Психология 6 7 лет детей: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 6-7 ЛЕТ

детская психология 6 7 лет

Вот и пришел к концу этап дошкольного детства, позади осталось несколько непростых периодов становления личности. Однако вы стоите на пути непростого и вместе с тем интересного времени. Шестилетка находится на границе серьезных изменений. Он уже имеет личное мнение, может отстаивать свою точку зрения, усвоил некоторые социальные нормы, контролирует свое поведение, помогает друзьям. В нашей статье мы расскажем о том, какие психологические перемены ждут вашего ребенка и как ему помочь пройти по новому пути.

Психология в 6-7 лет – очередной переходной период

Как складываются отношения со сверстниками?

Возраст 6-7 лет характеризуется существенным поворотом в дружеских отношениях. Если раньше детям не требовалось общество сверстников, то на данном этапе идет полным ходом процесс социализации. Ребята уже могут рассказывать о том, где они были, что видели, строят планы на ближайшее время и с удовольствием делятся ими. У них складывается полноценное общение, совсем не связанное с игрушками.


В 6-7 появляются первые настоящие друзья

Данный возраст позволяет ребятам собираться в группы по 2-3 человека, оказывая тем самым свое предпочтение. Причем это характерно, как для девочки, так и для мальчика. В их коллективе нередко бывают споры, во время которых может прозвучать страшное «никогда я больше не буду с тобой дружить». Взрослые люди прекрасно понимают, что детские обиды легко забываются, но для детей 6-7 лет это настоящая психологическая драма.

Основная задача родителей заключается в поддержке ребенка, умении найти важные слова, помочь прожить первые переживания. Ни в коем случае нельзя с насмешкой относиться к детским переживаниям и высказывать негатив по отношению его друзей.


Доверие ребенка – главное в этом возрасте
Важно! Найдите время просто посидеть с ребенком, молча выслушать его, обнять, порой этого бывает достаточно.

Причины изменений в характере и поведении детей 7 лет

Мальчикам и девочкам 7 или 8 лет кажется, что если они пошли в школу, значит уже стали взрослыми. Ребёнку хочется самостоятельно принимать решения и совершать поступки. Если родители не считаются с его мнением, заставляя, например, надевать нелюбимую одежду, семилетка начинает сопротивляться. Причина такого поведения — смена ценностей, изменение понимания мира и осознания своей роли в обществе.

Семилетки теряют непосредственность. Их настроение мало зависит от внешних факторов. Они ведут себя так, как им хочется. Иногда поведение семилетки не соответствует ситуации. Причина — желание освободиться от психологической нагрузки со стороны взрослых и самоутвердиться. Подобная проблема больше характерна для мальчиков. Девочки ведут себя сдержаннее и редко проявляют агрессию или неадекватность на людях.

Нестабильность психики ребёнка может быть вызвана желанием стать лидером. Семилетке хочется походить на героев из любимых кинофильмов, а они всегда решают проблемы силовыми методами.

Порой дети воспринимают внешний мир как агрессора, который норовит их обидеть. Они ждут неприятностей от своих сверстников или родителей. Выходом из создавшейся ситуации считают нападение. Дети слишком эмоционально ведут себя, защищаясь от возможного наказания. Ребёнок, которому не хватает любви и теплоты родителей может намеренно грубить старшими или обижать сверстников.

Как складываются взаимоотношения с противоположным полом?

Данный возраст порой приносит сюрпризы первой любви, которая может застать где угодно. Перемены, происходящие с ребенком может заметить внимательный родитель: блеск глаз, улыбка полная тайны, а взгляд – загадки. Как же быть в такой непростой ситуации?


В 6-7 лет многих детей посещает первая любовь

Детские психологи дают довольно действенные рекомендации:

  • Будьте тактичны, любое неосторожное высказывание типа: «этот мальчик тебе не пара», «у тебя этих Лен еще знаешь сколько будет», «не смеши меня, какая любовь в вашем возрасте» может оказать негативное влияние на взрослую жизнь ребенка. Главная задача родителей заключается в том, чтобы ребенок не боялся делиться своими переживаниями, чтобы он чувствовал поддержку.
  • Будьте начеку, разговаривайте с малышом, объясняйте, что такое хорошо, что такое плохо.
  • Задача отцов правильно научить действовать своего мальчика с малых лет, прежде всего примером. Иначе мальчик не понимает, как вести себя, боится насмешек друзей, в итоге он дергает свой «объект любви» за косички, говорит обидные слова. Необходимо вмешаться и объяснить ему, что подобное поведение немного отличается от мужского. Тоже самое касается и девочек, им следует понять, что ухаживания нужно принимать достойно, а не лупить мальчика книгой по голове.
  • Необходимо использовать свое чувство юмора, настроиться на одну волну с чадом. Можно рассказать забавную историю на подобную тему из своего детства, про одного забавного мальчика, тем самым добавив ему уверенности.


Первая влюбленность может проявляться в бесконечных конфликтах

Нужно уметь хранить тайну, а не делится со всей семьей невероятной новостью, так как вам доверили самое сокровенное. Следует сохранить детские сокровенные чувства, при необходимости утешить, поддержать.

Ошибки. Почему растет хулиган?

1) Не полагайтесь полностью на рекомендации Ваших матерей и отцов

Ведь в их времена была совсем другая жизнь по сравнению с современностью. Лучше следовать советам психологов по воспитанию детей.

2) Не пытайтесь решать за ребенка, каких друзей выбирать

Все родители хотят уберечь своего сына от плохой компании. Но запреты будут только вредить ему. Так как все запрещенное притягивает еще сильнее.

3) Не угрожайте мальчику расправой с применением силы

Этим Вы даете понять, что только так и можете с ним общаться.

4) Не притворяйтесь и не лгите

Дети хорошо чувствуют на подсознательном уровне, когда им говорят неправду.

5) Не решайте за сына, каким ему быть и чем ему заниматься

Ведь каждый ребенок – это уже личность, а не кусок пластилина и не ваша кукла. И не стоит об этом забывать. Право выбора всегда должно оставаться за ребенком.

Есть мамы и папы, которые хотят воплотить с помощью детей свои несбывшиеся мечты. Например, отец мечтал стать адвокатом и с пеленок начинает навязывать сыну юридическое образование. Тогда, как сам сын хочет стать поваром.

С какими трудностями можно столкнуться?

Детская психология утверждает, что возраст 6-7 лет проходит через этап очередного кризиса. У некоторых детей перелом начинается в 6 лет, а у кого-то смещается к 8 годам. У ребенка меняется оценка своего места в социуме, он стоит на пороге школы, новых отношений, общественной жизни, незнакомой позиции – школьника, которая высоко ценится взрослыми. Не всегда он хочет что-то менять в сво


Непослушание в 6-7 лет – проявление кризиса

ей жизни, но новая роль подталкивает его к этим переменам.

В период перелома 6-7 лет психология делает уклон на переживание внутренней жизни, которая складывается из уровня притязаний малыша, самооценки, ожиданий.


Кризис в 6-7 лет – проявления

Данные эмоции оказывают влияние на его поведение в той или иной ситуации. Вот здесь и появляется кривляние, которое детская психология называет непосредственностью. При помощи манерничанья дети показывают, что они на грани перелома, их внутренний мир начинает отличаться от внешнего, хотя они также открыты к миру. Когда ребенок выходит из кризиса, то он справляется с тем, чего требует от него возраст, тогда исчезают негативные эмоциональные реакции, кривляния и манеры.

Запреты

Определяясь с уровнем свободы для ребенка, родители решают, какие запреты для него установить.

Здесь возможны две популярные ошибки:

  • Полное их отсутствие. С одной стороны, мальчик чувствует, что ему можно все, ощущает свою значимость, самостоятельность. Но с другой – в мире много опасностей, которые малыши в силу своего возраста не понимают. Поэтому такая позиция родителей ставит под угрозу здоровье и даже жизнь крохи.
  • Огромное количество запретов. Крохе запрещают буквально все, для совершения любого действия мальчику приходится спрашивать разрешение (к примеру, можно ли взять ту или иную игрушку). Результат – ребенок вырастает неуверенным в себе, скромным, с полным отсутствием лидерских качеств и стремлений чего-то добиться самостоятельно.

Именно поэтому очень важно определиться с тем, что запрещать, а что разрешать малышу. Каждое «табу» должно быть обосновано и понятно ребенку – нужно объяснить, почему нельзя совать пальцы в розетку, к чему это приведет, почему нужно переходить проезжую часть только по пешеходному переходу, предварительно посмотрев по сторонам. Только в этом случае мальчик будут стремиться сознательно не нарушать правила, а не пытаться потихоньку «попробовать запретный плод», пока родители не видят.

Система запретов должна формироваться с 2 лет, следует постепенно приучать мальчика к слову «нельзя», поясняя ему, по какой причине нельзя.

Как помочь ребенку?

Возраст 6-7 лет связан с быстрым ростом ребенка, он растет буквально по часам, ему тяжело высиживать в одной позе, а в школе он должен немалое время находиться в неподвижном состоянии. Поэтому важно соблюдать двигательный режим, психология утверждает, что это главная потребность его возраста, особенно это актуально для мальчика. Если у вас активный мальчик, то нужно после школы его занять в спортивной секции, бассейне, девочкам хорошо подойдет хореография.


Готовность к школе – трабования

В данный возраст ребенку еще хочется быть хорошим, он уже прекрасно осознает, когда поступил неправильно, смущается по этому поводу, расстраивается, если что-то получилось не так хорошо, испытывает искреннюю радость, когда ему дают полезное поручение.

Чтобы в дальнейшем не заглушить столь благородные позывы, необходимо почаще разговаривать с малышом, анализировать поступки, понятия морали, например, «добрый мальчик – это защищающий девочек, помогающий старым людям».

Возраст 6-7 лет характеризуется повышенной самооценкой ребенка, которая постепенно стает адекватной.


Цитата Сухомлинского о начале школьного периода

Поэтому воспитание подразумевает оценку результата его действий, однако следует помнить, что нельзя оценивать личность, чтобы не понизить самооценку малыша. Нужно критиковать действия малыша, а не его самого, это не он плохой, а его поведение оставляет желать лучшего. Данный период характеризует увеличение объема памяти, устойчивости внимания, поэтому воспитание включает в себя совместное чтение энциклопедий, просмотра развивающих передач, причем важно это делать вместе.

Атипичный детский аутизм

Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации, или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает» – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы оказываются в конечном итоге обратимыми.

Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста.

Как воспитать ответственность?

Завершается время беззаботного детства, поэтому ребенку будет важен момент развития таких понятий, как ответственность, долг. Воспитание этих качеств ложится на плечи родителей.


Ответственность в 6-7 лет зависит от отношения взрослых

Данный возраст подразумевает:

  • Выполнение несложных обязанностей, например, полить цветы, помочь убрать посуду, навести порядок в комнате, причем мальчик также должен выполнять задания по дому.
  • Хвалить за проделанную работу, однако делать это нужно заслуженно. Лучше обращать внимание на то, что малыш сделал, а не на то, что у него не получилось. Необходимо терпеливо его учить переделывать некачественную работу.
  • Давать выбор детям, например: «Ты быстро убираешь комнату и идем гулять, или я убираюсь одна и тогда у нас не останется времени на прогулку».

Возраст 6-7 лет – это новый этап в жизни ребенка, и задача родителей заключается в том, чтобы помочь ему пройти по этому пути.
Оставить комментарий

Психология мальчика и его воспитание

Психологи советуют родителям в этот период взять себя в руки, набраться терпения и максимум себя отдавать ребёнку. Будьте с ним на равных. Авторитарное воспитание давно забраковали все педагоги, оно плодов не приносит.

Родители-друзья, к которым всегда можно обратиться за советом, вот кем вы сейчас должны стать для своего сына.

А от недопонимания и «недообнимания» вырастают озлобленные на весь свет и в то же время нерешительные и замкнутые мужчины. Вашему сыну это не грозит, ведь теперь вы знаете, как нужно себя вести, чтобы вырастить достойного, любящего, справедливого человека, настоящую личность. Продолжайте в том же духе! Ну а я ненадолго вас покину. Жду ваших комментариев и отзывов, до новых встреч!

Крупная моторика

Шестилетний ребенок хорошо развит физически. Он умело владеет своим телом, а его движения достаточно скоординированы. В сфере крупной моторики ребенок 6 лет умеет:

  • Ходить по линии и перекладине;
  • Перепрыгивать препятствия;
  • Стоять и прыгать на одной ноге;
  • Попадать мячом в цель;
  • Взбираться по веревочной лестнице и многое другое.

Благоприятный прогноз лечения

Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра.

Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи. В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы.

Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний.

Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.

Кризис 6-7 лет или «Кризис первоклашки» //Психологическая газета

Детские психологи выделяют четыре основных возрастных кризиса: первого года жизни, трех, семи и 13-14 лет. Кризис 6-7 лет или «Кризис первоклашки», как его ещё называют, не обязательно начинается по школьному звонку. Часть детей испытывает его уже в пять лет, к другим он приходит к семи. Поэтому на возраст ориентироваться не стоит. Если до 7 лет ведущая роль в жизни малыша принадлежит игровой деятельности, то к семи годам она сменяется учебной. Таким образом, заканчивается дошкольный период и начинается новый этап в развития ребенка — младший школьный возраст.

Многие родители отмечают, что их ребенок в преддверии школы становится непослушным и упрямым, капризным и раздражительным. Сталкиваясь с возрастным кризисом своего ребенка, чаще всего родители испытывают растерянность. Перепробовав все привычные методы воспитания – от поощрений до наказаний, они с ужасом понимают своё бессилие и чувствуют отдаление ребенка. Что же происходит на самом деле? Как понять своего ребенка и как себя с ним вести в этот непростой период?

Всему виной скачкообразное становление нервной системы. Представьте, что вы только что прокатились на американских горках. Почва уходит из-под ног, в голове сумбур. Примерно так же себя чувствует шестилетка. К этому времени знаний ребенка об окружающем его мире становится достаточно, чтобы понять, что мир гораздо больше, чем до этого представлялось. Если раньше подражать окружающим, играть было достаточно, теперь оказывается, что существуют понятия, которые нельзя потрогать или обыграть. Попытки сделать это приводят к куче сломанных машин и стриженых кукол.

В конце концов все любимые вещи остаются заброшенными, а ролевые игры забытыми. Это не значит, что малыш откажется от похода в детский магазин, не попросит что-то купить. Но теперь игрушка важна ему как статусная вещь. Он хвастает ею перед сверстниками, радуется просто тому, что у него это есть. На первый план выходит другой вид деятельности: обучение. Ребёнок с жадностью впитывает в себя знания. Круг интересов – книги, познавательные передачи, исследования.

Ребенок внезапно осознаёт, как невелик его кругозор. У него возникает неосознанное подозрение, что взрослые не всё при нём рассказывают.
Отсюда и появляется «прилипчивость». Родители не отпускаются ни на минуту, все «взрослые» разговоры впитываются и анализируются. Попытки занять малыша чем-то другим, «чтобы не развешивал уши», заканчиваются обидами.

Поскольку мир оказался огромным, со множеством неизведанных вещей, появляются страхи. Шестилетний ребенок внезапно осознаёт, что существуют болезни, несчастные случаи, стихийные бедствия. Впервые приходит мысль, что мамы или его самого может не быть. Постепенно он свыкнется с этой мыслью, но в шесть лет подобное открытие просто ошеломляет.

Как проявляется возрастной кризис 6-7 лет?

Основной признак – резкое изменение поведения. Был послушным – стал грубияном.

Появление страхов. Особенно частой является боязнь смерти своей или ближайших родственников.

Чувство потери контроля над ребенком. Вы ни как не можете повлиять на те или иные действия ребенка.

Отсутствие интереса к игре. Дочь клянчила новую куклу, а получив, забросила или тут же испортила.

Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста (да порою и взрослым) свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, подражать животным и людям — это не удивляет окружающих и кажется смешным.

Напротив, поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер, вызывает не улыбку, а осуждение.

Как помочь ребенку преодолеть этот кризисный период?

В сущности, для взрослого критический период развития ребенка оказывается кризисом собственной системы воспитания. Поведение ребенка меняется, и родители обнаруживают, что их прежние методы воспитания уже не работают. Если взрослому удается найти новые продуктивные способы взаимодействия с ребенком, то происходит успешное разрешение кризиса. Вот несколько рекомендаций, как вести себя с ребенком старшего дошкольного возраста:

1. Постарайтесь найти баланс между предоставлением ребенку большей самостоятельности (действия ребенка в этом возрасте направляются желанием поступать «как взрослый») и сохранением семейного уклада.

2. Соблюдайте гармонию в расширении прав и обязанностей ребенка. Ребенок должен понимать, что получение новых прав сопряжено с появление новых обязанностей (например, теперь ребенок может сам сходить в гости к другу, но также он может ходить за хлебом в магазин рядом с домом).

3. При негативизме спокойно и твердо настаивайте на семейных требованиях, объясняя ребенку, почему в семье возникли такие правила.

4. Поощряйте расширение сферы интересов ребенка, поддерживайте интерес к миру людей и вещей, организуйте походы в музеи, на экскурсии.

5.Сохраняйте и оберегайте общее положительное отношение ребенка к самому себе. Не сравнивайте неудачи ребенка с успехами других детей.
 

Развитие мозга: возраст 6-7 лет

Развитие мозга детей на этом этапе ускоряется, поскольку в школе они получают возможность осваивать новые умственные навыки и концепции. По мере роста и развития они становятся более любопытными к окружающему миру, проявляют больший интерес к его изучению и начинают самостоятельно решать проблемы. Важно отметить, что на этом этапе развития мозга обучение происходит наиболее эффективно через конкретный игровой опыт.

На этом этапе дети обычно:

  • Расширяют словарный запас, позволяя выражать интересы, мысли и чувства — обычно очень подробно.
  • Используйте языковые навыки как средство социализации.
  • Научитесь определять время.
  • Начните получать удовольствие от драматической игры и берите на себя разные роли.
  • Научитесь задавать вопросы.
  • Начать понимать числовые понятия (но еще нужен опыт работы с реальными объектами).
  • Читайте и пишите простые слова, предложения и тексты.
  • Начать понимать концепции жизненного цикла (например, смерть).
  • Продемонстрируйте постепенное увеличение концентрации внимания.
  • Проявите большую осведомленность об окружающей среде за пределами дома.
  • Наслаждайтесь вызовами игр и головоломок.
  • Проявляйте больше самостоятельности при чтении и письме.

Что могут сделать родители

Старайтесь регулярно общаться с учителем о том, как дела у вашего ребенка, помимо родительских собраний. Спросите, читает ли ваш ребенок учебники для своего класса. Хорошо ли они пишут и говорят? Спросите, умеет ли ваш ребенок складывать и вычитать. Попросите показать образец работы вашего ребенка и задайте вопросы о том, как ее можно улучшить. Попросите дополнительную помощь, если ваш ребенок в ней нуждается.

Постарайтесь создать тихое место для учебы вашего ребенка и каждый день выделяйте время, когда ваш ребенок может сосредоточиться на чтении, письме и математике. Читайте вместе каждый день.    Вместе разыгрывайте истории из книг, телевидения или воображения вашего ребенка.

О чем еще нужно помнить?

Смотреть экранное время.  Детям этого возраста необходимо много упражнений и игр для умственного и физического развития, поэтому ограничьте их время перед телевизором или экраном компьютера.

Первоклассники используют фонетику (сопоставление букв и звуков) и навыки анализа слов, чтобы различать незнакомые слова при чтении и письме.  Они описывают персонажей, обстановку и основные события в истории, используя ключевые детали. Они пишут на тему, предоставляя некоторые факты и обеспечивая некоторый смысл открытия и закрытия.

Первоклассники складывают с суммой 20 или меньше и вычитают с суммой 20 или меньше, например, используя стратегии, основанные на числе 10.  Пример: чтобы решить 13–4, вы можете начать с 13, вычтите 3, чтобы получить 10, а затем вычтите еще 1, чтобы получить 9. Они быстро и точно складывают с суммой 10 или меньше, и быстро и точно вычитают с суммой 10 или меньше. Они измеряют длину объектов, используя более короткий объект в качестве единицы длины.

Второклассники уделяют пристальное внимание деталям.  Это включает в себя иллюстрации и графику в рассказах и книгах, чтобы ответить на вопросы кто, что, где, когда, почему и как. Они могут определить урок или мораль рассказов, басен и народных сказок. Они также пишут истории, которые включают короткую последовательность событий и содержат четкое начало, середину и конец.

К концу второго класса учащиеся могут быстро и точно складывать и вычитать сумму до 20 или меньше.  Они узнают, что означают цифры в трехзначных числах. Пример: 463 — это четыре сотни, шесть десятков и три единицы. Они измеряют и оценивают длину в стандартных единицах.

Здоровое тело, здоровый дух

Для оптимального развития мозга дети нуждаются в хорошем питании, в том числе в большом количестве фруктов и овощей, каждый день. Им следует позволять иногда угощаться лакомством, но их следует учить тому, что сладости и лакомства с высоким содержанием жира не являются повседневными продуктами питания. В рамках своего обычного рациона они должны есть здоровые закуски, такие как яблочные дольки и цельнозерновые крекеры.

Когнитивное развитие: 7–11 лет

Дети школьного возраста систематически обдумывают несколько тем легче, чем дошкольники. У детей постарше острее метапознание
, ощущение собственного внутреннего мира. Эти дети становятся более опытными в решении проблем.

Пиаже назвал когнитивное развитие, происходящее в возрасте от 7 до 11 лет, стадией конкретных операций. Пиаже использовал термин операций для обозначения обратимых способностей, которые ребенок еще не развил. Под обратимостью Пиаже понимал психические или физические действия, которые могут происходить более чем одним способом или в разных направлениях. В стадии конкретных операций дети старшего возраста не могут мыслить как логически, так и абстрактно. Дети школьного возраста ограничены конкретным мышлением — в осязаемых, определенных, точных и однонаправленных терминах — основанным на реальном и конкретном опыте, а не на абстракциях. Дети постарше не используют магическое мышление, и их не так легко ввести в заблуждение, как детей младшего возраста. В отличие от дошкольников, дети школьного возраста лучше знают, чем просить родителей поднять их в воздух, как это делают птицы.

Пиаже отмечал, что мыслительные процессы детей значительно изменяются на стадии конкретных операций. Дети школьного возраста могут заниматься классификацией , или умением группировать по признакам и последовательным порядком, или умением группировать в соответствии с логической прогрессией. Дети старшего возраста начинают понимать причинно-следственные связи и становятся сведущими в математике и естественных науках. Понимание концепции стабильной идентичности — того, что человек остается неизменным даже при изменении обстоятельств, — это еще одна концепция, которую усваивают дети старшего возраста. Например, дети старшего возраста понимают концепцию стабильной идентичности отца, сохраняющего мужскую идентичность независимо от того, что он носит и сколько ему лет.

По мнению Пиаже, дети в начале стадии конкретных операций демонстрируют консервацию, или способность видеть, как физические свойства остаются постоянными при изменении внешнего вида и формы. В отличие от дошкольников, дети школьного возраста понимают, что одно и то же количество пластилина, отлитого в разные формы, остается одним и тем же. Конкретно-действующий ребенок скажет вам, что пять мячей для гольфа — это то же самое число, что и пять шариков, но мячи для гольфа больше и занимают больше места, чем шарики.

Пиаже считал, что дооперациональные когнитивные способности ограничены эгоцентризмом — неспособностью понять точку зрения других. Но эгоцентризм не встречается у детей в стадии конкретных операций. К школьным годам дети обычно усваивают, что у других людей есть свои взгляды, чувства и желания.

Модель когнитивного развития Пиаже в последние годы подвергается нападкам все чаще. Современные специалисты по развитию часто ссылаются на экспериментальные исследования, которые противоречат некоторым аспектам теории Пиаже. Например, такие теоретики познания, как Роберт Зиглер, объяснили феномен сохранения как медленное, постепенное изменение правил, которые дети используют для решения проблем, а не внезапное изменение когнитивных способностей и схем. Другие исследователи показали, что дети младшего и старшего возраста развиваются, проходя через континуум способностей, а не через серию отдельных стадий. Кроме того, эти исследователи считают, что дети понимают гораздо больше, чем предполагал Пиаже. Например, при обучении дети младшего возраста могут выполнять многие из тех же задач, что и дети старшего возраста. Исследователи также обнаружили, что дети не настолько эгоцентричны, внушаемы, магичны или конкретны, как считал Пиаже, и что их когнитивное развитие в значительной степени определяется биологическими и культурными влияниями.

Дети школьного возраста лучше запоминают, чем дети младшего возраста. Дети старшего возраста больше познают окружающий мир и могут больше опираться на них при кодировании и воспроизведении информации. В школе дети старшего возраста также учатся использовать мнемонические приемы , или стратегии запоминания. Создание юмористических текстов, придумывание аббревиатур, разбиение фактов на части (разбиение длинных списков элементов на группы по три и четыре) и повторение фактов (многократное повторение) помогают детям запоминать все более сложные объемы и типы информации.

Подростки могут помнить больше, участвуя в кооперативном обучении , , в котором обучение под присмотром взрослых основано на взаимодействии сверстников, совместном использовании, планировании и поддержке друг друга. Специалисты по развитию расходятся во мнениях относительно ценности кооперативного обучения по сравнению с дидактическим обучением, при котором учитель читает лекции студентам.

Память

Дети школьного возраста также начинают проявлять метапамять, или способность понимать природу памяти и предсказывать, насколько хорошо человек что-либо запомнит. Метапамять помогает детям понять, сколько учебного времени необходимо для контрольной по математике на следующей неделе.

Интеллект детства

Психологи и другие авторитеты очень интересуются детским интеллектом. Интеллект — предполагаемая когнитивная способность, относящаяся к знаниям человека, адаптации и способности рассуждать и действовать целенаправленно. Примерно в начале двадцатого века Альфред Бине и Теофиль Симон измерили восприятие, память и словарный запас у детей. Эти исследователи разделили умственный возраст ребенка, или уровень интеллектуальных достижений, на его или ее хронологический возраст, или фактический возраст, чтобы получить коэффициент интеллекта (IQ) ребенка . Годы спустя средний IQ для ребенка был установлен на уровне 100. Сегодня два самых известных теста IQ для детей — это Шкала интеллекта Стэнфорда-Бине и Шкала интеллекта детей Векслера (WISC), , оба из которых неоднократно обновлялись.

Некоторые психологи указывают, что многогранный характер интеллекта требует проведения различия между базовый интеллект (академический IQ) и прикладной интеллект (практический IQ). Например, Говард Гарднер предложил, чтобы дети проявляли множественных интеллектов, включая музыкальные способности, сложные движения и эмпатию. Точно так же Роберт Штернберг предложил триархическую теорию интеллекта, в которой утверждается, что интеллект состоит из трех факторов: навыков обработки информации, контекста и опыта. Эти три фактора определяют, является ли познание или поведение разумным.

Интеллект человека, по крайней мере, измеренный тестами IQ, остается довольно постоянным на протяжении всей жизни. Тем не менее, у разных людей существуют значительные различия в показателях IQ. Эти индивидуальные различия, вероятно, являются результатом сочетания генетики, домашней и образовательной среды, мотивации, питания и здоровья, социально-экономического статуса и культуры.

Критики неоднократно подвергают сомнению ценность измерения интеллекта, особенно когда наиболее часто используемые инструменты тестирования по своей сути зависят от культуры. Критики отмечают, что меньшинства получают более низкие результаты в тестах IQ, которые разработаны и стандартизированы с использованием белых представителей среднего класса. Эти же меньшинства набирают более высокие баллы в тестах IQ, разработанных и стандартизированных с использованием предметов из их собственной культурной среды. Сторонники IQ-тестов предполагают, что можно развить культурно-справочный (справедливый для всех представителей культуры) и некультурный (без культурного содержания) тесты IQ, такие как Raven’s Progressive Matrix Test. Этот тест на IQ оценивает способность субъекта решать проблемы, представленные в незнакомом дизайне. Сторонники также утверждают, что баллы IQ эффективно предсказывают будущую успеваемость — то, для измерения чего эти тесты изначально были разработаны.

Большое возмущение возникло в 1970-х годах в связи с тем, что школы помещали представителей меньшинств в классы специального образования на основании их показателей IQ. Эти оценки были получены из тестов IQ с культурной предвзятостью. Сегодня тесты IQ нельзя использовать в качестве тестов на академическую успеваемость или вступительных тестов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts