Психологические особенности детей 6 7 лет консультация для родителей: Консультация для родителей Возрастные психологические особенности детей 6-7 лет

Консультация для родителей Возрастные психологические особенности детей 6-7 лет

 

 

Консультация для родителей

 

 

 

Возрастные психологические

особенности детей 6-7 лет

 

 

 

 

 


Вашему малышу исполнилось шесть лет, он уже кажется совсем большим — многое знает и умеет, и не за горами школа.

Именно в этом возрасте происходят значительные прогрессивные изменения в психике ребенка.

Задумывались ли вы о том, что часто за повседневными заботами мы не замечаем, как меняются наши дети?

Мы всегда рядом со своим ребёнком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он всё ещё тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно.

Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребёнок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он ещё совсем не готов к этому.

Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребёнка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.

Что такое возрастной кризис?

Кризис – это не то, что случается с «неправильно воспитанными детьми». Это то, что должно случиться с каждым ребёнком для того, чтобы он мог перейти на новую ступень своего развития. В кризисе поведение ребёнка меняется, и это создаёт для него возможность отойти от прежних моделей поведения и отношений с миром и приобрести новые модели, необходимые для дальнейшего развития.

Поэтому кризисы неизбежны и необходимы, их не стоит пугаться. Важно просто знать, что происходит с вашим ребёнком, и понимать, что это закономерно.

Кризисом семи лет заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребёнка – младший школьный возраст. Он может начаться и раньше – в шесть и даже в пять с половиной лет. Если вашему ребёнку вдруг надоел детсад, а привычные игры уже не доставляют ему удовольствия, если он стал непослушным, у него возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, это означает, что наступил очередной кризис. По сравнению с другими он проходит мягче, однако надо вовремя заметить его и правильно среагировать.

Кризис семи лет называют периодом рождения социального Я ребёнка. Ребёнок начинает осознавать своё место в системе человеческих отношений, стремится занять новое, более взрослое положение в жизни. Дети уже пробовали «повзрослеть», подражая нашему поведению, играя во взрослых но пришли к выводу, что для взрослости явно чего-то не хватает.

Хотя чего именно, они пока не знают…

Ясно, что по-старому дети жить уже не хотят, то, что было, их уже не устраивает. Возникает кризисная ситуация: «хочу, но не могу». А значит,  начинается ломка старых стереотипов.

   Приблизительно (в среднем) к 7 годам малыш «вырастает» из игры как ведущей деятельности. Она перестает удовлетворять все его интеллектуальные, эмоциональные потребности. Он начинает чувствовать некий «интеллектуальный голод», жажду узнавать новое, увеличивать и систематизировать свои знания о мире и находить свое место в этом мире. Как только на  смену игровой мотивации приходит познавательная, начинается перестройка отношений с окружающими людьми. Теперь детям нужны не опекающие защитники, а помощники, способные дать то, чего им не хватает: новые знания. Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствуют о новом этапе развития познавательных способностей. Ребёнок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.

Поэтому очень важно, чтобы близкие взрослые заметили происходящие перемены и смогли вовремя перестроить свои отношения с ребёнком.

В чём уникальность этого возрастного периода?

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году жизни продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития.

Основные изменения в деятельности, сознании и личности пятилетнего ребенка заключаются в том, что  появляется произвольность психических процессов — способность целенаправленно управлять своим поведением и своими психическими процессами (восприятием, вниманием, памятью и др.).

 

Восприятие старшего дошкольника становится более дифференцированным и избирательным — он легко различает оттенки, замечает много подробностей и деталей в рассматриваемом рисунке, знает что красиво, что ему нравится, а что нет.

Внимание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер, при этом ребенка привлекает то, что ярко, необычно, то, к чему он может отнестись эмоционально. Малыш седьмого года жизни впервые начинает сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Во многом ему помогает в этом собственная, уже развитая речь — она организует внимание и направляет его на нужный предмет. «Надо посмотреть, поискать!» — говорит малыш, начиная делать что-то.

В целом, возможности этой новой «взрослой» формы внимания — произвольного внимания — к шести-семи годам уже достаточно велики.

Развивается и память вашего малыша. В основном память ребенка в старшем дошкольном возрасте носит также непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что наиболее интересно и приятно. Но по сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания снижается, а прочность запоминания растет. Большим достижением ребенка седьмого года жизни является значительное развитие произвольного запоминания. Ребенок уже легко справляется с заданием запомнить что-то, начинает использовать специальные приемы запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

Активно развивается и воображение  ребенка, что особенно ярко проявляется в игре. Играя, старшие дошкольники переходят от использования предметов-заместителей к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения непосредственно зависит от развития речи ребенка. Высокого уровня в этом возрасте достигает и развитие пространственных представлений. Малыш легко ориентируется во взаимном расположении предметов, хорошо запоминает дорогу, впервые осваивает понятия схемы и плана.

Все эти достижения дошкольника во многом связаны с активным становлением мышления в этом возрасте. В возрасте четырех-шести лет интенсивно формируется наглядно-действенное мышление, когда малыш размышляет как бы руками. Например, подсчитывая палочки, он обязательно будет брать их в руки и перекладывать из кучки в кучку. Старший дошкольник может решить ту же задачу, лишь посматривая на эти палочки или же схематично изображая их на листе. У него формируется более сложная форма мышления —

наглядно-образное. Теперь уже ребенок может решать разные задачи без использования практических действий, только в русле представления. Но постепенно начинает формироваться и словесно-логическое мышление, то есть умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Но эта форма мышления  развивается только с помощью взрослых. Итак, к шести-семи годам ребенок может подходить к решению задачи тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и начала словесно-логического мышления, которое полностью сформируется только к подростковому возрасту.

Как меняется поведение ребёнка?

 

Установлено, что  именно к 7 годам возрасту, выбранному  в качестве начального школьного, созревают отделы головного мозга, ответственные за волевую регуляцию поведения и другие важные процессы, обеспечивающие психологическую готовность к школе и успешность учебы.

На седьмом году ребёнок уже начинает управлять своим поведением. При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы. Произвольность поведения и психических процессов имеет решающее значение для успешности школьного обучения, ибо означает умение ребенка подчинять свои действия требованиям учителя. В школе, как известно, ребенок занимается не тем, чем ему хочется, а прилагает все усилия для достижения целей, поставленных учителем. Трудность в достижении и удержании таких целей состоит в том, что не все учебное содержание, даже при самой удачной методике, будет захватывающе интересно для всех детей. Поэтому ребенок должен не только решать поставленную задачу по содержа­нию, например аккуратно писать палочки, но и уметь заставить себя заниматься палочками, когда на самом деле ему хочется рисовать что-то другое, например самолет.

Помимо собственно учебного содержания дети должны выполнять по инструкции целые наборы несложных, но опять-таки самих по себе не слишком интересных действий. Дело в том, что в процессе одновременного обучения 20—30 человек необходимо выполнение всеми детьми множества указаний чисто организационного порядка: открыть книжку на такой-то странице, достать карандаш, отступить три строчки сверху, пять клеточек слева и т. п. Выполнение подобных указаний невозможно, если ребенок отвлекается по любому поводу и не умеет сосредоточиваться.

Становление личности

Возраст шести-семи лет является сензитивным периодом для морального развития детей. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребенка. То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.

По данным многих авторов, детям седьмого года жизни вполне доступно полноценное моральное поведение, т. е. соблюдение норм при отсутствии внешнего контроля и принуждения и вопреки собственным желаниям и интересам. У многих детей уже имеются или складываются те внутренние механизмы, которые позволяют им удерживаться от соблазна нарушать норму и свободно делать правильный моральный выбор.

Первое условие соблюдения норм — это знание и понимание детьми моральных предписаний и требований, т. е. того, что хорошо, а что плохо. Они являются основанием для оценки поступков с точки зрения их соответствия требованиям морали — поступков других и самого себя. А оценка предполагает не только знания о том, как следует оценивать явление, но и такой субъективный момент, как отношение к тому, что оценивается.

Оценка поступка всегда включает и то, нравится данный поступок человеку или нет, испытывает он отвращение к нарушению нормы или, наоборот, смотрит на это снисходительно.

Изучение и анализ обнаруживают довольно сложную картину. Почти все дети фактически знают, что хорошо, а что плохо. На вопрос, хорошо ли говорить неправду, несправедливо делить игрушки и т. п., все отвечают, что плохо. Однако эти знания нередко являются повторением того, что считают окружающие, и не отражают подлинного отношения детей к подобным действиям.

Это подлинное отношение можно выявить, если, например, рассказать детям о двух персонажах, один из которых соблюдает норму (делит конфеты или игрушки поровну), а другой нарушает ее (берет себе больше), и спросить, кто им понравился. И тут неожиданно выясняется, что многим детям нравятся оба персонажа. Один — потому что «честный, всем поровну дал», другой — потому что «молодец, себе большее хочет».

Столь же неожиданные ответы мы получаем, когда спрашиваем ребенка, какой поступок в определенной ситуации будет хорошим и правильным, а какой — плохим и неправильным. Например, сверстник нашел деньги на мороженое и вслед за тем встречает владельца, спрашивающего его про утерянные деньги. Почти все дети считают, что «плохо и неправильно» утаить находку, но это не значит, что хорошим и правильным будет возвращение денег. «Хорошо и правильно» будет вернуть только часть денег или «купить мороженое и поделить его». Иными словами, хорошо и правильно, если соблюдение нормы сочетается с собственными интересами. Аналогичным образом многие дети считают, что действительно несправедливым будет такое деление каких-либо вещей, когда им самим достается меньше, чем всем остальным. Если меньше достается другим, это не так плохо.

Таким образом, даже когда речь идет о ситуациях, в которых оказались другие, отношение детей к соблюдению и нарушению норм не столь однозначно и определенно, как их знания.

Еще больше это отношение отклоняется от знаний, если по тем или иным причинам поступок другого отражается на личных интересах ребенка. В этих случаях поступок другого большинством детей оценивается в зависимости от этих интересов, а не от его объективной моральной ценности.

Итак, расхождение между знанием норм и личным отношением к их соблюдению и нарушению — это важная особенность морального сознания детей седьмого года жизни. Поэтому появление правильной моральной оценки других требует формирования у ребенка личного отрицательного отношения, искреннего осуждения им фактов нарушения норм и такого же личного, искреннего одобрения фактов бескорыстного соблюдения этих же норм.

Определенный вклад в решение данной задачи вносит литература, показывая противоборство между добром и злом, между положительными и отрицательными персонажами. Сопереживая перипетиям этой борьбы, ребенок проникается симпатией к положительным персонажам и антипатией к отрицательным. Вслед за отношением к персонажам популяризуется и его отношение к совершаемым ими поступкам — положительным и отрицательным.

Важным моментом выработки такого личного отношения является также обсуждение детьми реальных фактов соблюдения и нарушения норм другими.

 

 

«Психологические особенности детей 6-7 лет»

Скачать памятки для родителей.

Автор: Мышкина Надежда Леонидовна, педагог-психолог, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N36 «Звоночек» г. Чайковский.

Цель: Познакомить родителей с психологическими особенностями детей 6-7 летнего возраста, симптомами кризиса 7 лет.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с особенностями  возраста детей 6-7 лет, с основными симптомами кризиса 7 лет.
  2. Решить  проблемные ситуации, возникающие в семье, в детском саду, характерные данному возрасту.
  3. Привлечь внимание к вопросу отношений ребёнка в группе сверстников.
  4. Научить родителей использовать в беседе, разговоре с ребёнком «Я – высказывание»; проговаривать правила, не используя слово «НЕ», учится взрослым узнавать чувства ребёнка и произносить их.
План собрания.
  1. Приветствие. Упражнение «Поменяйтесь местами» (5 мин)
  2. Консультация педагога-психолога «Психологические особенности детей 6-7 лет: Развитие психических процессов. Социально-личностное развитие», «Кризис 7 лет» (15 мин.)
  3. Работа в группах «Решение проблемных ситуаций, характерных для детей старшего дошкольного возраста». Упражнения «Нельзя, «Правила для ребёнка», «Чувства ребёнка» (15 мин).
  4. Рефлексия (5 мин)
Ход собрания.

1. Приветствие.  Упражнение «Поменяйтесь местами»

Цель: создание ситуации комфорта в группе, направлено на двигательную активность.

Подготовка: все участники сидят в кругу, необходимо убрать все дополнительные стулья. Таким образом, стульев должно быть на один меньше, чем участников упражнения.

Инструкция: сейчас мы немного подвигаемся и разомнемся, как видите все вы сидите, а Ведущий – сейчас это буду я, потом кто-то из вас – стоит. И он тоже хочет занять стул. Таким образом, чтобы сесть, ему необходимо кого-то поднять.

Я буду  говорить фразу: «Я прошу поменяться местами тех, кто…» и называет любой признак. Например: «Я прошу поменяться местами тех, кто в джинсах». Те участники, у кого этот признак есть должны поменяться местами, а Ведущий в это время успеть занять любой освободившийся стул.  Все очень просто. Тот кто останется стоять – будет Ведущим. Игра продолжается. 

2. Консультация педагога-психолога «Психологические особенности детей 6-7 лет: Развитие психических процессов. Социально-личностное развитие».

У ребёнка в 6-7 лет завершается формирование правого полушария, а кроме того, отделов, отвечающих за переработку сенсорной информации и межполушарных связей между ними. Формируется функция пространственного анализа и синтеза: чувство тела, соотношение частей и целого, метрические представления (ближе/дальше, шире/уже, больше/меньше и т.п.), координатные представления (вверху/внизу, лево/право), квазипространственные представления (в/на, над/под, за/перед). Правое полушарие создает основу  для развития фонематического слуха (выделяя звуки человеческой речи в отдельное событие).

Все эти отделы правильно развиваются только при наличии полноценной среды: достаточно сенсорной информации для различных органов чувств (прикоснуться, услышать, увидеть), развитие моторики, развитие ловкости в детских играх. Важно обращать внимание на формирование мелкой моторики: завязывание шнурков, застегивание пуговиц.

Начинают активно формироваться лобные отделы, отвечающий за программирование и контроль, поэтому важно создавать ситуацию, где ребенок самостоятельно планирует свою деятельность и добивается результата (режим дня, навыки самообслуживания, выполнение последовательности действий, рисование узоров). На основе этого создается внутреннее пространство интеллекта.

Развитие психических процессов. 

Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данно­го возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов.

Память. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправлен­ное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в резуль­тате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью ска­зать, что развитие произвольной памяти начинается с того мо­мента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоми­нание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других по­знавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения.

Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образ­ное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает фор­мироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуж­дений. Полностью словесно-логи­ческое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.

Старший дошкольник может устанавливать причинно-след­ственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выст­раивать серию из 6—8 последовательных картинок.

Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благода­ря которому создается принципиально новый образ). Этот пери­од — сензитивный для развития фантазии.

Социально-личностное развитие.

Поведение ребёнка начинает регулироваться   представлениями о том, что хорошо и что плохо.  Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.  Дети начинают предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения – ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. ПОЭТОМУ

Анализируйте с ребенком результаты работы, которую он выполнил (как в быту, так и в познавательном развитии), моральные поступки. Обсуждайте значение моральных понятий («Добрый человек – это такой, который, всем помогает, защищает слабых»)

Помните, поведение родителей является  примером поведения ребенка.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится как можно больше узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия.

ПОЭТОМУ

Чаще   рассказывайте  о том, что у вас  произошло на работе, с какими людьми  познакомились и т. п. Для ребенка чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого.

Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.

«Кризис 7 лет».

Несмотря на то, что кризисные моменты ребенка всегда замечаются родителями, кризис 7 лет порой проходит тихо и незаметно. Многие родители, несмотря на то, что хорошо запоминают кризисы 3-х лет, или переходного возраста, кризис 7 лет отмечают как спокойный. Но не всем так везёт. Те родители, чей ребенок всё-таки более сложно переносит кризис 7 лет, отмечают появление беспокойства, нервозности, замкнутости, скрытности своего чада.

Это связано с тем, что жизнь ребенка разделяется на внутреннюю (психологическую) и внешнюю. Теперь импульсивных действий становится меньше, потому что устанавливается более чёткая связь между внутренней мотивацией и поступками ребенка. Другими словами, во время кризиса 7 лет в действиях ребенка появляется некая смысловая ориентировка, и ему вне зависимости от своих желаний приходится стать взрослее.

По сравнению с «докризисным» возрастом, в корне меняется самооценка ребенка. Если раньше он относился к себе положительно вне зависимости от чего-либо, то теперь «Я» ребенка делится на «Я-реальное» и «Я-идеальное». «Я-реальное» – это осознание ребенка, кем он является на самом деле. «Я-идеальное» – это то, кем он хотел бы быть. В результате этого самооценка становится более адекватной, а «Я-идеальное» отвечает очень высоким запросам.

Иным становится и отношение ребенка к взрослым. Если раньше он вел себя примерно одинаково как с родными и знакомыми, так и с чужими людьми, не разделяя их для себя, то сейчас он уже может строго разделить, кто свой, а кто чужой, и скорректировать своё поведения по отношению к разным людям, а также создать различное представление о разных людях.

Ещё одним симптомом начала кризиса 7 лет является хитрость как нарушение привычных установлений или требований родителей в скрытой форме и намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь некоторую выгоду для себя. Это, как правило, носит игровой характер и является шуткой, а не серьёзным проступком. Один из наименее часто встречающихся симптомов – это неадекватная реакция на критику родителей. Дело в том, что ребенок, делая что-то, рассчитывает на похвалу родителей, а когда он ее не получает – он может очень бурно отреагировать: плакать, обвинять родителей в непонимании и т. д.
Для ребенка в период кризиса 7 лет становится очень важна самостоятельность, возможность делать что-то без помощи взрослого, самостоятельный выбор сферы деятельности. Например, ребенок в это период с удовольствием стирает свои вещи, ходит за хлебом – одним словом, участвует в той деятельности, в которой ранее он не участвовал, часто отказываясь от того, чем он увлекался раньше. Причём, как правило, если его попросить о чем-то – ребенок заупрямится и не сделает или сделает с неохотой, а вот если идея чего-то возникла у лично него – малыш наверняка сделает это с превеликим удовольствием!

С этой особенностью, характеризующей кризис 7 лет, связано и развитие самостоятельной деятельности ребенка. Например, помимо игры, он начинает с удовольствием заниматься такими вещами, как шитье, вязание, конструирование, поделки из бумаги или других материалов и т.п. Причём результат такой самостоятельной деятельности обладает для ребенка огромной ценностью.

Таким образом, можно сказать, что в период кризиса 7 лет весь внутренний мир ребенка меняется до неузнаваемости. Основным симптомом начавшегося кризиса психологи называют потерю ребенком непосредственности, что проявляется в кривлянии, манерности, искусственной натянутости поведения. Ведь что значит непосредственность в поведении? Это значит, что ребенок внешне такой же, как и внутри. Кризис 7 лет, когда происходит потеря этой непосредственности, привносит в поступки ребенка интеллектуальный момент, который теперь выступает посредником между переживанием и естественным поступком.

Также у ребенка может появиться замкнутость, неуправляемость, ребёнок может стать непослушным, отвергать ранее принимавшиеся им же требования, может начать конфликтовать с родителями и другими членами семьи, либо просто игнорируя из слова, либо открыто их отвергая.

Почему так происходит и как справиться с таким непослушным ребенком?

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо знать, что главной, а главное, принципиально новой потребностью ребенка в этот период становится уважение.  Детям в этот момент просто необходимо чувствовать, что его уважают, относятся к нему, как к взрослому и признают его независимость. Если эта главная потребность в общении с 7-летним ребёнком будет проигнорирована, то понимания в отношениях с ним ждать уже не приходится.

Исходя из вышесказанного, самой существенной чертой кризиса ребенка 7 лет можно назвать начало процесса разделения внутренней и внешней стороны личности ребенка, который рождает множество новых для него переживаний и, следовательно, определенные изменения в поведении и взаимоотношениях с окружающим миром.

Работа в группах «Решение проблемных ситуаций, характерных для детей старшего дошкольного возраста» Упражнения. (15 мин)

3. Работа в группах.

«Кириллу шесть лет три месяца. Мальчик отличается любознательностью и рассудительностью. Он с удовольствием помогает папе, когда нужно что-то починить или отремонтировать. Сам собирается в детский сад, наводит порядок в своих вещах. В совей группе Кирилл считался одним из наиболее ответственных ребят, ему поручали самые сложные задания. Дома Кирилл привык слушаться родителей, особенно папу, который является для него большим авторитетом. На лето родители отправили сына к бабушке. На вопрос о том, как ведет себя Кирилл, бабушка пожаловалась, что он не реагирует на ее слова, что пора заканчивать игру и идти обедать, а уложить спать его вообще очень сложно. Типичный ответ: «Саша (двоюродный брат, которому двенадцать лет) не спит, почему же я должен?»

Что произошло с Кириллом? Какими должны быть дальнейшие действия родителей?

Конечно же, родители не понимают, что происходит с мальчиком и как с этим справиться. Но с точки зрения психолога, это закономерный этап в развитии ребенка, приближающегося к кризису 7 лет. Как мы уже говорили, в этот период происходит формирование мотивации действий малыша, он определяет новые правила, установленные не им, и учится по ним действовать. Первая реакция ребенка в этой ситуации – нарушение этих правил.

Таня, девочка 6 лет, перед едой перестала мыть руки,  или вместо мытья рук идет в ванную, проводит там некоторое время, затем выходит к столу, так и не вымыв рук. Может также поиграть с водой и выйти с мокрыми (но грязными) руками, демонстративно показывая их маме. Если мама начинает упрекать её за это, она говорит, что забыла, возвращается в ванную и моет руки.

Почему так ведёт себя Таня? Как бы вы поступили? Как поступать маме?

Если у малыша есть братья или сестры – эта хитрость часто, прежде всего, направлена на взаимоотношения с ними, а потом уже на взаимоотношения с родителями.

Мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок, заглядывая в группу, говорит до свидания. И мама с ребёнком отправляются домой.

– Как вы думаете, всё ли правильно было сделано со стороны привития ребёнку правил культуры поведения?

– Как бы сами поступили в такой ситуации? (высказывания родителей)

-Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение. Важен пример взрослых – сотрудников детского сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям.

Упражнение «Нельзя» 

Цель: Рефлексия чувств ребенка на родительские запреты, на потребность ребенка в познании окружающего мира.

Один из участников — «ребенок» — сидит на стуле в центре круга. Ведущий, говоря об этапах развития ребенка и его познавательных потребностей, поочередно связывает шарфом руки («нельзя трогать»), ноги («нельзя туда ходить»), далее завязываются уши («не слушай, это не для твоих ушей») и, наконец, — глаза («не смотри, это нельзя смотреть детям»). Часто говорим: «Помолчи!» (завязывается рот). Ведущий спрашивает «обвязанного», что он при этом чувствует. Высказывания родителя — «ребенка» позволяют другим участникам понять, осознать и сопережить весь негатив родительских запретов. Обмен мнениями.

Упражнение «Правила для ребенка»

Цель: установление ограничений для детей.

Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей.
Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.

Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ».

Например:

– Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.
– Не спеши во время еды / Будем есть неторопясь.
– Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.
– Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.

Обсуждение:

– Сложно было выполнить задание?
– Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?

Вывод: Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.

Упражнение «Чувства ребёнка»  

Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу «чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуаций и слова ребенка, справа напишите, какие по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае. Запишите ваш ответ на слова ребенка (3-я колонка). Обозначьте в этой фразе чувство, которое (по вашему предложению) он испытывает (опираясь на образец).

Обсуждение всей группой (выносятся согласованные мнения, результаты работы малых групп: это позволяет среди них выбрать наиболее точные идеи).

Ситуация и слова ребенкаЧувства ребенкаВаш ответ
  1. (Образец): «Сегодня, когда я выходила из группы  гулять на улицу, мальчишка-хулиган выбил у меня лопатку, и она сломалась.
  2. (Ребенку сделали укол, плачет): «Доктор плохой!»
  3. (Старший сын –  маме): «Ты всегда её защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь».
  4. (Ребенок роняет чашку, та разбивается). «Ой!!! Моя ча-а-шечка!».
  5. Оля маме: «Света сегодня не стала со мной играть, сказала, что у неё новая подружка» ( плачет)
Огорчение, обида.Ты очень расстроилась, и было очень обидно.

Группа: (возможные ответы родителей)

  1. Тебе больно, ты рассердилась на доктора.
  2. Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.
  3. Ты испугалась, и чашечку очень жалко.

Упражнение «Вопрос-ответ».  Вам нужно написать вопросы на листочках,  на тему воспитания вашего ребёнка, мы попробуем все вместе на них ответить.

4. Рефлексия (2 мин)

Перед вами лежит листочек с началом фразы, вам нужно её продолжить (фразы с двух сторон листка): «Сегодня я узнал (а), понял (а), что……», «С этого момента со своим  ребёнком я буду………» 

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.

Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
До новых встреч!

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи
  • Практика детской спинномозговой анестезии в стране с ограниченными средствами: пример Того()

    Эссоханам Табана Музу, Саракавабало Ассенуве, Пикабало Четике, Эйрам Йоан Макафуи Амекуи, Чаа Ходабало Товоезим

    Открытый журнал анестезиологии Том 13 № 2, 16 февраля 2023 г.

    DOI: 10.4236/ojanes.2023.132004 11 загрузок  94 просмотров

  • Использование вагинального прогестерона (ВП) в сравнении с ВП плюс прерывистое внутримышечное введение прогестерона (ИМП) в циклах переноса замороженных/размороженных бластоцист: наблюдательное когортное исследование ()

    Сердар Челик, Дилек Дженгиз Челик

    Открытый журнал акушерства и гинекологии Том 13 № 2, 16 февраля 2023 г.

    DOI: 10.4236/ojog.2023.132021 6 загрузок  44 просмотров

  • Оценка и актуальность показаний к первичному кесареву сечению: отчет о пятилетнем опыте Больничного центра Невер ()

    Алиу Диуф, Реми Коси, Тереза ​​Микока, Эмили Серр, Филипп Кадель

    Открытый журнал акушерства и гинекологии Том 13 № 2, 16 февраля 2023 г.

    DOI: 10.4236/ojog.2023.132020 4 загрузки  47 просмотров

  • Надежная радиометрическая нормализация приэкваториальных спутниковых изображений с использованием выделения признаков и анализа дистанционного зондирования ()

    Хайдер Дибс, Шатри Мансор, Нурдин Ахмад, Надхир Аль-Ансари

    Машиностроение Том 15 №2, 16 февраля 2023 г.

    DOI: 10.4236/eng.2023.152007 4 загрузки  32 просмотра

  • Миома матки, прооперированная в отделении акушерской гинекологии отделения матери и ребенка университетской больницы Тенгандого: около 109Дела()

    Дьедонне Хиен, Пол Кейн, Нуфу Санкара, Райссом Зонго, Батабабон Аджаурабу, Али Уэдраого

    Открытый журнал акушерства и гинекологии Том 13 № 2, 16 февраля 2023 г.

    DOI: 10.4236/ojog.2023.132019 6 загрузок  53 просмотров

  • Запущенная и рецидивирующая косолапость у взрослых, функциональный результат острой хирургической коррекции ()

    Сами Ногдаллах, Хасан Мохамед Хасан, Алаа Мохамед Мохамед Хайри, Дафаалла Салих, Хозифа Мохаммед Али Абд-Эльмагед, Монтасер Фатух

    Открытый журнал ортопедии Том 13 № 2, 16 февраля 2023 г.

    DOI: 10.4236/ojo.2023.132004 3 загрузки  28 просмотров

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat

Бесплатные информационные бюллетени SCIRP

Copyright © 2006-2023 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.

Вершина

10 Черты высокочувствительных детей — развитие ребенка и консультации с родителями

Много лет назад, когда я начал заниматься частной практикой, быстро сформировалась закономерность. Почти во всех семьях, которые обратились за помощью, были высокочувствительные дети (ВСД), которые запрограммированы обрабатывать и реагировать на свой опыт в мире более глубоко, чем другие дети. Эти дети потрясающие. Они часто свирепы и дерзки, настойчивы и страстны. Они невероятно проницательны и чутки.

У них также больше проблем с адаптацией к жизненным ожиданиям и ограничениям. И они могут быть утомительными из-за своей интенсивности.

Работая с сотнями семей за последние 30 с лишним лет, я хорошо понял, что движет этими детьми, почему они реагируют так, а не иначе, и что им нужно от родителей и других опекунов, чтобы они процветали. Я много писал об этом.

Эта статья представляет собой квинтэссенцию этих идей. Он был опубликован в Psychology Today ровно неделю назад и на момент написания этой статьи набрал более 1,6 миллиона просмотров. Я был завален ответами от родителей, которые чувствовали себя такими одинокими, как будто у них есть единственный ребенок, который реагирует таким образом, что кажется экстремальным и даже более иррациональным, чем ожидалось, даже от маленького ребенка.

Я также слышал от сотен взрослых, которые чувствовали себя глубоко непонятыми; которых в детстве стыдили и с которыми плохо обращались, и которые в результате сильно страдают.

Итак, те из вас, кто находит время, чтобы прочитать этот пост, кто усердно работает, чтобы понять своих сложных малышей, чтобы обеспечить чуткий, отзывчивый уход, который им нужен, чтобы процветать и быть лучшими, славными собой, должны знать, что вы делают вашему ребенку величайший подарок, который будет продолжать дарить в течение десятилетий.

И вы явно не одиноки.

10 привычек высокочувствительных детей

1. Они испытывают крайние эмоции.  Дети с HS запрограммированы на то, чтобы регистрировать свои чувства и переживания в мире более глубоко, чем другие дети. Родители часто описывают своих детей с ГВ либо в экстазе, либо в ярости («крики скотобойни» использовались некоторыми родителями для описания детской ярости) — без среднего регистра. Они живут в крайностях, произнося иррациональные восклицания, такие как «Я НИКОГДА не сижу на коленях у мамы», когда на самом деле в девяти из десяти случаев этот ребенок занимает это желанное место, в то время как его добродушный брат сидит на обочине.

Детей с HS иногда называют «орхидеями» (см. Томаса Бойса), потому что они подвержены влиянию даже незначительных изменений в окружающей среде и реагируют на них. (Действительно, эти дети в целом больше пострадали от сейсмических сдвигов, вызванных COIVD-19). родители выглядят так хорошо!)

2.  У них сильнее реагируют на сенсорную стимуляцию. Дети, которые очень чувствительны в эмоциональном плане, также, вероятно, будут более чувствительны к сенсорной информации. Они более интенсивно воспринимают образы, звуки, вкусы, запахи и/или текстуры. Они могут бояться общественных туалетов, потому что смыв слишком резкий и громкий. Они могут отвергать продукты с сильным вкусом и запахом. Они могут сильно разозлиться, если их любимые удобные спортивные штаны недоступны. Им может показаться неудобным яркий свет. Они часто внимательно следят за тем, как выглядят вещи, и чувствуют себя некомфортно, когда они выглядят не так, как ожидалось, например, маленькая девочка, с которой я сейчас работаю, настаивает, чтобы ее мама носила только распущенные волосы, и очень расстраивается, когда она это укладывает. в заколке для волос. Они чувствуют себя бомбардированными ощущениями, с которыми не могут эффективно справиться, что может усилить их эмоциональную реакцию. Дети, чьи сенсорные системы реагируют таким образом, легче чувствуют себя некомфортно и перегружены окружающим миром.

3. Они более склонны к нервным срывам. Из-за своей чувствительности дети с ГВ быстрее испытывают стресс. Они переполняются своими сильными эмоциями и чрезмерной реакцией на сенсорную информацию, что естественным образом приводит к более частым и сильным срывам.

4. Их мозги, которые никогда не отключаются. Они остро настроены на всех и вся. детей с HS — это то, что я называю «процессорами». Их мозги никогда не отключаются. Они остро сосредотачиваются и анализируют все. Как будто у них нет внутреннего фильтра. Это делает их чрезвычайно проницательными и чуткими. Но это также означает, что они легче перегружаются, поскольку поглощают больше, чем могут вынести. Типичные описания детей с HS включают:

«Генри обладает сверхспособностью настраиваться на чувства других людей еще до того, как они это осознают».

«Мейзи улавливает каждое выражение лица и каждое движение. Она спрашивает, грустно ли мне, когда я действительно чувствую себя подавленным, но думаю, что я изо всех сил стараюсь не показывать этого».

«Саша замечает, как меняется тон между мной и Митчеллом (моим мужем) и попытается вмешаться. Она встает между нами и командует: «Прекрати это прямо сейчас! Больше никаких разговоров! Папочка, ты должен поцеловать мамочку».

Их интенсивная сосредоточенность на вещах также означает, что у многих детей с HS потрясающая память. Родители сообщают, что у их детей сумасшедшая, острая память. Они рассказывают истории о том, как даже двух- и трехлетние дети вспоминают такие вещи, как: где именно найти свои любимые хлопья в продуктовом магазине; какого цвета рубашка была на мужчине, который три недели назад подошел к двери, чтобы оставить посылку; или ругать вас за то, что вы пропустили страницу или даже слово в книге.

Воспоминание этой способности также является механизмом выживания. Воспоминание подробностей своего опыта, особенно эмоционально заряженных, помогает им почувствовать контроль над своим миром и точно знать, чего ожидать. Информация – это сила. Подумайте о том, как яростно мы, взрослые, полагаемся на то, что мы помним из прошлого опыта, чтобы понять мир.

5. У них более острая потребность в контроле, они могут быть жесткими и негибкими. Поскольку дети с ГС так глубоко регистрируют свои чувства и переживания в мире, они живут в состоянии повышенной готовности, чтобы подготовиться и защитить себя от любых сильных эмоций, событий или ощущений, которым они могут подвергнуться в следующий раз, которые могут показаться подавляющими или неудобными. . Чтобы попытаться получить контроль над миром, который кажется слишком большим, чтобы управлять им большую часть времени, они придумывают фиксированные идеи и ожидания о том, как все должно быть, чтобы сделать повседневную жизнь более управляемой. Это делает их негибкими — неспособными принять альтернативный способ ведения дел. Диктовать, где люди будут сидеть, насколько громкой может быть музыка, какого цвета миска должна быть их хлопья, какую одежду они будут и не будут носить, или насколько близко курица может быть к моркови на их обеденной тарелке — кажущиеся иррациональными требования — — это все механизмы преодоления, которые дети с ГС используют для контроля над окружающей средой, которая в противном случае кажется им неподконтрольной. (Вспомните маленькую девочку, которая диктует маме прическу.)  Чем более неуправляемыми дети чувствуют себя внутри, тем более контролирующими они становятся снаружи.

6. Они более боязливы/осторожны в новых ситуациях. Когда дети с HS попадают в новую ситуацию — будь то классная комната, вечеринка по случаю дня рождения или урок плавания — их колеса крутятся. Они задаются вопросом: что это за место? Что здесь произойдет? Кто эти люди? Что я могу ожидать от них? Понравятся ли они мне? Буду ли я в безопасности? Буду ли я хорош во всем, что от меня здесь ожидают? Это глубокое мышление и постоянный анализ окружающей их среды делают детей с HS чрезвычайно яркими и проницательными. Но это также может быть подавляющим и сделать их более склонными к беспокойству, особенно в новых ситуациях. Чтобы справиться, они яростно цепляются за свою зону комфорта, а значит, часто сопротивляются всему новому. Им тяжело расстаться с родителями. Им требуется больше времени, чтобы адаптироваться, когда они начинают уход за детьми или дошкольное учреждение. Они отказываются ходить на футбол или плавать, даже если им это нравится.

7, Они, как правило, имеют более низкую устойчивость к фрустрации. Дети с HS, как правило, испытывают больше стресса и легче сдаются, когда сталкиваются со сложной задачей. Естественный дискомфорт, который мы все испытываем, находясь в том пространстве, где мы работаем, но еще не освоили новый навык, для них невыносим. Из-за этого им трудно пережить такие моменты, например, когда они учатся кататься на велосипеде или думают, как удержать свою блочную башню от падения.

8. Склонны к перфекционизму и очень тяжело проигрывают. Высокочувствительные (HS) дети склонны к перфекционизму. Когда они не могут сделать что-то в точности так, как говорит им их мозг, они переживают это как потерю контроля, что очень неудобно и трудно терпеть. Они также легче испытывают чувство стыда — рассматривают свою «неудачу» как личную ошибку, за которую их осуждают, а не как естественную часть процесса обучения. Отсюда и срывы. Это может быть очень неприятно для родителей, которые видят иррациональность в мышлении своих детей, но обнаруживают, что использование логики, чтобы помочь им стать более самопринятыми, имеет неприятные последствия.

Перфекционизм и очень низкая терпимость к проигрышу идут рука об руку и делают соревнования особенно напряженными для детей, которые борются с этими проблемами. Чтобы справиться и защитить себя от дискомфорта и стыда, которые возникают, когда они проигрывают, высокочувствительные (HS) дети пытаются манипулировать игрой, чтобы выиграть (также называемые «мошенничеством»), или они злятся и бросают игру. Давным-давно, еще до COVID, я играл в Connect Four с пятилетней Люси во время визита на дом. Она сделала первый шаг. Когда подошла моя очередь, я бросил свою фишку в прорезь рядом с ней — очевидный ход. Люси сразу же загорелась и объяснила: «Нет, мисс Клэр, я скажу вам, куда вы можете положить свои фигуры.

9. Им тяжело терпеть исправления . Даже кажущиеся безобидными указания воспринимаются как личные обвинения, а не как полезные советы, которые вы предлагаете. Их воспринимаемый стыд может привести к смеху, отводу взгляда, гневу или бегству. Все эти уклончивые ответы являются механизмами выживания, которые обеспечивают защиту и облегчение от потока сложных эмоций и не означают, что вашему ребенку не хватает сочувствия или чувств.

10. Они более застенчивы и их легко обидеть. Дети с HS имеют тенденцию быть озабоченными тем, как их видят другие. Им очень неловко, когда к ним привлекают внимание, даже когда родители или другие взрослые говорят им комплименты. Они чувствительны к чувству тщательного изучения или оценки. Вот почему им особенно неудобно хвалить — как бы нелогично это ни звучало. Они знают, что это означает, что их оценивают, и чувствуют это давление.

Дети с HS склонны принимать вещи более близко к сердцу. Они также склонны неправильно истолковывать действия других. Они фильтруют свой опыт через мышление жертвы, как будто они готовы, а иногда и на волосок от того, чтобы пострадать каким-то образом. Это может затруднить взаимодействие сверстников и братьев и сестер.
                       ______________________________________________

Конечно, не все дети с ГВ будут иметь все эти черты, и многие дети, которые не очень чувствительны, в той или иной степени будут бороться с этими проблемами.

Также обратите внимание, что из-за своей чувствительности дети с ГВ более склонны к беспокойству и другим проблемам с психическим здоровьем. Если поведение вашего ребенка мешает ему вступать в здоровые отношения с другими или эффективно функционировать дома и в школе, важно обратиться за профессиональной помощью.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts