Воспитание детей по системе монтессори: Метод обучения и воспитания Монтессори

Содержание

основные принципы и суть методики раннего развития Монтессори

  • Text Link

История появления

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей XIX века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!  

Поэтому Мария начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержкой развития. Но, убедившись в успехе своей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. 

В чём суть педагогики Монтессори

Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему основу для интересных занятий и учит его пользоваться ей. 

Основные принципы методики

  • Монтессори — методика раннего развития, но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты. Младшие учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество, хотя иногда и случаются недопонимания.
  • Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната разделена на несколько частей — стандартными считают зоны естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Но ещё добавляют творческую, игровую и спортивную. Ребёнок может заниматься там, где ему нравится, даже целый день. Задача педагога — подстроиться под интересы малыша. Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Так дети будут учиться всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками.  
  • Взрослый в обучении играет второстепенную роль: он не наставник, а помощник. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
  • Обязательно есть правила, которые помогают упорядочить процессы в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.
  • Направление на развитие мелкой моторики, чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
  • Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен дойти до всего сам.
  • В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.

<<Форма демодоступа>>

Преимущества и недостатки системы

Плюсы:

  • Дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы. 
  • На занятиях не скучно, малыши любознательны и инициативны. 
  • Они могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями.
  • Дети знают, что такое «личные границы» и «кто Я есть».

Минусы:

  • После методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник.
  • Пособия довольно дорогостоящие, и они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям, и их должно быть достаточное количество.
  • Сложно воссоздать монтессори-среду в домашних условиях.

Кому подойдёт система Монтессори

Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку. А вот маме и папе, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка без привязки к стандартной системе, метод, скорее всего, не подойдёт.

Детям, у которых нет проблем с общением и социализацией, будет легче, чем замкнутым. Любителям спокойно поиграть или порисовать будет проще освоиться, чем тем, кому нужно много подвижных игр в течение дня.

<<Форма курс 1-4>>

В России относительно распространены частные монтессори-сады, центры раннего развития или группы, где дети занимаются по системе. Обычно помещение разделено на зоны, в каждой из которых ребёнок может находиться по своему усмотрению. Занятия проходят индивидуально с каждым малышом.

Монтессори-группа

Из садика дети могут перейти в монтессори-классы, где оценки ставятся по принципу «получилось — не получилось». Такие школы — большая редкость, иногда частные учреждения берут отдельные монтессори-принципы. Но и те и другие считаются экспериментальными площадками. В школе дети встречаются не только с «хочу», но и «надо сейчас», то есть с обязательными уроками.

Монтессори-педагогика — это лишь один из методов. Его можно сочетать с другими. Например, есть ТРИЗ, вальдорф, интерактивное обучение, перевёрнутый класс, система Эльконина-Давыдова.

Откройте удивительный мир хоумскулинга!

Почувствуйте свободу альтернативного образования. В «Домашней школе Фоксфорда» вас ждут живые занятия, общение с преподавателями, интерактивные домашние задания и гибкое расписание.

Принимаю условия соглашения и политики конфиденциальности

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected].

Бесплатный курс для родителей юных хоумскулеров

Узнайте, как наладить семейное обучение в 1–4-м классах. Рассказываем, как построить здоровый режим дня, научить учиться и социализировать ребёнка.

Записаться

Воспитание по системе Монтессори: стоит ли относиться к ребенку как к взрослому

Мария Монтессори стояла у истоков разработки методов обучения детей с умственной отсталостью в Италии — изначально ее система была разработана для детей с задержкой развития, но позже была адаптирована для полностью здоровых детей и обрела невероятную популярность во всем мире. Вместе с психологом Светланой Луккой разбираемся в основных принципах методики, ее плюсах и минусах.

Суть методики Монтессори заключается не в навязывании ребенку специальной программы обучения, а в создании специальной развивающей среды. Так, в рамках программы ребенок самостоятельно выбирает, во что он сейчас будет играть, сколько по времени будет это делать, в каком темпе — в учебном классе в разных местах находятся развивающие материалы: карточки с цветами и картинками, камушки, счетные материалы, предметы быта — выбор материалов достаточно широк и адресуется к разным зонам развития интеллекта. Как только ему надоело играть — он переходит в другую часть класса и выбирает что-то другое.

Такая система идеально поддерживает в ребенке естественную потребность в познании мира (ведь изначально дети очень любопытны и настроены на развитие интеллекта). Взрослый минимально вмешивается в процесс, оставляя за ребенком приоритетное право принимать решения в отношении игр, установки правил и определении того, с кем он будет играть. При необходимости взрослый может помочь, объяснить, «натолкнуть» на новую идею, но хозяином положения все же остается ребенок. 

Налицо индивидуальный подход: ребенок работает в своем темпе, его никто не гонит и не просит подождать. Для развития, конечно, эти условия идеальны: методика помогает сохранить мотивацию учиться и не создает стрессовых ситуаций. Также важно, что ребенок занимается именно тем, чем хочет. Таким образом он развивает именно те стороны интеллекта, где заложен максимальный потенциал — с точки зрения раннего раскрытия талантов и способностей, это опять же очень хорошо (читайте также: Как развить творческие способности у ребенка: 4 проверенные методики). 

Однако у этой системы есть и минусы, которые нельзя не учитывать, принимая решение относительно того, отдавать или не отдавать ребенка в детский сад или школу, работающую по принципам методики Монтессори. 

Сама структура воспитания и развития в этой системе принципиально отличается от принятой в традиционных школах: ребенок делает то, что он хочет, а взрослый не является лидером и авторитетом. Изначально в таком подходе нет ничего криминального, но, например, приходя после садика Монтессори в обычную школу, ребенок испытывает серьезные проблемы при адаптации к традиционной системе. Этот фактор является источником дополнительного стресса, который отражается и на успеваемости, и на учебной мотивации. 

Кроме того, в первую очередь методика Монтессори делает акцент на развитии интеллекта, поэтому там не предусмотрены подвижные и ролевые игры. Гиперактивным детям в такой системе приходится туго, потому что они не в состоянии усидеть на одном месте долгое время, а интеллектуальная нагрузка для этих детей должна перемежаться с периодами двигательной активности, когда ребенок может побегать и попрыгать, а не просто помахать руками и сделать несколько приседаний. 

В ролевых играх дети отрабатывают «взрослые» социальные системы. Куда без таких традиционных забав, как «В магазине», «У врача» и «Дочки-матери»? Это — необходимая часть развития любого ребенка дошкольного возраста. Да, у Монтессори дети имеют возможность взаимодействовать друг с другом, но в основном в рамках интеллектуальных упражнений, где старшие помогают младшим решить какие-то задачи. Ролевые игры в методике не предусмотрены.  

При этом важно понимать, что, несмотря на то, что система была разработана для детей с умственной отсталостью, она не является коррекционной. Поэтому если у ребенка изначально есть какой-то дефицит в развитии психических функций, то методика Монтессори никак не поможет этот дефицит купировать — иными словами, если у ребенка есть задержка речи, то он чудесным образом не заговорит в системе Монтессори, для этого нужны будут занятия с логопедом. К сожалению, часто подобные проблемы первый раз заявляют о себе, когда ребенок идет в школу. А чем раньше начать корректировать дефицит, тем лучше прогноз. И если ребенок до школы (или даже в начальной школе) находится в системе Монтессори, то есть вероятность, что имеющиеся у него проблемы просто не проявятся — он будет успешен в той деятельности, которая ему дается и нравится, но необходимые для получения образования другие части психики могут «отставать» от нормы.

Итак, система Монтессори — это хорошо или плохо? Здесь нет однозначного ответа. Плюсы и минусы этой методики описаны выше. Для гиперактивных детей с дефицитом внимания эта система не очень подходит, а вот для тихих, не испытывающих особого удовольствия от активных игр со сверстниками, — в самый раз. Кроме того, важно помнить, что всегда можно найти компромисс: полдня ребенок ходит в сад по методике Монтессори, а вторую половину дня играет в подвижные игры со сверстниками во дворе или другом детском учреждении. Или за один-два года до школы ребенок переходит в детский сад по традиционной системе, чтобы психологически быть готовым к тому, что его ждет в школе. 

Окончательное решение в любом случае зависит от особенностей ребенка, позиции родителя относительно его будущего (что мы хотим развивать в первую очередь) и конкретного заведения, куда вы собираетесь идти (важно понимать, четко ли там соблюдаются все принципы системы или же в саду/школе просто используются дидактические материалы из набора Монтессори). 

Психолог и консультант, специалист в сфере детско-родительских отношений, детский нейропсихолог, автор книги «Нити родительства».

Фото: Getty Images

Marie Claire Editorial

Что такое Монтессори-стиль воспитания?

Монтессори больше не только для классной комнаты. Вполне возможно привнести в свой дом стиль воспитания Монтессори.

В этой статье вы узнаете, что такое Монтессори-воспитание, и 10 способов включить Монтессори в свое воспитание.

От уважения к дисциплине узнайте, как вы можете распространить семена Монтессори в мире, воспитывая своего ребенка по методу Монтессори.

Что такое Монтессори-стиль воспитания?

Воспитание по методу Монтессори — это стиль воспитания, при котором родители заботятся о своем ребенке, обеспечивают ему комфорт и свободу, сохраняя при этом здоровые ограничения и последовательные, разумные границы.

Монтессори-родители верят в теорию привязанности и позволяют детям свободно развиваться на своих условиях.

Существует распространенное заблуждение, что родители Монтессори — вседозволенные родители. Однако воспитание Монтессори более тесно связано с авторитетным воспитанием.

Как стать Монтессори-родителем

Возможно, вы слышали спор о том, что Монтессори — это просто образовательная педагогика, а Монтессори — это образ жизни. Это правда, что ваш дом никогда не будет работать как класс Монтессори, и не должен.

Есть много способов привнести философию Монтессори в свой дом и применить ее к воспитанию детей. Вот 10 отличных способов начать работу с Монтессори-стилем воспитания.

1- Следуйте примеру своего ребенка

«Следуйте за ребенком» — основной принцип Монтессори. Если вы не знакомы с этой фразой, это, по сути, означает, что ваш ребенок должен показать вам, что ему нужно для его развития, а затем предоставить ему возможности для удовлетворения этих потребностей в развитии.

Следовать примеру ребенка может быть сложно. Однако в правильно подготовленной среде все намного проще.

Открытое и привлекательное игровое пространство; в чистоте и с доступными игрушками, «рабочими» материалами, книгами и возможностями для крупной моторики, которые помогут вам получить хорошее представление о том, чем интересуется ваш ребенок, чтобы вы могли следовать его примеру.

2- Наблюдение за чувствительными периодами

В развитии вашего ребенка бывают периоды, когда он заинтересован в приобретении определенного навыка. Это так называемые чувствительные периоды.

Доктор Монтессори считала, что мы должны приложить усилия, чтобы приспособиться к потребностям детей, характерным для этих периодов, и облегчить их. Вот лишь несколько чувствительных периодов, за которыми следует наблюдать:

  • отлучение от груди
  • движение
  • язык
  • приучение к горшку

Для получения полного отчета о чувствительных периодах и их возрастных периодах нажмите здесь.

3- Наблюдение

Для того, чтобы эффективно следовать указаниям вашего ребенка и следить за чувствительными периодами в его развитии, наблюдение является ключевым.

В Монтессори наблюдение — это больше, чем просто наблюдение. Чтобы правильно наблюдать за своим ребенком, вам необходимо объективно наблюдать за его поведением.

Пример:

Если вы видите, что ваш ребенок кладет свою кукольную семью в корзину и таскает ее по дому, вы можете подумать, что ваш ребенок просто любит свою кукольную семью. И это может оказаться простой истиной.

Если вы действительно наблюдательны, вы можете заметить, что позже в тот же день ваш ребенок кладет некоторые из своих мягких игрушек в тележку и возит их по дому.

Ваш ребенок может глубоко погрузиться в транспортную схему. Объективно взглянув на их поведение, вы теперь лучше понимаете их поведение и можете следить за некоторыми из их потребностей, которые в противном случае вы бы упустили из виду.

Считают ли они перевозимые предметы? Тогда у них также может быть чувствительный период для изучения математики.

Это всего лишь пример, но он должен дать вам представление о том, какую информацию можно получить из реальных наблюдений.

4- Монтессори-воспитание: Дисциплина

Слово «дисциплина» может вызвать неприятные чувства у тех, кто мягко воспитывает детей. Слово может породить мысль о различных формах наказания, так как это обычное употребление слова.

Впрочем, это неплохое слово. И это не обязательно означает наказания.

В Монтессори мы используем определение дисциплины, которое относится к упражнениям, конечной целью которых является самоконтроль.

При осуществлении воспитания Монтессори вы должны использовать сочетание естественных и логических последствий. Если вы перейдете по ссылке в предыдущем предложении, вы получите отличное объяснение.

Вкратце, вот пример как естественных, так и логических последствий:

Естественный

  • Ваш ребенок бросает свою тарелку с едой на пол. У них нет еды на столе, и они расстроены тем, что голодны. Они узнали, что если они бросят свою еду, то не смогут ее есть.

Логический

  • Ваш ребенок бросает тарелку с едой на пол. Вы предлагаете им собрать припасы и убрать беспорядок вместе с вами. Они узнали, что брошенную на пол еду нужно убирать.

Оба этих примера являются совершенно мягкими и Монтессори-ориентированными способами поддержания дисциплины в этой ситуации.

Помните, что конечной целью дисциплины при внедрении стиля воспитания Монтессори является развитие самодисциплины. Естественные и логические последствия работают на достижение этой цели; наказания нет.

5- Сделайте шаг назад

Безопасность наших детей всегда является главной заботой, но слишком частое пребывание слишком близко может лишить их действительно важного опыта обучения.

Разрешение вашему ребенку идти на риск, соответствующий его возрасту, помогает ему развить лучшие навыки решения проблем и, как было доказано, положительно влияет на психическое здоровье во взрослой жизни.

Помните пункт 4? Вашему ребенку нужно пространство, чтобы экспериментировать, рисковать и учиться на своих ошибках.

6- Используйте эффективную похвалу

Вероятно, вы слышали, что использование фразы «хорошая работа» может быть не лучшей идеей. Хотя почему это?

Идея отказа от «хорошей работы» и подобных форм похвалы заключается в том, что они фокусируются на продукте, а не на процессе. Восхваление конечного результата труда ребенка лишает его шансов на развитие внутренней мотивации.

Пример:

Ваш ребенок строит блочную башню. Вы говорите: « Удивительная башня! Ты так хорошо строишь!

В этом примере вы хвалили готовую башню и заканчивали ее, возлагая большие надежды на их будущую работу.

Альтернативный пример:

Ваш ребенок строит блочную башню. Вы говорите: « Я видел, как ты усердно работал над этим! Вы должны гордиться собой! ».

В этом примере вы похвалили их усилия и хорошее настроение, которое они получили от тяжелой работы.

Разница между этими двумя примерами должна дать вам некоторое представление, если вы хотите реализовать метод Монтессори в воспитании своего ребенка. Чтобы прочитать полную и подробную статью об эффективной похвале, нажмите здесь.

7- Обучение эмоциональному интеллекту

Монтессори очень интересна многим родителям благодаря своим академическим подходам. Однако эмоциональный интеллект одинаково важен и одинаково ценится в Монтессори.

Это один из самых важных и простых способов, с помощью которых родители и опекуны могут принести Монтессори в свой дом.

Вот несколько способов обучения эмоциональному интеллекту:

  • рассказывать о чувствах
  • признавать и обсуждать чувства
  • развивать эмпатию
  • совместно регулировать и давать стратегии саморегуляции для получения полной информации обучение эмоциональному интеллекту.

    8- Дайте свободу, сохраняя при этом ограничения

    Установка постоянных ограничений для вашего ребенка помогает ему чувствовать себя в безопасности, так как это показывает ему, что вы готовы взять ситуацию под контроль, когда это необходимо. Детям полезно испытывать последовательные и логические ограничения.

    В Монтессори мы предоставляем как можно больше свободы, обеспечивая при этом безопасность и эмоциональное благополучие детей.

    9- Уважайте своего ребенка

    Это сложная концепция для многих родителей и опекунов. Многие из нас выросли, когда говорили: « Детей надо видеть, а не слышать.

    Однако выяснилось, что этот старый тип мышления вреден. Как говорится, знай лучше, делай лучше.

    Уважение к детям — принцип Монтессори. Но как выглядит уважение к ребенку?

    Вот несколько способов проявить уважение к ребенку:

    • внимательно слушать, что и как он говорит – ценить его слова
    • вовлекать его в повседневную деятельность и семейные разговоры
    • использовать мебель детского размера
    • не говорите о них, как будто они вас не понимают/как будто их нет в комнате
    • спрашивайте их согласия
    • говорите и нежно прикасайтесь к ним
    • допускайте естественные последствия, когда это возможно – дайте им необходимое пространство учиться
    • выражайте признательность за хорошие вещи, которые они делают
    • не торопите их – ходите в их темпе, когда это возможно
    • принимайте их такими, какие они есть

    10- Моделируйте правильное поведение

    , а не как я » — это то, что просто не следует применять к воспитанию детей. Это потому, что дети запрограммированы подражать нам.

    Подражая взрослым, дети учатся практическим навыкам, социальным навыкам и методам эмоционального преодоления.

    Вы хотите, чтобы ваш ребенок делал несколько глубоких вдохов, когда чувствует разочарование или подавленность? Сделайте глубокий вдох, когда вы почувствуете эти вещи.

    Расскажите своему ребенку, как вы себя чувствуете и какие здоровые механизмы выживания вы используете, чтобы справиться с этими чувствами.

    Примените эту идею к вашему взаимодействию с вашим ребенком и другими людьми, вашему взаимодействию с окружающей средой и т. д., и вы хорошо послужите своему ребенку.


    Как видите, Монтессори подходит не только для классной комнаты. Если вы примените эти 10 пунктов к воспитанию детей, вы будете на пути к воспитанию в стиле Монтессори.

    Заметили ли вы изменения в своей семье после внедрения Монтессори-стиля воспитания?

    Удачи и не забудьте подписаться!

    Делиться заботой!

    51 акции

    • 44

    Как стиль воспитания Монтессори может помочь вам воспитать ребенка вашей мечты

    Как вы можете внедрить воспитание детей Монтессори в свой дом

    Мальчик, два года. Он самостоятельно идет в свою комнату и подходит к комоду размером с малыша. Он достает для себя футболку, шорты и носки. Он кладет одежду на кровать и начинает одеваться. Самостоятельный мальчик с практическими жизненными навыками собирается покинуть дом.

    Могло ли это случиться? Это возможно и происходит со многими, кто практикует Монтессори-воспитание.

    ———————————————————

    СВЯЗАННЫЙ СООБЩЕНИЕ: Монтессори против традиционного дошкольного образования: что лучше?

    ———————————————————

    Малыш одевается сам, когда дома занимаются Монтессори.

    Знакомство с Монтессори

    Философия Монтессори была разработана доктором Марией Монтессори в начале 19 века.00с. Методы Монтессори подчеркивают независимость, общение, позитивную дисциплину, уважение к детям и позволяют детям работать в своем собственном темпе.

    Поскольку основное внимание уделяется развитию детей в целом, вполне логично, что семьи взяли философию Монтессори из классной комнаты и приняли ее дома, став родителями Монтессори. И для многих это выходит за рамки воспитания – Монтессори становится стилем жизни.

    Что такое Монтессори-воспитание?

    «Никогда не помогайте ребенку с задачей, в которой, как он чувствует, он может преуспеть» — доктор Монтессори.

    Эта цитата затрагивает суть идеалов Монтессори.

    Дети с трудом учатся выполнять новые задачи — взрослые тоже. Но часто взрослые спешат, а маленькие дети медлительны, поэтому родитель вмешивается и говорит: «Позвольте мне помочь» или «Я просто сделаю это».

     

     

    Монтессори-воспитание позволяет детям практиковать эти навыки и развивать их в своем собственном темпе, в свое время, без помех. Родители не препятствуют естественному желанию детей учиться. Вместо этого детям предлагается выполнять задания самостоятельно, даже если это занимает немного больше времени.

    Это не значит, что родители не учат своих детей. Точно так же, как в классе Монтессори, где учителей называют проводниками, родитель Монтессори становится проводником, развивая естественные способности своего ребенка, подавая пример и прививая чувство собственного достоинства.

    ———————————————————

    СВЯЗАННЫЙ СООБЩЕНИЕ: ПЛЮСЫ И ПРОТИВ МОНТЕССОРИ

    —————————————————— —

    Что такое Монтессори дома?

    Знаете ли вы, что ваш ребенок в возрасте 1–2 лет может сам обуваться, если ему предоставлено необходимое время и место?

    Но как часто мы это делаем? Как родители, наши инстинкты подсказывают нам, что нужно надевать их обувь самостоятельно – не помогать им, не направлять их, а на самом деле надевать их своими руками. Мы спешим, и таким образом мы не теряем время зря. Тем не менее, мы лишаем их возможности учиться самостоятельно, в своем собственном темпе и чувствовать себя более независимыми.

    Монтессори дома — это уважение к потенциальным детям, чтобы они могли развивать свои собственные инстинкты и склонности и воздействовать на них, находясь дома. Это в конечном итоге помогает им стать уверенными в себе, а также помогает им понять, как работает причина и следствие.

     

    Монтессори-воспитание основано на уважении к ребенку и предоставлении ему времени и пространства, необходимых для самостоятельной работы.

    Ваш путеводитель по стилю воспитания Монтессори

    Принятие стиля воспитания Монтессори потребует от вас должной осмотрительности, а также изрядного терпения, и все это непредвзято.

    Мы заранее информируем вас, что такой стиль воспитания может и будет побуждать вас отбросить собственные мысли и идеи и принять более свободный стиль, чем тот, который вам может быть удобен прямо сейчас!

    Тем не менее, давайте кратко рассмотрим некоторые основы этого стиля воспитания и образования

    ————————— —————

    ПО СВЯЗИ: КАК ВЫРАСТИТЬ УСТОЙЧИВЫХ ДЕТЕЙ

    ——————- ———————-

    Шаг 1. Уважайте своего ребенка

    Это одно из первых правил Монтессори для родителей. Быть мамой или папой Монтессори означает, что вы проявите огромное уважение к своему малышу. Простая идея здесь заключается в том, что ребенка нужно уважать и он должен чувствовать себя уважаемым.

    • Дети — автономные люди со своими мыслями
    • Дети — существа по своей природе способные
    • Детей нельзя игнорировать только потому, что они дети
    • Дети владеют своим телом

    Как вы можете это сделать?

    Вы можете начать с выслушивания взглядов и мнений вашего малыша и уважать их в максимально возможной степени. Это не значит говорить «да» всему или уступать их требованиям. Это означает признавать их, когда они разговаривают с вами, и признавать их желания и потребности, даже если они не могут или не должны быть учтены.

    Еще один способ проявить уважение к своим малышам — это НЕ разговаривать с ними свысока и не нянчиться с ними, используя для них более простые, милые или даже небрежно произносимые слова. Вы должны отдать им должное за знание своего словарного запаса и должны использовать сложные слова и предложения. Это поможет улучшить их языковые навыки и позволит им общаться более эффективно.

    Уважение к ребенку также означает извинение перед ним, когда вы были неправы или когда вы не смогли сдержать свое слово. Это не только демонстрирует уважение, но и моделирует поведение, которое вы хотите видеть.

    Еще один способ продемонстрировать уважение — не принуждать к физической привязанности. Предоставьте детям возможность выбирать, хотят ли они обнять или поцеловать вас или кого-либо еще, и перестаньте щекотать, обнимать и прикасаться, когда они вам говорят.

     

    Монтессори-воспитание дает детям возможность исследовать окружающий мир.

    Шаг 2. Предоставьте достаточно места и ослабьте границы

    При воспитании по методу Монтессори очень важно, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно исследовать окружающий мир. Для этого дайте им достаточно места, чтобы их действия и движения были как можно более неограниченными в вашем доме. Разместите игрушки, книги и сопутствующие материалы на низких полках, чтобы дети могли достать их самостоятельно.

    Вместо того, чтобы постоянно участвовать в их играх, дайте им свободу играть в игры или с игрушками, которые они предпочитают. Можно сказать, что вы не можете играть в данный момент. Когда вы играете с ними, позвольте им вести и избегайте руководства.

    Играя в одиночку, вам, конечно же, нужно следить за ними, так как большинство детей не всегда соблюдают границы, и если пренебречь ими, они могут пойти в неправильном направлении либо физически, либо эмоционально, а в некоторых случаях оба!

    Также важно дать им четкое представление об их границах, какими бы расплывчатыми и расширенными они ни были. Это гарантирует, что ребенок сам поймет важность самоконтроля.

    ———————————————————

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОДЕРЖИМОЕ: КАК ДЛЯ ПООЩРЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРЫ

    ———————————————————

    Шаг 3. Приспособьте свой дом к вашим Монтессори-детям

    При воспитании Монтессори-ребенка важно, чтобы вы давали ему достаточную автономию. Это означает, что если они хотят подражать вам, а они это сделают, вы должны позволить им это делать.

    Например, если ваш малыш хочет наполнить свой стакан воды и выпить его, позвольте ему. Это также означает предоставление им доступа к чашкам и воде, чтобы они могли делать это без вашей помощи.

    Это не только поможет в развитии когнитивных навыков, но и вселит в них чувство уверенности, которое может прийти только в том случае, если вы действительно позволите им делать эти мелкие дела самостоятельно.

    Имейте в виду, их попытки могут быть грязными, и это совершенно нормально. Проявив немного терпения, вы сможете помогать им становиться лучше с каждым днем, а также это возможность научить их убирать беспорядок, который они делают.

    Помните, что если ваша домашняя обстановка способствует их участию в повседневных делах, они будут более открыты для адаптации к новым привычкам и обретут большую свободу с течением времени.

     

    Создайте домашнюю обстановку, используя материалы и игрушки Монтессори.

    Шаг 4. Расскажите им о причине и следствии

    Поскольку вы даете им свободу делать собственный выбор и выполнять свою работу по дому, они обязательно совершат некоторые ошибки на этом пути.

    Как бы вам ни хотелось этого не допустить, позвольте этим ошибкам совершаться. Когда они случаются, уберите вместе и спросите ребенка, как, по его мнению, можно избежать этой ошибки в следующий раз. Это позволит им понять причину и следствие между различными действиями и подготовит их к тому, чтобы больше не повторять ту же ошибку.

    Кроме того, это будет способствовать лучшему принятию решений, а также сдержанности с самого раннего возраста!

    Шаг 5. Наблюдайте и адаптируйтесь

    Несмотря на количество советов и приемов, которые мы предлагаем, метод Монтессори в воспитании ребенка заключается в том, чтобы позволить ребенку быть самим собой. Чем больше вы за ними наблюдаете, тем лучше у вас будет представление об их симпатиях, антипатиях и наклонностях.

    Например, ваш малыш любит играть на пианино, но не проявляет никакого интереса к купленному вами набору Lego. Основываясь на этом, вы можете поощрять его пробовать играть на музыкальных инструментах и ​​смотреть, найдет ли он что-то, чем он действительно сможет заниматься.

    Точно так же вы можете адаптировать свою домашнюю обстановку и стиль воспитания в соответствии с потребностями и предпочтениями любимого человека.

    Это не означает, что вы не должны поощрять пробовать что-то новое, и, безусловно, предпочтения со временем могут меняться. Но следуйте примеру своего ребенка и не навязывайте ему свои предпочтения.

     

    Участие в программе членов расширенной семьи помогает обеспечить стабильную среду для вашего ребенка и помогает убедиться, что подарки соответствуют вашей философии.

    Шаг 6. Вовлеките других членов вашей семьи

    Чтобы убедиться, что метод Монтессори максимально эффективен, вы можете попробовать привлечь бабушек и дедушек, дядюшек и тетушек ребенка к своим занятиям.

    Попробуйте объяснить свой подход, чтобы при общении с ребенком они делали это аналогичным образом.

    Это создаст гораздо более благоприятную среду для ребенка, когда его навещают родственники или ваш ребенок находится у них дома.

     

    Шаг 7. Запишите ребенка в школу Монтессори

    Если есть возможность, запишите ребенка в школу Монтессори. Это обеспечит одинаковый подход к учебе, образованию и жизни в целом как дома, так и в школе.

    Конечно, когда вы это сделаете, обязательно сообщите учителю о прогрессе, достигнутом вами с помощью этого подхода, и поделитесь своими наблюдениями на сегодняшний день. Это позволит учителю лучше адаптировать свои методики обучения к интересам вашего малыша.

    Начните поиск в Paper Pinecone, самом надежном каталоге дошкольных учреждений №1, чтобы найти ближайший к вам детский сад Монтессори.

    ———————————————————

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОДЕРЖИМОЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ КЛАССОВ

    —————————————————— —

    Заключительные мысли

    Когда родители практикуют Монтессори дома, они дают своим детям возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Воспитание по методу Монтессори может помочь детям исследовать и учиться по мере их взросления, развивать независимость и минимизировать поведенческие проблемы.

     

    Часто задаваемые вопросы о стиле воспитания Монтессори

    1. Каковы основы стиля Монтессори?

    Монтессори — это стиль обучения, ориентированный на физическое, эмоциональное, умственное, духовное и социальное развитие ребенка. Особое внимание уделяется созданию среды, ориентированной на ребенка, в которой ребенку предоставляется свобода выбора работы в зависимости от его потребностей и интересов, связанных с развитием.

     

    2. Монтессори-стиль воспитания?

    Воспитание по методу Монтессори можно определить как непринужденный подход к воспитанию, при котором малышам предоставляется достаточно свободы для игры, работы, учебы и обучения. Их не наказывают за нарушение правил и уважают за то, что они сами по себе.

     

    3. В каком возрасте лучше всего начинать занятия Монтессори?

    Поскольку Монтессори-программы рассчитаны на три года, вам следует начать с начала цикла, который обычно приходится на возраст 2,5–3 года.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts