Упражнения для звука р для детей: Постановка звука р: поэтапная постановка и упражнения

Содержание

Учимся выговаривать букву «Р» дома. Упражнения и игры

Как бы вы ни старались, но ваш ребенок все равно говорит «лыба» вместо «рыба», «лак» вместо «рак» и «асческа» вместо «расческа»? Да, звук [р] наиболее сложный по образованию и произношению для детей. Поэтому они стараются заменять его любыми удобными для себя способами.

Сейчас вы познакомитесь с простыми упражнениями и играми, которые помогут вам быстро научить ребенка выговаривать звук [р], не прибегая к помощи специалистов.

Укрепляем язычок. 4 веселых упражнения!

Чтобы у ребенка появился долгожданный звук [р], нужно немного потренировать и укрепить язычок. И здесь хорошо помогает игровая артикуляционная гимнастика. Все упражнения очень простые и веселые, поэтому ребенок с удовольствием будет за вами их повторять.

Сначала проделайте сами, а затем подключайте ребенка.

1. «Блинчики-ладушки»

Улыбнитесь и приоткройте рот. Положите широкий расслабленный язычок на нижнюю губу и удерживайте это положение 3 – 5 секунд.

Все дети обожают показывать язык, поэтому и ваш с радостью повторит это упражнение.

2. «Язычок-шалунишка»

Так же как и в предыдущем упражнении, положите расслабленный язычок на нижнюю губу и похлопайте по нему верхней губой, как бы произнося при этом «па-па-па». Затем легонько прикусите язык зубами. Попросите ребенка повторить и проделайте вместе от 3 до 5 таких кругов.

3. «Лошадка»

Как идет лошадь по асфальту, помните? А теперь воспроизведите этот звук языком. Получилось? Теперь попросите ребенка повторить. Цокайте сколько душе угодно! Это упражнение отлично тренирует язычок и готовит к четкому произношению звука [р].

4. «Грибок»

Поцокали? Теперь прижмите язык к небу и дайте ему отдохнуть. Если при этом вы посмотрите в зеркало, то увидите, что язык принял форму гриба с большой шляпкой. Сосчитайте до 5 и расслабьте язык. Затем поставьте ребенка рядом и попросите повторить.

Сделайте от 3 до 5 повторений.

Все эти упражнения лучше выполнять перед зеркалом, чтобы ребенку было интересно наблюдать за своим язычком.

А также в помощь можно взять игрушечный язычок-перчатку и дополнительно показывать все движения рукой.

Выполняйте эти упражнения ежедневно в формате игры, и вскоре язык ребенка будет готов к постановке звука [р].

СОВЕТ: чтобы ребенок не сопротивлялся и охотно за вами повторял, не говорите ему, что вы занимаетесь специальной тренировкой, а просто зовите его поиграть.

Учим ребенка распознавать звук [р] на слух и формируем привычку к нему

Теперь поработаем над распознаванием звука [р] на слух.

Наиболее часто дети заменяют звук [р] на [л], [ы], [й], [в], [г]. И прежде чем заниматься постановкой [р], нужно научить ребенка распознавать его в словах.

Для этого используйте игры на развитие фонематического слуха. Например, просите ребенка хлопать в ладошки, когда он слышит звук [р] в слове. Таким образом, он запомнит правильный звук и привыкнет к нему.

Пробуем ставить звук «Р»

Теперь, когда язычок ребенка хорошо натренирован, можно пробовать поставить [р]. В этом поможет еще одна веселая игра.

«Барабанчик-ракета»

Сначала попробуйте сами. Дотроньтесь языком до бугорков на нёбе и постучите в одну точку, издавая звук «д-д-д-д». При этом подбородок должен оставаться неподвижным, работает только язык. Получилось?

Отлично! Теперь оставьте язык вверху и сделайте резкий сильный выдох, чтобы кончик языка задребезжал, имитируя приглушенный звук [р].

Теперь зовите ребенка играть.

Скажите: «Давай поиграем с язычком в барабанчик. А потом выпустим из ротика ракету».

Уделяйте этой игре по несколько минут в день и увидите, как с каждым «запуском ракеты» у ребенка все лучше и лучше начнет получаться звук [р].

А когда он уже уверенно «зарррычит», переходите к следующему и самому веселому этапу – автоматизации (закреплению).

Автоматизируем звук [Р]

На этом этапе можно придумать очень много веселых игр. Начинайте с самых простых. Вот вам в пример некоторые из них.

«Попугайчик»

Ра-ра-ра! Ра-ра-ра!

Откуда здесь гоРА?

Ты не знаешь?

Ну, тогда повторяй за мной слова:

УРА! Какая большая гоРА!

УРА! Летняя поРА!

УРА! Какая жаРА!

Сначала проговаривайте каждую строчку сами, а затем просите ребенка повторить. Это игра автоматизирует произношение звука [р] и расширяет словарный запас.

Используйте загадки, где отгадкой будет слово со звуком [р]

Например:

Необязательно предлагать эти упражнения и игры ребенку сразу в один день. Он может устать и потерять интерес. Лучше каждый день уделяйте по 5 –10 минут и пробуйте новые упражнения, так и ребенку не надоест и результат не заставит себя долго ждать.

Ну а если у вас даже на эти простые упражнения не хватает времени или вашего ребенка трудно чем-то заинтересовать, записывайте его на наши занятия.

Мы выучим с ним русский алфавит, научим выговаривать [Р] и другие труднопроизносимые звуки и, конечно же, научим его читать. Все уроки проводятся в форме игры, так что ваш непоседа будет сам бежать на урок и будет заниматься с удовольствием.

Хотите попробовать? Записывайтесь на бесплатный пробный урок здесь.

Читайте также:

Ребенок плохо разговаривает в 5 лет? Причины и что с этим делать

Почему ребенок не может научиться читать?

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Артикуляционная гимнастика для звука Р

Постановка звуков занимает от одного занятия до года. Необходимо подготовить артикуляционный аппарат, развить дыхание, работать над фонематическим слухом. Только после проведения подготовительного этапа можно переходить к следующей ступени.

СодержаниеСвернуть

  • Общая информация
  • Виды ротацизма
  • Подготовительный этап
  • Правила проведения
  • Комплекс гимнастики
  • Советы для родителей

Артикуляционная гимнастика для звука «Р» состоит из комплекса упражнений. Он направлен на отработку подъема кончика языка, растягивания подъязычной связки.

Общая информация

Дефект произношения звука «Р» и «Рь» называют ротацизмом. Он возникает по разным причинам. Из-за короткой подъязычной связи кончику языка сложно подняться. При дизартрии страдает двигательная активность мышц. Наблюдается гипотонус, когда язык вялый и малоподвижный, либо гипертонус, когда орган напряжен и переключение с позы на позу затруднено.

При дизартрии наблюдаются проблемы с дыханием. Ребенок дышит поверхностно, не делая глубокие вдохи. Его голос слабый, интонации не выражены.

При общем недоразвитии речи (ОНР) наблюдаются проблемы со всеми частями речи, в том числе и со звукопроизносительной стороной.

В норме звук появляется к шести годам. В некоторых случаях этого не происходит и проблемы остаются. Подростки сильно комплексуют из-за неправильного произношения. В дальнейшем это может ограничить круг профессии.

Нельзя затягивать с исправлением дефектов. Устная речь должна быть правильной к началу школы. Иначе ребенок начнет делать ошибки в буквах, будет испытывать сложности с чтением. Чем дольше проявляется дефект, тем сильнее он входит в речь и его будет нелегко исправить.

Коррекцию произношения начинают в возрасте 6 лет, при условии отсутствия других проблем. Если у ребенка не ограничена лексика, грамматика и другие стороны речи, то логопед занимается постановкой звуков.

Виды ротацизма

Специалисты выделяют несколько видов нарушения произношения. Звук может отсутствовать, тогда ребенок будет говорить «…ысь» вместо «рысь». Вариантов искажения несколько:

  • При боковом произношении вибрирует одна сторона языка. Кончик отрывается от альвеол, получается нечто среднее между «Л» и «Р». Такой дефект сложно исправить.
  • При щечном произношении между краем языка и щекой образуется щель, воздух выходит сквозь нее, появляется шум. Иногда встречается вибрация губами.
  • У детей может наблюдаться одноударное «Р» — когда артикуляция звука правильная, но нет вибрации.
  • Горловой звук образуется дрожанием мягкого неба. Появляется оно из-за короткой уздечки. Проверить наличие дефекта просто — родителю нужно попросить ребенка порычать при широком открытом рте. При горловом звучании он это сможет сделать. Проверить подъязычную связку можно дома. Для этого необходимо попросить ребенка открыть рот и коснуться кончиком языка верхних альвеол.
  • Замена звука на другой происходит из-за неразвитого речевого слуха. «Р» может меняться на мягкий вариант, «Л», «Й». Вместо «рыба» будет «лыба», «корова» — «койва».

Подготовительный этап

Постановка звука возможна только при определенных условиях. Логопед занимается разработкой артикуляционного аппарата. Для этого используют комплекс упражнений, который направлен на определенные цели.

При проблемах со звуком «Р» необходимо научить ребенка на подготовительном этапе:

  • делать язык широким;
  • поднимать кончик языка и удерживать его на одном месте;
  • выработать сильный выдох.

После выполнения всех пунктов переходят к постановке. Артикуляционная гимнастика на звук «Р» иногда включает упражнения на растягивание уздечки. Среди специалистов нет однозначного мнения по поводу ее эффективности. Одни рекомендуют хирургическое вмешательство — врач вручную подрезает связку, другие предпочитают самостоятельно заниматься с проблемой.

Правила проведения

Для того чтобы ускорить постановку звука логопед рекомендует родителям проводить занятия самостоятельно. Уроки должны быть каждый день по 10-15 минут.

Каждое упражнение вводится постепенно. Они выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок контролировал себя. Взрослый показывает образец выполнения. Нельзя позволять баловаться, делать кое-как, отвлекаться.

Необходимо уделить внимание особенностям проведения каждого упражнения. Они направлены на развитие движений, улучшение координации, переключаемости.

Нельзя заставлять ребенка выполнять гимнастику часами – это вызовет негативизм, отказ заниматься. Желательно поощрять дошкольника — покупкой игрушек, сладостей, наклеек — это способствует выработке внешней мотивации.

Детей необходимо приучать к учебной деятельности. Упражнения выполняются за столом, возле зеркала, не должно быть игрушек рядом и других отвлекающих факторов.

При выполнении комплекса для сонорных звуков нужно контролировать ребенка. Работает язык, нижняя челюсть неподвижна!

Статические упражнения (неподвижные) удерживают на счет до пяти, активные до десяти.

Комплекс гимнастики

Для облегчения восприятия упражнений, визуализации используют картинки. Есть готовые наборы разных авторов:

  • Нищевой;
  • Танцюры;
  • Волошиной;
  • Куликовской и других.

Каждая карточка сопровождается цветной картиной, пояснениями для взрослого и образцом выполнения.

Первое упражнение «Блинчик». Оно направлено на выработку широкого, расслабленного языка. Для его выполнения нужно широко открыть рот, положить язык на нижнюю губу. Важно чтобы он был распластанным. Если ребенку тяжело это сделать, то его аккуратно прикусывают зубками со звуком «П». Массаж позволяет расслабить мышцы, снять напряжение.

«Заборчик» нужен для отработки улыбки, поднятия губ. Нужно сомкнуть зубы, улыбнуться, удерживать положение. Необходимо делать так, чтобы оба зубных ряда было хорошо видно.

«Лошадка» — цокать языком. Широкая часть крепко приклеивается к нёбу, резко опускается, слышен характерный щелчок. Действия осуществляют при открытом рте, челюсти разомкнуты. Нижняя челюсть неподвижна!

«Грибок» — рот открыт, губы в улыбке, широкий язык плотно присасывается к нёбу, удерживается в таком положении.

«Вкусное варенье» — кончиком языка провести по верхней губе, словно облизывая ее. Движения делаются сверху вниз, по всей длине губы. Челюсть должна быть неподвижна! Для облегчения выполнения ребенку мажут губу медом, вареньем.

Для «Качелей» рот широко открывают, язык высовывают, поднимают вверх, вниз. Движения выполняют за счет языка.

«Конфета» — рот закрыт, губы сомкнуты, язык упирается в одну, другую щеку. С внешней стороны будут видны «холмики».

Обязательно отрабатывается «Дятел», «Пулемет». Для этого губы держат в улыбке, зубы разомкнуты, рот открыт. Кончик языка ударяет по альвеолам верхних зубов, ребенок произносит «Дддд» или «Тттт».

Для растягивания уздечки используют массаж. Кончик языка оборачивают салфеткой, удерживают, легко тянут, поднимают вверх, вниз. Нельзя доводить до острой боли. Под языком аккуратно массируют маленьким шариковым зондом, ватной палочкой.

После хирургического подрезания необходимо сразу начинать заниматься. Иначе появятся рубцы, которые ограничивают подвижность. Комплекс упражнений стандартный.

Советы для родителей

Участие родителей, их заинтересованность в исправлении дефекта у ребенка повышает эффективность работы логопеда. В домашних условиях можно давать детям облизывать тарелки как кошки — это тренирует кончик языка, растягивает связку.

Можно использовать следующий прием — ириска режется на кусочки. Малышу предлагается кончиком языка приклеить ее на верхние альвеолы. Такая игра приходится по вкусу дошкольникам.

Для снятия напряжения мышц используют теплый ромашковый чай, массаж, другие способы релаксации. При гипотонусе полезны физические занятия, активность.

Родителям стоит приготовиться, что потребуется год и больше для устранения дефекта. Только их заинтересованность поможет сократить срок. При дизартрии и других серьезных проблемах на коррекцию уходит 2-3 года.

При проблемах со строением артикуляционного аппарата (короткая связка, неправильный прикус и т. п.) необходимо сразу консультироваться у стоматолога. При необходимости используют все средства для исправления дефекта.

Регулярность занятий гарантирует эффективность коррекции. Поэтому нельзя их пропускать. Исправлением лучше заниматься до школы, так как это лучший период для исправления речи.

R Words Логопедические упражнения

Автор: Мишель Э. Систо, MS CCC-SLP TSSLD S

Одним из многих навыков, на которые могут ориентироваться логопеды, является овладение звуками речи. По мере того, как наши дети растут, они усваивают различные звуки, которые они могут использовать для создания целевых слов во время общения. Одним из самых сложных звуков для воспроизведения является звук /r/. Звук /r/ обычно усваивается в возрасте от 3 до 6 лет (ASHA, n.d.), а это означает, что двухлетний ребенок, не произносящий звук /r/, не будет непосредственным поводом для беспокойства.

Есть много причин, по которым звук /r/ трудно выучить и выучить. Во-первых, при произнесении звука /р/ его не видно во рту во время произношения. В то время как ранее развивающиеся звуки, такие как /b/ и /p/, производятся при визуальном соединении обеих губ, /r/ может производиться двумя различными способами, которые невидимы. Один из способов воспроизведения /r/ — это «ретрофлексия» языка. Здесь кончик языка приподнят и наклонен к бугристой части нёба (альвеолярному гребню). Другой способ получения /r/ — это «сложение» языка. Когда язык «сложен», он располагается там, где края спинки языка поднимаются вверх, а кончик языка отводится назад или втягивается. Все эти места расположены во рту, что затрудняет их описание и обучение. Помимо размещения, все звуки сгруппированы по способу их воспроизведения. Звуки /р/ и /л/ сгруппированы как жидкие звуки. Жидкие звуки производятся, когда язык производит частичное смыкание рта.

Нет никакой пользы в обучении ретрофлексированного /r/ по сравнению с сгруппированным /r/ или наоборот. Это то, что проще и удобнее для клиента. Для начала полезно обсудить части рта, которые используются для производства этого звука. Используя зеркало, позвольте ребенку исследовать свой язык, губы и зубы. Это может помочь сузить круг, может ли ребенок изолировать движения своих артикуляторов или это то, что следует решить. После использования зеркала создайте искусственный язык с помощью пластилина! Объясните ребенку, как смоделировать игру, чтобы она была похожа на его язык. Побуждайте ребенка манипулировать пластилином, чтобы «поднять заднюю сторону и оттянуть язык назад» или «поднять кончик языка вверх». Предложите детям сделать так, чтобы их язык подражал и выглядел как модель языка, которую они только что создали, чтобы воссоздать необходимую форму языка.

Дети также должны уметь отличать звук /р/ от других звуков, таких как /л/ и /р/. Использование слухового различения — один из способов проверить навыки различения у ребенка. Используйте изображения минимальных пар [два слова, которые различаются только одним звуком], например, грабли и озеро или ряд и низкий. Предъявите ребенку картинки и попросите их указать или подобрать картинку слова, которое было сказано. Это должно произойти до того, как произойдёт отработка звука /r/, чтобы убедиться, что этот навык освоен, иначе работа над /r/ будет бесплодной.

После того, как будет установлено, что у ребенка есть эти навыки различения, можно использовать различные упражнения, которые можно использовать для обучения и отработки звуков /r/ для детей, испытывающих трудности.

  1. Пить через соломинку

    Подарите ребенку напиток и соломинку. Попросите их выпить жидкость через соломинку. Попросите их подумать о том, что делает их язык, когда они пьют. Попросите их объяснить вам движения своего языка. Это повышает осведомленность о движениях языка, которые имитируют втягивание языка во время производства /r/.
  2. Притворись лягушкой

    Нарежьте листы зеленой бумаги в виде листьев лилии. Разложите кувшинки по всей комнате. Попросите ребенка прыгать с кувшинки на кувшинку, но загвоздка в том, что он должен произвести «ребенок», чтобы прыгнуть на следующую кувшинку. Они зарабатывают прыжки, произнося звук /r/. Установите количество раз, которое они должны сказать «ребенок», прежде чем прыгать к следующему листу кувшинки, чтобы повторить звук / r /.
  3. Покормить кролика

    Используйте мягкую игрушку кролика или распечатайте изображение кролика. Объясните ребенку, что кролик голоден! Распечатайте маленькие картинки слов на /r/ и разложите их на отдельных листах бумаги. Дайте ребенку по одному, пусть он произносит слово и кормит кролика бумагой. Скажи «накорми кролика носорогом!» или «корми кролика изюмом!». Вы даже можете установить целевое количество работ, которые они должны произвести, прежде чем кролик съест картинки.
  4. Транспортная гонка

    Устройте полосу препятствий в своей гостиной. Хватай все грузовики, машины и поезда, которые сможешь найти! Гоняйте с ребенком через различные полосы препятствий на транспортных средствах. Практикуйте целевые слова, такие как машина, гонка и комната (звук машины). Предоставьте ребенку образцы для подражания, используя слова на протяжении всей деятельности.
Существуют также опоры, которые следует использовать, чтобы помочь ребенку освоить звук /r/:
  1. Видео и слуховая обратная связь

    Во время отработки /r/ слов видео- и аудиозаписи записывают звук ребенка. После того, как ребенок произносит слово на /r/, смоделируйте правильное произношение всех неправильно произнесенных слов. После тренировки попросите ребенка посмотреть и прослушать видео, чтобы он услышал разницу между звуками, чтобы повысить осведомленность, а также возможности для имитации.
  2. Визуальная обратная связь

    Практикуйте /r/ слова перед зеркалом. Некоторые дети заменяют /r/ на /w/. Зеркала обеспечивают визуальную обратную связь, чтобы увидеть разницу между формой и движением губ при воспроизведении этих двух разных звуков (/w/ округляет губы, а /r/ слегка втягивает губы).

Прежде всего постарайтесь не напрягать себя и своего ребенка! Эти мероприятия и поддержка должны быть веселыми и увлекательными! Прогресс будет достигнут, когда ребенок расслабится. Есть правило: если вам скучно, то и ребенку будет скучно. Превратите все действия в игру и придайте ей свой собственный смысл! В целом, наслаждайтесь проведённым временем, создавая воспоминания с вашим ребёнком, и сделайте нацеливание на звук /r/ лишь частью опыта.

Речевые упражнения на произношение звука /r/

Звук /r/ играет важную роль в речи. Он считается высокочастотным звуком. Это означает, что в английском языке он встречается чаще, чем большинство других звуков. Единственные звуки, которые встречаются чаще, — это звуки /n/ и /t/. Умеет ли ваш ребенок произносить звук /с/? Большинство детей осваивают звук /р/ к пяти с половиной годам, но некоторые не произносят звук /р/ до семи лет.

Объяснить звук /r/ может быть сложно. Трудно видеть язык, когда вы это говорите. Также трудно объяснить ребенку, как его производить. Звук /r/ уникален, потому что он трансформируется в разные слова, в отличие от более четких звуков, таких как /b/ и /f/.

Вот несколько упражнений, которые могут помочь вашему ребенку, если у него проблемы со звуком /р/.

  1. Попросите их определить правильный звук /r/. Если ваш ребенок беспокоится о произношении звука /р/, он может потренироваться определять правильный звук /р/ в словах. Вы можете играть в эту игру, правильно и неправильно произнося слова /r/. Эта игра является отличной практикой, потому что это способ познакомить их со звуком /r/.
  2. Использовать звуки животных. Теперь вы можете практиковать звуки животных. Многие животные издают звук /r/, например, петухи, кошки и собаки. Вы можете поощрять их играть в эту забавную игру, моделируя шум, который вы хотите от них. Затем попросите их повторить. Например, поощряйте их мурлыкать, как кошка, или лаять, как собака.
  3. Переформулируйте слово с правильным /r/. Если ваш ребенок неправильно произносит звук /р/, не расстраивайтесь. Вместо этого повторите слово для них, правильно используя /r/. Таким образом, они могут слышать правильный звук без дополнительного давления, чтобы добиться идеального звука.
  4. Скажи им, чтобы улыбались! Наконец, попробуйте избавиться от звука /w/, сказав ребенку улыбаться, когда он пытается произнести звук /r/. Практически невозможно произнести звук /w/, когда они улыбаются, поэтому вы можете использовать эту технику, чтобы усилить звук /r/.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts