Развитие ребенка в 1 год: на что обратить внимание, особенности развития
08.10.2020 Время на чтение: 5 мин 62831
Содержание:
- Особенности развития ребенка в 1 год
- Физиологические изменения
- Двигательная активность ребенка в 6 месяцев
- Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год
- Особенности развития девочек в 1 год
- Особенности развития мальчиков в 1 год
- Как проверить уровень развития ребенка
- Занятия для развития
- Возможные отклонения в развитии
Особенности развития ребенка в 1 год
По сравнению с предыдущими месяцами малыш становится намного активнее и любознательнее. Родители начинают отмечать это еще после первого полугодия, но к годику ребенок становится еще более смышленым и любопытным. Его вес примерно втрое больше, чем при рождении, и в среднем составляет 10–12 кг, а ростом такие детки около 72–77 см.
Многое зависит от генетики, от того, какими темпами в свое время росли родители малыша. Главное, чтобы соотношение роста и веса было органичным, например высокий ребенок весил больше. Если малыш незначительно не вписывается в критерии, поводов для беспокойства нет, даже если у знакомых ребенок в этом возрасте выглядит немного иначе. Каждый малыш уникален.Физиологические изменения
Начиная с годовалого возраста темпы роста немного замедлятся. Это совершенно нормально: только в первые 12 месяцев жизни малыш растет настолько стремительно, дальше процесс станет чуть менее быстрым.
Снижение веса. Строго говоря, сам по себе вес не снижается – только темпы его прироста. Младенческая пухлость постепенно начинает уходить, но частично до сих пор остается. Со временем набирать килограммы малыш станет медленнее, и это свидетельствует о нормальном его развитии.
Зубы. У малыша в годик уже прорезывается несколько зубов – в среднем до 8. Показать ребенка врачу стоит, если в год у него так и не появилось ни одного молочного зубика. Когда они режутся, малыш становится беспокойным, часто плохо спит по ночам: ему дискомфортно, и это мешает уснуть. Врачи дают рекомендации, как снизить дискомфорт для ребенка при прорезывании зубов.
Стопы. Они у малыша еще плоские, на них не появился изгиб. Это пройдет со временем, когда ребенок привыкнет самостоятельно ходить, тогда же исчезнут жировые подушечки на стопах. Если же малыш уже начал активно ходить, подушечки могут исчезнуть раньше, а на ножках начнет появляться здоровый изгиб. Ноги малыша осмотрит врач на плановой проверке, он же скажет, все ли с ними хорошо.
Двигательная активность ребенка
То, что умеет ребенок в год, не идет ни в какое сравнение с его умениями всего несколько месяцев назад. Он уже намного лучше научился обращаться с собственным телом, очень активен, много и разнообразно двигается. В ручках малыш спокойно держит два предмета, может собрать пирамидку или даже удержать ложку за столом во время прикорма. Конечно, во многих действиях ему до сих пор нужна помощь родителей: такие маленькие дети способны концентрироваться на чем-то всего несколько минут.
Активные движения. Ребенок ползает, встает на ножки, в том числе из положения на корточках, самостоятельно встает на коленки. Он может залезть на стул или диван или слезть оттуда, а с помощью родителей – подняться или спуститься по лестнице. Дети очень любознательны, поэтому в таком возрасте их нельзя оставлять рядом с открытыми окнами или опасными предметами. Малыш может догадаться добраться до подоконника с помощью стула. Мелкая моторика становится намного лучше: ребенок может взять какой-нибудь мелкий предмет двумя пальчиками, взять чашку и отпить из нее.
Танцы. Маленькие дети любят музыку. Многие замечают, что, услышав интересную мелодию, малыш начинает активно пританцовывать: ему это нравится. Некоторые не только танцуют, но и пытаются подпевать детским песенкам. Если ребенок этого не делает, можно показать ему несложный танец, и он начнет повторять уже без подсказки мамы или папы.
Быстрое передвижение на четвереньках. Практически все малыши в этом возрасте уже ползают, причем довольно быстро. Некоторые пропускают этап хождения на четвереньках и сразу встают на ножки, но это происходит далеко не у всех. Чаще всего годовалый ребенок спокойно перемещается ползком.
Ходьба с поддержкой родителей. Некоторые детки уже начинают делать первые шаги. Самостоятельно ходить начинает мало кто, но большинство малышей уже может неуверенно пройтись, держась за руку мамы или папы. Кое-кто пытается ходить, держась за стенки или другую опору. Впрочем, есть и дети, которые не спешат начинать передвигаться на двух ногах, и это совершенно нормально. Если ваш ребенок еще не пошел, не нужно его торопить. Доктор Комаровский предполагает, что в таких случаях повременить с ходьбой может быть даже полезно: прямохождение – это серьезная нагрузка на спину, возможно, малыш просто пока к ней не готов [1].
Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год
Малыш очень любопытен, внимательно смотрит на поведение взрослых и старается его копировать. Это важно помнить и при воспитании: даже если ребенок вас не слушает, он точно будет перенимать ваше поведение. Ребенка очень интересуют складывающиеся и разбирающиеся вещи, поэтому он может интересоваться кубиками, пирамидками, складывать из них конструкции. Некоторым нравится перелистывать книжки, прятать и искать предметы. Малыши в этом возрасте уже проявляют обширный спектр эмоций, в их лексиконе до 10–15 простых слов, они распознают разных животных и помнят имена родителей. Годовалый ребенок способен понять простое поручение: «подойди», «дай». Он начинает интересоваться играми с сюжетом. Улучшается и долгосрочная память: малыш помнит, что произошло несколько дней назад. Он узнает животных и разные предметы, может научиться пользоваться некоторыми из них, например открыть шкаф.
Особенности развития девочек в 1 год
Психологически мальчики и девочки в этом возрасте еще очень похожи.
Их интересуют мячики и пирамидки, игры с сюжетом, игрушки, с которыми можно по-разному взаимодействовать. Поэтому не стоит ограничивать ребенка, скажем, куклами, если это девочка. Существенных отличий в весе и росте мальчиков и девочек нет в этом возрасте. А вот психомоторное и психическое развитие девочек может чуть опережать таковое у мальчиков. Это сгладится позже, но пока малышка может раньше начать ходить или, скажем, называть слова.
Особенности развития мальчиков в 1 год
Дети в этом возрасте очень похожи, равно как и игры, которые они предпочитают. Малыши могут имитировать действия родителей: отсюда возможный интерес к игрушкам, повторяющим «взрослые» предметы. Это касается детей обоих полов, поэтому старайтесь давать им разнообразие. Малышам нравятся разные игры, не нужно ограничивать их машинками и мячами.
Как проверить уровень развития ребенка
Не нужно предъявлять слишком жестких требований, лучше ориентироваться на характерные для этого возраста особенности развития. Чтобы понять, как развивается и что умеет ребенок в 1 год, вы можете провести несколько простых тестов:
- посмотреть, как малыш двигается, как ползает, умеет ли ходить, забираться или слезать с диванов и кресел;
- оценить жестикуляцию, проверить, может ли ребенок показывать осмысленные жесты вроде покачивания головой или помахивания рукой;
- послушать его речь, понять, есть ли в речи малыша хотя бы одно осмысленное слово;
- посмотреть, как ребенок играет, чем интересуется, как работают его ручки и ножки, может ли он пользоваться простыми бытовыми предметами;
- оценить количество зубов;
- поиграть с малышом, предложить ему кубики или пирамидку, посмотреть, станет он собирать из них башенку или просто отбросит.
Занятия для развития
С малышами нужно заниматься: это благотворно влияет на их развитие, помогает в дальнейшей жизни, в том числе в более взрослом возрасте [2]. Так ребенок начнет усваивать новые навыки и знания быстрее, впоследствии это поможет ему с учебой и позволит лучше и быстрее разобраться в окружающей реальности. Помните, что в этом возрасте нужно понемногу давать малышу больше самостоятельности, например позволять выбирать, какую кофточку он наденет или какую книжку ему будут читать на ночь. Старайтесь поменьше брать ребенка на руки, чтобы у него был стимул самостоятельно добраться до нужного места.
Музыка. Дети любят музыкальные игрушки, детские песенки и мелодии. Вдобавок чем больше разнообразных приятных звуков малыш слышит, тем более развит окажется его слух. Поэтому включайте ребенку детские песенки, мелодии и подборки, которые специально разработаны для маленьких детей. Вдобавок под музыку малышу будет легче играть, он может захотеть танцевать, развивая тем самым двигательную активность, или подпевать – это способствует развитию речи. Конечно, если какая-то мелодия ему не нравится (в этом возрасте дети уже начинают обретать собственные предпочтения), лучше не включать ее, а включить ту, что по вкусу.
Диалоги и чтение. Чем больше разговаривать с ребенком, чем большее количество слов применять в диалогах, тем обширнее будет его словарный запас. Долгие разговоры с малышом способствуют развитию речи. Старайтесь общаться с ребенком все то время, что вы с ним проводите: описывать предметы, на которые он смотрит, на прогулке показывать на различные интересные ребенку вещи и явления и произносить их название. Старайтесь общаться с малышом в силу его детских речевых возможностей. При разговоре называйте слова четко и внятно, чтобы ребенку было легче запомнить их и повторить, используйте мягкие и ласковые интонации: малыш в этом возрасте прекрасно распознает и чувствует настроение других. Можно и нужно читать крохе книжки. Сам он в этом возрасте читать еще не умеет, но может разглядывать картинки и слушать мамин голос, узнавая новые слова и учась воспринимать простые сюжеты.
Развитие мелкой моторики. Именно к году ребенок полноценно учится работать указательным пальцем [3], пользуется им, чтобы указывать на что-то или поднимать предметы. Ручки слушаются его намного лучше, чем раньше, но малыш по-прежнему нуждается в развитии мелкой и крупной моторики. Это можно сделать с помощью подвижных игр:
- лепки из соленого теста или специального песка;
- игр в песочнице с помощью совочков и лопаток;
- раскладывания сортеров, приклеивания наклеек;
- закручивания и откручивания крышечек;
- использования маленьких игрушек, например, при купании в ванне.
Можно научить ребенка простым действиям, таким как мытье и вытирание рук: это тоже пойдет ему на пользу, вдобавок поможет малышу лучше обслуживать себя. Для освоения таких навыков, скорее всего, понадобится подать собственный пример. Понемногу можно начинать учить его более сложным действиям, таким как попытки застегнуть пуговицы.
Рисование. Дети очень любят рисовать, поэтому постарайтесь обеспечить ребенка бумагой, пальчиковыми красками или мелками. Рисование прекрасно развивает навыки узнавания окружающих предметов, способствует пространственному мышлению и в целом полезно. Вдобавок яркие цвета и возможность что-то создать очень радуют малыша.
Возможные отклонения в развитии
В год каждого ребенка должен осматривать педиатр. На плановом осмотре формируют график вакцинации, оценивают состояние малыша, как физическое, так и нервно-психическое. Врач задаст родителям вопросы, ответы на которые определят, нормально ли развивается ребенок. Насторожиться стоит, только если ребенок демонстрирует серьезные отклонения в поведении:
- не умеет ползать, плохо стоит, испытывает сложности с передвижением;
- не произносит осмысленных слов, отсутствует жестикуляция;
- не понимает даже простых просьб, плохо взаимодействует с родителями и другими детьми;
- не умеет пользоваться предметами быта. При этом пирамидку годовалые дети вполне могут нанизывать в неверном порядке, это нормально.
Если вас что-то насторожило, расскажите об этом педиатру при плановом обследовании. Он поможет справиться с проблемами, если они есть.
Малыш, перешагнувший годовалый рубеж, очень сильно отличается от себя буквально несколько месяцев назад. Дальше он будет становиться все более смышленым, активным и самостоятельным, радуя родителей и познавая мир. Помните: каждый ребенок не похож на другого, и учитывайте индивидуальные особенности малыша при воспитании и развитии.
[1] Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»
[2] Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»
[3] Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»
(33 оценок; рейтинг статьи 4.5)
Ребенок в год: особенности развития
Первый день рождения ребенка – волнующий момент в жизни родителей. Это определённый рубеж, который не зря называют переходом из младенчества в детство. Ещё совсем недавно малыш только тем и занимался, что ел и спал, а сегодня он уже активно перемещается по комнате, делает свои первые шаги, произносит осознанные звуки.
Второй год приходится центром возрастного периода «от рождения до трёх лет» – периода «впитывающего сознания», того времени, когда мозг ребенка словно губка вбирает в себя огромное количество информации, а процесс познания происходит посредством пережитого сенсорного опыта. В это время мы, взрослые, еще не можем воздействовать на ребенка напрямую — не можем, например, научить чему-либо. Но в наших силах окружить малыша правильной, богатой информацией средой, демонстрировать положительный опыт и создавать такие условия, в которых малыш сможет гармонично развиваться. Для этого нам необходимо знать, какие изменения, физические и психологические, происходят с ребенком на втором году жизни.
Итак, перед нами годовалый малыш. Как правило, он уже умеет ходить, держась за руку или самостоятельно. Навык хождения развивается скачками – вы наверняка удивитесь, как быстро и незаметно ребенок будет обретать то или иное умение. Сначала он неуверенно отпустит вашу руку и сделает первые самостоятельные шаги, а через несколько дней побежит. К двум годам дети уже не только свободно ходят, но и бегают, поднимаются по лестнице, прыгают, карабкаются и переползают.
В возрасте от года до двух лет ребенок решает серьёзные задачи своего физического развития. В своих движениях он становится все свободнее и энергичнее. Ребенку постоянно требуется реализовывать физический потенциал, постоянно проверять новые возможности своего тела и двигаться все больше и больше. «Просто не может сидеть на месте!» — часто восклицают родители, и это действительно так. Природа велит ребенку двигаться и развиваться, и он не желает терять ни минуты. Важно понимать это и помогать ребенку в развитии новых навыков. Первая помощь, конечно, заключается в отсутствии ограничений – не сидеть дома, а гулять чаще, позволять ребенку ходить в интересном ему направлении, не проходить мимо лестниц, не помогать, если ребенок в этом не нуждается.
Еще одним важным умением годовалого ребенка является способность и желание переносить предметы. Иногда нам может казаться, что малыш берёт на себя непосильную ношу и еле тащит стул или сумку, но не препятствуйте этому! Вряд ли ребенок возьмёт на себя то, что ему не под силу, а вот изрядно потрудившись и доставив стул до желаемого места, будет невероятно горд собой.
В этот период вам пригодятся всевозможные игрушки-каталки – на палочках, на веревочках, машины, тележки. При этом катать можно еще и стулья, пылесос, коляску на прогулке. Не лишним в этом возрасте будет установить в квартире детский спортивный комплекс. Также можно сооружать препятствия, которые ребенок будет с удовольствием преодолевать – раскладывать подушки по комнате, использовать пустые коробки в качестве туннелей.
Чем старше становится ребенок, тем проворнее он достает игрушки с низких полок и шкафов, а ближе к двум годам самостоятельно расставляет предметы на них. Наверное, вы уже давно убрали повыше опасные и хрупкие предметы. Маленький исследователь готов заглянуть в каждый шкафчик, и день ото дня его исследовательский дух только усиливается.
Вам будет казаться, что самое любимое занятие ребенка – это разбрасывание вещей, раскидывание игрушек и опустошение полок. Всё верно. Примерно до полутора лет ребенком движет стремление к хаосу. Весь мир для него – пространство, состоящее из бесчисленного множества не связанных друг с другом вещей. И беспорядок, который ребенок способен произвести – это определённый вклад в окружающий его мир. К тому же, разбрасывать и разбирать на части – это то, что ребенку сейчас удается лучше всего. И он раз от раза совершенствует приобретённый навык.
Но период хаоса рано или поздно закончится и в возрасте от полутора лет начинается удивительный период в развитии ребенка, которое характеризуется чувством порядка. Дети этого возраста проявляют огромный интерес к уборке, расстановке предметов по местам. Для ребенка становится определенной игрой – вспомнить, где предмет стоял, и поставить все на место или взять совок и веник и, подражая маме, подмести сор с пола. Ваш малыш начинает проявлять самостоятельность и всё, что требуется от родителей – поддержать новые умения вашего ребенка.
Предоставьте маленькому помощнику возможность проявить себя. Конечно, вам придётся затрачивать больше времени на уборку, чем вы делали это обычно, но зато, сколько радости получит малыш, осознавая, что без его помощи просто невозможно обойтись. Чтобы ребенок всегда был при деле, делитесь с ним своей работой. Если моете посуду, то ставьте его рядом на стул или безопасную подставку и давайте возиться с безопасными приборами. Если моете полы, то и ему выделите небольшую тряпку. Зовите ребенка помочь вам, когда вытаскиваете бельё из стиральной машины, разрешайте самому подметать с помощью маленькой щетки.
Развитие ребенка 1–2 года
Развитие ребенка 1–2 года
В возрасте от 1 до 2 лет вы увидите много изменений в вашем ребенке. Как родитель, вы теперь должны думать о безопасности и установлении ограничений, а также заботиться о своем ребенке.
Ваш малыш путешествует и познает мир. Они «разговаривают» и издают узнаваемые звуки. Им нравится, когда вы разговариваете, вместе смотрите книжки с картинками и показываете на знакомые им предметы. Ваш ребенок собирает звуки вместе, бормоча, пытаясь скопировать или произнести первые слова и говоря «нет», покачивая головой.
Ваш ребенок может быть цепким и осторожным с незнакомцами, но у них формируются особые отношения с вами и другими членами семьи. Их личность становится ясной для вас.
Социальные и эмоциональные
Ваш малыш теперь понимает, что он совершенно отдельный от вас человек. Это может означать, что они беспокоятся о том, что вы можете их бросить. Это также означает, что они будут продолжать повторять «я» и «мой».
Теперь ваш ребенок знает, что он независимый человек, он начинает понимать, что может «владеть» вещами. Иметь «свою» позицию или называть объект «своим» — это способ осознать эту захватывающую и довольно пугающую новую идею.
Трудно понять, что есть что-то, если вы также не знаете, чем оно не является, поэтому ваш малыш может быть настроен на противоположности – возможно, на противоположное тому, что вы предлагаете в данный момент!
Хотя они, вероятно, знают много слов, в этом возрасте они еще не могут понимать абстрактные понятия.
Часто кажется, что ваш ребенок игнорирует вас, когда вы говорите ему что-то сделать, и его нужно отвлечь, отодвинуть или взять на руки. Несмотря на то, что они, кажется, понимают «нет», они все еще не могут контролировать свои импульсы настолько, чтобы подчиняться.
- Быть родителем 18-месячного ребенка может быть тяжелой физической и умственной работой.
- Ваш малыш будет любознательным и энергичным, но ему все еще нужно много внимания со стороны взрослых, а также ваше присутствие для успокоения.
- Они будут зависеть от вас (своих родителей) и очень привязываются. Скорее всего, они боятся разлуки, потому что еще не до конца понимают, что вы вернетесь.
- Они любят играть со взрослыми и любят повторяющиеся игры.
- Они проявляют интерес к другим детям, но обычно играют в одиночку. Не ожидайте, что они будут делиться вещами — в этом возрасте малыши не понимают идеи делиться.
- Ваш малыш будет имитировать действия и игры, например, разговаривать по игрушечному телефону.
- Они могут быть более склонны к сотрудничеству в одежде, потому что хотят подражать взрослым и «сделать это сами».
- Однако, поскольку ваш малыш хочет «сделать все правильно», он может сильно расстроиться, если не сможет справиться с заданием.
- Ваш малыш постепенно начинает лучше есть самостоятельно, но может стать разборчивым в том, что он ест.
Развитие понимания
На втором году жизни ваш малыш все еще не может видеть мир в перспективе. Понятия времени и расстояния — «слишком быстро, слишком медленно, слишком далеко» — все это им недоступно.
Тем не менее, ваш малыш усердно сортирует объекты, которые он видит, на понятные группы. Сначала эти группы могут быть довольно рыхлыми. Например, увидев и запомнив утку, они скажут «утка», когда увидят курицу, потому что у них обоих есть перья и крылья.
Потратьте время, чтобы понаблюдать за наблюдательностью вашего ребенка, пока он упорядочивает предметы, персонажей и животных, которых встречает в своем мире.
- Ваш малыш лучше запоминает – он начинает думать, прежде чем действовать, например, вспоминая что-то горячее. Они также будут помнить и копировать прошлые события.
- В возрасте от 18 месяцев до 2 лет ваш малыш будет лучше узнавать сходства и различия в вещах и начнет сортировать вещи по группам, таким как автомобили, кубики или животные.
- Ваш малыш также начнет понимать, какие вещи связаны друг с другом, например, выбирать обувь папы или складывать мелки с бумагой.
- Они начнут сопоставлять и подгонять и могут решать простые головоломки, такие как фигуры или знакомые животные.
- Однако они все еще очень плохо понимают время и не могут понять, что значит завтра. Ваш малыш не понимает абстрактных слов, таких как «красивый», «пустой» или «тяжелый», и не может говорить о вещах, которые он не может увидеть, взять или потрогать.
- Они также не имеют реального представления о размерах и пространстве – они могут бояться упасть в унитаз или в сливное отверстие в ванне.
Физическое развитие
Быстрая подвижность вашего малыша означает, что вам, вероятно, придется реорганизовать свой дом. Ваш ребенок перейдет от ползания или шатания в ограниченном пространстве к уверенной ходьбе и широкому исследованию, открывая каждую ручку и поворачивая каждую ручку, которую он может увидеть.
Закрепите или уберите тяжелые или бьющиеся предметы.
Оставляйте интересные небьющиеся предметы там, где они могут их достать.
Будьте позитивны
Постарайтесь ограничить использование отрицательных слов, таких как «нет» и «нельзя», так как они сильно повлияют на отношение вашего малыша к себе и миру. Вы хотите нарисовать позитивную картину мира, в котором возможно многое, а не места, где ничего не разрешено.
Когда вам нужно управлять их поведением, постарайтесь предложить альтернативы и как можно проще объяснить опасности. Примерно к 15 месяцам ваш малыш может:
- подтолкнуть себя, «несясь вперед» на четырехколесной игрушке для верховой езды
- ходить в одиночестве с широко расставленными ногами и высоко поднятыми руками для сохранения равновесия
- встают на ноги, отжимаясь руками.
К 2 годам ваш малыш:
- может вставать без помощи рук
- , вероятно, сможет бежать, не натыкаясь на предметы, и останавливаться при необходимости
- , вероятно, может спускаться по лестнице, держась за нее, но будет ставить обе ноги на каждую ступеньку, прежде чем перейти к следующей
- будет заинтересован и способен крутить ручки и нажимать кнопки.
Проверка того, «как далеко они могут зайти», является частью физической и социальной жизни вашего малыша. Постарайтесь позволить им исследовать мир свободно и безопасно, но не позволяйте им забегать слишком далеко. Всегда давайте малышу понять, что вы рядом, чтобы он мог вернуться.
Речь и язык
На втором курсе язык является зеркалом других изменений в развитии. Ваш малыш быстро начинает называть больше вещей в своем мире и для чего они нужны. Они по-прежнему будут хотеть, чтобы вы говорили то, что у них в голове, но слишком сложно для них выразить — например, «Я хочу зеленую чашку для моей воды».
Хотя количество слов, которые они знают, в этом году увеличивается, они будут очень расстроены, потому что просто не могут сказать столько, сколько хотят, или потому что вы не понимаете, что они говорят.
Много разговаривайте с ними и повторяйте то, что они сказали, когда отвечаете. Опишите то, что вы видите вместе, простыми словами, например: «Посмотрите на большой автобус».
- Речь вашего малыша увеличивается примерно с 5-20 слов в 18 месяцев до 150-300 слов к 2 годам. Они могут понимать даже больше слов.
- К 2 годам ваш малыш может сказать вам большую часть того, что он хочет, с помощью таких слов, как «снаружи», «молоко» или «печенье», даже если он не всегда произносит их правильно.
- Предложения вашего малыша станут длиннее и точнее — от «больше» до «хочу еще», а затем «я хочу еще».
- Ваш малыш также лучше понимает язык и может помнить по две вещи одновременно, например, «Возьми мяч и принеси его папе».
- Помимо слов, чтобы сказать, что они хотят, они начинают учить слова о том, что они чувствуют, например, «оу», когда они причиняют себе боль.
- К 2 годам ваш малыш будет иметь достаточные языковые навыки, чтобы говорить людям, что они хотят, чтобы они сделали — «нет» или «уходи».
- Во время волнения они могут колебаться над некоторыми словами.
Занятия
- Вашему малышу понравится крутить ручки и кнопки. Это помогает им научиться использовать свои мышцы и чувствовать, что они могут управлять новыми вещами. Защитите телевизор и другое заманчивое оборудование и дайте им свои игрушки с ручками и кнопками, на которые можно нажимать.
- Им понравятся простые головоломки. (Если ваш малыш теряет интерес, когда он может собрать головоломку, возьмите что-нибудь из библиотеки игрушек).
- Им понравятся игрушки, которые соединяются друг с другом, например, поезда или игрушки-складчики, наборы молотков и колышков, а также контейнеры для наполнения и опорожнения.
- Вашему малышу понравится рассматривать картинки. Называйте с их помощью знакомые предметы и животных. Иногда пусть переворачивают страницы.
- Любимые разговоры включают разговоры о том, что они видят, делают или чувствуют. Ваш малыш узнает больше слов, когда вы болтаете таким образом, а не когда вы задаете вопросы.
- Избегайте вопросов, на которые вы уже знаете ответ. Вместо того, чтобы спрашивать «Что это?», вы можете сказать: «О, это вкусное яблоко».
- Играйте в игры, в которых они могут сказать «нет», например, «Папа под кроватью?»
- Подарите малышу разные игрушки, чтобы он мог узнавать о разных и одинаковых предметах, например, о фруктах, животных или машинах.
- Им понравится копировать вас и играть в «дом», например, мыть посуду, играть с игрушечными телефонами, одевать кукол и играть в переодевание.
Не забывайте иногда просто позволять им играть самим, чтобы они научились развлекаться. Они попросят о помощи, если захотят.
Ваш ребенок уникален
Все дети разные и могут развиваться с разной скоростью. Таким образом, если ваш ребенок не делает некоторых из этих вещей, он может «работать» над другой областью обучения и развития.
Тем не менее, дети обычно развиваются по одной и той же схеме, и приятно осознавать, что ваш ребенок развивается нормально, своим уникальным путем.
Если вас беспокоит развитие вашего ребенка или если он сильно отличается от других детей, поговорите со своим врачом или детской медсестрой. Если есть проблема, лучше обратиться за помощью заранее.
На что следует обратить внимание
Поговорите со своим врачом или детской медсестрой, если ваш ребенок:
- часто спотыкается о ноги, и это не улучшается
- не может ходить
- не может держать ложку и доносить большую часть еды до рта
- не может поднимать мелкие предметы
- нельзя построить башню из 3-4 кирпичей
- регулярно использует не более 20 слов
- не понимает простых указаний (это не значит, что они всегда будут делать то, что вы им говорите)
- часто убегает очень далеко (с глаз долой) или без колебаний забирается очень высоко.
Безопасность
Безопасность является большой проблемой, так как малыши любопытны и очень подвижны, но еще слишком малы, чтобы понимать опасность.
- Убедитесь, что все опасные предметы, включая лекарства, заперты наверху.
- Прикрепите мебель, включая книжные полки и телевизоры, к стене.
- Убедитесь, что температура горячей воды установлена на 50 градусов или меньше.
- Всегда следите за детьми у воды.
Дополнительная информация
Местная общественная, школьная или детская медсестра
- См. фиолетовую книгу «Все обо мне» для вашего ребенка
- Посмотрите в системе поиска детских поликлиник
- Посетите ближайшую детскую поликлинику
Местный семейный врач
Линия для родителей Ngala
- 8:00–20:00 Без выходных
- Телефон: (08) 9368 9368
- За пределами метро – бесплатный звонок 1800 111 546 (бесплатно только со стационарных телефонов)
- Посетите веб-сайт Ngala (внешний сайт)
Raising Children Network
- Посетите веб-сайт Raising Children Network (внешний сайт)
Последняя проверка: 21 мая 2019 г.
Благодарности
Служба охраны здоровья детей и подростков – Общественное здравоохранение (CAHS CH)
Эта публикация предназначена только для образовательных и информационных целей. Это не замена профессиональной медицинской помощи. Информация о терапии, услуге, продукте или методе лечения не означает одобрения и не предназначена для замены рекомендаций вашего лечащего врача. Читатели должны иметь в виду, что со временем актуальность и полнота информации могут измениться. Все пользователи должны обратиться за советом к квалифицированному медицинскому работнику для постановки диагноза и получения ответов на свои медицинские вопросы.
См. также
- Развитие ребенка
Развитие малыша в возрасте 18-24 месяцев
Развитие малыша в возрасте 18-24 месяцев: что происходит
Чувства
В этом возрасте малыши начинают испытывать новые эмоции, такие как гнев и разочарование, вина, стыд, собственничество и волнение. Вашему ребенку может быть трудно справиться с этими «большими» эмоциями, и в результате вы можете столкнуться с истериками.
Несмотря на то, что пик беспокойства вашего ребенка о разлуке приходится примерно на 18 месяцев, к 2 годам оно должно начать ослабевать.
Ваш ребенок также начинает думать о том, что он чувствует, и может связывать чувства со словами – например, ваш ребенок может сказать вам, что ему «грустно». Они могут проявить привязанность, поцеловав вас или обняв куклу, что также является частью развития эмпатии.
Бытовые навыки
Примерно в это время малыши стремятся делать больше вещей самостоятельно.
Например, ваш ребенок учится есть самостоятельно с помощью ложки и чашки, а может быть, даже вилки — пролитий может быть даже меньше, чем раньше!
Ваш ребенок может попытаться помочь, когда одевается и раздевается. В этом возрасте ребенку проще снять носки, обувь и одежду без пуговиц.
Как правило, ваш ребенок может показывать признаки того, что он готов к приучению к туалету, начиная с 2 лет. Но некоторые дети нередко проявляют признаки готовности раньше, примерно в 18 месяцев.
Игра и обучение
Игра важна, потому что так дети учатся.
В этом возрасте ваш ребенок начнет воображать и творить с помощью ролевых игр, например, притворяясь, что пьет из чашки. По мере того, как ваш ребенок становится старше, притворяйтесь, что игра становится все более сложной, и вы можете обнаружить, что ваш ребенок делает что-то вроде подметания пола веткой дерева. Вашему ребенку понравится проводить время с братьями, сестрами и другими детьми, даже если они не играют напрямую с другими.
Разговор
В этом возрасте малыши любят говорить. Слова вашего ребенка могут даже звучать то вверх, то вниз, как у взрослого. Скорее всего, вы услышите смесь «лепета» и реальных слов.
В 18 месяцев ваш ребенок постоянно учит слова – обычно 1-2 слова в неделю или, может быть, даже слово в день. Ваш ребенок может называть и указывать на знакомые предметы, людей и части тела, например, на уши, нос или пальцы ног. Ваш ребенок может также издавать звуки животных, такие как «мычание», или повторять один и тот же звук или слово снова и снова.
Ваш ребенок знает свое имя и понятие «мое». Они лучше понимают простые предложения и инструкции, такие как «Принеси это маме» или «Пойдем прогуляемся». Вы сможете лучше понимать то, что говорит вам ваш ребенок.
К 2 годам ваш ребенок может говорить «я», «ты» и «я» и использовать предложения из 2-3 слов, например, «Мама, машина» или «я сделаю это».
Движение
Малыши обычно ходят самостоятельно к 18 месяцам и начинают бегать. Ваш ребенок, вероятно, будет ходить вверх и вниз по лестнице или взбираться на мебель с вашей помощью. Бросать и пинать мяч, рисовать карандашами или цветными мелками и строить маленькие башни из блоков может быть одним из любимых занятий вашего ребенка.
Подумайте, как сделать свой дом безопасным для передвижения вашего активного ребенка.
В этом возрасте ваш ребенок также может: попросили что-то сделать
Когда ваш ребенок осваивает новый навык, отметьте это достижение большим количеством похвал и позитивным вниманием. Также полезно помогать и поощрять вашего ребенка продолжать делать то, чему он научился, даже если это сложно.
Помощь в развитии малыша в возрасте 18-24 месяцев
Вот несколько простых вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь развитию вашего ребенка в этом возрасте:
- Будьте рядом для вашего ребенка: исследует, это дает вашему ребенку уверенность в том, что он может попробовать что-то новое самостоятельно. Это может помочь вашему ребенку стать независимым и уверенным в себе позже.
- Дайте вашему ребенку возможность играть с другими: игра — отличный способ для вашего ребенка подружиться и научиться вести себя с другими детьми. Но пока не ждите, что вы будете делиться друг с другом и по очереди — малыши часто думают, что все принадлежит им.
- Поощряйте повседневные навыки, такие как использование ложки, питье из чашки и снятие шляпы. Эти навыки включают в себя как мелкие, так и крупные мышечные движения, а также способность вашего ребенка думать о том, что он делает.
- Разговаривайте со своим малышом: называйте и говорите о повседневных вещах — частях тела, игрушках и предметах домашнего обихода, таких как ложки или стулья, — помогает развивать языковые навыки. В этом возрасте вы можете научить ребенка тому, что «стул» может быть «большим стулом», «красным стулом» или даже «большим красным стулом».
- Придайте смысл тому, что говорит ваш ребенок, слушая и отвечая ему. Если ваш ребенок говорит «Мама, молоко», вы можете ответить: «Хочешь, чтобы мама приготовила тебе молока?» Это поощряет беседу и помогает ребенку развивать коммуникативные навыки. Это также заставляет вашего ребенка чувствовать себя ценным и любимым.
- Читайте вместе с ребенком: вы можете поощрять речь и воображение вашего ребенка, читая вместе, рассказывая истории, распевая песни и рассказывая детские стишки.
Воспитание малышей в возрасте 18–24 месяцев
Как родитель, вы всегда учитесь. Нормально быть уверенным в том, что знаешь. Также нормально признать, что вы чего-то не знаете, и задать вопросы или получить помощь.
Когда вы сосредоточены на уходе за ребенком, вы можете забыть или у вас может не хватить времени, чтобы позаботиться о себе. Но забота о себе физически, умственно и эмоционально поможет вашему ребенку расти и развиваться.
Иногда вы можете чувствовать себя разочарованным, расстроенным или подавленным. Можно немного отдохнуть , пока не почувствуете себя спокойнее. Поместите ребенка в безопасное место, например, в детскую кроватку, или попросите кого-нибудь еще присмотреть за вашим ребенком на некоторое время. Попробуйте уйти в другую комнату, чтобы глубоко вдохнуть, или позвонить члену семьи или другу, чтобы обсудить ситуацию.
Никогда не трясите малыша. Это может вызвать кровотечение внутри мозга и, вероятно, необратимое повреждение мозга.
Можно попросить о помощи. Если вы чувствуете себя перегруженным заботой о своем ребенке, позвоните в местную службу поддержки родителей. Вы также можете попробовать наши идеи, как справиться с гневом, беспокойством и стрессом.
Когда следует беспокоиться о развитии малыша в возрасте 18 месяцев
Обратитесь к детской и семейной медсестре или врачу общей практики, если у вас есть какие-либо опасения или вы заметили, что у вашего 18-месячного ребенка есть какие-либо из следующих проблем.
Видение, слух и общение
Ваш ребенок:
- плохо видит или слышит
- не говорит ни одного слова инструкции – например, «Пожалуйста, дайте мне мяч».
Поведение и игра
Вашему ребенку не нравится зрительный контакт, он не обнимается с вами или не показывает своих чувств.
Двигательные и моторные навыки
Ваш ребенок:
- не ходит самостоятельно
- использует одну руку намного больше, чем другую (обычно дети не используют одну руку больше, чем другую, пока не приблизится к 2 годы).
Когда следует беспокоиться о развитии малыша в возрасте 2 лет
Если вы заметили, что у вашего 2-летнего ребенка есть какие-либо из следующих проблем, обратитесь к семейной медсестре или семейному врачу или семейному врачу.
Видение, слух и общение
Ваш ребенок:
- плохо видит или слышит предметы
- не использует два слова вместе – например, «красная машина»
- не может следовать простым инструкциям – например «Пожалуйста, дайте мне мяч».
Поведение и игра
Ваш ребенок:
- не показывает своих чувств
- не приходит к вам за любовью или утешением
- не копирует действия или слова – например, когда поет «Heads , плечи, колени и пальцы ног’
- не притворяется во время игры — например, не притворяется, что разговаривает по телефону.
Движение и двигательные навыки
Ваш ребенок:
- не может ходить вверх и вниз по лестнице, даже держась за вас или за перила
- не может бегать
- ему трудно обращаться с мелкими предметами – например, карандаш или мелок
- не рисует.
Вам следует обратиться к специалисту по детскому здоровью, если вы заметили, что ваш ребенок теряет навыки, которые у него были раньше.