Психология взаимоотношений родителей и детей в семье: Родители и дети: психология взаимоотношений в семье

Родители и дети: психология взаимоотношений в семье

Оглавление

  1. Теория взаимоотношений
  2. Влияние семьи на личность ребенка
  3. Практика налаживания взаимоотношений в семье

Частыми клиентами у психологов являются родители и дети, психология взаимоотношений которых является очень сложной и неоднозначной темой. Но в ней обязательно нужно разобраться, чтобы уменьшить количество конфликтов в семье.

Теория взаимоотношений

Стоит начать с того, что человечество еще не создало такую психологическую теорию, пользуясь которой родители и дети могли бы построить безукоризненные отношения. Это невозможно, как минимум, из-за индивидуальных особенностей каждого участника системы, их характеров, всевозможных влияющих обстоятельств и факторов, которые касаются как взрослых, так и детей. Психология отношений с детьми подвергается воздействию множества факторов, некоторые из них остаются незаметными до последнего.

Пользуясь какой-либо заранее приготовленной моделью, невозможно создать идеальные отношения. Психология общения с детьми еще не вышла на такой уровень, но это не значит, что ничего нельзя сделать, чтобы улучшить эти взаимоотношения. Родители и дети способны не совершать некоторые ошибки, обращаясь к теоретическим основам взаимоотношений системы «взрослый-ребенок».

То, как проявляется родительский инстинкт у человека с поведенческим, эмоциональным и социальным характером, и есть родительство. Эта вполне осознанная часть каждого человека берет начало у бессознательного инстинкта размножения. Она также опирается на нормы социума, которые утверждают, что семья — базовая ячейка общества, для которой характерен союз мужчины и женщины, совместный быт, желание рожать, воспитывать и социализировать детей.

Следует помнить, что основной средой, в которой дети будут обитать, развиваться и формироваться как личность, является семья.

Ведь именно в условиях семьи происходит постижение основных моделей социальных взаимоотношений, которое начинается с самого раннего детства. Детство законно можно считать основным периодом развития человека, именно тогда он познает мир, осваивает новые механизмы познания и взаимоотношения людей. Психологами не раз было высказано мнение, что формирование базовых навыков, умений и черт характера происходит в детстве, а развивается на протяжении жизни.

Не следует приуменьшать важность института семьи, ведь в детстве ребенок будет находиться в своеобразной изолированности от общества. На родителей возлагается огромная ответственность, так как именно они являются основным источником для детей, благодаря которому будут постигаться человеческие отношения.

Влияние семьи на личность ребенка

Когда идет процесс формирования личности ребенка, на него влияет не только отношение к нему родителей, но и то, как они ведут себя друг с другом. Например, если во время воспитания мать и отец уделяют в одинаковой степени достаточно внимания и времени своему ребенку, но между собой у них натянутые отношения, то это, несомненно, проявится в будущей жизни малыша.

Можно выделить две плоскости, в которых семейная атмосфера оказывает свое влияние на ребенка:

  1. Становление личности. Сюда включаются проблемы психологического характера, возникающие комплексы, внутренние противоречия и страхи.
  2. Становление отношений в обществе. Сюда можно отнести тягу к одиночеству, основной причиной которой является стремление избежать проблем в отношениях с кем-либо.

Такого рода влияние способно проявляться как в дошкольном/школьном возрасте, так и в зрелом, когда уже стоит вопрос о создании своей семьи или отказ от этого. Никогда нельзя точно предугадать время появления такого эффекта, причиной которому является нездоровая атмосфера в семье, в которой рос и воспитывался маленький человек. Но можно с полной уверенностью заявить, что такого рода атмосфера и проблемные отношения между родителями и детьми отразятся на жизни ребенка.

Ни в коем случае нельзя думать о том, что для ребенка отношения между взрослыми непонятны и неважны. Возможно, ребенок и не поймет саму проблему, предмет спора или обстоятельства, но эмоциональный фон, созданию которого способствует та или иная ситуация, он точно воспримет.

Для себя следует отметить способность ребенка перенимать от своих родителей черты характера, отношение к людям и ситуациям, модель поведения и даже тон голоса. Это такой маленький подражатель, который ориентируется на ближайших для него людей — родителей. В результате в сознательном возрасте он обзаводится теми чертами характера, манерами и стилями поведения, которые присущи его родителям.

Влияние внешних факторов на атмосферу отношений между родителями и детьми весьма значительно. К ним можно отнести материальное положение семьи, условия проживания и положение в обществе. В то же время существуют и внутренние факторы, которые тоже вносят свой вклад во взаимоотношения. Таковыми можно считать культуру, воспитание родителей, наличие духовности и нравственности, отношения между членами семьи. Отношения родителей и детей зависят от образа жизни, который ведет семья, благополучия и достатка, уверенности и защищенности каждого ее члена, поддержки и развития.

Взаимопонимание между поколениями тоже является одним из существенных факторов, оно должно стремиться быть лояльным и толерантным к нуждам ближнего. Среди основных ошибок, которые допускают взрослые, проявляется тенденция переносить обиды и конфликты, пережитые ими в своем детстве, на поприще свежесформированных семейных отношений. Нельзя однозначно утверждать, что применяемый опыт предыдущих взаимоотношений и поколений противопоказан в условиях новых. Однако в большинстве случаев психологами наблюдается печальная картина: люди бессознательно копируют модель поведения родителей, повторяют их ошибки. Все это отражается на свободе всех участников этих отношений, ущемляются их интересы, формируются изначально исковерканное понимание и неверное отношение касательно института семьи у ребенка.

Практика налаживания взаимоотношений в семье

Многие напрасно надеются на то, что стоит начать читать книгу по психологии отношений, как все сразу само наладится. Увы, это далеко не так. Предстоит много и упорно работать над собой и отношениями.

Никто не в силах четко описать универсальную последовательность действий, которая приведет к построению правильных отношений между родителями и детьми. С помощью изучения психологии взаимоотношений можно изучить факторы возникновения и последствия основных распространенных ошибок, тем самым избежав их или снизив вероятность появления.

Родителям следует осознать основное правило, суть которого заключается в индивидуальном подходе к каждой ситуации и каждому участнику отношений. Если слепо следовать принятым моделям поведения и основывать на них построение взаимоотношений и понимания между родителями и детьми, то это окажет пагубное воздействие не только в конкретном случае, но и в ситуации в целом.

Психология взаимоотношений родителей с детьми предполагает сугубо индивидуальный подход, который бы учитывал интересы всех участников. В этом деле важно научиться внимательно слушать друг друга и правильно говорить.

Похожие записи:

Взаимоотношение родителей и детей в семье: философско-психологические, социальные и педагогические аспекты проблемы



Статья посвящена проблеме взаимоотношений между родителями и детьми. Авторами рассматриваются основные философские и психологические подходы к вопросу отношений ребенка и родителей в семье, проводится анализ специфики взаимоотношений между родителями и детьми в современной семье.

Ключевые слова: поколение, воспитание, социализация, психология семейных отношений, культурация, культура семейных отношений

В жизни человека семья играет решающую роль. Именно в семейных взаимоотношениях и общении реализуются человеческие потребности, а именно: потребность в человеческих связях, которая дает ощущение принадлежности к определенной группе; потребность в самоутверждении, которая дарит ощущения и реальные доказательства своей значимости для других людей; потребность привязанности, что дает возможность почувствовать взаимное тепло; потребность самосознания, которая формирует чувство своей неповторимости, индивидуальности; потребность в ориентации, которая дает образец для подражания.

С древних времен люди накапливали и выкристаллизовывали опыт отношений в семье, воспитания детей. Цель данной статьи заключается в освещении основных философских и психолого-педагогических подходов к вопросу отношений ребенка и родителей в семье, в анализе проблем воспитания детей в современных семьях.

В философской и психологической литературе сформировался ряд теоретических подходов к пониманию смысла и содержания детско-родительских отношений. В классическом психоанализе З.Фрейда центральное место отводится влиянию родителей на психическое развитие ребенка. Родители (особенно мать) — это те люди, с которыми у ребенка связаны самые первые и важные ранние переживания. Привычные повседневные заботы родителей по уходу за ребенком создают весомый психологический эффект. Полнота и способ удовлетворения насущных потребностей младенца становится основой привязанности, доверия, активности на всю жизнь [8, с. 314].

Представитель психоаналитического подхода Э. Эриксон, анализируя процесс становления личности в течение всей жизни, пришел к выводу о необходимости для каждого индивида решать не психосексуальные, а психосоциальные конфликты. Основа формирования здоровой личности — автономность (чувство самоконтроля, самостоятельность), базисное чувство доверия к миру (внутренняя определенность), инициативность (способность решать задачи ради поддержания собственной активности — социальной и двигательной) — закладывается в условиях адекватной родительской позиции (надежности, уверенности, поощрение самостоятельности), увеличение контролируемого ребенком пространства [9].

Представитель психоаналитической педагогики К. Бютнер рассматривает соотношение семейного и институционального воспитания, в частности всевозрастающее влияние видеофильмов, игровой индустрии, игрушек. Новейшие исследования в этой области касаются влияния интернета на становление личности, Интернет-зависимости. Эти вопросы требуют детальной разработки, их постановка на сегодняшний день весьма актуальна, в ряде своих предыдущих работ авторы обращались к данной проблеме [6].

Основой транзактного анализа (ТА), основоположником которого является Э. Берн, стали психоаналитические теории. ТА базируется на нескольких философских постулатах. Это утверждение о людях, жизнь и цель изменений: «Все люди ОК», «Каждый человек способен думать», «Люди сами решают свою судьбу и могут изменять принятые решения» [3]. Из этих постулатов вытекают два основных принципа практики ТА: контрактный метод и открытость. Фундаментом является модель личности, основанная на состояниях «Я» (совокупность взаимосвязанных мыслей, чувств и поведенческих проявлений): Ребенок, Взрослый, Родитель. Все три начала личности развиваются постепенно во взаимодействии со значимыми людьми. Общаясь между собой, члены семьи могут находиться в трех видах взаимодействия: дополняющие трансакции, при которых коммуникация происходит на одном уровне, перекрестные транзакции, при которых состояние сторон не соответствует друг другу, и перекрестные трансакции, при которых информация передается в скрытом виде (психологические игры).

Центральная проблема концепции социального научения — социализация как процесс продвижения к социальному состоянию от биологического. То есть обретение социального поведения, передача норм, ценностей, мотивов, эмоциональных реакций происходит в результате научения. Представитель бихевиоризма Б. Скинер разрабатывал вопросы возможности научения нормативному поведению, признавал два основных типа поведения: респондентный (как ответ на знакомый стимул) и оперантный, что определяется и контролируется полученным результатом. Им разработан метод последовательных приближений, или формирования, основанный на подкреплении поведения, когда оно приближается к желаемому [7].

Один из самых известных подходов к становлению личности в семье разработан А.Адлером. Ученый был социальным психиатром и больше интересовался профилактикой, чем лечением больных. Своих пациентов А.Адлер, в основном, считал лицами, которые потеряли веру в собственные силы, и поэтому главный упор делал на их поощрении и восстановлении веры в собственную способность преодолевать жизненные трудности. В его теории личности подчеркивается, что у каждого человека есть врожденное чувство общности, или социальный интерес (естественное стремление к сотрудничеству), а также стремление к совершенству, в котором реализуется уникальность человека [1].

Перманентные изменения в различных областях жизнедеятельности человека, которые влияют на трансформацию современной социокультурной ситуации, социальные явления и процессы, обусловливающие их динамику, определяют общее функционирование и развитие современной семьи. Как отмечается в ряде исследований «Процессы, происходящие в современной культуре, свидетельствуют о развёртывании глобального ценностного кризиса, включающего в себя изменение ценностного основания жизнедеятельности человека, смену системы ценностей» [2, с. 107]. В семейно-бытовой, экономической, социально-политической, духовно-нравственной, культурно-информационной и в других сферах жизни и деятельности социума ценностный кризис приводит к трансформации представлений, образов, роли, статусов, моделей поведения женщин и мужчин, что находит свое отражение в конструировании отношений родителей к рождению ребенка. Как известно, «ценности выполняют роль смысловых универсалий, обобщающих опыт человека и человечества» [5, с.

154].

Ценностные системы «отцов» и «детей» всегда имеют различия, это процесс закономерный, он культурно и исторически обусловленный. Главное это то, что привычные ценности, представления и стереотипы взрослого поколения противоречат реалиям современного времени, и в настоящей «российской социокультурной ситуации намечается новый образец межпоколенных отношений (М. Мид) — смена постфигуративной культуры, ориентированной на передачу опыта от старших к младшим, чувства неизменной «преемственности жизни» на конфигуративный, плавно переходящий в префигуративный тип культуры, ориентированной на будущее» [4, с.65].

Воспитание детей в современной семье является процессом, объективно детерминированным социальным положением как каждой конкретной семьи, так и совокупности семей, как социального института. В то же время динамизм и вариативность жизнедеятельности современной семьи предопределяет и особое положение ребенка, его развитие и воспитание, в свою очередь обеспечивается ли не обеспечивается конкретными социально педагогическими условиями, содержанием и психолого-личностными и этноментальными качествами участников воспитательного процесса родителей и детей.

Способ производства, в котором формируется и развивается современная семья, имеет огромное влияние на моральные нормы и принципы ее взаимоотношений с окружающей социальной средой, совершенствование семейно-бытовых отношений, экономическую независимость членов семьи, этнической самоидентификации, создания возможностей для духовного развития каждого.

Семья это среда, в которой ребенок усваивает существенные правила поведения, учится правильно действовать в окружающем его предметном и социальном мире согласно выработанным в обществе формами и способами предметных операций. Это достигается прежде всего в процессе общения. Культура взаимоотношений родителей и детей образует важнейшую подсистему межличностных взаимоотношений. В отечественной и зарубежной философской, социологической, психолого-педагогической литературе культуру межличностных отношений рассматривают как специфический способ человеческого бытия, определяет духовную и практическую активность людей, возможные отношения их с окружающим миром, между собой, то есть как совокупность условий материальной жизни общества.

По нашему мнению, признаками культуры взаимоотношений родителей и детей являются: во-первых, культура общения родителей и детей, особенности культуры поведения и культуры речи в межличностных отношениях; во-вторых, характер эмоциональной связи, культура его проявления (эмоциональная культура): со стороны родителей — эмоциональное восприятие ребенка, то есть родительская любовь; со стороны ребенка — привязанность и эмоциональное отношение к родителям; в-третьих, культура решения проблемных и конфликтных ситуаций, особенности культуры взаимопонимания родителей и детей, взаимодействия материнских и отцовских оценочных отношений к ребенку, культура предъявления требований и запретов ребенку; в-четвертых, культура семейного воспитания детей школьного возраста в современной семье и школе.

Главной характеристикой семейного общения, помимо культуры общения, является его стиль. Существует две наиболее альтернативные модели отношения родителей к своим детям. В первой модели поведения явно прослеживаются авторитарные черты. Родители требуют от своих детей беспрекословного подчинения и не считают необходимым объяснять ему свою точку зрения. Родители могут не корректно контролировать все сферы жизни своих чад, порой вмешиваясь в самое сокровенное. В таких семьях дети замыкаются и их отношения с родителями становятся менее доверительными. Детей выросших в таких условиях можно считать душевными инвалидами. Дети лишенные родительской любви, требуя от родителей внимание и заботу, получают либо пустые отговорки, либо наказания, чаще телесные, так как ребенок не может найти подход к своим родителям, боясь разозлить их, и умалчивают о своих проблемах, борясь с ними в одиночку.

Альтернативная модель — чрезмерная родительская любовь. Это очень нужное и необходимое условие для правильного развития ребенка, но бывает, что родители чрезмерно заботятся о детях, лишая их самостоятельного выбора. Например, излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль на протяжении всей его жизни, который ориентирован на тесном контакте родителей и ребенка. Такой тип взаимоотношений может привести к пассивности ребенка, нежелание развиваться, учиться, трудиться. Родители таких детей не замечают, что своей «больной» любовью не приносят пользу своим детям, в дальнейшем таким детям необходимо отрываться от постоянного контроля и помощи родителей. В дальнейшем детям, выросшим в «парниковых условиях», приходится сложно, так как они, не привыкшие к самостоятельности, очень отличаются от других детей, они более ленивы и менее дисциплинированны.

Изменения, которые произошли в обществе, несут негативную тенденцию взаимодействия взрослых и детей в семье, становится заметным недостаток их общения. Причиной этого родители называют ускоренный режим жизни, дела, работа, домашняя работа и, как результат этого — отсутствие свободного времени. В большинстве семей первостепенное значение уделяется материальному обеспечению детей. Время для общения с детьми незначительно, в основном поверхностно, теряется контакт с ребенком, что приводит к серьезным проблемам в воспитании ребенка: «На смену собственным индивидуальным переживанием, сопровождающим получение нового опыта, приходит его пассивно-информационное усвоение, что в свою очередь приводит к быстрому обесцениванию любого нового опыта» [6]. Часто эта ниша заполняется негативным влиянием других, как взрослых, так и сверстников, а также средств массовой информации. Вакуум в общении с членами семьи заполняет общения с компьютером. В результате этого — наличие психологических барьеров в общении, ограниченность его содержания, конфликтность; родители теряют авторитет и положительное влияние на ребенка.

Таким образом, хронологически первой и самой значимой средой в развитии человека является семейное воспитание, которое вбирает в себя элементы пространственной организации дома, социально-экономические характеристики и физический потенциал членов семьи, особенности традиций и алгоритмы межличностного общения, воспитательный и образовательный контекст. Вопросы семейного воспитания все чаще привлекает внимание педагогов, психологов, социологов, практиков. Однако, не существует обобщенной концептуальной теории, всесторонне рассматривающей процессы воспитания и социализации ребенка в семье. Искренние отношения между детьми и взрослыми, непосредственность чувств друг к другу, положительное эмоциональное общение является источником формирования гармоничной, самодостаточной личности ребенка.

Литература:

  1. Адлер А. Воспитание и проблемные дети // Родители и дети: хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2003. — С. 106–121.
  2. Алиева Н. З., Котлярова В. В.. Образование в XXI веке: аксиологический аспект. — Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2010. — 223 с.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений). Люди, которые играют в игры (психология человеческой судьбы). — С.-Пб.; М.: Университетская книга АСТ,1998. — 399 с.
  4. Котлярова В. В. Ценности: традиции и аксиологическая парадигма современности: монография. — Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. — 96 с.
  5. Котлярова В. В. Парадигмы аксиологии: монография. — Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2014. — 226 с.
  6. Котлярова В. В. Источники угроз в виртуальной среде: трансформация жизненного пространства личности // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 6. URL: http://apriori-journal. ru/seria1/6–2015/Kotlyarova.pdf (дата обращения: 3.01.2017).
  7. Родионова В. И. Социальные практики сервиса: социально-философский анализ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. вопросы теории и практики. — 2011. — № 7–2. — С. 192–196 с.
  8. Фрейд З. Введение в психоанализ: курс лекций. — К.: «Основы», 1998. — 709 с.
  9. Эриксон Э. Психологический кризис развития в отрочестве и юности // Подросток и семья: хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2003. — С. 3–13.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, современная семья, семья, отношение, Адлер, воспитание детей, отношение ребенка, семейное воспитание, становление личности.

Отношения в семье: Возраст 0–2

Первые отношения ребенка, как правило, связаны с членами семьи, которым младенец выражает ряд эмоций (и наоборот). Если социальная и эмоциональная связь между младенцем и семьей в чем-то нарушена, ребенок может никогда не развить доверие, самоконтроль или эмоциональное мышление, необходимые для эффективного функционирования в мире. Качество отношений между ребенком и родителями, особенно в возрасте от 6 до 18 месяцев, по-видимому, определяет качество последующих отношений ребенка.

Если физический контакт между младенцем и родителями так важен для эмоционального здоровья младенца, а также важен для родителей, большинство экспертов рекомендуют, чтобы физический контакт происходил как можно скорее после родов. Младенцы, получающие непосредственный материнский контакт, по-видимому, плачут меньше и чувствуют себя более счастливыми и в большей безопасности, чем младенцы, не получающие непосредственного материнского контакта. К счастью, младенцы, разлученные с родителями при рождении, не обязательно обречены на жизнь с психическими расстройствами. Немедленная связь является оптимальной, но младенцы и родители могут позже компенсировать первоначальную разлуку.

Приложение

Привязанность — это процесс, посредством которого один человек ищет близости с другим человеком. В отношениях родителей и детей привязанность, как правило, взаимна и обоюдна. Младенец смотрит и улыбается родителям, которые смотрят и улыбаются на младенца. Действительно, общение между ребенком и родителями на этом уровне является базовым, но оно также глубоко. Психолог Джон Боулби предполагает, что младенцы рождаются запрограммированными на определенное поведение, которое гарантирует связь с теми, кто за ними ухаживает. Плач, цепляние, улыбка и воркование младенцев предназначены для того, чтобы побуждать родителей кормить, держать, обнимать и издавать звуки. Родители могут помочь внушить доверие своим младенцам, поскольку их маленькие дети формируют привязанности. Зрительный контакт, прикосновение и своевременное кормление, пожалуй, самые важные способы. Эти действия, конечно, также являются выражением любви и привязанности родителей к своим детям.

Привязанность занимает центральное место в человеческом существовании, но так же важны разлука и утрата. В конечном итоге отношения в конечном итоге прерываются или распадаются сами по себе. Дети должны усвоить, что ничто человеческое не является постоянным, хотя усвоить эту концепцию непросто. Дети в возрасте от 7 до 24 месяцев испытывают тревогу разлуки, или стресс при мысли о том, что их оставят одних в незнакомом месте. С тревогой разлуки связана тревога незнакомцев, или дистресс в присутствии незнакомых людей. Тревога разлуки и незнакомцев — явные индикаторы процесса привязанности, поскольку теперь ребенок может различать знакомые и незнакомые стимулы. Дети без множественные привязанности (отсутствие отношений с людьми, кроме основных опекунов), по-видимому, более склонны к развитию разлуки и незнакомых тревог.

Согласно Боулби, дети, разлученные со своими родителями, проходят три стадии: протест, отчаяние и отстраненность. Сначала отказавшись принять разлуку, а затем потеряв надежду, ребенок, наконец, принимает разлуку и начинает реагировать на внимание новых опекунов.

Социальная депривация, или отсутствие привязанности оказывает глубоко негативное воздействие на детей. Например, дети, помещенные в специальные учреждения без близких или постоянных привязанностей в течение длительного периода времени, демонстрируют патологические уровни депрессии, замкнутости, апатии и беспокойства.

Воспитание

Культурные и общественные стандарты, социальная среда и поведение их детей определяют методы воспитания детей родителями. Следовательно, разные родители имеют разные представления о воспитании своих детей; различия видны в их методах общения или даже в их решениях о помещении своих детей в детский сад.

Удовлетворение потребностей младенца посредством игры, вокализации, кормления и прикосновения, безусловно, важно для его психосоциального развития. На самом деле дети, которые демонстрируют сильную привязанность, как правило, имеют очень отзывчивых матерей. Но это важное проявление сильной привязанности не всегда означает, что лица, осуществляющие уход, должны реагировать на все, что делают младенцы. Дети должны усвоить, что все потребности не могут быть полностью удовлетворены постоянно. Большинство опекунов реагируют на своих младенцев большую часть, но не 100 процентов времени. Проблемы, кажется, возникают только тогда, когда основные опекуны реагируют на младенцев менее чем в 25 процентах случаев. Дети невосприимчивых матерей, как правило, ненадежно привязаны, что может одновременно привести к чрезмерной зависимости и неприятию авторитетных фигур в более позднем взрослом возрасте.

Крепкое общение между родителями и детьми приводит к сильным привязанностям и отношениям. Взаимность, или синхронное (туда и обратно) взаимодействие, особенно в течение первых нескольких месяцев, предсказывает надежные отношения между родителями и младенцами. Взаимное поведение включает в себя поочередное приближение и удаление, взгляды и прикосновения, а также «разговор» друг с другом. Однако младенцы могут сопротивляться взаимности при чрезмерной стимуляции. Сопротивляющее поведение в таких случаях включает отворачивание, закрытие глаз, покачивание и плач. На втором году взаимное поведение, такое как чередование, обмен и имитация, предопределяет более позднее просоциальное поведение. Вскоре после этого дети узнают более сложные правила социального взаимодействия — как приглашать других играть в игры, как следовать правилам, как сотрудничать и как делиться игрушками.

Поскольку первые несколько месяцев и лет жизни очень важны для будущего психосоциального развития детей, некоторые родители беспокоятся о необходимости отдавать своих младенцев и малышей в детские сады и дошкольные учреждения. Однако исследования показывают, что дети, которые посещают детские сады, не находятся в невыгодном положении с точки зрения развития личности, просоциального поведения или когнитивных функций. Фактически, детские сады и дошкольные учреждения предлагают детям обогащенную социальную среду со структурированными возможностями взаимодействия с различными группами молодежи. Многие авторитеты утверждают, что размещение в детском саду в сочетании с качественным временем с родителями, когда это возможно, обеспечивает лучшую и более раннюю социализацию, чем это могло бы произойти в противном случае.

Семейная жизнь | Психология развития

Стили воспитания

Отношения между родителями и детьми продолжают играть важную роль в развитии детей в раннем детстве. Мы рассмотрим две модели стилей воспитания. Имейте в виду, что большинство этих родителей не следуют полностью какой-либо модели. Реальные люди, как правило, находятся где-то посередине между этими стилями. И иногда стили воспитания меняются от одного ребенка к другому или в моменты, когда у родителя больше или меньше времени и энергии для воспитания. На стиль воспитания также могут влиять заботы родителя в других сферах его или ее жизни. Например, стиль воспитания имеет тенденцию становиться более авторитарным, когда родители устали, и, возможно, более авторитарным, когда они более энергичны. Иногда кажется, что родители меняют свой подход к воспитанию, когда рядом другие, возможно, потому, что они становятся более застенчивыми как родители или озабочены тем, чтобы у других сложилось впечатление, что они «жесткие» родители или «спокойные» родители. И, конечно же, стили воспитания могут отражать тип воспитания, который кто-то видел в детстве.

Баумринд (1971) предлагает модель воспитания, включающую три стиля. Первая, авторитарная , представляет собой традиционную модель воспитания, в которой родители устанавливают правила, а дети должны быть послушными. Баумринд предполагает, что авторитарные родители, как правило, предъявляют своим детям необоснованно высокие требования к зрелости, склонны быть отчужденными и отдаленными. Следовательно, дети, воспитанные таким образом, могут бояться, а не уважать своих родителей, и, поскольку родители не допускают дискуссий, могут вымещать свое разочарование на более безопасных объектах — возможно, в качестве хулиганов по отношению к сверстникам.

Попустительское воспитание  включает в себя ожидания от детей ниже того, что можно было бы разумно ожидать от них. Детям разрешается устанавливать свои собственные правила и определять свою деятельность. Родители теплые и общительные, но мало заботятся о своих детях. Дети не могут научиться самодисциплине и могут чувствовать себя несколько неуверенно, потому что не знают границ.

Авторитарное воспитание  подразумевает соответствующую строгость, разумность и нежность. Родители разрешают вести переговоры, когда это уместно, а дисциплина соответствует тяжести проступка. Популярная программа для родителей, предлагаемая во многих школьных округах, называется «Любовь и логика» и отражает только что описанный авторитетный или демократический стиль воспитания. Невовлеченные родители отстранены от своих детей. Они не предъявляют требований к своим детям и невосприимчивы. Эти дети могут страдать в школе и в отношениях со сверстниками (Gecas & Self, 19 лет).91).

Лемастерс и Дефрейн (1989) предлагают другую модель воспитания. Эта модель интересна тем, что она более внимательно рассматривает мотивы родителей и предполагает, что стили воспитания часто разрабатываются для удовлетворения психологических потребностей родителей, а не потребностей развития ребенка. мученик — это родитель, который сделает все для ребенка; даже задачи, которые ребенок должен делать сам. Все добрые дела, совершенные для ребенка во имя «хорошего родителя», могут быть использованы позже, если родитель захочет добиться согласия от ребенка. Если ребенок идет против воли родителя, родитель может напомнить ему обо всех случаях, когда родитель помогал ребенку, и вызвать чувство вины, чтобы ребенок делал то, что хочет родитель. В результате ребенок учится быть зависимым и манипулировать. (Осторожно! Родитель, занятый взбиванием печенья, может на самом деле думать о «контроле»!)

  приятель  похож на разрешающего родителя, описанного в модели Баумринда выше. Приятель хочет быть другом ребенка. Возможно, родитель одинок или, возможно, родитель пытается выиграть конкурс популярности у бывшего супруга. Друзья позволяют детям делать то, что они хотят, и больше всего сосредоточены на том, чтобы развлекать и веселиться, и устанавливают мало ограничений. Следовательно, у ребенка может быть слабая самодисциплина, и он может попытаться проверить пределы с другими.

Полицейский/сержант-инструктор стиль воспитания похож на авторитарный родитель, описанный выше. Родитель сосредотачивается в первую очередь на том, чтобы убедиться, что ребенок послушен и что родитель имеет полный контроль над ребенком. Иногда это можно довести до крайности, дав ребенку задания, которые действительно предназначены для проверки его уровня послушания. Например, родитель может потребовать, чтобы ребенок сложил одежду и положил вещи обратно в ящик определенным образом. В противном случае ребенка могут отругать или наказать за то, что он не делает что-то «правильно». Родителям такого типа очень трудно позволить ребенку расти и учиться принимать решения самостоятельно. И у ребенка может быть много обиды на родителя, которая переносится на других.

Родитель  консультант-учитель — это тот, кто уделяет много внимания экспертным советам по воспитанию детей и верит, что при соблюдении всех шагов родитель сможет воспитать идеального ребенка. «Что в этом плохого?» Вы можете спросить. У этого подхода есть две основные проблемы. Во-первых, родитель берет на себя всю ответственность за поведение ребенка, по крайней мере косвенно. Если у ребенка возникают трудности, родитель чувствует ответственность и думает, что решение заключается в том, чтобы читать больше советов и стараться более усердно следовать этим советам. Родители, безусловно, могут влиять на детей, но думают, что родитель несет полную ответственность за результат ребенка, если он ошибается. Родитель может сделать очень многое и никогда не сможет полностью контролировать ребенка. Другая проблема с этим подходом заключается в том, что ребенок может получить нереалистичное представление о мире и о том, чего можно ожидать от других. Например, если родитель-учитель-консультант решает помочь ребенку повысить самооценку и читал, что рассказывает ребенку, насколько он особенный или как важно хвалить ребенка за хорошо выполненную работу, родитель может передать сообщение о том, что все, что делает ребенок, является исключительным или экстраординарным. Ребенок может прийти к выводу, что все его усилия заслуживают похвалы, а в реальном мире этого ожидать нельзя. Возможно, дети испытывают больше чувства гордости, оценивая свои собственные достижения, чем когда другие хвалят их усилия.

Что осталось? Лемастерс и Дефрен (1989) предполагают, что стиль воспитания спортивным тренером  является лучшим. Прежде чем делать выводы, отбросьте в сторону любой негативный опыт, который у вас мог быть с коучами в прошлом. Принципы коучинга — это то, что важно для Лемастерса и Дефрена. Тренер помогает игрокам формировать стратегии, поддерживает их усилия, дает отзывы о том, что пошло правильно, а что пошло не так, и стоит в стороне, пока игроки играют. Тренеры и судьи следят за тем, чтобы правила игры соблюдались и чтобы все игроки придерживались этих правил. Точно так же спортивный тренер как родитель помогает ребенку понять, что должно происходить в определенных ситуациях, будь то в дружбе, школе или семейной жизни, а также поощряет и советует ребенку, как справляться с этими ситуациями. Родитель не вмешивается и не делает что-либо для ребенка. Скорее, роль родителя состоит в том, чтобы обеспечить руководство, пока ребенок учится на собственном опыте, как справляться с этими ситуациями. И правила поведения последовательны и объективны и представлены таким образом. Так, ребенок, который опаздывает к обеду, может услышать ответ родителя таким образом: «Ужин был в шесть часов». Вместо: «Ты хорошо знаешь, что мы всегда едим в шесть. Если вы ожидаете, что я встану и сделаю что-нибудь для вас сейчас, у вас впереди другое дело! Кто, по-вашему, опаздывает и ищет еду? Вы наказаны до особого распоряжения!»

Самое важное, что нужно помнить о воспитании детей, это то, что вы можете быть лучшим и более объективным родителем, когда вы направляете свои действия на потребности ребенка и при этом учитываете, что от него можно разумно ожидать на этапе его развития. Воспитание становится более трудным, когда вы устали и у вас есть психологические потребности, которые мешают отношениям. Один из лучших советов для родителей — стараться не принимать действия ребенка на свой счет и быть максимально объективными.

При изучении стилей воспитания нельзя игнорировать влияние класса и культуры. Две модели воспитания, описанные выше, предполагают, что авторитетный и спортивный стили обучения являются лучшими, поскольку они разработаны, чтобы помочь родителю вырастить независимого, самостоятельного и ответственного ребенка. Это качества, предпочитаемые в «индивидуалистических» культурах, таких как Соединенные Штаты, особенно средним классом. Афроамериканские, латиноамериканские и азиатские родители, как правило, более авторитарны, чем белые неиспаноязычные. Однако в «коллективистских» культурах, таких как Китай или Корея, послушание и уступчивость являются предпочтительным поведением. Авторитарное воспитание использовалось исторически и отражает культурную потребность детей делать то, что им говорят. В обществах, где сотрудничество членов семьи необходимо для выживания, как в случае выращивания сельскохозяйственных культур, воспитание детей, которые независимы и стремятся быть сами по себе, не имеет смысла. Но в экономике, основанной на мобильности для поиска работы и где заработок основан на образовании, очень важно воспитать ребенка независимым.

Родители из рабочего класса чаще, чем родители из среднего класса, сосредотачиваются на послушании и честности при воспитании своих детей. В классическом исследовании социального класса и стилей воспитания под названием «Класс и конформизм» Кон (1977) объясняет, что родители склонны подчеркивать качества, необходимые для их собственного выживания, когда они воспитывают своих детей. Родителей из рабочего класса вознаграждают за то, что они послушны, надежны и честны в своей работе. Им не платят за то, чтобы они были независимыми или подвергали сомнению руководство; скорее, они продвигаются по службе и считаются хорошими работниками, если приходят вовремя, выполняют свою работу так, как им говорят, и на них могут рассчитывать их работодатели. Следовательно, эти родители вознаграждают честность и послушание в своих детях. Родители из среднего класса, которые работают профессионалами, вознаграждаются за инициативу, самоуправление и настойчивость в своей работе. От них требуется выполнение работы без указания, что именно делать. Их просят быть инновационными и работать независимо. Эти родители также поощряют своих детей иметь эти качества, вознаграждая независимость и уверенность в себе. Стили воспитания могут отражать многие элементы культуры.

Child Care Concerns

Около 77,3 процента матерей детей школьного возраста и 64,2 процента матерей детей дошкольного возраста в США работают вне дома (Cohen and Bianchi, 1999; Bureau of Labor Statistics, 2010). Поскольку все больше женщин выходят на работу, возникает обеспокоенность тем, что семьи не проводят столько времени со своими детьми. Однако это не так. Между 1981 и 1997 годами количество времени, которое родители проводят с детьми, в целом увеличилось (Sandberg and Hofferth, 2001).

Семьдесят пять процентов детей в возрасте до 5 лет посещают программы планового ухода за детьми. О других заботятся члены семьи, друзья или участвуют в программах Head Start. Дети старшего возраста часто участвуют в внешкольных программах, перед школьными программами или остаются дома одни после школы, когда становятся старше. Качественные программы ухода за детьми могут улучшить социальные навыки ребенка и обеспечить богатый опыт обучения. Но долгие часы некачественного ухода могут иметь негативные последствия, в частности, для маленьких детей. От чего зависит качество ухода за детьми? Одно соображение — соотношение учитель/ребенок . Государства определяют максимальное количество детей, за которыми может следить один учитель. Как правило, чем младше дети, тем больше учителей требуется для данного количества детей. Чем выше отношение учителя к ребенку, тем больше времени у учителя есть для взаимодействия с детьми и тем меньше стресса может быть у учителя, чтобы взаимодействие могло быть более непринужденным, стимулирующим и позитивным. Чем больше детей в программе, тем менее желательной является программа. Это связано с тем, что центр может быть более жестким в правилах и структуре, чтобы вместить большое количество детей в учреждении.

  физическая среда должна быть красочной, стимулирующей, чистой и безопасной. Философия организации и доступная учебная программа должны быть ориентированы на ребенка, быть позитивными и стимулирующими. Воспитатели также должны быть обучены воспитанию детей младшего возраста. В большинстве штатов обучение воспитателей не требуется. И хотя формальное образование не требуется человеку, чтобы установить теплые, любящие отношения с ребенком, знание развития ребенка полезно для эффективного удовлетворения его социальных, эмоциональных и когнитивных потребностей. Работая над повышением качества ухода за детьми и внедрением более благоприятных для семьи политик на рабочем месте, таких как более гибкий график и, возможно, наличие детских учреждений на рабочих местах, мы можем разместить семьи с маленькими детьми и избавить родителей от стресса, иногда связанного с управлением работой и семейной жизнью. .

Global Concerns: The Market Women of Liberia

Работа и материнство идут рука об руку во многих частях мира.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts