передвижка: «Адаптация ребенка к детскому саду» советы психолога
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда
он подрастает, становится очень важным для каждой
семьи. Однако взрослым необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации, который заключается в плавном переходе от семейной домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения.
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечеров дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребёнок, тем быстрее он способен адаптироваться.
Время, когда ребенок идет в детский сад очень сложное и для него самого, и для его родителей. Первые дни, а то и недели в дошкольном учреждении – непростое испытание для всех членов семьи. Слезы и
капризы по утрам, тревожное состояние, которое
передается от детей ко взрослым, постоянное
пребывание в стрессе, повышенная возбудимость
или наоборот – вялость и апатия. И это далеко не полный список внешних проявлений, которые некоторые родители склонны считать за пустые капризы. Между тем проблема лежит гораздо глубже, и нужно помочь ребенку преодолеть этот действительно сложный для него период. Как помочь адаптироваться малышу в коллективе и сделать походы в детский сад настоящим праздником, подскажут психологи.
Трудности адаптационного периода
Полная детская дезадаптация наблюдается достаточно
редко, по статистике, лишь в одном случае из ста. Тем не
менее, в той или иной степени, адаптационным
трудностям подвержены все дети, как дошкольного возраста, так и более взрослые. Даже у взрослого человека с устоявшейся психикой внезапная смена привычного ритма жизни может вызвать серьезный стресс, не говоря уже о слабом и беззащитном ребенке. В первую очередь, трудности в адаптации связаны с отрывом от родителей. Порой ребенку кажется, что его больше никто не любит, все от него отказались.
Самыми распространенными причинами, по которым дети отказываются посещать дошкольное учреждение, это страхи и повышенная эмоциональность. Рассмотрим их.
— Избыток впечатлений или повышенная эмоциональность ребенка. Еще не до конца сформировавшаяся детская психика бывает неспособна справиться со шквалом новых эмоций и ощущений, которые обрушиваются на малыша с самых первых дней пребывания на новом месте. Часто это пугает ребенка и не дает ему адекватно оценить действительность.
— Страх перед неизвестностью. Маленький человек растерян, он не знает, что его ожидает в дальнейшем. Новый распорядок дня, новые люди, к которым он не привык.
— Особенно тяжело адаптация происходит у тех детей,
которые до детского сада практически постоянно
воспитывались в семье. Дома гораздо снижен
порог запретов, а в детском саду новые и новые « нельзя» окружают его со всех сторон.
— Строгость воспитателей часто резко контрастирует с доброжелательностью родителей, что нарушает прежние поведенческие модели ребенка.
К тому же теперь многие вещи ему приходится выполнять самостоятельно, поэтому очень важно приучать к выполнению хотя бы элементарных действий по самообслуживанию с самого раннего возраста.
Как облегчить привыкание ребенка к детскому саду
Период адаптации большинство психологов разделяет на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Во время подготовительного этапа расскажите ребенку, что такое детский сад, чем в нем занимаются. Вспомните несколько забавных историй
из собственной жизни, связанных с пребыванием в садике. Лучше даже сходить с ним «на экскурсию», познакомиться с детьми и воспитателями, обратить внимание на красоту вокруг детского сада и уют внутри. Еще до начала посещения дошкольного учреждения нужно приучить ребенка к некоторым элементарным действиям по самообслуживанию: самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться туалетом, вилкой и ложкой, зубной щеткой. Примерно за два-три месяца до начала посещения детского сада надо установить режим дня, близкий к режиму в учреждении, и стараться неукоснительно соблюдать его, даже по выходным. Нелишне будет также приучить малыша к новым блюдам, если до этого его рацион был иным, чем в детском саду.
Основной этап включает непосредственно пребывание в группе, но на непродолжительное время: от одного до трех часов в первые две недели. Важно сформировать положительные эмоции как от садика и постепенно подготавливать к более длительному отрыву от дома. Первые несколько дней можно даже побыть вместе с ребенком, постепенно увеличивая время самостоятельного пребывания.
На заключительном этапе ребенок должен проводить в детском саду четыре часа и более, можно оставлять его на дневной сон. Когда настроение, сон и аппетит малыша приходят в норму, можно считать, что адаптационный период завершился.
Но, как бы легко и, казалось, незаметно ни проходило время привыкания, для ребенка, как и для любого человека, подобная смена обстановки – это стресс, и задача родителей свести его к минимуму.
Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:
— Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3
лет ещё нуждается в усиленном внимании). При этом из
привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство (встречает, пусть и доброжелательных, но чужих людей, и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал
— Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и, вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
— Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.
— Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой.
— Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.
— Личное неприятие контактирующих с вашим
малышом взрослых. Такое явление не следует
рассматривать как обязательное, но оно возможно.
Способы, позволяющие уменьшить стресс ребёнка.
Несложные действия способны уменьшить тревожность и
положительно повлиять на адаптацию ребёнка к новым
жизненным условиям. Так, рекомендуется приучать ребёнка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребёнка режим дня (сон, игры и приём пищи, соответствующий режиму ДОУ.
— В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился. Придерживаясь данного совета все режимные моменты в группе не вызовут у вашего ребенка реакции протеста, что в свою очередь положительным образом скажется на его поведении.
— Желательно дома укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике, рассматривая все положительные моменты.
— В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребёнка, учитывая желание малыша и рекомендации воспитателя можно оставить его на целый день в ДОУ.
— Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений мамы, которых совсем недавно было намного больше. Но будьте внимательными – не стоит самим «расчувствоваться», ведь дети на интуитивном уровне чувствуют какое настроение у родителей. Этим вы сами можете навредить своему малышу.
— Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления (если ваш малыш сможет с вами объясниться). Обязательно нужно акцентировать внимание ребёнка на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.
Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду.
Каждый день оставляйте время на беседы с ребёнком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети гуляют и играют, маме надо заняться делами семьи).
• Заранее спланируёте прогулки на территорию детского сада. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
• С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
• Ещё до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.
• Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям.
• Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тёте. Научите ребёнка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
• Поиграйте с ребёнком дома в игру «детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.
• Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.
• Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребёнка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребёнке.
Что надо знать о своем ребенке?
Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы
удивляемся, почему им часто недовольны педагоги,
почему никто с ним не дружит.И делаем спасительный вывод: педагоги несправедливы, а дети — глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а также чтобы правильно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности своих детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода, его сензитивность (наиболее благоприятные и оптимальные периоды) для развития каких-то сторон, качеств и свойств личности.
Зачастую можно услышать от родителей такую фразу: «Я знаю, что нужно моему ребенку!». Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась.
Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился у нас в стране давно и крепко укрепился в сознании. Родители полностью считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, профессию своих детей, тем самым подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности!
Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного — жизненного опыта, а у родителей он есть, и они могут помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение, когда у родителей нет уверенности, что ребенок правильно выберет свой путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно.
Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в своей системе воспитания родители, выяснили,что преобладал следующий мотив: «Пусть мой ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!». А когда же у сына или дочки жизнь не получается, родители ищут виноватых в образовательном учреждении, на улице, среди друзей, но не думают, что виноваты сами
Степени адаптации
Процесс адаптации ребёнка в детском саду может
протекать по-разному. Одни ребятишки скорее
привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса. Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.
Лёгкая адаптация: в этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям: он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении; при обращении глядит в глаза педагогам; способен озвучить просьбу о помощи; первым идёт на контакт с ровесниками; способен занять себя на короткий промежуток времени; с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок; адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики; рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.
Привыкание средней тяжести: Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив. При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он: с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки; при отвлечении забывает о расставании и включается в игру; общается со сверстниками и воспитателем; придерживается озвученных правил и распорядка; адекватно реагирует на замечания; редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.
Тяжёлая адаптация Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения. Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации: нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми; слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени; отказ заходить из раздевалки в игровое помещение; нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку; агрессивность либо замкнутость; неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).
Как адаптировать ребёнка к детскому саду? 6 полезных умений для детсадовца
Чтобы процесс привыкания прошел максимально успешно,
быстро и безболезненно, специалисты советуют заранее
прививать будущему дошколёнку важнейшие навыки. Вот почему родителям следует знать, чему желательно научить ребёнка, отправляющегося в ДОУ.
1.Самостоятельно одеваться и раздеваться. В идеале трёхлетки уже должны снимать плавки, носочки, колготки, надевать майку и кофточку, куртку. С застёжками могут возникнуть сложности, однако приучать к ним всё же следует. Для этого можно купить игрушки-шнуровки. Кроме того, развесьте в комнате картинки с последовательностью одевания (их можно скачать бесплатно в интернете).
2.Пользоваться ложкой/вилкой. Облегчению привыкания способствует умение орудовать столовыми приборами. Для этого нужно отказаться от поильничков, бутылок, непроливаек, которые не способствуют скорому взрослению. 3.Проситься и ходить на горшок. Следует избавляться от подгузников уже в полуторагодовалом возрасте, тем более что умение проситься и ходить в ночную вазу существенно упростит адаптацию, поскольку ребёнок будет увереннее себя ощущать среди умелых ровесников.
4.Воспринимать разную пищу. Для многих трёхлеток характерна избирательность в пище. В идеале родителям следует приблизить домашнее меню к садиковскому. Тогда завтраки и обеды в ДОУ не станут напоминать войну между детьми и воспитателями.
5.Общаться со взрослыми. Довольно часто можно услышать своеобразную речь ребёнка, которая понятно только маме. Некоторые малыши вообще общаются жестами, справедливо полагая, что родители всё поймут. Перед садиком следует проследить за снижением лепетных слов и жестов.
6.Играть с детьми. Чтобы улучшить коммуникативные навыки ребёнка, необходимо почаще вводить его в детский коллектив. Психологи советуют регулярно ходить в гости к семьям с маленькими детьми, гулять на детских площадках, играть в песочнице.
Адаптация ребёнка в детском саду и основные ошибки
Итак, были описаны основные правила по улучшению
адаптации малышей к дошкольному учреждению. Однако
никто из родителей не застрахован от ошибочных действий. Вот почему необходимо подробнее остановиться на наиболее распространённых заблуждениях:
1.Сравнение с другими ребятишками. Адаптируемся мы все по-разному. Вот почему не следует сравнивать малыша с его ровесниками, которые гораздо быстрее привыкают к детскому коллективу и воспитателю;
2.Обман. Не нужно обещать ребёнку, что вы заберёте его через часик, если планируете вернуться только в вечернее время. Подобные родительские обещания приведут к тому, что малыш будет ощущать себя преданным; 3.Наказание садиком. Не следует наказывать ребёнка более длительным пребыванием в дошкольном учреждении, если он привык находиться в ДОУ всего несколько часов. Это приведёт лишь к усилению нелюбви к садику; 4. «подкуп» сладостями и игрушками. Некоторые мамы и папы подкупают ребятишек, чтобы те хорошо себя вели в дошкольном учреждении. В результате ребёнок будет в дальнейшем шантажировать взрослых, требуя от них гостинцы ежедневно;
5.отправление в садик заболевшего малыша. В адаптационный период любая простуда способна надолго выбить ребёнка из колеи, поэтому не следует при недомогании отводить дошкольника в садик, иначе существует риск усилить симптоматику недуга.
План работы с родителями д\с / МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
План работы детского сада с родителями
на 2021-2022 учебный год
Месяц |
«Молодая семья» |
Семьи «группы норма» |
Общие мероприятия |
Сентябрь |
Папка-передвижка «Осенние наблюдения на прогулке». |
Консультация «Особенности и проблемы речевого развития у детей младшего возраста». |
Совместная подготовка к учебному году. |
Посещение семьи. |
Памятка «Адаптация ребенка в детском саду». |
Выставка периодических изданий для родителей. |
|
Папка-передвижка «День дошкольного работника». |
Выставка поделок |
||
Октябрь |
Папка-передвижка «Как нужно одевать ребенка осенью». |
Памятка «Как научить ребенка правильно держать карандаш». |
Рекомендации родителям по личной гигиене ребенка. |
Беседа: «Агрессивный ребенок». |
Информация в уголок здоровья: «Здоровье начинается со стопы» |
Показ родителям коллективной работы «Наша малая родина». |
|
Посещение семьи |
Праздник «Осень» |
||
Ноябрь |
Разговор «Играйте вместе с детьми». |
Консультация «Какие игрушки нужны детям». |
Родительское собрание |
Папка передвижка «Влияние родительских установок на развитие детей». |
Папка-передвижка «День народного единства». |
Праздник «День матери». |
|
Посещение семьи |
|||
Декабрь |
Разговор «Капризы и упрямство. Как с этим бороться?» |
Разговор «Развитие мелкой моторики рук». |
Выставка рисунков «Зимние пейзажи» |
Папка-передвижка «Зимние забавы». |
Папка-передвижка «Простудные заболевания». |
Родительское собрание. |
|
Совместное изготовление кормушек для птиц. |
Постройка снежных скульптур. |
||
Посещение семьи. |
Семейный конкурс «Новогодняя игрушка своими руками». |
||
Новогодний утренник. |
|||
Январь |
Папка-передвижка «Воспитание основ здорового образа жизни». |
Консультация «Здоровье – всему голова» |
Выставка книжек-малышек самоделок. |
Беседа «Так ли важно рисование в жизни ребенка?» |
Папка-передвижка «Секреты хорошего аппетита». |
Спектакль Дед Мороз и Снегурочка. |
|
Посещение семьи. | |||
Февраль |
Разговор «Воспитание ответственности у ребенка». |
Папка-передвижка «Гиперактивный ребенок». |
Конкурс поделок для папы. |
Консультация «Азбука прав ребенка». |
Памятка для родителей будущих первоклассников. |
Праздник « День Защитника отечества» |
|
Посещение семьи. |
Анкета для родителей. |
||
Март |
Папка-передвижка «Международный женский день 8 марта» |
Беседа «Можно ли обойтись без наказания». |
Праздник «Международный женский день» |
Папка-передвижка «Масленица». |
Папка-передвижка «Режим – это важно!» |
Мероприятие «Приходите к нам на блины!» |
|
Посещение семьи. |
Конкурс поделок для мамы (бабушки). |
Спектакль «В гостях у красавицы Весны». |
|
Апрель |
Разговор «Играем дома». |
Папка-передвижка «Взаимная забота и помощь в семье». |
Коллективная работа «Весна – красна». |
Папка-передвижка «День космонавтики». |
Консультация «Дети и телевизор, компьютер». |
Выставка поделок «Космодром». |
|
Посещение семьи. |
Фоторепортаж «Мои любимые животные». |
||
Май |
Папка-передвижка «Наши будущие первоклассники». |
Беседа «Учимся вместе». |
Совместная аппликация «День победы». |
Консультация «Наши привычки – привычки наших детей!» |
Папка-передвижка «Они защищали нашу Родину!» |
Выставка рисунков «Я берегу планету Земля». | |
Посещение семьи. |
Праздничное прощание с детским садом. |
||
Июнь |
Папка-передвижка «Летние забавы на природе». |
Консультация «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» |
Родительское собрание |
Беседа «Как организовать удачное лето». |
Папка-передвижка «Отдыхаем всей семьей». |
Подготовка к новому учебному году. |
Как помочь детям адаптироваться к новой школе
Переезд, как и любой другой серьезный переход, может быть тяжелым испытанием для детей. Это особенно верно, если переезд требует смены школы. Дети находят утешение в знакомстве и рутине, поэтому новые соседи, новая спальня и новая школа могут вызвать стресс и беспокойство. Ваша задача как родителя — помочь максимально облегчить переход, и, к счастью, есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы ускорить этот процесс и помочь детям быстрее адаптироваться к новой школе. Собираетесь ли вы переехать или только обустраиваетесь, следуйте приведенным ниже советам, чтобы сделать переход в новую школу менее страшным для вашего малыша.
Начните разговор пораньшеДайте ребенку как можно больше времени, чтобы обдумать предстоящие изменения. Открытая и честная беседа о том, что для них значит переезд, — одна из самых важных вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь детям справиться с тревогой, связанной с такими серьезными переменами в жизни. Спросите о том, что их беспокоит в связи с переходом в новую школу, и выслушайте все их опасения, подбодрите и посоветуйте, где это применимо. Вы не сможете развеять все их страхи, но знание того, что вы союзник в этом процессе, даст им стабильность, необходимую им, чтобы пройти через это.
Сохраняйте позитивный настройДети умеют улавливать ваше собственное восприятие ситуации, поэтому, если вы хотите, чтобы они сохраняли позитивное отношение к переходу в новую школу, вам нужно относиться к этому позитивно. слишком. Это не означает, что вы не должны признавать неотъемлемые трудности смены школы, но вы должны подчеркивать интересные аспекты этого, сосредоточив внимание на возможностях, а не на недостатках. Чем больше энтузиазма вы принесете за стол, тем больше ваш ребенок будет ассоциировать этот шаг с позитивом, даже если тревога все еще существует.
Дайте детям немного контроля над ситуациейМногие опасения, связанные с переездом в новый дом и новую школу, связаны с отсутствием контроля. Иметь такой небольшой контроль над своим окружением — одна из самых сложных частей жизни ребенка, и это может усугубляться, когда вносятся изменения, которые вашему ребенку не нравятся или которые не понятны. Боритесь с этим, предоставляя им возможность делать выбор и контролировать некоторые аспекты процесса. Если есть возможность выбрать школу в вашем новом районе, пусть ваш ребенок посетит каждую из них и примет решение самостоятельно. Если есть только один выбор школы, дайте им возможность контролировать себя более мелкими способами, например, позволить им выбрать новый рюкзак и школьные принадлежности. Любая степень контроля, которую вы передаете, покажет вашему ребенку, что его голос и мнение имеют значение, что, в свою очередь, даст ему некоторую стабильность в неспокойный период.
Загляните краем глазаЧтобы помочь детям адаптироваться в новой школе, посетите ее перед первым днем. Прогуляйтесь по зданию и территории, познакомьтесь с директором и их новым учителем, загляните в их шкафчик и почувствуйте, где находятся такие места, как столовая и тренажерный зал. Таким образом, когда наступит первый день, у них уже будет общее представление о том, чего ожидать. Если есть возможность, постарайтесь пойти во время школьных занятий, чтобы ваш ребенок мог сам увидеть, каково там. Первые несколько дней все еще будут для них немного сложными, но, по крайней мере, основы не будут такими пугающими.
Вместе составьте распорядок дняОзнакомьте вашего ребенка с его новым школьным распорядком до его начала. Придумайте план того, как будет выглядеть утро, и поезжайте или прогуляйтесь по новому маршруту. В том же духе, что и в приведенном выше совете, наблюдение за тем, как все будет работать, может помочь детям адаптироваться к новой школе, избегая как можно большего количества догадок о том, на что будет похож опыт. Держитесь за как можно больше традиций из школьного распорядка вашего ребенка — их сохранение добавит к ситуации дополнительные слои знакомства.
Примите участиеЕсли у вас есть время, может быть полезно для вашего ребенка, если вы сами примете участие в новой школе. Посетите ознакомительные занятия и зарегистрируйтесь в качестве родителя класса или члена родительского комитета. Даже если вы не были так вовлечены в прошлую школу или не собираетесь поддерживать этот уровень участия в долгосрочной перспективе, участие в новой школе вашего ребенка — это способ вместе справиться с этим приключением.
Поговорите с персоналом школыСамостоятельно встретьтесь с новым учителем (учителями) и директором вашего ребенка и вовлеките их в облегчение перехода. Возможно, они смогут познакомить вашего ребенка с одноклассником, который сам недавно был новичком в школе, или, может быть, вместо того, чтобы просить учеников выбирать себе партнеров для проекта в первые пару недель в школе (перспектива, которая может быть мучительно для тех, кто еще мало кого знает), они могут назначать партнеров. Они также могут проверить вашего ребенка в течение дня, чтобы убедиться, что с ним все в порядке, и при необходимости дать совет или рекомендации. Наличие системы поддержки на земле поможет вашему ребенку адаптироваться, а также даст вам душевное спокойствие.
Назначить свиданиеОдной из самых страшных частей новой школы для детей является необходимость заводить новых друзей. Даже в начальной школе группы друзей, как правило, хорошо зарекомендовали себя, и взломать их бывает трудно. Хотя вы не можете пойти и подружиться со своим ребенком, вы можете способствовать установлению дружеских отношений, запланировав встречу с кем-то еще из класса вашего ребенка. Конечно, это зависит от их возраста (вам, вероятно, не захочется назначать свидание для школьника), но если ваш ребенок достаточно мал, чтобы составлять для него планы, то, взяв на себя инициативу, вы предоставите ему способ познакомиться с новым одноклассником один на один.
Запишите своего ребенка на внеклассное мероприятиеЕще один способ помочь вашему ребенку завести новых друзей — записать его на внеклассное мероприятие. Помогите им выбрать одну или несколько программ, которые могут им понравиться, и зарегистрируйте их как можно скорее. Им может быть проще общаться со своими сверстниками из-за общих интересов, таких как спорт, игры или театр, чем в течение учебного дня. Если они уже участвовали в занятиях, которые им нравились в их прошлой школе, или если они говорят, что не хотят участвовать в каких-либо мероприятиях, вы можете просто подписаться на них самостоятельно — иногда требуется дополнительный толчок, чтобы получить ребенок из зоны комфорта.
Не забывайте последнюю школуТот факт, что ваш ребенок учится в новой школе, не означает, что опыт его последней школы имеет меньшее значение. Поддерживайте связь со старыми друзьями и учителями и возвращайтесь в гости, если вы находитесь достаточно близко. Хотя не следует сосредотачиваться на старой школе (это может затруднить адаптацию вашего ребенка к новой школе), воспоминания также не должны быть сведены к минимуму.
Планируйте много качественного времени домаДаже совершенно новый дом станет безопасным убежищем для вашего ребенка, пока он приспосабливается к школе. В конце концов, дом там, где их семья и все их вещи — два больших пережитка их прошлой жизни. Обязательно уделяйте время семье в приоритете, продолжая распорядок и традиции, которые помогают вашему ребенку чувствовать себя в безопасности и счастливо, а также разговор о проблемах и стрессах в новой школе, который вы начали до переезда. Братья и сестры — отличные доверенные лица в пугающих ситуациях, поэтому, если у вас более одного ребенка, попросите их поговорить друг с другом о том, как идут дела в их новой школе. Вашему ребенку будет невероятно полезно знать, что дома у него всегда есть система поддержки.
Не стройте завышенных ожиданийБудьте терпеливы с переходом вашего ребенка. Даже дети-экстраверты могут не сразу приспособиться к новой школе, и установление ожиданий относительно того, когда и как они должны адаптироваться, не принесет им никакой пользы. Вместо этого всегда будьте рядом, чтобы выслушать, когда это необходимо, и поймите, что урегулирование требует времени. У детей ограниченное мировоззрение, и что-то, что может показаться вам незначительным, например, проблемы с поиском пути в новой школе или отсутствие шуток среди одноклассников, будет очень болезненным. им больше. Поддерживайте, присутствуйте и будьте неосуждающим плечом для вашего ребенка, на которое он может опереться.
Вы можете помочь детям адаптироваться к новой школе, но не можете сделать это за них. Знайте, что со временем все станет проще, и однажды эта новая школа будет такой же удобной, как и предыдущая.
Transition Strategies for the Early Child Classroom — Better Kid Care — Penn State Extension
Переход от одного занятия к другому в дошкольном возрасте может быть сложным. У вас могут быть дети, которые очень расстраиваются, когда им приходится переключаться с одного занятия на другое, и это может разрушить ваши планы на день.
Равновесие и высокоэнергетическая деятельность
Проблемы с переходами обычно усиливаются в начале года, учитывая, что режим не установлен. Более того, COVID-19, вероятно, повлиял на ваше обычное расписание занятий, а закрытие программ могло резко изменить распорядок дня детей, создав еще больше проблем, чем обычно. Даже в лучшие времена переход может быть трудным, но с небольшим планированием и гибкостью вы можете свести к минимуму разочарование, которое обычно сопровождает переход как для вас, так и для детей, находящихся под вашей опекой.
Почему для некоторых детей переход так тяжел?
Способность самостоятельно переходить от одного вида деятельности к другому является ключевым аспектом подготовки детей к поступлению в детский сад. Однако многие маленькие дети с трудом прекращают одно занятие и переключаются на другое. Это может быть по разным причинам. Для детей (и взрослых тоже!) может быть крайне неприятно оставлять то, чем они были полностью поглощены, особенно если они наслаждаются тем, что делают, или чувствуют, что почти завершили занятие. Подумайте о собственной жизни. Когда вы находитесь в середине задачи, вам может быть неприятно, когда вас прерывают или отвлекают от этой задачи, особенно если это неожиданное прерывание. У других детей переходы могут привести к замешательству или вызвать чувство беспокойства. Обычно это происходит из-за отсутствия структуры или рутины. В то время как некоторые дети могут быть гибкими и быть в состоянии адаптироваться к перерывам в их рутине, другим будет трудно понять, почему их просят сделать что-то еще, рассматривать ситуацию как несправедливую или не знать, что им делать дальше. Дети по-разному реагируют на неопределенность. Когда переходы неожиданны или четко не сообщаются, эта путаница может привести к вспышкам разочарования, усилению беспокойства и повлиять на то, как ребенок проводит остаток дня.
Что можно сделать, чтобы облегчить переходы
Хотя переходы могут быть сложными, есть ряд вещей, которые вы можете сделать, чтобы сделать переход от одного занятия к другому более плавным и свести к минимуму перерывы и вспышки. Вот несколько вещей, которые вы можете попробовать в своей программе:
Настройте расписание.
Это так важно. Дети склонны реагировать на ожидаемые переходы иначе, чем на неожиданные. Установите режим и сверяйтесь с расписанием в течение дня. Может быть полезно начать день с какой-нибудь утренней встречи, на которой вы обсудите то, что запланировали. Напоминания о том, что будет дальше в течение дня, также могут быть полезными, так как было бы слишком много просить маленьких детей запоминать расписание. Имейте в виду, что развитие ребенка, язык, на котором он говорит дома, и языковые навыки могут повлиять на его способность понимать расписание и следовать ему. Попробуйте включить визуальное расписание вместе с письменным. Например, сочетание слов «активная игра» с детьми, играющими на улице, будет более эффективным, чем просто письменные слова.
Придерживайтесь расписания, но предусмотрите время перехода.
Следование вашему расписанию даст детям хорошее представление о том, чего ожидать, и поможет им выработать распорядок дня. Тем не менее, иногда можно быть гибким. Например, если все дети активно работают над художественным проектом и полностью вовлечены в него, вероятно, было бы лучше дать им пару дополнительных минут, чтобы закончить, вместо того, чтобы пытаться отвлечь всех от занятия. Кроме того, помните, что переходы требуют времени, даже если все идет гладко. Включение этого времени в расписание позволит вам не сбиться с пути и не чувствовать спешки или волнения. Подумайте о том, сколько времени займет уборка или получение новых материалов, вместо того, чтобы ожидать, что одно действие начнется сразу после другого.
Обеспечьте подсказки, обозначающие время перехода.
Чтобы свести к минимуму путаницу и неожиданности в расписании, постарайтесь включить как вербальные, так и невербальные сигналы, сигнализирующие о том, что пора или почти пора переходить к новому занятию. Например, предоставление десятиминутных и пятиминутных предупреждений поможет сделать переходы более плавными. Вы также можете включить инструмент или колокольчик, чтобы сигнализировать о том, что пришло время для следующего занятия. Дополните это словесным напоминанием («мы помним, что означает колокольчик?»). Еще одна эффективная стратегия — включить какую-нибудь переходную песню, например, песню очистки. Опять же, когда дети услышат эту песню, они будут иметь лучшее представление о том, что от них ожидается, и они, скорее всего, присоединятся к песне и с большей готовностью помогут подготовиться к следующему занятию.
Переход парами.
Некоторым детям, которые борются с переходом, может понравиться переход к новому виду деятельности с партнером. Это можно сделать заблаговременно, планируя деятельность партнера, или реактивно, попросив ребенка, который не испытывает затруднений при переходе, помочь другому ребенку подготовиться. Это должно быть оформлено таким образом, чтобы поощрять поддержку друзей в классе, а не как наказание для ребенка, который борется с переходами.
Сочетайте активную и спокойную деятельность.
Вы, вероятно, видели времена в своем классе, когда казалось, что все дети начинают нервничать или нервничать. Физическая активность и активная игра так важны по многим причинам, в том числе помогают детям совершать переходы. Постарайтесь помнить об этом, когда будете составлять свой график. Если планируется несколько тихих занятий в помещении, постарайтесь разбить их на те, которые позволяют детям бегать, заниматься спортом и быть громче, чем в классе. Точно так же, если вы просите детей перейти к такому занятию, как сборы домой, может быть хорошей идеей заранее предоставить им короткое расслабляющее занятие, а не ожидать, что они сразу же перейдут от чего-то очень активного к чему-то сосредоточенному. и спокойно.
Будьте позитивны!
Помните, что переходы сложны, особенно для маленьких детей, которые могут не до конца понимать, чего вы от них ожидаете. Разочарование во время перехода только усугубит ситуацию для детей, находящихся на вашем попечении.