Воспитание вежливости у детей дошкольного возраста: Воспитание у детей вежливости в игровой деятельности

Содержание

Воспитание вежливости у дошкольников

Дошкольник.ru

Педагогам

Праздники

Рукоделие

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф — журнал воспитателя.

Сервисы

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

В ТЕЛЕГРАМ
Воспитание вежливости у дошкольников
Нравственное воспитание
Автор: Васягина Светлана Васильевна   
28.
11.2020 23:24

Воспитание вежливости у дошкольников

Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
М.Сервантес

Воспитание и образование очень важны для каждого ребенка, но вежливость – это прежде всего проявление человеческих отношений ко всем людям, проявление искренней доброжелательности, по отношению ко всем окружающим, независимо от того, где ты находишься, дома, в детском саду, в общественном месте.

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

 

Вежливость человек приобретает в результате правильного воспитания и чтобы это качество стало нормой поведения для наших детей, учиться ее основам нужно с дошкольного возраста. Находясь в обществе, контактируя друг с другом, общаясь между собой дети осваивают нормы поведения и этикет.

Не имея навыков вежливого общения трудно произвести хорошее впечатление на окружающих, поэтому необходимо воспитывать в ребенке вежливость и приучать детей выполнять элементарные правила вежливости.

Наблюдая за детьми, можно заметить такую проблему, что в общении друг с другом они почти не употребляют вежливых слов и выражений, редко благодарят, во время игры не делятся игрушками, могут не поздороваться. Воспитателю приходится часто напоминать о правилах вежливого общения со сверстниками и взрослыми.

В связи с этим систематически стала проводиться работа по воспитанию вежливости у дошкольников и определены пути решения этой проблемы. Это – изучение методической литературы по теме, создание атмосферы общей культуры в группе, дополнение материально – технической базы развивающей среды

(беседы, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, подборка художественной литературы, занятия, работа с родителями).

Необходимым условием для воспитания вежливости является создание доброжелательной атмосферы в группе. Воспитание культуры поведения со сверстниками на занятиях, в играх, режимных моментах, беседах, происходит естественно и целенаправленно. Одним из средств воспитания вежливости является общение детей друг с другом. Воспитатель должен поощрять тех детей, которые овладели формами вежливости.

Работа по эффективности воспитания вежливости у дошкольников включает в себя:

  • систематизацию и расширение знаний о вежливости на занятиях и в бытовых ситуациях, соответствующих возрастуметодов и приемов нравственного воспитания
  • постоянное проявление вежливости в процессе общения воспитателя с детьми и взрослыми;
  • обогащение и активизация словаря вежливых слов в разных видах деятельности.

В своей работе использовала такие методы и приемы воспитания вежливости как:

разъяснения, напоминание, показ, контроль за выполнением правил, оценка действий и поступков, упражнения, поручения, беседы, решение проблемных ситуаций, игры,

чтение художественной литературы.

Систематически учу воспитанников применять правила вежливости:

  • Здороваться, прощаться, приветствовать родных, знакомых, друзей словами: здравствуйте, доброе утро, привет, добрый день и т. д.
  • Называть взрослых по имени отчеству, обращаться на «вы», называть детей по именам.
  • При обращении с просьбой употреблять в речи слова: пожалуйста, будьте добры, помогите пожалуйста.
  • Благодарить взрослого и товарища за оказанную помощь: спасибо, благодарю.
  • Извиняться за причиненную неприятность словами: простите пожалуйста, извините пожалуйста, простите меня.
  • Не перебивать, когда разговаривают взрослые, обращаться со словами: скажите пожалуйста, помогите пожалуйста.
  • На улице вести себя вежливо: ходить спокойно, говорить негромко.
  • Вежливые слова за столом: приятного аппетита, спасибо, пожалуйста.

С целью формирования вежливости провожу беседы с детьми:

Беседа: «Правила вежливого поведения»

Цель: выяснить у детей какие правила поведения они называют хорошими

(здороваться, благодарить за помощь и т. д.)

