Психология детей до 1 года: Ваш малыш от 0 до 1 года

Ваш малыш от 0 до 1 года

Начинаем серию статей о психологическом развитии ребенка.

Период развития ребёнка от 0 до 1 года называют младенчеством. Бытует заблуждение, что малыши до 1 года еще плохо понимают и не осознают происходящие вокруг события. В действительности, они очень активны в познании окружающего мира и адаптации к его условиям. Именно в этот период формируется базовое доверие к миру.

Младенцы – самые  беспомощные из всех живых существ. Очень важно, чтобы рядом был взрослый, внимание которого они привлекают криком. Малыш должен быть уверен, что на его крик среагируют и ему помогут. Если же потребности не удовлетворяются, то формируется недоверие к миру и установка, что мир опасен. Многие депрессии и тревоги начинаются именно здесь. Привязанность к взрослому – главное, что есть у малыша. Это эмоциональная связь, которая будет влиять на мировосприятие ребёнка, на построение взаимоотношений в будущем с партнёром и позже со своими детьми.

Этот период даже часто называют периодом «донашивания». Совершенно нормально носить малыша на руках, приходить к нему, когда он плачет. Современные родители понимают, что крик ребёнка вызван какой-то конкретной причиной, и не оставляют «накричаться.

Уже к первому году жизни ребёнок прекрасно различает голоса людей и даже дает понять, кто ему более приятен. Он чувствует настроение своих близких и уже может откликаться и реагировать на него, происходит начальное формирование свойств его характера и индивидуальных личностных качеств. Основную роль в этом периоде играет развитие сенсорного восприятия ребенком мира. Информацию малыш преимущественно воспринимает тактильно. Для него очень важны прикосновения, поглаживания, поцелуи, объятия. Здорово, когда мама сама делает малышу массаж, необязательно профессиональный, это могут быть поглаживания ручек, потом ножек, круговые поглаживания животика по часовой стрелке. Важно в этот момент удерживать зрительный контакт, разговаривать с крохой, можно петь песенки или читать стишки-потешки. Родительские  поглаживания и мамин голос обладают просто «волшебной» силой для малыша.

Эмоции и тактильные ощущения для малыша в этом возрасте – не  прихоть, а необходимость! Иначе у ребёнка происходит задержка психического развития. Доказательство тому – дети  из детских домов, у которых нет возможности в первые годы жизни постоянно общаться со взрослыми. Восполнить этот пробел практически невозможно. Рекомендуем посмотреть на эту тему документальный фильм «Джон», показывающий всю глубину страданий, переживаемых маленькими детьми в условиях разлуки с матерью.

Заканчивается период младенчества кризисом 1 года. Любой кризис – это  переход на новый уровень развития. Заключается кризис в новообразованиях и приобретениях, и кризис 1 года не исключение. Еще совсем недавно малыш спокойно игрался в своей кроватке и мило улыбался, а теперь и дня не проходит без капризов. Малыш везде проявляет любознательность и расстраивается, если ему что-то запрещают.

Приобретениями первого года жизни является ходьба и первые зачатки речи. Возможности малыша существенно расширяются. Теперь становится доступным то, что раньше было недосягаемым. Словарный запас ребёнка ещё очень маленький, поэтому он не может полностью объяснить свои желания, и начинает капризничать, когда его не понимают.

Сохранять спокойствие и проявлять терпение. Ведь ваш кроха делает первые самостоятельные шаги. Если родители начнут всячески пресекать самостоятельные проявления ребенка, то в зрелом возрасте он может стать безынициативным и безучастным ко всему, не способным принимать самостоятельные решения и добиваться поставленных целей.

Запретов должно быть, как можно меньше, они должны касаться только угрозы жизни и здоровью малыша. Все опасные предметы нужно убрать из поля зрения ребенка. Во всем остальном, старайтесь не ограничивать исследовательский интерес крохи.

Если грамотно выстроить взаимоотношения с ребёнком в этот период, то кризис не продлится долго.

Самое главное, что нужно малышу – это  любовь, внимание и забота, которые и являются залогом успешного развития психики и интеллекта ребенка.

Надеемся, наши рекомендации помогут вам выстроить гармоничные отношения с малышом, специалисты нашего Центра всегда готовы вам оказать помощь и поддержку.

Материал подготовили специалисты отдела профилактики социальных рисков КГБУ ХЦППМСП

Тюляева О. А., Поздеева К.А.

Психическое развитие ребенка от 0 до 12 месяцев

Психическое развитие и процесс индивидуализации происходят на протяжении всей человеческой жизни, но их основы закладываются в первый год после рождения. Более подробно о психике младенцев рассказывает детский аналитический психотерапевт Ольга Новичкова.

Опыт самых ранних отношений — важнейшая часть жизни человека, особенно его психологической составляющей. Благодаря исследованиям прошлого столетия и становлению самой психотерапии стало известно, что жизненные события могут стать позитивным опытом и послужить развитию личности — или стать своего рода стоп-краном, после которого прежняя скорость развития, а иногда и сам путь, меняются.

Законы развития психики

Можно привести в пример психоаналитический подход, в котором специалистами выделены закономерности развития психики человека. Примечательно то, что развитие и переработка опыта начинаются с самого рождения (или даже с внутриутробного периода). Развитие детской психологии, в частности аналитического направления, позволяет составить представление о том, как же это происходит.

Опираясь на исследования Маргарет Малер, Фреда Пайна и Анни Бергман, можно составить картину психического развития ребенка за первый год жизни по месяцам. Поскольку ими выделены стадии развития без распределения помесячно, мы использовали как практические примеры психологов из вышеприведенных исследований, так и труды детских аналитических психологов и опыт практической работы с детьми для более точной календарной разбивки развития психических функций человека в первый год его жизни.

Этапы психического развития

Поскольку маленький ребенок очень зависим от матери и отношения с ней для него будут (отчасти!) формировать отношение к себе и к миру, то необходимо рассматривать развитие психики малыша в контексте диады с матерью. Эти отношения важны, но индивидуальные особенности характера ребенка все же более значимы. Иначе можно было бы составить подробный план, что можно и чего нельзя делать с ребенком и к чему это приведет.

Но подобное невозможно — разные у детей не только время развития и созревания головного мозга, не только физический рост, но и психическое развитие. Поэтому предложенная ниже периодизация усреднена, и наступление стадий развития может несколько отличаться по времени у конкретного ребенка.

Кроме того, важно помнить, что стадии плавно перетекают одна в другую, развитие движется постепенно, и поэтому ниже оно представлено тезисно, с указанием новых открытий и достижений маленького человека за каждый месяц жизни.

Первый месяц

Первые недели после рождения ребенок выполняет важнейшую задачу — достижение гомеостатического равновесия в новой, воздушной среде. Ресурсы организма направлены на его переход в новые условия и приспособление к ним. Большую часть времени малыш проводит в сонном состоянии, реакция на внешние стимулы очень снижена.

Мать практически не воспринимается в известном нам смысле. При этом ею выполняется важнейшее дело — своей заботой, предупредительностью, угадыванием желаний малыша мать снимает избыточное напряжение (от голода, холода, влажности и тому подобное) и дает возможность снова погрузиться в сон, набирать силы. А ребенок находится в состоянии всемогущества, когда потребности удовлетворяются сами собой при одном желании и крике. Мама не выделена из общего фона непонятного мира.

Второй месяц

У малыша понемногу меняется восприятие матери. Ребенок начинает движение в сторону симбиотического слияния с ней. Мать выделяется из остальных объектов. Ребенок начинает постепенно понимать, что его желания удовлетворяет именно она, и потребность в ней — абсолютна.

Психика ребенка только формируется и пока опирается на психику матери. То есть нет различия между собой и матерью, внутренним и внешним, забота матери является продолжением мысли малыша о желании заботы. Неприятные болевые ощущения (в теле ребенка, в действиях его матери) проецируются на мир за пределами их диады. Поэтому мать не может быть плохой, какими бы ее действия ни были. Малыш вытеснит это вовне, и опасным станет мир.

Третий месяц

Ребенок узнает лицо матери, трогает его и получает огромное удовольствие от такого контакта. Увеличивается важность контакта глазами. Идет освоение своего тела, малыш в своем восприятии начинает отличать стимулы, идущие изнутри его организма и поступающие извне, более через тактильный контакт с кожей. Формируются телесные границы, а следствием этого будет начинающийся процесс понимания, что есть Я (ребенок), а есть остальной мир (уже не только мать, а еще разные другие объекты, пока не люди).

Четвертый месяц

Пик симбиотической фазы, полного и счастливого единения с мамой. Начинается телесная интегрированность; благодаря осваиванию тела меняется важность ощущений: с внутреннего мира организма и ощущений малыша на сенсорное восприятие внешнего мира через свое тело.

Ощущение первичного всемогущества претерпевает изменения: из тотального (поскольку в первые месяцы жизни образ собственного тела не сформирован) оно трансформируется, концентрируясь на теле, то есть всемогущество уже «сужается», чтобы к концу первого года жизни человека «разбиться» о реальность.

Пятый месяц

Малыш улыбается своей маме, демонстрируя особенную связь между ними. Удовольствие от этих отношений дарит чувство безопасности. Развивается внешнее сенсорное восприятие, что стимулирует внимание к объектам внешнего, за пределами диады «мать — дитя», мира. Малышу очень интересна игра в «ку-ку» как некая практика ухода и возвращения мамы в рамках безопасной близости и контакта.

Шестой месяц

Поскольку у малыша развивается память, то ребенок нуждается в матери еще и для избавления от «плохих» воспоминаний — например, если мама ушла, когда он в ней нуждался. Речь идет не об оставлении на долгое время, а о сиюминутном выполнении требований ребенка, которые он озвучивает на своем языке.

Также младенец меняет поведение и переходит от тесного контакта с мамой, когда он просто льнул к ней всем телом, к ее исследованию: он хватает мать за волосы, лицо, а кроме того, отстраняется от нее для исследования того, что происходит вокруг. Начинается дифференциация, выделение себя из симбиотического единства «мать — дитя». Еще малыш перенимает некоторые элементы маминого успокаивающего поведения, например, повторяющиеся действия или поглаживания для самоуспокоения.

Седьмой месяц

Пик исследования уже не только тела, но и одежды матери, возможно, кулона, сережек и так далее. Появляется переходный объект — некий предмет, мягкий, теплый и пахнущий мамой, взаимодействуя с которым ребенок успокаивается и легче переживает расставание с ней, а также помогающий переключению от материнской груди.

Этот период коррелируется с прикормом иными продуктами взамен единственного рациона ранее — молока. Все вместе вносит свою лепту в начинающийся процесс отделения от симбиотического слияния — сепарацию.

Восьмой — девятый месяцы

Малыш начинает проводить различия между мамой и другими людьми. Может появиться страх незнакомца, возможно как следствие ранних симбиотических отношений. Некоторые дети с удовольствием исследуют взаимодействие с чужими людьми, будто опираясь на внутреннюю безопасность. А другие дети могут заплакать даже от контакта глазами с незнакомым человеком. Также детишкам свойственная некая «перепроверка» мамы, когда они словно сравнивают лицо матери с другими людьми или со своим внутренним представлением о нем.

Десятый месяц

Малыш ползает, карабкается и готовится научиться ходить, познает мир, что тоже вносит сильный вклад в сепарацию. У ребенка раздвигаются границы доступного ему мира, и он может самостоятельно регулировать дистанцию между собой и мамой.

Малыш отползает, изучает что-то и возвращается к матери, словно подзаряжаясь от близости с ней. Если мама спокойно отпускает своего ребенка, находясь в контакте с ним по его потребности, возможно просто поддерживая этот контакт глазами, это способствует спокойному познаванию окружающей среды.

Одиннадцатый месяц

Активное ползание влечет за собой и ощущение всемогущества, и разочарование, когда интересующий объект находится за пределами досягаемости маленького человека. Тогда всемогущество ребенка неизбежно начинает рушиться о реальность. Всемогущей остается мать, которая может то, чего физически не способен сделать ребенок. Пока что он — центр мира, а мама — очень важный человек, который исполняет его желания.

Двенадцатый месяц

Ребенок начинает ходить, и новые возможности открытия и познания мира его словно окрыляют. Вкладывается много энергии в исследование мира через свое тело и новые возможности. Эти достижения служат сепарации ребенка как долгому процессу отделения от мамы. А помимо сепарации, происходит процесс индивидуации, который в дальнейшем будет идти всю жизнь человека и служить его полному осознанию своей уникальности. Но начало его закладывается именно в первый год жизни.

   

Фото: Unsplash

Эмоциональное развитие: 1-летние дети

Авторизоваться | регистр

 

Возраст и этапы

Возрасты и этапы

На протяжении второго года жизни ваш ребенок будет постоянно колебаться между жесткой независимостью и цеплянием за вас. Теперь, когда она может ходить и делать что-то для себя физически, у нее есть возможность отойти от вас и проверить свои новые навыки. Но в то же время ее еще не совсем устраивает мысль о том, что она личность, отдельная от вас и всех остальных в мире. Особенно когда она устала, больна или напугана, она захочет, чтобы вы были рядом, чтобы утешить ее и отогнать одиночество.

Невозможно предугадать, когда она отвернется от вас, а когда прибежит в укрытие. Может казаться, что она меняется от одного момента к другому, или она может казаться зрелой и независимой в течение нескольких целых дней, прежде чем внезапно регрессировать. Вы также можете почувствовать смешанную реакцию на это: хотя бывают моменты, когда приятно снова иметь ребенка, обязательно будут другие моменты, когда ее суета и нытье — это последнее, что вам нужно. Некоторые люди называют этот период первой юностью. Это отражает некоторые смешанные чувства вашего ребенка по поводу взросления и ухода от вас, и это абсолютно нормально.

Помните, что лучший способ помочь ей восстановить самообладание — это дать ей внимание и поддержку, когда она в этом нуждается. Огрызаясь на нее, чтобы она «вела себя как большая девочка», вы только заставите ее чувствовать себя и вести себя более незащищенной и нуждающейся.

Кратковременная разлука с вами может помочь вашему малышу стать более независимым. Она по-прежнему будет страдать от разлуки и, возможно, поднимет шум, когда вы ее покинете, даже если это всего на несколько минут. Но протест будет кратким. Скорее всего, вы расстроены этими разлуками больше, чем она, но постарайтесь не сообщать ей об этом. Если она считает, что ее суета может заставить вас остаться, она будет продолжать возиться с подобными случаями в будущем. Как бы заманчиво ни было тихо «ускользнуть», она может на самом деле стать более цепкой, потому что тогда она никогда не знает, когда ты собираешься исчезнуть в следующий раз. Вместо этого оставьте ее с поцелуем и обещанием вернуться. А когда вы вернетесь, с энтузиазмом поприветствуйте ее и уделите ей все свое внимание на некоторое время, прежде чем перейти к другим делам или делам.

Когда ваш ребенок поймет, что вы всегда возвращаетесь и продолжаете любить его, он будет чувствовать себя в большей безопасности.

Последнее обновление
01.08.2009
Источник
Уход за младенцем и ребенком раннего возраста: от рождения до 5 лет (Авторское право © Американская академия педиатрии, 2009 г.)

Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.

Когнитивное развитие: годовалый ребенок — HealthyChildren.org

Авторизоваться | регистр

 

Возраст и этапы

Возрасты и этапы

Наблюдая за игрой вашего малыша, вы замечали, как сильно он концентрируется на всем, что делает? Каждая игра или задание — это учебное предложение, и она соберет всевозможную информацию о том, как все работает.

Теперь она также сможет опираться на уже изученные факты, чтобы принимать решения и находить решения игровых задач. Однако ей будет интересно решать только те задачи, которые соответствуют ее уровню развития и обучения, поэтому дайте ей игрушку, которая очаровала ее в одиннадцать месяцев, и она может уйти со скучающим видом. Или предложите слишком сложную игру, и она будет возражать. Ее особенно привлекут механические устройства, такие как заводные игрушки, переключатели, кнопки и ручки. Вам может быть трудно точно судить, с чем она может и не может справиться в этом возрасте, но ей нетрудно решить. Предоставьте ей ряд занятий, и она выберет те, которые сложны, но не полностью выходят за рамки ее способностей.

В этом возрасте подражание является важной частью ее процесса обучения. Вместо того, чтобы просто манипулировать предметами домашнего обихода, как она делала это в первый год обучения, она расчесывает волосы, болтает в телефон, крутит руль своей игрушечной машинки и толкает ее вперед и назад.

Сначала она будет единственной, кто будет участвовать в этих действиях, но постепенно к ней присоединятся и другие игроки. Она может расчесывать волосы своей куклы, «читать» вам из своей книги, предлагать товарищу по играм воображаемый напиток или подносить игрушечный телефон к вашему уху. Поскольку подражание является такой важной частью ее поведения и обучения, сейчас, возможно, больше, чем когда-либо, вам нужно осознавать поведение, которое вы моделируете для нее. Помните, что то, что вы говорите или делаете, может повторяться (к вашему большому удовольствию или к огорчению!) снова и снова, пока она играет и учится. Здесь решающую роль играют старшие братья и сестры. Такое копирующее поведение происходит между малышами и их старшими братьями и сестрами. Это идеальное время, чтобы воспользоваться этими естественными сигналами развития.

Задолго до своего второго дня рождения ваш малыш будет преуспевать в играх в прятки, помня, где находятся спрятанные предметы, даже после того, как они исчезнут из поля зрения. Если вы забьете ее мячик или крекер, пока она играет, вы можете забыть об этом, но она этого не сделает!

По мере того, как она осваивает прятки, она также лучше понимает разлуку с вами. Точно так же, как она знает, что где-то спрятан предмет, даже если она его не видит, теперь она узнает, что вы всегда возвращаетесь, даже если вас нет рядом с ней целый день. Если вы на самом деле покажете ей, куда вы идете, когда уходите от нее — например, на работу или в продуктовый магазин, — она сформирует мысленный образ вас там. Это может сделать разлуку еще легче для нее.

В этом возрасте ваш малыш в значительной степени является директором; она дает вам знать, какую роль она хочет, чтобы вы играли в ее деятельности. Иногда она приносит вам игрушку, чтобы вы могли помочь ей заставить ее работать; в других случаях она вытащит его у вас, чтобы попробовать сама. Часто, когда она знает, что сделала что-то особенное, она делает паузу и ждет ваших аплодисментов. Реагируя на эти сигналы, вы обеспечите ей поддержку и поощрение, необходимые для продолжения обучения.

Вы также должны указать, что ей все еще не хватает суждения. Да, теперь она понимает, как ведут себя определенные вещи, но — поскольку она не может видеть, как одна вещь влияет на другую, — она еще не понимает всей полноты последствий. Поэтому, даже если она понимает, что ее игрушечная тележка покатится вниз, она не может предсказать, что произойдет, когда она приземлится посреди оживленной улицы внизу. Хотя она знает, что дверь открывается и закрывается, она не знает, что должна следить за тем, чтобы рука не застряла в ней. И даже если однажды она узнала это на собственном горьком опыте, не думайте, что она усвоила урок. Скорее всего, она не связывает свою боль с цепью событий, которые к ней привели, и почти наверняка не вспомнит эту последовательность в следующий раз. Пока у нее не разовьется здравый смысл, ей понадобится ваша бдительность, чтобы обезопасить ее.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts