что делать родителям гиперактивных детей разного возраста, игры, поведение в школе и детском саду, советы психолога
Сын или дочь вас не слушает, плохо спит, устраивает истерики в магазине? Или вот еще знакомая для многих ситуация: посещаете десяток кружков, а энергия у малыша никуда не девается и ее даже становится все больше. Не следует ставить диагнозы самостоятельно и паниковать, пытая интернет в поисках ответа на вопрос: «У меня гиперактивный ребенок, что делать?»
Прежде всего, не всякого малыша с таким поведением действительно можно считать гиперактивным. Каждый человек рождается со своим темпераментом. И даже если он отличается от вашего, это совершенно не означает, что есть какое-то отклонение от нормы. Если чрезмерно активное поведение носит эпизодический характер или стало ответом на какой-то стресс, то, скорее всего, ничего страшного. Просто ваш малыш растет и осваивает новые эмоции. Как правило, такой ребенок быстро успокаивается и дальше спокойно играет и взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
А вот настоящую гиперактивность обычно связывают с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который обнаруживается у детей с 2-4 лет. Самые распространенные жалобы родителей в таком случае связаны с отсутствием нормального сна у малыша, постоянным беспокойством, невнимательностью, забывчивостью, неспособностью сосредоточиться. Важно, что эти проявления постоянны и со временем прогрессируют.
В статье разберемся, какие симптомы можно считать тревожными, когда обращаться к специалисту, и что вообще делать, если у ребенка диагностирована гиперактивность.
Что важно знать о гиперактивных детях
Невозможно быть готовым ко всему, но основную информацию необходимо знать. Как минимум для того, чтобы признать эту особенность и подобрать грамотного специалиста.
Когда обращаться к специалисту | Оптимальный возраст для выявления СДВГ — дошкольный. У малышей проще настроить компенсаторные возможности мозга таким образом, чтобы предотвратить негативные проявления в будущем (1) |
Как часто встречается гиперактивность у детей | Такая особенность встречается часто, во всех социально-экономических группах. Наиболее распространена в регионах с повышенной плотностью населения. |
Может ли такой ребенок влиять на других членов семьи | Отношения внутри семьи могут пострадать, если не корректировать ситуацию. Гиперактивные дети могут быть агрессивны, нетерпимы к братьям и сестрам, требуют подчинения от них (2) |
Чем чрезмерная активность мешает ребенку | Прежде всего, нарушение социальной адаптации. А дети с высоким уровнем интеллекта не смогут в полной мере пользоваться своими задатками и талантами. Гиперактивность влияет на сон и аппетит и другие важные моменты |
Симптомы гиперактивности у ребенка
Признаки могут быть многообразны. Не торопитесь причислить своего малыша к гиперактивным только потому, что не можете с ним справиться. Обычно активный и подвижный ребенок — это повод порадоваться. А если ребенок реагирует таким образом на разовый стресс, например, новая секция или начало посещения детского сада, то волноваться о таком диагнозе не стоит.
Детей может утомлять что угодно: от поездки за город до дальних родственников у вас в гостях. Однако если у вас есть реальные подозрения, что ребенок гиперактивный вне зависимости от обстоятельств, — следует свериться со списком самых очевидных симптомов.
Невнимательность
Может быть тревожным сигналом, когда вы видите, что ребенок не в состоянии удерживать внимание на ежедневных действиях, уроках и других занятиях. Он игнорирует обращение к нему или же быстро забывает сказанное. Малышу сложно дается выполнение любой активности до конца, он не понимает правил. Посторонние стимулы почти всегда отвлекают его от любого дела.
В школьном возрасте вы можете заметить, что ребенок очень часто теряет учебники, сменку, пенал и даже весь рюкзак. При этом он сам может это игнорировать, пока вы не спросите.
Импульсивность
Фото: Nathan Dumlao, unsplash.comЧасто проявляется в разговоре. Такие дети могут быть экстремально болтливы, при этом создается впечатление, что малыш очень быстро говорит, но сам не успевает за собственной мыслью. Физическая активность ребенка часто не имеет цели и меняет направление. Он просто так прыгает, крутится, что-то напевает, бегает по кругу. Тихие игры для такого ребенка категорически не подходят — ему это надоедает через пару секунд.
Также характерно нарушение мелкой моторики: завязать шнурки, застегнуть пуговицу или кнопку, раскрасить рисунок, не выходя за контур. В спортивных играх также наблюдается нарушение координации и равновесия.
Игнорирование норм поведения
На вопросы отвечает отрывисто, не дослушав. Вмешивается в чужой разговор и часто говорит что-то невпопад. Также гиперактивные дети могут быть агрессорами в школе, из-за чего их недолюбливают сверстники, другие родители и учителя.
Если ребенок не проявляет агрессивного поведения, то могут наблюдаться другие симптомы нарушения навыков социальной адаптации.
Проблемы со сном
Гиперактивный ребенок долго не может успокоиться, трудно наладить распорядок дня. Перед сном он часто отвлекается, суетится, долго не может улечься. Спит чутко и подвижно, как будто не может найти себе место. Часто просыпается.
Узнать больше
Причины гиперактивности у детей
Если говорить научным языком, основное кроется в нарушении баланса между возбуждением и торможением в головном мозге. Но что является катализатором этого процесса? Ученые до сих пор ведут споры о достоверной причине гиперактивности и СДВГ. Принято выделять три вероятных группы факторов.
Биологические
Изменения в работе нервной системы вполне могут быть причиной проблемы. А спровоцировать их могут преждевременные роды, курение и употребление алкоголя во время беременности, неблагоприятные экологические условия проживания. Также могут повлиять травмы головного мозга, недостаточный вес при рождении (3). Многие другие болезни могут сопровождаться гиперактивностью. Например, патологические состояния нервной системы.
Генетические
Наследственный фактор также играет важную роль. У родителей, которые имеют проблемы с психоэмоциональной сферой, есть риск родить и/или воспитать гиперактивного ребенка.
Социально-психологические
Нездоровая психологическая обстановка в семье значительно влияет не только на формирование гиперактивности у ребенка, но и на ее коррекцию. Детский сад, дополнительные занятия и школа тоже могут внести не самый положительный вклад. Детям противопоказаны сильные психоэмоциональные нагрузки. И если ребенок сталкивается с избытком задач, то его нервная система может не выдержать такого напряжения.
Что делать родителям гиперактивных детей
Фото: John Rowley, globallookpress.comСправиться с таким ребенком не всегда просто. Он может казаться неуравновешенным, его энергия на первый взгляд неуправляема. Родители могут ошибаться в выборе стратегии поведения, но важно не прекращать пробовать. Бездействие — худший вариант. Рано или поздно вы найдете подход к ребенку и сможете легко ориентироваться во многих стрессовых ситуациях.
Безусловно, при выявлении чрезмерной активности у ребенка следует обратиться к специалисту. Но работа с такими детьми должна проводиться не пару часов в неделю, а каждый день. Пригодятся несколько советов, которые облегчат общение с гиперактивным ребенком и помогут настроить его на нужный лад.
Установите распорядок дня
Некоторые родители не приемлют четких правил, ограничивающих ребенка. Такой вариант «свободного воспитания» замечательно работает для многих детей. Однако гиперактивные малыши могут растеряться в подобной атмосфере. Если у вашего ребенка наблюдаются все признаки, настройте четкий и упорядоченный режим дня. Так он будет знать, что от него ожидают взрослые изо дня в день. Он должен помнить о своих ежедневных ритуалах, от чистки зубов до активных игр. Нарушать режим дня нежелательно, даже если вы в гостях или путешествуете.
Упрощайте
Гиперактивному ребенку трудно запомнить обширный перечень заданий. Как в школе, так и в быту. Делите каждую задачу на более мелкие части. Старайтесь сохранить с ребенком зрительный контакт, когда вы что-то ему объясняете. Подавайте информацию небольшими порциями, которые он может легко усвоить. Попросите ребенка повторить каждый шаг. Если он с чем-то не справляется, не отказывайтесь от этих задач. Просто разбейте их на еще более понятные маленькие шаги.
Письменная фиксация инструкций также может помочь ребенку. Пошаговый список позволяет гиперактивному ребенку сосредоточиться на каждой небольшой задаче, не держа в голове другие. Школьник может обратиться к этому плану, чтобы освежить в памяти дела и вычеркнуть выполненные. Такой список можно вместе поместить на холодильник или рабочий стол ребенка, а за реализацию всех пунктов чем-то награждать в конце дня.
Исключите отвлекающие факторы
Многие, даже самые заурядные, вещи легко отвлекают гиперактивного ребенка. Поэтому задачи, требующие концентрации, например, домашнюю работу, следует выполнять в максимально комфортном месте: вдали от окон и дверей, без посторонних предметов на рабочем столе. Позвольте ему двигаться, но не разрешайте отвлекаться от задачи.
Убедитесь, что малыш понимает, что его при этом не наказывают. Скажите сыну или дочери, что рабочее место должно помочь ему/ей сконцентрироваться, и поощряйте участие ребенка в организации пространства.
Используйте положительное подкрепление
Выполнение любой монотонной задачи — проблема для гиперактивного ребенка. Поэтому важно, чтобы он понял, зачем выполняет задание и что за этим последует. Хвалите и поощряйте малыша каждый раз, когда он успешно с чем-то справляется. Имея дело с гиперактивным ребенком, не беспокойтесь о том, что вы «подкупаете» или балуете его. Положительное подкрепление — это награда за то, что он преодолел трудности, связанные с выполнением задачи, а не просто получил подарок (3).
Не ограничивайте воспитание лекарствами
Специалисты в отдельных случаях могут выписать ребенку определенные препараты. Но вы должны понимать, что это всего лишь часть лечения, которое предстоит. Многое корректируется ежедневными занятиями. Уделяйте внимание малышу, проводите с ним время в полезных играх и не перекладывайте ответственность только на вашего психолога.
Изучите вопрос
Узнайте как можно больше об этом расстройстве. Прочтите любые информационные материалы, которые удастся найти. Но имейте ввиду, что информация в интернете не всегда достоверна. Спросите у специалистов, к каким источникам стоит прислушаться, какую литературу изучить, проведите собственное исследование.
Не допускайте того, чтобы вам навязывали какие-либо решения относительно лечения ребенка. Консультируйтесь с несколькими специалистами, не стесняйтесь задавать все вопросы, которые вас волнуют, и уточнять непонятные моменты.
Игры для гиперактивных детей
Фото: Lydie Gigerichova, globallookpress.comВ качестве одного из инструментов коррекции поведения применяют различные игры. Это всего лишь часть когнитивно-поведенческой терапии и проводить такие занятия необходимо, разобравшись в вопросе и смысле каждого. Основное назначение таких игр в том, чтобы прорабатывать различные сферы развития ребенка.
«Морская фигура, замри»
Подходит для детей до 3 лет. Игру можно проводить в группе из нескольких детей, а для дополнительной мотивации пообещать победителю небольшой приз. Развивает навык быстрой реакции и концентрации.
Дети расслаблены, могут двигаться, танцевать, прыгать. Ведущий произносит слова: «Море волнуется раз. Море волнуется два. Море волнуется три. Морская фигура, замри». В момент окончания считалки каждый должен замереть в произвольной позе и не двигаться. Тот, кто быстрее других среагировал и сумел удержать состояние, — победил.
«Что пропало?»
Игра подходит для детей около 3 лет, играть нужно тет-а-тет с малышом. Развивает память и внимательность.
Правила просты. Вы раскладываете несколько предметов перед ребенком. Важно использовать хорошо знакомые вещи и игрушки. Начинайте с трех, затем количество атрибутов можно увеличить, когда ребенок привыкнет к игре. Задача малыша — посмотреть на вещи и запомнить их. Затем ребенок отворачивается, а вы что-то одно убираете. После малыш снова смотрит на предметы и указывает, что пропало. При этом он должен четко назвать искомое.
«Мед»
Вариант для дошкольников старшего возраста, от пяти лет. Игра развивает реакцию и социальные навыки, помогает познакомиться ребятам в компании.
Ведущий придумывает вопрос и кидает мяч каждому ребенку, произнося при этом какое-то утверждение. Например: «Тебя зовут… Света». Если малыш хочет, чтобы в игре его звали так, то «Света» должна поймать мяч. Если нет — отбить. Также ведущий может произнести название игры («Мед»), и тогда нужно поймать мяч и сказать свой ответ. Если ребенок поймать не успел, ему «приписывают» вариант ведущего.
Из ответов на все эти вопросы у каждого игрока складывается легенда о себе, которую в конце игры он должен воспроизвести.
«Нитка с иголкой»
Активная игра для детей любого возраста. Ведущим может быть как ребенок, так и взрослый.
Под активную музыку участники «змейкой» выстраиваются за ведущим и следуют за ним. Для усложнения игры можно выставить на пути детей небольшое препятствия, которые можно обходить или перешагивать.
«Продолжи ритм»
Фото: Janie Airey, globallookpress. comВедущий хлопает в ладоши в определенном ритме. Это и есть задание ребятам: они должны стать в круг и повторить этот ритмический рисунок по одному хлопку. Каждый участник должен помнить все задание и следить за другими, чтобы вовремя хлопнуть.
«Ласковые лапки»
Подходит для детей младшего возраста. Игра развивает тактильные навыки, чувственное восприятие, снижает агрессивность.
Взрослый выкладывает на стол предметы с разной текстурой. Например, кисть, вату, цветок, кусочек льда, игрушку-антистресс. Далее просит ребенка закатать рукав до локтя и закрыть глаза. Важно заранее объяснить игроку, что его руки будут касаться разные предметы и ему нужно угадать, что же это было.
Поведение гиперактивного ребенка в детском саду
Это состояние, как правило, проявляется в возрасте от двух лет и достигает своего пика к школьному возрасту. В случае, если воспитатель в детсаду обратил внимание на симптомы гиперактивности у ребенка, понаблюдайте за ним дома. Если такое поведение сохраняется, то это — повод обратиться к специалисту.
В раннем возрасте гиперактивность имеет следующие признаки:
- ребенок часто ерзает или извивается,
- не может оставаться на своем месте,
- бегает и лезет туда, где это неуместно,
- имеет проблемы со спокойными играми,
- крайне нетерпелив, не может дождаться своей очереди,
- всегда кажется «на ходу», как вечный моторчик,
- ребенок говорит чрезмерно, но без определенной цели,
- не может уйти на дневной сон,
- ребенка трудно одеть на прогулку,
- плохо ест.
Поведение гиперактивного ребенка в школе
Многим маленьким детям трудно обращать внимание на учителей и родителей, оставаться на своих местах, поднимать руку для ответа и ждать своей очереди. О гиперактивности можно говорить только в том случае, если поведение в этих областях гораздо более экстремально, чем у других детей в классе.
Симптомы обычно делятся на две группы: невнимательность и гиперактивность с импульсивностью. Некоторые дети проявляют в основном признаки невнимательности, рассеянности, а другие — преимущественно гиперактивные. Также ребенок может показывать сочетание разных типов поведения, что часто сильно затрудняет учебу в школе.
У школьника могут наблюдаться такие признаки, мешающие учебному процессу (4):
- делает ошибки по невнимательности в школьных заданиях, упускает из виду детали;
- легко отвлекается;
- испытывает трудности с выполнением многошаговых заданий;
- кажется, что ребенок не слушает, а когда к нему обращаются напрямую, не реагирует;
- есть проблемы с организацией стола и вещей;
- часто не может закончить работу, состоящую из нескольких заданий;
- избегает задач, которые требуют постоянных умственных усилий, в т. ч. выполнение домашних заданий;
- часто теряет свои вещи: тетради, книги, шапку, рюкзак, сменку;
- выкрикивает ответы до завершения вопроса.
Обращаем внимание, что бить тревогу стоит только в том случае, если ребенок демонстрирует эти симптомы так часто, что они вызывают реальные трудности по крайней мере в двух местах, т. е. в школе и дома. А также, когда подобная модель поведения сохраняется в течение нескольких месяцев.
— Особенно важно найти такую программу для ребенка, где его невозможность долго удерживать внимание не будет проблемой. Короткие уроки, тезисная подача, книги с минимумом текста и картинками — все это помогает таким детям эффективно усваивать информацию.
На уроках стандартной продолжительности гиперактивный ребенок может испытывать дискомфорт, потребность в физической активности. Но у традиционных педагогов это вызывает только претензии и отторжение. В результате у школьника копится нереализованная двигательная активность, потребность переключиться, и, как результат, возникает агрессия.
Когда нужно вести гиперактивного ребенка к психологу
— Гиперактивные дети — настоящее испытание и для родителей, и для системы образования. Чаще всего работать с ними затрудняются и те, и другие, — отмечает психолог Айгуль Гранд. — Для начала, чтобы определить состояние ребенка, я всегда рекомендую обращаться к специалистам. С маленькими детьми работают детские психологи. Но их работа заключается не в обсуждении установок и страхов как со взрослыми, а в игровых формах: изучение картинок, развитие моторики. Но главное — это определение исходного состояния малыша.
Поводом немедленного обращения к специалисту должны быть нарушения сна. Когда вы видите, что ребенок устал, измучился, но плохо засыпает, его сон тревожный, дополнительно к практикам расслабления можно подключить успокаивающие препараты.
Своим мнением делится психолог Юлия Лебедева:
— Консультация психолога необходима в случаях, когда ребенок:
- не может длительно концентрировать свое внимание на одном виде деятельности, рассеян, забывчив, ему сложно высидеть урок, сосредоточиться на задании учителя и даже увлечься надолго игрой без переключения на другие действия и объекты; быстро теряет интерес к занятиям, совершает много ошибок из-за невнимательности;
- проявляет чрезмерную эмоциональность, легко выходит из себя, совершает импульсивные действия, пристает к другим детям, часто устраивает скандалы и истерики, не умеет дружить;
- не может усидеть на месте, очень подвижный и это проявляется во всем: в мимике, в моторике; часто бывают проблемы со сном.
Рекомендации специалистов родителям гиперактивных детей
— Такому ребенку требуется много внимания родителей, похвала, награды, одобрение и поддержка. Гиперактивные дети особенно нуждаются в любви, — напоминает психолог Юлия Лебедева. — Важно понимать, что ребенок проявляет непослушание не специально, а потому что не способен регулировать свои эмоции и моторную деятельность. Очень важна спокойная, не раздражающая обстановка дома, режим дня, больше прогулок на свежем воздухе, ритуалы отхождения ко сну.
— Считаю, что гиперактивность — это «наследственное» состояние. Такие дети обычно рождаются у тревожных мам и наследуют их психологическую нестабильность, — отмечает психолог Айгуль Гранд. — Что может сделать не специалист — это обеспечить ребенку комфортную, спокойную среду. В его присутствии нельзя нервничать, кричать, впадать в истерику. Ровный эмоциональный фон гармонизирует малыша.
Следующий этап — научить ребенка балансировать свое состояние. В его дополнительных занятиях обязательно должно быть творчество и спорт. Так он научится выражать свои эмоции в изобразительном искусстве, возможно, в театральных постановках. А физическое напряжение будет выплескивать через бег, игры и т. д.
Популярные вопросы и ответы
Родителей малышей с признаками чрезмерной активности волнует много нюансов: как выстроить процесс обучения, что делать, если ребенок дерется в саду или школе, и т. д. На некоторые популярные вопросы отвечаю наши эксперты.
Какие особенности есть у обучения гиперактивных детей?
— Учебные занятия должны быть короткими и интересными и перемежаться с физминутками. Категорически запрещены строгая дисциплина, жесткие требования и наказания, иначе к имеющимся проблемам могут добавиться заикание, тики, недержание мочи и пр., — говорит психолог Юлия Лебедева. — Гиперактивному ребенку проще работать в начале дня и в самом начале урока, так как уже через 10-15 минут он теряет внимание. Высидеть весь урок и при этом сохранить работоспособность — для гиперактивного ребенка непосильная задача. Кроме того, для них характерна цикличность: фазы продуктивной работы (от 5 до 15 минут) сменяются фазами отдыха и накопления энергии (3-7 минут). Поэтому занятие стоит делить на короткие периоды, когда после выполнения 2-3 заданий учитель проводит физкультминутки, пальчиковую гимнастику, просит ребенка стереть с доски или полить цветы. Сидеть ребенку с СДВГ лучше ближе к учителю и подальше от отвлекающих факторов, например, от окна. Особое внимание следует обратить развитию навыков самоорганизации.
Что делать, если ребенок не только гиперактивный, но еще и агрессивный?
— Агрессия у детей с гиперактивностью — сигнал для обращения за помощью и подключения фармакологической коррекции. Но ее вполне можно избежать. В этом помогут стабильный режим дня, гармонизирующие занятия и специализированные программы обучения, — комментирует Айгуль Гранд.— Если ребенок проявляет агрессию, это прямое указание на нарушения в семейной системе, в таком случае рекомендована семейная терапия, — добавляет Юлия Лебедева.
В каких случаях гиперактивному ребенку нужно давать успокоительные?
— Назначать лекарственные препараты может только врач. Наблюдение у невролога обязательно, — считает психолог Юлия Лебедева.
Источники
- Специфика СДВГ в дошкольном возрасте. Шевченко И. А., Глозман Ж. М. // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2014.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-sdvg-v-doshkolnom-vozraste/viewer - Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: проблемы в семье и семейная терапия. Анисимова Т. И., Сурушкина С. Ю // Педиатр. 2011.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-problemy-v-semie-i-semeynaya-terapiya - Комплексная многоуровневая коррекционная помощь детям младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Абшилава Э. Ф. // Школьное образование. 2017.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-mnogourovnevaya-korrektsionnaya-pomosch-detyam-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-sindromom-defitsita-vnimaniya-i/viewer - Синдром дефицита внимания и гиперактивности в общей систематике нарушений психического развития у детей. Набойченко Е.С. // Психолого-педагогическое образование. 2016.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-v-obschey-sistematike-narusheniy-psihicheskogo-razvitiya-u-detey-1
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей и подростков
Одно из первых мест по обращаемости к неврологу является СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Этот синдром приводит к нарушению обучения, профессиональной деятельности и социального функционирования.
Описаны 3 подтипа СДВГ:
- Преимущественно невнимательный
- Преимущественно гиперактивный или импульсивный
- Сочетанный
СДВГ встречается чаще у мальчиков, чем у девочек в два-четыре раза (соотношение мужчин и женщин 4:1 преимущественно гиперактивный тип у мальчиков и 2:1 для преимущественно невнимательного типа у девочек).
Диагностические критерии СДВГ:
Диагностическое и статическое руководство по психическому здоровью, 4 издание (DSM – 1V). МКБ – 10 раздел «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте», подразделы «Нарушение активности и внимания» (F 90.0) И «Гиперкинетическое расстройство поведения» (F 90.1).
- Дефицит внимания
- Гиперактивность
- Импульсивность
Все симптомы должны проявляться в различных ситуациях и местах и сохраняться не менее 6 месяцев, не являться последствием других заболеваний, проявляться в дошкольном возрасте и не соответствовать уровню интеллектуального развития ребёнка (как правило интеллект соответствует возрастной норме).
Гиперактивность:
- Ребенок производит суетливые движения руками и ногами
- Часто вскакивает со своего места
- Гиперподвижен в ситуациях, когда это неуместно
- Не может играть в «тихие игры»
- Всегда находится в движении
- Много говорит
Импульсивность:
- Ребенок отвечает на вопрос, не дослушав его
- Не может дождаться своей очереди
- Вмешивается в разговоры и игры других
Общая заболеваемость СДВГ составляет 8-18%. Большинство специалистов ранее считало, что дети «перерастают это заболевание». В последнее время выяснилось, что 30-70 % детей с СДВГ сохраняют симптомы заболевания во взрослой жизни. Взрослые с СДВГ склонны к депрессии и асоциальному поведению.
«Страдают» больше всего от СДВГ родители и педагоги. Большой опыт по лечению накоплен у психиатров, но чаще за помощью обращаются к неврологам.
С 90-х годов СДВГ начали лечить психостимуляторами (согласно рекомендациям FDA они разрешены в применении с 6 лет). В 2010 году в Австралии были опубликованы результаты 20-го исследования о безрезультатности и неэффективности лечения СДВГ психостимуляторами. Комитет по защите прав ребёнка при ООН издал рекомендации в которых говорится следующее: «Комитет выражает озабоченность сведениями о том, что СДВГ часто ставится ошибочно, и что в результате чего чрезмерно прописываются психостимуляторы, несмотря на увеличивающееся количество сведений о вредном воздействии этих препаратов».
Фармакологические подходы в лечении определяет только специалист после детального обследования, включающего консультацию психиатра, невролога, проведение ЭЭГ (а возможно и ЭЭГ мониторинга сна) и обязательного нейропсихологического тестирования.
Нефармакологические подходы:
- Нейропсихологический
- Бихевиоральная или поведенческая психотерапия, которая базируется на тех или иных поведенческих особенностях (формируя с помощью поощрения, наказания, принуждения, вдохновления). Может применяться только после нейропсихологической коррекции
- Работа на личностью, семейная психотерапия, которая формирует личность, определяет куда направить такие качества, как расторможенность, агрессивность, повышенную активность
По материалам О.В.Быковой, Т.Т.Батышевой «СДВГ у детей и подростков»
(Научно-практический Центр Детской Психоневрологии Департамента Здравоохранения г.Москвы, 2012 г.)
Когда детские истерики на самом деле являются СДВГ: ранние признаки СДВ
У некоторых детей признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или СДВ) проявляются уже в возрасте 2 лет (а в некоторых случаях даже раньше). Конечно, отделить нормальное поведение «Ужасной двойки» от СДВГ, по меньшей мере, непросто. Большинство малышей полны энергии, много говорят, перескакивают с одного занятия на другое и легко отвлекаются. Они нетерпеливы и воют из-за глупостей — например, получить темно-синюю чашку вместо светло-голубой за обедом.
Так как же родители и практикующие врачи могут идентифицировать тревожные флажки СДВГ в этом багровом море? Оттачивая свое внимание на эмоциональном контроле ребенка — или его отсутствии.
Ранние признаки СДВГ у младенцев: плохой сон, проблемы с кормлением, разочарование
Американская академия педиатрии утверждает, что детям может быть поставлен диагноз СДВГ не младше 4 лет, но это не означает, что СДВГ у малышей не существует. 1 Существуют реальные различия в мозге СДВГ, которые присутствуют при рождении, и слишком долгое ожидание вмешательства может излишне обременять ребенка.
Детей с крайне гиперактивным или импульсивным поведением легко распознать — это те, кто чрезвычайно активен и спонтанен и, кажется, нуждается во сне меньше, чем их сверстники. Их родители и опекуны истощены. Но гиперактивное поведение не является отличительной чертой СДВГ для всех детей; На самом деле лучшим предиктором развития СДВГ является способность ребенка регулировать свои эмоции.
В частности, ранняя негативная эмоциональность (плохая реакция на стресс и склонность реагировать неприятными эмоциями) в высокой степени предсказывает СДВГ. Младенцы, которые могут быть подвержены риску развития СДВГ, — это те, кто постоянно плачет и испытывает трудности с самоуспокоением; злые, суетливые и трудноуправляемые; у кого есть проблемы с кормлением и засыпанием и/или сном; или кто не терпит разочарования.
[Может ли у вашего ребенка быть СДВГ? Пройдите этот тест для самопроверки]
Ранние признаки СДВГ у малышей: интенсивные, неконтролируемые эмоции
Когда отрицательная эмоциональность сохраняется в детском возрасте, она выглядит совершенно иначе, чем несколько типичных детских истерик. Дети с СДВГ проявляют более агрессивное и эмоционально интенсивное поведение, когда у них отбирают приз. При выполнении сложных задач, таких как головоломки с недостающими элементами, маленькие дети с СДВГ демонстрируют больше разочарования, негативных эмоций, эмоциональных всплесков и гнева, чем их нейротипичные сверстники. Они также быстрее сдаются. 2,3,4,5
Короче говоря, малыши и дошкольники с СДВГ чрезмерно реактивны. Почему? Потому что они чувствуют эмоции более глубоко и удерживают их дольше, чем те, у кого нет СДВГ. Они слишком остро реагируют положительными эмоциями, такими как волнение, которое может означать крики и прыжки от радости по мелочам (например, когда моя дочь с СДВГ бегала по дому и кричала как маньяк, когда я сказал ей, что мы идем за мороженым). Они также слишком остро реагируют на негативные эмоции, разочарование и фрустрацию, что часто приводит к истерикам или агрессивному поведению.
Когда нейротипичные малыши достигают возраста 3 или 4 лет, они могут начать, например, ждать мороженого до обеда, не испытывая сильного нервного срыва (хотя они могут немного поныть, если устали или находятся в состоянии стресса). Однако дошкольники с СДВГ регулярно плачут или кричат из-за незначительных ситуаций. «Маленькие дела» для этих детей почти всегда становятся «БОЛЬШИМИ делами», и они показывают это своими эмоциональными всплесками. Ожидание почти невозможно; они чувствуют сильное давление, чтобы получить вещи сейчас.
Ранние признаки СДВГ у малышей: эмоциональная чувствительность и подавленность
Малыши с СДВГ часто раздражаются, капризничают и даже грубят. Они могут слишком много или слишком долго беспокоиться даже о самых незначительных вещах и испытывать большие трудности при переходе. Они также чрезвычайно чувствительны к корректирующей обратной связи — просьба надеть пальто, чтобы выйти на улицу, может привести к гневному крику. Эти дети переполняются своими чувствами и с трудом успокаиваются.
[Смотреть это видео: Эмоциональность СДВГ]
Маленькие дети с СДВГ также чрезвычайно раздражительны, что может привести к нытью, требовательности или крику при каждой просьбе, которую они делают, и склонны к вспышкам агрессии и гнева.
В дошкольном классе ученики могут ныть, если на станции или в центре, где они хотят играть, слишком много детей. Дети без СДВГ обычно переходят в другой центр. Однако дети с СДВГ могут с криком упасть на землю или толкнуть другого ребенка и попросить его уйти. И не один раз. Подобные случаи случаются снова и снова. Дошкольники с СДВГ, как правило, более контролирующие и реагируют с большей враждебностью, гневом и агрессией, когда расстроены, и с большей вероятностью звонят домой, чем их сверстники без СДВГ.
Ранние признаки СДВГ у малышей: частые, сильные истерики
Расстроенные дети с СДВГ склонны к более частым, интенсивным, тяжелым и разрушительным истерикам, чем другие дети их возраста. У типично развивающихся малышей могут быть еженедельные истерики, и родители обычно могут сказать, почему происходит истерика (ребенок, вероятно, устал или не хочет что-то делать).
У малышей с СДВГ истерики случаются чаще, длятся дольше и, кажется, возникают из ниоткуда. Реакции ребенка чрезмерны, совершенно непропорциональны событию и/или неуместны контексту. Истерика может длиться 20 минут и более, и ребенку трудно успокоиться самостоятельно, и он может даже отомстить. Многие будут испытывать «полномасштабные» истерики, над которыми у них нет контроля — даже если им пообещают самое любимое в мире, они просто не смогут остановиться.
Типичное поведение малыша
В приведенной ниже таблице представлены и сравниваются типичное поведение малыша и поведение малыша с СДВГ.
Поведение | Нейротипический | Возможный СДВГ |
Истерики | 2-3 раза в неделю менее 15 минут; частота и интенсивность уменьшаются в течение 6 месяцев | 3+/неделю более 15 минут за раз; частота и интенсивность сохраняются в течение 6 и более месяцев |
Агрессивное поведение (например, кусание) | 1-2 раза в месяц (в возрасте 12-36 месяцев) и/или с мало выразительной речью | 36+ месяцев, случающиеся более одного или двух раз (т. е. часто во время истерик), и/или обладающие хорошими языковыми навыками |
Членовредительство (например, укус или удар по себе, удары головой) | н/д | Происходит в любое время |
Когда дети с СДВГ испытывают чрезмерную стимуляцию (например, напряженные мероприятия или громкая обстановка), их эмоциональные реакции могут быть еще более непредсказуемыми и тяжелыми, чем обычно. У моей дочери были эмоциональные срывы на вечеринках по случаю дня рождения, и худшие из них всегда происходили на ее собственных вечеринках. Это было слишком чрезмерно для нее и привело к крикам, плачу, швырянию вещей и требованию, чтобы все ушли немедленно. Она провела большую часть своего четвертого дня рождения в одиночестве в своей комнате, пока я проводил мероприятия для ее друзей.
Ранние признаки СДВГ у малышей: ранние симптомы моей дочери
К сожалению, эти дети обычно получают много негативных отзывов о своем поведении, что может способствовать низкой самооценке, беспокойству и даже депрессии. К тому времени, как она пошла в школу, у моей дочери появилось сильное беспокойство. Она была типичным активным ребенком с СДВГ в раннем возрасте. У нее рано развились все моторные навыки, и она уже ходила с коляской к тому времени, когда другие младенцы только учились ползать. Она буквально бегала кругами вокруг других младенцев и, когда научилась говорить, не останавливалась (пока не стала подростком).
Дневной сон закончился рано, и мы полностью от него отказались, когда ей было 14 месяцев, иначе она бы не спала по ночам. Даже тогда я задавался вопросом, сколько она спала. Нам пришлось перевести ее на «большую девчачью» кровать, потому что она постоянно вылезала из своей кроватки. Поскольку мы не могли держать ее в узде, мы всю ночь слышали, как она стучит в своей комнате. Мы убрали ее игрушки, но она развлекалась тем, что лазила по полкам в шкафу. Не раз я заставал ее утром спящей в шкафу.
Она также ужасно ела, но каким-то образом росла нормально, хотя я был убежден, что она голодает, потому что не могла остановиться, чтобы пососать грудь больше двух минут за раз. Она была слишком нетерпелива, и ей нужно было постоянно осматривать комнату.
А ее эмоциональные срывы? Эпический.
Я помню, как говорил друзьям и семье, что Грозные Двойки были намного хуже, чем я когда-либо представлял (или видел, основываясь на детях моих друзей). Я знала, что проблемы с поведением, как правило, достигают пика в 2 года, а затем уменьшаются по мере взросления, но я обнаружила, что у моей дочери 3 балла были хуже, чем ее 2 балла. И когда я подумал, что все должно стать лучше, поведение продолжилось, когда ей исполнилось 4 года… Когда же это прекратится!?
Многие родители попадают в эту ловушку ожидания улучшения поведения. Хотя было ясно, что моя дочь сильно отличается от других детей, все говорили мне подождать. Говорили, что она была просто активным, изобретательным, одаренным ребенком. Итак, мы ждали.
Пока мы ждали, когда исчезнет гиперактивное поведение, мы упустили из виду тот факт, что к трем годам она должна была начать проявлять больше эмоционального контроля. Она была просто чувствительной девочкой! Больше оправданий. И тогда мы закончили тем, что ждали слишком долго. Она продолжала эмоционально срываться, что мешало ей строить дружеские отношения, и ее самооценка резко упала.
Ранние признаки СДВГ у малышей: Критическая поддержка родителей
Я не могу переоценить важность раннего вмешательства. Дети, которые демонстрируют эмоциональную дисрегуляцию — меньше терпимости к разочарованию, больше гнева — подвергаются большому риску. И чем серьезнее их вспышки гнева, тем более серьезными, как правило, являются симптомы СДВГ. Точно так же нерегулируемое счастье связано с большей невнимательностью. 6 Что еще хуже, только около 40-50 процентов маленьких детей с СДВГ получают поведенческую поддержку на раннем этапе, в которой они нуждаются.
Важно знать ранние предупреждающие знаки, чтобы мы могли помочь этим детям как можно быстрее. Не ждите, чтобы увидеть, что произойдет. Начните записывать свои наблюдения и опасения сразу после рождения ребенка. Удивительно то, что младенцы на самом деле начинают демонстрировать способность регулировать свои эмоции уже через несколько месяцев после рождения. Например, младенцы учатся отводить взгляд от вещей, которые их расстраивают, чтобы успокаивать себя и контролировать гнев, разочарование и расстройство. Дети с СДВГ не делали этого в младенчестве.
По мере перехода в дошкольное учреждение и роста их языковых способностей типично развивающиеся дети могут лучше регулировать свои эмоции и начинают реагировать на ситуации гибко и социально приемлемым образом. С другой стороны, дети с СДВГ по-прежнему испытывают трудности в преодолении сложных ситуаций и уменьшении стресса. Они не могут эффективно справляться с негативными эмоциями и продолжают выражать себя (вербально или физически), проявлять агрессию или больше избегают поведения, чтобы попытаться саморегулироваться.
Ранние признаки СДВГ у малышей: 5 дополнений к поведенческой терапии
Наши эмоциональные системы развиваются раньше, чем наши системы контроля. Более того, эмоциональный мозг гораздо сильнее думающего (того, который помогает нам сохранять хладнокровие и принимать правильные поведенческие решения). Это означает, что мы должны начать поддерживать наших детей, подключаясь к их эмоциональному мозгу очень рано.
Национальный институт психического здоровья (NIMH) профинансировал исследование лечения СДВГ в дошкольных учреждениях (PATS), в котором оценивается краткосрочная и долгосрочная эффективность и безопасность метилфенидата (риталина) у дошкольников (в возрасте 3–5,5 лет). 7 Перед началом испытаний лекарств все семьи прошли интенсивную 10-недельную программу поведенческой терапии, которая включала консультационную поддержку для родителей. Одним из наиболее важных результатов этого исследования было то, что у одной трети детей наблюдалось значительное уменьшение симптомов СДВГ после программы поведенческой терапии, и поэтому им не нужно было также принимать лекарства. Из этого исследования исследователи пришли к выводу, что поведенческие вмешательства, направленные на уменьшение симптомов СДВГ у дошкольников, должны быть лечением первой линии для маленьких детей.
Компонент обучения родителей в поведенческой терапии имеет решающее значение, поскольку поведение родителей влияет на навыки регуляции эмоций у детей с раннего возраста. Вот как вы можете начать сегодня.
1. Понять мозг СДВГ. Мозг продолжает развиваться на протяжении всего детства — мыслящий мозг ребенка развивается последним во взрослом возрасте. Кроме того, когда ребенок расстроен, в организм выбрасываются гормоны стресса, и вся кровь устремляется из рациональной/думающей/успокаивающей части мозга в моторную кору, подготавливая тело либо к борьбе, либо к бегству. В этот момент эмоциональный мозг автоматически берет на себя управление, поэтому любые разговоры, выговоры, наказания или чтения лекций бесполезны, потому что мозг, который читает и интерпретирует эти сообщения, отключен.
Лучше не привлекать детей, когда они расстроены. Уходи от жары! Дайте им пространство, но оставайтесь рядом, чтобы они не почувствовали, что вы их бросаете.
2. Сформируйте прочные связи. Как и любой другой ребенок, дети с СДВГ получают пользу от крепких отношений с опекунами. Они должны знать, что их любят и принимают, несмотря ни на что. Когда у нас крепкие связи, мы можем усиливать положительные и просоциальные эмоции, что помогает регулировать эмоции. Извлекайте выгоду из небольших моментов в течение дня, когда вы можете общаться со своими детьми. Очень важное время — это первое утро и перед сном. В это время уделяйте им все свое внимание. Скажите что-нибудь позитивное, например: «Мне нравится видеть твое солнечное лицо первым делом с утра». И улыбка! Всегда будьте в команде вашего ребенка. Командная работа помогает развить сострадание — еще одну сильную просоциальную эмоцию, которая формирует эмоциональный мозг.
3. Будьте приветливы и отзывчивы. Родители наиболее эффективно поддерживают навыки регулирования эмоций своих детей, когда они поддерживают, чутки и тепло реагируют на положительные и отрицательные эмоции своих малышей. Вместо того, чтобы реагировать эмоционально, подтвердите их чувства. Сказать: «Привет, малыш, я вижу, твоя сестра тебя очень расстроила» будет полезнее, чем требовать, чтобы они перестали плакать. Затем создайте пространство, чтобы позволить им поговорить о том, что произошло, если они хотят. Если они не добавляют больше или пока не разговаривают, дайте им возможность поплакать, обнять вас или сделать что-то еще, что им нужно в данный момент. (Оставьте изучение подходящего поведения на другой раз.)
Когда мы подтверждаем, мы не говорим им: «Ничего страшного». Для них это имеет большое значение, и поэтому, когда мы говорим, что мы преуменьшаем их чувства и посылаем сообщение о том, что мы не хотим слышать, что они чувствуют. Важно спокойно признать, что они расстроены, и дать им понять, что вы здесь, чтобы помочь.
Дети эмоционально реагируют на создание безопасности, но также и на то, чтобы быть услышанными. Когда мы создаем это пространство для наших детей, они чувствуют себя в безопасности, их слышат и понимают. Демонстрация эмпатии поможет развить их эмпатию, и они узнают, что им не нужно реагировать чрезмерно эмоционально.
4. Подчеркивайте позитивное поведение. Может показаться, что это не так, но ваши дети все время сохраняют хладнокровие — мы просто принимаем такие случаи как должное. Извлеките выгоду из этого времени, выражая признательность за то, что мы делаем именно то, что мы от них хотим, например, используя их слова для помощи или говоря, что они разочарованы (вместо того, чтобы кричать и пинать).
5. Создавайте возможности. Говорить с детьми о наших правилах и ожиданиях относительно сохранения спокойствия недостаточно. Тем не менее, это часто все, что мы делаем. Мы говорим им, что от них ожидается, отправляем их играть, а потом раздражаемся, когда они кричат через 30 секунд. Помните: у них нет когнитивного контроля, чтобы держать себя в руках в запале. Вместо этого создайте для них возможности продемонстрировать, как просить о помощи, когда они расстроены, вместо того, чтобы расстраиваться и падать духом.
Создавать возможности для независимости. Дети, которые могут научиться решать проблемы самостоятельно, учатся регулировать поведение самостоятельно. Какие вещи они борются с вами, чтобы сделать сами? Вероятно, пришло время позволить им взять на себя ответственность.
Создайте возможности для внимательности. Мы все больше и больше обнаруживаем, что осознанность важна для регулирования эмоций и самоконтроля. Ни один ребенок не слишком мал, чтобы практиковать осознанность. Ищите простые моменты в течение дня — понюхайте одуванчик, который они собрали. Говорите о том, что мы чувствуем и пробуем. Погладьте собаку и опишите, как чувствует себя шерсть.
Создавайте возможности для совместной работы. Чувство, что они принадлежат друг другу, — еще одна важная часть формирования эмоционального мозга, и нет лучшего способа сделать это, чем дать им почувствовать, что они принадлежат к команде. Моя дочь — мой любимый помощник практически во всем: от похода в продуктовый магазин до выгула собак и уборки в ванной. Мы говорим о том, как мы работаем вместе, чтобы сделать что-то вместе, как команда, чтобы мы могли пойти и повеселиться вместе. Она любит говорить: «Мы хорошая команда». И мы делаем.
СДВГ у малышей: следующие шаги
- Прочтите это дальше: Является ли дошкольное учреждение слишком ранним для диагностики СДВГ?
- Получить электронную книгу: «Что у меня есть? Большая книга симптоматических тестов»
- Думаете, у вашего дошкольника или малыша СДВГ? Задайте эти четыре вопроса
Руководство для врачей по дифференциальной диагностике СДВГ от Medscape и ADDitude
- Как лучше понять СДВГ, его причины и проявления?
- Что мне нужно знать о СДВГ, которое не полностью представлено в DSM?
- Как я могу избежать барьеров и предубеждений, которые ухудшают диагностику СДВГ для недостаточно обслуживаемых групп населения?
- Как лучше всего учитывать сопутствующие психические заболевания при обследовании пациента на СДВГ?
- Как мне отличить СДВГ от сопутствующих заболеваний, которые чаще всего проявляются в школе и/или на работе?
- Как лучше всего рассматривать травму и расстройства личности через призму СДВГ?
- Какие диагностические критерии и тесты рекомендуются для дифференциальной диагностики СДВГ?
Просмотреть источники статьи
1 Подкомитет по синдрому дефицита внимания/гиперактивности; Руководящий комитет по улучшению качества и управлению, Wolraich M, et al. СДВГ: клиническое руководство по диагностике, оценке и лечению синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей и подростков. Педиатрия. 2011;128(5):1007-1022. doi:10.1542/peds.2011-2654
2 Мартель ММ. Обзор исследований: новый взгляд на синдром дефицита внимания/гиперактивности: дисрегуляция эмоций и модели черт. J Детская психологическая психиатрия. 2009 г.;50(9):1042-1051. doi:10.1111/j.1469-7610.2009.02105.x
3 Олсон С.Л., Бейтс Дж.Э., Сэнди Дж.М., Шиллинг Э.М.: Предвестники импульсивного и невнимательного поведения на раннем этапе развития: от младенчества до среднего детства. J Детская психологическая психиатрия 2002; 43:435–447
4 Шоу П., Стрингарис А., Нигг. Дж., Лейбенлуфт Э. (2014). Дисрегуляция эмоций при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Американский журнал психиатрии, 171, 176–29.3.
5 Штейнберг Э.А., Драбик Д. А. Взгляд психопатологии развития на СДВГ и сопутствующие заболевания: роль регуляции эмоций. Детская психиатрия Хум Дев. 2015;46(6):951-966. doi:10.1007/s10578-015-0534-2
6 О’Нил С., Раджендран К., Махбубани С.М., Гальперин Дж.М. Дошкольные предикторы симптомов и нарушений СДВГ в детстве и подростковом возрасте. Текущие отчеты психиатрии. 2017 Окт;19(12):95. DOI: 10.1007/s11920-017-0853-з.
7 Риддл М.А., Ершова К., Лаззаретто Д. и др. Дошкольное исследование лечения синдрома дефицита внимания/гиперактивности (PATS) 6-летнее наблюдение. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2013;52(3):264‐278.e2. doi:10.1016/j.jaac.2012.12.007
SUPPORT ADDITUDE
Чтобы поддержать миссию ADDitude по обучению и поддержке СДВГ, рассмотрите возможность подписки. Ваши читатели и поддержка помогают сделать наш контент и охват возможными. Спасибо.
- Фейсбук
- Твиттер
- Инстаграм
- Пинтерест
Предыдущая статья Следующая статья
СДВГ у малышей: признаки, симптомы и лечение
Некоторые эксперты считают, что у детей в возрасте 2 лет могут проявляться симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или СДВ), нарушения развития нервной системы. Выявление и лечение СДВГ как можно скорее может сделать ужасные двойки, тройки и более того немного менее ужасными.
Кэролайн Бузанко, доктор философии
Лицензированный психолог и клинический директор
Медицинский обозреватель Трейси Асамоа, доктор медицины
вы портативны, они не переговариваются, и они спят… много. Но как только эти ноги начинают двигаться по полу, для родителей начинается игра!
С каждым шагом к независимости малыши постоянно проверяют свои границы, что в равной степени волнует и расстраивает. С рождения до 3 лет их маленькие головы и крошечные тела взрываются от активности — каждую секунду создается более миллиона нейронных связей, помогая усилить навыки, необходимые для ходьбы, разговора, кормления и обучения успокаивать себя.
Хотя детям в возрасте 4 лет может быть поставлен диагноз СДВГ, семьи редко получают диагноз у детей, которые не посещают школу полный рабочий день. Но, согласно исследованию Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics , около 237 000 дошкольников (в возрасте от 2 до 5 лет) имеют диагноз СДВГ (2011–2012 гг.).¹˒² Здесь эксперт по СДВГ объясняет, как обнаружить ранние признаки того, что ваш ребенок может бороться с неврологической проблемой.
(Изображение: iStock)
Эмоциональный контроль или его отсутствие — один из лучших предикторов СДВГ у маленьких детей. У детей с сильными эмоциями, которые не могут успокоиться, могут быть ранние признаки СДВГ.
Большинство симптомов можно разделить на две основные области.
#1. Невнимательность . Плохое внимание характерно для малышей и дошкольников, поэтому на этом симптоме сложно сосредоточиться. Но если вы заметили, что вашему ребенку постоянно трудно слушать сказку, ложиться спать или концентрироваться достаточно долго, чтобы закончить перекус, возможно, стоит изучить его немного глубже.
#2. Гиперактивность/импульсивность . Опять же, большинство малышей могут быть очень активными, но у детей с СДВГ больше проблем, чем у других малышей, и они, как правило, утомляют всех вокруг себя, потому что они могут представлять угрозу безопасности при ходьбе. Например, они могут выбежать на улицу или забраться слишком высоко, не опасаясь опасности. Они также никогда не прекращают двигаться, говорить или издавать звуки. Несмотря на их постоянную энергию, они, похоже, нуждаются в необычайно малом отдыхе.
Хотя невнимательность и гиперактивность/импульсивность являются ключевыми симптомами при диагностике СДВГ, эмоциональная дисрегуляция является основным дефицитом СДВГ и одним из лучших ранних предупреждающих признаков.³˒⁴˒⁵˒⁶
Дети, которым трудно контролировать свои эмоции, обычно легко возбуждаются или расстраиваются. Младенцы могут начать саморегулироваться, отводя взгляд от вещей, которые их расстраивают, чтобы успокоиться. Дети с СДВГ плохо реагируют на стресс и будут постоянно плакать, пока их кто-нибудь не возьмет на руки, потому что они не могут успокоиться самостоятельно. Они, как правило, более суетливы и их труднее контролировать, чем других.
По мере взросления малыши с СДВГ по-прежнему плохо переносят фрустрацию и не могут справиться ни с чем сложным. Большую часть времени они кажутся злыми и просто не могут справиться со своими эмоциями. Даже когда они развивают речь, вместо того, чтобы использовать слова для выражения своих эмоций, они продолжают реагировать поведенчески, например, закатывая взрывную истерику, убегая или становясь агрессивными.
Все малыши учатся контролировать свои эмоции. Однако люди с СДВГ не могут совладать со своими эмоциями и у них случаются истерики чаще, чем у других (например, три или более раз в неделю по 15 или более минут за раз). Их истерики также более интенсивны и серьезны, и детям трудно успокоиться самостоятельно. В большинстве случаев родители понятия не имеют, что вызвало истерику.
Из-за чрезмерной эмоциональной реакции малыши с СДВГ склонны к более экстремальному поведению, чем другие дети. Например, они могут быть более контролирующими и требовательными и взорвутся, если не смогут получить то, что хотят. СЕЙЧАС .
При СДВГ гораздо чаще встречается агрессия, которая возникает не реже одного или двух раз в неделю (по сравнению с 1–2 разами в месяц без СДВГ).⁷ Они также легко сдаются, если вообще пытаются. Или они могут закричать от разочарования, если вы поправите их или попытаетесь помочь. Они могут даже навредить себе (например, удариться головой), чего обычно не делают малыши без СДВГ.⁸˒⁹˒¹⁰
Хотя диагностика СДВГ сложна, раннее выявление и вмешательство необходимы для долгосрочного успеха. Критерии диагностики СДВГ сосредоточены на поведении ребенка, которое должно быть более частым и тяжелым, чем у других детей его возраста в течение как минимум шести месяцев. Трудности с функционированием в различных условиях — например, дома, в детском саду, в детском саду — являются тревожным сигналом.
Тщательная оценка СДВГ должна также включать сбор информации о поведении ребенка от разных людей, которые его знают. Воспитателям и членам семьи будет предложено оценить сильные и слабые стороны ребенка. Вы также должны ожидать тщательного семейного анамнеза и оценки функционирования вашей семьи. Если вы обеспокоены, попросите своего педиатра направить вас к специалисту.
СДВГ неизлечим, но есть эффективные меры, которые помогут справиться с наиболее тяжелыми симптомами. Для детей школьного возраста сочетание лекарств и поведенческой терапии обычно является наиболее эффективным подходом к управлению СДВГ, но для малышей лекарства обычно не подходят. Модификация поведения может творить чудеса, улучшая гармонию в семье, обучая родителей тому, как поощрять и вознаграждать позитивное поведение, а также перенаправлять или игнорировать поведение, которое они хотели бы воспрепятствовать.
Физическая активность также имеет решающее значение. Он дает выход гневу и агрессии и улучшает общую работу мозга, особенно ту его часть, которая контролирует наши импульсы и эмоции. Убедитесь, что ваш малыш физически активен в течение дня. Активность должна различаться по интенсивности — легкая, умеренная или активная игра — и может включать следующее:
Национальный институт психического здоровья (NIMH) профинансировал исследование лечения СДВГ в дошкольных учреждениях (PATS) для изучения краткосрочной и долгосрочной эффективности и безопасности стимулирующих препаратов у дошкольников (в возрасте от 3 до 5,5 лет). Перед началом испытаний лекарств все семьи приняли участие в интенсивной 10-недельной программе поведенческой терапии. Невероятно, но у трети детей наблюдалось значительное уменьшение симптомов СДВГ после 10-недельной программы поведенческой терапии, и поэтому им не нужно было принимать какие-либо лекарства. Из этого исследования исследователи пришли к выводу, что поведенческие вмешательства, направленные на уменьшение симптомов СДВГ у дошкольников, должны быть лечением первой линии для маленьких детей. Оно работает.
Навыки воспитания укрепляются, когда у вас есть план. Поведенческая терапия поможет вам:
- определить ожидаемое поведение
- Соответствующим образом подкрепляйте ожидаемое поведение
- Постоянное выполнение с последствиями
Объясните, какое поведение вы хотите видеть. Например, вместо того, чтобы говорить ребенку, чтобы он прекратил кричать, научите его использовать слова для выражения разочарования. Наличие четких последствий является ключевым. Дайте выбор. Например, « Если вы выключите телевизор, когда пора ужинать, то я знаю, что завтра вы захотите посмотреть его снова. «Или» если ты предпочитаешь кричать, то я знаю, что ты не хочешь смотреть завтра .
Хвалите их, когда они следуют вашим правилам! Мы всегда получаем больше того, на что обращаем внимание, поэтому уделяйте внимание хорошим вещам! Будьте конкретны: « Вы сразу выключили телевизор — отличная работа! Теперь я знаю, что вы хотите посмотреть завтра снова! ”
Если нежелательное поведение продолжается, доведите дело до конца. можно сказать «О! Похоже, вы не захотели завтра снова смотреть » (и тогда не давайте смотреть). Когда вы последовательно выполняете все, дети начинают понимать причину и следствие своего поведения и вносить изменения.
Дети лучше всего учатся контролировать свои эмоции, когда у них есть сильная связь со своими родителями, и лучший способ сделать это — общаться с ними в небольшие моменты в течение дня. Прогулка на свежем воздухе, игра в прятки или совместное чтение любимой книги — все это хорошие способы снять повседневный стресс, который часто вызывает эмоциональные всплески. ваш ребенок также способствует развитию эмоциональной компетентности.
Иногда почти невозможно не расстраиваться из-за малышей. Забота о себе важна для управления стрессом. Когда вы выкроите время для себя, у вашего ребенка будет больше терпения, когда он начнет испытывать ваше терпение.¹²
То, как вы реагируете на своего ребенка, влияет не только на его поведение, но и на его навыки эмоциональной регуляции. Понимание мозга СДВГ может помочь вам понять, что ребенок с СДВГ не ведет себя преднамеренно плохо, а вместо этого действительно борется. Вот что творится в их занятых маленьких головках:¹³˒¹⁴˒¹⁵
Когда ребенок расстроен, кровь приливает из рациональной/думающей/успокаивающей части мозга в моторную кору, подготавливая тело либо к борьбе, либо к бегству. Эмоциональная часть мозга автоматически берет верх, поэтому любой разговор, ругань, наказание или чтение лекций бесполезны, потому что мозг, который читает и интерпретирует эти сообщения, находится в автономном режиме (и запускает только их реакцию «бей/беги»).
Когда они расстроены, лучше кратко признать и подтвердить их чувства, а затем дать им немного пространства. Мягко скажите: « А, приятель, я вижу, ты расстроен, что не можешь есть мороженое. облом. Я сяду на стул вон там для тебя, если я тебе понадоблюсь, как только ты успокоишься.
Каким бы ни было поведение ребенка, он должен знать, что мы по-прежнему любим и поддерживаем его. Тогда они смогут проработать свои эмоции и понять, что эмоциональная чрезмерная реакция не нужна.
Любое воспитание детей — тяжелая работа, но воспитание ребенка с СДВГ требует еще больших усилий. Это требует нашего терпения и может оставить нас разочарованными и напряженными. К сожалению, родители, находящиеся в состоянии стресса, склонны использовать неэффективные стратегии воспитания, что приводит к ухудшению поведения и более плохим результатам во взрослой жизни. (А когда мы в стрессе, нам не так нравится быть родителями.)
Дети, как губки, постоянно впитывают то, что видят и слышат, что мы делаем. Если мы в стрессе, наши дети в стрессе. Они испытывают наши эмоции, хотим мы этого или нет. Если вы хотите меньше эмоционального стресса дома, подумайте о собственном стрессе. Чрезмерное увлечение новостями и технологиями способствует высокому уровню стресса.
Чтобы быть хорошим родителем, нужно знать, когда обратиться за помощью, и находить время для ухода за собой, чтобы восстановить силы.