Кризис 6-7 лет
10.06.2012В возрасте 6 лет у ребенка формируется готовность к обучению. Л. С. Выготский выделил кризис 6-7 лет. Согласно исследованиям Л. С. Выготского, старшего дошкольника отличает манерничанье, капризность, вычурное, искусственное поведение. У ребенка проявляется упрямство, негативизм. Исследуя эти особенности характера, Л. С. Выготский объяснил их тем, что детская непосредственность утрачивается. В данный период также возникает осмысленность в собственных переживаниях. Ребенку вдруг становится ясно, что у него присутствуют собственные переживания. Ребенок понимает, что они принадлежат только ему, сами переживания приобретают для него смысл. Это связано с весьма специфическим новообразованием – обобщением переживания, т. е. меняется отношение ребенка к окружающему миру.
По мнению Л. И. Божович, кризис 6-7 лет вызван появлением новообразования – так называемой внутренней позиции. До настоящего возраста ребенок практически не задумывался о своем месте в жизни.
Л. И. Божович указывала, что у ребенка в возрасте 6–7 лет появляется потребность в деятельности, которая обеспечивает его социальную позицию. Внутренняя позиция входит в противоречия с той социальной ситуацией, в которой находится ребенок в данный момент. С точки зрения взрослых он еще мал, а оттого беспомощен и несамостоятелен. Но в своих глазах ребенок уже взрослый, а потому может осуществлять социально значимую деятельность. Как считает Божович, в основе кризиса 6–7 лет находится конфликт, который возникает от столкновения появившихся в процессе развития новых потребностей и неизменившего образа жизни ребенка и отношения к нему окружающих людей. Отношения окружающих взрослых людей не дают возможности ребенку удовлетворить потребности, которые у него появились. Это приводит к возникновению фрустрации, депривации потребностей, которые порождаются появившимися к этому времени психическими новообразованиями.
В старшем дошкольном возрасте дети могут быть подразделены на две группы:
- дети, которые по внутренним предпосылкам уже готовы к учебной деятельности;
- дети, которые по внутренним предпосылкам еще не готовы к учебной деятельности, находятся на уровне игровой деятельности.
Для детей, принадлежащих к первой группе, кризис 6-7 лет становится следствием необходимости замены игровой деятельности на деятельность учебную. У детей, принадлежащих ко второй группе, негативных симптомов не будет, если не стремиться слишком быстро начать учебную деятельность. Если же дети, принадлежащие ко второй группе, начнут учиться с 6 лет, то произойдет насильственный слом деятельности. Это станет заметно по кризисным проявлениям. Соответственно, часть детей приходит в школу «из кризиса», а часть – «в кризис».
Л. С. Выготский изучал стабильные и критические возрасты. Он указывал, что стабильные возрасты состоят из двух этапов. На первом этапе идет накопление изменений, формирование предпосылок нового возраста. На втором этапе уже имеющиеся предпосылки реализуются, т. е. ведут за собой значительные изменения личности. Выготский считал, что у всех критических возрастов есть трехчленное строение, т. е. они состоят из следующих фаз: предкритической, собственно критической, посткритической.
Кризис 6-7 лет можно рассмотреть согласно знанию об этих фазах.
На докритической фазе ребенка уже не устраивает «чистая» игра как ведущий тип деятельности. Ребенок пока не осознает, с чем связана эта неудовлетворенность. Уже есть все предпосылки для того, чтобы от игровой деятельности переходить к учебной. На докритической фазе начинается период модификации игры, приспособления ее к новым задачам освоения норм, мотивов, целей деятельности. Игра видоизменяется, приближается к имитации деятельности. Существенно изменяются в лучшую сторону отношения между ребенком и окружающими людьми (имеется в виду совершенствование коммуникативных умений и навыков). Идет активный процесс подготовки ребенка к обучению в школе.
Во время докритической фазы еще недостаточно сформированы предпосылки перехода от игровой к учебной деятельности. Ребенка вполне устраивает игра, его устраивает позиция, которую он занимает в обществе, т. е. ребенка не тяготит, что окружающие взрослые считают его маленьким. Тем не менее, в процессе общения с друзьями-школьниками, в процессе подготовки в детском саду или дома к школе, а также под воздействием других причин у ребенка формируется субъективное желание пойти в школу.После модификации игровой деятельности у ребенка проявляется заметный интерес к неигровым формам деятельности, например к конструированию, лепке, рисованию, а затем постепенно ребенок переходит к деятельности, которая положительно оценивается взрослыми людьми. Например, ребенок стремится что-то сделать по дому, выполняет поручения взрослых, желает чему-то научиться и т. д. В данный период у ребенка формируется стремление пойти в школу, он уже имеет определенное представление об учебной деятельности. Но у старшего дошкольника сам переход в школу – событие, которое возможно только в будущем. Соответственно, дошкольник попадает в латентный период. Ребенок готов учиться, но сам процесс обучения еще не начат. Чем дальше отстоят друг от друга сроки готовности и возможности пойти в школу, тем сильнее в поведении ребенка проявляются негативные симптомы.
Критическая фаза характеризуется дискредитацией мотивов игровой деятельности. Они уже практически не интересуют ребенка, у него появляется желание пойти в школу. Ребенок воспринимает себя как взрослого. Его тяготит несоответствие занимаемой социальной позиции и своих устремлений. Для данный фазы характерен психологический дискомфорт и негативные симптомы в поведении. Нередко складывается впечатление, что у ребенка тяжелый характер. Негативные симптомы имеют функцию – привлечь внимание к себе, к своим переживаниям, а также внутренние причины – у ребенка происходит переход на новый возрастной этап. Критическая фаза связана с началом обучения в школе. Ребенок может ощущать, что вполне готов к школе. Ему может быть интересно готовиться к школе, вполне возможно, что у ребенка есть определенные успехи в подготовке к школьным занятиям.
Посткритическая фаза характеризуется тем, что с началом школьного обучения у ребенка появляется осознание своего нового социального положения. Негативная кризисная симптоматика исчезает, ребенок понимает, что отношение к нему изменилось. Он уже «взрослый», у него есть занятия и обязанности.
У некоторых детей кризис начинается в самом начале школьного обучения. В этом случае схема протекания кризиса будет иной. Посткритическая фаза возможна только при постепенном освоении учебной деятельности. Ребенок постепенно осознает соответствие своих возможностей требованиям в школе, создается мотивация. Первые успехи приводят к тому, что ребенок начинает комфортно чувствовать себя в школе.
Невнимание к ребенку во время кризиса 6-7 лет может привести к риску заболевания неврозом.
Источник: Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Материалы по теме |
---|
Симптомы кризиса семи лет Смирнова Е. О., Детская психология |
Феноменология кризиса трех лет Слободчиков В.И., Психология развития человека |
Кризис трех лет Абдурахманов Р.А., История психологии |
Кризис трехлетнего возраста у ребенка Психология развития (детство, юность, молодость): история и проблематика : учебное пособие… |
Кризис семи лет Абдурахманов Р.А., История психологии |
Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология |
Как воспитателю изучать психические особенности ребенка Урунтаева Г.А., Детская психология |
Кризис середины жизни Коучинг: успех после успеха |
Тема 4.
Развитие ребенка в дошкольном возрастеТема 4. Развитие ребенка в дошкольном возрасте
1. Физическое и психическое развитие дошкольника.
2. Развитие личности дошкольника.
1. Физическое и психическое развитие дошкольника
Хронологические рамки (возрастные границы) —
Физическое развитие. В этот период происходит анатомическое формирование тканей и органов, увеличение массы мышц, окостенение скелета, развитие органов кровообращения и дыхания, увеличивается вес мозга. Усиливается регулирующая роль коры больших полушарий, возрастает скорость образования условных рефлексов, развивается вторая сигнальная система
Социальная ситуация. У ребенка появляется большое желание постичь смысловую основу действий взрослых. Ребенок отстранен от активного участия в деятельности и отношениях взрослых.
Ведущая деятельность Сюжетно-ролевая игра. В 2-3 года у детей ярко выражены «одиночные игры», ребенок сосредоточен на своих собственных действиях. Постепенно дети начинают «играть рядом», объединяясь чисто внешне, так как у каждого должна быть своя игрушка.
В 3-5 лет возникают «кратковременные объединения», продолжительность общения зависит от умения создавать и реализовывать игровой замысел и от владения игровыми действиями; содержание игры еще не способствует устойчивому общению.
В 4-6 лет возникают «длительные объединения играющих» ребенок стремиться воспроизвести в игре действия взрослых и их взаимоотношения. У ребенка появляется необходимость иметь партнера. В игре возникает необходимость договариваться друг с другом, вместе организовывать игру с несколькими ролями.
Психическое развитие. Отмечается развитие дифференцированной чувствительности. Происходит освоение сенсорных эталонов, формирование перцептивных действий. В 3 года ребенок манипулирует предметом без попытки обследования его, называют отдельные предметы. В 4 года ребенок рассматривает предмет, выделяет отдельные части и признаки предмета. В 5-6 лет ребенок планомерно и последовательно обследует предмет, описывают его, устанавливают первые связи. В 7 лет ребенок уже систематически, планомерно рассматривает предмет, объясняет содержание картины
Развивается восприятие пространства, времени и движения, ребенок воспринимает художественные произведения.
Развивается социальная перцепция как способность воспринимать и оценивать отношения с другими людьми.
Устойчивость внимания зависит от характера воспринимаемых объектов. Для этого возрастного периода характерно различное соотношение непроизвольного и произвольного внимания в разных видах деятельности. Происходит формирование устойчивости и сосредоточения внимания.
Развиваются представлений как основы образной памяти. Происходит переход от непроизвольной памяти к произвольной. На продуктивность запоминания влияет установка и характер деятельности. У детей развивается эйдетическая память. В структуре самосознания ребенка появляется прошлое и будущее.
Для мышления характерен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (4-5 лет), формирование простейших форм рассуждений (6-7 лет), в шестилетнем возрасте появляется причинное мышление. Происходит освоение приемов опосредования, схематизации, наглядного моделирования (6-7 лет). В 4 года мышление формируется в процессе предметных действий. В 5 лет мышление предваряет предметное действие. В 6-7 лет дети переносят определенный способ действия на другие ситуации, появляются элементы словесно-логического мышления.
Развитие воображения зависит от опыта ребенка, воображение влияет на творчество детей. Воображение сопровождается яркой эмоциональной окраской. Игровая и изобразительная деятельность влияет на развитие воображения.
Происходит освоение речи как основного механизма социализации ребенка. Развивается фонематический слух, активный и пассивный словарь, происходит освоение словарного состава и грамматического строя языка. В 5 лет происходит осознание звукового состава слова, в 6 лет дети овладевают механизмом слогового чтения.
2. Развитие личности дошкольника
Личностное развитие. Происходит развитие самосознания, оно формируется благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает оценить себя. Во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки и рациональной оценки чужого поведения появляется самооценка. К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. В 3 года ребенок отделяет себя от взрослого; о себе, о своих качествах еще не знает. В 4-5 лет слушает мнения других людей, оценивает себя на основе оценок старших и своего отношения к оценкам; стремится действовать в соответствии со своим полом. В 5-6 лет оценка становится меркой норм поведения, оценивает на основе принятых норм поведения, лучше оценивает других, чем себя. В 7 лет ребенок старается оценивать себя более правильно.
Происходит развитие произвольности всех процессов – один из важнейших моментов психического развития. Волевое поведение дошкольника во многом обусловлено усвоением нравственных установок и этических норм. Капризы, упрямство и негативизм в кризисные периоды развития не свидетельствуют о слабом развитии воли.
В этом возрасте для детей характерна изменчивость проявления темперамента, созревание свойств нервной системы, тип темперамента влияет на поведение в различных видах деятельности. Развиваются базовые качества личности, происходит формирование личностных качеств под влиянием самосознания, на развитие характера влияет подражание. В различных видах деятельности интенсивно развиваются способности, в деятельности проявляется одаренность. Формируется креативность как базисная характеристика
В дошкольном возрасте развиваются мотивы общения. Происходит формирование соподчиненности (иерархии) мотивов. Дети ориентируются на оценку взрослых, это служит основой для развития мотивов достижения успехов.
Основное влияние на развитие эмоций и чувств оказывает одно из новообразований возраста – самосознание (внутренний мир). Внутренние переживания дошкольника становятся более устойчивыми, развиваются чувства. Участие в игровой и других видах деятельности способствует развитию эстетических и нравственных чувств.
Общение со взрослыми имеет различие в разных возрастах: в 3–5 лет общение внеситуативно–познавательное (познаются предметы и явления окружающего мира). В 5–7 лет – внеситуативно–личностное (осознаются особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности). Общение со сверстниками имеет характер игрового сотрудничества, дети учатся сопереживанию.
Новообразования вдошкольном возрасте. Начало развития произвольности. Способность к обобщению переживаний. Нравственное развитие. Способность к перцептивному моделированию. Социализированная речь. Развитие наглядно-образного и появление словесно–логического мышления. Появление «внутреннего мира».
Кризис 7 лет ‑ это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года. По мнению Л.И. Божович это период рождения социального «Я» ребенка. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Базальная потребность – уважение. Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции.
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с современными исследованиями по проблеме дошкольного детства. Перечислите основные вопросы, расматриваемые автором понравившейся вам статьи.
- Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1988. ‑ №6. – С.52.
- Якобсон С.Г., Доронова Т. Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. ‑1988. ‑ №3. –С. 30.
- Якобсон С. Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение дошкольника // Вопросы психологии. ‑ 1989. ‑ №6. – С.34.
- Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1989. ‑ №3. – С.39.
- Синельников В. Б. Формирование образного мышления у дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1991. ‑ №5. – С.15.
- Катаева А. А., Обухова Т. И., Стребелева Е. А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1991. ‑ №3. – С. 17.
- Веракса И. Е., Дьяченко О. Н. Способы регуляции поведения детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. ‑ 1996. ‑ №3. – С.14.
- Коломинский Я. Л., Журавский Б. П. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1986. ‑ №5. – С.38.
- Якобсон С. Г., Сафинова И. Н. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №5. – С.3.
- Ермолова Т. В., Мещарикова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №1. – С.50.
- Поддьяков Н. Н.. Доминирование процессов интеграции в развитии детей дошкольного возраста // Психологический журнал. – 1997. ‑ №5. – С.103-112.
- Каменская В. Г., Зверева С. В., Музаневская Н. И., Маланов Л. В. Дифференциальные психофизиологические признаки мотивационного влияния на эффективность интеллектуальной деятельности старших дошкольников // Психологический журнал. ‑ 2001. ‑ №1. – С. 33.
- Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И. Понимание обмана детьми дошкольного возраста в норме и при аутизме // Психологический журнал. -2003. -№4. –с.54.
- Эльконин Д. Б. Детская игра // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. ‑ С. 58-64.
- Смирнова Е. О. Игра с правилами как средство развития воли и произвольности дошкольника // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. – С.64-74.
- Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. – С.74-81.
- Тендрякова М. В. Игра и расширение смыслового пространства (взаимопереходы игры и реальности) // Мир психологии. ‑ 2000. ‑ №3. – С.113-121.
- Занченко Н. У. Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликтов между детьми и взрослыми // Мир психологии. ‑ 2001. ‑ №3. – С.197-209.
- Сенько Т. В. Взаимосвязь личностного поведения, эмоционально — потребностной сферы и социометрического статуса старшего дошкольника // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1997. ‑ №3. – С.35-44.
- Коростелева М. М. Совершенствование качества дошкольного образования в Беларуси // Адукацыя і выхаванне. ‑ 2004. ‑ №10. – С.28.
- Лебедева И. В. Психологический анализ проявления агрессии и тревоги у дошкольника // Адукацыя і выхаванне. ‑ 2004. ‑ №11. – С.3.
- Ермаков В. Г. О проблемах развивающего обучения в сфере математического воспитания дошкольников // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1996. ‑ №8. –С.9-19.
- Абрамова Л. Н. Особенности взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1996. ‑ №10. – С.43-55.
- Абрамова Л. Н. Влияние характера контактов взрослого с ребенком на поведение и эмоциональное проявление жалоб дошкольника // Адукацыя I выхаванне. — 1998. ‑ №4. – С.24-30.
2. Дайте ответы на следующие вопросы:
а) почему, общаясь со сверстниками, даже непонятливыми, ребенок расширяет свой словарный запас значительно лучше, чем при общении с родителями?;
б) детям 5-6 лет показывали фильмы. В них мужчины и женщины выполняли работу, которая обычно выполняется представителями противоположного пола. Мужчина был няней, а женщина – капитаном большого теплохода. После просмотра фильма задали вопрос: «Кто был няней, а кто капитаном?» Дайте прогноз возможных ответов;
в) у детей раннего возраста поведение жестко определяется воспринимаемой ими ситуацией. Каждый предмет тянет ребенка к тому, чтобы он его потрогал, пощупал. Предметы диктуют ему, что и как надо делать. Так, дверцу можно открывать и закрывать. Так продолжается примерно до 3-4 лет. Как же научить дошкольника выполнять предметное действие осознанно и произвольно?
Список рекомендуемой литературы
- Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.
- Мухина В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. ‑ 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология развития. – М.: «Роспедагенство», 1989.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2004.
Когнитивное развитие детей 6–7 лет с помощью биосоциальных и психосоциальных аспектов
Введение
Одними из наиболее интересных аспектов развития ребенка являются биосоциальное, когнитивное и психологическое развитие. Чтение этих аспектов может быть интересным, особенно если ваш ребенок все еще развивается. Чтобы полностью понять эти аспекты, ученые придумали множество теорий, объясняющих стадии развития от рождения до взрослой жизни.
Хотя некоторые люди широко критиковали некоторые из теорий, правда в том, что они касаются различных стадий развития, мы берем общую модель для рассмотрения биосоциального, когнитивного и психологического развития шестилетнего ребенка. Пытаясь рассмотреть эти три первостепенных вопроса, в документе отмечаются значительные различия в том, что очень многие специалисты по детскому развитию считают «нормальным».
Некоторые факторы развития ребенка включают семейные, когнитивные, образовательные и генетические факторы. В зависимости от соответствия этих факторов дети достигают определенных стадий в разное время. Однако в данной статье обсуждаются этапы развития нормального шестилетнего ребенка. Это просто потому, что каждый ребенок уникален, и, следовательно, этапы развития могут меняться в зависимости от времени и других факторов (Rollercoaster, 2012, стр. 1).
Шестилетний ребенок
Во многих развитых странах шестилетние дети хорошо осведомлены о школьных и детских садах. Другими словами, в этом году у ребенка развивается агрессия к самостоятельности. Тем не менее, идея отделиться от своих родителей не является чем-то, к чему они готовы, независимо от того, насколько независимыми они хотят быть. Эти дети делают шаги к открытию мира, в котором они оказались несколько лет назад. Дело в том, что не все шестилетние дети обладают схожими способностями и чертами развития.
Они действительно могут варьироваться от одного ребенка к другому из-за своей уникальности. В этом возрасте у малышей разные предпочтения, опыт, и каждый из них способен на определенные вещи. Вот почему их способности неодинаковы. Хотя каждый ребенок уникален, мы предполагаем общую веху в рассмотрении сходства стадий развития всех шестилетних детей (Ruben, Fein & Vandenberg, 1983, стр. 690-698).
Как видно из вышеизложенного, одна из самых важных вещей, которые следует отметить в отношении шестилетних детей, — это их повышенная агрессия по отношению к рутине и независимости.
Это не обязательно означает, что они хотят оставить своих родителей и стать независимыми. В большинстве случаев эти дети проводят большую часть своего времени в школе и вдали от родителей. В школе эти дети участвуют в различных мероприятиях, иногда самостоятельно. Иногда они могут объединяться в группы и играть вместе или посещать вечеринки своих друзей. Шестилетние дети также испытывают физическое развитие.
Например, двигательные навыки и координация, скорее всего, будут развиваться по сравнению с остальными. Кроме того, именно в этом возрасте у большинства детей развиваются спортивные способности. Вы найдете, что многие из них играют или бегают. Скорость роста будет варьироваться от одного ребенка к другому, и это основная причина, по которой их рост будет в определенной степени различаться.
Специалисты также утверждают, что шестилетние дети всегда чувствуют себя неуверенно, когда находятся вдали от родителей или своего дома. Поэтому они жаждут облегчения и безопасности либо дома, либо у своих родителей. Другие теории также показывают, что шестилетние дети, как правило, испытывают невероятный прогресс в обучении, как только они поступают в детский сад и начинают обращаться со сложными материалами. Это период, когда они начинают учиться читать, и начинают развиваться некоторые базовые навыки математики, искусства, науки и истории (Higgins & Parsons, 19). 83, стр. 15-66).
Биосоциальное развитие
Биосоциальное развитие шестилетнего ребенка также активно в этом возрасте. В большинстве случаев у ребенка начинают развиваться интерактивные и другие социальные навыки.
Друзья
Довольно забавно отметить, что эти дети склонны делать акцент на отношениях с людьми вне дома, например, с учителями и учениками. Несмотря на то, что их агрессия к независимости продолжается, эти дети также склонны сосредотачиваться на других областях, таких как создание очень большого количества друзей, состоящих из сверстников, учителей и, возможно, других родителей. Со временем они обнаруживают, что социальные взаимодействия со сверстниками, друзьями или другими людьми за пределами семьи сложны.
Тем не менее, это не мешает им взаимодействовать, поскольку они все лучше понимают, что делать с такой дружбой. Еще одна положительная вещь, которую следует отметить в отношении этих детей, заключается в том, что в этом возрасте они лучше понимают правила, и большинство из них хотят убедиться, что их друзья следуют правилам. Например, если они играют, то раздражаются на организованные игры, лишенные полемики. Вы обнаружите, что они формируют команды, чтобы сыграть друг с другом в футбольный матч. Здесь также важен пол.
Люди одного пола всегда хотели играть вместе, и один ребенок выбирал другого в качестве «лучшего друга». Тем не менее, родителям крайне важно наблюдать за биосоциальным развитием шестилетнего ребенка, чтобы у него не развились ненормальные формы поведения, такие как травля, клики и изгнание других. В противном случае это возраст, когда ребенок переходит от одних отношений к другим в надежде найти безопасность и комфорт (Ruben, Fein & Vandenberg, 1983, стр. 702-734).
Мораль и правила
В возрасте шести лет ребенок все больше осознает, что хорошо, а что плохо. Вы обнаружите, что многие из них сообщают или даже вызывают тех, кто поступает неправильно. В этом возрасте расставания между близкими друзьями так распространены, но благо они не длятся долго, и вы обнаружите, что они почти сразу становятся друзьями.
Давать, делиться и сопереживать
Обзаведясь большим количеством друзей и теперь играя вместе, шестилетние дети всегда любят делиться некоторыми вещами, которые у них есть, например, закусками и игрушками. Правда в том, что существует соперничество и драка из-за того, чтобы выбрать самую красивую игрушку или взять много закусок, но, как мы видели выше, они легко забывают о своих различиях.
На самом деле, они могут урегулировать свои конфликты без участия учителя или родителей. Возможно, главное, что следует отметить в отношении шестилетних детей, это то, что они слишком эгоистичны и поэтому нуждаются в нежной поддержке, чтобы узнать другую сторону жизни (Parten, 1932, стр. 243–269).
Когнитивное развитие
Как мы видели выше, у шестилетних детей развились навыки обучения, и поэтому они готовы пойти в школу. В этом возрасте они могут быть в детском саду или в детском саду. В школе они находят новый мир, который сильно отличается от их дома. Рассказывание историй, распределение, практическая деятельность и проектирование становятся настолько обычными, даже когда они отправляются в путешествие, открывая то, что написано в книгах.
Теперь они готовы к изучению новых навыков, таких как расшифровка слов, благодаря развитому фонематическому восприятию. Их продолжительность концентрации внимания начинает увеличиваться, и они знакомятся со сложными проектами и заданиями, назначенными им как в школе, так и дома (Parkhurst & Asher, 1992, стр. 231-241).
Чтение и письмо
В этом возрасте дети начинают учиться читать. В некоторых случаях большинство детей этого возраста даже начинают читать самостоятельно. Удивительно, но некоторые из них могут даже начать писать короткие рассказы (один абзац) о своей семье, друзьях или отпуске. Они могут идентифицировать некоторые слова и со временем ломают их звучание.
Поскольку их когнитивное развитие все еще развивается, со временем они овладевают многими словарями и могут правильно писать некоторые слова. Дети этого возраста также могут различать знаки препинания и использовать заглавные буквы в предложениях, которые они строят. Им также нравится читать простые истории о животных и монстрах. Примечательно, что после прочтения рассказа они могут пересказать его.
Числа и математика
Шестилетние дети могут считать числа намного легче, чем год или два назад. Даже по мере того, как их когнитивные навыки улучшаются, они начинают осваивать еще более высокие числа. Используя палочки или другие материалы, они могут складывать и вычитать числа в заданной задаче. Им также нравится решать головоломки (Хаген, (1972, стр. 66-78).
Понятия
Шестилетние дети хорошо усваивают понятия. Например, они могут читать время и называть все дни недели. К этому возрасту они могут больше сказать о мире, назвать несколько городов и даже назвать погодные условия дня. Можно сказать, что в этом возрасте они способны различать реальные и воображаемые вещи.
Психологическое развитие
Шестилетние дети также развиваются психологически. Однако этот тип развития в большинстве случаев характеризуется противоречиями. Например, хотя они хотят быть независимыми, они также чувствуют себя неуверенно и всегда хотят быть дома со своими родителями.
Эмоциональное осознание
В этом возрасте дети испытывают эмоции. Хотя они немного разбираются в том, что сказать, они способны читать эмоции других людей. Они также остаются осторожными в произнесении некоторых критических слов, чтобы не обидеть других.
Уверенность и неуверенность
Так как они вовлечены в различные мероприятия как дома, так и в школе, они всегда жаждут признания и похвалы. В некотором смысле, это повышает их уверенность. Родители также должны играть важную роль в обучении их линиям доверия. Когда они чувствуют себя неуверенно, их следует поощрять, и очень важно отметить, что эти дети не любят критики и других негативных предостережений. Все, что им нужно, — это подтверждение уверенности и понимания со стороны друзей и родителей.
Непреклонность и предпочтения
Шестилетние дети всегда предпочитают делать все по-своему. Если этого не происходит, то они чувствуют себя подавленными. Для них что-то хорошо, а что-то плохо. Однако родители могут научить их тому, что хорошо, а что плохо (Rollercoaster, 2012, стр. 1).
Конфиденциальность
В возрасте шести лет дети жаждут некоторой формы конфиденциальности. Например, когда они одеваются, они прячутся и не хотят, чтобы их кто-нибудь видел. Они также не одобряют идею купания в присутствии родителей. Удивительно, но эти дети также любопытны, так как хотят узнать свой пол и пол. Они также могут начать расспрашивать своих родителей о происхождении младенцев.
Список литературы
Hagen, J.W. (1972). Стратегии запоминания . Нью-Йорк: Академическая пресса.
Хиггинс, Э.Т. и Парсонс, Дж. Э. (1983). Социальное познание и социальная жизнь ребенка: Стадии как субкультуры. Кембридж, Массачусетс: Издательство Кембриджского университета.
Паркхерст, Дж.Т. и Ашер, С.Р. (1992). Отвержение сверстников в средней школе: различия в поведении, одиночестве и межличностных проблемах в подгруппах. Психология развития, 28(1), 231–241.
Партен, М. (1932). Социальное участие детей дошкольного возраста. Журнал ненормальной и социальной психологии , 27, 243–269.
Американские горки. (2012). Этапы развития. Веб.
Рубен, К.Х., Фейн, Г.Г., и Ванденберг, Б. (1983). Социализация, личность и социальное развитие. (4-е изд.). Нью-Йорк: Уайли и сыновья.
Дети не понимают, что другие люди имеют ложные убеждения, до 6 или 7 лет
28 сентября 2021 г.Новая работа в области психологии развития перевернула десятилетия исследований, предполагающих, что дети в возрасте 4 лет обладают теорией разума.
Обладание теорией разума означает понимание того, как думают другие, включая способность кого-то другого иметь ложные убеждения. В эксперименте по теории разума ребенок решает, будет ли персонаж по имени Макси искать плитку шоколада в синей, красной или зеленой коробке после того, как он вышел из комнаты и шоколадку перенесли. Когда есть два возможных места расположения плитки шоколада, дети могут ответить правильно, не понимая, как думают другие люди. Когда мест больше двух, дети должны понимать, как у Макси может быть ложное убеждение, чтобы ответить правильно. Исследования показывают, что дети не могут надежно понять ложные убеждения других, пока им не исполнится 6 или 7 лет. Фото Роберта Юинга/ASU Скачать полное изображение
В знаменитом эксперименте по теории разума, который включает ложные убеждения, дети смотрят сцены с участием персонажа по имени Макси, его матери и плитки шоколада. Макси кладет плитку шоколада в синюю коробку и уходит. Без ведома Макси появляется его мать и перекладывает шоколад из синей коробки в зеленую коробку. После того, как мать Макси уходит, Макси возвращается, а затем ребенка спрашивают, где Макси будет искать шоколад.
К 4 годам дети могут правильно ответить: Макси будет искать в синем ящике.
Но понимают ли маленькие дети, что, поскольку Макси не видел, как его мать передвинула шоколад, он ошибочно полагает, что шоколад все еще находится в синей коробке?
Ответ отрицательный, согласно Уильяму Фабрициусу, адъюнкт-профессору психологии Университета штата Аризона. Более десяти лет Фабрициус и его сотрудники проводили новые эксперименты, а также анализировали предыдущие эксперименты, которые в совокупности показывают, что дети на самом деле не понимают ложных убеждений, пока им не исполнится 6 или 7 лет.
Эта работа была опубликована в Монографиях Общества исследований детского развития 28 сентября.
«Когда мы переоцениваем то, что маленькие дети понимают о разуме и, следовательно, то, как думают другие, мы можем ожидать от них слишком многого с точки зрения социального поведения или успеваемости в школе», — сказал Фабрициус, ведущий автор статьи.
Три места, где можно спрятать плитку шоколада
Одним из первых способов, с помощью которых исследовательская группа проверила, что дети на самом деле понимают о ложном убеждении Макси, было добавление третьего возможного места, где можно спрятать плитку шоколада.
В этих экспериментах есть синий ящик, зеленый ящик и красный ящик. Макси снова кладет шоколадку в синюю коробку. Его мать снова перекладывает плитку шоколада в зеленую коробку.
Когда маленьких детей спрашивают, где Макси будет искать шоколад, они в 50% случаев отвечают на синюю коробку и в 50% случаев на красную коробку.
«Когда есть только два места, 4- и 5-летние дети могут ответить правильно, не понимая, что у Макси ложное представление о местонахождении плитки шоколада», — сказал Фабрициус. «Добавление третьего местоположения приводит к тому, что они случайно угадывают между двумя пустыми местоположениями. Поскольку маленькие дети могут пройти задание на ложное убеждение с двумя вариантами, не понимая мыслительный процесс Макси, этот эксперимент не проверяет теорию сознания».
Случайный выбор, который дети делают, когда есть три возможных места расположения плитки шоколада, предполагает, что они полагаются на свое элементарное понимание зрения и знания. Эта исследовательская группа назвала этот процесс «рассуждением перцептивного доступа».
Дети используют перцептивный доступ следующим образом:
- Видение ведет к знанию.
- Люди, которые чего-то не видят, не знают об этом.
- Люди, которые не знают, всегда будут поступать неправильно.
Основываясь на этих правилах, 4- и 5-летние дети считают, что, когда Макси возвращается, он не видит, что шоколад находится в зеленой коробке, поэтому он не знает, что шоколад находится в зеленой коробке. Дети рассуждают, что Макси сделает неправильный выбор и будет искать в пустом месте.
Если имеется только одно пустое место (синее поле), дети по умолчанию отвечают правильно. Когда есть две пустые локации (синий и красный ящики), они угадывают.
Что происходит, когда Макси искренне верит, а его мать оставляет плитку шоколада в покое
Другой способ, которым исследовательская группа проверила, что маленькие дети понимают о мыслях других, заключался в том, чтобы плитка шоколада оставалась там, где ее положил Макси. Когда Макси возвращается, у него есть истинное представление о том, где находится шоколад.
В этом эксперименте Макси снова кладет плитку шоколада в синюю коробку и уходит. На этот раз, когда мама Макси входит, она оставляет плитку шоколада на месте.
Даже при наличии всего двух вариантов — синего и зеленого прямоугольников — маленькие дети не справляются с заданием на истинное убеждение. Неверно отвечают, что Макси сделает неправильный выбор и посмотрит в зеленую коробку.
«Пользователи с мышлением перцептивного доступа имеют незрелое представление о том, что знание связано с текущей ситуацией, и еще не понимают, что у людей есть воспоминания, которые сохраняются в разных ситуациях. Они не понимают, что Макси мог вспомнить, как положил плитку шоколада в синюю коробку, — сказал Фабрициус. «Доказательства этой серии экспериментов согласуются с тем, что дети не понимают мысленных представлений, пока им не исполнится 6 или 7 лет.
Что означает перцептивное мышление для дошкольников
Вывод о том, что маленькие дети не понимают истинных или ложных убеждений и вместо этого полагаются на рассуждения перцептивного доступа, имеет отношение к тому, как их обучают.
«Существует сильная корреляция между теорией разума и способностью ребенка делиться, быть социально адекватным, решать проблемы и планировать», — сказала Энн Купфер, директор Лаборатории изучения детей ASU и соавтор монографии.
Лаборатория сотрудничает с факультетом психологии развития, чтобы применить результаты исследований на практике, и внедрила выводы из монографии в свою дошкольную программу.
«Педагогам важно знать, в каком возрасте ребенок, наконец, может осознать, что то, что он чувствует, думает или чего хочет, не обязательно совпадает с тем, что чувствуют, думают или хотят все остальные», — сказал Купфер.
Совместное использование игрушки — обычная ситуация, требующая от сотрудников лаборатории использовать то, как маленькие дети используют рассуждения перцептивного доступа. Купфер описал ситуацию, в которой ребенок хочет игрушку, но с ней играет другой одноклассник. Ребенок берет игрушку, и, поскольку он счастлив держать игрушку, он думает, что все счастливы. Но ребенок, только что потерявший игрушку, начинает плакать, а ребенок, взявший игрушку, недоумевает.
«Вот где мы вступаем. В этой ситуации мы рассказываем, что происходит, и ролевые реакции, основанные на том, что дети понимают из рассуждений перцептивного доступа», — сказал Купфер. «Мы говорим ребенку, который плачет: «Я вижу, ты расстроен и увидел, что Джонни забрал у тебя игрушку». Ты поэтому расстроен?» Затем мы подражаем и просим плачущего ребенка рассказать Джонни, почему они расстроены, потому что он взял их игрушку. Затем мы направляем Джонни посмотреть на лицо грустного ребенка и сказать: «Она только что сказала вам, что расстроена». Почему она расстроена?» Тогда Джонни может ответить: «Потому что я взял ее игрушку» 9.0005
Этот пример демонстрирует, как педагоги могут помочь детям узнать о мысленных представлениях других людей. Ребенок, взявший игрушку, начинает понимать, почему он чувствует себя счастливым, а другой ребенок — нет — это предшествует теории разума.