Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это психоневрологическое расстройство, обычно диагностируемое у детей 5-7 лет. Определить такого ребенка очень просто, нужно только посмотреть в сторону сильного шума и активного движения. Синдром выражается в слабой способности к концентрации и удержанию внимания, повышенной моторной и психической активности, трудностям в обучении и социальной адаптации.
Пациентам свойственно неконтролируемое поведение и импульсивность. Им трудно сконцентрировать внимание и сосредоточится, их внимание рассеяно и постоянно переключается на посторонние стимулы. Детям сложно терпеть, планировать, откладывать вознаграждение до достижения результатов, в полной мере контролировать свои движения. Эта ситуация создает серьезные проблемы как самому ребенку, так и его окружению.
Чаще всего проблемы выявляются с началом обучения ребенка, хотя патологические признаки могут быть гораздо раньше. Мальчики страдают в 3-4 раза чаще девочек. При отсутствии лечения в детстве синдром переносится во взрослую жизнь, где трансформируется в серьезные проблемы с поведением, психическим состоянием и зависимостями.
Причины возникновения
К развитию расстройства приводит нарушение метаболизма в отделе коры головного мозга, который отвечает за внимание и когнитивный контроль. Недостаток гормонов приводит к тому, что мозгу сложно переключаться между задачами и фокусироваться.
Точных причин развития патологии не установлено, есть ряд предпосылок к возникновению СДВГ.
- Генетическая предрасположенность. Как показывает статистика, дети, чьи отцы имели СДВГ в 8 раз чаще страдают расстройством.
- Органические причины. К расстройству приводят нарушения эмбрионального развития головного мозга, вызванные гестозом, хроническими болезнями и вредными привычками беременной женщины, а также осложнениями, произошедшие во время родов и инфекционные болезни, перенесенные новорожденным ребенком.
- Психосоциальные предпосылки. Развитию СДВГ способствует неблагоприятный микроклимат в семье, токсичные отношения родителей и детей, асоциальное поведение родителей. Также может повлиять гиперопека родителей, распад семьи, смерть близкого родственника, педагогическая запущенность.
- Физиологические причины. Есть данные исследований, указывающих, что развитию синдрома может способствовать недостаток витаминов, белка и микроэлементов, а также повышенные концентрации салицилатов, свинца.
Синдром может сопровождать другие психические расстройства – задержку речевого или психического развития.
Основные формы и виды синдрома
СДВГ может имеет три основные формы:
- Преобладание гиперактивно-импульсивного фактора. Пациенты с этим типом находятся в постоянном движении, не могут до конца выслушать обращенную к ним речь и совершают разные импульсивные действия.
- Преобладание фактора невнимательности. Пациентам сложно сконцентрироваться, они страдают забывчивостью, постоянно отвлекаются на внешние раздражители, часто теряют вещи.
- Комбинированный тип. Расстройство характеризуется всеми признаками гиперактивного и невнимательного типов.
По степени тяжести синдром может протекать в минимально выраженной, легкой, умеренной, выраженной форме. Простая форма расстройства выражается только в симптомах СДВГ, осложненная форма отягощена сопутствующими патологиями.
Как выявить синдром?
Для большинства синдромом страдают очень активные мальчики, но это не всегда так. СДВГ может проявляться не только нарушением внимания и концентрации, ему могут сопутствовать другие нарушения, такие как задержка речевого и/или психического развития, неврологические расстройства. Поэтому определить вид нарушения и степени его тяжести не просто.
В постановке диагноза основным диагностическим материалом является опрос близких ребенка и длительное наблюдение за поведением ребёнка в разных ситуациях и условиях. Также врач будет анализировать особенности отношений в семье, обучение и взаимоотношения со сверстниками.
О синдроме можно говорить по следующим признакам:
- У ребенка имеются не менее 6 основных симптомов: невнимательность, импульсивность, чрезмерная активность, рассеянность, плохая память, трудности общения со сверстниками.
- Симптомы беспокоят более 6 месяцев, впервые появились до 8 лет.
- Патологические проявления затрагивают все стороны жизни ребенка и вызывают множество проблем в повседневной жизни.
- Симптомы синдрома появляются сами по себе и не связаны с сопутствующими заболеваниями или нарушениями.
Выявить расстройство у взрослых гораздо сложнее. Врач должен проанализировать поведение человека в детстве и во взрослой жизни. Если будут выявлены повторяющиеся симптомы, то можно говорить о наличии расстройства. Для диагностики врач беседует с членами семьи и близкими пациента, проводит психологическое тестирование, также необходимо полное медицинское обследование пациента.
Лечение СДВГ
Коррекция расстройств внимания и поведения проводится по нескольким направлениям: медикаментозная терапия, психотерапевтическая и педагогическая коррекция. Уменьшить проявления симптомов и снизить повышенную возбудимость коры ГМ помогают препараты, активизирующие метаболизм нервных тканей, нормализирующих мозговое кровообращение и улучшающие работу головного мозга. Хороший терапевтический эффект дают сеансы психотерапии, в частности поведенческий анализ для маленьких пациентов и сеансы когнитивно-поведенческой терапии для подростков и молодых людей. Также применяются приемы педагогической коррекции: занятия с логопедом, дефектологом, подбор оптимальной формы обучения.
Что делать родителям ребенка с СДВГ?
Коррекция СДВГ требует комплексных мер реабилитации, в том числе в семье. Для ребенка нужно обеспечить следующие условия.
- Строгое соблюдение режима дня.
- Достаточная физическая активность.
- Правильное сбалансированное питание, с необходимыми витаминами, микроэлементами и питательными веществами (в частности белком).
- Правильная организация обучения и отдыха, с устранением всех отвлекающих стимулов во время занятий.
- Психологическая поддержка, доброжелательная атмосфера в семье.
Негативные проявления синдрома можно контролировать и успешно корректировать. Если у ребенка появились симптомы СДВГ, либо его поведение заметно отличается от сверстников, обратитесь в многопрофильный центр «Longa Vita». Врачи клиники проведут полное медицинское и психолого-педагогическое обследование, определят причину гиперактивности и невнимательности ребенка. По итогам дадут рекомендации или предложат комплексное лечение с применением медикаментозной терапии, средств психотерапии и педагогической коррекции. Записаться на консультацию можно по телефону или с помощью формы онлайн-записи на сайте.
симптомы, лечение, профилактика в домашних условиях
Что такое СДВГ у детей
СДВГ – это заболевание нервной системы, неврологическо-поведенческое расстройство, которое начинается в детском возрасте. Этой проблемой занимается детская психиатрия.
— Это словосочетание часто употребляют и педагоги, и родители, оно стало популярным. В этой связи хочется напомнить, что это медицинский термин. Это касается вопросов детской психиатрии, ставит его детский психиатр при нейропсихологическом диагностическом обследовании. Ребенка диагностируют, и только тогда, когда подтверждается расстройство нервной системы, начинается коррекция, — рассказывает Елена Разумовская.
Причины СДВГ у детей
«К сожалению, необходимо констатировать тот факт, что за последние 10 лет количество деток с диагнозом СДВГ растет. Поступают жалобы от родителей и педагогов.
1. Проблемы перинатального периода. Когда мамочка вынашивает 9 месяцев ребенка, в ее жизни могут происходить определенные события, которые связаны безусловно с ее эмоционально-стрессовым состоянием. Например, она стрессует из-за незапланированной беременности, отторжения супругом ребенка и даже отторжения ребенка матерью, но по каким-либо причинам она оставляет ребенка в живых и вынашивает его до конца. Когда малыш (эмбрион) испытывает вот такое отторжение, это уже ведет к определенным эмоциональным последствиям ребенка, потому что, начиная с третьего дня беременности, у малыша формируется нервная система и головной мозг.
2. Родовые травмы. Эти причины отражаются на нервной системе ребенка, а после ведут к СДВГ.
3. Проблемы у самих родителей. К примеру, наркотическая зависимость у отца. Даже если прошло несколько лет после их употребления, это влечет за собой последствия, связанные с нервной системой ребенка. Здоровье нужно беречь смолоду», — поясняет Елена Разумовская.
Симптомы СДВГ у детей
Этот синдром характерен в возрасте от 3 до 12 лет. Специалист делит их на 2 группы:
От 3 до 6 лет:
«Синдром характеризуется не только гиперактивностью, но и агрессией по отношению к внешнему миру. Всякий раз, когда дошколят приводят ко мне на консультацию и коррекционную работу, я всегда наблюдаю у таких детей агрессивную реакцию.
Как только им начинаешь не позволять, запрещать, каким-либо образом ограничивать, эти дети всегда начинают проявлять повышенную агрессию. Поначалу это может выглядеть в виде капризов, истерик, но порой это доходит до физических агрессивных реакций. Ребенок с СДВГ в возрасте от 3 до 6 лет неаккуратен: он бросает и ломает вещи, игрушки, различные предметы. Он не задумывается о последствиях и не думает, что это может причинить кому-то или чему-то вред.Для СДВГ также характерна чрезмерная энергичность во время игр, которая порой носит разрушительный характер. Например, ребенок заигрывается и, совершенно не думая, может нанести удары другому ребенку.
Сюда же относят излишнюю болтливость, ребенок неугомонный, задает много вопросов. Причем его речь может быть хаотичной. В этой связи я также хочу отметить, что до сегодняшнего дня спорным остается вопрос об уровне развития интеллектуальных способностей. Есть детки с СДВГ, у которых уровень интеллектуального мышления несколько снижен по сравнению со средним уровнем.
Дети с СДВГ очень часто спорят, у них завышена планка требований, они не признают отказов, что тоже вызывает агрессию. Они шумные, крикливые, часто перебивают других людей и никого не слушают.
У таких детей сильная раздражительность, ребенок не послушен, он практически не подчиняется никаким требованиям родителей, делает все наперекор. Часто такие дела из-за синдрома попадают в опасные ситуации и получают травмы. Это происходит из-за двигательной неловкости – это один из ярких симптомов, которые мы можем наблюдать не невербальном уровне. Речь часто у таких детей нарушена, скомканная, ребенок не успевает проконтролировать смысл, который он хочет донести до собеседника. Это обычно характеризуется у тех, чей уровень интеллектуального мышления ниже среднего.
Если же он наоборот выше среднего, и ребенок достаточно талантлив, то в данном случае речь его тоже будет несколько скомканной, но по другой причине – у него настолько быстро протекают мыслительные процессы, что он не может успеть выдать ту информацию до конца, как его мысли перескакивают на другие темы, детали», — рассказывает клинический психолог.От 7 до 12 лет:
- такая же повышенная двигательная активность;
- быстрая отвлекаемость;
- ребенок плохо организует выполнение домашних заданий, не выполняет что-то до конца, из-за невнимательности делает много ошибок, выкрикивает еще до того, как учитель сформирует свой вопрос, часто встает с места в классе, ходит по кабинету, ему сложно усидеть более 10 минут;
- очень нетерпеливые. Они не могут ждать, постоять в очереди, не могут довести игру до конца. Соответственно, для них характерна безответственность и беспечность;
- у них проблемы с коммуникабельностью, выстраиванием отношений;
- им сложно соблюдать любые правила, в том числе социальные.
Лечение СДВГ у детей
«Есть три фундаментальных способа лечения СДВГ:
1. Фармакологический. В этом случае детский психиатр назначает медикаментозное лечение, которое поможет снять с ребенка эмоциональную неустойчивость, гиперактивность. Это препараты, направленные на подавление передачи нейронных импульсов для того, чтобы ребенок был более спокоен;
2. Метод онтогенетического замещения. Подходит тогда, когда мы наблюдаем ребенка, у которого уже на привычном поведенческом уровне сформированы привычные формы реагирования на ситуации, обстоятельства, конкретных людей. Он не может уже запустить некую интеллектуальную программу и проконтролировать ее выполнение до конца. Соответственно данный метод направлен на то, чтобы вернуться назад, в тот период времени, когда формировались нейронные связи и заменить привычные формы реагирования на более эффективные.
3. Когнитивная терапия (поведенческая терапия) – тогда, когда мы формируем у ребенка новые привычки.
Когда ко мне обращаются родители с детьми с СДВГ, я делю коррекционные занятия на три основных блока:
Первый блок – вопрос национального интеллекта, чтобы ребенок начал осмысливать первопричины своих реакций, чувств, чтобы он мог контролировать свои действия;
Второй блок – работа над мышечным гипертонусом, которым часто страдают дети с СДВГ;
Третий блок – работа с замещением каких-либо привычных форм поведений на новую форму поведения. В зависимости от возрастных групп, третий блок выстраивается либо на интеллектуальном уровне, либо – на игровом», — констатирует специалист.
Диагностика
Специалист рекомендует обращаться к детскому нейропсихологу. У него имеются те специфические знания, позволяющие провести полноценное обследование детей. Нейропсихолог диагностирует наличие очага в головном мозге, который отвечает за нарушения передачи нейронных импульсов между нейронами головного мозга. Именно этот очаг следствием влечет за собой поведенческие проблемы.
Народные средства
Психолог отмечает, что народные средства перед психическим расстройством бессильны. Они могут помочь только детям с гиперактивностью. Родителям ребенка с СДВГ нужно обращаться только к нейропсихологическим или когнитивным методам коррекции.
Профилактика СДВГ у детей
«Профилактики СДВГ быть не может, потому что такой синдром нельзя предугадать. Его может вызвать и инфекция во время беременности, и интоксикация, и употребление родителем наркотических средств когда-то давно. Поэтому в данном случае профилактика – это поменьше стресса во время беременности, здоровый отец и мать, о здоровье, к слову, нужно задуматься уже с подросткового возраста.
Методы профилактики, которые можно использовать с точки зрения повышения исполнительной функции и контроля у ребенка с СДВГ – это система воспитания. Например, введение семейных правил, которые в будущем помогут контролировать себя, свои действия.
Хочется отметить, что СДВГ – это синдром, который будет сопровождать на протяжении всей жизни. Но если мы говорим с точки зрения гиперактивности, она имеет динамику снижения ближе к подростковому возрасту. Если говорим о дефиците внимания, он динамики снижения не имеет. В отдельных случаях может и после подросткового возраста, у взрослых людей может даже прогрессировать», — говорит детский нейропсихолог.
Популярные вопросы и ответы
Отвечает Елена Разумовская, клинический и юридический психолог, детский нейропсихолог, судебный психолог-эксперт, психотерапевт с опытом работы почти 30 лет.
Чем полезен спорт при СДВГ?
При СДВГ рекомендуются какие-либо спортивные секции для того, чтобы ребенок мог направлять свою энергию в положительное и позитивное русло. Спорт сам по себе помимо каких-либо мышечных нагрузок, физического развития еще и формирует нормы дисциплинарного характера. И в данном случае, если тренер или руководитель секции – грамотный педагог, то он может дисциплинировать ребенка, и когда формируется уже привычка, то ребенок начинает контролировать свои эмоции сам. Для деток с СДВГ приемлемы минимально травматичные виды спорта. То есть, если есть вероятность, что ребенок во время тренировки может получить травму, то у ребенка с СДВГ эта вероятность увеличивается в разы. Все потому что им очень сложно себя контролировать. У тренера много подопечных, и за всеми уследить он попросту может не успеть. Поэтому выбирая вид спорта для ребенка с СДВГ, надо выбирать безопасный вид, чтобы было меньше травм. Например, футбол. Хоккей уже является травмоопасным – клюшкой он может ударить других ребят. Если идет речь о спарринговых видах спорта, то я рекомендую борьбу. Она по своей технике предполагает более щадящий режим. Детям с СДВГ отлично подходит плавание. Оно укрепляет полностью всю иммунную систему. В бассейне он тратит много энергии, устает, после – мышцы расслабляются. Также это стабилизирует мыслительные процессы – мысли уже не будут бегать так хаотично.
Необходимо ли обращаться к психологу при СДВГ?
Я рекомендую обращаться к детскому нейропсихологу, потому что у него есть специфические знания, которые позволяют провести полноценное обследование детей. Также специалист проведет обследование одновременно нескольких сфер в формате различных психических процессов в отличии от просто психолога. Например, детский психолог-диагност может провести обследование уровня развития внимания, восприятия, памяти, мышления, в зависимости от возраста личностных особенностей ребенка. Если мы говорим о детской нейропсихологии, это не просто констатация уровня развития психических процессов, а именно констатация предрасположенности или наличии каких-либо паталогических очагов и отклонений в неврологическом плане на поведенческом уровне. Нейропсихолог диагностирует наличие очага в головном мозге, который отвечает за нарушения передачи нейронных импульсов между нейронами головного мозга. Именно этот очаг следствием влечет за собой поведенческие проблемы. В данном случае психолог будет недостаточно компетентен.
Какие есть мифы о СДВГ?
Первый миф — СДВГ нарушает восприятие. Восприятие у деток, страдающих СДВГ, обостренное. У них как раз проблема в том, что они воспринимают все. И как раз «прыгание» мыслей зависит от того, что они воспринимают. Это могут быть визуальные образы – картинки, люди, ситуации. Точно также на аудиоканале: ребенок будет слышать звуки, неважно, какие: голос за окном, шум из соседней квартиры. И на все это он будет реагировать очень быстро и, естественно, с любопытством. Миф, что восприятие нарушается, не совсем верен. Восприятие имеет характерную особенность неудержания, то есть в зависимости от того, что попадает на сенсорный канал, ребенок очень быстро реагирует. Поэтому восприятие характеризуется некой неустойчивостью. Если, допустим, ребенок начальной школы сидит на уроке, он не может воспринимать обучающий материал с точки зрения своей нетерпеливости. Ему сложно усидеть длительное время на одном месте и воспринимать одну и ту же информацию. У него восприятие беглое, реактивное, поэтому в этом случае любые отвлекающие моменты будут отражаться на восприятии. Но восприятие как психический процесс – сохранно. Неустойчиво, но сохранно.
Второй миф – дети с СДВГ имеют отклонения в понимании. При нейропсихологическом обследовании ребенка, который имеет СДВГ, необходимо провести уровень развития интеллектуальных способностей, уровень развития мышления. Мышление тоже бывает разных видов – у деток постарше абстрактное, логическое, есть аналитика, есть логика. Поэтому мышление само по себе как IQ лишь говорит об уровне мыслительных процессов. А вот в зависимости от того, какое мышление преобладает – это уже индивидуальные особенности. Например, у нас есть дети, обладающие творческим мышлением, они имеют более богатое воображение. Если мы рассматриваем техническую направленность, то она проявляется у ребенка любого возраста в виде каких-то склонностей, интересов. Поэтому в данном случае, если мы говорим о нарушении понимания, как о мифе СДВГ, в первую очередь надо говорить о том, насколько развит интеллект. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности все прекрасно понимают. Вопрос в другом – они не могут выполнять. Например, когда родитель или педагог дает какое-то задание, детям сложно сосредоточиться. И когда родители обращаются с запросом, что ребенок их не понимает, я всегда стараюсь переубедить родителей, проведя предварительное обследование и понимая, на каком уровне развития находится интеллектуальное развитие мышления, в том, что ребенок их понимает, ему просто сложно выполнять такое задание в силу определенных специфических нейронных связей, которые характерны для детей СДВГ.
Третий миф – дети с СДВГ не больные, а разбалованные. СДВГ – это психическое расстройство, и дети с СДВГ наблюдаются у детского психиатра, в том числе принимая фармакологическое лечение. Здесь имеет место перегрузка эмоциональной сферы.
Четвертый миф – чтобы успокоить ребенка, нужен ремень. Физическое насилие данной проблемы не решит. Как говорилось ранее, дети с СДВГ очень агрессивны, и они на все варианты давления и ограничения воспринимают очень обостренно, на любое давление они будут реагировать сопротивлением.
Пятый миф – таким детям не место в нормальной школе. Здесь нужно ответить с точки зрения статистики. Если ребенок с СВДГ в классе один среди 15 человек, то педагог должен с ним справиться. Но если таких детей в процентном соотношении более чем треть, педагог может просто не справиться, потому что будут драки, ссоры, каждый будет пытаться привлечь внимание к себе. Такие дети, обладая уровнем интеллекта на уровне средней статистической нормы по возрастным критериям, имеют полное право заниматься на равных с такими детками, как и он. Если помещать детей с СДВГ в отдельный класс, их должно быть не более пяти.
Шестой миф – дети смотрят телевизор, сидят в гаджетах и поэтому становятся агрессивными. На самом деле ни телевидение, ни компьютерные игры СДВГ не порождают, но необходимо уточнить, что если у ребенка есть СДВГ, нужно снижать нагрузку со стороны компьютерных игр, ТВ. Потому что когда ребенок воспринимается с экрана что-то яркое и событийное, он будет реагировать очень ярко и бурно, вплоть до агрессии.
Седьмой миф – у детей, имеющих СДВГ, низкий интеллектуальный уровень развития. Этот миф касается педагогов. Почти все педагоги считают детей с СДВГ детьми с низким интеллектуальным уровнем развития. Это совершенно не так. Прежде чем делать такие выводы, нужно провести нейропсихологическое обследование, его результаты уже скажут об уровне развития интеллекта.
6 естественных средств от СДВГ, триггеры, которых следует избегать, и многое другое
Мы включили продукты, которые, по нашему мнению, будут полезны нашим читателям. Если вы покупаете по ссылкам на этой странице, мы можем получить небольшую комиссию. Вот наш процесс.
Healthline показывает вам только бренды и продукты, которые мы поддерживаем.
Наша команда тщательно изучает и оценивает рекомендации, которые мы делаем на нашем сайте. Чтобы установить, что производители продукта соблюдали стандарты безопасности и эффективности, мы:
- Оцените ингредиенты и состав: Могут ли они причинить вред?
- Проверьте все утверждения о пользе для здоровья: Соответствуют ли они существующим научным данным?
- Оцените бренд: Работает ли он добросовестно и соответствует ли он лучшим отраслевым практикам?
Мы проводим исследования, чтобы вы могли найти надежные продукты для вашего здоровья и хорошего самочувствия.
Узнайте больше о нашем процессе проверки.Было ли это полезно?
Некоторые альтернативные методы лечения, в том числе занятия йогой и проведение времени на свежем воздухе, могут оказать положительное влияние на симптомы СДВГ.
Производство лекарств, используемых для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), резко возросло за последние десятилетия. Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) сообщают, что количество диагнозов СДВГ у детей увеличилось примерно на 41 процент в период с 2003 по 2011 год. Было подсчитано, что 11 процентов детей в возрасте от 4 до 17 лет были диагностированы с СДВГ. 2011 года. Всего 6,4 миллиона детей.
Если вам неудобно лечить это расстройство лекарствами, есть другие, более естественные варианты.
Лекарства от СДВГ могут помочь облегчить симптомы, усиливая и балансируя нейротрансмиттеры. Нейротрансмиттеры — это химические вещества, передающие сигналы между нейронами мозга и тела. Существует несколько различных типов лекарств, используемых для лечения СДВГ, в том числе:
- стимуляторы, такие как амфетамин или аддерол (которые помогают вам сосредоточиться и игнорировать отвлекающие факторы)
- нестимуляторы, такие как атомоксетин (Strattera) или бупропион (Wellbutrin), можно использовать, если побочные эффекты от стимуляторов слишком велики, или если другие медицинские условия не позволяют использовать стимуляторы
Хотя эти препараты могут улучшать концентрацию, они также может вызвать некоторые серьезные потенциальные побочные эффекты. К побочным эффектам относятся:
- проблемы со сном
- перепады настроения
- потеря аппетита
- проблемы с сердцем
- суицидальные мысли или действия
Не так много исследований рассматривали долгосрочные эффекты этих лекарств. Но некоторые исследования были проведены, и это вызывает опасения. Австралийское исследование, опубликованное в 2010 году, не выявило значительного улучшения поведения и проблем с вниманием у детей в возрасте от 5 до 14 лет, которые принимали лекарства от СДВГ. Их самовосприятие и социальное функционирование также не улучшились.
Вместо этого в группе, принимавшей лекарства, наблюдался более высокий уровень диастолического артериального давления. У них также была немного более низкая самооценка, чем в группе, не принимавшей лекарства, и их результаты были ниже возрастного уровня. Авторы исследования подчеркнули, что размер выборки и статистические различия были слишком малы, чтобы делать выводы.
Альтернативные методы лечения могут помочь справиться с некоторыми симптомами, связанными с СДВГ, в том числе:
- трудности с концентрацией внимания
- организационные проблемы
- забывчивость
- частые прерывания
Некоторые дети. Избегайте продуктов, содержащих следующие красители и консерванты:
- бензоат натрия, который обычно содержится в газированных напитках, заправках для салатов и продуктах из фруктовых соков
- Желтый цвет FD&C № 6 (желтый закат), который можно найти в панировочных сухарях, хлопьях, конфетах, глазури и безалкогольных напитках
- Желтый цвет D&C № 10 (желтый хинолин), который можно найти в соках, сорбетах и копченая пикша
- FD&C Желтый № 5 (тартразин), который можно найти в таких продуктах, как соленья, хлопья, батончики мюсли и йогурт
- FD&C Красный № 40 (красный очаровательный), который можно найти в безалкогольных напитках, лекарства, желатиновые десерты и мороженое
Диеты, ограничивающие возможные аллергены, могут помочь улучшить поведение некоторых детей с СДВГ.
Лучше обратиться к врачу-аллергологу, если вы подозреваете, что у вашего ребенка аллергия. Но вы можете поэкспериментировать, избегая следующих продуктов:
- химические добавки/консерванты, такие как BHT (бутилированный гидрокситолуол) и BHA (бутилированный гидроксианизол), которые часто используются для предотвращения порчи масла в продукте и могут быть обнаружены в обработанных продуктах. продукты питания, такие как картофельные чипсы, жевательная резинка, сухие смеси для тортов, хлопья, масло и картофельное пюре быстрого приготовления
- молоко и яйца
- шоколад
- продукты, содержащие салицилаты, включая ягоды, порошок чили, яблоки и сидр, виноград, апельсины, персики, сливы, чернослив и помидоры во многих обезболивающих)
Электроэнцефалографическая (ЭЭГ) биологическая обратная связь — это тип нейротерапии, который измеряет мозговые волны. Исследование 2011 года показало, что тренировка ЭЭГ является многообещающим методом лечения СДВГ.
Во время обычного сеанса ребенок может играть в специальную видеоигру. Им будет дано задание, на котором нужно сосредоточиться, например, «удержать самолет в полете». Самолет начнет пикировать или экран погаснет, если они отвлеклись. Игра учит ребенка новым методам фокусировки с течением времени. В конце концов, ребенок начнет выявлять и исправлять свои симптомы.
Некоторые небольшие исследования показывают, что йога может быть полезна в качестве дополнительной терапии для людей с СДВГ. В исследовании, опубликованном в 2013 году, сообщалось о значительных улучшениях гиперактивности, тревожности и социальных проблем у мальчиков с СДВГ, которые регулярно занимались йогой в дополнение к ежедневному приему лекарств.
Некоторые ранние исследования показывают, что тай-чи также может помочь облегчить симптомы СДВГ. Исследователи обнаружили, что подростки с СДВГ, которые занимались тай-чи, не были такими тревожными или гиперактивными. Они также меньше мечтали и проявляли меньше неуместных эмоций, когда два раза в неделю посещали занятия по тай-чи в течение пяти недель.
Проведение времени на свежем воздухе может принести пользу детям с СДВГ. Имеются убедительные доказательства того, что даже 20-минутное пребывание на свежем воздухе может принести им пользу, улучшая их концентрацию. Зелень и природа являются наиболее полезными.
Исследование 2011 года и несколько предшествующих ему исследований подтверждают утверждение о том, что регулярное пребывание на открытом воздухе и в зеленых насаждениях является безопасным и естественным методом лечения, который можно использовать для помощи людям с СДВГ.
Для детей с более тяжелыми случаями СДВГ поведенческая терапия может оказаться полезной. Американская академия педиатрии утверждает, что поведенческая терапия должна быть первым шагом в лечении СДВГ у маленьких детей.
Этот подход, который иногда называют модификацией поведения, работает над устранением конкретных проблемных моделей поведения и предлагает решения, помогающие предотвратить их. Это может также включать установление целей и правил для ребенка. Поскольку поведенческая терапия и медикаментозное лечение наиболее эффективны при совместном использовании, они могут оказать мощную помощь вашему ребенку.
Родительская терапия может помочь предоставить родителям инструменты, необходимые им, чтобы помочь своему ребенку с СДВГ добиться успеха. Оснащение родителей методами и стратегиями преодоления поведенческих проблем может помочь как родителю, так и ребенку в долгосрочной перспективе.
Лечение добавками может облегчить симптомы СДВГ. Эти добавки включают:
- цинк
- L-карнитин
- витамин B-6
- магний
Магазин цинковых добавок.
Однако результаты неоднозначны. Такие травы, как гинкго, женьшень и пассифлора, также могут помочь успокоить гиперактивность.
Прием пищевых добавок без наблюдения врача может быть опасным, особенно для детей. Поговорите со своим врачом, если вы хотите попробовать эти альтернативные методы лечения. Они могут заказать анализ крови для измерения текущего уровня питательных веществ у вашего ребенка, прежде чем он начнет принимать добавки.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – методы лечения
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это состояние, которое влияет на поведение и обучение. Те, у кого есть СДВГ, имеют трудности с концентрацией внимания (легко отвлекаются). В частности, мальчики также могут быть импульсивными и гиперактивными.
Лечение СДВГ необходимо подбирать индивидуально для каждого ребенка.
Медикаментозное лечение быстрое и контролирует признаки СДВГ, но использование только медикаментов может быть не лучшим методом лечения человека с СДВГ. Немедикаментозная терапия часто сочетается с медикаментозной терапией для лечения СДВГ.
Лечение может включать медикаментозное лечение, образовательные программы, управление поведением, психологическое консультирование и поддержку семьи.
Лекарства от СДВГ
Стимулирующие препараты (такие как дексамфетамин и метилфенидат) являются наиболее часто используемыми препаратами при СДВГ. Они действуют на высвобождение нейротрансмиттеров дофамина (мозговое химическое вещество). Большее количество дофамина может увеличить концентрацию и обуздать гиперактивное и импульсивное поведение.
Дексамфетамин и метилфенидат похожи, но различаются по своему химическому составу и действию, поэтому ребенку может принести больше пользы одно из этих лекарств, чем другое.
Различные виды лекарств от СДВГ
Стимуляторы
- формы стимуляторов короткого действия (немедленного высвобождения или IR), действие которых длится около трех часов (включая риталин и дексамфетамин)
- формы длительного действия (включая риталин LA, действие которого длится около трех часов) от шести до восьми часов, Concerta (от десяти до двенадцати часов) и Vyvanse (более 12 часов)
Нестимулирующие препараты
- Strattera
- Intuniv
- Клонидин
Дозировка лекарств от СДВГ
Любые изменения в лекарствах всегда должны контролироваться лечащим врачом. Им может потребоваться скорректировать дозировку и время для каждого ребенка, чтобы лучше контролировать симптомы СДВГ и свести к минимуму возможные побочные эффекты. Как для дексамфетамина, так и для метилфенидата дозу можно постепенно увеличивать в течение трех-четырех недель, при необходимости используя половину таблетки.
Врач может прекратить прием лекарства, если по истечении четырех недель состояние ребенка не улучшится. Аналогичным образом можно испытать и другие лекарства. Если лекарство работает, врач может увеличить дозу по мере роста ребенка.
Побочные эффекты стимулирующих препаратов для лечения СДВГ
Основными краткосрочными побочными эффектами являются плохая прибавка в весе и снижение аппетита. Некоторые другие включают в себя:
- Проблемы со сном, такие как задержка сон. изменения, такие как раздражительность, депрессия, нервозность или тревога
- галлюцинации (видение или слух вещей, которых на самом деле нет) или психотические симптомы (серьезное психическое заболевание)
- развитие или усиление тиков (повторяющиеся неконтролируемые движения мышц, часто в области лица).
Последующее лечение
Ребенок, который принимает лекарства для облегчения симптомов СДВГ, должен регулярно посещать своего лечащего врача не реже одного раза в шесть месяцев). Эти осмотры включают:
- тщательный медицинский осмотр
- обзор поведения ребенка, чтобы увидеть, сохраняются ли симптомы СДВГ.
Другие лекарства от СДВГ
Другие лекарства иногда назначают для лечения сопутствующих проблем, таких как нарушение сна (мелатонин, клонидин) или тревога (СИОЗС).
Немедикаментозная терапия СДВГ
Программа лечения СДВГ должна быть адаптирована к каждому конкретному ребенку. Некоторые методы лечения более полезны для контроля гнева, в то время как другие лучше подходят для лечения импульсивности.
Как правило, диапазон не лечения терапии, используемые для СДВГ, может включать в себя:
- Образовательные вмешательства
- Модификация поведения
- Когнитивная терапия
- Управление гневом
- СДВГ
Исследования показали, что терапия модификации поведения более эффективна, когда ребенок играет активную роль в выборе программы, ее целей и стимулов. Терапия, направленная на изменение поведения одним лишь наказанием, обычно не работает. Главное — поощрять ребенка за хорошее поведение. Целью семейного взаимодействия является снижение стресса и выраженных эмоций и, конечно же, прекращение любого насилия или агрессии.
Когнитивная терапия и СДВГ
Когнитивная терапия направлена на то, чтобы помочь ребенку лучше управлять «мыслительными навыками», такими как решение проблем и самоконтроль. Мероприятия могут включать в себя ролевые игры и предварительную разработку того, как поступать в конкретных ситуациях.
Ребенок учится продумывать возможные последствия действия перед его выполнением. Например, первой самоинструкцией может быть «Стоп!», за которой следуют «В чем проблема?» и «Каков наилучший план решения проблемы?» Когнитивная терапия может быть полезна для импульсивных детей.
Управление гневом и СДВГ
Импульсивным детям, быстро впадающим в гнев, может помочь контроль и регулирование своего настроения. Ребенок учится распознавать признаки своего растущего разочарования и осваивает ряд навыков преодоления, предназначенных для разрядки своей агрессии. Они также изучают методы релаксации и навыки управления стрессом.
Ребенок с СДВГ может быть непопулярен среди сверстников (детей того же возраста), если он агрессивен или ему не хватает социальных навыков. Издевательства, игнорирование или насмешки со стороны сверстников могут способствовать снижению самооценки.
Социальный тренинг может научить вашего ребенка взаимодействовать с другими людьми надлежащим и удовлетворительным образом. Ролевая игра может быть подходящей стратегией.
Ваш ребенок может освоить базовые социальные навыки, такие как:
- различные способы начала разговора
- важность удержания зрительного контакта при разговоре
- навыки слушания
- умение играть совместно с другими.
Семейное консультирование и СДВГ
Семейное консультирование направлено на то, чтобы помочь другим членам семьи лучше понять поведение ребенка и справиться с ним. Чтобы семейное консультирование работало, все члены семьи должны понимать, что СДВГ вызван не ими, а их действиями могут изменить воздействие СДВГ.
Чтение книг о СДВГ и вступление в группу поддержки СДВГ может помочь. Например, родители могут научиться различным методам управления (таким как «тайм-аут») и тому, как сбалансировать наказания и поощрения. Полезны также коммуникативные навыки и методы управления гневом. Помощь также можно получить через местные или общественные организации и ADHD Australia.
Диета и СДВГ
Нет никаких доказательств того, что СДВГ вызывается определенными продуктами (например, пищевыми добавками). Некоторые исследования показали, что небольшое количество детей с СДВГ могут немного улучшить диету, хотя изменения диеты не рекомендуются в качестве рутинной части терапии.
Поговорите со своим врачом или диетологом, прежде чем изменить диету вашего ребенка, чтобы помочь с СДВГ.
Альтернативные методы лечения
Существуют различные альтернативные методы лечения, которые, как утверждается, помогают детям с СДВГ.