Возрастные и психологические особенности детей 4 5 лет: Возрастные особенности детей 4 – 5 лет: после кризиса

Возрастные особенности детей 4 – 5 лет

Возраст от четырёх до пяти лет – период относительного затишья. Ребёнок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Всё более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

 

В этом возрасте у вашего ребёнка активно проявляются:

Стремление к самостоятельности. Ребёнку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

Этические представления. Ребёнок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребёнком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

Творческие способности.

Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребёнок живёт в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разно-образных фантазиях ребёнок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

Страхи как следствие развитого воображения. Ребёнок чувствует себя недостаточно защищённым перед большим миром. Он задействует своё магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

Отношения со сверстниками. У ребёнка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений всё больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у неё появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает всё большее место в жизни ребёнка, всё более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Активная любознательность, которая заставляет детей задавать вопросы обо всём, что они видят. Они готовы всё время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них ещё недостаточно развита произвольность, т.е. способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

 

Вам как его родителям важно:

— Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребёнку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.

— По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребёнке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребёнку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.

— Говорить ребёнку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребёнку.

Не перегружать совесть ребёнка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.

— Помнить о том, что не стоит при ребёнке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжёлых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребёнка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.

— Предоставлять ребёнку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребёнку оценить своё творчество.

— Обеспечить ребёнку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребёнку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие чёткой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.

— Понимать, что ребёнок уже способен достаточно долго и увлечённо заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает

очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости её заканчивать стоит предупреждать его заранее.

Быть открытым к вопросам ребёнка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребёнком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.

Поделитcя в соцсетях:

Количество просмотров: 3038

Что ещё смотрели люди, читавшие данную статью:
Что должен знать ребёнок в 6-8 лет [834]
Реакции переживания у детей [2588]
Говорить ли правду усыновлённому ребёнку? [836]
Самоповреждающее поведение [3335]
Как говорить с ребёнком о коронавирусе [852]

Консультация для родителей «Возрастные психологические особенности детей 4-5 лет» — Детский сад №5 г.

Пружаны

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает.

К четырем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. То, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким.

         Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, его поведение скорее напомнит поведение ребенка более младшего возраста. Это сигнал взрослому, о помощи — в данный момент на ребенка навалилось слишком много, чтобы он мог это вытерпеть. Ему нужны ласка, утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше.

Важнейшими новообразованиями этого периода являются:

— завершение в основном процесса формирования активной речи

— выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.

ТО ЕСТЬ В ЭТОТ «ТИХИЙ» ПЕРИОД ПРОИСХОДИТ — активное формирования всех отделов мозга, отвечающих за восприятие мира и переработку информации, а также образного правого полушария. Т.е в этот период как раз формируются центры пространственного анализа и синтеза, благодаря которым позднее обеспечиваются обучение математике, языку, чтению и письму.

Дети этого периода испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.

В связи с чем такая острая потребность в движении у детей 4-5 лет?

Основные ресурсы мозга должны быть направлены на развитие сенсорно-моторной основы интеллекта: как можно больше впечатлений для различных органов чувств, постоянное упражнение в ловкости (бегать, прыгать, ползать, лазать и т.п.) Благодаря правильно сформированному сенсорно-моторному базису такие сложные навыки как чтение, математика, письмо будут легко формироваться и автоматизироваться.

Поэтому в этот жизненный период особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Могу сказать вам, что знание букв и цифр в этом возрасте НЕ является признаком хорошего интеллекта, скорее говорит об «обкрадывании» тех отделов мозга, которые должны в этот момент развиваться.

ВЗРОСЛЫЕ

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого.

Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник ЗНАНИЙ. Общение выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Начало великого периода «ПОЧЕМУЧЕК». Одни и те же вопросы дети задают по нескольку раз. Терпение.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен данного периода жизни ребенка.

Отрицательная оценка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда её никто, кроме самого ребёнка, не слышит.

В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.

         Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.

Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать.

СВЕРСТНИКИ

Дети 4-5 лет начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнёрам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Поэтому желательно организовывать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование.

ФЕНОМЕН ВОЗРАСТА 4-5 ЛЕТ «ЯБЕДНИЧЕСТВО»

Именно к пяти годам мы замечаем многочисленные жалобы — заявления детей воспитателю или родителю о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет.

Нельзя расценивать такие заявления ребенка как «ябедничество» и отрицательно к ним относится. Между тем «заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от взрослого дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила. Обсуждайте с ребенком случившееся, помогайте ему утвердиться в правильном поведении.

Социальное и эмоциональное развитие — детская терапия Kamloops

Дошкольные вехи

(игра с другими, контроль над эмоциями)

Эта область развития включает в себя обучение взаимодействию с другими людьми, а также понимание и контроль собственных эмоций. Младенцы начинают развивать отношения с окружающими их людьми с самого рождения, но процесс обучения общению, обмену и взаимодействию с другими людьми занимает много лет. Развитие способности контролировать свои эмоции и поведение также является длительным процессом. Дети продолжают развивать свои социально-эмоциональные навыки в подростковом возрасте или даже в юношеском возрасте.

Ниже приведены некоторые типичные этапы развития социально-эмоциональных навыков. После каждой возрастной группы вы можете найти некоторые «красные флажки», которые могут указывать на проблему.

См. также коммуникативные навыки для получения дополнительной информации о раннем развитии, поскольку речевые и языковые навыки очень важны для эффективного социального развития.

В возрасте от 3 до 4 лет ваш ребенок будет:

  • Делитесь игрушками по очереди с помощью
  • Инициируйте или присоединяйтесь к играм с другими детьми и придумывайте игры
  • Следуй простым правилам в играх, но всегда хочешь выиграть
  • Начните драматическую игру, разыгрывая целые сцены, например, путешествуйте или притворяйтесь животными
  • Может быть властным и дерзким
  • Показать больше независимости
  • Испытывать широкий спектр эмоций (например: ревность, волнение, страх, счастье, гнев)
  • Стать менее эгоцентричным
  • Будьте более уравновешенными и сотрудничайте с родителями
  • Может проявлять привязанность к одному другу

Настораживающие признаки социально-эмоционального развития (4 года)

Если вы заметили некоторые из следующих вещей к тому времени, когда вашему ребенку исполнится 4 года, вы можете поговорить со своим врачом или другим специалистом в области здравоохранения, например: как психиатр, логопед, эрготерапевт или психолог.

  • Он не может инициировать или участвовать в игре с другими детьми
  • Она вообще не может делиться с другими детьми
  • Она хочет во всем зависеть от своих опекунов
  • Он чрезвычайно «жесткий» в отношении рутины и очень расстраивается, когда что-то меняется
  • Ей очень трудно расстаться с вами
  • Он слишком пассивен или боязлив и не хочет пробовать то, что делают другие дети его возраста
  • У нее сильные страхи, которые мешают повседневной деятельности

В возрасте от 4 до 5 лет ваш ребенок будет:

  • Продемонстрировать некоторое понимание моральных рассуждений, таких как «справедливость», и хорошее или плохое поведение
  • Развитие дружеских отношений
  • Выражайте больше понимания чувств других людей
  • Наслаждайтесь творческими играми с другими детьми, такими как переодевание или дом
  • Научитесь делиться информацией и по очереди с другими детьми
  • Наслаждайтесь играми, но может изменить правила по ходу игры
  • Работать над трудной задачей дольше (лучше контролировать раздражение или гнев)
  • Показать понимание правильного и неправильного
  • Слушайте, пока другие говорят
  • Играйте в игры с простыми правилами

Красные флажки для социально-эмоционального развития (5 лет)

Если вы заметили некоторые из следующих вещей к тому времени, когда вашему ребенку исполнится 5 лет, вы можете обратиться за помощью к своему врачу или в другое медицинское учреждение. профессионала, такого как психиатр, логопед, эрготерапевт или психолог.

  • Он не хочет играть с другими детьми
  • Она не может делиться или сменяться с другими детьми
  • Она хочет во всем зависеть от своих опекунов
  • Он чрезвычайно «жесткий» в отношении рутины и очень расстраивается, когда что-то меняется
  • Ей очень трудно расстаться с вами
  • Он слишком пассивен или боязлив и не хочет пробовать то, что делают другие дети его возраста
  • У нее сильные страхи, которые мешают повседневной деятельности

Если вы беспокоитесь о своем ребенке в любом возрасте, пожалуйста, свяжитесь с нами, чтобы поговорить со специалистом. Вы также можете в любое время обратиться в наш центр.

Социальное развитие детей 3-5 лет

Дошкольные годы — волшебное время в развитии. Дети переходят от того, чтобы быть почти полностью зависимыми от своих родителей, к тому, чтобы быть в некоторой степени независимыми существами в мире. Практически в каждом аспекте развития их знания и компетенции стремительно растут, не в последнюю очередь это их социальные и эмоциональные навыки.

Дошкольные годы (от 3 до примерно 6 лет) начинаются с конца второй стадии психосоциального развития Эрика Эриксона: автономии против стыда и сомнения. На этом этапе дети учатся быть самодостаточными в таких аспектах, как саморегуляция, пользование туалетом, кормление и одевание. Примерно в возрасте четырех лет они вступают в третью стадию психосоциального развития: Инициатива против Вины. В течение этого периода дети учатся воображать, становятся более независимыми, расширяют свои навыки с помощью игры, фантазии и исследования, а также вовлекаются, участвуют и сотрудничают с другими, включая сверстников. По Эриксону, если эти цели не будут достигнуты, ребенок станет пугливым, социально исключенным, ограниченным в своих способностях к игре и отрицательно зависимым от взрослых.

Ищете книги и идеи для чтения для вашего дошкольника? Подпишитесь на нашу рассылку для родителей школьников.

Несмотря на то, что эти цели кажутся возвышенными, большинство детей достигают их посредством естественного взаимодействия с семьей и другими опекунами. В то время как дошкольники также учатся общаться со сверстниками и взаимодействовать с ними, большая часть социального и эмоционального роста происходит в отношениях с опекунами. Одной из задач этого периода является научиться ориентироваться в сохранении безопасных привязанностей, возникших в младенчестве и отрочестве, и в то же время дифференцировать себя как личность.

Индивидуация для детей дошкольного возраста означает развитие лучшего понимания того, кто они есть, а также начало понимать других и относиться к ним. Создание этой личной идентичности означает изучение многих фундаментальных аспектов себя — пола, расы, личности. В возрасте 3 лет дети все еще верят, что могут вырасти и изменить пол. К 6 годам они понимают, что пол является более или менее фиксированным аспектом их идентичности. Таким образом, в дошкольном возрасте дети начинают ощущать устойчивые характеристики, которые делают их той уникальной личностью, которой они являются.

В ходе этого развития дошкольники также учатся более сложным способам общения с другими людьми. Например, эмпатия развивается примерно в 2 года, но становится более заметной в возрасте от 3 до 5 лет. Когда ребенок испытывает эмпатию, он понимает, что может положительно повлиять на другого, предприняв действие или предложив помощь (например, купив пластырь для плачущий сверстник). Хотя эмпатию можно развивать, кажется, что она является неотъемлемой частью развития в разных культурах. Обратной стороной эмпатии являются негативные способы, с помощью которых дошкольники учатся влиять на других. В то время как малыши могут метаться в гневе, дошкольники могут использовать агрессию, чтобы умышленно причинить вред. Интересный способ помочь справиться с агрессией вашего ребенка — The Groouches, приложение, выпущенное Американской психологической ассоциацией.

Одной из задач родителей дошкольников является поддержка их стремления к развитию, а также содействие развитию. Например, родители могут помочь обуздать дошкольную агрессию, рассказывая детям об эмоциях, помогая им выучить названия чувств и давая им выход для их выражения. Один прекрасный способ помочь детям в этом возрасте испытать и выразить эмоции — игра. Игра — это детская работа, и у драматической игры есть дополнительное преимущество, позволяющее детям экспериментировать с социальными ролями и понимать их. Это также дает детям возможность развивать социальные навыки, выражать чувства и справляться с ними, снимать стресс, осуществлять контроль над своим окружением и экспериментировать с принятием решений.

Детское воображение может перенести его в чудесные места, в одиночку или со сверстниками.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts