Психология отношений родителей и детей: рекомендации специалистов по отношениям в семье

Как отношения с родителями влияют на личную жизнь и как это изменить

Или как понимание своего места в родовой системе может изменить жизнь к лучшему

Редакция сайта

Ольга Пильникова

Трансперсональный психотерапевт

Я думаю, что никто не увидится, узнав, что самый частый запрос на консультациях – это отношения. Прежде всего, с противоположным полом. Палитра запросов варьируется примерно от «что делать, если мне всё время попадаются чудаки» до «что делать, если мне не попадаются даже чудаки»? Ответ универсальный для всех – разбираться со своей атомарной семьей, то есть с мамой и папой. 

Если немного углубиться в историю психологии семьи, то можно увидеть, что семья как институт на протяжении многих веков создавалась не для духовности и для любви, а для решения, прежде всего, экономических и социальных задач. Люди жили в среднем по 40 лет, и, если человек чудом доживал до 45-50 лет, не пострадав от бандитской пули или чахотки, то уже считался древним стариком.

Какая тут любовь, когда нужно закрывать базовые потребности? Какой секс в 50 лет?

На смену этой парадигме и на фоне кратного сокращения войн и увеличения продолжительности жизни, пришёл новый формат, в котором люди уже не объединялись в пары для того, чтобы вместе пережить катаклизмы любого рода, а стали вкладывать новые смыслы в отношения. И сейчас в нашей, да и Западной культуре, мы видим, что вторые и третьи браки стали новой нормой. Потому что появилось время и ресурсы, чтобы развиваться не только физически, но и духовно. Информация стала доступна для любого слоя населения и любого размера кошелька. И тут уже всё зависит от того, на какие частоты настроены именно ваши преёмники и куда держит путь ваша душа. 

Но вернёмся к атомарной семье. У наших с вами родителей, а тем более бабушек и дедушек не было времени разбираться, что там не так в отношениях. «Пьет – значит любит, бьет – значит любит еще сильнее», «Плохонький, да мой!» и другая народная самодеятельность привела к тому, что по большей части все отношения были построены на очень сильных детских травмах, на страданиях, аборты считались самым надежным средством контрацепции, а до развития никому не было дела.

Кто-то сказал, что «русская классика – это когда страдают оба: и автор, и читатель». Вот и советская семья в общей массе была про двух страдающих в отношениях. А такая связь посильнее любви, так как психика человека устроена таким образом, что даже страдания после 21 дня пребывания в них становятся ресурсом. 

К сожалению, первые «ранние» браки чаще всего – это именно про детские травмы. Толком не разобравшись с собой и со своими предками, двое вступают в отношения, в которых они просто чешут эти травмы, ошибочно принимая их за любовь. До тех пор, пока кто-то не решает часть из этих вопросов и начинает двигаться дальше. А второй упорно хочет остаться там, где он есть. 

Итак, на какие основные моменты стоит обратить внимание, чтобы с первого раза сделать хорошо? 

– Мама + Папа = Я. Это базовая формула для понимания любых процессов, происходящих в вашей жизни. Вы на 50% мама и на 50% папа. И как только вы начинаете предъявлять кому-то из своих родителей, вы автоматом предъявляете себе. То есть вы начинаете разрушать себя. Никакой любовью к себе тут пахнуть не будет.

– Мама и Папа, а тем более Бабушка и Дедушка находятся в родовой системе на ступеньку и две выше вас. И по отношению к ним вы всегда находитесь в позиции «маленький или маленькая». Поэтому, как только вы хотите чему-то поучить кого-то из родителей (а тем более бабушку), вы автоматически меняетесь с ними местами и становитесь их родителем, то есть, например, мамой для мамы. А кто такая мама для мамы? Правильно, бабушка. А если вы будете упорно находиться в этой позиции, то кого вы сможете привлечь в свою жизнь. Именно! «Дедушку» и всю бабушкину психосоматику в придачу. 

– Дети (а каждый из нас ребёнок) находятся на приемном конце системы. Самый младший всегда – самый уязвимый. И если не происходит баланс системы на уровне мама-папа, то система начнет себя балансировать с помощью ребёнка. Например, родители больше друг друга не любят, не признаются в этом и сохраняют брак ради ребёнка, при этом бесконечно ругаясь и испытывая моментами отвращение друг к другу. То есть по факту два взрослых человека перекладывают ответственность за свои нерешенные вопросы на ребёнка. Для ребёнка такая ноша является непосильной, но у него нет выбора — он самый маленький в роду, поэтому он начинает болеть, набирать вес и получать большое количество душевных расстройств за всех сразу.  

Семейной системе все равно, что вы там думаете и какой у вас год на дворе, «контора» пишет без перерывов на обед. А так как времени, согласно теории Эйнштейна толком-то и нет, то наводить порядок можно начинать прямой сейчас, не отходя от кассы. А проветривание, дезинфекция, гигиена и профилактика процессов в семейной системе непременно приведут к тому, что чудеса с годными партнерами будут врываться в вашу жизнь с бешеной скоростью, оставляя за бортом чудаков всех мастей. Нужно просто выделить себе немного времени и честно ответить себе на вопрос «А своё ли место в семейной системе я занимаю?». 

Родители и дети: как выстроить доверительные отношения с ребенком?

Доверие — основа хороших отношений с близкими. Когда нечего скрывать, можно смело просить о помощи, открыто обсуждать радости и огорчения, делиться самым сокровенным. У родителей далеко не всегда получается выстроить такие отношения с детьми. О том, как это сделать, рассказала психолог семейного центра «Красносельский» Бэла Азарова.

— Бэла, какие отношения можно считать доверительными?

— Доверие не может основываться на вере, оно основывается только на знании. Чтобы доверять кому-то, нам нужно знать, что этот человек предсказуем, последователен, открыт. Что он в своих действиях проявляет заботу об окружающих.

— Как родителю стать предсказуемым для ребенка?

— Предсказуемость проявляется прежде всего в поведении. К примеру, ребенок знает, что если он получит двойку, то родитель не обрадуется и посадит делать дополнительные задания по предмету. Если же малыш получил пятерку, то родитель обрадуется и похвалит за старания. Это предсказуемо. Проблемы с доверием возникают, когда взрослые ведут себя непредсказуемо. На ту же двойку отец каждый раз выдает разные реакции: игнорирует, злится, ругает учителя, бьет малыша или хвалит. Но важна не только предсказуемость, но и последовательность.

— Последовательность чем-то отличается от предсказуемости?

— Да, это более четкое и простое свойство: сказал — сделал. Если родитель говорит, что в субботу пойдем в зоопарк, значит, в субботу семья идет в зоопарк. Если вдруг планы изменились (кто-то заболел, появились срочные неотложные дела и т.п.), то все ставят друг друга в известность и договариваются о дате переноса.

Или другой пример: родитель говорит ребенку, что если он получит пятерку по математике в четверти, то они вместе отметят это событие походом в парк аттракционов. И если родитель держит слово, то он проявляет последовательность в действиях: сказал — сделал. И сделал именно то, о чем говорил, без каких-либо условностей.

— А что значит быть открытым?

— Честно говорить о своих подлинных чувствах и желаниях. Родитель не отрицает свои чувства, спокойно их озвучивает, так ребенок понимает, что с ним открыты. Но когда взрослый сквозь зубы говорит, что он не злится, малыш чувствует обман и уже не доверят.

— Как проявляется забота о ребенке?

— Это стремление взрослых сделать жизнь ребенка комфортнее и богаче при одном обязательном условии: родители стараются поставить себя на место малыша, действовать в его интересах. Например, если ребенок говорит, что ему жарко, то родитель снимает с него верхнюю одежду, а не старается переубедить.

— Все четыре параметра должны присутствовать обязательно?

— Да, если родитель хочет, чтобы доверие было полным. Когда одного из пунктов вообще нет — это подкашивает доверие.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Различные типы отношений между родителями и детьми

Существуют различные виды отношений привязанности , которые можно отнести к разным категориям.

Эти категории могут описывать отношения детей как с родителями, так и с воспитателями. Исследования показали, что существует как минимум четыре категории привязанности. Категории описывают то, как дети действуют, и то, как взрослые действуют с детьми. Самая сильная привязанность называется «надежной». То, как родитель или воспитатель отвечает ребенку, может привести к одной из четырех категорий привязанности. То, как ребенок привязан к своим родителям, также влияет на то, как он будет вести себя с другими, когда его родителей нет рядом.

1. Безопасные отношения. Это самый сильный тип крепления. Ребенок в этой категории чувствует, что он может положиться на своего родителя или воспитателя. Он знает, что этот человек будет рядом, когда ему понадобится поддержка. Он знает, чего ожидать.

  • Защищенный ребенок обычно хорошо играет с другими детьми своего возраста.
  • Он может плакать, когда его мать уходит. Обычно он успокаивается, если его утешает дружелюбный взрослый.
  • Когда родители забирают его из детского сада, он обычно очень рад их видеть.
  • Однако ему, возможно, будет нелегко уйти из детского сада. Это может сбить с толку, если ребенок расстроился, когда родители ушли в начале дня. Это не значит, что ребенок не рад видеть родителей.

Как взрослые выстраивают безопасные отношения привязанности?

  • Взрослые последовательны, когда реагируют на потребности ребенка.
  • Когда ребенок плачет, взрослый отвечает любовью или заботой.
  • Когда ребенок голоден, взрослый довольно быстро накормит его.
  • Когда ребенок боится, взрослый должен позаботиться о нем.
  • Когда ребенок чем-то взволнован, взволнованы и взрослые.

Со временем надежно привязанный ребенок понял, что может положиться на особенных взрослых, которые будут рядом с ним. Он знает, что если ему когда-нибудь что-то понадобится, кто-то всегда придет на помощь. Ребенок, который верит в это, может затем научиться другим вещам. Он будет использовать специальных взрослых в качестве надежной базы. Он улыбнется взрослой и подойдет к ней, чтобы обнять. Затем он выйдет и исследует свой мир.

Примечание о разных культурах: Родители и другие опекуны проявляют любовь по-разному в разных культурах. Однако в любой культуре у детей могут быть хорошие отношения с родителями и воспитателями. Во всех культурах взрослые могут создавать надежные привязанности, если они чувствительны и реагируют на сигналы детей. Однако то, как они реагируют, будет сильно отличаться от одной культуры к другой. Воспитатели, работающие с детьми из разных культур, должны обращать внимание на различия. Спросите родителей и других представителей этой культуры, как они заботятся о детях.

2. Избегающие отношения. Это одна из категорий незащищенных вложений. Избегающие дети усвоили, что зависимость от родителей не даст им желаемого ощущения безопасности, поэтому они учатся заботиться о себе.

  • Избегающие дети могут показаться слишком независимыми.
  • Они не часто просят о помощи, но легко разочаровываются.
  • Им может быть трудно играть с другими детьми их возраста. Иногда они могут быть агрессивными.
  • Многие дети кусаются, бьют, толкают и кричат, но избегающие дети делают это чаще, чем другие дети.
  • Избегающие дети обычно не строят прочных отношений с воспитателями в своих детских учреждениях.
  • Они не жалуются, когда родители уходят от них, и обычно не здороваются с ними, когда родители возвращаются. Они знают, что родители вернулись, но как будто хотят наказать их, игнорируя их.
  • Кажется, они пытаются позаботиться о себе.

Какое родительское поведение связано с этой категорией привязанности?

  • Родители реагируют на потребности своих детей, но обычно это занимает некоторое время.
  • Когда ребенок голоден, его накормят, но, вероятно, после того, как он долго ждал.
  • Когда ребенок напуган, ему обычно приходится справляться с этим самому.
  • Когда ребенок чем-то взволнован, родитель может отвернуться или проигнорировать его.
  • Ребенок привыкает к тому, что его потребности не удовлетворяются, поэтому он учится заботиться о себе.

Родители могут вести себя так по разным причинам. Некоторые родители просто не знают, когда их малышу или ребенку что-то нужно. Другие родители могут подумать, что их ребенок станет более независимым, если родители не уступят ребенку. Воспитатели, на попечении которых находится избегающий ребенок, могут помочь родителям распознать и понять потребности своих детей.

3. Амбивалентные отношения. Амбивалентность (неполная уверенность в чем-либо) — еще один способ, которым ребенок может быть ненадежно привязан к своим родителям. Амбивалентные дети усвоили, что иногда их потребности удовлетворяются, а иногда нет. Они замечают, какое поведение привлекало внимание их родителей в прошлом, и используют его снова и снова. Они всегда ищут то чувство безопасности, которое они иногда получают.

  • Амбивалентные дети часто очень прилипчивы.
  • Они склонны вести себя моложе, чем они есть на самом деле, и могут казаться чрезмерно эмоциональными.
  • Когда старшие дошкольники или дети младшего школьного возраста хотят внимания взрослых, они могут использовать детский лепет или вести себя как ребенок.
  • Амбивалентные дети часто плачут, легко расстраиваются и любят быть в центре внимания.
  • Они расстраиваются, если люди не обращают на них внимания, и им трудно делать что-то самостоятельно.
  • Амбивалентные дети, кажется, привязываются ко всем на короткие промежутки времени.
  • Им очень тяжело отпускать родителей в начале дня, и плач может длиться долго.

Какое родительское поведение связано с этой категорией привязанности?

  • Когда младенец плачет, эти родители иногда реагируют; иногда нет.
  • Когда ребенок голоден, его можно накормить, но более вероятно, что его накормят, когда он не голоден.
  • Когда ребенок напуган, иногда его игнорируют, а иногда чрезмерно утешают.
  • Когда ребенок чем-то взволнован, родитель не понимает волнения ребенка или реагирует на него неподобающим образом.

4. Неорганизованные отношения. Неорганизованные дети не знают, чего ожидать от родителей. Дети с отношениями в других категориях имеют организованные привязанности. Это означает, что все они научились получать то, что им нужно, даже если это не самый лучший способ. Это происходит потому, что ребенок учится предсказывать, как отреагирует его родитель, будь то положительная или отрицательная реакция. Они также узнают, что выполнение определенных действий заставит их родителей делать определенные действия.

  • Неорганизованные дети будут делать вещи, которые кажутся бессмысленными.
  • Иногда эти дети говорят очень быстро и их трудно понять.
  • Очень маленькие дети могут замереть на месте без всякой видимой причины.
  • Большинству неорганизованных детей трудно понять чувства других детей.
  • Неорганизованные дети, играющие с куклами, могут разыгрывать сбивающие с толку и пугающие сцены.
  • Неорганизованных детей может быть очень трудно понять. Они могут казаться очень разными изо дня в день.

Существует два типа неорганизованных привязанностей:

  • Контролирующая-дезорганизованная. Дети, которые контролируют, как правило, очень властны со своими друзьями.
  • Уход-дезорганизован. Дети, которые заботятся о других, могут относиться к другим детям по-детски, действуя как родитель.

Какое родительское поведение связано с этой категорией привязанности?

  • Родители редко реагируют на их потребности, когда они младенцы.
  • Если родитель отвечает, ответ обычно не подходит.
  • Неорганизованные дети часто происходят из семей, в которых имеет место та или иная форма пренебрежения или жестокого обращения.
  • Также возможно, что у этих детей один или несколько родителей страдают депрессией.
Врезка: Дети с СДВГ, ОВР и другими поведенческими расстройствами особенно уязвимы к низкой самооценке. Они часто испытывают проблемы в школе, с трудом заводят друзей, отстают от сверстников в психосоциальном развитии. Они чаще, чем другие дети, запугивают и подвергаются издевательствам. Родители детей с проблемами поведения испытывают очень высокий уровень стресса, связанного с воспитанием детей, и это может затруднить их реакцию на своих детей позитивным, последовательным и поддерживающим образом.

Если вы думаете, что видите ребенка с неорганизованной привязанностью, вы можете быть очень обеспокоены. Есть причины для беспокойства. В то же время, как воспитатель, вы не должны исправлять семью. Во-первых, попытайтесь выяснить, что происходит в доме ребенка. Иногда, когда в семье происходят серьезные перемены (например, развод, смерть в семье или переезд), отношения между родителями и детьми могут на короткое время выглядеть дезорганизованными. Обычно это длится ровно столько, сколько длится ситуация. Однако, если вы заметили признаки дезорганизации, которые сохраняются в течение длительного времени, вы можете помочь семье найти поддержку.

Примечание: важно понимать культуру семьи, когда вы наблюдаете привязанность. Надежная привязанность в одной культуре может выглядеть как ненадежная привязанность в другой культуре.

Источник:

Партнерство воспитателей и родителей
http://www.ces.purdue.edu/providerparent/index.htm

Университет Пердью, Школа потребительских и семейных наук

Департамент развития ребенка и семейных исследований

Авторы: Линетт С. Маганья, Джудит А. Майерс-Уоллс и Ди Лав

Страница последний раз проверена athealth.com 3 февраля 2014 г.

Содействие здоровым отношениям между родителями и детьми

Когда ребенок плачет, какова немедленная реакция родителя? А как малыш реагирует на родителя? Продолжает ли старший ребенок искать утешения в родителях?

Исследования неизменно показывают, что здоровые отношения между родителями и детьми являются основой для всех остальных отношений на протяжении всей жизни. Более того, ранние привязанности закладывают основу для социальных и академических навыков. Важность этих отношений и ранней привязанности не следует недооценивать.

Привязанность начинается с глубокой эмоциональной связи между младенцем и его/ее родителями или опекунами. У всех младенцев развивается какая-то форма привязанности к своим родителям, и эта привязанность формирует основу для других отношений на протяжении всей их жизни.

Дети продолжают воспринимать родителей как доступных в среднем возрасте и, по сути, ищут поддержки у родителей, а не у сверстников, когда испытывают стресс или неуверенность.

Вопреки распространенному мнению, исследования показывают, что подростки по-прежнему нуждаются в связи между родителями и детьми. На самом деле, когда молодых людей спрашивают, на кого они полагаются, принимая важные решения или сталкиваясь с проблемами, 63% указывают, что они во многом полагаются на своих родителей.

Подростковый возраст также является временем, когда молодежь может начать экспериментировать с алкоголем и/или запрещенными наркотиками. Важно отметить, что связь между родителем и подростком играет важную роль в таком поведении. Исследования показывают, что враждебность между родителем и подростком и отсутствие теплоты в отношениях связаны с повышенным употреблением психоактивных веществ.

Отношения между родителями и детьми также очень важны для психического здоровья молодежи. Исследования показали, что у молодежи, которая воспринимает более низкий уровень доверия, более слабое общение и более сильное чувство отчуждения, чаще развивается генерализованное тревожное расстройство по сравнению с молодежью, которая этого не испытывает. Это справедливо как для мальчиков, так и для девочек, а также для отношений как с матерями, так и с отцами.

Важность привязанности можно также увидеть в ее влиянии на когнитивное развитие. Дети, у которых плохие отношения с родителями, как правило, имеют более низкий уровень когнитивных навыков по сравнению с детьми, у которых хорошие, здоровые отношения с родителями. Эти трудности особенно заметны в школе, где учителя склонны оценивать детей с более низким качеством отношений с родителями как имеющих более низкую успеваемость, чем дети с хорошими отношениями с родителями.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts