Взаимоотношения родителей и детей: Проблемы в отношениях родителей и детей

Читать онлайн «Родители и дети. Психология взаимоотношений» – Литрес

Предисловие

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации воспитательной практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.

Первые экспериментальные исследования в области детско-родительских отношений были начаты в 1899 году, когда Сирс в сотрудничестве с Холлом разработали опросник, выявляющий мнения родителей о наказании детей. В 30-е годы ХХ века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. На сегодня в зарубежной психологии опубликовано более 800 исследований на тему детско-родительских отношений. В отечественной психологии статистика более скромная, поэтому российский читатель испытывает определенный дефицит информации по данной проблеме. Предлагаемая книга «Психология взаимоотношений родителей и детей» призвана в какой-то мере восполнить этот дефицит.

В книге отражены различные аспекты психологии детско-родительских отношений. В первой части рассматривается природа родительского отношения, подходы к его исследованию, раскрываются основные структурные компоненты и детерминанты родительского отношения. Вторая часть посвящена генезису родительского отношения от пренатального периода до подросткового периода. В третьей части рассматриваются возможные влияния родительского отношения на личностное и когнитивное развитие ребенка, а также на возникновение нарушений психического развития.

Над книгой работал коллектив в составе: М. В. Быкова – младший научный сотрудник лаборатории «Теоретические и экспериментальные проблемы психологии развития» ПИ РАО; С. Ю. Мещерякова. – кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории «Психология дошкольного возраста» ПИ РАО; И. А. Лужецкая – ассистент кафедры общей и возрастной психологии Орловского университета; О. В. Максименко – аспирант кафедры общей и возрастной психологии Орловского университета; Е. А. Савина – доктор психологических наук, доцент кафедры общей и возрастной психологии Орловского государственного университета; Е. О. Смирнова – доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией «Психология дошкольного возраста» ПИ РАО; О. Н. Павлова, психолог д/с № 68, г. Орла, Г. Г. Филиппова – доктор психологических наук; О. Б. Чарова – аспирант кафедры общей и возрастной психологии Орловского университета; Э. Г. Эйдемиллер – доктор медицинских наук, профессор, зав. курсом детско-подростковой психотерапии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. Авторы надеются, что данная книга окажется нужной и полезной для психологов и представителей смежных профессий, которые работают в области детско-родительских отношений.

Е. А. Савина, Е. О. Смирнова

Часть первая


Детско-родительские отношения: основные понятия и подходы

1. Родительские представления и установки

[1]
1.
1. Определение понятий

Термин «родительские представления» является чрезвычайно широким и включает целый ряд разнообразных понятий, таких, как установки, ценности, восприятия ребенка и самих родителей, представления и ожидания, связанные с развитием ребенка.

Родительские представления включают оценку того, что ребенок может или не может делать, знание о процессах его когнитивного и социального развития, роли родителей в жизни детей, целях обучения ребенка, предпочитаемых способах его дисциплинирования. Родительские представления оказывают большое влияние на родителей и детей, являясь источником воспитательных стратегий. Они обеспечивают родителей средствами для защиты их собственной самооценки, создавая некие стандарты и эталоны, в соответствии с которыми оценивается выполнение родительской роли и устанавливаются ограничения для различных аспектов родительской ответственности. На основе родительских представлений строятся причинные объяснения детского поведения.

Родительские установки можно определить как готовность родителей действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально-ценностного отношения к элементам данной ситуации. Установки – это стереотипные правила поведения, которые могут выражаться в практических действиях, словах, жестах и т. п. Действуя на основе своих сложившихся установок, родители как бы следуют готовым шаблонам.

Родительские представления происходят из нормативных, культурно заданных идей и ожиданий, а также из конкретной социально-психологической ситуации жизни родителей. Нет сомнения в том, что детские характеристики, такие, как пол, возраст, физическая привлекательность, и др. влияют на родительские представления. Однако такое влияние просто иллюстрирует наличие нормативных культурных представлений относительно пола, физической привлекательности ребенка и т. д. С другой стороны, исследования свидетельствуют, что родительские представления приспосабливаются к конкретному ребенку (точнее, к родительскому восприятию ребенка), если поведение ребенка отклоняется от нормы. В этом случае родители изменяют имеющиеся представления или конструируют новые.

По мере взросления ребенка родительские представления автоматизируются, стереотипизируются и становятся более доступными для актуализации. В этом смысле родительское поведение становится более прогнозируемым и лучше понимается ребенком, что уменьшает его стресс и обеспечивает ребенку некую модель для интерпретации каждодневных событий (McGillicuddy-De Lisi, 1985).

Исследования показывают, что родительские представления остаются относительно неизменными в течении достаточно длительного периода времени. В отдельных исследованиях указывается период в 3,5 года (Hock, Lindamood, 1981), в других – 8 лет (McNally, 1991).

По своему характеру родительские установки являются сложными и противоречивыми, что может быть обусловлено внешними и внутренними конфликтами родителей. Например, это может быть конфликт между собственными представлениями о воспитании ребенка и советами родственников или между собственными представлениями родителей и требованиями общества. Амбивалентные представления чаще всего встречаются в таких областях, как степень родительского вмешательства в жизнь ребенка, зависимость ребенка или его автономия, баланс потребностей членов семьи. Наиболее компетентные и эффективные родители способны изменять свое поведение в соответствии с требованиями ситуации.

Родительские представления выполняют две взаимосвязанные функции: функцию интерпретации и прагматическую функцию (Rodrigo, Triana, 1996). Так, воспринимая конкретную ситуацию взаимодействия с ребенком, родитель интерпретирует ее, опираясь на собственные представления. Например, нарушение ребенком родительских норм может рассматриваться родителем как акт непослушания или, напротив, как попытка ребенка достичь независимости и автономии.

Прагматическая функция родительских представлений состоит в том, что они помогают родителям планировать свои воспитательные действия. Обе функции – интерпретации и прагматическая – взаимосвязаны. Например, когда родитель общается с ребенком, он нуждается в умственной репрезентации эпизода общения для того, чтобы понять его. Далее он прогнозирует, какие его действия наиболее подойдут для данной ситуации. Представления являются начальной точкой для принятия решений или для того, чтобы сделать вывод о ситуации (Rodrigo, Triana, 1996).

В родительских установках принято выделять три компонента: оценочный, когнитивный и интенциональный (Ajzen, Fishbein, 1980). Оценочный компонент – это оценка родителями объекта или ситуации воспитания. Когнитивный компонент состоит в системе знаний или идей, которые рассматриваются как достоверные и используются для построения стратегии и тактики воспитания ребенка (Sigel, 1985). Наконец, поведенческий компонент родительских установок заключается в намерении или интенции вести себя определенным образом по отношению к ребенку. Другими словами, это конкретная практика воспитания ребенка.

Кроме этих трех базовых компонентов установок, выделяют еще ценности родителей, восприятие ребенка родителем и восприятие родителями самих себя. Ценности часто используются как синоним установок, они рассматриваются как некая абстрактная воспитательная цель (например, воспитать счастливого ребенка). Восприятие ребенка (например, насколько труден ребенок) связано непосредственно с реакциями на его поведение. Наконец, важным является также то, как родители воспринимают себя в своей роли и свои отношения с ребенком.

Исследования показывают, что на характер установок по отношению к ребенку влияет социально-экономический статус родителей. Матери, принадлежащие к низкому социально-экономическому классу, отличаются дисциплинарной строгостью, чувствуют себя менее ответственными за детские проблемы по сравнению с матерями, принадлежащими к среднему классу. Матери, принадлежащие к среднему классу, имеют более позитивные установки по отношению к независимости детей (Sigel, 1985). Матери, принадлежащие к рабочему классу, поощряют у детей послушание, хорошие манеры и чаще используют принуждение по отношению к собственным детям (Kohn, 1963). По мнению Коха, это связано с тем, что для рабочих профессий характерны такие ценности, как подчинение авторитетам, способность следовать инструкции. Более высокий профессиональный уровень матерей обусловливает другие ценности, такие, как саморегуляция, инициативность и креативность.

 

Установки относительно воспитания также связаны с удовлетворенностью браком. Матери в счастливых браках показывают большую теплоту по отношению к детям, больше поощряют детей к независимости и меньше раздражаются по поводу негативного поведения детей (Goldberg, Easterbrooks, 1984).

1.2. Подходы к изучению родительских представлений и установок

Исследование родительских представлений началось в 60–70 годы в контексте изучения закономерностей межличностного познания.

Существует четыре теоретических подхода, в рамках которых исследуются родительские представления. В первом подходе родительские представления отождествляются с каузальными атрибуциями, которые опосредуют родительское поведение. Возникновение атрибуций связано с конкретной практикой воспитания ребенка и историей жизни самого родителя. Причинное объяснение детского поведения родителями определяет конкретные воспитательные практики. Например, выявлено: если матери полагают, что ребенок способен нести ответственность за свое негативное поведение, то они выбирают более строгие дисциплинарные техники (Dix, Gruesec, 1985).

В русле информационно-процессуального подхода родительские представления рассматриваются как медиатор, фильтрующий опыт взаимодействия с ребенком и результирующий определенные родительские стратегии. Миллс и Рубин (Mills, Rubin, 1990) описали информационно-процессуальную модель родительских представлений в отношении детской социальной компетентности. Согласно этой модели, родители устанавливают задачи социализации ребенка, которые определяют их воспитательные стратегии. Такое поведение родителей называют проактивным. Когда ребенок не отвечает задачам социализации, то используются реактивные стратегии. Родительское поведение определяется оценкой личности ребенка, качеством детско-родительских отношений, а также оценкой того, какие стратегии будут наиболее эффективными. Эмоциональные ответы родителей на поведение детей опосредуют связь представлений со стратегией. Родительские реакции на детское поведение зависят от того, насколько родитель уверен в детских умениях. Авторы утверждают, что изменения в родительских представлениях зависят от увеличивающегося знания родителей о ребенке. По мере взросления ребенка матери становятся все менее заинтересованы в дополнительной информации, и их поведение чаще всего опирается на те представления, которые сформировались в первые годы жизни ребенка. Таким образом, представления остаются достаточно стабильными во времени.

Третий подход, конструктивистский, в рамках которого родительские представления рассматриваются не как медиатор между факторами окружения и родительскими стратегиями, а как начальная точка для взаимодействия родителя и ребенка. Родительские представления о ребенке понимаются по аналогии с личностными конструктами Келли, которые берут свое начало в опыте человека и служат для того, чтобы управлять поведением человека. Основная идея этого подхода состоит в том, что родители самостоятельно конструируют собственные идеи о детстве, о развитии ребенка, о сущности воспитания, хотя и используют для этого различные источники (McGillicuddy-De Lisi, 1980).

Наконец, четвертый подход, транзактный, акцентирует роль культуры как источника родительских представлений (Valsiner, 1989; Palacios, 1990). Палисиос (Palacios, 1990) выделяет традиционный, современный и парадоксальный типы родителей в зависимости от их образа жизни. Традиционный характерен для сельских жителей с низким уровнем образования, пессимистическими ожиданиями и минимальной верой в возможность повлиять на развитие ребенка. Для современного типа родителей характерны высокий образовательный ценз, вера в возможность повлиять на развитие ребенка. Современный тип родителей преобладает в городской местности. Для родителей парадоксального типа характерен средний и ниже среднего образовательный уровень, они не рассматривают себя в качестве главной фигуры в развитии ребенка, а верят, скорее, в детерминизм среды.

В транзактном подходе культура рассматривается в качестве регулирующего контекста семейной системы. Семейные ритуалы и традиции образуют семейный культурный код, который регулирует взаимодействие между членами семьи. Родительские представления рассматриваются как часть семейного кода (Sameroff, Fiese, 1992). Согласно транзактному подходу, родительские представления – достаточно статичные феномены и мало подвержены изменениям.

1.3. Виды родительских представлений

Существует несколько классификаций родительских представлений. Так, выделяют описательные и инструментальные представления. Описательные включают знание о том, как дети развиваются или как родители влияют на детей (например, «Большинство детей должно самостоятельно ходить в туалет к 15 месяцам»). Другой вид представлений – это инструментальные, то есть представления о способах, которыми родители достигают частных воспитательных целей (например, «Я считаю, что физическое наказание – лучший способ дисциплины»). Исследователи обнаружили около 5000 таких родительских идей.

Сигел (Sigel, 1985) различает глобальные представления и представления-праксис. Первые содержат знание о фактах, связанных с развитием ребенка и его воспитанием (декларативное знание), вторые содержат знание о том, как выполнять те или иные действия по отношению к ребенку (процедурное знание). Чрезвычайно важным является вопрос о связи представлений и установок с реальным поведением родителей. Однако исследование такой связи встречает определенные трудности, так как реальное родительское поведение детерминировано многими факторами, а не только представлениями или установками.

Показано, что глобальные представления или установки не обнаруживают прямой связи с поведением родителей. Реализация таких глобальных представлений в поведении опосредована конкретными установками и самим контекстом поведения. Например, родитель может иметь позитивные установки относительно физического наказания ребенка и одновременно конкретные представления о том, когда шлепать ребенка наиболее приемлемо. Вдобавок, если контекст ситуации не является подходящим для физического наказания ребенка (например, присутствие других людей), то родитель может сдерживать такое поведение.

Представления-праксис, то есть знание о том, как надо действовать, непосредственно связаны с конкретным поведением индивида. Например, родители могут считать, что когнитивное развитие ребенка – это функция его окружения (глобальное представление). Но родители также могут полагать, что лучший способ обучения ребенка – это его ободрение (представление-праксис).

Многие исследователи выделяют два типа глобальных родительских представлений: средовые и конструктивистские. Родители со средовыми представлениями считают, что главным источником влияний является окружающая среда, следовательно, ребенок должен быть защищен от плохих влияний. Детское поведение – результат родительской активности, действия ребенка должны соответствовать социальным нормам. Родительская дисциплина чрезвычайно важна, в то время как ребенок лишь пассивно моделируется в воспитании. Конструктивистски ориентированные родители считают, что развитие ребенка – результат взаимовлияний среды и собственных характеристик ребенка, что ребенок – активный агент собственных достижений, а детское поведение зависит от способа реагирования ребенка на воздействие окружающей среды. Дети должны понимать нормы, чтобы следовать им, а развитие у них самоконтроля должно быть целью родительской практики (Palacios, 1990; McGilicuddy-Delisi, 1985; Rodtrgo, Triana,1996).

Родриго и Триана (Rodrigo, Triana, 1996) описали следующие образы родителей и воспитательные цели родителей с конструктивистскими и средовыми представлениями (таблица 1).

Таблица 1.1. Образы родителей и воспитательные цели у родителей с конструктивистскими и средовыми представлениями

1.4. Качество родительских установок и позиций

А. С. Спиваковская (Спиваковская, 1988) вводит понятие «родительская позиция», понимая под этим совокупность родительских установок. Родительская позиция – это целостное образование, реальная направленность воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания. То, какая именно родительская позиция реализуется во взаимодействии с ребенком, зависит прежде всего от соотношений между осознаваемыми и неосознаваемыми мотивационными тенденциями. Родительские позиции как совокупность установок родителей во взаимодействии с ребенком существуют в трех планах: эмоциональном, когнитивном и поведенческом.

А. С. Спиваковская считает, что родительская позиция обладает качествами адекватности, динамичности и прогностичности.

Адекватная позиция– это наиболее близкая к объективной оценка психических и характерологических особенностей ребенка и построение воспитания на основе такой оценки. При неадекватной позиции родители как бы не видят своего ребенка, воспринимают его искаженно, не различают его реальных и приписываемых ему качеств. Распространены ошибочные оценки умственного развития, переоценка способностей и указание на мнимое отставание в интеллектуальном развитии, недооценка эмоциональных переживаний детей, игнорирование реальных и закономерных трудностей ребенка при подчеркивании странностей его поведения. Иногда неадекватное родительское поведение приобретает характер тотального неприятия личности ребенка. Неадекватное представление о ребенке, приписывание ему незрелости, слабости, роли «маленького», «младшенького», навязывание представления о беспомощности, зависимости, невозможности существования без матери определяется как «инфантилизация». Другой вид искаженного видения ребенка – инвалидизация – состоит в недооценке психофизических данных ребенка, приписывании ему болезненности. Социальная инвалидизация заключается в обесценивании точки зрения ребенка, его планов, намерений, интересов, приписывание ему социальной несостоятельности, дурных наклонностей, социальной малоуспешности.

Качество динамичности отражает степень подвижности родительских позиций, способность к изменениям форм и способов взаимодействия с детьми. Ригидная позиция – это выработанные в семье способы воздействия, которые годами применяются по отношению к уже изменившимся детям. Форма взаимодействия с ребенком в этом случае не зависит от ситуации и его возраста. Это относится к формам наказания, контроля за поведением, использованию речевых штампов.

Под прогностичностью позиции понимается способность родителей к предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка и построению взаимодействия с ним с учетом такого предвидения.

В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции в таких семьях неадекватны, утрачивают качество гибкости, становятся чрезмерно устойчивыми, неизменными и непрогностичными.

Родительская позиция может быть осознаваемой, когда отношения и взаимодействие с ребенком отрефлексированы родителем, или неосознаваемой, когда взаимодействие родителя с ребенком подчинено влиянию неосознаваемой мотивации родителя.

Итак, родительские представления или установки – это сложный социально-психологический феномен, включающий когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Представления и установки являются культурно обусловленными и, как правило, мало изменяются по мере взросления ребенка. Они образуют тот фундамент, на котором строится реальное поведение родителей, хотя реализация этих установок в поведении родителя опосредована многими объективными и субъективными факторами. Выделяют глобальные представления, которые являются общим знанием о развитии и воспитании ребенка, и представления-праксис, которые непосредственно связаны с практикой воспитания ребенка. Родительские представления обладают качеством адекватности, динамичности и прогностичности.

Отношения родителей и детей — аргументы ЕГЭ

Тезисы
  • Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений
  • Советы родителей очень много значат для детей
  • По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах
  • Не заботиться о своих родителях — значит предать их
  • Не всегда родители несут добро своим детям
  • Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы
  • Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке
  • Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал

Аргументы

И. С. Тургенев «Отцы и дети». В данном произведении мы видим самый настоящий конфликт поколений. К поколению «отцов» можно отнести Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых. Поколение «детей» — это Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Молодые люди придерживаются одних и тех же взглядов: они говорят, что являются нигилистами — людьми, отрицающими общепринятые ценности. Старшее поколение не понимает их. Конфликт доходит до ожесточенных споров и дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Постепенно Аркадий Кирсанов осознает, что его ценности не совпадают с учением Базарова, и возвращается в семью.

 

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Остапу и Андрию отец не только хочет дать приличное образование, но и сделать их настоящими воинами, защищающими Родину. Тарас Бульба не может простить Андрию предательства (он переходит на сторону врага из-за любви к полячке). Несмотря на, казалось бы, отцовскую любовь, он убивает своего сына. Тарас Бульба гордится Остапом, старшим сыном, сражающимся с врагом самоотверженно, изо всех сил.

 

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Источником счастья для Фамусова являются деньги. Он любит свою дочь Софью, желает ей всего самого наилучшего, поэтому приучает девушку только к мыслям о финансовом благополучии. Софье Фамусовой чужды такие взгляды, она старательно прячет свои чувства от отца, потому что знает, что ее не поддержат. Совсем по-другому обстоят дела с Молчалиным, которого отец учил всегда и везде искать выгоду: он во всем следует этому принципу. Родители, желая обеспечить счастье своих детей, передали им свои взгляды на жизнь. Проблема лишь в том, что эти самые взгляды являются неверными.

 

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Отец, отправляя Петра Гринева на службу, сказал очень важную и правильную вещь: «Береги рубаху снову, а честь смолоду». Слова отца стали для молодого человека важнейшим нравственным ориентиром. В самых сложных условиях, грозящих смертью, Петр Гринев сохранил свою честь. Для него было по-настоящему важно не предать отца и Родину. Этот пример — яркое подтверждение того, что наставления родителей помогают ребенку усвоить важнейшие нравственные ценности.

 

А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Дуня совершила безнравственный поступок: сбежала из родительского дома с Минским, который остановился на их станции. Отец ее, Самсон Вырин, не смог без дочери: он решил пешком отправиться в Петербург, чтобы найти Дуню. Однажды ему посчастливилось увидеть девушку, но Минский прогнал старика. Спустя время рассказчик узнал, что смотритель умер, а предавшая его Дуня приезжала на могилу с тремя барчатами и долго пролежала там.

 

К.Г. Паустовский «Телеграмма». Катерина Петровна очень любила свою дочь Настю, живущую в Ленинграде очень яркой, насыщенной жизнью. Только девушка совсем забыла о своей старой матери, она даже не пыталась найти время, чтобы навестить ее. Даже письмо Катерины Петровы о том, что она совсем плоха стала, Настя не воспринимает серьезно и не рассматривает возможность немедленно ехать к ней. Только известие о том, что мать умирает, вызывает у девушки чувства: Настя понимает, что никто ее так не любил, как Катерина Петровна. Девушка едет к матери, но уже не застает ее в живых, поэтому чувствует вину перед самым дорогим для нее человеком.

 

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Родион Раскольников искренне любит свою мать и сестру. Говоря о мотивах убийства старухи-процентщицы, он сообщает, что на самом деле хотел помочь матери. Герой пытался выбраться из вечной нищеты, неблагополучия. Закладывая часы, он с трепетом вспоминает отца, которому принадлежала вещь.

 

Л.Н. Толстой «Война и мир». В произведении мы видим несколько семей, в основе жизни которых лежат абсолютно разные нравственные принципы. Князь Василий Курагин — человек безнравственный, готовый пойти на любую подлость ради денег. Его дети руководствуются точно теми же принципами: Элен выходит замуж за Пьера Безухова ради получения части огромного наследства, Анатоль пытается сбежать с Наташей Ростовой. Совсем иная атмосфера царит у Ростовых: они наслаждаются природой, охотой, праздниками. И родители, и дети — люди добрые, отзывчивые, не способные на подлость. Князь Николай Болконский воспитывает своих детей в строгости, но эта строгость идет им во благо. Андрей и Марья Болконские — люди нравственные, настоящие патриоты, как и их отец. Мы видим, что между родителями и детьми существует тесная взаимосвязь. От мировоззрения родителей зависит мировоззрение детей.

 

А.Н. Островский «Гроза». В семье Кабанихи отношения построены на страхе, жестокости, лицемерии. Ее дочь Варвара прекрасно научилась врать, чему хочет научить и Катерину. Сын Тихон вынужден во всем беспрекословно подчиняться матери. Все это приводит к ужасным последствиям: Катерина решается на самоубийство, Варвара сбегает из дома, а Тихон решает «восстать» против Кабанихи.

 

А. Алексин «Раздел имущества». Верочку вырастила бабушка Анисья: она буквально поставила ребенка, перенесшего тяжелую родовую травму, на ноги. Девочка называет бабушку своей мамой, что вызывает недовольство настоящей матери. Конфликт постепенно накаляется и заканчивается судом, на котором делится имущество. Больше всего Верочку поражает то, что ее родители оказались настолько черствыми, неблагодарными людьми. Девочка тяжело переживает ситуацию, она пишет родителям записку, где определяет себя как имущество, которое должно отойти бабушке.

Путь к гармонии для родителей и их взрослых детей

Сохраненные истории

«Как построить жизнь» вопросы смысла и счастья. Щелкните здесь, чтобы прослушать серию его подкастов о счастье во всем: Как построить счастливую жизнь .


Молодые люди «великодушны, ибо они еще не смирены жизнью и не испытали силы необходимости», — писал Аристотель в Риторика . «Они думают, что знают все, и уверенно утверждают это». Когда люди моего возраста жалуются на «детей в наши дни», они часто косвенно наносят удар по своим собственным маленьким взрослым детям. Могу себе представить, что, должно быть, чувствовал в ответ сын Аристотеля, Никомах: отец, вероятно, раздавал неприятные советы («Никто никогда не возьмет тебя на работу, если ты будешь ходить со своими хламидами , свисающими, как обычный преступник»), заставил Никомаха почувствовать себя виноват (« убьет вас, если вы посетите бедную proxenos время от времени?»), относился к нему так, как будто он ничего не знал («Я написал Никомахову этику — вы могли бы взглянуть на нее»), и поднимал темы, о которых он не хотел говорить. («Должен ли я оставить для вас место в этом году в лицее?»).

В своей работе я слышу обе стороны этой истории. Мое исследование сосредоточено на счастье во второй половине жизни, и я учу молодых людей быть счастливыми. То, что я слышу от них, совпадает с более широкими выводами из исследований отношений между родителями и детьми: они являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на благополучие обоих поколений. Когда они хороши, они прекрасны: молодые люди и их родители, воспринимающие свои отношения как хорошие, ассоциируются с низким психологическим стрессом и высокой удовлетворенностью жизнью. Но они также могут быть одной из самых натянутых связей в жизни родителей или детей.

Независимо от того, являетесь ли вы родителем, взрослым ребенком или и тем, и другим, у вас есть возможность сделать все более гармоничным и воспользоваться всеми преимуществами крепкой связи. Чтобы достичь этого, вы должны сделать что-то нелогичное, но простое: снизить свои ожидания. Ни родители, ни взрослые дети не должны быть идеальными, чтобы отношения были удовлетворительными и здоровыми. С более низкими ожиданиями вы можете вырваться из детской динамики (своей и их) и сформировать связь, основанную на взаимном уважении во взрослом возрасте.


Хотите быть в курсе того, что пишет Артур? Подпишитесь, чтобы получать электронное письмо каждый раз, когда выходит новая колонка.


Даже в самых лучших ситуациях напряжение между взрослыми поколениями в семье нормально. По словам одной пары исследователей, многие связи между родителями и детьми ослабевают из-за «взаимных уступок между автономией и зависимостью и напряжения между беспокойством и разочарованием».

Одним из распространенных источников напряженности является несоответствие между взглядами взрослых детей и их родителей на свои отношения и ролями, которые каждый из них играет, другими словами, несоответствие ожиданий. Родители могут думать, что отношения более гармоничны и приятны, чем думают их взрослые дети, в то время как взрослые дети могут рассматривать преимущества связи с точки зрения обмена помощью. В аристотелевских терминах можно сказать, что родители считают отношения более внутренними; дети считают это более инструментальным. Между тем, дети склонны думать, что они делают больше, чтобы помочь, чем думают их стареющие родители. И отцы сообщают о более высоком уровне вовлеченности в отношения, чем их взрослые дети. Все это может вызвать обиду, что вполне естественно, когда люди, которых вы любите, не оправдывают ваших ожиданий; еще хуже, когда другая сторона, кажется, даже не замечает.


Послушайте, как Артур Брукс и экономист Эмили Остер исследуют, что значит быть идеальным родителем и почему гибкость может иметь решающее значение.

Слушайте и подписывайтесь: Apple Podcasts | Спотифай | Сшиватель | Гугл | Карманные слепки


Распространены и другие сферы неудовлетворенных ожиданий: взрослые дети могут показаться нечестолюбивыми родителям, которые рано сводят концы с концами; они могут отказаться от брака или детей к разочарованию или неодобрению своих родителей. Родители могут отказываться от финансовой поддержки таким образом, который взрослым детям кажется эгоистичным, или проявлять больший интерес к собственной жизни, чем к жизни своих детей и внуков.

Самая крайняя форма неудовлетворенных ожиданий — нарушение ценностей, когда взрослый ребенок отвергает что-то из основных убеждений родителей. Это может полностью разрушить отношения, и это поразительно распространено. Исследователи, написавшие в журнале Journal of Marriage and Family в 2015 году, обнаружили, что около 11 процентов матерей в возрасте от 65 до 75 лет, имеющих по крайней мере двух взрослых детей, полностью отчуждены по крайней мере от одного из них. Они обнаружили, что причиной многих из этих отчуждений был конфликт ценностей (например, общение с «неправильной» толпой), в то время как нарушение социальных норм (например, отсев из средней школы) обычно не было. Для взрослых детей это означает, что ваша мать (или отец), вероятно, больше заботятся о том, во что вы верите и как вы это выражаете, чем о том, как вы живете.

Ждать, пока ваш родитель или ребенок соберутся вместе, вероятно, не является рецептом успеха в ваших отношениях. Исследования показывают, что многие отношения между родителями и детьми остаются натянутыми по мере старения всех участников — явление, частично объясняемое теорией, известной как «гипотеза раскола в развитии». Важно действовать. Я рекомендую использовать следующие три стратегии, которые сокращают три распространенных вредных паттерна.

1. Не пытайтесь читать мысли.

С годами многие семьи склонны предполагать, что для общения не нужно говорить, что все понимают друг друга, не говоря ни слова. Это приглашение к недопониманию. Факты показывают, что лучше иметь четкую семейную политику: говорить за себя и слушать других. Один из способов сделать это — проводить регулярные семейные собрания, на которых каждый из вас может озвучить волнующие вас вопросы до того, как они перерастут в серьезную проблему или недопонимание. Суть не в том, чтобы просить кого-либо изменить свою реакцию на ваши действия или чувства; это дать им возможность услышать вашу точку зрения и ответить, прежде чем вы начнете предполагать, что знаете, каков будет их ответ.

2. Живите
своей жизнью, но не просите их изменить их ценности.

Отчуждение в семьях — это трагедия, возможно, неизбежная в случаях жестокого обращения, но предотвратимая во многих столкновениях гордыни. Вы должны сами решить, оправдан ли раскол, но, как показывает приведенное выше исследование, стареющие родители с большей вероятностью примут образ жизни, с которым они не согласны, чем примут своих детей, говорящих им, что их ценности неверны, что они могут воспринять как личное неприятие. .

Возможно, это звучит морально непоследовательно или даже лицемерно, но это не так. У меня много ценностей, которых я не разделяю с близкими. Я все еще могу постоянно сосуществовать с этими различиями во мнениях, не чувствуя обиды или гнева, именно потому, что я не ожидаю, что кто-то другой передумает. А поскольку я не настаиваю на соглашении, нет причин для ссоры.

3. Не относитесь к своей семье как к эмоциональным банкоматам.

Когда люди относятся к своей семье как к одностороннему клапану помощи и совета — обычно родители дают, а дети получают — обида, по иронии судьбы, имеет тенденцию идти в обоих направлениях: визиты и звонки становятся утомительными, повторяющиеся интервью вместо разговоров. Я считаю, что это связано с задержкой развития отношений. Например, возможно, мама и папа все еще относятся к вам как к малолетке; между тем, вы редко или никогда не спрашиваете об их жизни и не проявляете к ним истинного человеческого интереса.

Вместо того, чтобы ожидать, что члены вашей семьи будут бездонными источниками помощи и мудрости, или научиться переставать постоянно давать вам непрошенные советы, возьмите на себя инициативу и относитесь к своей семье так же, как вы относитесь к своим друзьям, и щедро давая, и с благодарностью принимая эмоциональная поддержка. Исследования показывают, что отношения могут быть значительно улучшены, когда взрослые дети и их родители относятся друг к другу как к личностям с прошлым и ограничениями; другими словами, как сверстники.

Если ваши отношения с родителями или взрослыми детьми особенно трудны, работа над их улучшением может показаться безнадежной. Но сдаваться почти наверняка было бы ошибкой, потому что «эти люди» — это либо ваше прошлое, либо будущее. По словам поведенческого генетика Роберта Пломина, наши когнитивные способности, интересы и личностные черты с возрастом все больше и больше напоминают наших родителей. В молодости я думал, что сильно отличаюсь от своего отца; теперь я слышу его голос почти каждый раз, когда открываю рот.

Ваши дети дают редкую возможность заглянуть в ваше собственное прошлое; твоих родителей, твоего будущего. Отказаться от этого означает потерять понимание себя, что является упущенной возможностью обрести самопознание и добиться прогресса как личности. Снижение ваших ожиданий и любовь к ним, несмотря на их недостатки, вполне может быть лучшим вложением, которое вы когда-либо делали.

Трение в отношениях между родителями и детьми и как его преодолеть

Перейти к содержимому

Предыдущее Следующее

Прежде чем завести детей, будущие родители часто воображают, что их отпрыски будут более склонны к сотрудничеству и общению, чем те, кого они видят вокруг себя. В конце концов, дети создаются путем объединения частей личности, физических качеств и умственных способностей каждого из родителей. Как ты мог не ладить с миниатюрной версией себя?

Правда в том, что, хотя дети могут иметь общие черты и привычки со своими родителями, они сами по себе. Их решения, мотивы и предпочтения могут сильно отличаться от ваших собственных. Это может привести к трениям в отношениях между родителями и детьми. Это состояние раздраженного несогласия возникает в любом возрасте и по разным причинам. Что вызывает трения между родителями и детьми? Как родители могут исправить основные причины этой дисфункции?

Основные причины трений

Когда возникают разногласия, очень важно найти основную причину разногласий. Это позволит вам сформулировать эффективный план по нейтрализации плохих чувств. Это распространенные причины трений в отношениях между родителями и детьми.

  • Когда ваш ребенок не получает эмоциональной поддержки и позитивного внимания, которого он так жаждет, он может решить действовать. Этот крик о внимании может проявляться в виде истерик, отказа от сотрудничества или даже насильственных действий, таких как удары кулаком.
  • Родителям, которых тянут в разные стороны, бывает трудно выполнять все их требования. Разногласия возникают, когда ваша потребность в отдыхе или заботе о себе уступает место нуждам других людей, находящихся на вашем попечении.
  • Высокие ожидания родителей могут обеспечить детям успех на всю жизнь. С другой стороны, нереалистичные или жесткие ожидания имеют противоположный эффект. Согласно недавнему исследованию, когда родители устанавливают ожидания, дети более склонны к неудачам, когда сталкиваются с непреклонными стандартами. Это может усилить трения между родителями и детьми.

Как только вы расшифруете причину проблем, что вы можете сделать, чтобы их исправить?

Устранение разногласий

Используйте эти методы, чтобы справиться с проблемами, вызывающими разногласия в вашем доме, и внести спокойствие в отношения между родителями и детьми.

  • Проверьте себя. Вы заботились о себе? Снизьте собственный уровень стресса, занимаясь любимыми делами, посещая тренажерный зал и придерживаясь здоровой диеты. Позаботьтесь о своих потребностях, чтобы у вас была энергия, чтобы помочь ребенку разобраться в его проблемах.
  • Слушайте своего ребенка. Старайтесь воздерживаться от суждений и вести себя спокойно, когда они говорят то, с чем вы не согласны. Посмотрите на ситуацию с их точки зрения, чтобы получить чуткое понимание их разочарования.
  • Сделайте общение семейной ценностью. Регулярные семейные ужины и специальные встречи один на один с каждым ребенком дают родителям возможность обсудить проблемы до того, как они станут большими проблемами.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts