Причины гиперактивности у детей: Гиперактивность у ребенка — что такое СДВГ у детей, причины, симптомы, методы диагностики и лечения синдрома дефицита внимания в клинике для детей и подростков «СМ-Клиника»

Содержание

Причины гиперактивности у детей — Психологос

​Существует много теорий относительно того, что вызывает у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью, проверены и проанализированы сотни тысяч больных, однако сказать, что картина очевидна до конца, пока нельзя. Белые пятна еще остаются. Но врачи и в Европе, и в Америке работают над решением проблемы, работают успешно, и многие причины уже можно назвать.

Наследственность

По данным некоторых специалистов, у 57% родителей, чьи дети страдают этим заболеванием, в детстве отмечались такие же симптомы. Многие на приеме у врача рассказывают про свое трудное детство: как непросто было им в школе, сколько приходилось лечиться, и вот теперь те же проблемы возникают у собственных детей.

Правда, довольно часто в таких семьях, кроме симптомов СДВГ, наблюдаются и другие проблемы: употребление алкоголя, наличие асоциальных психопатий, аффективных расстройств; многие матери имеют серьезные аллергические заболевания, такие как астма, сенная лихорадка, экзема или же страдают мигренью. Ученые-генетики пытаются найти точный ответ, какой все-таки ген несет ответственность за столь тяжелые испытания, выпавшие на долю безвинных детей.

И кое-что уже известно. Например, имеются данные о наличии изменений генетического характера при СДВГ, локализованных в 11-й и 5-й хромосомах. Большое значение придается гену рецептора дофамина D4 и гену — переносчику дофамина. Специалисты выдвинули гипотезу о причине заболевания, в основе которой лежит взаимодействие вышеназванных генов. И оно вызывает снижение функций нейромедиаторной системы головного мозга.

Но поиски продолжаются. И надеемся, что с развитием молекулярной генетики они будут более результативными.

Беременность и роды

По одной из теорий считается, что СДВГ связано с органическим поражением головного мозга, которое может возникнуть во время беременности, родов, а также в первые дни жизни ребенка. См. →

Опасности первых лет жизни

Мозг человека формируется на протяжении первых 12 лет его жизни, и, естественно, в этот период он наиболее уязвим. Любые, казалось бы, малозначительные, удары, ушибы могут впоследствии сказаться на здоровье ребенка. Поэтому призываем родителей быть в этом плане особенно бдительными. На практике встречается много случаев, когда мама обращается по поводу общего нездоровья ребенка: плачет все время, плохо спит, отказывается от еды. См. →

Питание

В современной педиатрии существует точка зрения, что одной из причин гиперактивности может стать неправильное питание ребенка. И далеко за примерами ходить не надо, достаточно проанализировать нынешний рост заболеваемости СДВГ и продукты, которые сегодня попадают на стол ребенку. Ведь, как известно, в большинстве из них содержатся различные консерванты, ароматизаторы, искусственные наполнители, пищевые красители, которые негативно влияют на нейрохимические процессы. А гиперактивность, нарушение внимания, беспокойство — все это проявления в том числе химического дисбаланса мозга. Кроме того, опасным в данном случае может стать любой продукт, который вызывает аллергию у ребенка. См. →

Дефицит питательных элементов

Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки совершенно определенных витаминов, микроэлементов и основных жирных кислот. Рассмотрим, каких именно, почему и где они содержатся. См. →

Окружающая среда

Ухудшающаяся с каждым годом экологическая обстановка ведет к различным нарушениям здоровья, психического в том числе. И, к сожалению, нет на нашей Земле сейчас места, где экологию можно было бы назвать безукоризненной, где были бы чистыми и безвредными воздух, вода, почва и, соответственно, продукты питания. Вероятно, существуют какие-то отдаленные острова, но мы ведем речь о местах обитания так называемого цивилизованного человека. Именно цивилизация и устроила такую ловушку. См. →

Лечение Гиперактивности в СПб | ИМЧ РАН

Лечение детей с гиперактивности в Клинике ИМЧ РАН

Гиперактивность у детей проявляется в патологическом поведении с повышенной физической активностью и неспособностью регулировать эмоции. Синдром представляет серьезную психолого-педагогическую проблему. Гиперактивность не так безобидна, как считают некоторые родители. Она является барьером для нормального формирования личности.

Причины Гиперактивности

Факторы для развития гиперактивности индивидуальны. К ним относятся наследственность, неблагоприятное течение беременности и родов, нехватка в растущем организме жирных кислот. Синдром может появиться у абсолютно здоровых при рождении детей, которые испытывают недостаток положительных эмоций от близких. Распространенные причины гиперактивности у детей – неправильное воспитание, жизнь в конфликтной семье с высоким уровнем постоянной психологической напряженности.

Симптомы Гиперактивности

Если ребенок слишком подвижен и активен, это еще не является поводом для подтверждения наличия у него патологии. Проявления гиперактивности носят комплексный характер. Основные симптомы: двигательная расторможенность, импульсивность и неспособность концентрировать внимание.

Гиперактивный ребенок не может довести дело до конца. Например, его трудно научить самостоятельно одеваться, складывать вещи и выполнять другие монотонные занятия. Дети постоянно проявляют признаки беспокойства, они не могут спокойно сидеть, ёрзают на стульях, барабанят пальцами, стремятся побежать или запрыгнуть куда-либо. Они не могут дослушать речь другого ребенка или взрослого, перебивают. Поведение таких детей невозможно регулировать принятыми для всех правилами. Симптомы гиперактивности проявляются в цикличном поведении: фаза относительного спокойствия быстро сменяется фазой, когда ребенок много двигается и говорит.

Методы лечения Гиперактивности

Для лечения патологии разработаны психоневрологические методики. При своевременном обращении к врачам и лечении прогноз благоприятный. Коррекция заключается в психотерапевтической работе, которая должна проводиться не только с ребенком, но и с его родственниками. Для снятия напряженности и развития умения концентрации внимания применяют аутогенную тренировку, визуализацию, медитацию. Лечение проводят на фоне коррекции режима дня и рациона, с учетом возраста ребенка и его индивидуальных особенностей.


Индивидуальная Терапия

Лечение основано на анализе индивидуальных особенностей пациентов.

Специальные Условия

В клинике созданы условия для людей с ограниченными возможностями.

Безопасность Лечения

Назначение лекарственных средств осуществляется на основе генетических исследований.

Безопасность Личности

Помощь оказывается на принципах соблюдения врачебной тайны и защиты интересов больного.

Онлайн Запись

Электронная медкарта в защищенном доступе. Доступна запись и консультации он-лайн.

Оплата Картой

Принимаем оплату наличными и по карте. Полная финансовая информация об оплатах.

Что вызывает синдром дефицита внимания и гиперактивности?

1. Мельцер Х. Психическое здоровье детей и подростков в Великобритании. Лондон: Канцелярия; 2000 [Google Scholar]

2. Форд Т., Гудман Р., Мельцер Х. Британское обследование психического здоровья детей и подростков, 1999 г.: распространенность расстройств согласно DSM-IV. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2003;42:1203–11 [PubMed] [Google Scholar]

3. Barkley RA, Fischer M, Smallish L, et al. Наблюдение молодых взрослых за гиперактивными детьми: антисоциальная деятельность и употребление наркотиков. J Детская психологическая психиатрия 2004;45:195–211 [PubMed] [Google Scholar]

4. Barkley RA, Fischer M, Smallish L, et al. Исход гиперактивных детей в молодом возрасте: адаптивное функционирование в основных сферах жизнедеятельности. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2006;45:192–202 [PubMed] [Google Scholar]

5. Thapar A, Langley K, Asherson P, et al. Взаимодействие генов и окружающей среды при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью и важность перспективы развития. Бр Дж Психиатрия 2007;190:1–3 [PubMed] [Google Scholar]

6. Rutter M, Thapar A, Pickles A. Взаимодействие генов с окружающей средой: биологически обоснованный путь или артефакт? Arch Gen Психиатрия 2009 г.;66:1287–9 [PubMed] [Google Scholar]

7. Biederman J. Синдром дефицита внимания/гиперактивности: выборочный обзор. биопсихиатрия 2005;57:1215–20 [PubMed] [Google Scholar]

8. Thapar A, Holmes J, Poulton K, et al. Генетическая основа дефицита внимания и гиперактивности. Бр Дж Психиатрия 1999;174:105–11 [PubMed] [Google Scholar]

9. Sprich S, Biederman J, Crawford MH, et al. Приемные и биологические семьи детей и подростков с СДВГ. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2000;39:1432–7 [PubMed] [Google Scholar]

10. Lichtenstein P, Carlström E, Råstam M, et al. Генетика расстройств аутистического спектра и связанных с ними нервно-психических расстройств в детском возрасте. Эм Джей Психиатрия 2010;167:1357–63 [PubMed] [Google Scholar]

11. Paloyelis Y, Rijsdijk F, Wood AC, et al. Генетическая связь между симптомами СДВГ и трудностями чтения: роль невнимательности и IQ. J Abnorm Child Psychol 2010; 38:1083–95 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

12. Kuntsi J, Eley TC, Taylor A, et al. Сочетание СДВГ и низкого IQ имеет генетическое происхождение. Am J Med Genet B Нейропсихиатр Genet 2004;124B:41–7 [PubMed] [Google Scholar]

13. Cole J, Ball HA, Martin NC, et al. Генетическое совпадение показателей гиперактивности/невнимательности и настроения у детей и подростков. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2009;48:1094–101 [PubMed] [Google Scholar]

14. Thapar A, Harrington R, McGuffin P. Изучение сопутствующего поведения, связанного с СДВГ, и проблем с поведением с использованием дизайна исследования близнецов. Бр Дж Психиатрия 2001;179:224–9 [PubMed] [Google Scholar]

15. Thapar A, Stergiakouli E. Генетические влияния на развитие детских психических расстройств. Психиатрия 2008;7:277–81 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

16. Faraone SV, Doyle AE, Mick E, et al. Метаанализ ассоциации между 7-кратным аллелем гена дофаминового рецептора D(4) и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Эм Джей Психиатрия 2001;158:1052–7 [PubMed] [Google Scholar]

17. Faraone SV, Perlis RH, Doyle AE, et al. Молекулярная генетика синдрома дефицита внимания/гиперактивности. биопсихиатрия 2005; 57:1313–23 [PubMed] [Google Scholar]

18. Li D, Sham PC, Owen MJ, et al. Мета-анализ показывает значительную связь между генами дофаминовой системы и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Хум Мол Жене 2006;15:2276–84 [PubMed] [Google Scholar]

19. Gizer IR, Ficks C, Waldman ID. Кандидатные исследования генов СДВГ: метааналитический обзор. Хум Жене 2009;126:51–90 [PubMed] [Google Scholar]

20. DiMaio S, Grizenko N, Joober R. Гены дофамина и синдром дефицита внимания с гиперактивностью: обзор. J Psychiatry Neurosci 2003; 28:27–38 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

21. Гайнетдинов Р.Р. Мыши с мутантным переносчиком дофамина в экспериментальной нейрофармакологии. Naunyn Schmiedebergs Arch Pharmacol 2008;377:301–13 [PubMed] [Google Scholar]

22. Brookes KJ, Mill J, Guindalini C, et al. Распространенный гаплотип гена переносчика дофамина, связанный с синдромом дефицита внимания/гиперактивности и взаимодействующий с употреблением алкоголя матерью во время беременности. Arch Gen Психиатрия 2006;63:74–81 [PubMed] [Google Scholar]

23. Becker K, El-Faddagh M, Schmidt MH, et al. Взаимодействие генотипа переносчика дофамина с пренатальным воздействием дыма на симптомы СДВГ. Дж Педиатр 2008; 152: 263–9[PubMed] [Google Scholar]

24. Thapar A, Langley K, Fowler T, et al. Вариант гена катехол-О-метилтрансферазы и масса тела при рождении предсказывают раннее начало антисоциального поведения у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Arch Gen Психиатрия 2005;62:1275–8 [PubMed] [Google Scholar]

25. Caspi A, Langley K, Milne B, et al. Воспроизведенная молекулярно-генетическая основа для подтипирования антисоциального поведения у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Arch Gen Психиатрия 2008; 65: 203–10 [PubMed] [Google Scholar]

26.

Langley K, Heron J, O’Donovan MC, et al. Связь генотипа с экстремальным антисоциальным поведением: вклад когнитивных путей. Arch Gen Психиатрия 2010;67:1317–23 [PubMed] [Google Scholar]

27. Franke B, Neale BM, Faraone SV. Полногеномные ассоциативные исследования СДВГ. Хум Жене 2009;126:13–50 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

28. Peer I, Yelensky R, Altshuler D, et al. Оценка нагрузки множественного тестирования для полногеномных ассоциативных исследований почти всех распространенных вариантов. Жене Эпидемиол 2008; 32:381–5 [PubMed] [Google Scholar]

29. Lasky-Su J, Neale BM, Franke B, et al. Полногеномное сканирование ассоциаций количественных признаков синдрома дефицита внимания с гиперактивностью выявляет новые ассоциации и подтверждает ассоциации генов-кандидатов. Am J Med Genet B Нейропсихиатр Genet 2008;147B:1345–54 [PubMed] [Google Scholar]

30. Lesch KP, Timmesfeld N, Renner TJ, et al. Молекулярная генетика СДВГ у взрослых: сходящиеся данные исследований полногеномной ассоциации и расширенных исследований сцепления родословных.

J нейронная передача 2008; 115:1573–85 [PubMed] [Google Scholar]

31. Mick E, Todorov A, Smalley S, et al. Семейное полногеномное ассоциативное сканирование синдрома дефицита внимания/гиперактивности. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2010;49:898–905e3 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

32. Neale BM, Lasky-Su J, Anney R, et al. Полногеномное ассоциативное сканирование синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Am J Med Genet B Нейропсихиатр Genet 2008;147B:1337–44 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

33. Neale BM, Medland SE, Ripke S, et al. Метаанализ полногеномных ассоциативных исследований синдрома дефицита внимания/гиперактивности. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2010;49:884–97 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

34. Bastain TM, Lewczyk CM, Sharp WS, et al. Цитогенетические аномалии при синдроме дефицита внимания/гиперактивности. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2002;41:806–10 [PubMed] [Google Scholar]

35. Stephen E, Kindley AD. Должны ли дети с СДВГ и нормальным интеллектом проходить рутинный скрининг на наличие скрытых цитогенетических аномалий? Арка Дис Чайлд 2006;91:860–1 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

36. Scherer SW, Lee C, Birney E, et al. Проблемы и стандарты интеграции обследований структурной изменчивости. Нат Жене 2007;39:S7–15 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

37. Sebat J, Lakshmi B, Malhotra D, et al. Сильная связь мутаций числа копий de novo с аутизмом. Наука 2007;316:445–9 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

38. Sebat J, Levy DL, McCarthy SE. Редкие структурные варианты при шизофрении: одно расстройство, множественные мутации; одна мутация, множественные нарушения. Тенденции Жене 2009;25:528–35 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

39. Elia J, Gai X, Xie HM, et al. Редкие структурные варианты, обнаруживаемые при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, преимущественно связаны с генами развития нервной системы. Мол Психиатрия 2010;15:637–46 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

40. Леш К.П., Селч С., Реннер Т.Дж. и соавт. Анализ вариаций числа копий по всему геному при синдроме дефицита внимания/гиперактивности: связь с дозировкой гена нейропептида Y в расширенной родословной. Мол Психиатрия 2011;16:491–503 [PubMed] [Google Scholar]

41. Уильямс Н.М., Захариева И., Мартин А. и соавт. Редкие хромосомные делеции и дупликации при синдроме дефицита внимания и гиперактивности: полногеномный анализ. Ланцет 2010;376:1401–8 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

42. Графы CA, Nigg JT, Stawicki JA, et al. Семейные невзгоды в DSM-IV, комбинированные подтипы СДВГ и невнимательности, а также связанные с ними деструктивные поведенческие проблемы. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2005;44:690–8 [PubMed] [Google Scholar]

43. Pineda D, Ardila A, Rosselli M, et al. Распространенность симптомов синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей в возрасте от 4 до 17 лет в общей популяции. J Abnorm Child Psychol 1999;27:455–62 [PubMed] [Google Scholar]

44. Keenan HT, Hall GC, Marshall SW. Ранняя травма головы и синдром дефицита внимания с гиперактивностью: ретроспективное когортное исследование. БМЖ 2008;337:а1984. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

45. Академия медицинских наук Выявление экологических причин болезней: как нам решить, чему верить и когда действовать? Лондон: Академия медицинских наук, 2007 г. [Google Scholar]

46. Collishaw S, Maughan B, Goodman R, et al. Временные тенденции психического здоровья подростков. J Детская психологическая психиатрия 2004;45:1350–62 [PubMed] [Google Scholar]

47. Раттер М., Смит Д. Психосоциальные расстройства у молодых людей: временные тенденции и их причины. Чичестер: Джон Вили и сыновья; 1995 [Google Scholar]

48. Мини М.Дж. Эпигенетика и биологическое определение взаимодействия генов с окружающей средой. Детский разработчик 2010;81:41–79 [PubMed] [Google Scholar]

49. Langley K, Rice F, van den Bree MB, et al. Курение матери во время беременности как экологический фактор риска развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Обзор. Минерва Педиатр 2005;57:359–71 [PubMed] [Google Scholar]

50. D’Onofrio BM, Van Hulle CA, Waldman ID, et al. Курение во время беременности и проблемы с экстернализацией потомства: исследование генетических и экологических проблем. Дев психопат 2008;20:139–64 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

51. Thapar A, Rice F, Hay D, et al. Пренатальное курение может не вызывать синдрома дефицита внимания/гиперактивности: данные нового исследования. биопсихиатрия 2009;66:722–7 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

52. Linnet KM, Dalsgaard S, Obel C, et al. Факторы материнского образа жизни во время беременности, риск развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности и связанного с ним поведения: обзор текущих данных. Эм Джей Психиатрия 2003; 160:1028–40 [PubMed] [Google Scholar]

53. Mick E, Biederman J, Faraone SV, et al. Исследование случай-контроль синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и курения матери, употребления алкоголя и наркотиков во время беременности. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2002;41:378–85 [PubMed] [Google Scholar]

54. Rice F, Harold GT, Boivin J, et al. Связи между пренатальным стрессом и развитием потомства и психопатологией: распутывание экологических и унаследованных влияний. Психол Мед 2010;40:335–45 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

55. Bhutta AT, Cleves MA, Casey PH, et al. Когнитивные и поведенческие результаты детей школьного возраста, родившихся недоношенными: метаанализ. ДЖАМА 2002;288:728–37 [PubMed] [Google Scholar]

56. Aarnoudse-Moens CS, Weisglas-Kuperus N, van Goudoever JB, et al. Метаанализ нейроповеденческих исходов у очень недоношенных детей и/или детей с очень низкой массой тела при рождении. Педиатрия 2009;124:717–28 [PubMed] [Google Scholar]

57. Hack M, Youngstrom EA, Cartar L, et al. Поведенческие исходы и признаки психопатологии у детей с очень низкой массой тела при рождении в возрасте 20 лет. Педиатрия 2004;114:932–40 [PubMed] [Google Scholar]

58. Johnson S, Hollis C, Kochhar P, et al. Психические расстройства у крайне недоношенных детей: продольные данные в возрасте 11 лет в исследовании EPICure. J Am Acad Детская подростковая психиатрия 2010;49:453–63e1 [PubMed] [Google Scholar]

59. Heinonen K, Räikkönen K, Pesonen AK, et al. Поведенческие симптомы синдрома дефицита внимания/гиперактивности у недоношенных и доношенных детей, родившихся маленькими и соответствующими гестационному возрасту: лонгитюдное исследование. BMC Педиатр 2010;10:91. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

60. Lahti J, Räikkönen K, Kajantie E, et al. Малые размеры тела при рождении и поведенческие симптомы СДВГ у детей в возрасте пяти-шести лет. J Детская психологическая психиатрия 2006;47:1167–74 [PubMed] [Google Scholar]

61. Nigg JT. СДВГ, воздействие свинца и профилактика: сколько свинца или сколько доказательств необходимо? Эксперт преподобный Нейротер 2008;8:519–21 [PubMed] [Google Scholar]

62. Bouchard MF, Bellinger DC, Wright RO, et al. Синдром дефицита внимания/гиперактивности и мочевые метаболиты фосфорорганических пестицидов. Педиатрия 2010;125:e1270–7 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

63. Eskenazi B, Marks AR, Bradman A, et al. Воздействие фосфорорганических пестицидов и развитие нервной системы у маленьких мексикано-американских детей. Перспектива охраны окружающей среды 2007;115:792–8 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

64. Marks AR, Harley K, Bradman A, et al. Воздействие фосфорорганических пестицидов и внимание к детям мексикано-американского происхождения: исследование CHAMACOS. Перспектива охраны окружающей среды 2010;118:1768–74 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

65. Rauh VA, Garfinkel R, Perera FP, et al. Влияние пренатального воздействия хлорпирифоса на развитие нервной системы в первые 3 года жизни детей из городских районов. Педиатрия 2006; 118:e1845–59[Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

66. Eubig PA, Aguiar A, Schantz SL. Свинец и ПХБ как факторы риска синдрома дефицита внимания/гиперактивности. Перспектива охраны окружающей среды 2010;118:1654–67 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

67. Sagiv SK, Thurston SW, Bellinger DC, et al. Пренатальное воздействие хлорорганических соединений и поведение, связанное с синдромом дефицита внимания и гиперактивности у детей школьного возраста. Am J Эпидемиол 2010;171:593–601 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

68. Баллард В., Холл М.Н., Кауфманн Л. Клинические запросы. Улучшают ли диетические вмешательства симптомы СДВГ у детей? Джей Фам Практ 2010;59:234–5 [PubMed] [Google Scholar]

69. Pelsser LM, Frankena K, Toorman J, et al. Влияние диеты с ограниченным исключением на поведение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (исследование INCA): рандомизированное контролируемое исследование. Ланцет 2011;377:494–503 [PubMed] [Google Scholar]

70. Lifford KJ, Harold GT, Thapar A. Отношения между родителями и детьми и симптомы СДВГ: лонгитюдный анализ. J Abnorm Child Psychol 2008; 36: 285–9.6 [PubMed] [Google Scholar]

71. Kreppner J, Kumsta R, Rutter M, et al. IV. Развитие психических паттернов, характерных для депривации: ранние проявления, сохранение до 15 лет, клинические особенности. Monogr Soc Res Child Dev 2010;75:79–101 [PubMed] [Google Scholar]

Гиперактивность у детей: симптомы, причины, что делать

Что такое гиперактивность в детстве?

Гиперактивность в детском возрасте – это чрезмерная активность и движение.

Игрушки и занятия могут недолго поддерживать интерес вашего ребенка. Они могут сказать: «Мне просто нужно выплеснуть свою энергию». Гиперактивные дети могут быть утомительны. Как родитель, вы можете подумать: «Мы уже купались и ходили в парк, а мой ребенок все еще хочет пойти поиграть в футбол? Я разбит!» Родители могут начать задаваться вопросом, нормально ли поведение их ребенка или это чрезмерное движение проблематично.

Если ваш ребенок гиперактивен, он может показаться жужжащей пчелкой с постоянным, почти безграничным запасом энергии или постоянным движением. Возможно, они слишком много говорят, постоянно двигаются и никогда не сидят на месте.

Хотите помочь своему ребенку с гиперактивностью? Курсы Cadey проводятся лицензированными детскими психологами и содержат пошаговые инструкции, которые помогут вашему ребенку с гиперактивностью и восстановить мир в вашем доме. Пройдите курс Кейди о гиперактивности.

Симптомы гиперактивности у детей

  • Акты завелись: кажется безграничной энергией
  • Постоянно двигается: кажется, что он не на своем месте в школе, за обеденным столом и при чтении книги с родителями
  • Непоседы больше, чем другие дети: кажется, что он постоянно двигается, постукивает, играет с чем-то, рисует, жует или подпрыгивает
  • Проблемы в школе: , кажется, говорит, когда говорит учитель, перемещается по комнате, мешает другим детям
  • Натыкается на других детей: , похоже, не может оставаться на своем месте в классе или на игровой площадке
  • Наводит беспорядок: кажется, что оставляет вещи повсюду. Когда ваш ребенок выходит из комнаты, игрушки, занятия и предметы домашнего обихода разбросаны повсюду
  •  

Причины гиперактивности у детей

Гиперактивность может иметь различные причины. Для родителей важно иметь сострадание к гиперактивным детям. Часто это чрезмерное движение является естественным состоянием тела ребенка. Сидение в течение 5 минут в классе может показаться вашему ребенку таким же, как если бы вы застряли в лифте на несколько часов.

Традиционная психология, в частности бихевиористский подход, была моделью подкрепления. Они думали, что практически любое поведение можно объяснить реакцией окружающей среды. По сути, если поведение подкрепляется, оно будет продолжаться, а если нет, поведение исчезнет.

Новые модели детской психологии иначе рассматривают такое поведение, как гиперактивность.

«Сегодня исследователи считают, что поведение многих детей является результатом нерегулируемой нервной системы. Гиперактивность в этой модели можно было бы объяснить истинной неврологической разницей. Детское тело сталкивается с настоящим испытанием, пытаясь успокоиться».

Ниже перечислены некоторые причины, по которым гиперактивность может быть проблемой для вашего ребенка.

Избыток энергии

У некоторых детей более высокий уровень энергии, чем у других. Им нужно больше возможностей двигаться и высвобождать энергию, чтобы быть счастливыми и успешными. Как объяснялось ранее, этот избыток энергии может быть связан с действительной разницей в способности регулировать нервную систему.

Неправильное питание и физические упражнения

Дети должны соблюдать здоровую диету и регулярно двигаться и выполнять физические упражнения. Некоторым детям будет крайне трудно вести себя спокойно и сидеть на месте, когда у них не было возможности потренироваться. Дети могут быть более гиперактивными, если они плохо поели. Каждый ребенок индивидуален, поэтому родители захотят следить за закономерностями. Если вы заметили, что ваш ребенок действительно взвинчен в снежный день, застряв дома, возможно, физические упражнения очень важны для сохранения спокойствия и самоконтроля.

Различия в сенсорной обработке

Дети, которые более склонны к сенсорному поиску, могут быть гиперактивными. Иногда эти сенсорные проблемы и гиперактивность связаны с СДВГ или расстройством аутистического спектра.

Нарушения настроения 

Дети с расстройствами настроения или тревожными расстройствами могут проявлять гиперактивность или беспокойство. Хотя это может выглядеть как признак СДВГ или другого расстройства, часто дети с сильными чувствами ведут себя гиперактивно, чтобы выразить свое эмоциональное расстройство.

Плохой сон

Дети, которые плохо спят, могут быть гиперактивными. Проблемы со сном на самом деле являются очень распространенной причиной гиперактивности и других поведенческих проблем. По этой причине родители должны помнить о соблюдении постоянного графика и регулярного времени отхода ко сну. Иногда просто строгого соблюдения графика может быть достаточно, чтобы обуздать гиперактивность.

Внезапные перемены в жизни 

Дети могут вести себя гиперактивно или возбужденно, когда переживают важное событие. Например, если вы переезжаете через город или по стране, ожидайте, что это изменение повлияет на поведение вашего ребенка. Изменения в жизни могут включать смерть в семье, развод или внезапную болезнь опекуна. Все эти события могут вызвать гиперактивность. Если это относится к вашему ребенку, будьте терпеливы и сострадательны к нему. Со временем, при постоянной поддержке, это поведение, вероятно, улучшится.

Другие медицинские причины

Дети с другими медицинскими проблемами могут быть гиперактивными. Хотя конкретные медицинские проблемы, вызывающие гиперактивность, выходят за рамки этой статьи, родители должны знать о возможных физических и биологических различиях. Всегда полезно проконсультироваться с педиатром вашего ребенка, когда вы заметите новое поведение.

СДВГ является потенциальной причиной гиперактивности

Гиперактивность является одним из трех симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). СДВГ — распространенный диагноз для детей, особенно мальчиков, в Соединенных Штатах. Другими симптомами являются невнимательность и импульсивность (необдуманные действия). Для постановки диагноза СДВГ у детей должны присутствовать все три симптома в нескольких условиях.

Важно распознать гиперактивность. Иногда гиперактивность является реальной проблемой, а не проблемой поведения. Распознавание и лечение гиперактивности может помочь вашему ребенку избежать неприятностей из-за того, что он не может помочь. Вы можете помочь своей семье лучше функционировать, поняв СДВГ и связанные с ним симптомы. Родители могут работать над сильными сторонами своего ребенка и лучше понимать его слабые стороны. Чтобы узнать больше о гиперактивности, просмотрите этот курс, который поможет вам шаг за шагом помочь вашему ребенку.

Гиперактивность обычно становится проблемой, когда она «мешает» счастью вашего ребенка. Родители могут быть обеспокоены, если их дети постоянно находятся в беде из-за того, что не сидят на своем месте. Также могут быть проблемы с социальными навыками, что приводит к многочисленным конфликтам со сверстниками. У них могут быть проблемы с контролем своего тела, они постоянно получают травмы или ломают вещи. Все это признаки того, что гиперактивность является серьезной проблемой для вашего ребенка.

Что делать при гиперактивности у детей

Вы можете попробовать стратегии, помогающие справиться с гиперактивностью дома. На самом деле, родители являются основными интервентами, которые действительно могут изменить ситуацию со своим ребенком. Создание структуры, последовательности и рутины может действительно изменить некоторые из этих моделей поведения, и эти изменения могут произойти быстро. Вот несколько идей.

  • Предоставьте расписание и следуйте ему. Возможно, самая важная стратегия из всех — предоставить вашему ребенку четкий и последовательный график. Расписания могут помочь вашему ребенку лучше спать, лучше питаться и, в конечном счете, лучше регулировать его нервную систему. К этому нужно немного привыкнуть, но если вы будете следовать своему расписанию, то, скорее всего, заметите значительное улучшение поведения вашего ребенка.
  • Обеспечьте много выхода для энергии вашего ребенка. Такие занятия, как плавание, верховая езда и гимнастика, могут быть терапевтическими для очень активного ребенка.
  • Хорошо подумайте, прежде чем отвести ребенка в тихое место. Чаепитие, кинотеатр, библиотека, чтение рассказов в книжном магазине или вечеринка по случаю дня рождения для взрослых — не лучшая идея. Ваш ребенок может быть не в состоянии сохранять самообладание в таких тихих местах.
  • Прочитайте вместе с ребенком о гиперактивности. Список детских книг, таких как «Персональный космический лагерь» [5] и «Мисс Горски, я думаю, что у меня есть непоседа» [6], приведен ниже. Чтение этих книг вместе с ребенком может помочь «назвать имя» его проблем. Они могут узнать, что многие дети сталкиваются с такими же трудностями [5,6,7,8,9].

Когда обращаться за помощью при гиперактивности у детей

Вы можете обратиться за помощью, если гиперактивность мешает вашему ребенку добиться успеха в школе, в общественной жизни, в спорте или дома. Если вас интересует уровень гиперактивности вашего ребенка, вы можете обратиться за оценкой СДВГ к врачу или психологу.

  • Поведенческая терапия может помочь вашему ребенку развить внимание и концентрацию. Эта терапия обеспечивает значимое подкрепление поведения при выполнении задачи и ее выполнения.
  • Репетитор или инструктор по исполнительным функциям может помочь вашему ребенку научиться приступать к выполнению домашних заданий и выполнять их.
  • Школьная поддержка помогает детям с гиперактивностью, проблемами с концентрацией внимания и плохой рабочей памятью. Примеры школьной поддержки включают дополнительное время, напоминания о заданиях и перерывы на движение. Кроме того, учителя могут разбивать задания на управляемые куски.

Многие родители не решаются поставить диагноз СДВГ, опасаясь, что их ребенку пропишут стимулирующие препараты. Конечно, это может быть пугающим процессом. Тем не менее, родители должны знать, что любые решения относительно лекарств находятся в их собственных руках. Существуют и другие вмешательства, которые могут быть полезны, как указано в ресурсах ниже. Самый важный шаг, который может сделать родитель, — узнать больше о СДВГ. Просвещение родителей не уступает лекарствам как наиболее эффективному лечению СДВГ. Если родители образованы и вовлечены, дети выздоравливают.

Дополнительные ресурсы по гиперактивности у детей

  • Психолог или нейропсихолог: для помощи в оценке для уточнения диагноза
  • Детский педиатр: для помощи в поведенческом и медицинском лечении. Эти врачи специализируются на детях с проблемами развития. Они могут быть полезным ресурсом для диагностики или лечения.
  • ABA-терапевт (прикладной поведенческий анализ): , чтобы помочь улучшить желаемое поведение, например, соответствующую двигательную активность, и уменьшить нежелательное поведение, например, чрезмерный бег в неподходящее время. Использует принципы армирования
  • Репетитор или тренер по исполнительным навыкам: , чтобы помочь вашему ребенку сосредоточиться и организовать школьную работу, а также не отставать от учебных навыков 
  • Школьный психолог: , чтобы помочь вам следовать плану Раздела 504 в школе или работать с вами и учителем вашего ребенка, чтобы составить план успеха
  • Детский психиатр : чтобы помочь вам узнать больше о лекарствах, которые могут помочь при гиперактивности

Состояния, сходные с гиперактивностью у детей

  • Проблемы с концентрацией внимания : гиперактивные дети также могут испытывать трудности с концентрацией внимания, что может привести к проблемам с запоминанием таких вещей, как имена, выполнение указаний и выполнение заданий в школе
  • Проблемы исполнительного функционирования : гиперактивные дети могут также испытывать трудности, связанные с планированием, последовательностью и организацией информации
  • Проблемы с когнитивной обработкой : гиперактивные дети могут иметь проблемы с беглостью когнитивной обработки. Ребенок может не кодировать информацию, если он визуальный ученик, и может быть не очень хорош в аудиальном обучении
  • Импульсивность : у гиперактивных детей также могут быть проблемы с импульсивностью (необдуманные действия)
  • Проблемы с социальными навыками : у гиперактивных детей могут быть плохие социальные навыки из-за чрезмерного уровня активности, неумения читать социальные сигналы и тенденции нарушать личное пространство

Справочные материалы по гиперактивности у детей

[1] Barkley, Russell A. (2013). Берем на себя ответственность за СДВГ, 3-е издание: полное авторитетное руководство для родителей.

[2] Зейглер Денди, Крис А. (2011). Обучение подростков с СДВ, СДВГ и нарушениями исполнительных функций: краткое справочное руководство для учителей и родителей .

[3] Гилер, Джанет З. (2011). Socially ADDept: Обучение социальным навыкам детей с СДВГ, LD и синдромом Аспергера.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts