Автоматизация звука [Р’]
- Логопеда.Нет
- Автоматизация звуков
- Автоматизация звука Р’
Мягкий звук [Р`] (или [Рь]) обычно легко ставится по подражанию, если ребёнок хорошо произносит твёрдый звук [Р]. Но бывают исключения (иногда сначала ставиться мягкий звук, потом твёрдый).
Звук [Р`] (или [Рь]) окрашен зелёным цветом (мягкий согласный). Гласные звуки окрашены красным цветом.
Звук [Рь_] произносится длительно (см. артикуляция звука [Р’])
1) Произносить (читать) слоги
Образец: арь__, орь__, урь__, ырь__, эрь__, ирь__, ерь__, ёрь__, юрь__, ярь__
2) Произносить (читать) слова со звуком [Р’] в конце
Образец: дверь__
|
|
|
|
3) Произносить (читать) слоги
Образец: р__я, р__ё, р__ю, р__и, р__е
4) Произносить (читать) слова со звуком [Р’] в начале
Образец: р__яд
|
|
|
|
|
5) Произносить (читать) слова со звуком [Р’] в середине
Образец: ги-р__я
|
|
|
|
|
6) Произносить (читать) слова со стечением согласных
Образец: т-р-юм
|
|
|
|
7) Произносить (читать) словосочетания
Образец: Р__ез-кий к-р__ик
- Пареная репа.
- Кривой рельс.
- Варёный рис.
- Средний ряд.
- Горькая редька.
- Редкое решето.
- Жареные грибы.
- Кривое дерево.
- Рюкзак туриста.
- Горькая рябина.
- Речная переправа.
- Деревянная рейка.
- Кудрявый парень.
- Утренняя зарядка.
- Горелые сухарики.
- Серенькая курица.
- Нарядные ребята.
- Крепкая решётка.
- Деревянная дверь.
- Варенье из рябины.
- Приветственная речь.
- Интересный рисунок.
- Древесный вредитель.
- Беспорядок в передней.
- Неприступная крепость.
8) Проспрягать предложения
- Я режу редиску.
- Я рисую богатыря.
- Я варю варенье из рябины.
- Я пересыпаю рис в кастрюлю.
- Я перехожу переулок на перекрестке.
Образец:
- Я варю варенье.
- Ты варишь варенье.
- Он (она) варит варенье.
- Мы варим варенье.
- Вы варите варенье.
- Они варят варенье.
9) Произносить (читать) предложения
Образец: Хо-р__ёк – хищ-ный зве-р__ёк
- Моряк уходит в рейс.
- У Риммы решето рябины.
- Арина нарезала редис.
- Марине подарили янтари.
- Над дверью горит фонарь.
- Порядок бережёт время.
- Валерий решает примеры.
- Римма варит курицу с рисом.
- Старичок дремал под деревом.
- Бриг идёт прямо в Британию.
- Мама варит варенье из черёмухи.
- Отряд перешёл речку по бревну.
- В ведре варятся подберёзовики.
- Во дворе ребята играют в прятки.
- Арина приводит комнату в порядок.
- Рита подарила Вере передник с рюшками.
- На берегу реки деревянная пристань.
- Ребята сеяли репу, редьку, брюкву и редис.
- Сергей и Борис смотрели книгу о богатырях.
- Ребята высадили на пустыре берёзы, рябины, черёмуху и сирень.
10) Произносить (читать) скороговорки
- Мандаринки у Иринки, у Иринки мандаринки.
- Серёжки на берёзке, на берёзке серёжки.
- Корюшка в морюшке, в морюшке корюшка.
- Принцесса в карете, в карете принцесса.
- Фонари на двери, на двери фонари.
- Терев на дереве, на дереве тетерев.
- Осип охрип, Архип осип.
- Баран Буян залез в бурьян.
- В огороде старика репка выросла крепка.
- У четырёх черепах по четыре черепашонка.
- В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.
- Редька редко росла на грядке,
Грядка редко была в порядке. - На зарядке стройся в ряд!
На зарядку все подряд. - На горе, на пригорке стоят тридцать три Егорки.
11) Произносить (читать) и пересказывать текст
Кормушка для птиц
Проснулся Гриша утром. Смотрит в окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дорожке. Распушились они как шарики.
Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты.
Трудно найти птицам корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!
12) Выучить наизусть небылицы
Как у нашего Мирона
На носу сидит ворона.
А на дереве ерши
Строят гнёзда из лапши.
Сел баран на пароход
И поехал в огород.
В огороде-то на грядке
Вырастают шоколадки.
МБДОУ детский сад № 10 «РАДУГА»
Звук Ш. Подготовительный этап, постановка звука.
Звук [ш]
Подготовительный этап
Занятие 1
Пространственная ориентировка
Перекрестная ориентировка.
— Положить правую руку на левое плечо. Положить левую руку на правое колено. Дотронуться правой рукой до левого уха. Левой рукой прикоснуться к правой щеке.
«Поднимаемся на гору, спускаемся с горы». Произнесение слогов в сочетании с движениями указательного пальца.
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3—4 раза.
Упражнение для губ
«Удивление». Округлить губы и вытянуть их вперед. Произнести звук [о].
Упражнения для языка
«Язычок ищет щелочку в заборе». Просовывать широкий язык в зазор между зубами.
«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 10.
Координация дыхания, артикуляции и фонации
Игровые задания
«Лодочка качается на волнах». Рисование волнистых линий в коробочке с пшенной крупой.
Развитие фонематического восприятия
Выделение звука [ш] из ряда далеких по акустическим и артикуляционным признакам звуков. Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш]. Слоги: ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы. Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина.
Занятие 2
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
«Футбол». Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».
«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи.
Произнесение гласных звуков а-и, а-у, э-ы-о на одном выдохе с утрированной артикуляцией.
Упражнения для губ
«Широкая трубочка». Сомкнуть зубы. Округлить вытянутые вперед губы. Углы губ при этом не соприкасаются. Губы не закрывают зубов. Удерживать губы в такой позиции под счет до 6.
Упражнения для языка
«Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Повторить 5—6 раз.
«Язычок идет в гости к носику». Приоткрыть рот, приподнять широкий передний край языка к носу. Удерживать его в таком положении под счет до 5—6.
«Зубки с язычком играют в прятки». Приоткрыть рот, закрыть языком верхние зубы.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка
«Разговор Кукушки и Совушки». Произнесение слогов и звуков ку-ку, ку-ку, ку-ку; у-э, у-э, у-э со сменой интонации.
Развитие фонематического восприятия
Выделение звука [ш] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам, на фоне слогов и слов. Звуки: [с], [ш], [з], [с], [ш], [ц], [ж], [с]. Слоги: са, за, жа, со, ша, цо, су, шу, зы, ши, сы. Слова кукушка, сова, воробышек, лиса, жук, шмельи др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [ш].
Занятие 3
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
Закрыть широким языком на верхнюю губу, поднести полоску бумаги (чуть выше носа). Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).
«Самолет гудит». Произношение звука [у] со сменой высоты и силы голоса.
Упражнение для губ
Чередование упражнений «Улыбка» и «Трубочка».
Упражнения для языка
«Язычок качается на качелях». Широко открыть рот, поднять широкий язык к носу, затем опустить к подбородку.
«Спрячем зубки». Закрыть широким языком верхние зубы, затем — нижние.
«Приклей конфетку». Положить на край высунутого изо рта языка кусочек конфеты. Предложить приклеить ее к небу за верхними зубами.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка
«Играем на барабане». Произнесение слоговых сочетаний та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды с движением указательных пальцев обеих рук.
Развитие фонематического восприятия
Определение звука [ш] в словах. Найти игрушки, в названии которых есть звук [ш]. (Матрешка, погремушка, Чебурашка, мишка, машинка, шарик. )
Определение позиции звука [ш] в словах шарик, мишка, малыш.
Занятие 4
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по- середине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.
Упражнение для губ
«Хобот слона». Округлить губы и вытянуть их вперед. Удерживать губы в таком положении под счет до 6.
Упражнения для языка
«Качели». Поднимать и опускать широкий язык за зубами, касаясь его кончиком верхней десны, затем — нижней.
Кончик языка подвести под верхнюю губу, затем со щелканьем оторвать его.
«Чашечка».
— Приготовь «чашечку», я буду угощать тебя соком. Какой сок будешь пить?
— Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, затем приподнять кончик и боковые края языка вверх, в средней части языка должно образоваться углубление.
Развитие голоса, переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка
«Разговор поросят Наф-Нафа и Нуф-Нуфа». Произнесение слогов на-на-на, ны-ны-ны, ну-ну-ну, но-но-но со сменой ударения и интонации (боязливо, уверенно, сердито, спокойно).
Развитие фонематического восприятия
Найти картинки по теме «Одежда», в названии которых есть звук [ш]. Определение позиции звука [ш] в словах шапка, шарфик, рубашка, штаны, душ.
Расставить картинки на наборном полотне. Предметы, в названии которых звук слышится в начале слова, поставить на верхнюю полоску, на среднюю — те, в названиях которых звук в середине, на нижнюю — те, в названиях которых звук в конце.
Занятие 5
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».
Упражнение для губ
«Хобот большого слона и маленького слоненка». Чередование широкой и узкой «трубочки».
Упражнения для языка
Повторение упражнений предыдущих занятий.
«Едем на лошадке». Пощелкивание языком. Широкий кончик языка присасывается к небу и со щелканьем отрывается от него.
«Лепесток розы». Язык «чашечкой» снаружи, затем внутри рта. Следить, чтобы боковые края языка были прижаты к верхним коренным зубам.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка
«Разговор Бегемотиков». Произнесение слоговых сочетаний бда-бда, бдо-бдо, бду-бду, бды-бды; бда-бдо-бды, бда-бда-бду-бды со сменой интонации.
Развитие фонематического восприятия
Определение позиции звука [ш] в словах Шура, Маша, Наташа, крепыш, коротыш, глупыш, голыш.
Занятие 6
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.
«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.
Упражнения для губ
Повторение упражнений предыдущих занятий.
Выработка согласованных движений губ и языка. Губы вытянуть «трубочкой», а язык — «чашечкой» (снаружи рта).
Упражнения для языка
Повторение упражнений предыдущих занятий.
«Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот. Приклеить язык к небу, затем, не опуская языка, закрывать и открывать рот. При повторении упражнения рот открывать все шире, а язык удерживать все дольше.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка
Бегемотик Буби учится произносить слоги бди-бди-бди, бди-бде, бдя-бде, бде-бдя-бди.
Развитие фонематического восприятия
Выбор картинок, в названиях которых имеется звук [ш], из других картинок, в названиях которых — [с] и [ж]. Педагог произносит слова, а ребенок выбирает картинки, в названиях которых есть звук [ш].
Постановка звука [ш]
Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [ш]
Губы слегка округлены и вытянуты вперед «трубочкой». Зубы сближены на расстояние 1—2 мм. Кончик языка поднят «чашечкой», но не касается неба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а середина передней части языка образует полулунную щель с небом сразу за альвеолами. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя воздуха сильная. Если руку тыльной стороной приложить ко рту, то ощущается тепло.
Приемы работы по постановке звука [ш]
Слуховое восприятие звука. Создание слухового образа звука «Шумелочки». Звукоподражания
Шум ветра в лесу; шелест листьев на деревьях; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы, бумаги; шипение гусака, змеи; шуршание мышей в норке, шин по мостовой; шум выходящего воздуха из проколотого шарика, паровоза, спускающего пар.
Формирование зрительного образа звука [ш]
Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.
Формирование ощущения положения органов артикуляции с помощью игрушек. Посмотри, как обезьянка поднимает язычок «чашечкой» за верхние зубы.
ёёё129 Рисунки к заданиям, используемым на этапе автоматизации звука [с]
Показ правильной артикуляции звука [ш]. Обратить внимание ребенка на положение губ, зубов и языка.
Пластическое изображение формы языка кистями рук
Правой рукой изобразить форму языка «чашечкой», а левой — небо.
Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной (1965)
Постановка звука [ш] по подражанию
Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.
Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].
Постановка звука [ш] на базе звука [т]
Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2—3 секунды. Затем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук.
Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т].
Постановка звука [ш] на базе звука [р]
Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р].
Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка.
Постановка звука [ш] на базе звука [с]
Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем.
Постановка звука [ш] на базе звука [ч]
Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.
звуков речи по возрасту (и как их учить)
Перейти к содержимомуОбучение звукам речи
Полный терапевтический набор с материалами
Купить сейчас
Что такое звуки речи?
Звуки речи — это звуки нашего языка, которые мы используем для составления слов. Каждый звук речи воспроизводится немного по-разному, и мы ожидаем, что дети освоят их в разном возрасте. На этой странице вы найдете список звуков речи по возрасту, а также расположение языка для звуков речи и другие подсказки размещения, которые вы можете использовать, чтобы помочь ребенку научиться правильно произносить звук речи.
Примеры звуков речи: /p/, /b/, /m/, /t/, /d/, /n/, /s/, /l/, /r/, «sh», «ch» ”, /k/, /g/ и т. д.
Как научить произносить звуки речи
Если у ребенка проблемы с произношением звуков речи, логопед может помочь ребенку научиться произносить эти звуки правильно. Первый шаг логопеда — научить ребенка произносить звук изолированно. Это означает, что вы хотите, чтобы ребенок произносил звук сам по себе, а не словом или слогом.
Выберите по одному звуку для работы и выберите звук, который обычно осваивается в этом возрасте (например, не учите /r/ 4-летнего ребенка, это слишком сложно! ). Ниже представлена таблица звуков речи по возрасту.
Звуки речи По возрасту:
Следующая звуковая диаграмма представляет возраст приобретения звуков английской речи. Возраст ниже показывает, что 90% детей постоянно произносят этот звук, когда им исполняется этот возраст. Например, что касается звука /b/, 90% детей могут правильно воспроизвести звук /b/ в повседневной речи к своему третьему дню рождения.
Щелкните здесь, чтобы ознакомиться с результатами исследования, лежащими в основе этой таблицы звукового возраста речи.
/б/ Звук…………………….3 года
/н/ Звук…………………….3 года
/м/ Звук……………………3 года
/п/ Звук……………………….3 года
/ч/ Звук……………………3 года
/ж/ Звук…………………….3 года
/д/ Звук……………………..3 лет
/г/ Звук (как в «го»)…….4 года
/к/ Звук…………………………..4 года
/ф/ Звук……………… ………….4 года
/т/ Звук…………………………….4 года
«нг» Звук (как в «кольцо»)……4 года
«у» Звук (как в «ням»)……..4 года
/v/ Звук………………………….5 лет
«j» Звук (как в слове «джем»)………. 5 лет
/s/ Звук……………… ………….5 лет
«ч» Звук……………………………..5 лет
/л/ Звук…………………………….5 лет
» ш” Звук……………………………..5 лет
/з/ Звук ……………………………..5 лет
/р/ Звук………………… …………6 лет
Звонкое «th» («они»)……………..6 лет
Мягкое «j» («бежевый»)………………….6 лет
Глухой «th» («большой палец»)……….7 лет
* Имейте в виду, что у большинства отделов образования штатов есть собственная таблица, когда дети в государственных школах имеют право на получение услуг, основанных на звуке. Эти возрасты могут отличаться от данных исследований, представленных здесь.
Расположение языка для звуков речи (и другие признаки расположения):
Самая трудная часть обучения звукам речи — помочь ребенку научиться правильному расположению языка и других артикуляторов. Ниже приведены подсказки для размещения и некоторые приемы фасилитации для каждого звука речи. Эти подсказки могут помочь ребенку научиться произносить каждый звук отдельно (сам по себе, а не слова). Ребенок должен практиковать каждый звук речи сам по себе, пока он/она не сможет комфортно произносить его, прежде чем переходить к произнесению этого звука по слогам, словам и фразам.
Техники облегчения для изолированных звуков:
В дополнение к репликам размещения звуков речи, приведенным ниже, попробуйте другие стратегии, помогающие ребенку научиться произносить новый звук:
- Повторение: Привлеките внимание ребенка к вашему рот, а затем попросите ребенка сначала повторить этот звук за вами. Преувеличивайте звук и убедитесь, что вы произносите только звук сам по себе, а не полное слово со звуком.
- Использование зеркала: Пусть ребенок следит за вашим ртом, когда вы произносите звук, а затем пусть он смотрит на себя в зеркало. Это позволит им занять правильное положение губ, языка и рта.
- Используйте тактильные подсказки: Используйте тактильные подсказки, чтобы помочь ребенку понять, куда ставить его/ее артикуляторы.
- Использование других звуков: Эта техника называется коартикуляцией. Используйте звук, который ребенок может правильно воспроизвести, чтобы облегчить воспроизведение подобного звука. Например, если у них возникают проблемы с произношением звука /с/, мы можем использовать /т/, потому что язык находится в том же положении. Попросите их произнести несколько звуков /т/, а затем попросите их «взорвать» его (или удлинить), чтобы он превратился в звук /с/. (пример: «т…т…цсссс»)
Как научиться произносить звук /b/
Чтобы воспроизвести звук /b/, используйте с ребенком следующие подсказки.- Следи за моим ртом (это поможет ему увидеть, что делают твои губы)
- Соедини губы
- Сделайте губы ярче
- Сделайте свой голос гудящим/Включите свой голос
Помогите ребенку сжать губы пальцами, если у него возникают проблемы с их закрытием
Как научить звуку речи /p/
Если у ребенка проблемы со звуком /p/, используйте те же подсказки, что и для /b/ но вы не скажете ей включить голос. Вы можете попросить ее прошептать этот звук, если он произносит звук как /b/ вместо /p/.
Как научить произносить звук /w/
Чтобы произнести звук /w/, попросите ребенка сначала произнести «оу», как в слове «бу», а затем медленно раздвинуть губы, чтобы сказать «ух». Это должно звучать как «оооооооо».
Как научить произносить звук /m/
Звук /m/ получается путем сжимания губ и мычания. Пусть ребенок сомкнет губы, а затем попросите его мычать или включить голос. Во время этого звука рот вообще не должен открываться, весь воздух должен выйти из носа.
Как научить ребенка произносить звук /f/
Используйте эти подсказки, чтобы помочь ребенку произнести звук /f/:
- Прикусите нижнюю губу (используйте зеркало, чтобы помочь ребенку увидеть, что он делает)
- Зажми губу и подуй
Возможно, вам придется попросить ребенка использовать палец, чтобы удерживать губу в нужном месте.
youtube.com/embed/UYdPZ341gwk?wmode=transparent&autoplay=0″ allowfullscreen=»» allow=»autoplay; fullscreen»>Как научить звуку речи /v/
Чтобы воспроизвести звук /v/, используйте те же реплики, что и /f/, за исключением того, что вам нужно, чтобы ребенок напевал или включил свой голос. Если ребенок борется с этим, попробуйте заставить его напевать мелодию, прикусывая нижнюю губу верхними зубами. Если ребенок изо всех сил пытается удержать губу зубами, попросите его удерживать ее пальцем.
Как научить произносить звук «т»
Чтобы произнести звук «т», попросите ребенка поместить кончик языка между зубами и подуть. На самом деле есть две версии этого звука: одна с включенным голосом (например, «the») и одна с выключенным голосом (например, «thumb»). Пусть ребенок напевает, если это звонкий звук.
Как научить произносить звук /т/
Чтобы воспроизвести звук /т/, попросите ребенка постучать языком прямо за верхними передними зубами. Если ребенку трудно понять, куда положить язык, используйте следующие приемы, чтобы показать ему правильное место:
- Прикоснитесь к месту сразу за верхними передними зубами с помощью депрессора для языка или присоски. Затем скажите ей, чтобы она положила язык на то же место.
- Положите липкую пищу, например, арахисовое масло или крем из зефира, прямо за верхними передними зубами. Затем попросите ее слизать его. Когда будете снова описывать это пятно, назовите его липким пятном.
- Если ребенок может произносить другие звуки в этом положении, такие как /с/, /л/ или /н/, вы можете использовать эти звуки, чтобы перевести язык в правильное положение, а затем изменить его на звук /т/.
Как научить произносить звук /d/
Чтобы воспроизвести звук /d/, вы можете использовать те же подсказки, что и звук /t/, но ребенку нужно будет включить свой голос. Скажи ему, что это громко. Пусть ребенок положит его себе на шею, чтобы почувствовать вибрации.
Как научить звуку речи /n/
Чтобы произнести звук /n/, вашему ребенку нужно будет поставить язык в то же место, что и звук /t/ (см. подсказки, упомянутые для /t/). Однако на этот раз ваш ребенок будет держать язык в этом месте, пока он напевает или включает свой голос. Если у нее проблемы с включением голоса, пусть она напевает мелодию, удерживая язык в этом положении.
Чтобы помочь ребенку научиться направлять воздух через нос для воспроизведения этого звука, поместите ему под нос зеркало. Покажите ей, что когда она произносит звук /н/, зеркало запотевает прямо у нее под носом. Если воздух проходит через ее рот, зеркало не запотевает.
Как научить звуку речи /s/
Для звука /s/ попросите ребенка положить язык на то же место, что и /t/ (используйте подсказки размещения из /t/), но затем выдохните воздух . Мы называем это звуком змеи! Ребенок должен дуть воздухом на верхнюю часть языка. Боковые стороны языка должны быть прижаты к верхним задним зубам. Используйте эти сигналы, если у ребенка проблемы:
- Если ребенок слишком сильно высовывает язык, посмотрите в зеркало и скажите ему, чтобы он держал язык за зубами. Можно потренироваться улыбаться так, чтобы его зубы соприкасались, а языку некуда было высовываться.
- Если ребенок шепелявит (воздух выходит через края языка), помогите ему почувствовать, что края языка должны упираться в верхние задние зубы. Коснитесь боковых сторон его языка с помощью депрессора языка, чтобы он почувствовал, какую часть, затем попросите его прижать эту часть к верхним задним зубам. Используйте могучий рот или другое визуальное средство, чтобы показать ему, что вы имеете в виду. Пусть ребенок произнесет звук «и-и-и» и почувствует, где находится спинка языка. Этот звук обычно издается, когда язык находится высоко и спиной к этим зубам.
- Используйте другие звуки, чтобы улучшить звук с помощью надлежащего потока воздуха. Например, начните с /t/ и «взорвите его». Скажите «t…t…t…. tsssss» и удлините последний звук /t/, чтобы он звучал больше как /s/ (хотя не называйте его сразу «s», иначе ребенок может вернуться к своему первоначальному произношению). ). Или начните со звука «й», а затем попросите ребенка медленно втягивать язык обратно в рот, пока он не остановится в нужном месте.
- Дополнительные советы смотрите в видео ниже
Как научить звуку речи /z/
Для звука /z/ используйте те же реплики, что и /s/, но на этот раз вашему ребенку нужно будет напеть или включить свой голос. Вы можете попросить ее попрактиковаться в включении голоса, напевая мелодию, произнося звук /s/. Видео ниже демонстрирует методы фасилитации как для /s/, так и для /z/.
Как научить звуку речи /l/
- Что касается звука /l/, пусть ваш ребенок медленно переместит язык вверх к точке /t/ и снова опустит ее (см. технику обучения /t). / выше). Пока он это делает, попросите его напеть или включить свой голос.
- Иногда полезно попросить ребенка высунуть язык изо рта и начать произносить звук /л/, а затем медленно втягивать его обратно в нужное место.
- Если ребенок щелкает языком и скручивает его, предложите ему слегка постучать им по нёбу, а не держать его там. Используйте зеркало, чтобы показать ему разницу между изогнутым языком и плоским языком.
- /l/ в конце слов — это другой тип /l/, называемый темным /l/ (начало /l/ — светлое /l/). Сначала работайте над светом /l/ и не беспокойтесь сразу о темном /l/, так как он сложнее.
Как научить произносить звук «у» (например, «ты»)
Чтобы воспроизвести звук «у», попросите ребенка начать с произнесения «и», как в слове «пчела», а затем медленно открыть рот, чтобы сказать «а». Это должно звучать как «ээээээээээээ». Вы также можете попрактиковаться с разными гласными в конце. Если ребенок ставит паузу между двумя гласными, попросите ребенка растянуть ее и сохранить голос все время.
Как выучить звук «ш» в речи
Я называю это тихим звуком. Чтобы произнести этот звук, попросите ребенка сложить губы в квадрат и подуть. Квадратные губы не такие маленькие, как морщинка (как вы произносите «оо»), но и не полностью открыты. Это наполовину позиция, округленная, но не до конца. Используйте зеркало, чтобы правильно расположить губы. Как только губы ребенка займут правильное положение, дайте ей удар, чтобы он издал звук «ш». Если ребенок произносит /с/ вместо «ш», попросите его подтянуть язык к задней части рта и опустить кончик языка вниз.
Как выучить звук речи «ж»
Этот звук слышен в конце слова «беж». Это не очень распространено в нашем языке, но оно произносится так же, как «ш», за исключением того, что голос гудит или включается. Начните с произнесения звука «ш», а затем попросите ребенка положить руку ему на шею и почувствовать вибрации, когда он включает свой голос.
Как выучить звук речи «ч»
Этот звук получается при одновременном быстром произнесении «т» и «ш». Начните с создания хорошего звука «ш». Как только этот звук будет очень хорошо установлен, вы можете начать с него. Попросите ребенка прижать язык к нёбу. Скажите ей, чтобы она немного надавила, а затем взорвала этот звук звуком «ш». Вы также можете начать со звука /т/, а затем перейти к «ш», например «т…т….т….тшшшшш».
Как научить произносить звук «j»
Звук «j» получается путем произнесения звука «d» и звука «zh» очень быстро вместе. Вы можете прийти к этому несколькими способами:
- Начните со звука «ч». Прежде чем переходить к этому, убедитесь, что у ребенка действительно хорошее «ch». Объясните ребенку, что этот звук произносится так же, но он звонкий. Попросите ребенка включить свой голос, чтобы произнести этот звук.
- Попробуйте начать со звука «ж» (как в слове «бежевый»). Попросите ребенка подтолкнуть язык к нёбу и немного надавить, слегка надавив, но не издавая ни звука. Затем взорвитесь звуком «ж». Вы также можете попробовать объяснить это другими способами, например, сделать это твердым «ж» или сильным «ж».
Как научиться звуку речи /r/
Звук /r/ очень сложно воспроизвести. На самом деле есть два разных способа произнести этот звук: один с зачерпнутым языком, как чаша, и другой, с изогнутым, как гора. Для каждого человека один из этих способов будет чувствоваться лучше, чем другой, но вы не можете заставить кого-то сказать /r/ так, как это неестественно для них. Вместо этого вам нужно выяснить, как они делают это лучше всего. Самый простой способ сделать это — прислушиваться к словам с /r/, которые ваш ребенок произносит хорошо. У большинства детей есть несколько слов, которые они уже могут произнести с хорошим звуком /р/, вам просто нужно их слушать. Как только вы найдете это слово, попросите ребенка протянуть руку /r/ в слове, чтобы он мог почувствовать, как звучит хорошее слово. Затем попытайтесь найти другие слова, в которых /r/ используется таким же образом. Например, если ваш ребенок может хорошо сказать «машина», попробуйте сначала подобрать другие слова, оканчивающиеся на «ар», такие как «бар» и «далеко». Как только ваш ребенок научится это делать, переходите к похожим словам, например «трубкозуб» или «зефир».
Техники фасилитации для звука /r/
Если ребенок еще не воспроизводит хороший звук /r/ естественным образом, вы можете использовать техники фасилитации, чтобы помочь ребенку. Мы начнем с «квадратных губ», что является естественным положением губ, которое мы делаем, когда говорим «шшшш». Губы округлены, но не полностью, как «у». Если посмотреть в зеркало, они больше похожи на квадрат, чем на круг. Практикуйте это положение губ, пока ребенок не научится его воспроизводить. Затем помогите ребенку понять, что края языка будут давить на внутреннюю поверхность верхних задних зубов. Если вы просите ребенка сказать «и-и-и», язык должен быть в этом положении. Затем помогите ребенку удерживать язык в том же положении, сжимая губы. Затем попросите их повторить звук /р/.
Есть много других трюков, которые вы можете попробовать, чтобы вызвать звук /r/. Чтобы узнать больше об /r/ идеях, посмотрите наше видео с /r/методами здесь.
Как научить произносить звук /k/
Чтобы воспроизвести звук /k/, ребенку нужно достать языком до самой задней части рта. Если ребенку трудно найти правильное место для языка, используйте некоторые из следующих подсказок:
- Возьмите маленькую присоску (например, дум-дум) или палочку от эскимо. Аккуратно надавите на переднюю часть языка ребенка, чтобы он не мог подняться, чтобы произнести звук «т». Вы также можете слегка отодвинуть его язык назад с помощью присоски или палочки, чтобы отодвинуть язык назад. Сначала покажи ему это на себе, чтобы он не испугался. Вы также можете попросить его подержать присоску или прижать ее пальцем.
- Пусть ребенок ляжет на спину, произнося этот звук. Гравитация может помочь ему откинуть язык назад.
- Слегка надавите большим пальцем вверх и назад на мягкое место в нижней части подбородка вашего ребенка. Это может вернуть язык в правильное положение.
- Попросите ребенка издать звук, похожий на топот динозавра, громко произнося звук, похожий на /k/, из задней части горла. Не говорите ребенку, что вы произносите звук /к/. Дети иногда способны имитировать звуковые эффекты лучше, чем звуки речи.
- Попросите ребенка покашлять или прополоскать горло водой, чтобы он почувствовал, в какой части горла должен издаваться звук.
Как научить звуку речи /g/
Звук /g/ воспроизводится так же, как и /k/, но с включенным голосом.
Посмотрите видеоверсию производства /k/ и /g/!
Как научить звуку речи /h/
Звук /h/ получается при выдохе воздуха в задней части рта. Пусть ваш ребенок притворится, что тяжело дышит, как собака, чтобы издать этот звук. Вы также можете предложить ребенку выдувать воздух на руку или зеркало (что-то вроде того, что вы делаете, когда находитесь на улице на морозе и хотите увидеть свое дыхание).
Следующие шаги в логопедии при обучении новым звукам
Когда мы используем артикуляционный подход к логопедии, произношение отдельных звуков является первым шагом. Исследования показывают, что дети, которые могут произнести звук изолированно, с большей вероятностью выучат эти звуки в разговоре самостоятельно (без терапии). Таким образом, работа над звуками в изоляции отлично подходит для всех детей с нарушениями речи.
Как только ребенок научится произносить звук изолированно, мы можем продолжить процесс артикуляционной терапии, работая над звуком на каждом из следующих этапов:
- Слоги: Произнесите звук бессмысленными слогами, например «ба, бо, бу, пчела, бухта, би»
- Слова: Произнесите звук словами, например «мяч, летучая мышь, локоть, руб, шпаргалка»
- Фразы: Соедините эти слова в короткие фразы, например «мой мячик» или «в кроватке»
- Предложения: Правильно используйте звук в предложениях, например «Я вижу мяч и кроватку».
- Краткий ответ: Правильно используйте звук при коротких ответах на такие вопросы, как «что ты делал на перемене» или «расскажи мне все шаги по чистке зубов».
- Разговорная речь: Правильно используйте звук в повседневном разговоре.
Терапевтические материалы для обучения звукам речи
Наш набор для артикуляционной терапии предоставит вам все необходимое для обучения ребенка звукам речи. В этом наборе есть материалы для каждой английской согласной на всех уровнях (от выделения до разговора). Нажмите кнопку ниже, чтобы приобрести набор программ/материалов:
Обучение звукам речи
Полный терапевтический набор с материалами
Купить сейчас
Бесплатные терапевтические материалы для обучения звукам:
Ознакомьтесь с бесплатными материалами, которые есть в нашей Библиотеке бесплатных терапевтических материалов!
Операция Лучше говорить!
Домашняя программа для обучения звукам
CV, VC, CVC и CVCV
Карточки и рабочие листы
(для отработки звуков речи в более коротких словах)
Область скользящей панели переключения
Ссылка для загрузки страницы Перейти к началуХронология развития звуков речи
Самый большой страх у родителей вызывает вопрос, развивается ли звукопроизношение речи вашего ребенка так же нормально, как у его сверстников. Проблема в том, что большинство родителей не являются профессионалами в области ухода за детьми. Неподготовленному глазу, если ребенок все еще путает звуки «й» в начале и конце слов, когда идет во второй класс, может показаться, что он отстает, но на самом деле это не так.
Когда дело доходит до расшифровки, находится ли ваш ребенок на нормальном уровне или нет, лучше помнить, что каждый ребенок развивается со своей скоростью. В то время как некоторые дети могут рано освоить один соответствующий возрасту звук, другие могут освоить тот же звук чуть позже. Лучше всего оценивать речевые паттерны только вверх. к текущему возрасту вашего ребенка.
Развитие звуков речи
Итак, имея это в виду, давайте поговорим о развитии звуков речи у детей. Или, другими словами, давайте поговорим о том, когда ваш ребенок должен говорить то, что звучит. Это намного позже, чем вы думаете!
От новорожденного до шести месяцевК полугодию вашего ребенка он должен издавать воркующие звуки, такие как «ох», «и-и-и» и «а». Ваш ребенок также должен распознавать звуки голосов, поворачивая голову к говорящим другим людям и предлагая зрительный контакт источнику шума.
От шести месяцев до годаСледующим этапом воспроизведения звуков речи является лепетание и повторение звуков. На этом этапе они могут даже произнести свои первые слова (мама, папа, бабушка). Этот этап их развития важен для дальнейшего укрепления ротовых мышц и обучения ребенка тому, как складывать звуки вместе.
От одного до трех летК этому моменту ваш ребенок уже должен уметь произносить гласные /a, o, e, u/ и следующие согласные /p/, /b/, /m/, /n/ , /т/, /д/. Стремясь быть понятым, ваш ребенок будет заменять буквы, которые он не может произнести, буквами, которые он может произнести. Хотя этот этап может расстраивать вас, он может быть еще более разочаровывающим для вашего ребенка из-за ограничений в развитии и непонимания.
Th
от трех до четырех летВаш ребенок должен уметь произносить /k/, /g/, /f/, /s/, /y/, /h/ в дополнение к звукам на предыдущем этапе. Обычные речевые ошибки в этом возрасте: опускание безударных слогов (например, «слон» становится «эфант»), влияние одного звука на все слово (например, «собака» становится «гог») и упрощение групп согласных (например, «клоун» становится «короном»). Ваш ребенок может заменить звук /л/ и /р/ на /ш/ и /у/. Звук «th» можно заменить на /f/ и /v/. На этом этапе ничего страшного, если люди, которые не знают ребенка, не понимают его.
Fo
ур до пяти летВаш ребенок добавит звуки «ш», «ч», «ж», /з/, /л/, /в/. Ваш ребенок улучшит произношение безударных слогов и перестанет позволять одному звуку влиять на весь мир, но другие вещи могут сохраняться. Они могут заменять звуки /l/ и /r/ на /w/ и «y», и они все еще могут заменять звуки «th» на /f/ и /v/.
От пяти до семи летК этому моменту большинство людей должны понимать, о чем говорит ваш ребенок, однако все еще могут наблюдаться некоторые затяжные речевые незрелости, такие как замена звуков /l/ и /r/ с / w / и «y», и проблемы с произношением звука «th».