков, которым обучают в начальной школе, научиться письму может быть очень сложно. Это одна из причин, по которой детям так важно развивать мелкую моторику до того, как они будут готовы пойти в детский сад. Физическое благополучие также является важным барометром для родителей, позволяющим определить, насколько их ребенок готов сделать следующий шаг в своем образовании. Выявив любые физические проблемы на раннем этапе, вы можете помочь своему ребенку получить поддержку, в которой он нуждается.
Следите за физическим самочувствием и моторным развитием вашего ребенка, контролируя его общую скорость роста, физическую форму и физиологию. Поощряйте моторное развитие, занимаясь с ребенком соответствующей возрасту физической активностью, например ходьбой, бегом и ударами по мячу, а также более мелкими навыками, например, обучая ребенка пользоваться ножницами и застегивать пуговицу.
5. Социальное и эмоциональное развитие
Успех в школе зависит не только от учебы. Это также касается развития навыков общения со сверстниками и педагогами. По этой причине важно помочь вашему ребенку работать над его социальным и эмоциональным развитием, когда вы готовите его к детскому саду.
Чтобы помочь вашему ребенку развиваться в социальном и эмоциональном плане, ищите возможности помочь ему наладить отношения и взаимодействовать как со сверстниками, так и со взрослыми. Устраивайте игровые встречи и поощряйте своих детей проводить время, общаясь с тренерами, воспитателями и другими взрослыми, которым они доверяют. Чтобы поощрить чувство собственного достоинства, задавайте ребенку вопросы об его предпочтениях и интересах и просите его сравнить свои интересы с интересами сверстников. Это поможет им определить свою идентичность по отношению к другим. Помогите своему ребенку развить сочувствие к другим, попросив его поделиться со своими друзьями. Если ваш ребенок любит притворяться, вы также можете помочь ему развить эмпатию, попросив его предположить, как его персонаж думает и чувствует в разных ситуациях.
Важность подготовки к школе
Первые годы вашего ребенка в школе подготовят его к дальнейшей академической карьере. По этой причине важно убедиться, что они готовы социально, эмоционально, интеллектуально и физически к поступлению в детский сад.