Проект на тему «Роль воспитателя в разрешении конфликтов между детьми в разных возрастных группах.
Вариант 6 «Роль воспитателя в разрешении конфликтов между детьми в разных возрастных группах.
План:
1.Понятие конфликта.
2.Причины, виды конфликтов в дошкольном возрасте.
3.Воспитатель как посредник в конфликтах детей дошкольного возраста.
4.Условия формирования бесконфликтного общения детей дошкольного возраста.
1.Понятие конфликта.
Хорошо известно, что развитие любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который далеко не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением и разрешением противоречия.
Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития.
Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными
2. Причины возникновения конфликтов у дошкольников
Ссоры, конфликты, драки – неизбежное явление детской группы. Одни дети ссорятся лишь изредка, другие постоянно конфликтуют со сверстниками, не умеют находить выход даже из самых простых ситуаций. На этапе дошкольного детства происходит становление позиций ребёнка в общении с другими людьми (взрослыми и сверстниками). Сфера взаимоотношений в детском коллективе и семье представляет собой источник многих конфликтов. Конфликт может охватить разные сферы детских отношений.
Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, носят ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми. Внутриличностные конфликты возникают лишь тогда, когда ущемляются ведущие потребности ребёнка. Основными признаками внутриличностного конфликта становятся снижение самооценки, появление ущербности, чувства неполноценности. Обидчивость, агрессивность, подозрительность, враждебность к другим, разрушительность, непослушание – наиболее распространённые формы поведения ребёнка в ситуации реального конфликта.
Следует рассматривать два вида конфликтов у дошкольников, испытывающих трудности в общении со сверстниками: внутренние и внешние.
Внешние очевидные конфликты у дошкольников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности или в процессе ее. Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов отношений. Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так как они предоставляют ребенку право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей. Моделирование подобных конфликтных ситуаций в педагогическом процессе может рассматриваться как одно из эффективных средств нравственного воспитания.
Внутренний конфликт возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения. В отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с ее сформированностью у ребенка, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников.
3. Воспитатель как посредник в конфликтах детей дошкольного возраста.
В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными, с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей (каждый — человек, со своими желаниями, переживаниями, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта)
Взрослый должен высказать детям свое отношение к конфликтной ситуации.
Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения (не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения).
В решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать — это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза» (садится на маленький стульчик лицом к ребенку). Воспитатель настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства, т. е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка, показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу — это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка — может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:
При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта;
Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении;
Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки;
Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному;
Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл;
Профессиональная позиция воспитателя – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности;
Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.
4. Условия формирования бесконфликтного общения детей дошкольного возраста.
-При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта.
-Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении.
-Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки.
-Различное понимание событий и их причин участниками; конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному.
-Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
-Профессиональная позиция воспитателя — взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
-Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин (кто участвовал в конфликте и кто знает, что произошло). Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».
-Оценка целей конфликтной ситуации (открытым обсуждением, с использованием интуиции воспитателя, чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего): Целями могут быть: утверждение личных притязаний, навязывание своего стиля поведения, умаление достоинств другой стороны, корыстные устремления.
-Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.
-Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива (несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть) Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции. Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя:
-описание произведенного действия
-описание возможного или неизбежного результата этого действия
-предложение альтернативного варианта поведения.
Схема позитивного сообщения может выглядеть так:
-Когда ты…
-Может случиться, что…
-Лучше…
-Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть; вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску) Воспитатель должен владеть техникой активного слушания; выдвинуть определенные жесткие требования; указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.
. Оценка особенностей участников конфликта
. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника — родителя, психолога, сменного воспитателя.
Материал семинара для воспитателей «Детские конфликты»
С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.
Детские конфликты могут быть внутриличностными, межличностными и групповыми.
Причины возникновения конфликтов:
В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но он не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны.
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:
- Агрессивисты –задирают других и раздражаются сами, если их не слушают
- Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются
- Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно
- Сверхпокладистые – со всеми соглашаются
- Всезнайки – считают себя выше, умнее других
- Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться
- Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас
- Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика
- Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом
Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи.
Психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений как источник конфликтов
Главное – знание возрастных особенностей ребенка.
Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, робость, неусидчивость, леность, беззастенчивость, лживость, слабоволие – часто служат причиной недовольства взрослых, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение.
Особенности общения со сверстниками:
- Большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий ( навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор)
- Чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения
- Нестандартность и нерегламентированность действий ( неожиданные действия и движения – принятие причудливых поз, кривляние, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок)
- Преобладание инициативных действий над ответными ( для ребенка важней его собственное высказывание или действие – несогласованность порождает конфликт)
Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к психическому заболеванию ( от агрессии до страха)
В дошкольном возрасте у ребенка формируется характер и постоянная коррекция поведения со стороны взрослого ( воспитателя и родителя) ему очень необходима.
Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения.
Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе.
Разрешение конфликта – это:
- минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия
- устранение полностью или частично причин, породивших конфликт
- изменение целей участников конфликта
- достижение соглашения по спорному вопросу между участниками
В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей( каждый – человек, со своими желаниями, переживаниями), в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера(находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта)
Взрослый должен высказать детям свое отношение к конфликтной ситуации.
Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения ( не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения).
Два способа разрешения конфликта:
Деструктивный — «Уйду, и не буду с ним играть»
«Сам буду играть»
«Позову воспитателя и она заставит всех играть»
«Всех побью и заставлю играть»
Конструктивный «Предложу другую игру»
«Спрошу у ребят, во что лучше поиграть»
В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:
- При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта.
- Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении
- Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки
- Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному
- Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл
- Профессиональная позиция воспитателя – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
- Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.
Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:
1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин ( кто участвовал в конфликте и кто знает, что произошло) Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».
2. Оценка целей конфликтной ситуации ( открытым обсуждением, с использованием интуиции воспитателя, чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего)
-утверждение личных притязаний,
— навязывание своего стиля поведения,
— умаление достоинств другой стороны,
— корыстные устремления,
Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них
преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.
3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива.
— описание произведенного действия
— описание возможного или неизбежного результата этого действия
— предложение альтернативного варианта поведения
( схема позитивного сообщения может выглядеть так:
- Когда ты…
- Может случиться, что…
- Лучше… )
4. Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации
— применить меры воспитательного воздействия ( учитывать нужды
каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения,
ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному
разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать
поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть;
— выдвинуть определенные жесткие требования
— указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.
5. Оценка особенностей участников конфликта
6. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника – родителя, психолога, сменного воспитателя.
С детьми группы нужно постоянно проводить диагностические беседы по примерным вопросам:
- Тебе хочется ходить в детский сад?
- Почему?
- С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад?
- Какие игры ты знаешь?
- В какие игры ты умеешь играть?
- В какие игры ты любишь играть больше всего?
- Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?
- Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?
- Можно ли нарушать эти правила?
- Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?
- Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?
- Как ты думаешь, конфликт и ссора – это одно и то же?
Попробуй объяснить свое мнение. - Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?
Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть
— Авторитарным –этот воспитатель чаще отмечает необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств: настойчивости, дисциплинированности, инициативности, послушания, самостоятельности, трудолюбия. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать. Чаще всего у этого воспитателя можно слышать высказывания «Прекратите!», «Положите!», «Не бегайте!», «Не деритесь!», «Надо делать так!».
— Демократическим – этот воспитатель считает, что в детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. Вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстниками, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость. Воспитатель придерживается позиции равноправного партнерства, обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы
— Анархически-попустительский – это тот воспитатель, который не имеет специального образования, выбор профессии для него случайный.
В решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза» ( садится на маленький стульчик лицом к ребенку) Воспитатель настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства, т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка, показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.
Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т.к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа.
Воспитателю иногда полезно повторить, как он понял что произошло с ребенком, целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом
Выслушиваются обе стороны: если в данный момент слушается один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-нибудь образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан. Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов , постепенно усиливая их эмоциональный накал. Воспитатель не должен приводить к эффекту «самонакручивания».
Обсуждать нужно следующее:
- Что произошло? ( сформулировать суть конфликта)
- Что привело к конфликту? Почему это произошло? ( выяснить причины)
- Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? ( определить, назвать чувства)
- Как быть в этой ситуации? ( найти решение)
Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.
Методы профилактики конфликтов.
Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть : стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.
Группу детей в определенное время нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в группе здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Очень важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка ( оценки должны касаться только поступков детей)
Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля – это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.
Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс:
- Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Дети менее агрессивны у родителей, оказывающих им эмоциональную поддержку
- Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.
- Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях. Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.
- Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности ( от вседозволенности до жесткого авторитаризма), такие средства непродуктивны. Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития.
Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого используются:
— сюжетно-ролевые игры ( в том числе и с наличием проблемной ситуации)
— имитационные игры ( имитирующие в чистом виде какой-либо человеческий
процесс)
— интерактивные игры ( игры на взаимодействие)
— социально-поведенческие тренинги ( направленные на обучение модели
конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации)
— обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них
— психогимнастика
— чтение и обсуждение художественных произведений
— просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с
последующим моделированием новых версий
— дискуссии
Воспитатель предлагает детям игры и активно в них участвует.
Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как:
«Солнечный круг»
«Уголок доверия»
«Островок желаний»
«Островок доверия»
« Островок чувств»
«Секретная комната»
«Уютный уголок»
« Стол переговоров»
«Уголок тишины»
«Коврик мира»
«Мирные стулья»
«Уголок для друзей»
В гости к детям могут приходить литературные герои – добрый и злой, Незнайка.
Литература:
Я.Л.Коломенский, Б.П.Живнявский «Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности» М 1990г.
Как лучше всего разрешать конфликты в дошкольном классе?
Это сообщение в блоге было написано Астрид Корнелис (Томас Мор, Бельгия).
Что, если на головы дошкольников надеть камеры, чтобы записывать, как разворачиваются конфликты? Именно это и сделали исследователи из Университета штата Огайо (Myrtill et al. , 2021). Они исследовали, какие вмешательства учителей эффективны в конфликте между детьми в возрасте от 3 до почти 5 лет.
Камеры на головы дошкольников и воспитателя
Этот инновационный метод исследования позволяет получить представление о конфликтах с точки зрения ребенка. Изображения с камеры дают представление о социальном мире и подлинном опыте каждого малыша. Кроме того, была зарегистрирована и опрошена точка зрения классного руководителя. Это показывает, что за каждым вмешательством учителя стоит сложный процесс принятия решений. Преодоление конфликтов — сложный и не следует недооценивать процесс, который требует от учителей много энергии.
Конечно, камеры видят гораздо больше, чем классные учителя. Изображения с камер показали, что многие конфликты кратковременны, но происходят очень часто. Учителя вмешивались менее чем в половину конфликтов. Вмешательства в основном проводились в интенсивных двусторонних конфликтах.
Как учителя реагируют на конфликт?
Исследователи различают три типа реакций:
- Вмешательства, направленные на прекращение конфликта: управление конфликтом осуществляется извне – классным руководителем – посредством комментариев, предупреждений или ссылок на правила класса, без специального вовлечения обеих сторон и свои точки зрения.
- Посреднические вмешательства: здесь детям предоставляется возможность объяснить основную причину конфликта, самим найти решения или прийти к соглашению.
- Без вмешательства: учитель не замечает конфликта или допускает его.
Что работает лучше всего?
Желание немедленно прекратить конфликт оказалось наиболее часто используемой стратегией, хотя и приводило к худшим результатам. Эта стратегия привела к потерям — решения потерь, разлучение детей, отнятие игрушки… Возможно, поразительно — невмешательство сработало лучше, чем желание немедленного прекращения конфликта.
Посредничество сработало лучше всего. Именно через посредничество дети чаще всего приходили к беспроигрышным решениям или взаимным соглашениям. Посредничество было лучше, чем невмешательство.
Сообщение на вынос: рассматривайте конфликт как возможность обучения
Конфликты дают возможность дошкольникам развиваться в восприятии перспективы и социальном понимании. Дети, которые могут прийти к поддерживаемому решению конфликтов, лучше завязывают и поддерживают дружеские отношения. И наоборот, дети, которые не могут, демонстрируют более нежелательное поведение и трудности в социальных отношениях (Chen, 2003; Gower et al., 2014; Sebanc, 2003).
Итак, дайте каждому ребенку возможность объяснить основную причину конфликта и поддержите детей, чтобы они сами нашли решение или пришли к соглашению.
Источники
- Chen, D. W. (2003). Предотвращение насилия путем содействия развитию навыков компетентного разрешения конфликтов: изучение ролей и обязанностей. Журнал дошкольного образования, 30 (4), 203-208. https://doi.org/10.1023/A:1023379306124
- Гауэр А., Линграс К., Мэтисон Л., Кавабата Ю., Крик Н. (2014). Роль дошкольной реляционной и физической агрессии при переходе в детский сад: связи с социально-психологической адаптацией. Раннее воспитание и развитие 25 (5), 619-640. https://doi.org/10.1080/10409289.2014.844058
- Миртил М.Дж., Лин Т., Чен Дж., Пуртелл К.М., Джастис Л., Логан Дж., Гамильтон Х. (2021). Плюсы и (кон)фликт: Использование головных камер для определения роли учителей во вмешательстве в конфликты среди детей дошкольного возраста. Ежеквартальное исследование раннего детства, 55, 230-241. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2020.11.011
- Себанк А. (2003). Особенности дружбы дошкольников: связи с просоциальным поведением и агрессией. Социальное развитие, 12 (2), 249-268. https://doi.org/10.1111/1467-9507.00232
Исходное изображение: Изображение Сары Рихтер с Pixabay
Подпишитесь на нас и поставьте лайк:
Какова наилучшая стратегия разрешения конфликтов в дошкольном классе?
Теги: конфликты
Как преодолеть социальные конфликты в дошкольных учреждениях
Проверенный 5-шаговый процесс урегулирования конфликтов
Социальные конфликты повсюду в дошкольном классе. Дети дерутся над игрушкой в блоке, говоря другим детям: «Вы не можете прийти на мою вечеринку», и споры о том, кто первым выстроится в очередь, являются обычными конфликтами в каждом дошкольном учреждении. учителя сталкиваются на каком-то этапе своей карьеры. Посмотрим правде в глаза, дети дошкольного возраста просто не умеют разрешать социальные конфликты и нуждаются в нашем руководстве и поддержке, чтобы разрешать эти конфликты просоциально. Его Педагогам дошкольных учреждений важно помнить, что решение социальных проблем борьба не только с маленькими детьми, но и со взрослыми. Как часто вы были свидетелем того, как взрослые кричат и показывать пальцем за рулем, просить удалить их из класса, потому что они не ладят с коллегой или прекращают давнюю дружбу после разногласия из-за денег. Как научиться управлять социальными конфликтами важно для детей, когда они проводят свой день в наши дошкольные классы, и это также важный жизненный навык. Один из навыков процветания, обсуждаемых в этой статье.
Я часто слышал дошкольников учителя реагируют на эти социальные конфликты, говоря: «Мы все друзья!» Если подумать, эта фраза вводящий в заблуждение. ты со всеми дружишь ваши коллеги, потому что вы все работаете на одной работе? Возможно нет. Чтобы мы ожидали, что все дети в нашем классе будут «друзьями». просто потому, что они были помещены в один и тот же класс, нереально. Определение друга – это «человек, который один знает и с кем у него есть узы взаимной привязанности». Когда вы думаете об этом, дети в вашем все одноклассники, а некоторые друзья. Более целесообразно учить детей быть добрыми к другим, как разрешать конфликты мирным путем и уважать мнения и взгляды других. Это долгосрочные жизненные цели, которые приносить пользу детям, находящимся под нашей опекой, на протяжении всей их жизни.
Мы знаем, что дети дошкольного возраста учатся лучше всего, когда у них есть возможность решать проблемы, которые имеют смысл для их в повседневном опыте. Это означает что моменты, когда дети вовлечены в конфликты, представляют собой уникальную «обучаемую момент», где дети увидят посредничество в действии и на практике использование шагов для решения собственных конфликтов. Со временем дети усваивают процесс посредничества в конфликте как эффективное реагирование во время конфликта и начать использовать шаги без взрослых помощь. Это помогает им лучше управлять своими эмоциями во время конфликтов и спокойно справляться с социальными проблемами и продуктивно.
Важно для дошкольников учителям постоянно наблюдать за этими «обучаемыми моментами», когда дети конфликтов в классе и помочь им подумать о способах их решения. их собственные проблемы. Роль учителя заключается в том, чтобы помочь детям определить, когда возникают конфликты, найти потенциальные решения, достичь консенсуса и реализовать согласованное решение. При таком подходе учитель помогает решить проблему. процесс, задавая открытые вопросы и позволяя детям генерировать их собственные решения.
Итак, какие 6 шагов я использую для урегулировать конфликты между детьми в моем классе? Вот они:
Шаг 1: Помогите детям успокоиться
Когда дети расстроены, бьются или дерутся, первый шаг — разрядить обстановку. Помните, маленькие дети обычно дерутся о действиях (вещах, которые делают другие дети) и вещах (игрушках, материалах, деятельность). Учителя должны стараться разрешать конфликты до того, как они обострятся, немедленно реагируя, как только они услышать голоса поднимаются. Большинство конфликтов будет спокойно, когда вы приближаетесь к детям в эти моменты. При ударах, укусах или других физических происходят действия, воспитатель должен спокойно подойти к детям и прекратить все обидные действия, говоря: «Все удары должны прекратиться. Я знаю, что ты злишься, но это не нормально ударить.» Затем учитель спускался на детском уровне говорите спокойным голосом и, когда это уместно, осторожно прикасайтесь к детям предложить утешение. Для большего стратегии, как реагировать на агрессивное поведение, ознакомьтесь с этой статьей.
Это важно для учителей, чтобы признать чувства детей при деэскалации эмоций детей, вовлеченных в конфликт. я выражайте свои чувства конкретно, говоря: «Ты расстроен» или «Ты выглядишь грустным». Я также показываю детям, как они выглядят. с моими позами тела и выражением лица. Если дети используют обидные слова по отношению друг к другу, я перефразирую эти заявления, говоря: «Вы сейчас злитесь, это не нормально обзывай людей, когда злишься». Если необходимо, я предложу период охлаждения, когда дети разлучены до говорить о том, что произошло. я тоже говорю дети: «Мне нужно подержать это, пока мы разговариваем», если они спорят из-за игрушки или другой объект. Обычно это перенаправить их внимание на меня, вместо того, чтобы продолжать бороться за объект.
Шаг 2. Определение проблемы
Один раз все спокойны, начну задавать «какие» вопросы для сбора информации о случившемся от детей. Например, я скажу: «Что случилось» или «В чем проблема?» Важно донести до каждого ребенка точки зрения, предлагая каждому ребенку возможность поделиться своей точкой зрения история. Я обычно делаю это, сидя все ложатся и говорят: «Что случилось? Джонни расскажет мне первым, а Натан выслушает. Затем Натан расскажет мне, что случилось, и Джонни послушает». Это обеспечивает четкое указания детям относительно моих ожиданий в отношении разговора и слушания. Он также делится с детьми тем, что каждый получит возможность высказаться.
Это важно, чтобы вы просто слушали все, что говорят дети, не суждение на этом шаге. Это гарантирует детям безопасно сообщать о том, что произошло. Если ребенок боится попасть в беду из-за чего случается, дети могут не рассказать всю историю, и учитель не иметь возможности рассказать детям о специфике проблемы. Помните, что ключевая роль учителя в этом шаг состоит в том, чтобы ПРИСЛУШАТЬ, как дети воспринимают проблему, чтобы они могут повторять или переформулировать важные детали для размышления детей.
После все поделились, я перескажу детям то, что я слышал от них с точки зрения обоих детей. Например, Я скажу: «Итак, проблема в том, что Натан играл с игрушкой, а Джонни взял у него. Джонни сказал, что у него есть сначала игрушку и хотел вернуть ее». Это позволяет дети, чтобы добавить больше деталей к рассказу, если это необходимо, или уточнить детали что я мог перепутать. Если дети разделяют опасения по поводу безопасности, такие как удары, пинки или толчки, я объясню ограничения в этот момент, сказав: «Бить небезопасно. Вместо того, чтобы бить, давайте подумаем о безопасном пути Для решения этой проблемы.»
Шаг 3. Обдумайте возможные решения
Во время На этом этапе каждый ребенок поделится идеями о том, как решить проблему. Я просто спрашиваю: «Что мы можем сделать, чтобы исправить это проблема?» По мере того, как дети излагают свои идеи, я перечислю все возможные решения, которые они генерируют на бумаге. Учителя должны открыто слушать каждую идею, поскольку это показывает детям, как слушать, ценить и учитывать точку, сделанную другими детьми. Дети рассмотреть, как будет выглядеть каждое решение и что, по их мнению, произойдет, если решение опробовано. Я также прошу детей, «Как вы думаете, как Джонни отнесется к этому решению», чтобы помочь им начать учитывать точку зрения другого ребенка при решении проблемы.
Для дети, которые не готовы в своем развитии к тому, чтобы предлагать идеи, или те, кто не иметь язык для передачи своих идей, учитель предложил бы предложения идей или помочь детям с языковой потребностью с вербализация своих идей. Великий Ресурс, который я использую в своем классе, — это Solutions. Набор карточек-подсказок доступна здесь. Эти карты можно распечатать, заламинировать и разместить в украшенной обувной коробке, чтобы дети могли найти решение во время мозгового штурма идеи. Учитель обсуждал с детям, может ли решение решить проблему.
Шаг 4: согласование решения
После дети составили список возможных решений, следующим шагом будет выбор одно решение, чтобы попробовать вместе. Учитель просматривает каждое решение в списке и взаимодействует с детьми, чтобы найти какое решение, по их мнению, будет лучшим. Цель на этом этапе состоит в том, чтобы каждый ребенок почувствовал, что его вклад был рассмотреть, и дети, а не учитель, должны принять решение что соответствует потребностям группы. Этот шаг может занять некоторое время, особенно если один ребенок настаивает на своем предложении выбирают. Это может занять немного учителя ловкость и умение объединить два разных решения в одно, которое работает для каждый.
В этом шаг, выбранное решение не так важно, как все согласны с тем, что решение будет. Когда я использовал эти шаги посредничества с детьми в моем классе, они выбрали «Иини, Минни, Майни, Мо” стратегия в разы. я знал ребенка тех, кто не был выбран, расстраивался и пытался направить их к размышлению о том, что происходит для человека, не выбранного. Однако, если бы все согласились, что решение «Ини, Минни, Майни, Мо» было лучшим, я пусть попробуют решение и утешат расстроенного ребенка после. В следующий раз эта стратегия было предложено, чтобы ребенок, который не был выбран, не согласился с решением. Поверьте, дети узнают, какие стратегии работают, а какие нет благодаря личному опыту с результатами пробовать разные решения.
Шаг 5: Тестовое решение и последующие действия
Во время На этом этапе дети пробуют свое решение.