Что такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей? — Майская районная больница
Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справляться с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных движений, вместо того чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети обычно имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников школе. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки ,им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми. На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга. Часто ли встречается СДВГ? По данным Американской Психиатрической Ассоциации, СДВГ является распространенным расстройством, которое встречается примерно у 3-7% детей школьного возраста. Чем поведение детей с СДВГ отличается от поведения других детей? Особенности поведения при СДВГ делятся на три категории Симптомы невнимательности Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организацией и соблюдением инструкций. Симптомы гиперактивности Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные. Симптомы импульсивности Очень часто на занятиях в классе, дети с СДВГ выкрикивают ответы до того , как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они что-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры. КАК ВЫЯВЛЯЮТ СДВГ? Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так что же отличает детей с СДВГ? СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течение достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказывается на внутрисемейных отношениях. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в школе и дома. Ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать эти нарушения поведения. В зависимости от основных нарушений поведения, врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или комбинированный тип. Какие заболевания могут сопровождать СДВГ? У некоторых детей выявляются помимо СДВГ другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают: Расстройство развития, учебных навыков, которые приводят к тому , что успеваемость ребенка значительно ниже, чем сверстников. Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебым и даже буйным поведением. Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным. Тики могут также сопутствовать СДВГ. Проявления тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т.д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка. КАКОВЫ ПРИЧИНЫ СДВГ? Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. Однако специалисты считают, что симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Вот некоторые из них: СДВГ имеет тенденцию предаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания. Есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ. Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве, также создают предрасположенность к развитию СДВГ. В основе механизма развития СДВГ лежит дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Эти данные подчеркивают тот факт, что СДВГ- это заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения. ПРОХОДИТ ЛИ СДВГ С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ? Симптомы гиперактивности и импульсивностиу взрослых отходят на второй план. Во взрослом возрасте СДВГ может проявляется отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой академической успеваемости , как следствие, низким уровнем достижений в профессиональной сфере. Взрослые с СДВГ могут страдать также зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией. Я ОЧЕНЬ УСТАЮ ОТ ТОГО, КАК ВЕДЕТ СЕБЯ РЕБЕНОК. ЭТО МОЯ ВИНА? Поведение ребенка при СДВГ может быть крайне невыносимым. ОНО часто заставляет родителей испытывать вину и стыд. Наличие у ребенка СДВГ не означает, что ВЫ плохо его воспитали. СДВГ- это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение в школе и дома, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е. помочь ребенку раскрыть свой потенциал и вернуть его к полноценной жизни. ЧЕМ Я МОГУ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ, ЕСЛИ ОН СТРАДАЕТ СДВГ? Вооружитесь знаниями и правильным пониманием СДВГ! Существует достаточно много источников из которых Вы можете почерпнуть полезную информацию. Ребенок с СДВГ нуждается в соответствующем наблюдении врача. Одной из сторон лечения является психологическая помощь и поддержка ребенка. Поговорите с учителями вашего ребенка о его поведении. Убедитесь, что они понимают, что происходит, и так Вы поможете своему ребенку. КАК ЛЕЧИТЬ СДВГ? Наиболее оптимальным является комбинированное лечение, заключающееся в сочетании лекарственной терапии и психологической коррекции. У МОЕГО РЕБЕНКА ДИАГНОЗ СДВГ. ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ? Не все люди понимают, что СДВГ — это заболевание, и некоторые видят в этом диагнозе необоснованный «ярлык». Временами родителям трудно принять то, что их ребенок болен, и они бывают возмущены этим диагнозом. Иногда родители полагают, что они сами виноваты в этом диагнозе, так как были плохими или невнимательными родителями. Важно понимать, что СДВГ — это заболевание. С помощью лечения можно улучшить учебу, социальную адаптацию ребенка, способность заводить друзей и поддерживать дружбу. Правильное лечение может снизить напряженность в семье, нормализовать жизнь дома и сделать ее приятной для всех членов семьи. Самое важное заключается в том, что эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее. Если Вы обеспокоены наличием этого диагноза и его последствиями для Вашей семьи, поговорите со специалистом, который расскажет Вам про это заболевание. Откладывание лечения из-за недостаточного понимания проблемы — это, безусловно, неправильно для Вашего ребенка. Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ? 1. Вырабатывайте позитивное отношение. Дети с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать поведение или говорить ребенку, что он Не должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: « Не бросай свою одежду на пол»,- попробуйте сказать: «Давай я помогу тебе убрать одежду». Помогите вашему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: « Я не смогу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: « Я смогу сделать это!» 2. Не скупитесь на похвалу. Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: « Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или « Я горжусь тобой». Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: « Не переживай , это можно починить». 3. Помогите своему ребенку не волноваться. Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован. 4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня Обедайте и ужинайте в одно и то же время Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать Ведите список важных дел Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее. Домашние правила не должны подлежать обсуждению. Однако всегда следует поощрять ребенка за самостоятельность, когда он этого заслуживает. 5.Больше общайтесь. Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, — о том, что случилось в школе, или что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не однозначный ответ ( Да или Нет). Вместо вопроса «как прошел день?» и ответа «прекрасно», попробуйте спросить: « Какой сегодня урок был самым лучшим? Что тебе в нем больше всего понравилось?» Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте , когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны. Время семейного обеда имеет очень важное значение, он должен происходить в кругу семьи, а не перед телевизором. 6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку надо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться. Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности « выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой. Удостоверьтесь, что Ваш ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания. Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми. При необходимости контролируйте занятия и домашние дела. Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться. 7. Правильно реагируйте на плохое поведение Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении. Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал») Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку. Не вступайте в споры с ребенком. Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз. Ясные правила и определенный распорядок дня дома облегчает принятие ребенком норм поведения. 8. Отдыхайте сами. Иногда вам нужен отдых и время для себя. Пригласите кого- нибудь посидеть с ребенком на пару часов или отправьте ребенка в гости к заслуживающему доверия другу. 9. Если Вы чувствуете , что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – признаки, коррекция — клиника «Добробут»
Главная
Медицинская библиотека Добробут
Дата публикации: 2020-04-10
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – причины, лечение
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это патология, которая характеризуется импульсивностью, невнимательностью, повышенной возбудимостью и чрезмерной активностью. Синдром развивается в детском возрасте, но может наблюдаться и у взрослых.
Такое состояние достаточно часто встречается в педиатрической практике – его выявляют у 5% детей (у мальчиков чаще, чем девочек). Оно должно корректироваться врачами, родителями, психологами и педагогами, чтобы ребенок рос уравновешенным и способным адекватно вести себя в обществе.
Признаки синдрома
Синдром дефицита внимания у детей может проявляться по-разному, но имеется ряд его типичных признаков:
- Невнимательность. Ребенок не в состоянии сконцентрироваться на каком-то одном предмете или действии, ему скучно выполнять монотонные задания, а вмешательство окружающих проблему не решает – дети устраивают истерики, рыдают или начинают бегать. Дети постарше откладывают дела «на потом», они не выполняют свои обязанности, начинают сразу несколько дел сразу и ни одно из них не заканчивают.
- Гиперактивность. Ребенок находится в постоянном движение, так как он не в состоянии усидеть на одном месте. Таких детей легко визуально определить даже в школьном классе – они постоянно ерзают на стуле, качают ногами, стучат ручкой по парте.
- Импульсивность. Ребенок не думает перед тем, как дать ответ на поставленный вопрос, может спонтанно выполнить какое-то действие (например, внезапно выбежать на проезжую часть).
Нередко СДВГ проявляется тревогой, раздражительностью, депрессией или апатией, серьезными нарушениями поведения.
Констатировать СДВГ могут только специалисты – психологи, педиатры, неврологи. Существует система тестирования ребенка для подтверждения или исключения данного синдрома. Вынести окончательный вердикт достаточно сложно, потому что некоторые отклонения в поведении ребенка могут быть проявлением его развития. Специалисты должны тщательно изучить поведение маленького пациента, исключить соматические и психические расстройства – этот процесс длительный, быстро поставить или исключить диагноз не представляется возможным.
Как лечить синдром дефицита внимания
Коррекция поведения ребенка должна проводиться комплексно, в процессе обязаны участвовать врачи, родители и педагоги – только в таком случае можно рассчитывать на положительные результаты. Как купировать синдром дефицита внимания? Как лечить? При этом назначаются:
- медикаментозная терапия – стимуляторы Циклерт, Риталин и другие;
- проведение занятий по методике Дэйвиса – они помогают ребенку сфокусировать свое внимание, при этом он не чувствует давления на свою личность;
- занятия в группах – ребенок подражает другим детям и старается повторять их поведение
Важно, чтобы в процессе коррекции СДВГ принимали активное участие родители и другие близкие люди. В комнате ребенка необходимо сделать некоторые изменения – убрать все лишние вещи и предметы, которые могут отвлекать внимание его во время занятий. Также следует постоянно говорить ему о том, что он взрослый, самостоятельный, серьезный и очень умный.
На нашем сайте https://www.dobrobut.com/ можно записаться на прием к опытным специалистам (педиатру и психотерапевту) и узнать о том, что такое синдром дефицита внимания, что делать при подозрении на такое отклонение в поведении ребенка и к какому врачу обращаться в первую очередь.
Хотите получить онлайн разъяснение от врача МС “Добробут”?
Скачивайте наше приложение Google Play и App Store
Наши врачи
Смотреть всех врачей 632
Наши сертификаты
Сертифікат № QIZ 804 468 C1
Сертифікат № QIZ 804 469 C1
Сертифікат № QIZ 804 470 C1
Сертифікат № QIZ 804 471 C1
Смотреть все сертификаты
Заказать обратный звонок
Введите Ваш телефон
Другие статьи
Снятие мышечного спазма в спине: в каких случаях показана операция
Симптомы спазма икроножной мышцы. Причины возникновения мышечных спазмов. Как снять спазм мышц шеи при остеохондрозе. Медикаментозная терапия мышечных спазмов
Основные симптомы острого ринофарингита у детей – информация для родителей
Заболевание вирусным ринофарингитом при беременности – клинические проявления, особенности терапии. Какие лекарства при атрофическом ринофарингите окажут максимальное действие
Как избавиться от панических атак: медикаментозная и психотерапия
Панические атаки: причины, симптомы. Какие заболевания могут сопровождаться паническими атаками. Как лечить панические атаки
Доврачебная помощь при стенозированном ларинготрахеите у детей
Чем лечить хронический ларинготрахеит у ребенка – рекомендации педиатра.
Сколько дней держится температура при ларинготрахеите острой и хронической формы. Профилактика, прогнозСмотреть все статьи
Заказать обратный звонок
Введите Ваш телефон
Симптомы, типы, тестирование и лечение
Что такое СДВГ?
СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это расстройство мозга, которое влияет на то, как вы концентрируете внимание, сидите на месте и контролируете свое поведение. Это происходит у детей и подростков и может продолжаться во взрослом возрасте.
СДВГ является наиболее часто диагностируемым психическим расстройством у детей. У мальчиков оно встречается чаще, чем у девочек. Обычно его замечают в раннем школьном возрасте, когда у ребенка начинаются проблемы с концентрацией внимания.
СДВГ нельзя ни предотвратить, ни вылечить. Но раннее выявление, а также наличие хорошего плана лечения и обучения могут помочь ребенку или взрослому с СДВГ справиться со своими симптомами.
Типы СДВГ
Симптомы сгруппированы по трем типам:
Невнимательность. Ребенок с СДВГ:
- Легко отвлекается
- Не следует указаниям и не заканчивает задания
- Кажется, что он не слушает
- Не обращает внимания и делает ошибки по невнимательности
- Забывает о повседневных делах
- Имеет проблемы с организацией повседневных дел
- Не любит делать то, что требует сидения на месте
- Часто теряет вещи
- Склонен к мечтам
Гиперактивно-импульсивный. Ребенок с СДВГ:
- Часто ерзает, ерзает или подпрыгивает, когда сидит
- Не сидит на месте
- Ему трудно спокойно играть
- Постоянно движется, например, бегает или карабкается по предметам. (У подростков и взрослых это чаще описывается как беспокойство.)
- Чрезмерно болтает
- Всегда «в пути», как будто его «приводит в движение мотор»
- Трудно дождаться своей очереди
- Выбалтывает ответы
- Перебивает других
Комбинируется. Сюда входят знаки обоих других типов.
Симптомы СДВГ у взрослых
Симптомы СДВГ могут меняться по мере взросления человека. К ним относятся:
- Частое опоздание или забывание вещей
- Беспокойство
- Низкая самооценка
- Problems at work
- Trouble controlling anger
- Impulsiveness
- Substance misuse or addiction
- Trouble staying organized
- Procrastination
- Easily frustrated
- Often bored
- Trouble concentrating when reading
- Mood swings
- Depression
- Проблемы в отношениях
СДВГ против СДВ
Синдром дефицита внимания (СДВ) — это старое название СДВГ. Он был официально изменен в 1990-е. Некоторые люди до сих пор используют оба имени, чтобы говорить об этом состоянии.
Причины СДВГ
Эксперты не уверены, что вызывает СДВГ. К этому могут привести несколько вещей, в том числе:
- Гены. СДВГ обычно передается по наследству.
- Химические вещества для мозга. Они могут быть неуравновешенными у людей с СДВГ.
- Изменения мозга. Области мозга, контролирующие внимание, менее активны у детей с СДВГ.
Сахар не вызывает СДВГ. СДВГ также не вызывается слишком большим количеством телевизора, напряженной семейной жизнью, плохой школой или пищевой аллергией.
Факторы риска СДВГ
Исследования показали, что ряд факторов риска может играть роль в развитии СДВГ. Некоторые из них влияют на развитие мозга ребенка во время беременности:
- Плохое питание
- Инфекции
- Курение
- Алкоголь
- Злоупотребление психоактивными веществами
Другие факторы могут повлиять на развитие мозга ребенка после рождения. Вот некоторые из вещей, на которые обращали внимание исследователи:
- Рождение раньше срока
- Токсины, такие как свинец
- Черепно-мозговая травма или заболевание головного мозга. Повреждение передней части мозга, называемой лобной долей, может вызвать проблемы с контролем импульсов и эмоций.
- «Западная» диета. Одно исследование показало, что дети, которые придерживались диеты с высоким содержанием добавленного сахара, жиров и натрия и низким содержанием клетчатки и омега-3 жирных кислот, имели больше шансов на СДВГ.
- Дефицит питательных веществ
- Пищевые добавки. Может быть связь между пищевыми красителями и консервантами и СДВГ, но это может быть только у детей, которые уже находятся на высоком уровне риска этого состояния.
- Доход семьи. У детей из малообеспеченных семей или семей с низким доходом больше шансов заболеть СДВГ.
Диагностика и тестирование СДВГ
Диагностика СДВГ может быть затруднена, особенно у детей. Ни один тест этого не заметит. Врачи диагностируют СДВГ у детей и подростков после подробного обсуждения симптомов с ребенком, родителями и учителями, а затем наблюдают за поведением ребенка.
Врачи используют рекомендации Американской психиатрической ассоциации, которые основаны на количестве симптомов у человека и продолжительности их существования. Они также исключат другие факторы, которые могут вызывать симптомы, такие как состояние здоровья или проблемы в повседневной жизни.
Для подтверждения диагноза СДВГ или различий в обучении ребенок может пройти серию тестов для проверки своего неврологического и психологического статуса. Тесты должны проводиться педиатром или специалистом в области психического здоровья, имеющим опыт диагностики и лечения СДВГ. Ваш лечащий врач может направить вас к такому специалисту, как психиатр или психолог. Тесты могут включать:
- Медицинский и социальный анамнез ребенка и семьи.
- Медицинский осмотр и неврологическая оценка, включающая проверку зрения, слуха, а также вербальных и моторных навыков. Дополнительные тесты могут быть назначены, если гиперактивность может быть связана с другой физической проблемой.
- Оценка интеллекта, способностей, личностных качеств или навыков обработки информации. Часто это делается при участии родителей и учителей, если ребенок находится в школьном возрасте.
- Сканирование под названием «Система нейропсихиатрической помощи на основе ЭЭГ» (NEBA), которая измеряет тета- и бета-волны мозга. Было показано, что соотношение тета/бета выше у детей и подростков с СДВГ, чем у детей без него.
Несколько исследований сравнивали СДВГ у детей разных расовых и этнических групп и обнаружили, что у чернокожих, латиноамериканских и азиатских детей гораздо реже, чем у белых детей, диагностируется это расстройство.
Этому есть множество причин. Многие из этих детей могут не иметь доступа к необходимому им уходу из-за дохода или расовой дискриминации. Если вы опасаетесь дискриминации или негативного обращения, у вас может быть меньше шансов поговорить с врачом о симптомах вашего ребенка. Культурные и семейные ценности также могут играть роль в том, как взрослые реагируют на симптомы у своих детей и решают ли они обратиться за лечением.
Нам нужно больше исследований, чтобы лучше понять все проблемы, лежащие в основе этих различий. Если у вас есть вопросы о симптомах вашего ребенка, может быть полезно узнать больше о них и о том, что может их вызвать. Оттуда вы можете планировать свои следующие шаги. Вы можете получить больше информации о СДВГ и других различиях в обучении и мышлении по адресу:
- Understood (understood.org)
- Американская академия детской и подростковой психиатрии (aacap.org)
- Дети и взрослые с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (chadd.org)
ADHD4 Лечение Есть
ADHD4 Лечение Есть
несколько подходов к лечению СДВГ. Но исследования показывают, что для многих детей лучший способ справиться с симптомами — мультимодальный подход. Это включает в себя несколько методов лечения, которые работают вместе. Многие симптомы СДВГ можно контролировать с помощью лекарств и терапии. Очень важно тесное сотрудничество между терапевтами, врачами, учителями и родителями.
Лекарство от СДВГ . Хотя существуют разногласия по поводу их возможного чрезмерного использования, стимуляторы являются наиболее часто назначаемыми препаратами для лечения СДВГ. Они могут помочь контролировать гиперактивное и импульсивное поведение и улучшить концентрацию внимания. Они воздействуют на химические вещества мозга, такие как дофамин, которые могут ухудшить импульсивное поведение.
Они включают:
- Амфетамин (Adzenys XR ODT, Dyanavel)
- Дексметилфенидат (Фокалин)
- Декстроамфетамин (Adderall, Dexedrine)
- Лисдексамфетамин (Vyvanse)
- Метилфенидат (Aptensio, Cotempla, Concerta, Daytrana, Jornay PM, Metadate, Methylin, Quillivant, Ritalin)
Стимулирующие препараты не работают для всех с СДВГ. Люди старше 6 лет могут принимать нестимулирующие препараты, такие как:
- Атомоксетин (Strattera)
- Клонидин (Catapres, Kapvay)
- Guanfacine (Intuniv)
В некоторых случаях врачи могут назначать антидепрессанты, такие как СИОЗС, препараты бупропион (Веллбутрин) или венлафаксин (Эффексор).
Побочные эффекты лекарств от СДВГ могут включать в себя:
- Тревога
- Потеря аппетита
- Усталость
- CRAUNSINEST
- Проблемы со сном
- ВОЗВРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ
- ОБЩЕСТВЕННЫЕ
- 21212121212121212121212 ОБРАТНО ВОЗВРАЩАЕТСЯ
- ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВОЗВРАТ
- 21212121212121212121212121212121212121212 ГОВОР незначительны и со временем улучшаются. В некоторых случаях врачи могут снизить дозировку, чтобы ослабить побочные эффекты.
В редких случаях стимуляторы могут иметь более серьезные побочные эффекты. Например, некоторые из них связаны с более высоким риском сердечных заболеваний и смерти у детей с сердечными заболеваниями. Они также могут ухудшить психические состояния, такие как депрессия или тревога, или вызвать психотическую реакцию.
Прежде чем ваш ребенок начнет принимать лекарство от СДВГ, поговорите со своим врачом о рисках и преимуществах. Помните, что может потребоваться некоторое количество проб и ошибок, чтобы найти правильное лекарство и дозу.
Терапия СДВГ . Эти методы лечения направлены на изменение поведения.
- Специальное образование помогает ребенку учиться в школе. Структура и распорядок дня могут очень помочь детям с СДВГ.
- Модификация поведения учит заменять плохое поведение хорошим. Пусть ваш ребенок знает, какого поведения вы ожидаете от него. Составьте простые и понятные правила. Когда они теряют контроль, пусть они столкнутся с установленными вами последствиями, такими как тайм-ауты или потеря привилегий. Следите за хорошим поведением. Когда они сдерживают свои порывы, вознаграждайте их.
- Психотерапия (консультирование) может помочь человеку с СДВГ научиться лучше справляться со своими эмоциями и разочарованием. Это может помочь повысить их самооценку. Консультирование также может помочь членам семьи лучше понять ребенка или взрослого с СДВГ.
- Обучение социальным навыкам может научить поведению, например, чередоваться и делиться.
Медицинские изделия для лечения СДВГ. FDA одобрило систему внешней стимуляции тройничного нерва (eTNS) Monarch для детей от 7 до 12 лет, которые не принимают лекарства от СДВГ. Он размером с мобильный телефон и прикреплен к электродам на пластыре, который вы надеваете ребенку на лоб. Он посылает импульсы низкого уровня в ту часть их мозга, которая, как считается, вызывает СДВГ. Устройство обычно надевают на ночь.
Группы поддержки СДВГ людей с похожими проблемами и потребностями могут помочь вам узнать больше о СДВГ и о том, как справляться с симптомами. Эти группы полезны для взрослых с СДВГ или родителей детей с СДВГ.
Образование и СДВГ. Еще одной важной частью лечения СДВГ является информирование родителей о расстройстве и его лечении. Это может включать в себя обучение навыкам воспитания, чтобы помочь ребенку управлять своим поведением. В некоторых случаях может участвовать вся семья ребенка.
Натуральные средства от СДВГ
Пищевые добавки с омега-3 жирными кислотами показали некоторую пользу для людей с СДВГ.
Жизнь с СДВГ
Несколько изменений в образе жизни также могут помочь вам или вашему ребенку справиться с симптомами:
- Соблюдайте здоровую диету с большим количеством фруктов, овощей, цельнозерновых продуктов и постного белка.
- Делайте зарядку каждый день. Исследования показывают, что упражнения помогают контролировать импульсы и другие проблемы с поведением у детей с СДВГ. Подумайте о том, чтобы записать своего ребенка в спортивную команду, например, по баскетболу, футболу или бейсболу. Занятия спортом не только дают детям упражнения, но и учат их важным социальным навыкам, таким как соблюдение правил и чередование.
- Ограничьте время, проводимое за электронными устройствами.
- Выспитесь.
- Упростите комнату вашего ребенка, чтобы уменьшить количество отвлекающих факторов, таких как игрушки, и улучшить организацию.
Обычно вы расстраиваетесь, когда воспитываете ребенка с СДВГ. Вы почувствуете себя лучше, если примете активное участие в лечении вашего ребенка. Вам может помочь:
- Соблюдайте четкий график и распорядок дня.
- Говорите со своим ребенком просто и честно о том, чего вы от него ожидаете. Сделайте инструкции простыми и конкретными («Почисти зубы. А теперь одевайся») вместо общих («Собирайся в школу»).
- Сосредоточьтесь только на своем ребенке, когда разговариваете с ним.
- Будьте примером спокойного, сосредоточенного поведения.
- Соблюдайте дисциплину и следите за тем, чтобы другие лица, осуществляющие уход, следовали вашим методам.
- Поощряйте хорошее поведение.
- Повысьте самооценку вашего ребенка. Поскольку у них могут возникнуть проблемы с обработкой указаний и другой информации, их могут засыпать исправлениями, в результате чего они будут иметь низкое мнение о себе. Делайте все возможное, чтобы повысить самооценку вашего ребенка.
- Поощряйте особые способности вашего ребенка, особенно в спорте и внешкольных мероприятиях.
- Узнайте как можно больше о СДВГ и импульсивном поведении.
- Поддерживайте тесную связь с лечащим врачом, учителями и терапевтами вашего ребенка.
- Присоединяйтесь к группе поддержки, чтобы учиться у других родителей, которые столкнулись с такими же проблемами.
СДВГ Outlook
Без лечения СДВГ может затруднить выполнение повседневных задач. У детей могут возникнуть проблемы с обучением или развитием социальных навыков. У взрослых могут быть проблемы с отношениями и зависимостью. Расстройство также может привести к перепадам настроения, депрессии, низкой самооценке, расстройствам пищевого поведения, склонности к риску и конфликтам с окружающими.
Но многие люди с СДВГ живут счастливой и полной жизнью. Лечение помогает.
Важно следить за своими симптомами и регулярно посещать врача. Иногда лекарства и методы лечения, которые когда-то были эффективными, перестают работать. Возможно, вам придется изменить план лечения. У некоторых людей симптомы улучшаются в раннем взрослом возрасте, а некоторые могут прекратить лечение.
Симптомы у детей, оценка, лечение
СДВГ у детей
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является одним из наиболее распространенных детских расстройств, которым страдают от 5 до 11 процентов американских детей. СДВГ у детей может проявляться такими симптомами, как невнимательность, импульсивность, гиперактивность, ерзание, чрезмерная болтливость, проблемы с ожиданием очереди и трудности в следовании направлению.
Каковы общие симптомы?
Ваш ребенок — червячок. Она не может усидеть на месте и постоянно ерзает. Означает ли это, что у нее синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или СДВ)?
Ваш ребенок забывает сдать домашнее задание и обычно записывает только половину своих заданий. Являются ли эти сбои рабочей памяти типичными симптомами СДВГ у детей?
Ваш ученик мешает классу, выпаливая ответы, отклоняясь от темы или вставая со своего места каждый день. Следует ли ему пройти обследование на наличие симптомов СДВГ?
Или это просто типичное детское и подростковое поведение, с которым ваш ребенок со временем перерастает?
Только квалифицированный медицинский работник может оценить и диагностировать симптомы СДВГ у детей. Тем не менее, для родителей и педагогов очень важно знать предупреждающие знаки, потому что раннее выявление, лечение СДВГ и школьные условия могут иметь огромное значение для ребенка с СДВГ.
Симптомы СДВГ у детей
Хотя симптомы могут различаться в зависимости от типа диагностированного СДВГ, некоторые распространенные симптомы СДВГ у детей:
- Эгоцентричное поведение
- Проблемы с ожиданием очереди
- Эмоциональное потрясение
- ерзание
- Проблемы с тихой игрой
- Проблемы с завершением задач
- Отсутствие фокуса
- Забывчивость
[Самопроверка: может ли быть у вашего ребенка СДВГ?]
СДВГ у детей: гиперактивность против гиперактивности. Симптомы невнимательности
Стереотипный пациент с СДВГ – 9-летний мальчик, который любит прыгать с опасно высоких предметов и ненавидит сосредотачиваться на школьных занятиях. На самом деле под это описание подходит лишь небольшая часть людей с СДВГ. Детей с гиперактивными симптомами СДВГ трудно игнорировать — именно они вскакивают со стула или клоунадуют за спиной учителя, и они первыми проходят обследование и ставят диагноз СДВГ.
Тем временем ученики с невнимательным СДВГ тихо смотрят в окно на птицу, пока их работа не закончена. По данным Национального института психического здоровья (NIMH), симптомы невнимательности гораздо реже распознаются родителями, учителями и медицинскими работниками. 1 В результате люди с невнимательным СДВГ редко получают необходимое лечение. Это приводит к разочарованию в учебе, апатии и чрезмерному стыду, которые могут длиться всю жизнь.
СДВГ у детей: симптомы, тестирование и диагностика
СДВГ — это генетическое заболевание головного мозга, а не просто дефицит управляющих функций. В Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам ( DSM-V ) перечислены девять симптомов, указывающих на преимущественно невнимательный СДВГ, и девять симптомов, указывающих на преимущественно гиперактивно-импульсивный СДВГ. Диагноз СДВГ может быть поставлен ребенку только в том случае, если у него или нее проявляются по крайней мере шесть симптомов из одного из приведенных ниже списков и если симптомы были заметны в течение как минимум шести месяцев в двух или более условиях, например дома и в школе. Более того, симптомы должны мешать функционированию или развитию ребенка, и по крайней мере некоторые из них должны были проявиться до 12 лет.0396 2 . Подросткам старшего возраста может потребоваться продемонстрировать только пять из этих симптомов в различных условиях.
Симптомы преимущественно невнимательного типа (СДВ)У человека с этим невнимательным СДВГ (ранее называвшимся СДВГ) проявляются шесть из следующих девяти симптомов: на работе или во время другой деятельности (например, не замечает или упускает детали, выполняет неаккуратную работу).
- Часто с трудом удерживает внимание при выполнении заданий или во время игр (например, с трудом сохраняет концентрацию во время лекций, разговоров или продолжительного чтения).
- Часто кажется, что он не слушает, когда к нему обращаются напрямую (например, разум кажется где-то в другом месте, даже при отсутствии каких-либо явных отвлечений).
- Часто не выполняет инструкции и не может закончить школьную работу, домашние дела или обязанности на рабочем месте (например, приступает к делу, но быстро теряет концентрацию и легко отвлекается).
- Часто испытывает трудности с организацией задач и действий (например, с трудом справляется с последовательными задачами, поддерживает порядок в материалах и вещах, организует работу, управляет временем и соблюдает сроки).
- Часто избегает, не любит или не хочет заниматься задачами, требующими постоянного умственного напряжения (например, школьными или домашними заданиями; для подростков старшего возраста и взрослых это может включать подготовку отчетов, заполнение форм, просмотр длинных документов).
- Часто теряет вещи, необходимые для занятий или деятельности (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, инструменты, кошельки, ключи, документы, очки, мобильные телефоны).
- Часто легко отвлекается на посторонние раздражители (для подростков старшего возраста и взрослых это могут быть посторонние мысли).
- Часто проявляет забывчивость в повседневных делах (например, выполняет работу по дому, выполняет поручения; для подростков старшего возраста и взрослых это может включать ответ на звонки, оплату счетов, посещение встреч).
[Самопроверка: симптомы невнимательного СДВГ у детей]
Симптомы преимущественно гиперактивно-импульсивного типа
Человек с этим гиперактивным/импульсивным СДВГ будет демонстрировать шесть из этих девяти симптомов:
- Часто ерзает или постукивает руки или ноги или ерзают в кресле.
- Часто покидает место в ситуациях, когда ожидается, что он останется на месте (например, покидает свое место в классе, на рабочем месте или в других ситуациях, требующих оставаться на месте).
- Часто бегает или карабкается в ситуациях, когда это неуместно. (Примечание: у подростков или взрослых это может проявляться чувством беспокойства. )
- Часто не может спокойно играть или заниматься досугом.
- Часто находится «в движении», ведет себя так, как будто его «приводит в движение двигатель» (например, не может оставаться неподвижным — например, в ресторанах или на собраниях — в течение длительного времени без значительного дискомфорта; другие могут сказать, что пациент беспокоен) , суетливый, или трудно не отставать).
- Часто много говорит.
- Часто выпаливает ответ до завершения вопроса (например, заканчивает предложения людей).
- Часто с трудом дожидается своей очереди (например, в очереди, во время разговора).
- Часто прерывает других или вторгается в их жизнь (например, вмешивается в разговоры, игры или занятия; может начать пользоваться чужими вещами без разрешения или получения разрешения; подростки и взрослые могут вмешиваться в то, что делают другие, или брать на себя их обязанности)». 5
[Самопроверка: симптомы гиперактивного импульсивного СДВГ у детей]
Симптомы комбинированного типаЧтобы иметь комбинированный тип СДВГ, человек должен соответствовать рекомендациям как СДВГ, преимущественно невнимательный, так и СДВГ, преимущественно гиперактивно-импульсивный – то есть они должны проявлять шесть из девяти симптомов, перечисленных для каждого подтипа.
СДВГ у детей: как ставится диагноз
Ни один тест на СДВГ не может сам по себе диагностировать симптомы СДВГ. СДВГ — это тонкое состояние с тремя различными подтипами (как подробно описано выше), симптомами, которые проявляются в зависимости от спектра тяжести, и перекрывающимися сопутствующими состояниями (неспособность к обучению, оппозиционно-вызывающее расстройство и т. д.), которые часто усложняют диагностику и лечение.
Обследование на СДВГ может начаться с обычного визита к педиатру, но, скорее всего, этим оно не закончится. Как правило, большинство врачей общей практики не обучены идиосинкразии СДВГ и сопутствующим ему состояниям или не оснащены для проведения необходимой углубленной оценки.
Любая достойная оценка СДВГ начинается с критического анализа многих аспектов повседневной жизни пациента, таких как обучение, память, когнитивные функции, исполнительные функции, рассуждения, социальные функции, вербальное и невербальное общение. В тех случаях, когда подозреваются трудности с обучением, оценка может включать тест на интеллект (IQ) и оценку навыков математики, чтения и письма. Однако для диагностики СДВГ не требуется полного нейропсихологического тестирования. Образовательное тестирование обычно проводится через несколько месяцев после успешного лечения любого диагностированного СДВГ 9.0396 7 .
Эта информация собирается посредством клинического опроса, а также тщательного изучения истории болезни ребенка и семьи, различных шкал оценки родителей и/или учителей. Углубленная оценка дает более полное представление о сильных и слабых сторонах и помогает выявить сопутствующие состояния, такие как трудности с обучением, депрессия, тревожное расстройство или расстройство аутистического спектра.
При тщательном и эффективном проведении формальная оценка должна предлагать терапию, лечение и образовательные стратегии для удовлетворения конкретных потребностей, которые она выявляет или подтверждает.
Диагнозы продолжают расти
Диагнозы СДВГ резко возросли почти на 50 процентов с 2003 года, в результате чего общее число американских детей с СДВГ достигло почти 6 миллионов, согласно статистике Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC) за 2015 год. 3
CDC сообщает, что к 2011 году у 11 процентов всех детей в США в возрасте от 4 до 17 лет был диагностирован СДВГ. У мальчиков почти в три раза больше шансов получить диагноз СДВГ (13,2 процента), чем у девочек (5,6 процента). ), 4 , хотя самый большой всплеск роста числа диагнозов СДВГ в настоящее время приходится на девочек и женщин.
Варианты лечения СДВГ у детей
Стимуляторы для лечения СДВГ у детей
Стимулирующие препараты являются наиболее рекомендуемой формой лечения СДВГ по одной простой причине: исследования показывают, что они наиболее эффективны. По данным Американской академии педиатрии (AAP), у 80 процентов детей, принимающих стимулирующие препараты отдельно или в сочетании с поведенческой терапией, повышается концентрация внимания и снижается импульсивность. 6 Более того, большинство детей, принимающих лекарства, сообщают о повышении самооценки, уменьшении разрушительного поведения и улучшении отношений с родителями, братьями, сестрами и учителями.
Клинические рекомендации по СДВГ, разработанные Американской академией детской и подростковой психиатрии (AACAP), рекомендуют медикаментозное лечение в качестве первой линии лечения СДВГ у детей школьного возраста со ссылкой на официальный обзор 78 исследований по лечению СДВГ. СДВГ, который «последовательно подтверждал превосходство стимуляторов над немедикаментозным лечением». 7
Даже широко цитируемое совместное групповое исследование Multi-Modal MTA, которое пришло к выводу, что медикаментозное лечение в сочетании с поведенческой терапией является оптимальным методом лечения СДВГ у детей, признало, что «фармакологическое вмешательство при СДВГ более эффективно, чем поведенческое лечение». один.» 8
Нестимулирующие препараты для лечения СДВГ у детей
Нестимулирующие препараты — это жизнеспособная альтернатива для детей, которые не переносят или не испытывают желаемого эффекта стимулирующих препаратов. Эти лекарства нацелены на нейротрансмиттеры, но не конкретно на дофамин, как это делают стимуляторы. Хотя нестимуляторы не несут таких же побочных эффектов, как стимуляторы, у них есть свои возможные побочные эффекты.
Strattera, Intuniv, Kapvay — это нестимулирующие препараты, специально рекомендованные для лечения СДВГ. Классификация также включает лекарства, часто назначаемые не по прямому назначению при СДВГ, например, трициклические антидепрессанты и Веллбутрин.
Терапия СДВГ у детей
В то время как лекарства работают на неврологическом уровне, регулируя работу мозга, поведенческая терапия решает конкретные проблемы поведения, структурируя время дома, устанавливая предсказуемость и рутину, а также повышая позитивное внимание. Поведенческая терапия основывается на простой предпосылке: родители и другие взрослые в жизни ребенка устанавливают четкие ожидания в отношении поведения своего ребенка — они хвалят и вознаграждают положительное поведение и препятствуют отрицательному поведению. Поведенческая терапия требует участия родителей и учителей.
Диета и питание при СДВГ у детей
Неправильное питание и пищевые привычки не вызывают СДВГ. Тем не менее, родители детей с СДВГ обнаруживают, что, хотя цельные продукты не могут быть панацеей от всех болезней, изменения диеты могут иметь большое значение для некоторых детей с СДВГ.
Исследования показывают, что диета и питание влияют на познание, внимание, сон и настроение. Согласно Harvard Health Blog, исследования показывают, что люди, придерживающиеся «чистой» или «полноценной» диеты с высоким содержанием овощей, фруктов, необработанных зерен и нежирного мяса, с большей вероятностью будут иметь лучшее эмоциональное здоровье и на 25-35% испытывать депрессию. 9
Исследования, проведенные нейробиологом Массачусетского технологического института Ричардом Вуртманом, доктором философии, и другими, показали, что белок активирует нейротрансмиттеры, вызывающие бдительность, а углеводы вызывают сонливость. Эти результаты подтверждают распространенное мнение о том, что люди с СДВГ чувствуют себя лучше после богатого белком завтрака и обеда.
Для оптимальной работы мозга дети должны есть больше необработанных продуктов, сложных углеводов, белков, овощей и фруктов. Это означает, что следует избегать искусственных красителей и ароматизаторов, химических консервантов и продуктов с чрезмерной обработкой — все это усугубляет симптомы СДВГ у некоторых людей.
Натуральные добавки и витамины для лечения СДВГ у детей
Это правда, что не все едят правильные продукты для достижения полезного уровня определенных питательных веществ, особенно привередливые дети. Но также верно и то, что наш организм не всегда производит необходимые нам питательные вещества, поэтому мы должны получать некоторые из них из пищевых добавок. Есть много витаминов, трав и добавок, которые могут уменьшить симптомы СДВГ или устранить побочные эффекты лекарств у некоторых людей: омега-3, цинк, железо, магний, витамин С, валериана, мелатонин, гинкго и женьшень.
Однако «полностью натуральный» не является синонимом «безопасного». Многие травы и добавки имеют побочные эффекты, могут вызывать или усугублять проблемы со здоровьем или мешать приему рецептурных лекарств. Поговорите с врачом вашего ребенка, прежде чем начинать принимать какие-либо добавки. Когда ваш врач спросит, принимает ли ваш ребенок какие-либо лекарства, обязательно расскажите ему обо всех витаминах и добавках, которые он принимает ежедневно.
Упражнения при СДВГ у детей
«Думайте о физических упражнениях как о лекарстве, — говорит Джон Рети, доктор медицинских наук, адъюнкт-профессор клинической психиатрии Гарвардской медицинской школы и автор книги 9.0402 Искра: революционно новая наука об упражнениях и мозге . «Упражнения включают систему внимания, так называемые исполнительные функции — последовательность, рабочую память, расстановку приоритетов, торможение и поддержание внимания. На практическом уровне это делает детей менее импульсивными, что делает их более подготовленными к обучению».
Упражнения заставляют мозг выделять несколько важных химических веществ. Эндорфины, например, — гормоноподобные соединения, которые регулируют настроение, удовольствие и боль. Тот же всплеск активности также повышает уровень дофамина, норадреналина и серотонина в мозгу. Эти химические вещества мозга влияют на концентрацию и внимание, которых не хватает у детей с СДВГ. «Когда вы повышаете уровень дофамина, вы увеличиваете способность системы внимания быть регулярной и последовательной, что имеет много хороших эффектов», — объясняет Рейти, например, снижает тягу к новым раздражителям и повышает бдительность.
Исследование 2015 года, опубликованное в журнале Journal of Abnormal Psychology , показало, что 30 минут физических упражнений перед школой могут помочь детям с СДВГ сосредоточиться и управлять настроением. Это может даже снизить потребность в стимулирующих препаратах, используемых для лечения симптомов. 10
Тренировка мозга при СДВГ у детей
Дети с СДВГ не всегда могут удерживать информацию, потому что их внимание захватывают. Улучшение объема рабочей памяти с помощью тренировки мозга позволяет человеку обращать внимание, сопротивляться отвлекающим факторам, лучше управлять эмоциями и учиться.
«Рабочая память — это способность удерживать информацию в уме в течение нескольких секунд, манипулировать ею и использовать ее в своем мышлении», — говорит Ари Такман, психолог, клинический психолог из Уэст-Честера, штат Пенсильвания. «Это центральное место для концентрации, решения проблем и контроля импульсов».
Терапия для тренировки мозга, такая как нейробиоуправление и Cogmed, дает серьезные обещания: повышенное внимание и рабочая память без лекарств. Однако научное сообщество не убеждено и настаивает на необходимости более тщательных исследований. 11
Еще одна форма тренировки мозга с некоторыми обнадеживающими, но безрезультатными исследованиями, нейробиоуправление использует упражнения для мозга, чтобы уменьшить импульсивность и повысить внимательность. Мозг излучает разные типы волн в зависимости от того, находимся ли мы в сосредоточенном состоянии или мечтаем. Цель нейробиоуправления — научить человека создавать паттерны мозговых волн, отражающие фокус. Результат: некоторые симптомы СДВГ, а именно импульсивность и отвлекаемость, уменьшаются.
Внимательность и медитация при СДВГ у детей
Для многих детей с СДВГ есть две постоянные ежедневные проблемы: внимание и поддержание саморегуляции. Поэтому само собой разумеется, что какая-то тренировка внимания, которая также оттачивает самоконтроль, была бы бесценной — и невероятно мощной. Действительно, исследование, проведенное в 2005 году в Университете штата Аризона, показало, что дети, которые участвовали в упражнениях на внимательность, имели более низкую тревожность при тестировании и симптомы СДВГ, а также больше внимания, чем дети, которые не участвовали в упражнениях. 12
«Исследования показывают, что каждый может улучшить внимание, практикуя осознанность — когнитивную фитнес-тренировку, направленную на формирование осознания жизни в режиме реального времени и сочувствия, а не на автопилоте, отвлекая внимание», — объясняет Марк Бертин, доктор медицинских наук, в своей книге. , Внимательное воспитание при СДВГ: руководство по воспитанию спокойствия, снижению стресса и помощи детям в благополучии . «Как это работает с мозгом СДВГ? СДВГ характеризуется трудностями с исполнительной функцией, а не только с вниманием, а осознанность — это путь к развитию взаимосвязанных когнитивных навыков, многие из которых связаны с исполнительной функцией, а не только с вниманием».
Просмотреть источники статьи
1 Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Национальный институт психического здоровья (2008 г.). https://education.ucsb.edu/sites/default/files/hosford_clinic/docs/adhd_booklet.pdf
2
3 «Данные и статистика». Центры по контролю и профилактике заболеваний. Эд. Центры по контролю и профилактике заболеваний США. Центры по контролю и профилактике заболеваний, 14 февраля 2017 г. Интернет. 15 марта 2017.
4 Виссер, Сюзанна Н., Мелисса Л. Дэниелсон, Ребекка Х. Битско, Джозеф Р. Холбрук, Майкл Д. Коган, Рим М. Гандур, Рут Перу и Стивен Дж. Блумберг. «Тенденции в отчете родителей о диагностированном и леченном медицинским работником синдроме дефицита внимания/гиперактивности: США, 2003–2011». Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии 53.1 (2014): n. стр. Веб.
5 Ассоциация, Американская психиатрическая, изд. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам: DSM-5. Вашингтон: Американская психиатрическая, 2014.
6 Клинические рекомендации: Лечение ребенка школьного возраста с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Американская академия педиатрии (октябрь 2001 г.). https://pediatrics.aappublications.org/content/108/4/1033
7 Плишка, Стивен. «Практический параметр для оценки и лечения детей и подростков с синдромом дефицита внимания / гиперактивности». Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии 46.7 (2007): 894-921. Веб.
8 Кооперативная группа MTA. 14-месячное рандомизированное клиническое исследование стратегий лечения синдрома дефицита внимания/гиперактивности. Арх генерал психиатрия. https://jamanetwork.com/journals/jamapsychiatry/article-abstract/205525
9 Доктор медицины, Ева Селхуб. «Пищевая психиатрия: ваш мозг о еде». Гарвардский блог о здоровье. Гарвардский университет, 17 ноября 2015 г. Интернет. 14 марта 2017 г.
10 Хоза, Бетси, Алан Л. Смит, Эрин К. Шулберг, Кейт С. Линнеа, Трэвис Э. Дорш, Джордан А. Блазо, Кейтлин М. Алердинг и Джордж П. Маккейб. «Рандомизированное исследование влияния аэробной физической активности на симптомы синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей младшего возраста». Журнал аномальной детской психологии 43.