Подготовка детей к школе в детском саду
В семье ребенок получает комплексную помощь при подготовке к школе. Родители для него являются и воспитателями и учителями одновременно. Тем не менее, в рамках семьи и без помощи профессиональных педагогов полноценная подготовка ребенка к обучению в школе невозможна. Для детей, которые не посещали детский сад, подготовка к школе в семье оказывается недостаточной и они, как правило, показывают значительно более низкий уровень готовности к школе.
Каким образом осуществляется подготовка к школе в семье
Каждая семья строит воспитательный процесс по своему усмотрению, без согласования с педагогами и без дополнительных методических рекомендаций. Таким образом, в семейном воспитании возникают определенные пробелы, в особенности при подготовке ребенка к школе. Дети, посещавшие дошкольные учреждения в большинстве случаев оказываются лучше подготовленными не только в плане воспитания и обучения, но и по части психологической, поскольку такие дети уже имеют определенные навыки совместной коллективной работы с учебным материалом.
В детском саду подготовка детей к школе занимает особое место, поскольку детские сады относятся к системе народного образования и в их задачу входит, помимо воспитания всесторонне развитой личности, подготовка будущих учеников. От интенсивности и эффективности работы воспитателя детского сада в процессе подготовки ребенка к школе зависит успешность его обучения в будущем. Перед воспитателем в подготовительной группе стоят две основные задачи: всестороннее воспитание и специальная подготовка. Всестороннее воспитание включает в себя физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание.
Задачи воспитателя в подготовительном процессе
На занятиях по подготовке к школе воспитатель выполняет следующие задачи:
1. Формирование у дошкольников представления о школьных занятиях как о важной деятельности для приобретения необходимых знаний, умений и навыков. В соответствии с этим представлением у детей вырабатывается познавательная активность на занятиях;
2. Выработка ответственности, настойчивости, самостоятельности и старательности. Это способствует стремлению ребенка овладевать знаниями, умениями и навыками, прилагая для этого достаточные усилия;
3. Овладение навыками коллективной деятельности, позитивного отношения к сверстникам, формирование способности активно воздействовать на своих сверстников как на участников общей деятельности. То есть способности оказания посильной помощи, вынесения справедливых оценок результатов работы сверстников, выработка тактичности в оценке допущенных ошибок;
4. Приобретение дошкольниками навыков организованного поведения и учебной деятельности в условиях коллектива. Эти навыки способствуют формированию у дошкольников самостоятельности в выборе вида деятельности, игры или занятий.
Педагогическая деятельность воспитателя в детском саду носит образовательный характер и складывается из двух составляющих получения дошкольниками знаний и умений: широкое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, и организованный учебный процесс. Соответственно, в процессе приобретения знаний и умений различаются те из них, которые ребенок может получить самостоятельно в процессе общения и те знания и умения, которые он может получить только на специальных учебных занятиях. В задачи воспитателя на занятиях входит проверка полноты усвоения детьми программного материала, проверка быстроты и рациональности их действий, наличия навыков и умений, а также контроль правильного, адекватного поведения.
Многими современными психологами выдвинуто мнение, что около восьмидесяти процентов интеллекта ребенка формируется до восьмилетнего возраста. В связи с этим требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников достаточно высокие.
В детском саду познавательные задачи объединяются с формированием нравственно-волевых качеств, а их решение осуществляется в тесной взаимосвязи. Формирование познавательного интереса способствует пробуждению у ребенка активности, способствует развитию любознательности. В свою очередь умение проявлять настойчивость и прилежание способствует повышению качества деятельности. Таким образом, дошкольники уверенно и эффективно усваивают учебный материал.
В процессе воспитания ребенка в детском саду необходимо также выработать у ребенка потребность в познавательной деятельности, любознательности, самостоятельном поиске решений и ответов на возникающие вопросы. Ребенок, у которого эта потребность не выработана в достаточной степени, будет проявлять на занятиях в школе пассивность, его сложно будет заставить выполнять задания, самостоятельно овладевать знаниями и, соответственно, достигать высоких результатов в учении.
Подготовка детей к школе Г.А. Иванова
Консультации педагога дополнительного образования
Ивановой Галины Ахметяновны
Подготовка детей к школе
Подготовка детей к школе — одна из актуальных проблем, волнующая как педагогов, так и родителей. Особого внимания требует организация предшкольного образования детей старшего дошкольного возраста, не посещающих детские сады.
С целью обеспечения равных стартовых возможностей для будущих первоклассников на базе МАДОУ «ЦРР-д/с №13» была открыта группа кратковременного пребывания. Группа кратковременного пребывания (далее ГКП) создана в детском саду с целью организации предшкольной подготовки детей, не посещающих детские сады.
В программе выделяются пять разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения:
«Познаем других людей и себя»,
«Познаем мир»,
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»,
«Учимся родному языку»,
«Учимся рисовать»,
«Играем и фантазируем».
Программа «Предшкольная пора закладывает прочную основу в дальнейшем образовании дошкольников. Она универсальна и готовит будущих первоклассников к занятиям по любому учебному комплекту для начальной школы.
Воспитательно-образовательный процесс в группе кратковременного пребывания включает в себя разные формы индивидуальной и совместной деятельности. Это игровая деятельность, продуктивная (рисование, аппликация, лепка, конструирование), познавательно-исследовательская (экспериментирование с реальными и символическими объектами). При работе с детьми широко используются разнообразные дидактические, развивающие игры, занимательные упражнения, игры-экспериментирования, игровые и проблемные ситуации, элементы моделирования и проектирования. Организация воспитательно-образовательного процесса строится на основе ведущего вида деятельности – игры, с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов каждого ребенка.
Работа группы осуществляется пять раз в неделю, ежедневно планируется 3 занятия (длительность занятий не более 30 минут, перерыв между занятиями 10 минут), игровой час.
Созданная система работы по подготовке неорганизованных детей к школе в условиях предшкольного образования в группе кратковременного пребывания в нашем учреждении помогает детям стать увереннее и успешнее, сформировать готовность к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», приобрести социальный опыт общения со сверстниками и взрослыми. У детей формируются товарищеские отношения к сверстникам, интерес и потребность к совместным занятиям и играм, умение уважать мнение других людей, уверенность в своих силах.
И самое главное – появляется высокая внутренняя мотивация к обучению, желание пойти в школу!
Яркие горизонты | Подготовка к детскому саду: как подготовиться и чего ожидать
Во многих случаях это означает не только смену класса, но и переход в новую школу. Какими бы захватывающими ни были эти изменения, они также могут вызывать беспокойство.
Советы по подготовке к детскому саду
- Планирование посещения детского сада . Посещение нового класса или школы вместе с ребенком поможет облегчить ему подготовку к детскому саду. Убедитесь, что вы включили посещение столовой, спортзала, игровой площадки и т. д. Если возможно, встретьтесь с новым воспитателем вашего ребенка в детском саду. Некоторые из них могут быть включены в ориентацию, которую предлагает новый класс или школа. Но, если нет, попробуйте организовать посещение школы самостоятельно. Если посещение не совпадает с вашим расписанием, возможно, родственник или сосед, чей ребенок ходит в ту же школу, может взять вашего ребенка.
- Быть в курсе школьных событий . Если ваш ребенок покидает программу дошкольного образования, вы можете обнаружить, что опыт вашего ребенка в детском саду может быть менее персонализированным, чем ваш опыт ухода за детьми. В некоторых ситуациях вам придется выступать в роли защитника вашего ребенка. Держите в курсе. Читайте все, что приходит домой. Время от времени посещайте класс школы или детского сада, если ваша рабочая ситуация позволяет вам.
- Установление режима сна . Возобновите обычный распорядок отхода ко сну примерно за месяц до начала школы, чтобы облегчить переход в детский сад. Если вы позволите своему ребенку ложиться спать немного позже в течение лета, например, постепенно вернитесь к тому времени, когда он будет ложиться спать, как вы ожидаете, когда начнется детский сад. Поговорите со своим ребенком о том, почему вы это делаете и как это поможет его/ее переходу в школу.
- Установить утренний распорядок . Сделайте «пробный прогон» нового утреннего распорядка, будь то прогулка с ребенком до автобусной остановки, поездка в новую школу, совместная прогулка в новый класс и т. д., чтобы увидеть, сколько времени это займет. Помните, что подготовка к школе почти всегда занимает больше времени, чем вы думаете, особенно когда случается непредвиденное (вам нужно вернуться за домашним заданием, в кроссовках в спортзал и т. д.).
- Планирование времени завтрака . Возможно, ваш ребенок привык завтракать в дошкольном возрасте. Если ваш ребенок переходит в детский сад, во многих школах завтрак не предоставляется. Очень важно хорошо позавтракать перед уходом в школу. Обязательно скорректируйте свой утренний график, чтобы учесть дополнительное время, которое у вашего ребенка есть, чтобы позавтракать.
- Создать план обеда . Если ваш ребенок возьмет обед в школу, «порепетируйте» упаковывать обед утром. Таким образом, вы будете знать, сколько дополнительного времени это займет и какие обеды и закуски вам нужно иметь под рукой. Если ваш ребенок будет покупать школьный обед, начните собирать долларовые купюры и мелочь. Узнайте, сколько это будет стоить, и потренируйтесь вместе считать деньги на обед.
- Уменьшение или поэтапный отказ от дневного сна . Для дошкольников, которые все еще спят, начните сокращать время дневного сна, чтобы они были готовы к полному дню к началу детского сада.
- Составьте план занятий до и после школы . Убедитесь, что вы и ваш ребенок знаете распорядок ухода за детьми до и после школы, если это применимо. Обсудите, куда он/она пойдет, как он/она будет добираться между школой и присмотром за детьми, как он/она доберется до дома и т. д. Составьте запасной план на случай, если вы опоздаете. У вас, вероятно, был план для вашего текущего детского центра, но убедитесь, что ваши экстренные помощники знают, где находится новая школа или внешкольная программа, и каков там порядок встречи. Лучше подготовиться заранее, чем ждать чрезвычайной ситуации.
- Разработайте программу домашнего задания . Создайте место для домашних заданий, где ваш ребенок может выполнять задания для детского сада и другие домашние задания, хранить бумаги из школы, держать под рукой школьные принадлежности и т. д. Это может быть отдельный письменный стол, место на кухне или в столовой и т. д. или ночное расписание, которое включает в себя выполнение домашних заданий, а также время для игр или «расслабления».
- Свяжитесь с учителем вашего ребенка . Как только начинается учебный год, важно дать себе и своему ребенку возможность «подружиться» с новым учителем. Эта важная часть процесса перехода в школу не произойдет мгновенно. В некоторых случаях нам почти нужно «оплакивать» отношения, которые у нас сложились с последним учителем нашего ребенка. Новый учитель может немного отличаться от прежнего учителя вашего ребенка. Дайте время для развития новых отношений между вами, вашим ребенком и новым учителем, пока вы все приспосабливаетесь к другому стилю.
- Сходить вместе за школьными принадлежностями . Хотя у вас может быть список, предоставленный воспитателем детского сада, пусть ваш ребенок выбирает цвета или стили. При подготовке к детскому саду нет ничего лучше новых школьных принадлежностей!
Детские книги о начале детского сада
Детские книги о поступлении в школу и детском саду могут помочь подготовить вашего ребенка к школьному переходу. Вот несколько наших любимых названий:
- «Любопытный Джордж идет в школу» М. Рей и Х.А. Рей
- «Дрожь первого дня» Дж. Даннеберга
- «Я слишком мал для школы» Л. Чайлд
- «Я люблю школу!» П. Стерджес и С. Халперн
- «Лев поздний цветок» Р. Крауса
- «Мисс Биндергартен готовится к детскому саду» Дж. Слейта
- «Мистер Джордж Бейкер» А. Хеста и Дж. Дж. Мут
- «Целующая рука» А. Пенна
- «Будет ли у меня друг?» М. Коэн
При небольшой предварительной подготовке переход в детский сад может быть очень позитивным для родителей и детей. Наслаждайтесь этим следующим этапом в жизни вашего ребенка и в вашей жизни как родителя. Дополнительные советы по подготовке к школе можно найти в блоге Family Room.
Подробнее о подготовке к школе:
- Вот 12 вещей, которые вы должны знать о поступлении в детский сад.
- Вы думаете, что ваш ребенок не пойдет в детский сад? Вот несколько академических советов по красной рубашке.
- Найдите советы и идеи, как легко вернуться в школу после лета.
- Сможет ли она подружиться? У вас есть достаточно времени, чтобы поесть? Читайте, как одна мама пережила переход в детский сад.
- Наши блогеры много лет пережили манию возвращения в школу. Получите некоторые из их советов и идей по поводу возвращения в школу, в том числе: традиции первого дня в школе, советы по адаптации к школьному расписанию, идеи по организации школы и многое другое.
5 простых способов подготовить ребенка к детскому саду
- Автор Лора Лейн; Фото: PhotoXpress.com
В первый день моего сына в детском саду я спряталась за сосной, чтобы шпионить за ним во время первой перемены. Я хотел убедиться, что он найдет других детей, с которыми сможет поиграть, и что он выстроится в линию со своим классом, когда придет время вернуться внутрь. Я стоял там 20 минут, выглядывая из-за дерева и болтая с другими родителями, которые делали то же самое.
Стоя там, я спросил себя: «Достаточно ли я сделал, чтобы подготовить своего сына к детскому саду?» Другие родители со мной задавались вопросом и беспокоились о том же. Готовность к детскому саду — популярная тема в наши дни, но что это значит, когда кто-то говорит, что ваш ребенок «готов к детскому саду»?
«То, что означает готовность, сильно различается от сообщества к сообществу, от школы к школе, от учителя к учителю, от родителей к родителям, от нации к нации», — говорит Бет Грауэ, доктор философии, профессор дошкольного образования.
Хотя определение готовности к детскому саду может варьироваться в зависимости от контекста, вот пять простых способов помочь вашему ребенку подготовиться к детскому саду:
1. Пригласите вашего ребенка поговорить с вами. Говорите с ребенком рано и часто. Например, поболтайте с малышом, пока вы меняете ему подгузник, укачиваете его в коляске или едете в машине. Реакция вашего ребенка может быть вербальной или невербальной, но самое главное — разговаривать с ребенком и внимательно слушать его реакцию. Не спрашивайте и не отвечайте на вопрос за ребенка и не забывайте слушать ответ ребенка.
«Вы должны очень внимательно слушать своего ребенка, — говорит Грауэ.
2. Дайте ребенку время поиграть. Всем детям нужно свободное время, чтобы просто поиграть. Давать ребенку время для игр – это не потраченное впустую время. Наоборот, игра дает детям много преимуществ для развития. Физическая игра помогает детям развивать свои моторные навыки, и очень маленькие дети часто тренируются в игре, повторяя одни и те же движения снова и снова, чтобы освоить их, по словам Джилл Стейнберг, доктора философии, научного сотрудника факультета человеческого развития и семьи. Исследования.
Групповая игра помогает детям научиться социальным навыкам, в том числе тому, как разрешать конфликты путем переговоров и компромиссов, как быть убедительным и как выражать свои желания, говорит Стейнберг. Большая часть пользы от социальных игр приходит, когда дети учатся разрешать свои собственные конфликты с минимально возможной помощью взрослых. Грауэ рекомендует выбирать дошкольное учреждение, в котором у детей достаточно времени для игр.
3. Предоставляйте опыт вдали от вас. Запишите своего ребенка в дошкольное учреждение или на другое мероприятие, например, на уроки религиозного образования, уроки плавания или чтение рассказов в местной библиотеке. Пятилетняя Джада пошла в детский сад в этом году, и ее мама, Мишель, благодарит ее за легкий переход к дошкольному обучению и тот факт, что Джаде было комфортно слушать указания и слушать других взрослых.
«Я бы описал несколько ситуаций, когда ваш ребенок получает инструкции от кого-то, кроме вас как родителя, по двум причинам: ребенок будет знать, кого слушать и как получать инструкции от кого-то, кроме вас, и он будет чувствовать себя комфортно. когда тебя долго не будет рядом», — говорит Мишель.
4. Поощряйте независимость и заботу о себе. В детском саду учителя часто дают указания, состоящие из нескольких частей, требующие от детей выполнения ряда заданий. Поощряя вашего ребенка быть независимым и учиться заботиться о себе и управлять своими вещами, вы также помогаете ему овладеть способностью справляться с несколькими задачами в школе. Будучи матерью троих детей, Лин особенно нервничала, когда ее старшая дочь Фрэнни пошла в детский сад.
«Мы готовили Фрэнни к детскому саду, работая над такими областями физического развития, как одевание, надевание и застегивание пальто и даже завязывание шнурков на ботинках, хотя на самом деле она научилась завязывать шнурки только в конце первого класса. Мы также сосредоточились на том, чтобы следовать распорядку, следуя указаниям и убирая ее игрушки и игры», — говорит Лин.
Обучение вашего ребенка независимости поможет ему применить эти навыки в более важных ситуациях, например, в школе. «Умение убирать — это большое преимущество в детском саду, — говорит Грауэ.
5. Продолжайте учиться весело и непринужденно. Нужно ли вашему ребенку уметь читать, когда он пойдет в детский сад? Нет, говорит Грауэ.
«Я бы не беспокоился о том, что ребенок не читает в детском саду. Важно, чтобы дети знали буквы своего имени и буквы в целом; но опять же, тренировать детей — не единственный способ научить», — говорит она.
Важно обучать буквам в веселой игровой форме и ожидать, что в детском саду будет обучение, которое поддержит навыки грамотности вашего ребенка. Вместо того, чтобы учить ребенка азбуке, вы можете показывать ему буквы на знаках и во время чтения. Ключ в том, чтобы помочь вашему ребенку распознавать буквы в контексте их окружения.
В дополнение к распознаванию букв научите ребенка произносить свое имя и фамилию, номер телефона, почтовый адрес, имена членов семьи, цвета и формы.
Мишель обнаружила, что энтузиазм ее дочери Джады к чтению не вспыхнул, пока она не пошла в детский сад.
«Я пыталась заставить Джаду читать, но она быстро потеряла интерес», — говорит Мишель.