Беседа: «Кто такой вежливый человек?»

Цель: какие представления дети имеют о вежливом человеке, понимание значений слов

«вежливый», «воспитанный», «грубый».

Хорошим средством воспитания является чтение и обсуждение художественной литературы, например: В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», В.Осеева «Волшебное слово», А.Усачев «Уроки вежливости», Н.Носов «Огурцы», И.Пивоваров «Вежливый ослик», Н.Чуб «Азбука вежливости», К.Реннер «Сказка про вежливые слова».

В своей работе использую дидактические игры по речевому этикету, такие как:

Дидактическая игра «Ласковое имя»

Цель: учить ласково произносить имена детей.

Дидактическая игра «В мире вежливых слов»

Цель: дать представление о том, зачем нужны вежливые слова, познакомить с правилами поведения во время беседы.

Дидактическая игра «Прощание с гостем»

Цель: познакомить детей с правилами речевого этикета в минуты прощания с гостем, а также вежливыми выражениями.

Упражнение «Передай улыбку»

Цель: передавать улыбку по очереди друг другу, пока все не получат улыбку.

В своей практике провожу с детьмиразбор проблемных ситуаций, например:

— что ты сделаешь, если мальчики не могут поделить игрушку?

— к нам в группу зашел другой воспитатель, что надо сделать?

— если ты хочешь что-то спросить у воспитателя, как ты обратишься?

Употребление вежливых слов хорошо проявляется в сюжетно-ролевых играх:

«Семья», «Магазин», «Гости», «Парикмахерская» и т. д.

В сюжетно-ролевых играх, я, как воспитатель, постоянно обращаю внимание на то, как общаются дети в игре, акцентирую внимание на правила вежливого поведения.

Воспитание вежливости у детей невозможно без участия родителей. Находясь в общественных местах, общаясь с родными или друзьями, дети неосознанно наблюдают за поведением своих родителей, принимая его за норму. Дети копируют манеры поведения, речевые выражения своих родителей. Если же, родители, с улыбкой здороваются, уступают место пожилым людям в транспорте, предлагают свою помощь нуждающимся, то и ребенок будет пользоваться таким примером поведения.

Родителям предлагаем консультации

«Воспитание вежливости у детей», «Как приучить ребенка вежливости?», «Вежливость в детском возрасте и ее формирование», папки-передвижки, памятки, совместный просмотр мультфильмов по этой теме и т.д.

В результате проведенной работы дети изменили свое отношение друг к другу, стали выполнять правила вежливого поведения в общении со сверстниками и взрослыми, вместе с детьми составили «Книгу вежливых слов» на основе детских рисунков, составлен словарь вежливых слов, в группе выросло «Дерево добра», пополнена картотека игр на развитие коммуникативных способностей.

Вежливость помогает дошкольнику развивать общение со сверстниками и взрослыми, способствует развитию коммуникативных способностей ребенка. Воспитывая вежливость у детей дошкольного возраста, мы формируем культуру поведения детей, а следовательно закладываем основу для формирования общей культуры человека.

Если будем вежливы каждый день и час – станет мир счастливее в миллионы раз!

Список литературы.

  1. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости. -М., 1996
  2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка. — Екатеринбург, 1997
  3. Юдина Н. Уроки вежливости. Дошкольное воспитание. — 1988 №4
  4. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста, М.Посвещение
< Предыдущая   Следующая >

 

Журнал

«Дошкольник.

РФ»

Воспитание вежливости у дошкольников

ВОСПИТАНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Ничто не обходится так дешево

И не ценится так дорого, как вежливость.

(М. Сервантес)

Вежливость – нравственное качество, характеризующее поведение человека, внешне проявляющего уважение к окружающим его людям. Вежливость — способ применения этикета. Вежливость является неотъемлемой категорией человеческой культуры. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому необходимо воспитывать в ребенке вежливость с самых ранних лет.

Какие привычки и нормы поведения необходимо прививать детям, чтобы воспитать их вежливыми?

С самых ранних лет необходимо приучать детей выполнять элементарные правила вежливости:

Здороваться, прощаться, приветствовать родных, знакомых и друзей дома, на улице, в детском саду и других общественных местах.

   Слова- приветствия:

Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.

Слова-прощания:

До свидания, до завтра, до встречи, пока, счастливого пути, спокойной ночи, приятных снов.

Извиняться за причиненную неприятность:

Слова – извинения:

Простите пожалуйста; извините пожалуйста; мне жаль, что так получилось; я виноват, простите; я сожалею о своем поступке и др.

При обращении с просьбой говорить:

Пожалуйста; будьте добры; разрешите попросить; не могли бы Вы помочь и др.

Благодарить взрослых и товарищей за оказанную помощь, услугу.

Слова – благодарности:

Спасибо, большое спасибо, благодарю .

Обращаться к взрослым на «ВЫ», называть взрослых по имени отчеству, друзей называть по именам.

Уважать труд взрослых: не портить чужие вещи, вытирать ноги о коврик, входя в помещение; заботиться о младших братьях и сестрах.

Делать все старательно, всегда убирать за собой игрушки.

Не вмешиваться в разговор взрослых. При необходимости говорить: «Разрешите спросить», «скажите, пожалуйста».

Не перебивать собеседника, выслушивать до конца.

Не шуметь, если кто-то болен или отдыхает.

Не бегать, не кричать в общественных местах.

Разговор вести спокойно, глядя на собеседника.

Прежде чем войти в чужую комнату, необходимо постучаться.

Благодарить за еду, не выбирать себе лучшее, а брать то, что лежит ближе. При выходе ставить стул на место.

Старший дошкольник должен оказывать внимание взрослым: уступить место, пропустить вперед, поднять упавшую вещь, оказать посильную помощь.

Как радостно и приятно видеть вежливых и воспитанных детей! Однако это требует очень много внимания и большой работы с ребенком. Одним из методов воспитания у дошкольников вежливости является решение проблемных ситуаций:

1. Встречаются воспитательница и воспитанник.

Кто должен поздороваться первым? /воспитанник/

Какие слова можно использовать в качестве приветствия утром, днем, вечером?

2. Встречаются мальчик и девочка.

Кто должен поздороваться первым? /мальчик/

Как могут поздороваться ровесники? /привет/

3. Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны на­зывать? На «вы» или «ты»?

4. Во время игры вы нечаянно толкнули друга и он упал. Как вы поступите?

5.Вы собрались нарисовать рисунок, у вас нет нужного карандаша, а у друга есть. Как вы

поступите?

6. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?». Он допустил

ошибки. Какие?

Дорогие родители, помните:

  • Прежде всего, самим взрослым надо быть вежливыми друг с другом.
  • Хороший пример проявления вежливости – один из самых верных способов воспитания вежливости.
  • Установите за ребенком контроль, но не одергивайте его без надобности, особенно при посторонних.
  • Отсутствие требовательности к детям, и контроля за их поведением приводит к распущенности.
  • Используйте все удобные случаи поупражнять ребенка в правильном поведении: гости, детский сад, праздники.
  • Требуя от ребенка определенных действий нельзя сводить воспитание к простой дрессировке, необходимо объяснять, почему следует поступать так, а не иначе.
  • Не забывайте, что у ребенка еще слабая воля и ему надо помогать выполнять ваши требования. Прежде всего, оценкой его поступков. Похвала и осуждение – сильные воспитательные средства.
  • Хорошим средством воспитания является детская литература. Книга помогает ребенку разобраться, что хорошо, а что плохо.
  • Не допускайте уговоров и упрашивания. Ребенок должен понимать слово «нельзя» и подчиняться ему.
  • Следите за своими поступками и словами. Не срывайте зла на детях.
  • Интересуйтесь поведением своих детей в детском саду.
  • Делайте замечания ребенку, нарушающему правила.

Прочитайте эти книги детям:

  • В.  Осеева «Волшебное слово», «Синие листья»
  • Н.Носов «Огурцы»
  • В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
  • Н. Артюхова «Трудный вечер», «Бабушка и внук», «Мяч и песочные пироги»
  • А. Усачев «Уроки вежливости»
  • И. Пивоварова «Вежливый ослик»
  • Н. Чуб «Азбука вежливости»
  • Л.В. Гангнус «Азбука вежливости»
  • Б.Заходер «Очень вежливый индюк»
  • Рассказ о волшебном слове «спасибо»
  • К. Реннер «Сказка про вежливые слова»
  • А.Кузнецова «Поссорились»
  • Н.Юсупов «Кто кого любит»
  • Сказка «О Мите и слове «извините»

Обучение детей манерамThe Center for Parenting Education

Помощь маленьким детям в обучении надлежащему, вежливому и внимательному поведению позволяет им формировать хорошие манеры и становиться более внимательными к социальному поведению по мере взросления. Легче воспитать первоклассное поведение ребенка, если вы работаете всей семьей, устанавливая правила хороших манер в самых разных ситуациях.

Обучение маленьких детей хорошим манерам приносит много пользы. Каждый родитель любит слышать от других родителей, учителей или своих родителей, насколько вежливы и обходительны их дети.

Родители, чьи дети умеют вежливо отвечать на звонки, не беспокоятся, когда их ребенок берет трубку.

Родители воспитанных детей не боятся отправлять своих детей на свидания к друзьям.

 

Демонстрируйте хорошее поведение

Дома вы должны в первую очередь и, что наиболее важно, демонстрировать своим детям хорошее поведение. Это может показаться здравым смыслом, но вы никогда не должны упускать из виду, насколько дети подражают поведению своих родителей. Начните с самого необходимого.

Пожалуйста и спасибо

  • Говорите «пожалуйста» и «спасибо» в течение дня. Скажи это детям. Скажите это своему супругу или продавцу в магазине. Убедитесь, что дети слышат, как вы используете эти слова несколько раз в течение дня.

  • Поощряйте их также использовать слова. Напомните им, когда это необходимо. Если ваш ребенок говорит: «Возьми меня…» или «Я возьму…» и ожидает, что ты вскочишь и что-нибудь возьмешь, напомните ребенку, чтобы он правильно спросил, используя вместо этого такие слова, как «Можно мне…».

Всем приятно, когда их благодарят, даже за такие мелочи, как передача горчицы.
 

Будьте терпеливы

Это может занять некоторое время; эти изменения не происходят в одночасье, особенно если они плохо знакомы с семейной рутиной. Но мягкое (и неоднократное) исправление и просьба к детям переформулировать свои просьбы принесут достойные результаты.

Вам могут потребоваться месяцы постоянных усилий, чтобы что-то изменить, но как только вы услышите, как члены вашей семьи по привычке доброжелательно разговаривают друг с другом, это действительно может изменить семейную динамику к лучшему. Это приятно и для супругов. Мужья и жены чувствуют себя хорошо, когда их благодарят за то, что они делают для поддержки семьи, например, за приготовление вкусной еды или стрижку газона.
 

Научите благодарности

Обучение манерам — это больше, чем просто слова. Благодарность и вежливость ценятся в нашей культуре.

Когда дети выражают признательность за то, что для них сделано или подарено, они:

  • чувствовать себя лучше

  • начинают видеть себя получателями, а не «получателями»

  • развивают чувство эмпатии, поскольку они понимают, что другие люди стараются изо всех сил ради них.

Без такого выражения благодарности дети становятся эгоцентричными и принимают как должное все, что у них есть. Люди, которые используют «пожалуйста» и «спасибо», регулярно кажутся любезными и вдумчивыми, и оба качества замечательны.
 

Начните рано

Дети в возрасте 18 месяцев могут научиться основам манер , если их научат говорить «пожалуйста» и «спасибо», когда это уместно, даже если они не понимают причин быть вежливыми.

Когда родители или важные взрослые в жизни ребенка демонстрируют соответствующие манеры за столом, например, не кладут локти на стол и говорят: «Пожалуйста, передайте соль», дети в конечном итоге усваивают учение и тоже используют эти манеры.

Родители могут играть со своими детьми в ролевые игры о хороших манерах, используя куклы или марионетки. Иногда может быть забавно позволить им быть родителями, а вам вести себя как непослушный ребенок.
 

Продолжайте, пока ваши дети растут

Для детей старшего возраста приемлемые манеры состоят в том, чтобы знать, что сказать, когда кто-то дарит им подарок, даже до того, как они его откроют, что сказать, когда их знакомят с новым человеком, что сказать когда они отвечают на телефонные звонки, что они могут сделать или сказать, если им не нравится то, что им подают на обед.

Через некоторое время напоминания станут не нужны. По мере того, как ребенок взрослеет, он или она запоминают соответствующие манеры и меньше нуждаются в руководстве.

По пути не забывайте хвалить их, когда они ведут себя должным образом: ловите их на «хорошем» поведении, потому что они будут повторять поведение, которое вы заметили.

 

Нона Мельник, директор
Детский дом Монтессори
220 Upland Avenue in Horsham
www. mch3learn.org

____________________________________________________________

toddlers

 
____________________________________________________________
 

Baby through Preschool series

Какие манеры соответствуют возрасту дошкольников в раннем детстве?

См. также: 3 ключевых стратегии обучения манерам малышей и детей дошкольного возраста

В раннем детстве мы часто не знаем о социальных нормах, которые мы, взрослые, любим называть «манерами» или «вежливостью». Тем не менее, этим типам поведения для проявления уважения нужно учить и учиться. Они отличаются от эмпатии, которая также может потребовать некоторой тренировки и упражнений на осознанность. Демонстрация внешнего уважения и благодарности часто обусловлена ​​культурой.

Итак, если ваш ребенок забывает сказать «спасибо» после получения подарка, никогда не здоровается и не прощается с бабушкой, прерывает ваши звонки или выбалтывает что-то грубое в адрес работника магазина, стоит ли беспокоиться? Какие манеры поведения дошкольников в раннем детстве соответствуют возрасту? Вам нужно усадить их, чтобы объяснить каждый случай невежливости? Или вы можете списать это на то, что «дети есть дети»?

На этот вопрос сложно ответить конкретно. Но в этой статье мы постараемся объяснить, какие манеры и вежливые жесты следует ожидать от ребенка, запоминать и понимать их значение.

В возрасте от 1 до 2 лет малыши могут понимать словесные формальности при обучении манерам

Этап дошкольного возраста – это период, когда ваши дети начинают усваивать слова. Они часто копируют то, что слышат, и понимают, когда вы пытаетесь заставить их сказать определенное слово. Это может быть поучительное время, чтобы узнать, как вы звучите, когда вы говорите!

В это время вы можете начать учить малышей манерам, вводя такие слова, как «спасибо», «пожалуйста», «извините» и «извините».

Теперь они могут в конечном итоге звучать как «фанк, ты», «добро пожаловать», «я вижу» и «извините меня». Они также могут быть произнесены в неподходящий момент. Это все часть очаровательной привлекательности этого возраста. Впитайте это и продолжайте поощрять использование этих слов в правильном контексте. Если они говорят «добро пожаловать» вместо «спасибо», просто скажите «спасибо!» или «хорошая работа!» Или каким-то образом покажите им, что вы «принимаете» их попытку, и это была отличная попытка.

Сначала они могут не до конца понять значение этих слов или их важность. Но они могут узнать, что они важны для вы и в социальных ситуациях. Таким образом, они будут использовать их, чтобы «вписаться» и как часть своих привычек общения.

Знание слов и использование их по привычке — отличный первый шаг в обучении детей вежливости. Это создает основу для формирования смысла позже.

В возрасте от 3 до 5 лет дошкольники могут научиться вести себя вежливо в социальных ситуациях.

Возраст от трех до пяти лет может показаться большим возрастным диапазоном для определения «нормальных» детских манер, которым можно научиться. Разные дошкольники взрослеют по-разному и в свое время. Однако в целом в возрасте от 3 до 5 лет можно учить более сложным предложениям как манерам наряду с ожидаемым поведением в отношениях.

Разговорное общение

Например, вместо того, чтобы просто махать рукой «привет» и «до свидания», дошкольников теперь можно учить манерам, говоря: «Привет, я Джонни, как тебя зовут?» Они могут сказать: «Как дела?» на телефонные звонки. Они также могут слушать более внимательно, когда вам есть что им сказать. Это, например, когда учат проводить время в кругу и вести себя в классе.

Делиться и ждать

Примерно в возрасте 3 или 4 лет дети учатся делиться и контролировать импульсы. Вместо того, чтобы отбирать игрушки друг у друга или впадать в истерику, когда у них отнимают игрушку, они могут научиться ждать, сохранять спокойствие и откладывать свое удовлетворение. Это когда вы можете научить их вежливо спрашивать другого ребенка: «Можно я сейчас с этим поиграю?» Следующий шаг, конечно же, заключается в том, что вам нужно научить их, что они могут получить «нет» в ответ. И что? Ха! О недоумение!

Правила поведения за столом

Затем проводится обучение правилам поведения за столом. Это может быть непросто, потому что, как мы знаем, дети не любят сидеть на месте. Но к этому возрасту у него появляется привычка сидеть на стуле и есть. Пребывания на одном месте может не хватить для всей еды . Но если вы сможете усадить их на 10 или 15 минут, у вас отличное начало!

Однако правила поведения за столом заключаются не только в том, чтобы просто сидеть на месте. Речь идет о том, чтобы подождать, пока другие будут готовы к еде, прежде чем есть самому. Не срыгивает и не кашляет на еду. Не ныть и не жаловаться на то, что еда «отвратительная» (они могут использовать более приятные слова). Использование салфетки и посуды. Игнорирование iPad и установление зрительного контакта с членами семьи. И говорить «пожалуйста», когда им нужна вода или еда.

Уважение к старшим

Уважение может быть абстрактным для понимания детей. Например, все мы слышали наставление «уважать старших».

По правде говоря: мы должны уважать всех людей. Так как же объяснить, что родители, учителя, няни, бабушки и дедушки, тети и дяди заслуживают больше, чем повседневных манер? У детей это может наступить позже, когда они вступают в школьный возраст. Это также может сопровождаться вашим стилем воспитания.

Однако вы можете начать с обучения детей тому, что «мы всегда слушаем маму и папу» или «будь хорошим мальчиком в школе и делай то, что просит миссис Учитель».

На каком-то уровне они могут интуитивно понять, что взрослые лучше «контролируют» свою маленькую «вселенную», а дети находятся под присмотром этих взрослых.

С чего начать с соответствующих возрасту манер для дошкольников и когда на них опираться

Некоторые из вышеперечисленных манер могут показаться вашим детям маловероятным. И некоторые из них чаще усыновляются в возрасте 5 или 6 лет. Но примерно в возрасте 3 лет вы можете начать учить этим вещам. Развивайте все больше и больше «домашних правил», пока они не станут второй натурой вашего ребенка. Не ждите, пока им исполнится 6 лет, чтобы начать применять новые правила в стиле милитари за обеденным столом. Это будет трудно принять с их стороны, и гораздо труднее добиться соблюдения с вашей стороны.

По мере того, как дети вступают в школьный возраст, они могут начать осваивать манеры, например, предлагать гостю немного воды, вежливо отвечать на телефонные звонки и думать, как они могут помочь или стараться изо всех сил быть милыми.

В заключение: дети не рождаются вежливыми – их нужно обучать соответствующим возрасту манерам в раннем детстве

Вежливость, вежливость, этикет, приличия, манеры – все это ворота к сочувствию, сочувствию и формированию успешных отношений во взрослом возрасте. Но они не всегда являются для нас «второй натурой».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts