Психология детей 9 10 лет: Особенности развития в 9-10 лет

Психологические особенности детей 9 – 10 лет

Психологические особенности детей 9 – 10 лет

9-10 лет – очередной возрастной период ребёнка. В этот период в психике ребёнка происходят существенные изменения. К этому возрасту у него уже сформированы определённые житейские понятия, но продолжается процесс перестраивания сложившихся ранее представлений на базе усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире.  Школьное обучение способствует развитию его теоретического мышления в доступных для этого возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, по словам Д. Б. Эльконина, «память становится мыслящей, а восприятие думающим».

Новообразованием 10-летнего возраста является рефлексия. Происходит преобразование не только в познавательной деятельности учащихся, но и в характере их отношения к окружающим людям и к самим себе.

Именно к концу данного возраста у учащихся должны быть сформированы и другие новообразования: способность к саморегуляции, произвольность.

Ведь, приступая к обучению в средней школе, несформированность или недостаточный уровень развития этих новообразований приведёт к сложностям в учебной деятельности. Новообразования: произвольность, рефлексия, саморегуляция  проходят в это время только начальный этап формирования. С возрастом они только будут усложняться и закрепляться, а также распространяться не только на ситуации, которые связаны с выполнением учебной деятельности, но и на другие сферы жизнедеятельности ребенка.

Учебная деятельность в 9-10 лет продолжает оставаться основной деятельностью школьника и оказывать влияние на содержание и степень развитости интеллектуальной и мотивационной сфер личности. Но в то же время учебная деятельность теряет своё ведущее значение в психическом развитии ребёнка. Её роль и место в общем развитии ребёнка существенно меняется.

Как только ребёнок поступает в школу, он только приступает, «знакомится» с учебной деятельностью, овладевает её основными структурными компонентами. Уже к 9-10 годам ученик овладевает самостоятельными формами работы.

Данный возраст характеризуется интеллектуальной и познавательной активностью, которая стимулируется учебно-познавательной мотивацией.

Развитие и успешность ребёнка в большей степени будет зависеть не только от получения новых разнообразных знаний, новых сведений, но и от поиска общих закономерностей, и самое главное, от освоения самостоятельных способов добывания этих новых знаний.

Психологические исследования детей данного возрастного периода указывают на то, что в 10 летнем возрасте происходит значительное снижение интереса учащихся к учебе в школе и к самому процессу обучения. Самыми распространёнными симптомами снижения интереса являются отрицательное отношение к школе в целом, в необходимости и обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания на уроках и дома, конфликтные взаимоотношения с учителями, а также неоднократные нарушения правил поведения в школе.

Рефлексия как новообразование данного возраста меняет взгляд детей на окружающий мир, он впервые вырабатывает собственные взгляды, собственное мнение, не всегда принимая на веру всё то, что он получает от взрослых. Но всё это пока находится на этапе зарождения и затрагивает относительно более знакомую детям сферу — учебную.

У детей отмечаются сильные эмоциональные переживания как положительные, так и отрицательные. Так же данный период характеризуется наибольшими изменениями во внутренней позиции ребёнка, связанные со взаимоотношениями с другими людьми, и прежде всего со сверстниками. Эмоциональное состояние ребёнка чаще всего начинает зависеть не только от успехов в учебе и отношениями с учителями, но и от того, как складываются его отношения с товарищами.

К 9-10 годам сверстник и общение с ним начинают определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе личных и деловых взаимоотношений в классе, происходит формирование достаточно устойчивого статуса ученика в этой системе.

Вместе с тем ребенок иногда оказывается в ситуации выбора между позицией «хорошего ученика» и позицией товарища. Может происходить так, что «хороший ученик» делает все задания самостоятельно, не списывает и это не мешает ему быть в то же время и хорошим другом. Но способен ли «хороший ученик» оставаться настоящим другом, если он не дает другому списать или сообщает учителю о «провинностях» своих одноклассников?

Вероятность появления конфликтов со сверстниками и с учителями велика, если две системы направлений: позиции ученика и позиции субъекта общения будут противостоять друг другу, не выступать в единстве.

В 10 лет происходят существенные изменения в характере самооценки школьников. Уровень самооценки подвергается корректировке и переоценке другими детьми. Возрастает количество негативных самооценок и при этом равновесие между негативными и позитивными самооценками нарушается в пользу первых.

Дети наиболее часто проявляют недовольство собой не только в общении с одноклассниками, но и в процессе учебной деятельности. Критичность отношения к себе объясняется потребностью ребёнка в общей положительной оценке своей личности другими людьми и прежде всего взрослыми.

Ребёнок ощущает необходимость в общей положительной оценке себя в целом, при этом оценка не должна зависеть от конкретных его результатов.

Человек, на каком бы возрастном этапе он не находился, всегда нуждается в принятии его со стороны другими людьми. Но в возрасте 10-ти лет данная потребность выражена наиболее сильно. И она становится основой благоприятного личностного развития школьников в дальнейшем.

В данном возрастном периоде переживания школьников далеко не всегда осознаются ими и чаще всего они даже не всегда могут сформулировать свои проблемы, сложности, вопросы. В результате возникает психологическая незащищенность перед новым этапом развития.

Ребёнок проявляет недовольство собой, отношениями с другими, проявляется критичность в оценке результатов учебы — и все это может стать стимулом к развитию потребности в самовоспитании, а может наоборот стать препятствием полноценного формирования личности, негативно отразиться на характере самоуважения.

К десяти годам в каждой детской группе, классе есть неформальный лидер, которого признают все остальные. Так же явно выделяются аутсайдеры, отличники, дети, которые лучше других бегают или являются генераторами блестящих идей или зачинщиками проказ.

В десять лет дети по-прежнему выбирают себе в друзья ровесников того же пола. Влияние семьи постепенно снижается, а зависимость ребенка от мнения друзей становится крайне значительной.

Десятилетний ребенок проводит больше времени со своим лучшим другом, при этом он чаще делится с ним своими секретами. Отношения с одноклассниками в этом возрасте могут стать более сложными и даже в некоторых случаях напряженными. Это в основном относится к девочкам. Мальчиков, как правило, больше волнует то, чем они занимаются, а не с кем.

Ребенок одинаково ровно общается с матерью и отцом, с ним легко договориться. 9-летний ребенок может чувствовать себя независимым, но большинство экспертов психологии приходят к выводу, что им по-прежнему требуется поддержка своих родителей. Отмечаются на этом этапе развития резкие перепады настроения.

Десятилетний возраст характеризуется проявлением большей независимости и не желанием опеки и заботы со стороны родителей. 10 лет –это «золотой возраст».  Всё чаще детей данного возраста начинает беспокоить их социальный статус, достаточно ли модна их одежда или являются ли их гаджеты современными и достаточно дорогими. Отмечается потеря интереса к таким семейным видам деятельности, как праздники или экскурсии, пикники, которые они так любили несколько лет назад.

Когнитивное развитие детей начинается с развития собственных представлений о мире. Это время перемен, ответственности за свои действия. Дети чувствуют, что они уже взрослые и пытаются решать большинство вещей самостоятельно. Многие дети серьезно обсуждают со взрослыми свое будущее и начинают думать о том, какие предметы лучше изучать, и какую школу им лучше выбрать.

Физические и эмоциональные изменения, особенно у мальчиков, не так важны, как для девочек. Это связано с тем, что мальчики, как правило, физически созревают чуть позже. В 10 лет мальчики пытаются добиться успеха в различных видах деятельности, например, спорте, чтобы доказать свою конкурентоспособность.

Если говорить о развитии ребёнка данного возраста, то в 10 лет ребёнок прекрасно ориентируется во времени, читает с удовольствием и для удовольствия, имеет чувство юмора, позитивно относится к правилам и следит за тем, чтобы все их соблюдали, обладает обостренным чувством справедливости, имеет развитые навыки самообслуживания и способен следить за порядком в своей комнате. Может взять на себя ответственность за определенные дела по дому. Имеет развитую мелкую моторику. Достаточно чисто пишет и рисует. С удовольствием присоединяется к группе ровесников.

Резюмируя всё вышеизложенное можно сделать вывод, что психологическими особенностями детей на этапе окончания младшего школьного звена (10 лет) являются: 

·        дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе;

·        совершенствование головного мозга и нервной системы;

·        рефлексия, анализ, внутренний план действий;

·        качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения в деятельности;

·        развитие нового познавательного отношения к действительности;

·        ориентация на группу сверстников своего возраста;

·        неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость;

·        нервно-психическая ранимость ребенка;

·        неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность;

·        развитие познавательных потребностей;

·        развитие словесно-логического, рассуждающего мышления;

·        изменение способности к произвольной регуляции поведения.

Основными задачами для успешного развития ребёнка являются:

·        раскрытие индивидуальных способностей и особенностей;

·        развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;

·        формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов;

·        развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

·        становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;

·        развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов;

·        усвоение социальных норм, нравственное развитие.

Зная все особенности данного возрастного периода, необходимо быть готовым к их проявлению со стороны детей и при этом осознавать, что сам ребёнок испытывает сложности в данном возрасте, так как уже почти вступил на новый возрастной этап, называемый подростковым.

Рекомендуемая литература

Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; Под редакцией Д. И. Фельдштейна. — Издание 2-е, стереотипное. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — (Психологи отечества). — С. 239—284.

Возрастные особенности детей 9 – 10 лет | Статья по теме:

Возрастные особенности детей 9 – 10 лет

Физические

1. Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры.
2. Может пренебрегать своим внешним видом.

Предлагаем:
1. Использовать прогулки, поездки, экскурсии.
2. Обучать ребенка личной гигиене, уходу за своей одеждой, комнатой, приучать к пунктуальности.

Интеллектуальные

1. Нравится исследовать все, что незнакомо.
2. Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния.
3. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет.
4. Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество.
5. «Золотой возраст памяти»

Предлагаем:
1. Обучение через исследование. Задавайте свои «почему?»
2. Идти дальше поверхностных фактов, излагать свои истории с событиями и именами, сочинять, творить, придумывать
3. Поставить вопросы, ответы на которые ребенок сможет найти самостоятельно. Указать, где можно найти информацию: в книге, в Интернете, по телевизору, спросить у старших и т.д.
4. Предложить делать коллекции.
5. Научить ребенка знать и любить  книги.

Эмоциональные

1. Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает.
2. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры.
3. Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории.
4. Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным.

Предлагаем:
1. Учить самоконтролю: когда быть серьезным и спокойным, а когда быть веселым.
2. Учить терпимости и самоконтролю. Рассматривать все факты до принятия решения. Учить уважать права и чувства других людей.
3. Научить смеяться над собой. Не произносить тех шуток, которые будут оскорблять других людей.
4. Учить свободе от страха. Вместе решать конкретные проблемы.

Социальные

Ребенок начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола, т.к. для девочек мальчики «слишком шумны и буйны», а для мальчиков девочки «слишком глупы».

Предлагаем:
Учить дружелюбию. Поощрять ребёнка не занимать позиции «я свят для тебя», не изолировать себя от сверстников. Помогать сопереживать другим людям.

Духовные

1. Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться выбранным им авторитетам.
2. Нравятся захватывающие рассказы.

Предлагаем:
Избрание положительных героев из литературы. Познакомить с героями настоящего времени.

Психосексуальные

Этот возраст считается идеальным для обучения. Сексуальные игры и мастурбация могут иметь место и в этой фазе психосексуального развития, но при правильном педагогическом и родительском руководстве прекращаются, превращаясь в процесс учебы и изучения природного и социального окружения. Более глубоким становиться интерес к интимности и всему, что связано с этим понятием. Дети начинают беспокоиться, насколько их внешность отвечает эталонам в их ближайшем окружении.

Предлагаем:
В вопросах пола с детьми нужно быть правдивыми и объективными, разговор следует вести так, чтобы его содержание отвечало действительности и законам природы. Если предоставлять ребенку недостоверную информацию на его вопросы полового характера, он разувериться во взрослых, не будет им доверять и станет относиться как к обманщикам.

Вехи развития для детей 9-11 лет

Эмоциональные/социальные изменения

Дети этой возрастной группы могут:

  • Начните формировать более крепкие и сложные дружеские отношения и отношения со сверстниками. Эмоционально становится более важным иметь друзей, особенно того же пола.
  • Испытайте большее давление со стороны сверстников
  • По мере приближения полового созревания лучше осознавать свое тело. Образ тела и проблемы с едой иногда начинаются примерно в этом возрасте.

 

Думать и учиться

  • Дети этой возрастной группы могут:
  • Столкнитесь с новыми академическими проблемами в школе
  • Стать более независимым от семьи
  • Начать более четко видеть точку зрения других
  • Обладают повышенной концентрацией внимания

 

Когда может потребоваться нейропсихологическое обследование и консультация:

  • Вашего ребенка больше раздражают требования старших классов начальной школы.
  • Ваш ребенок не ответил на вопросы, связанные с чтением по Разделу 1 в 1-м и 2-м классах. Чтение по-прежнему медленное и трудоемкое.
  • Уровень активности вашего ребенка легче распознается сверстниками и влияет на качество отношений.
  • Внимание вашего ребенка кажется менее безопасным, когда от него требуется заниматься деятельностью, которую он не выбрал самостоятельно.
  • Ошибки точности случаются, когда ваш ребенок выполняет работу самостоятельно.
  • Вы чувствуете, что вам нужно все чаще «парить» или «вертолет» над своим ребенком, чтобы гарантировать его успех.
  • Учителя выражают обеспокоенность по поводу способности вашего ребенка справляться с дополнительными требованиями средней школы
  • Уверенность вашего ребенка в обучении подорвана.
  • Медицинская бригада вашего ребенка выразила беспокойство по поводу того, как ее прошлая история может повлиять на обучение.
  • Вы считаете, что школа не понимает его профиль обучения.
  • Благодаря образовательной программе вашего ребенка достигнуты ограниченные результаты.
  • Поведение вашего ребенка дома радикально отличается от поведения в школе.
  • Успеваемость вашего ребенка значительно снизилась после перехода от преимущественно одного учителя к системе с несколькими учителями.

 

Положительные советы для родителей

Вот что вы, как родитель, можете сделать, чтобы помочь своему ребенку в это время:

  • Проведите время со своим ребенком. Поговорите с ней о ее друзьях, ее достижениях и проблемах, с которыми она столкнется.
  • Принимайте участие в жизни школы вашего ребенка. Ходить на школьные мероприятия; познакомьтесь с учителями вашего ребенка.
  • Поощряйте вашего ребенка вступать в школьные и общественные группы, например, в спортивную команду, или стать волонтером благотворительной организации.
  • Помогите ребенку развить собственное чувство добра и зла. Поговорите с ним о рискованных вещах, которые могут заставить его сделать друзья, например, о курении или опасных физических действиях.
  • Помогите своему ребенку развить чувство ответственности — вовлекайте его в домашние дела, такие как уборка и приготовление пищи. Поговорите с ребенком о том, как экономить и тратить деньги с умом.
  • Познакомьтесь с семьями друзей вашего ребенка.
  • Поговорите с ребенком об уважении других. Поощряйте ее помогать нуждающимся. Поговорите с ней о том, что делать, когда другие не добры или проявляют неуважение.
  • Помогите ребенку поставить собственные цели. Поощряйте его думать о навыках и способностях, которыми он хотел бы обладать, и о том, как их развивать.
  • Установите четкие правила и придерживайтесь их. Поговорите с ребенком о том, чего вы ожидаете от него (поведения) в отсутствие взрослых. Если вы объясните правила, это поможет ей понять, что делать в большинстве ситуаций.
  • Используйте дисциплину, чтобы направлять и защищать своего ребенка, вместо наказания, чтобы заставить его плохо себя чувствовать.
  • При похвале помогите ребенку подумать о своих достижениях. Говоря «ты должен гордиться собой», а не просто «я горжусь тобой», вы можете побудить вашего ребенка делать правильный выбор, когда рядом нет никого, кто мог бы его похвалить.
  • Поговорите со своим ребенком о нормальных физических и эмоциональных изменениях в период полового созревания.
  • Поощряйте ребенка читать каждый день. Поговорите с ним о его домашнем задании.
  • Будьте ласковы и честны со своим ребенком и делайте все вместе, как семья.

Вехи для 9-летних | HealthLink BC

Содержание темы

  • Обзор темы
  • Сопутствующая информация
  • Кредиты

Обзор темы

Дети обычно развиваются в естественной предсказуемой последовательности от одной вехи развития к другой. Но каждый ребенок растет и приобретает навыки в своем собственном темпе. Некоторые дети могут отставать в одной области, например в языке, но отставать в другой, например в сенсорном и моторном развитии.

Вехи обычно сгруппированы по пяти основным направлениям: физический рост, когнитивное развитие, эмоциональное и социальное развитие, развитие речи, а также сенсорное и моторное развитие.

Физический рост и развитие

Ваш ребенок растет в своем собственном темпе, и здоровый рост у всех детей разный. Естественный темп роста вашего ребенка может быть медленнее или быстрее, чем в приведенном ниже примере.

Большинство детей в возрасте 9 лет:

    Мышление и рассуждение (когнитивное развитие)

    Большинство детей в возрасте 9 лет:

    • Знают, что предметы имеют назначение и могут быть отнесены к разным категориям. Например, они признают, что морковь — это то, что можно есть, и что это разновидность овощей.
    • Может читать и понимать длинные предложения до 12 слов.
    • Может складывать и вычитать двузначные числа, понимать дроби и учится заимствовать и переносить значения.
    • Нравится организация и планирование, например, составление планов заранее с друзьями.
    • Думай независимо. Большинство детей улучшают свои навыки принятия решений.
    • Может выполнять все более сложные задачи и проекты в школе, например отчеты по книгам.

    Эмоциональное и социальное развитие

    Большинство детей в возрасте 9 лет:

    • Признают основные социальные нормы и соответствующее поведение.
    • Большую часть времени может контролировать свой гнев.
    • Имейте заботливую, крепкую дружбу.
    • Развилось сильное чувство эмпатии, то есть понимание и чувствительность к чувствам других.
    • Эмоции стали более стабильными, чем в прошлом году. Перепады настроения все еще могут происходить, но не так часто, как раньше.
    • Преодолели большинство страхов, которые были распространены в раннем детстве. Но они часто начинают больше беспокоиться из-за обычных стрессовых ситуаций, таких как успеваемость в школе.
    • Интересуются отношениями между мальчиками и девочками. Мало кто признается в этом интересе.

    Развитие речи

    Большинство детей в возрасте 9 лет:

    • Читайте чаще и наслаждайтесь книгами.
    • Часто читают с целью узнать что-то интересное.
    • Имеют речевые обороты почти на уровне взрослого человека.

    Сенсорное и моторное развитие

    Большинство детей в возрасте 9 лет:

    • Наслаждайтесь активными играми, такими как езда на велосипеде, плавание и беговые игры (например, «пятнашки»).
    • Все больше интересуйтесь командными видами спорта.
    • Оденьтесь, причешитесь, почистите зубы и приготовьтесь без посторонней помощи.
    • Используйте простые инструменты, такие как молоток, сами по себе.
    • Любит рисовать, раскрашивать, делать украшения, строить модели или заниматься другими делами, требующими мелкой моторики.

    Кредиты

    • Об этой странице
    • Общая обратная связь
    • Ссылка по электронной почте
    • Услуги физической активности

    Мы ценим ваши отзывы. Комментарии, отправленные через форму ниже, могут помочь нам исправить ошибки в содержании страницы, избавиться от ошибок интерфейса и обновить веб-сайт HealthLinkBC, чтобы он лучше соответствовал потребностям людей, которые его используют.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts