Поощрение и наказание детей в семье: Меры поощрения и наказания в современных семьях — МКОУ СОШ №14 г.Слободского

Поощрение и наказание ребенка в семье — Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 39 города Тюмени

Поощрение и наказание являются часто используемыми методами воспитания ребенка. Не редко многие родители прибегают именно к ним, как к единственному способу воздействовать на ребенка, добиться желаемого поведения. Система поощрений и наказаний в семье необходима для того, чтобы обучать ребенка правилам жизни в том обществе, в котором он родился. Если родители неумело использую в воспитании ребенка поощрение и наказанием, то это может привести к негативным последствиям: повышению неуверенности в собственных силах и внутреннюю тревожность, снижение самооценки ребенка. Поэтому умение хвалить и наказывать ребенка является необходимым навыков для родителей.

Правила наказания

«Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а не обиду, чувство униженности или ожесточенности».

Светлана Русова, педагог

1.Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. Выбирайте разумные и взвешенные наказания. Они не должны подавлять в ребенке решительность и отвагу, вызывать страх и пессимизм, унижать. Недопустимо бить ребенка, такое наказание вызывает у него чувство обиды и озлобленности, а также, дает ему понять, что бить других допустимо и «нормально».

2. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.

3. Наказание должно быть своевременным. Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным. Наказывать необходимо сразу после совершения проступка, иначе ребенок просто забудет о том, что он сделал, и не поймет, за что вы его наказываете.

4. Наказание должно носить временный характер: например, два дня нельзя играть на компьютере. При этом не стоит вспоминать прежние проступки ребенка, следует говорить только о том, за что следует наказание именно сейчас.

5. Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра — нет. Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает. Это дезориентирует ребенка.

6. Обещали наказать    —       наказывайте.       Не стоит употреблять фразы «будешь баловаться — дядя заберет», «не уберешь игрушки — выброшу их» — такие угрозы долго не действуют. Озвучивайте то наказание, которые можете выполнить. Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.

7. Ребенок не должен панически бояться расправы. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей.

8. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.

9. Не унижайте ребенка. Нельзя наказывать едой; бить; обзывать бранными словами, вешать ярлыки; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Важно оценивать именно данный поступок ребенка, а не его личность.

10. Не наказывайте за «случайно». При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви. Наказывайте ребенка только в том случае, когда без наказания не обойтись, когда оно явно целесообразно.

11. Наказание может быть символическим. Например, сидение на месте — стуле или диване. В этом наказании нет унижения и жестокости, но в то же время для ребенка ограничение движения — серьезное лишение.

Правила поощрения

  1. Хвалите ребенка не просто так. Преувеличенная похвала дезориентирует и приводит к переоценке возможностей и недооценке трудностей. Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное. За вежливость и чистоплотность необходимо хвалить сдержанно, подчеркивая, что это само собой разумеющиеся вещи. Особенно стоит хвалить за доброту, за помощь слабому, за нравственные поступки.
  2. Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях. Например, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо «Ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему «Твое стихотворение меня очень тронуло».

3.Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность. После того как ребенок убрал игрушки, скажите: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто!», а не «Какой ты у меня чистюля!»

4. Не давайте пустых обещаний. Обещанное вознаграждение должно быть обязательно получено.

5.Выражайте похвалу, описывая свои чувства. Между фразами «Прекрасно нарисовано!» и «Мне очень нравится, как ты нарисовал кошку!» есть большая разница. Первое предложение абсолютно безлично. Во втором случае вы выражаете свое отношение к работе ребенка, отмечая моменты, которые вам особенно понравились.

5. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам.

6. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…». Ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать ребенка всегда ожидать ее.

Успехов вам в воспитании детей!

Материал подготовила педагог — психолог Кобзарь А.В.

Родительское собрание на тему «Поощрение и наказание детей в семье» (5 класс)

«Поощрение и наказание детей в семье»

      (Родительское собрание)

 

                                                                 «Наказание – это причинение вреда

                                                                  причиняющему вред.

                                                                  Похвала – педагогический домкрат»

                                                                                                              В.Г.Кротов.

 

Задачи собрания.

1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.

2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребёнка в семье.

 

Форма проведения собрания: обмен мнениями.

Вопросы для обсуждения

1. Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.

2. Значение наказания и поощрения детей в семье.

 

Подготовительная работа к собранию.

1. Подготовка анкет для родителей и учащихся по проблеме собрания.

2. Оформление плакатов с мнением детей о поощрениях в их доме.

3. Подготовка педагогических ситуаций по проблеме собрания.

4. Оформление памятки для родителей.

 

Анкета для родителей.

1. Можно ли воспитывать ребёнка без наказания?

2. Что может послужить в вашей семье поводом для наказания?

3. Как реагирует ваш ребёнок на наказание?

4. Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребёнка?

5. Как вы ведёте себя по отношению к ребёнку после того, как наказали его?

6. Какие меры воздействия на ребёнка вы в вашей семье считаете наказанием?

7. Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания своего ребёнка или каждый из родителей делает это в одиночку?

8. Как долго помнит ваш ребёнок наказание?

9. Какие меры наказания в вашей семье исключены?

 

Выдержки из сочинений детей.

Отдельно оформляются выдержки из сочинений ребят о тех наказаниях, которые они хотели бы исключить из реалий нашей сегодняшней жизни. Важный показатель этих сочинений – то, что дети хотят исключить те наказания, от которых они сами периодически страдают.

Примеры:

«Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнём, это очень больно. И тогда дети плачут. Мне их жалко».

« Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей часто ставят в угол. Я это знаю. Ведь я – волшебник».

« Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плакала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают».

«Однажды я видел, как мама била мальчика по лицу. Он плакал. Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы дал детям возможность менять родителей».

 

Плакат с мнением учащихся класса о поощрениях

Меня хвалят, если…

Мне дарят подарки, если…

Мне дарят деньги, если…

Мне разрешают, если…

Классный руководитель оформляет плакат в виде статистики мнений учащихся о тех поощрениях, которые они получают от родителей.

 

Педагогические ситуации к собранию.

Ситуация 1

Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу.

Купили книгу, которая нужна по программе, и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-нибудь приличное купите! Вот подруге родители велосипед купили!»

 

Ситуация 2

Одна мама рассказывает другой: «Мой, кроме своих дружков, ничего не знает. Мы его просим с ними не общаться, так он сразу меняется; перестаёт с нами говорить, если начинаем ему внушать что-то – закрывается в комнате, музыку включит, и никакого контакта…»

 

Ситуация 3

Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. А однажды, будучи ещё только в четвёртом классе, он сказал своему отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду».

 

Ситуация 4

В семье родился маленький ребёнок. Старший ребёнок резко изменился: всё чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребёнок тоже стал предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, он ответил: «Я в няньки не нанимался!» родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.

 

Ситуация 5

В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учёбы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т.д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

 

Ход собрания.

Классный руководитель.

Уважаемые папы и мамы! Тема нашего сегодняшнего родительского собрания логически продолжает тему предыдущего, об агрессивности в семье. Очень часто ребёнок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения. Прежде чем мы перейдём к анализу данной проблемы, давайте обратимся к высказываниям, которые стали сегодняшним эпиграфом нашего собрания.

Родители делятся мнениями по высказываниям, написанным на доске.

 

Классный руководитель.

Давайте посмотрим, каково мнение наших детей по данной проблеме, на что они обращают внимание, что их беспокоит. Но сначала мне как классному руководителю хочется отметить, что в тех семьях, где родители неумело пользуются наказанием и поощрением, уровень тревожности ребёнка гораздо выше, а результаты учебной деятельности гораздо ниже. Значит, принуждение как метод воспитания не всегда играет свою положительную роль в формировании личности ребёнка, хотя родители им охотно пользуются. Вот об этом и о многом другом наш сегодняшний разговор.

 

 

А пока говорят дети…

1. Знакомство родителей с мнениями учащихся по проблеме родительского собрания.

2. анализ педагогических ситуаций (в группах), родители обмениваются мнениями по предложенным ситуациям.

 

В родительский дневник.

 

С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят!» и т. д. Это не просто слова. Это метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребёнку нужно только повиноваться. Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве. Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, что их слабость именно в неуёмном родительском требовании. Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребёнок остаётся при своём мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, своё мнение. Так в отношения детей и родителей приходит отчуждённость.

Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребёнка. Он становится неискренним, лживым, прячет своё истинное лицо до определённого времени под маской, которую он себе выбрал, привыкает кривить душой. Всё это приводит к тому, что ребёнок перестаёт быть живым и жизнерадостным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не так.

Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

 

Памятка «Как поощрять ребёнка в семье»

 

1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.

2. Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.

3. Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребёнка, его поведению.

4. используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

5. Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите его их принимать.

6. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т.д.

7. Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

8. Дарите подарки своему ребёнку не только с учётом его желаний, но и с учётом возможностей семьи.

9. Для поощрения своего ребёнка используйте те только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребёнка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружеские шаржи и т.д.

10. если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребёнку возможность учиться распоряжаться ими разумно.

11. Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядится, и обсудить это с ним.

12. Позволяйте своему ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и вами.

13. Если вашему ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьёзным нравственным проблемам.

14. Учите своего ребёнка понимать и ценить поощрения родителей.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

 

Итог собрания.

 

Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их запросам и по рекомендации психологической службы школы.

 

Литература к собранию.

 

1. Астахова А.И. О школе, о земле, о хлебе. – М.: 2001 г.

 

2. Кабуш У.Т. Воспитание в современной школе. – Минск. 2001 г.

 

3. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М.: 1999 г.

 

4. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. – М.: 1999г.

 

5. Овчинникова И.Г. Отцовство. – М.: 1991г.

Дисциплина и дети — Better Health Channel

Латинское происхождение слова «дисциплина» означает «учить». Дисциплинировать ребенка означает научить его ответственному поведению и самоконтролю. При соответствующей и последовательной дисциплине ваш ребенок узнает о последствиях и возьмет на себя ответственность за свои действия. Конечная цель состоит в том, чтобы побудить ребенка научиться управлять как своими чувствами, так и поведением. Это называется самоконтролем.

В лучшем случае дисциплина вознаграждает ребенка за соответствующее поведение и препятствует ненадлежащему поведению, используя справедливые и позитивные средства. Некоторые родители думают, что дисциплина означает физическое наказание, такое как побои и шлепки, или словесные оскорбления, такие как крик или угрозы в отношении ребенка. Это не дисциплина.

Последствия физического наказания

Дети учатся на собственном примере. Ряд исследований показывает, что наиболее влиятельными образцами для подражания в жизни ребенка являются его родители. Важно, чтобы родители служили образцом того, как они хотят, чтобы их дети вели себя.

Использование физических наказаний или причинение боли ребенку, чтобы остановить его от плохого поведения, только учит его тому, что решать проблемы с помощью насилия – это нормально. Дети узнают, как это делается, наблюдая, как их родители применяют к ним физическое насилие.

Другие проблемы, вызванные физическим наказанием:

  • Ущерб очень ценным отношениям между родителями и детьми.
  • Ущерб достоинству ребенка, самоуважению, самоуважению и чувству положительной идентичности.
  • Возможность физической и психологической травмы.
  • Упущенная возможность использовать плохое поведение ребенка, чтобы научить его ответственности и самоконтролю.
  • Разрушение у ребенка чувства честности и справедливости.
  • Долгосрочные последствия – ребенок может стать замкнутым, испуганным или агрессивным.
  • Ребенок может попытаться избежать физического наказания, солгав.

Причины плохого поведения

Дети плохо себя ведут по многим причинам:

  • Они слишком молоды, чтобы понимать, что их действия неприемлемы.
  • Они расстроены, рассержены или расстроены, и у них нет другого разумного способа выразить свои чувства.
  • Они испытывают стресс из-за серьезных перемен, таких как распад семьи, появление нового брата или сестры или поступление в школу.
  • Они не привлекают вашего внимания, когда ведут себя должным образом.
  • Они считают, что вы поступили несправедливо, и хотят вас наказать.
  • Они нуждаются в большей степени независимости и чувствуют себя ограниченными.

Способность вашего ребенка понимать

Воспитание ребенка означает обучение вашего ребенка приемлемому поведению. Интеллектуальные способности ребенка развиваются со временем. Важно, чтобы дисциплина вашего ребенка соответствовала его способности понимать. Очень маленький ребенок, например младенец, не понимает, что правильно, а что нет.

Дети до трех лет не ведут себя плохо — у них есть потребности, которые они хотят удовлетворить, такие как голод и жажда. Они еще не могут отреагировать на последствия, изменив поведение
, и поэтому им нужно повторять одно и то же сообщение снова и снова, например, «наденьте шляпу на солнце». Когда они продолжают выходить на солнце без головных уборов, они не непослушны — они просто не могут вспомнить.

Старайтесь объяснять ребенку вещи так, чтобы он соответствовал его уровню развития, и не забывайте также опускаться до его физического уровня. Дети выражают свои чувства через свое поведение, поэтому важно понимать чувства, стоящие за поведением. Если вы знаете причины плохого поведения или чувств вашего ребенка, вы можете помочь решить основные проблемы.

Привычки помогают ребенку учиться

Дети учатся вести себя, копируя окружающих их взрослых. Они преуспевают, когда знают, чего от них ждут, и их день похож на этот. Дети чувствуют себя в безопасности, когда знают порядок событий и могут предсказать, что произойдет дальше. То же самое и с реакциями на поведение детей. Ребёнку необходимо знать, какой будет реакция взрослых и что она будет справедливой и последовательной.

Возможные варианты:

  • Расскажите или покажите детям поведение, которое вы делаете хотите, вместо того, чтобы наказывать их за поведение, которого вы не хотите.
  • Четко объясните предпочтительное поведение и убедитесь, что ребенок понимает, чего вы от него ожидаете.
  • Если вас забавляет непослушное поведение вашего ребенка, постарайтесь не показывать это на своем лице, иначе ваш ребенок может подумать, что вы одобряете.
  • Дети хорошо себя чувствуют при постоянном распорядке дня, но они могут справляться со случайными изменениями в распорядке дня, например, большую часть времени едят за столом, а время от времени едят перед телевизором.
  • Убедитесь, что вы не ожидаете слишком многого от маленького ребенка. Например, для маленьких детей совершенно нормально устраивать беспорядок во время еды, потому что для овладения моторным контролем и манерами за столом требуется время. Маленькие дети также не могут сидеть за столом в течение длительного периода времени, и им часто нужно есть намного раньше, чем семья привыкла к вечернему приему пищи.
  • Если вам необходимо угрожать, убедитесь, что они разумны, и выполните их. Как правило, угрозы показывают наше разочарование как родителей или опекунов и не являются положительным способом поощрения поведения, которого мы хотим от детей.
  • Попросите ребенка принять участие в разработке некоторых правил для семьи.

Объяснение последствий

Хорошая дисциплина помогает ребенку понять, что у его действий есть последствия. В идеале последствие должно следовать сразу за действием и должно быть связано с поведением. Обучение вашего ребенка последствиям может включать в себя просьбу:

  • Убрать беспорядок, который они устроили.
  • Приведите в порядок свои игрушки, если они не могут найти то, что ищут.
  • Проводите время в одиночестве (беря «тайм-аут»), когда их поведение указывает на то, что они больше не могут хорошо играть с другими. Это время для ребенка, чтобы восстановить самообладание и вернуться в группу с неповрежденным достоинством.
  • Играйте сами по себе, когда они ведут себя агрессивно.

Тайм-аут для детей

Для детей время, проведенное в одиночестве («тайм-аут») до того, как их поведение смутит их самих или разозлит их родителей, может стать ценной возможностью для саморефлексии. Это подходит для детей старшего возраста, если ребенок не чувствует себя обиженным, униженным или смущенным. По мере того, как дети становятся старше, под руководством полезной дисциплины ребенок научится уходить в свою комнату, когда он теряет контроль.

Не следует злоупотреблять тайм-аутом с очень маленькими детьми или детьми, которые могут воспринять его как наказание и почувствовать себя униженными или сбитыми с толку, когда их заставляют сидеть на «непослушном стуле» и «думать о том, что они сделали».

Тайм-аут для родителей

Если вы обнаружите, что злитесь и расстраиваетесь из-за поведения вашего ребенка, вам может понадобиться тайм-аут, чтобы разобраться со своими чувствами. Может быть, лучше всего временно удалить себя из ситуации, которая кажется вам стрессовой. Это может означать, что вы должны убедиться, что ваш ребенок в безопасности, и выйти из комнаты на несколько минут. Другой вариант — позвонить другу или родственнику, чтобы он дал вам передышку.

Ребенок по своей природе хочет любви и одобрения своих родителей, поэтому один из самых простых способов поощрения хорошего поведения состоит в том, чтобы дети знали, какое поведение от них ожидается, и знали, что они будут признаны и поощрены за это.

Где получить помощь

  • Ваша местная медсестра по охране здоровья матери и ребенка.
  • Служба охраны здоровья матери и ребенка Тел. 132 229 (круглосуточно).
  • Национальная ассоциация по предотвращению жестокого обращения с детьми и безнадзорности (NAPCAN).
  • Родительская линия Тел. 13 22 89.

Что нужно помнить

  • Дисциплина – это не просто наказание.
  • Воспитание вашего ребенка означает обучение его ответственному поведению и самоконтролю.
  • Поддерживайте дисциплину вашего ребенка в соответствии со способностью вашего ребенка понимать.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПОЗИТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА?

Выдержка из книги «Инструменты для воспитания детей с позитивной дисциплиной»

, написанной Джейн Нельсен, Мэри Нельсен Тамборски и Брэдом Эйнджем

Большинство моделей дисциплины, применяемых сегодня дома и в школах, основаны на наказаниях и поощрениях. Позитивная дисциплина основана на адлерианской модели отказа от всех наказаний и поощрений в пользу поощрения, которое удовлетворяет базовые потребности детей в принадлежности и чувстве значимости. Наша задача — помочь детям обрести принадлежность и значимость общественно полезными способами.

Мы начинаем с понимания и устранения ошибочных убеждений детей. Поведение ребенка, как верхушка айсберга внизу, это то, что вы видите. Однако скрытое основание айсберга (намного больше, чем верхушка) представляет убеждение, стоящее за поведением, и глубочайшую потребность ребенка в принадлежности и значимости. Большинство программ для родителей учитывают только поведение. Позитивная дисциплина касается как поведения, так и убеждений, стоящих за поведением.

 

Когда дети плохо себя ведут, у них обычно возникает ошибочное представление о том, как обрести чувство сопричастности. Вера порождает то, что родители называют плохим поведением. Большинство родителей реагируют на такое поведение своего рода наказанием (обвинением, стыдом или болью). Это только подтверждает веру ребенка в то, что он или она не принадлежат друг другу, создавая порочный круг.

Альфред Адлер и Рудольф Дрейкурс учили, что непослушный ребенок — это разочарованный ребенок. Разочарование исходит из убеждения: «Я не принадлежу». В большинстве случаев это шокирует родителей. Они недоумевают: «Как мой ребенок может поверить, что он не принадлежит ему? Как она могла не знать, как сильно я ее люблю? Это не имеет смысла». Ага! Теперь вы вошли в царство одной из величайших тайн жизни. Как и почему дети создают свои убеждения, особенно когда они не имеют для нас никакого смысла? Вот почему так важно проникнуть в мир ребенка, чтобы понять его «частную логику». У всех нас свой уникальный способ восприятия мира, но иногда родители забывают, что их дети воспринимают мир не так, как они.

Когда дети чувствуют себя обескураженными, они компенсируют это стремлением к излишнему вниманию, использованием ошибочной силы, стремлением отомстить или отказом от предполагаемой неадекватности (см. таблицу «Ошибочные цели»). Как только мы признаем это, это поможет нам понять важность использования инструментов, которые позволяют детям чувствовать себя связанными, уполномоченными, уважаемыми и поощряемыми. Если мы сможем помочь изменить обескураживающее убеждение, лежащее в основе поведения, то, скорее всего, изменится и поведение.

Некоторые родители считают, что позитивная дисциплина предполагает позитивный способ применения наказания. На самом деле, мы вообще не верим в наказание. Кроме того, мы не верим в похвалу, карательный тайм-аут, лишение привилегий или наград. Инструменты позитивной дисциплины показывают, сколько существует дисциплинарных методов, не предусматривающих поощрения или наказания. Исследования показывают, что наказания и поощрения неэффективны в долгосрочной перспективе и фактически негативно влияют на такие вещи, как саморегуляция, внутренняя мотивация и качество семейных отношений. Мы даже не одобряем использование логических следствий — по крайней мере, в большинстве случаев. Причина этого в том, что мы обнаружили, что многие родители пытаются замаскировать наказание, называя его «логическим следствием».

Ниже приведен список убеждений, которые могут быть созданы наказанием.

4 НАКАЗАНИЯ

  1. Обида: «Это несправедливо. Я не могу доверять взрослым».
  2. Восстание: «Я сделаю прямо противоположное, чтобы доказать, что я не обязан делать это по-ихнему».
  3. Месть: «Они сейчас выигрывают, но я отомщу».
  4. Отступление:
    • Скрытность: «В следующий раз меня не поймают».
    • Заниженная самооценка: «Я плохой человек».

Некоторые считают, что остается только одна альтернатива — вседозволенность, которая может быть столь же вредной, как и наказание. Вседозволенность побуждает детей развивать веру в то, что «Любовь означает, что я должен иметь возможность делать все, что захочу», или «Мне нужно, чтобы ты позаботился обо мне, потому что я не способен нести ответственность», или даже «Я в депрессии, потому что вы не выполняете все мои требования».

«Так, — спросите вы, — если не наказание и не вседозволенность, то что?» Ответ — поощрение. Позитивная дисциплина — это модель поощрения. Поскольку непослушный ребенок — это еще и обескураженный ребенок, Дрейкурс учил, что ребенку нужно поощрение, как растению нужна вода. Все инструменты, которыми мы делимся с вами, вдохновляют как детей, так и родителей. Они предназначены для усиления чувства принадлежности и значимости и, таким образом, фокусируются на вере, стоящей за поведением. Чтобы быть более конкретным, они соответствуют всем пяти критериям, которые мы перечислили как важные для позитивной дисциплины.

ПЯТЬ КРИТЕРИЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Помогает детям ощутить связь, принадлежность и значимость.
  2. Добрый и твердый одновременно.
  3. Эффективен в течение длительного времени.
  4. Обучает ценным социальным и жизненным навыкам хорошего характера, воспитания уважения, заботы о других, решения проблем и сотрудничества.
  5. Предлагает детям узнать, насколько они способны и как конструктивно использовать свою силу.

 

 

Это помогает очень четко представлять, чего вы надеетесь достичь с детьми. Родители играют решающую роль в развитии личности ребенка и в значительной степени влияют на общее благополучие ребенка.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts