Младший подростковый возраст: особенности
Содержание:
По данным исследований
Особенности здоровья младших подростков
Адаптационный потенциал младших подростков
Функционирование мозга в младшем подростковом возрасте
К размышлению взрослых
Младший подростковый возраст – один из сложнейших этапов развития ребенка. Однако чаще всего особенности этого этапа не рассматриваются отдельно, а включаются в общую характеристику периода полового созревания. Автор же обращается к психофизиологическим особенностям перестройки организма, определяющим физиологическую и психологическую адаптацию, эффективность познавательной деятельности детей именно этого возраста.
По данным исследований
Принято считать, что в подростковом возрасте происходят неблагоприятные изменения, снижающие возможности физиологической и психологической адаптации и ухудшающие когнитивные возможности подростков. Исследования последних лет убедительно показывают, что изменения, связанные с нейроэндокринной перестройкой организма, не столь однозначны, есть не только негативные, но и позитивные изменения, и они различны на разных этапах полового созревания.
В последние годы сотрудники ИВФ РАО ведут комплексные системные исследования развития детей 11–12 лет, и это позволяет рассмотреть несколько аспектов развития этих детей, наиболее значимых для успешной организации обучения и воспитания:
• состояние физического и психического здоровья;
• адаптивные возможности организма;
• функциональное развитие мозга и познавательной деятельности.
Важность выделения этих аспектов определяется резкой интенсификацией учебного процесса, ростом учебной и внеучебной нагрузки, нарушениями режима, снижением двигательной активности. Всё это вызывает выраженное утомление, повышенную тревожность, создает условия для возникновения неврозоподобных расстройств.
Особенности здоровья младших подростков
Почему мы прежде всего обращаем внимание на состояние физического и психического здоровья? Потому что подростковый период – это период наиболее высокой чувствительности к любым неблагоприятным влияниям.
Школьные факторы риска, такие как нерациональная организация учебного процесса, неадекватные методики и стрессовая тактика педагогических воздействий, могут оказывать более выраженное негативное влияние на познавательную деятельность и поведение ребенка, чем внутренние эндокринные перестройки в организме (на практике анализу этих проблем не уделяется должного внимания, а проблемы учебы и поведения списываются на сложности полового созревания).
К сожалению, среди одиннадцати — двенадцатилетних подростков только 20–25% здоровых (1 группы здоровья), а это значит, что нарушения режима и перегрузки резко снижают когнитивные возможности, работоспособность и являются основой школьных трудностей. Каждый пятый ребенок 11–12 лет испытывает повышенную и высокую степень тревоги по отношению к проверке знаний и высокую степень так называемого социального стресса из-за страха не соответствовать ожиданиям окружающих.
Вторая причина тревоги – трудности в обучении. Наиболее значительным фактором, вызывающим отрицательные эмоции у младших подростков, продолжает оставаться школьная жизнь. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих выражен сильнее у девочек 12 лет, чем у мальчиков. До 30% детей 11–12 лет постоянно чувствуют собственную неадекватность, неполноценность, не уверены в правильности своего поведения.
У девочек более выражены общая тревожность в школе, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, а у мальчиков – переживание социального стресса.
Эти данные прежде всего говорят о неадекватности требований и психологическом дискомфорте, связанном с давлением и непониманием взрослых. Известно, что тревожность провоцирует низкую самооценку, что закрепляет эффект неудачи, непреодолимости возникающих проблем. В подростковом возрасте часто отмечаются гипертония, головокружения, вегето-сосудистая дистония, нарушения сна, что, наряду с повышенной возбудимостью, отражает неустойчивость состояния нервной системы, ее повышенную чувствительность.
Адаптационный потенциал младших подростков
Возраст детей 11–12 лет является своего рода транзиторным и представляет собой период перехода от финальной стадии второго детства (преимущественно мальчики) к дебютной стадии пубертата (преимущественно девочки). Именно в этом возрасте фактически во всех органах и системах развивающегося организма несинхронно интенсифицируются перестроечные процессы, нарушающие эффективность относительно устойчивой ранее системы адаптации. Подобный сценарий развития предполагает соответствующие изменения в ключевых механизмах, обеспечивающих адаптационный потенциал подростков в изменившихся условиях функционирования организма. Важно отметить, что по физиологическим показателям проявляются половые различия, свидетельствующие о большей устойчивости девочек этого возраста к стрессирующим факторам по сравнению с мальчиками этого же возраста.
В то же время реакция организма детей 11–12 лет на умственные и физические нагрузки свидетельствует о напряжении механизмов адаптации. Примерно у 30% детей отмечен неблагоприятный характер адаптации мозгового кровообращения при умственных нагрузках. Следует подчеркнуть, что в эксперименте использовались краткосрочные (10 минут) пробы умственной нагрузки. Это позволяет предположить высокий риск нарушений мозгового кровообращения при учебной перегрузке у детей 11–12 лет.
Функционирование мозга в младшем подростковом возрасте
Физиологические изменения, происходящие в организме младших подростков, связаны, прежде всего, с активным выделением половых гормонов. Причем в этом возрасте еще не регулируется их секреция, и такая неограничиваемая секреция оказывает влияние на созревание различных структур мозга и все познавательные процессы.
Под влиянием гормонов существенно возрастает активность глубинных структур мозга, определяющих произвольную регуляцию (развитие управляющих функций). Считается, что подростки несдержанны, импульсивны, плохо контролируют свои реакции и поведение. Однако современные данные по этому вопросу противоречивы. По мнению одних исследователей, начало подросткового возраста – это период завершения развития управляющих функций, а значит, этих явлений уже не должно быть.
Другие считают, что контроль импульсивных реакций в 11–12 лет, развитие управляющих функций продолжается вплоть до взрослого возраста, а ослабление контроля проявляется только в тех ситуациях, когда стимул оказывается эмоционально привлекательным. Эти же исследования не подтверждают представление о том, что рискованное поведение подростков объясняется снижением контроля импульсивных реакций.
Очень интересными являются результаты исследований еще одного компонента управляющей функции – способности к выработке стратегии деятельности (планирования), так как в этом возрасте к подростку предъявляются довольно высокие требования, связанные с планированием и стратегией собственной деятельности. В специальных исследованиях изучалось влияние способности детей предвидеть долгосрочные последствия своих действий на выбор стратегии действий. Оказалось, что вплоть до двенадцатилетнего возраста способность к предвидению последствий в будущем остается незрелой. Дети до 12 лет выбирали стратегию, сулящую мгновенный ощутимый результат, несмотря на ее неэффективность в долгосрочной перспективе, т.е. они не способны оценить долгосрочные последствия своего выбора.
Не сформирована у них и система контроля своих ошибок. Это во многом объясняет сиюминутность реагирования, неспособность младших подростков предвидеть определенные последствия своих действий. Понятно, почему в профилактической работе с подростками неэффективна опора на отдаленные (даже самые страшные) последствия использования наркотиков, алкоголя, табака. Незрелость системы контроля и доминирующее желание удовлетворить свои потребности определяет и легкость формирования любого рода зависимостей (компьютерной, от психотропных веществ).
Интересно, что у подростков (по данным специальных исследований реактивности отдельных структур мозга) реакция на неудачу меньше, чем у взрослых, а чувствительность на поощрение и наказание меняется на протяжении подросткового возраста. Чувствительность к поощрению возрастает в период от 10 до 13 лет и доминирует над чувствительностью к наказанию. Это важно учитывать при выборе взрослыми тактики взаимодействия с подростками, объясняет неэффективность использования строгих мер воздействия.
Для подростков характерен поиск новых ощущений, нового опыта, новой информации, что при низком уровне контроля, склонности к импульсивным реакциям и относительной незрелости механизмов когнитивной деятельности (т.е. обеспечения логического, обоснованного и осознанного выбора) создает зону риска в проявлении эмоций, выборе информации, поведении.
Превалирование «хочу» (причем сию секунду) над «надо» затрудняет включение подростка в повседневную стандартную рутину действий и деятельности. Позитивное подкрепление, повышение эмоциональной значимости деятельности, формирование внутренней познавательной мотивации, интерес, увлеченность дают хороший результат.
Изучение особенностей функционирования так называемого социального мозга (особых функционально интегрированных систем ряда структур мозга) в подростковом возрасте сегодня очень актуально. Основной функцией социального мозга является способность реагировать на окружение – понимать мысли, чувства, эмоции окружающих людей, их намерения в основном по невербальным знакам общения (движениям, мимике, выражению глаз).
Считается, что созревание социального мозга у подростков, даже после завершения полового созревания, не достигает уровня зрелости взрослого человека.
Поэтому не стоит удивляться отсутствию чувствительности, слабости ответных реакций, непониманию чувств других и зацикленности на себе. Нотации с требованиями встать на место другого не дают никакого результата, так как подростки имеют низкую степень сочувствия и необходимы усилия, чтобы проникнуться ситуацией.
Не менее интересны исследования, характеризующие реакцию социального мозга на влияние сверстников, их одобрение, принятие в группу. Эти влияния проявляются уже в возрасте, предшествующем пубертату (с 10 лет). Зависимость от сверстников в подростковом возрасте, по мнению ряда исследователей, становится почти патологической, и происходит это на уровне нейрохимических реакций, что объясняет высокую значимость одобрения сверстниками даже самых рискованных поступков.
К размышлению взрослых
Эти данные заставляют по-иному посмотреть на отношение и педагогов, и родителей к окружению подростка. Недовольство тем, с кем дружит подросток, негативные оценки друзей, запреты на общение могут дать результат, прямо противоположный ожидаемому. При этом апеллирование к рассудку – бессмысленно, а раздражение и гнев взрослых способны вызвать ответную агрессию, нежелание даже обсуждать проблему.
Высокая чувствительность организма, неустойчивость функционального состояния, незрелость механизмов контроля, склонность к рискованному поведению, высокая привязанность к сверстникам и зависимость от их мнения создают комплекс проблем во взаимодействии взрослых с подростками в тех случаях, когда взрослые не учитывают эти особенности.
Значимость для подростка мнения сверстников определяет и тактику разрешения всех конфликтов и обсуждения любых проблем. Это возможно только один на один (никогда в классе или в присутствии сверстников), иначе всё будет восприниматься в штыки.
Я не раз обсуждала особенности подростков и тактику взаимодействия с ними как с учителями, так и с родителями. Приходится признать, что большинство взрослых не готовы, не хотят учесть эти особенности и изменить тактику общения.
«Почему я должна ломать себя?» – спросила меня недавно опытная учительница, которая пожаловалась на «ужасных шестиклассников», для которых «нет авторитетов», которые делают «только то, что им интересно», а «на последних уроках лентяйничают». Это достаточно точное описание особенностей младших подростков, для которых действительно нет авторитетов по праву старшинства; для которых важнее всего мнение сверстников; которые не лентяйничают, а просто не имеют сил активно работать на последних уроках (часто это седьмые уроки или факультативы). Не менее четко проявляется негативный настрой учителя. Налицо конфликт между педагогом и детьми, но причина конфликта в этом случае – не дети, а проблемы профессиональной компетентности педагога.
Подростков легко увлечь и заинтересовать, они с радостью включаются в общие дела, а в ожидании успеха готовы горы свернуть. Они с благодарностью откликаются на похвалу и бескорыстное желание помочь. Они готовы всё обсуждать и обо всем рассуждать, если их внимательно и с уважением слушают, если прислушиваются к их желаниям, если ценят их мнение. Они всегда готовы к общению с интересным, спокойным и доброжелательным собеседником. Важно, чтобы такие взрослые рядом с подростком были.
Характеристики поведения взрослых, которые разрушают взаимодействие с подростками
• Негативная установка – негативный настрой взрослого на трудное, конфликтное общение, на сложный, а главное, бесполезный разговор. Отрицательное мнение о ребенке или ситуации, которую необходимо обсудить,– плохой помощник оценке ситуации. Подобный настрой заставляет принять обычную улыбку ребенка за саркастическую ухмылку, а уверенный тон – за неуважение.
• Менторский тон – даже если взрослый говорит правильные слова, не унижающие подростка, не подчеркивающие его недостатки, не указывающие на его неспособность что-то сделать, но тоном давящего превосходства, это сразу же настраивает последнего на сопротивление. Громкая, интонационно жесткая, категоричная речь с первой фразы создает барьер общения.
• Неуважение, нежелание слушать и выслушать подростка не позволяет решить проблемы, а, наоборот, создает новые. Строгий взгляд (прямо в глаза) и обвинения надолго (если не навсегда) сделает общение с подростком бессмысленным, он «не услышит» ни одного слова.
Марьяна Безруких,
д.б.н., академик РАО,
директор Института возрастной физиологии РАО,
г. Москва
Младший подростковый возраст: особенности.
Читайте также:Трудности адаптации: рекомендации родителям пятиклассников.
Подростковый возраст.
Подростки — проблемы в общении со сверстниками и их решение.
Возрастные особенности детей 9-11 лет (для родительского собрания)
Добрый день! Сегодня моя задача – познакомить Вас с основными возрастами особенностями детей 4-х классов (т.е. это 9-11 лет). Но наша задача понять. Не буду бравировать терминами. Давайте схематично нарисуем нашего ребенка. У ребенка выделим три основные сферы — эмоции, физическое развитие и учебная деятельность, что нам важно.
Возраст 9-11 лет это младший подростковый возраст. В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, он является критическим, т.к. связан с разными трудностями. Подросток — это уже не ребёнок и ещё не взрослый.
«Возрастные особенности развития детей 10 лет».
Десятилетний возраст ребёнка обычно связывают с началом переходного периода, в течение которого дети постепенно присматриваются к взрослым, пока ещё только изучая правила взрослого мира, в который они готовятся полноправно вступить буквально через несколько лет. Пока что ещё рано говорить о переходном возрасте с его сложностями в общении с ребёнком, но это уже определённо предшествующий ему этап.
Физическое и умственное развитие ребенка в 10 лет.
Есть дети 10 лет, у которых в этом возрасте уже активно начинается период полового созревания. Тело ребенка претерпевает определённые перемены, что часто приводит к излишней закомплексованности или смущению.
Для детей этого возраста характерен сравнительно медленный и равномерный темп роста. Годовое увеличение роста в это время равно в среднем 4 см, веса 2 кг, окружности грудной клетки 2,2 см. Разница в физическом развитии детей разного пола в этом возрасте выражена нерезко: у мальчиков вес несколько больше, чем у девочек, но у девочек до 10—11 лет относительная длина ног к длине тела больше, чем у мальчиков.
Избыточная энергия ребёнка в этом возрасте заставляет его активно действовать. Дети в этом возрасте получают удовольствие от своей хорошей физической координации. Они ищут приключения, впечатления и физические упражнения.
Этот возраст характеризуется значительным развитием лобных долей коры головного мозга. В это время быстро развиваются анализирующая и синтезирующая функции коры головного мозга, совершенствуются двигательные центры. Все органы чувств усиленно развиваются: опорно-двигательный аппарат укрепляется; совершенствуется координация движений. Поэтому большое внимание в этом возрасте следует обращать на развитие координации движений ребёнка и формирование у него двигательных навыков. Дети в эти годы очень подвижны и любознательны, однако способность к длительному сосредоточению внимания у них невелика: они быстро утомляются.
Психологическое развитие ребёнка в 10 лет.
Десятилетние дети уже очень хорошо понимают, как устроена жизнь, поэтому в своей среде пытаются выстроить вполне взрослые отношения. В связи с этим отношения между ними всё больше и больше приобретают соревновательный характер, они всё чаще стараются проверить друг друга на прочность.
Это касается как девочек, так и мальчиков, различается лишь критерий, по которому производится та или иная оценка. Так, для девочек характерно соревнование по поводу внешности или одежды, а для мальчиков силы или смелости.В детской среде уже активно складываются компании по интересам, каждая из которых имеет своих лидеров и подчиняемых. Стараясь соответствовать тем или иным требованиям той среды, в которой ребёнок вращается, он начинает меняться, всё больше и больше отдаляясь от родителей и стремясь больше времени проводить с друзьями.
Взросление — процесс не простой. В этом возрасте дети часто начинают вести себя не совсем так, как ожидают родители. Это вызывает массу вопросов, ссор и скандалов. Лучше всего вспомните себя в этом возрасте, а потом попытайтесь понять особенности поведения вашего ребёнка. Некоторые из них можно с гордостью назвать положительными, а другие — отрицательные — хочется скорее исправить. Родителям нужно проявить терпение, ведь 10 лет — тоже непростой возраст.
Позитивные проявления
Сюда можно отнести:
ñ повышение самостоятельности, рост чувства ответственности за свои поступки;
ñ расширение интересов;
ñ появление планов на будущее.
Для того, чтобы подросток мог полностью раскрыть позитивные качества своего возраста, необходимо нормальное воспитание. Если не уделять ему внимания, не воспитывать, то позитивных сторон можно и не дождаться.
Данные проявления указывают на совершенствование психического развития у детей подросткового возраста. Главное, чтобы переход к подростковому возрасту был плавным. Для этого необходимо постепенно увеличивать нагрузку: больше ответственности, больше возможностей, достаточно общения с детьми и взрослыми.
Негативные проявления
Дети уже вполне всё понимают, но не всегда могут реагировать адекватно на происходящее. Конечно, черты детского поведения пока ещё остаются. Опять же, если не будет правильного воспитания, то негативные проявления возраста будут преобладать. Сюда относятся:
ñ частые смены настроения;
ñ огромное желание отказаться от своего детства, всего связанного с ним;
ñ протесты против запретов.
Смены поведения бывают очень бурными. Сначала всё идёт хорошо, но потом родители что-то не разрешили, за что-то отругали. Поведение меняется, ребёнок может стать агрессивным, плаксивым, раздражительным. Тут, к сожалению, мало что можно посоветовать, это особенности возраста. Родителям нужно разработать оптимальную «систему отказов». Возможно, стоит не просто говорить «нет», а объяснять причину, разговаривать. Не думайте, что в 10-11 лет ребята ещё ничего не понимают. Они многое замечают, видят и знают о жизни своей семьи.
ВАЖНО: Приобретение навыков взаимодействия с группой сверстников и умения заводить новых друзей. Развитие социальных навыков. Речевое развитие .
Учебная деятельность
Успешная учёба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — центральное место в формировании личности.
Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируется недостаточно, у ребёнка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности. Некоторые исследователи отмечают возникновение в этот переходный период кризиса самооценки. Причем недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на относительно новую сферу их жизнедеятельности — общение со сверстниками, но и на учебную деятельность. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших подростков потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.
Анализ психологических достижений ребёнка младшего школьного возраста убедительно показывает зависимость психического его развития от содержания и методов обучения.
Если процесс формирования у ребёнка проходит успешно, то появляются фундаментальные психические новообразования: произвольность психических процессов (позволяет ребёнку сознательно регулировать свое поведение, деятельность, внимание, благодаря чему ребёнок включается в учебный процесс). Произвольность — внутренняя, мотивированная, волевая регуляция своего поведения, внимания, подчинение цели деятельности.
Сформированная произвольность психических процессов является одним из основных и важнейших показателей готовности ребёнка к переходу в среднее звено, так как именно развитие произвольности обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом. Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития такие школьники могут попасть в группу неуспевающих.
ВАЖНО: Внеклассная, внешкольная деятельность. Помощь в развитии памяти (поощрение к запоминанию) плюс развитие личной мотивации к обучению.
В этот период очень важную роль играют родители, поэтому следует:
Если ребенок не хочет заниматься тем, что раньше ему очень нравилось, не нужно его заставлять. Правильным будет познакомить его с миром, показать ему те занятия, о которых он не знал. Пусть он пробует, бросает, начинает что-то другое. Следует дать ему возможность выбрать, что ему на сам деле интересно. Возможно он даже вернется к тому, что бросил. Задача родителей не ругать за закинутое дело, а помогать в изучении нового.
В возрасте 9-10 лет идет осознание взрослости. В силу увеличения нагрузок в школьной программе, ребенку нужно давать время на отдых, можно сходить с ним, например, в зоопарк. В этом возрасте он воспринимает старые, известные вещи по-новому, слышит те же самые истории по-другому. Уделяя много времени ребенку, давая ему право выбора, родители становятся ему друзьями, а это очень важно. Тогда они в его образе закрепятся как любящие и понимающие.
В этот период у ребенка начинает формироваться самооценка, для него очень важно, что о нем подумают окружающие (друзья, учителя). В такие моменты нужно больше разговаривать, помочь разобраться во всем. Только не приводить примеры, не использовать заумные фразы – это только запутает. Следует понимать, что самое важное для юного подростка – это поддержка и любовь родителей. Ему нужно знать, что к нему относятся хорошо и друзья и окружающий мир в целом.
В 9-10 лет также появляется желание познавать новое. Ребенок может начать экспериментировать со своей внешностью или внешним видом. Этого не нужно пугаться, а наоборот изучать мир с ним. Подыскать ему интересные опыты и проводить их вместе.
Для формирующегося подростка играет важную роль общение с сверстниками. Пригласите их в гости, помогите ребенку сформировать досуг, придумайте игры. Он обязательно этим заинтересуется и будет гордится своими родителями.
В период кризиса у ребенка 9-10 лет следует проживать все эмоции вместе с ним, будь то радость и счастье или разочарования и неприятности.
Желаем успехов!
В этот период очень важную роль играют родители, поэтому следует:
Если ребенок не хочет заниматься тем, что раньше ему очень нравилось, не нужно его заставлять. Правильным будет познакомить его с миром, показать ему те занятия, о которых он не знал. Пусть он пробует, бросает, начинает что-то другое. Следует дать ему возможность выбрать, что ему на сам деле интересно. Возможно он даже вернется к тому, что бросил. Задача родителей не ругать за закинутое дело, а помогать в изучении нового.
В возрасте 9-10 лет идет осознание взрослости. В силу увеличения нагрузок в школьной программе, ребенку нужно давать время на отдых, можно сходить с ним, например, в зоопарк. В этом возрасте он воспринимает старые, известные вещи по-новому, слышит те же самые истории по-другому. Уделяя много времени ребенку, давая ему право выбора, родители становятся ему друзьями, а это очень важно. Тогда они в его образе закрепятся как любящие и понимающие.
В этот период у ребенка начинает формироваться самооценка, для него очень важно, что о нем подумают окружающие (друзья, учителя). В такие моменты нужно больше разговаривать, помочь разобраться во всем. Только не приводить примеры, не использовать заумные фразы – это только запутает. Следует понимать, что самое важное для юного подростка – это поддержка и любовь родителей. Ему нужно знать, что к нему относятся хорошо и друзья и окружающий мир в целом.
В 9-10 лет также появляется желание познавать новое. Ребенок может начать экспериментировать со своей внешностью или внешним видом. Этого не нужно пугаться, а наоборот изучать мир с ним. Подыскать ему интересные опыты и проводить их вместе.
Для формирующегося подростка играет важную роль общение с сверстниками. Пригласите их в гости, помогите ребенку сформировать досуг, придумайте игры. Он обязательно этим заинтересуется и будет гордится своими родителями.
В период кризиса у ребенка 9-10 лет следует проживать все эмоции вместе с ним, будь то радость и счастье или разочарования и неприятности.
Желаем успехов!
Развитие ребенка: вехи, возраст и этапы
В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ
Возраст и этапы ГлавнаяНоворожденный1–3 месяца4–6 месяцев7–9 месяцев10–12 месяцев1 год2 года3 года4–5 лет6–12 лет13–18 лет Понимание изменений вашего ребенка Вехи роста и развития являются важной частью воспитания. По мере того, как младенцы и дети проходят ряд стадий роста, они могут столкнуться с общими физическими или эмоциональными проблемами. Педиатрические эксперты CHOC создали серию руководств по возрасту и стадии, чтобы вы могли лучше понять, через что проходит ваш ребенок, и выявить любые проблемы на этом пути.
Рост и развитие включают не только физические изменения, происходящие от младенчества до подросткового возраста, но также некоторые изменения в эмоциях, личности, поведении, мышлении и речи, которые развиваются у детей по мере того, как они начинают понимать окружающий их мир и взаимодействовать с ним. Такие навыки, как умение сделать первый шаг или впервые улыбнуться, называются вехами развития.
Дети достигают значительных успехов в том, как они играют, учатся, говорят, действуют и двигаются. Все дети развиваются в своем собственном темпе, но эти вехи дают вам общее представление об изменениях, которых следует ожидать по мере роста вашего ребенка.
Вехи развития можно разделить на следующие категории:
- Речь и язык
- Навыки одевания
- Мелкая моторика и зрительная моторика
- Навыки ухода
Дети растут в своем собственном темпе. Среди детей существует широкий диапазон здоровых форм и размеров. Генетика, пол, питание, физическая активность, проблемы со здоровьем, окружающая среда и гормоны — все это играет роль в росте и весе ребенка, и многие из них могут широко варьироваться от семьи к семье.
Врачи рассматривают диаграммы роста наряду с общим самочувствием ребенка, окружающей средой и генетическим фоном. Врач вашего ребенка может также рассмотреть следующие вопросы:
- Достигает ли ребенок других этапов развития?
- Есть ли другие признаки того, что ребенок нездоров?
- Какой рост и вес у родителей, братьев и сестер ребенка?
- Ребенок родился недоношенным?
- У ребенка началось половое созревание раньше или позже среднего?
Нет. Девочки и мальчики измеряются по разным графикам роста, потому что они растут по разным схемам и с разной скоростью. Один набор карт используется для младенцев от рождения до 36 месяцев. Другой набор предназначен для детей и подростков в возрасте от 2 до 20 лет. Кроме того, для детей с определенными заболеваниями, такими как синдром Дауна, или детей, родившихся раньше срока, можно использовать специальные графики роста.
Наблюдение за графиками роста может помочь вам или врачу вашего ребенка обнаружить любые потенциальные проблемы роста. Вот некоторые закономерности, на которые следует обратить внимание:
- Когда процентиль веса или роста ребенка отличается от шаблона, которому он следовал. Например: если рост и вес находились на линии 60-го процентиля, пока ребенку не исполнилось 5 лет, а затем рост падает до 30-го процентиля в возрасте 6 лет, это может свидетельствовать о проблеме роста, потому что ребенок не следует своим или свой обычный рост. Но изменение процентилей не всегда означает наличие проблемы. Многие дети могут демонстрировать изменения в процентилях роста на некоторых этапах развития, когда нормально, что темпы роста больше варьируются от ребенка к ребенку. Это особенно часто встречается в младенчестве и в период полового созревания.
- Если прогресс роста ребенка сильно отличается от того, что ожидается при расчете его или ее среднего роста.
- При аномально низком или высоком индексе массы тела (ИМТ 85%).
Графики роста являются полезным инструментом, но важно знать, что они не дают полной картины развития или общего состояния здоровья вашего ребенка. Если у вас есть какие-либо вопросы или опасения по поводу роста вашего ребенка или графиков роста, поговорите со своим педиатром.
Обзор доктора Мэри Чой, Pediatrics, Choc Primary Care — июнь 2021 г.
Ваша дочь в 12: вехи
Написано Webmd Editorial Apports
в этой статье
- Puberty
- Get Gets Getse Atember
- .
- Интернет и социальные сети
Вы знаете, что их ждет впереди: подростковые годы со всеми взлетами и падениями, которыми они славятся. Если вы чувствуете облегчение от того, что на торте вашей дочери еще нет 13 свечей — еще один год — вы можете подумать еще раз. Некоторые из этих изменений, возможно, уже происходят.
Половое созревание
Если оно еще не началось, половое созревание не за горами. Как только это начнется, у вашей дочери начнется всплеск роста. Они станут выше, их бедра могут расшириться, а талия сузиться. Их грудь начнет развиваться, и у них начнут расти волосы в местах, которых у них никогда раньше не было, – в области лобка, под мышками и на ногах. Благодаря гормонам все начинает меняться.
Эмоции вашей дочери могут застать вас врасплох. В какой-то момент им кажется, что они могут все. В следующий раз они чувствуют себя неудачниками. Они радуются, потом грустят, потом снова радуются. Они хотят обниматься, а затем отвергают все формы привязанности с вашей стороны. Будьте позитивны и поддерживайте. Как и всем детям, им нужно знать, что вы рядом с ними.
Их мозг физически настолько велик, насколько это возможно, но он не перестанет созревать, пока им не исполнится 20 лет. Префронтальной коре, отвечающей за контроль импульсов и организационные навыки (планирование, рассуждение и решение проблем), еще предстоит пройти несколько лет, прежде чем она полностью разовьется. Но теперь они могут выражать свои чувства и мыслить абстрактно — такими понятиями, как справедливость, равенство, политика и гражданское право. Они лучше решают проблемы и логику. Планирование и обдумывание последствий могут оставаться проблемой
Становимся более общительными
Это потому, что их социальная осведомленность набирает обороты. Время переходов и противоречий. Они центр своей собственной вселенной, но предпочитают проводить время с друзьями. Они развивают свою индивидуальность, но отчаянно пытаются приспособиться.
Используйте это в своих интересах, чтобы помочь им научиться принимать правильные решения. Подчеркните правильное решение, которое они приняли в школе или в социальной деятельности, например в спорте, и цените их индивидуальность. Приведите свои собственные примеры с друзьями. Задавайте вопросы об их мыслительном процессе и о том, как, по их мнению, он прошел. Это дает им столь необходимую самооценку, когда им приходится принимать более жесткие решения. И, в качестве бонуса, это настраивает вас на прочную основу.
Повышенная социальная активность также означает сильное воздействие давления со стороны сверстников. Они принимают решения об использовании социальных сетей, табаке, алкоголе, наркотиках и различных уровнях зрелости и интереса к сексу. Возможно, вы говорили с ними об этих темах в прошлом, но пришло время вернуться назад, потому что они видят их новыми глазами. Спросите их, что они видят и что они думают об этом. Разыграйте несколько ситуаций, в которых им, возможно, придется принять трудное решение. Напомните им, где вы находитесь с границами и последствиями.
Они могут быть чувствительными и угрюмыми, но это нормально. Депрессия выглядит иначе. Если он потерял интерес к занятиям, которые ему обычно нравятся, кажется взволнованным или беспокойным или пренебрегает своим внешним видом, возможно, пришло время поговорить с врачом или специалистом в области психического здоровья.
Депрессия может принимать форму злоупотребления наркотиками, расстройства пищевого поведения или членовредительства. Изменения в химическом составе их мозга также могут вызывать психические заболевания, такие как тревожные расстройства.
Интернет и социальные сети
То, с чем они сталкиваются в сети, имеет такое же значение, как и то, что они переживают в реальной жизни (или в реальной жизни, как они говорят). Подростки хитры и знают множество способов обойти родительский контроль, поэтому важно поддерживать разговор о безопасности в Интернете.