Подготовка к школе ребенка. Как выбрать хороший детский сад? «Сеть садов развитие 21 Век»
Полное дошкольное образование учит ребенка вести себя в коллективе, но главное –выступает подготовкой к школе. Важно не только дать малышу все знания, необходимые для школьных предметов, а позитивно настроить ребенка на обучение. Занятия в детском саду учат по-взрослому отвечать за свои поступки. Отношения маленького школьника к предметам, учёбе, домашним заданиям сильно зависит от грамотной подготовки к школе еще в детском саду.
Ребенок не адаптируется к новым «школьным» изменениям в его жизни за пару дней, поэтому подготовку нужно начинать как можно раньше – даже за несколько лет.
Как воспитатель может подготовить ребенка к школе?
1. В первую очередь, воспитатель показывает, для чего нужны новые знания, на простых примерах, понятных детям.
2. Грамотный педагог проводит специальные игры, цель которых – научить малыша ответственности, умению стоять на своём.
3. Важно, чтобы воспитатель объяснил детям, как вести себя в коллективе, создал уютную и дружественную обстановку. Ребёнок должен ощущать себя «в своей тарелке».
4. Объясняя детям, что такое школа и как там проходят занятия, воспитатель в игровой форме показывает детям, чем они будут заниматься в школе. Это могут быть игра «Собери портфель», чтение ( а может и сочинение!) стихов на школьную тематику, любые разговоры о школьных предметах.
Детская подготовка в школе – это грамотная комбинация тематических бесед и занятий с воспитателем, а также прямое взаимодействие со своими сверстниками во время игрового процесса.
Начальная школа – это естественное продолжение детского сада, согласно нововведениям Федеральных стандартов обучения в нашей стране.
Как может быть связан детский сад и школа?
- Проведение общих семинаров и занятий для педагогов младшей школы и воспитателей детского сада
- Организация совместных мероприятий для дошкольников и учащихся в младших классах – выставки, музеи, походы, театры. Рекомендуется проводить конкурсы рисования или чтения стихов в детском саду на тему «Школа».
- «День выпускника» — в детский сад приглашают бывших воспитанников.
- Комбинация детского сада и школьного помещения для младших классов в одном помещении.
- Проведение бланковых опросов среди родителей детских садов и школ, выявляя проблемы и решая вопросы, которые интересуют родителей.
- Помощь родителям в адаптации их ребенка к школе – выпуск вспомогательных материалов на тему «Как научить ребенка любить чтение?», «Мотивация ребенка к школьным успехам» и т.д.
Система работы ДОУ по подготовке детей к школе в формате новых образовательных стандартов
Современные дети по-другому воспринимают мир, по-другому мыслят. С одной стороны, они демонстрируют уникальные возможности, быстро схватывают информацию, с другой стороны, за последнее время увеличилось количество детей с синдромом дефицита внимания, с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Для того чтобы адаптация к новым условиям прошла успешно, чтобы дети справлялись с учебной нагрузкой, необходимо своевременно проводить работу по подготовке детей к обучению в школе. Данную работу осуществляем в системе с детьми, родителями, педагогами в тесной преемственности со специалистами начальной школы № 4 р.п. Линево, куда поступает большая часть наших выпускников.
Учитывая принципы ФГОС ДО:
– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
– признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
мы пересмотрели систему работы по подготовке детей к обучению в школе.
Специалисты школ всегда выходят с предложениями по формированию конкретных качеств и умений детей в соответствии с современными требованиями. Основными задачами, поставленными нами с учетом предложений коллег школ на сегодняшний день, являются развитие мышления, творческих способностей, постоянный познавательный интерес к окружающему миру и инициативность детей, их способность справляться самостоятельно с возникающими проблемами и принятия ими ответственных решений. Кроме того, ребенок должен быть уверен в своих силах и возможностях, уметь адекватно общаться не только со своими сверстниками, а также и взрослыми людьми, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться.
Реализация поставленных задач требует педагогических поисков. Большинство наших педагогов осваивают и применяют современные образовательные технологии, формирующие активную роль воспитанников, позволяющие детям быть успешными в различных видах деятельности.
Большую помощь в подготовке детей к школе оказывает применение технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) в практической деятельности с детьми, что способствует развитию мышления, гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковую активность, стремлению к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Применяя данную технологию, педагогу удается повысить интерес детей к деятельности, их активность, обеспечить не только качественный, но и увлекательный процесс обучения и добиться лучшего результата в освоении программы. Освоение алгоритмов ТРИЗ, являющихся составляющей частью каждого модуля, помогают детям научиться планированию и достижению результата в любой деятельности. Например, в составлении творческих рассказов по картине, пересказе текстов или заучивании стихотворений, в создании новых продуктов: сочинении стихов-лимериков или сказок. Дети с удовольствием включаются в решение проблемных вопросов и поиск идеального решения, свободно высказывая свое мнение перед незнакомой аудиторией.
Еще одной из эффективных педагогических технологией, актуальной и востребованной в условиях действия образовательного стандарта ДО, является «метод проектов», которым владеют все педагоги нашего ДОУ. В соответствии с этой технологией роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. В процессе реализации проекта педагоги подводят ребенка к получению знаний, развивают творческую активность ребенка, его воображение и другие качества, так необходимые успешному выпускнику ДОУ.
Ежегодно в рамках презентации проектной деятельности педагоги показывают профессиональный рост в данном направлении. Это выражается в выборе темы, исходя из интересов детей, полученных продуктах проекта. Направления проектов всегда разнообразные. Творческие, например, «Приглашаем на премьеру» – при постановке спектакля; познавательно-исследовательские «Путешествие в прошлое электрической лампочки» – результат: организован мини-музей в комнате «Русская изба», куда дети придут на экскурсию. Все чаще выбираются проекты инженерной направленности, в результате которых получаются движущиеся механизмы или другие инженерные решения. Например, «Дом, который я никогда не видел», «Пугало огородное», «Игрушка-забава для котенка», «Как вода с огнем подружились» – продукт лодка, которая приводится в движение от горящей свечи, «Сила воды» – сооружена конструкция, где от напора воды включается лампочка и др.
Стало традицией участие детей в публичных презентациях детских проектов в рамках научно-практических конференций в 4 школе и в НИПКиПРО, где дети учатся представлять свои работы и отстаивать свою точку зрения перед большой аудиторией.
Осуществляем работу по краеведческому образованию детей в соответствии с программой «Люблю свой родной край», разработанной творческой группой наших педагогов, с применением ТСО. В результате освоения программы дети проявляют интерес, любознательность к изучению малой родины. С удовольствием включаются в проектную деятельность, в детское коллекционирование, создание мини-музеев. Отражают свои впечатления о достопримечательностях малой родины в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, моделируют.
С целью повышения познавательных интересов и познавательных действий каждого ребенка, расширения социальных контактов, развития интереса детей к новым видам игровой деятельности наш детский сад сотрудничает с учреждениями дополнительного образования детей и другими образовательными учреждениями поселка. У воспитанников старшего возраста есть возможность обучаться игре в шашки с тренером ДЮСШ, участвовать в опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в лаборатории нескучных наук с педагогом ЦДОД «Спутник», посещать мероприятия детской библиотеки, экологического музея Гимназии № 1, Линевского ДК, художественной школы, центра детского технического творчества «Спутник».
В детском саду постоянно совершенствуются условия для развития детей, обеспечивается доступность всех функциональных пространств детского сада. Переоборудовано детское кафе, функционирует галерея творческих работ, где постоянно действуют выставки совместных работ детей, родителей и педагогов.
Приобретены комплекты конструкторов Cuboro и Лего Ведо. Занятия по конструированию и робототехнике с данным оборудованием очень интересны детям, способствуют развитию у детей инженерного мышления и детского технического творчества.
Таким образом, создаются условия для выявления и развития интересов детей, поддержки их инициативы и самостоятельности, возможности выбора видов активности и гармоничного развития детей в разных видах детской деятельности в рамках сотрудничества детей и взрослых.
Особое внимание в работе по подготовке детей к школе уделяем работе с семьями, которая заключается в помощи родителям приобрести необходимые педагогические знания, знакомстве с практическими методами работы по подготовке детей к школе. С 2011 года в детском саду успешно функционирует клуб «Успешный первоклассник» для родителей детей 5-7 лет. Установлению тесного контакта с родителями способствует применение активных форм работы: семинары-практикумы, интерактивные презентации, встречи с элементами тренинга, дискуссии, гостиные, познавательно-игровые викторины, просмотр видеороликов и др. Атмосфера наших занятий доброжелательная и свободная, позволяет нам вовлечь родителей в игровую деятельность, отвлечь их от забот и хлопот, и на время погрузить в мир детства. Меняется даже настроение: из серьезных и озабоченных людей они превращаются в веселых и шаловливых, с удовольствием участвуют в предложенных игровых ситуациях. Расставаясь с ними, мы уверены, что родители обязательно привнесут свои впечатления в общение с детьми и непременно придут на следующее занятие.
Учитываем пожелания родителей в получении информации в разных формах. Организуем заочную форму сотрудничества семьи и ДОУ: через периодическое издание для родителей, газету «Вести из Родничка». На сайте нашего ДОУ в рубрике «Для Вас, родители!» выделен целый раздел «Подготовка детей к обучению в школе». Здесь мы предлагаем вниманию родителей информацию специалистов ДОУ, даем полезные ссылки на Всероссийские порталы дошкольного образования, предлагаем практический материал, помогающий родителям организовать игровую деятельность с ребенком дома. Раздел постоянно обновляется новыми материалами.
Система работы по подготовке к школе позволяет нам получать стабильные положительные результаты. Педагоги школ р.п. Линево в течение ряда лет отмечают хорошую подготовку выпускников детского сада. По результатам мониторинга адаптации детей к условиям школы и успеваемости детей в первых классах школ р.п. Линево наблюдается положительная динамика в развитии воспитанников: в 2019 году количество детей с легкой и средней степенью адаптации к новым условиям составило 99 %, а уровень хорошей успеваемости (учеба на 4 и 5) составил 87 % детей.
Выявлению и развитию способностей детей в разных видах деятельности способствуют организация участия воспитанников в конкурсных движениях различного уровня и направленности. Ежегодно на базе нашего детского сада мы проводим литературный конкурс «Лучший чтец ДОУ», фестиваль детского творчества, интеллектуальные конкурсы «Знайки против Грамотеев», «Умники и умницы», «Лучший шашист ДОУ», «Лучшая спортивная группа».
Наши дети – постоянные участники интеллектуальных Всероссийских конкурсов («Мудрый совенок», «Пони – готовься к школе», «Человек и природа»).
В течение нескольких последних лет дети участвуют и побеждают в районных фестивалях детского технического творчества «Легобум», «От винта». В этом году дети успешно приняли участие в региональном конкурсе «Икаренок» (инженерные кадры России) с разработанным проектом «НовЭЗ будущего» с помощью электронного конструктора Лего (робототехника).
Участие детей старшего дошкольного возраста в таких соревнованиях раскрывает их интеллектуально-творческий потенциал, развивает такие качества личности, как открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, потребность в приложении интеллектуальных и творческих усилий, независимость и самостоятельность, позволяет получить признание взрослых и сверстников. А нам, педагогам и родителям, увидеть результаты нашего общего труда, цель которого – развитие конкурентноспособной личности, способной логически и творчески мыслить, находить решения из типичных и нестандартных ситуаций, готовой к обучению в течение всей жизни.
5 простых способов подготовить ребенка к детскому саду
- Автор Лаура Лейн; Фото: PhotoXpress.com
В первый день моего сына в детском саду я спряталась за сосной, чтобы шпионить за ним во время первой перемены. Я хотел убедиться, что он найдет других детей, с которыми сможет поиграть, и что он выстроится в линию со своим классом, когда придет время вернуться внутрь. Я стоял там 20 минут, выглядывая из-за дерева и болтая с другими родителями, которые делали то же самое.
Стоя там, я спросил себя: «Достаточно ли я сделал, чтобы подготовить своего сына к детскому саду?» Другие родители со мной задавались вопросом и беспокоились о том же. Готовность к детскому саду — популярная тема в наши дни, но что это значит, когда кто-то говорит, что ваш ребенок «готов к детскому саду»? «То, что означает готовность, сильно различается от сообщества к сообществу, от школы к школе, от учителя к учителю, от родителя к родителю, от нации к нации», — говорит Бет Грауэ, доктор философии, профессор дошкольного образования.
Хотя определение готовности к детскому саду может варьироваться в зависимости от контекста, вот пять простых способов помочь подготовить вашего ребенка к детскому саду: 1. Пригласите ребенка к разговору с вами. Говорите с ребенком рано и часто. Например, поболтайте с малышом, пока вы меняете ему подгузник, укачиваете его в коляске или едете в машине. Реакция вашего ребенка может быть вербальной или невербальной, но самое главное — разговаривать с ребенком и внимательно слушать его реакцию. Не спрашивайте и не отвечайте на вопрос за ребенка и не забывайте слушать ответ ребенка. «Вы должны очень внимательно слушать своего ребенка», — говорит Грауэ.Подготовка детей младшего возраста к школе
См. полное руководство
Практическое руководство по подготовке детей младшего возраста к школе ›
Недавнее исследование выявило методы, которые могут подготовить маленьких детей к получению пользы от возможностей обучения, с которыми они столкнутся в школе. .
Совместно с экспертами-экспертами организация What Works Clearinghouse™ (WWC) преобразовала результаты этого исследования в практические рекомендации, которые воспитатели дошкольных учреждений могут использовать при подготовке детей к школе. В Практическом руководстве по подготовке детей младшего возраста к школе подробно описаны семь практических методов, разработанных для использования учителями; руководители центров и программ; персонал округа или штата, участвующий в принятии учебных планов для дошкольных программ; и родители и опекуны.
Рекомендации в этом руководстве включают следующее:
1. Регулярно проводите преднамеренные увлекательные инструкции и практику, направленные на развитие социально-эмоциональных навыков.
Уровень достоверности: Уровень 1, сильный
Развитие социально-эмоциональных навыков имеет решающее значение для подготовки всех детей к школе. Например, когда дети поступают в детский сад, от них ожидают, что они будут просить о помощи, сменяться, быть добрыми и позитивно взаимодействовать с другими. Обучение социально-эмоциональным навыкам поможет детям научиться делиться, сотрудничать и поддерживать позитивные отношения с друзьями; определять и регулировать эмоции; и справляться с проблемными социальными ситуациями. Сосредоточив внимание на социально-эмоциональных навыках в дошкольных учреждениях, дети будут лучше подготовлены к условиям детского сада, которые имеют более высокие ожидания и более формальную учебную программу.
Подробнее об этой рекомендации ›
2. Развивайте навыки исполнительной функции детей, используя специальные игры и занятия.
Уровень достоверности: Уровень 2, средний
Навыки исполнительных функций включают внимание, выполнение указаний, гибкое мышление, проявление самоконтроля и саморегуляции. Развитие навыков исполнительной функции подготавливает детей к трудностям, с которыми они столкнутся при решении задач, запоминании инструкций и обучении в школе. Эти навыки также могут помочь детям справляться с межличностными конфликтами и другими эмоциональными ситуациями. Например, когда дети могут мыслить гибко и переключать свое внимание на рассмотрение различных аспектов социальной ситуации, они лучше способны решить проблему, с которой столкнулись.
Подробнее об этой рекомендации ›
3. Преднамеренно обучайте детей, чтобы они лучше понимали математические идеи и навыки.
Уровень достоверности: Уровень 1, Сильный
С раннего возраста естественная любознательность детей может помочь им развить некоторые неформальные интуитивные представления о математике. Тем не менее, дети также получают пользу от более преднамеренных действий и бесед, призванных помочь им активно разбираться в математике и развивать более глубокое понимание математических идей и навыков. Дети, которые развивают это более глубокое понимание в дошкольном возрасте, лучше подготовлены к обучению на более формальном обучении математике, с которым они столкнутся в детском саду и за его пределами. Группа рекомендует намеренно планировать уроки, которые помогут детям развить понимание, выходящее за рамки основных математических навыков (например, счет, называние фигур и создание узоров). Это означает планирование определенного времени почти каждый день, чтобы сосредоточиться на более формальных математических навыках в счете, геометрии, измерении и построении моделей.
Подробнее об этой рекомендации ›
4. Вовлекайте детей в беседы о математических идеях и поддерживайте их в использовании математического языка
Уровень достоверности: уровень 2, умеренный
математике — пока они играют в игры, перекусывают или учатся делиться. Учителя могут помочь детям замечать и говорить о математике вокруг них. Дети могут научиться говорить о математических идеях и навыках, таких как сложение и вычитание, о том, что фигуры имеют такие особенности, как стороны и углы, или о том, слишком ли много или достаточно батончиков мюсли для всех во время перекуса.
Подробнее об этой рекомендации ›
5. Преднамеренно планируйте занятия для расширения словарного запаса и речи детей.
Уровень достоверности: уровень 1, сильный
Словарный запас детей, который развивается в возрасте 3, 4 и 5 лет, играет ключевую роль в их более позднем развитии языка и чтения, а также в последующем успехе в учебе. Изучение новых слов и их значений помогает детям понять новую информацию, с которой они сталкиваются, что помогает им выучить больше слов. Таким образом, происходит накопление словарного запаса. Ключом к развитию словарного запаса в дошкольном возрасте является многократное воздействие и возможность использовать новые слова в различных контекстах и разговорах на темы, интересные детям. Группа рекомендует предоставить детям много возможностей слышать и использовать словарные слова с течением времени, например, посредством совместного чтения книг, занятий и игр, а также участия в разговорах. Шаги, описанные в этой рекомендации, описывают, как выбирать слова, вводить новый словарный запас, укреплять и поощрять использование нового словаря в течение дня.
Подробнее об этой рекомендации ›
6. Закрепляйте знания детей о буквах и звуках.
Уровень достоверности: Уровень 1, сильный
Изучение и определение звуков языка важно для развития грамотности. Осведомленность о звуках языка, также называемая фонологической осведомленностью, необходима для того, чтобы помочь детям начать понимать, что слова состоят из звуков и что при смешивании эти звуки образуют слова. Ранние знания детей о буквах и звуках помогут детям научиться читать слова и могут способствовать развитию у них других навыков грамотности, таких как правописание. В большинстве государственных стандартов указано, что до поступления в детский сад дети должны знать названия некоторых букв и звуков, а также уметь распознавать звуки в начале и конце слов и рифмующихся слов. Воспитатели дошкольных учреждений могут помочь детям начать понимать часто сложные отношения между звуками и буквами. Учителя могут помочь детям научиться слушать звуки и связывать их с буквами, которые они видят. С практикой и повторением дети смогут узнавать многие буквы и определять некоторые звуки, которые издают эти буквы.
Подробнее об этой рекомендации ›