Закаливание детей раннего возраста в детском саду: Закаливание детей раннего возраста

Закаливание детей раннего возраста

Основная цель закаливания – повышение сопротивляемости организма ребенка к неблагоприятным факторам окружающей среды. Это значительно снижает частоту заболеваний, ведь закаленным детям не страшны ни сильные ветра, ни перепады температуры, ни переохлаждение. Подготовленный организм готов дать отпор простуде! Закаливание улучшает работу внутренних органов, способствует развитию мышц, активизирует процессы обмена веществ, укрепляет нервную систему. Начинать закаливание можно уже с двухнедельного возраста после осмотра ребенка педиатром и одобрения оздоровительных процедур с его стороны. Чтобы хорошее начинание действительно принесло пользу, родители должны придерживаться ряда правил:

Закаливать малыша нужно круглый год – перерывов быть не должно, а интенсивность и продолжительность закаливающих процедур необходимо постепенно повышать.

Регулярность выполнения процедур – это залог успешного закаливания. Если же вы будете выполнять их «раз от раза», то вряд ли стоит ожидать положительных результатов.

Постарайтесь проводить все процедуры в форме игры. Эффект закаливания лишь усилится, если малышу будет нравиться этот процесс. Берите на вооружение все, что любит ваш малыш, – игрушки, стишки, песенки, картинки. Импровизируйте, чтобы крохе было весело и интересно.

Рекомендуется сочетать закаливание с массажем, так развитие ребенка будет гармоничным, а самочувствие хорошим.

Как свидетельствует медицинская статистика, дети, которых закаляют родители, имеют более крепкий иммунитет и примерно в 3,5 раза меньше болеют ОРВИ, чем их незакаленные сверстники.

Ни в коем случае не допускайте перегревания или переохлаждения ребенка во время процедур. Терморегуляция у малышей еще несовершенна, и колебания температуры тела для них – норма. Но ведь закаливание ни в коем случае не должно идти во вред! Поэтому внимательно следите за температурой воздуха и воды, не переусердствуйте с пребыванием малыша на солнце. Всегда подбирайте для ребенка подходящую по погоде одежду и обувь и защищайте его голову от солнца.

Очень хорошо, когда закаляется сразу вся семья. Во-первых, это полезно для здоровья домочадцев, а во-вторых, вы послужите прекрасным примером для своего ребенка.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.

Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой.

К специальным закаливающим процедурам относятся:

  • закаливание воздухом (воздушные ванны),
  • закаливание солнцем (солнечные ванны),
  • закаливание водой (водные процедуры).

Итак, начнем с самого простого вида закаливания – свежим воздухом. К нему относят проветривание комнаты, воздушные ванны во время пеленания и прогулки. Самой первой процедурой для малышей является проветривание. Груднички тратят очень много энергии и потребляют большое количество кислорода, поэтому постоянное поступление свежего воздуха крайне необходимо для хорошего самочувствия. Проветривать комнату, в которой находится ребенок, необходимо в любое время года.

Летом окно или форточка должны быть открыты постоянно, а зимой комнату проветривают пять раз в день. Причем малыша не нужно уносить из комнаты на время проветривания, достаточно просто укрыть его одеяльцем. Исключение составляет сквозное проветривание. Оптимальная температура воздуха в комнате, где находится малыш, – 20–22 °С.

Еще один вид закаливания – воздушные ванны во время пеленания. Со здоровым ребенком такую процедуру можно проводить уже в роддоме. Суть ее заключается в том, что крохе дают полежать на животе на пеленальном столике во время пеленания и смены подгузников. Вначале продолжительность этой процедуры составляет 1–2 минуты, но постепенно, раз в неделю, можно прибавлять по 2 минуты. Таким образом, в полгода малыш будет наслаждаться воздушными ваннами уже по полчаса. Очень хорошо одновременно с этим делать с малышом легкую гимнастику.

Прогулки в уютной коляске на улице – это не только приятное, но и закаливающее мероприятие. Малышей, родившихся летом, выносить на полчаса на улицу можно сразу после выписки из роддома. Если же ребенок появился на свет в более прохладное время года, то «пропуском» на прогулку будет служить столбик термометра. Грудничка можно выносить на улицу только, если температура опустилась не ниже –5 °С. Продолжительность такой прогулки составляет 15–20 минут. Детишки в возрасте 3 месяцев и старше уже неплохо переносят мороз и в –10 °С. А тем малышам, кто пересек возрастной рубеж в полгода, уже нестрашно, если столбик термометра показывает –15 °С. Главное, помните о том, что закаливание – это укрепление здоровья, а не нанесение ему вреда. Малышу должно быть тепло и уютно, он ни в коем случае не должен замерзать!

Солнечные ванны

Пребывание на солнце повышает защитные силы организма, дает ребенку заряд бодрости и энергию. Однако следует помнить о том, что малыши до года слишком чувствительны к ультрафиолету, поэтому ванны под прямыми солнечными лучами им строго противопоказаны. Им подходит только пребывание в рассеянных солнечных лучах. С года до трех лет солнечные процедуры проводят осторожно и дозированно, и только дети старше трех лет могут понемногу загорать на солнышке. Летом солнечные процедуры рекомендуется принимать с 9 до 12 часов, а на юге с 8 до 10 утра.

Противопоказанием является температура воздуха +30 °С и выше.

Осенью, весной и зимой лучи солнца более рассеянные, чем летом, поэтому они очень полезны малышу.

Закаливание водой считается одним из наиболее эффективных методов закаливания. Виды водных процедур и методика закаливания напрямую зависят от возраста малыша.

Если ребенку до 3 месяцев

Обтирание отдельных частей тела ребенка – ручек и ножек – салфеткой или рукавичкой, смоченной в воде, в течение примерно двух минут. Изначально температура воды должна быть 37 °С, а затем каждую неделю ее нужно снижать на один градус, пока столбик термометра не достигнет отметки 28 °С. Обтирание выполняется в такой последовательности: сначала ручки малыша от кистей до плечиков, а затем ножки – от ступней до коленок.

Умывание личика малыша в течение 2 минут. Изначально температура воды должна быть 28 °С, а затем каждые 2 дня ее необходимо снижать на один градус, постепенно доведя до 20 °С.

Ежедневная ванна с температурой воды 37 °С в течение 5 минут, после которой малыша обливают водой более низкой температуры – 35 °С.

Если малышу от 3 до 10 месяцев

Ежедневная ванна с температурой воды 37 °С, после которой малыша обливают чуть более прохладной водой (35 °С) из ковшика и затем вытирают тело.

Общее влажное обтирание тела малыша рукавичкой, предварительно смоченной в прохладной соленой воде (содержание соли – 8 чайных ложек на один литр воды). Обтирание выполняется в такой последовательности: ручки, ножки, грудь и спинка. В конце процедуры малыша следует насухо вытереть полотенцем.

Умывание личика ребенка водой с постепенным уменьшением ее температуры (1 раз в 2 дня) с 28 °С до 20 °С.

Если ребенку от 10 месяцев до года

Ежедневная ванна, как и в предыдущих возрастных группах, после которой ребенка обливают из ковшика водой более низкой температуры(35°С).

Влажное обтирание ручек, ножек, грудки и спинки прохладной соленой водой.

Обливание: малыш сидит или стоит в ванне, а мама или папа поливают его сильной струей душа в такой последовательности – спинка, грудь, животик и ручки.

Температура воды изначально составляет 37°С, а затем каждую неделю ее нужно уменьшать примерно на один градус, пока она не достигнет 28°С.

Возраст ребенка от 1 года до 3 лет

В этом возрасте можно использовать общие обтирания со снижением температуры воды до 24°С, общие обливания, с температурой воды до 24-28°С. С 1,5 лет можно применять душ, который оказывает более сильное воздействие, чем обливание, так как, кроме температуры воды, здесь включается еще и механическое влияние. Длительность процедуры 1,5 мин.

Кристаллик — Закаливание детей раннего возраста.

Уважаемые родители! В этой консультации, я надеюсь, Вы подчерпнёте для себя полезную информацию.  Ещё с древних времён было замечено, что закаливание способствует укреплению здоровья. Основоположник античной медицины Гиппократ (460-377 гг.

до н.э.) писал, о необходимости закаливания холодом. Авиценна в начале I века н.э. в трактате «Канон врачебной науки» изложил правила закаливающих процедур водой. В эпоху Возрождения закаливание считалось одной из важных задач в системе воспитания детей. В России о закаливании упоминалось ещё в «Поучении Владимира Мономаха.

 Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода. Чаще всего для закаливания применяют воздействие холодом как наиболее актуальное в нашем климате. Физиологические исследования показали, что даже кратковременное действие холода оставляет после себя длительный след – последействие. Повторные процедуры, наслаиваясь на последействие, повышают устойчивость организма к колебаниям температуры. К сожалению, прекращение занятий на 2-3 недели, а у детей раннего возраста – даже на 5-7 дней, почти на нет, сводит достигнутые результаты.

Исследования специалиста по закаливанию А. Колгушкина (1997) показали, что устойчивый эффект можно получить в результате систематических  занятий в течение 2-3 лет.

Хочется напомнить Вам,  рекомендуемые правила температурного режима. Для детей раннего возраста рекомендуется поддерживать температуру воздуха в пределах 20-22 градусов. Так называемая «комфортная» температура (24-25 градусов) не рекомендуется для повседневного пребывания детей, поскольку «изнеженный» ребёнок легче подвергается простуде.

Проветривание помещений летом необходимо проводить через открытые окна, в хорошую погоду – весь день. В другие сезоны помещение проветривают через фрамуги, форточки не менее 4-5 раз в день по 10-15 минут (при внешней температуре не ниже 20 градусов  даже в присутствии детей). При открытых форточках дети могут находиться в помещении только в том случае, если внешняя температура не ниже 5 градусов. Во время отсутствия детей в помещении рекомендуется сквозное проветривание.

Также к традиционным методам закаливания относятся воздушные и водные процедуры с постоянным снижением температуры или увеличением времени воздействия холода.

Воздушные ванны – ценное закаливающее мероприятие. Его начинают проводить при температуре воздуха в помещении 19-22 градуса. Затем путём проветривания температуру постепенно понижают: для детей 1-2 лет – до 18-17 градусов, для детей 2-3 лет – до 16-15 градусов.

Первоначальная продолжительность воздушных ванн – 5 минут; каждые 2-3 дня время увеличивают на 1 минуту и доводят до 30 минут. Ребёнок в возрасте 1 года – 3 лет во время воздушной ванны при температуре 18 градусов должен быть одет в майку, трусики, носки и тапочки, а через 2 недели – только в трусики и тапочки. Детям с 1 года 6 месяцев воздушные ванны полезно сочетать с гимнастикой и массажем. Проводится воздушная ванна один раз в день. При появлении признаков переохлаждения («гусиная кожа» и др.) процедуру следует прекратить.

Можно принимать воздушные ванны на открытом воздухе при рассеянном солнечном свете в безветренную погоду, регулируя ее продолжительность в зависимости от окружающей температуры и самочувствия ребёнка. Воздушные ванны наиболее эффективны при движении детей – во время гимнастики и подвижных игр.

Хождение босиком – хороший способ закаливания. Кроме того, при хождении босиком происходит укрепление стопы и связок, что предупреждает плоскостопие. Температура пола при этом должна быть не ниже 18 градусов.

Вначале дети ходят в носках, а через 4-5 дней – босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличивают каждый день на 1 минуту и постепенно доводят до 15-20 минут.

Водные процедуры имеют более интенсивный закаливающий эффект, чем воздушные ванны.

Вначале применяют общее обтирание тела варежкой из махровой ткани, смоченной водой, температура которой 35-36 градусов  (в течение 7-10 дней её постепенно снижают до 28 градусов С). Далее (по силе воздействия) следуют общее обливание, душ и купание.

Общее обтирание проводят, как правило, рано утром. Продолжительность процедуры для детей до 3-х лет – 1-2 минуты.

Общее обливание – сильная закаливающая процедура. Его проводят после световоздушной (солнечной) ванны или после гимнастики. Продолжительность процедуры для детей до 3-х лет – 30-40 сек. Температура воды такая же, как при общем обтирании, с постепенным снижением, ориентируясь на ощущения ребёнка. Струю воды с высоты 40-50 см направляют на шею, минуя голову. Ребёнок, поворачиваясь, подставляет поочерёдно спину, грудь, бока. Для детей с повышенной нервной возбудимостью рекомендуется применять более тёплую воду.

В прохладные дни и для менее закалённых, ослабленных детей вместо общего обливания можно проводить обливание ног или топтание в тазу, что особенно нравится малышам. Воду при этом также с каждым днем делают все прохладнее – в тех же пределах, что и при общем обливании.

Душ – ещё более сильная процедура, потому что струи воды, ударяясь о тело, оказывают возбуждающее действие на нервные окончания. Эта процедура рекомендуется детям старше 1 года 6 месяцев.

Ребёнок принимает душ утром перед едой или перед дневным сном. Начальная температура воды для детей 1 года 6 месяцев – 2 лет – 34-35 градусов  с постепенным понижением через 2-5 дней до 28-26 градусов.

Важно помнить, что проведение закаливания требует индивидуального подхода к ребёнку: учёта его самочувствия и настроения, подготовленности к процедуре, вынужденного перерыва в связи с болезнью и т.д. Кроме того, необходимо постоянно поддерживать положительный эмоциональный фон.

В настоящее время все чаще применяются так называемые нетрадиционные методы, история которых уходит в далёкие времена. Примером контрастного воздействия жары и холода является давняя народная забава на Руси – «купание» в снегу после жаркой бани – удовольствие, доступное только закалённым людям. В то же время контрастные виды закаливания в большей степени могут подготовить организм к резким изменениям температуры, являющимся частой причиной простуды.

Метод контрастного закаливания был разработан специалистами НЦЗД РАМН Ю.Ф. Змановским и М.Н. Кузнецовой.

Получение быстрого эффекта при контрастном закаливании объясняется тем, что при смене холода и тепла достигается более высокий перепад температур, чем при закаливании только холодом. В результате тренируются и совершенствуются механизмы физической терморегуляции, формирующейся в дошкольном периоде.

Независимо от того, каким методом и в каком возрасте проводится закаливание, следует неукоснительно соблюдать основные правила.

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО – систематическое проведение закаливающих процедур в течение всего года. Перерывы в закаливании снижают приобретённую способность организма противостоять холоду и контрастным изменениям температуры. Если из-за погодных условий нельзя провести процедуру на воздухе, следует перенести её в помещение.

ВТОРОЕ ПРАВИЛО – постепенное увеличение интенсивности закаливания. Особенно это важно для детей раннего возраста. Из-за незрелости системы терморегуляции они очень уязвимы как к холоду, так и к чрезмерному теплу. Перегревание организма для них ещё более неблагоприятно, чем холод.

Переход от «слабых» по интенсивности закаливающих процедур к более «сильным», проводится постепенно. Так же постепенно увеличивается время процедуры.

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО – положительный эмоциональный настрой ребёнка, что является непременным условием проведения закаливающих процедур. Не будет никакой пользы, если плачущего ребёнка насильно ставить под душ. Пусть он в первый раз посмотрит, как проводится та или иная процедура. Следует сказать, что душ выключат сразу же, если ему будет холодно, или сделают воду теплее и т.п. Созданию хорошего настроения способствует музыкальное сопровождение.

ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО – учёт индивидуальных особенностей, состояния здоровья и возраст ребёнка. При закаливании ослабленных детей следует несколько изменить методику проведения процедур: меньше обнажать тело при воздушной ванне, постепенно и более мягко снижать температуру воды при закаливании ног, уменьшать продолжительность процедуры. Если во время воздушной ванны или водной процедуры появляется «гусиная кожа», дрожь, то процедуру прекращают, согревают ребёнка и приостанавливают снижение температуры в дальнейшем.

Противопоказаниями к началу закаливания и его продолжению считают острые заболевания, остановку в весе, раздражительность, плохой сон, появление жалоб на усталость, негативное отношение к процедурам. Если такие симптомы появились в процессе закаливания, то процедуры на несколько дней прекращают, а затем возобновляют в щадящем режиме( температура на 2-3 градуса выше достигнутой ранее, а продолжительность короче на 25-50%). Если этого не сделать, может произойти срыв адаптации к закаливанию.

В консультации использованы статьи «Закаливание детей» И. Ширяевой,

доктора медицинских наук, профессора Научного центра здоровья детей РАМН

Как повысить иммунитет ребенка

Многие из нас слышали, что закаливание детей — хороший и полезный процесс. Дети меньше болеют простудными заболеваниями и становятся более устойчивыми, потому что иммунная система ребенка становится сильнее.

Вопрос от молодых родителей, когда именно они могут начать закалку своего ребенка?

Ответ прост — с рождения. Это когда ребенок готов адаптироваться ко всему и к тому, чему мы хотели бы его научить.

Новорожденный не имеет никакого представления о норме; отсутствует устоявшаяся терморегуляция. Вот почему так важно начать приучать их к различным условиям окружающей среды. Позже ребенок будет считать эти вещи нормой.

Если ребенок в теплой одежде, дышит теплым воздухом, то высокая температура его организм будет считать нормой. А ветер, или немного прохладная погода, холодная вода вызовут дискомфорт у ребенка и вызовут простуду или другие заболевания. Давайте разберемся с принципами закаливания детей.

Основные принципы закаливания детей

Пусть ребенок будет голым, пока он ходит, ползает или лежит. Не бойтесь оставить их без одежды. Если ребенок простудится, они дадут вам знать громким криком. Хотя внутри практически невозможно замерзнуть, так как ребенок адаптируется к температуре 18 градусов С.

В течение дня разрешайте ребенку спать на улице или много гулять с ним. Пока ребенок спит на балконе и дышит свежим воздухом, у мамы есть время заняться своими делами. Кроме того, на свежем воздухе ребенок может спать дольше и спокойнее. Ночью лучше немного приоткрыть окно.

Купайте ребенка в холодной воде в большой ванне. Это будет что-то вроде бассейна, где они смогут чувствовать себя свободно: двигаться и плавать, не привязываясь к поверхности. Помимо закаливающего эффекта, этот процесс развивает и двигательную активность.

Активная жизнь — визиты, поездки, прогулки в общественных местах. Учит ребенка привыкать к различным условиям жизни и засыпать там, где он хочет. Они не только учатся спать в своей кроватке, но и учатся играть в кафе или в самолете.

Этот опыт также учит ребенка, как общаться с разными людьми, помимо мамы. Такое воздействие также приучает детский организм привыкать к воздействию различных вирусов, бактерий и микроклимата, повышает иммунитет ребенка.

На первый взгляд кажется, что:
  • делать это очень опасно, так как ребенок очень слаб;
  • есть сомнения, как это может повысить их иммунитет на всю жизнь.

Секрет в том, что эти принципы остаются с ребенком по мере его взросления и постоянно тренируют его организм, чтобы он работал более эффективно. Следовательно, это увеличивает сопротивляемость их маленьких тел вирусам, микробам и другим вредным воздействиям окружающей среды.

Закаливание детей можно начать позже, но это будет немного сложнее. На самом деле детский организм может быть слабее, и, закаливая, он может легко простудиться. Это потребует много терпения, времени и усилий. Гораздо проще начать с рождения, и впоследствии родители меньше беспокоятся об иммунной системе своего ребенка.

Вам понравилась наша статья? Ознакомьтесь с нашими соответствующими статьями.
  • Общее развитие ребенка: простые упражнения для развития ребенка
  • Фазы развития ребенка: этапы роста, о которых должен знать каждый родитель
  • Развивающие игры для дошкольников и подростков

Посмотрите милые наряды для вашего малыша!

Чем это вызвано и как мы можем помочь детям?

© 2006 – 2013 Гвен Дьюар, все права защищены

Доказательства дошкольного стресса

Вы отправляете своего ребенка в дошкольное учреждение, надеясь, что он лучше освоит навыки общения с людьми. Вместо этого она возвращается с новыми проблемами в поведении — повышенной грубостью, неповиновением или агрессией.

Проведение большого количества времени со сверстниками, похоже, не улучшило ее социальные навыки. Это сделало их хуже!

Этот опыт разделяют многие американские родители, утверждают исследователи из Стэнфордского и Калифорнийского университетов.

Опираясь на национальную базу данных о более чем 14 000 детей из разных слоев общества, Сюзанна Лоэб и ее коллеги изучили влияние посещения дошкольных учреждений на академические навыки, навыки межличностного общения, самоконтроль и уровень агрессии.

Результаты были отрезвляющими. В то время как уход в центре повышал оценки по чтению и математике, он отрицательно сказывался на социальном поведении. Дети, которые начали посещать детский сад в раннем возрасте, были более склонны к развитию проблем с поведением. И были доказательства дозового эффекта, по крайней мере, для некоторых групп.

Белые дети испытывали повышенные негативные последствия при уходе всего за тремя часами в день, а последствия удваивались для детей, посещающих по крайней мере 6 часов в день. У афроамериканских детей не было повышенных проблем с поведением, если они не посещали занятия не менее 6 часов в день (Loeb et al 2007).

Аналогичные результаты были получены Национальным институтом детского здоровья и развития человека (NICHHD), который провел тщательное лонгитюдное исследование влияния ухода за детьми на детей в возрасте до 5 лет (Национальный институт детского здоровья и человеческого развития, 2003).

Исследователи из более чем 20 известных исследовательских университетов отследили более тысячи детей от младенчества до детского сада.

Исследователи обнаружили, что чем больше времени дети проводили без материнской заботы в течение первых 4,5 лет жизни, тем больше у них возникало поведенческих проблем.

Проблемы включали в себя неповиновение – возражение, вспышки гнева и отказ сотрудничать. Они также включали агрессивное поведение — жестокость, разрушение игрушек и других предметов и участие в физических драках.

Кроме того, дети, которые проводили больше времени в уходе за детьми, были оценены их матерями и воспитателями как менее социально компетентные.

Что происходит? Можно предположить, что проблема кроется в некачественных дошкольных учреждениях. Но когда группа Сюзанны Леб проанализировала свои данные, они обнаружили, что дети со средним и высоким доходом, которые предположительно посещали лучшие дошкольные учреждения, оказались в числе наиболее пострадавших (Loeb 2007). А другое, более свежее исследование более 6000 дошкольников в США не выявило корреляции между качеством школы и социально-эмоциональными результатами (Keyes et al 2013).

Мы также можем задаться вопросом, не вызвана ли проблема тем, что мы слишком много времени проводим вдали от родителей. Но опять же, исследование Леба и его коллег не поддерживает эту идею.

В их наборе данных дети, которые получали неродительский уход вне детских садов (например, те, о ком заботились бабушка и дедушка или няни), , а не , страдали от повышенных проблем с поведением.

Значит, дело не в отсутствии родителей. Он был включен в центр лечения (Loeb и др. 2007).

Два новых исследования могут помочь нам разобраться в загадке. Первый последовал за развитием 600 американских близнецов. Второй проанализировал огромную базу данных о более чем 75 000 малышей в Норвегии.

Новое свидетельство: только некоторые дети в группе риска

Исследование близнецов интригует. Эллиот М. Такер-Дроб и К. Пейдж Харден (2013) интересовались развитием экстернализирующих поведенческих проблем — неповиновения, агрессии и антисоциальности — поэтому они сравнивали детей, которые посещали и не посещали дошкольные учреждения. Как взаимодействуют гены и силы окружающей среды, чтобы рождались более агрессивные и трудные дети?

Исследователи обнаружили доказательства того, что гены повышают риск развития у некоторых детей внешних симптомов. Но результаты детей также зависят от окружающей среды: дети с высоким генетическим риском чаще проявляли проблемы с экстернализирующим поведением в возрасте 5 лет, если они были зачислены в дошкольное учреждение. Посещаемость дошкольных учреждений была , а не связана с экстернализацией симптомов среди детей с низким генетическим риском.

Это, я думаю, хорошая новость для людей, которые хотят улучшить социальные эффекты дошкольного образования. Что-то около 9Уход на базе центра 0119, не относящегося к , оказывает защитное действие на детей с высоким генетическим риском развития экстернализирующих поведенческих проблем. Если мы сможем выяснить, что это такое, у нас будет лучшее представление о том, как улучшить дошкольные учреждения.

И здесь может помочь норвежское исследование. Хенрик Д. Захриссон и его коллеги исследовали поведенческие проблемы и посещаемость дошкольных учреждений среди детей в возрасте от 18 до 36 месяцев.

На первый взгляд результаты были удручающе знакомыми. Большее количество часов пребывания в центре предсказывало более высокий уровень плохого поведения. Но размер эффекта был намного меньше, чем в исследованиях в США, и связь полностью исчезла, когда исследователи попробовали новый метод анализа: они искали различия между братьями и сестрами.

Рассуждения были такими. Возможно, детские сады связаны с проблемами поведения, потому что дети с более высоким риском возникновения проблем с большей вероятностью будут помещены в детский сад. Если это так, дети в одной семье могут иметь схожие факторы риска и, следовательно, демонстрировать схожие проблемы с поведением независимо от того, сколько часов они провели под присмотром. Чтобы проверить эту идею, исследователи изучили семьи, в которых братья и сестры получали различный уход в центре. Они не обнаружили связи между временем, проведенным в детском саду, и поведенческими проблемами (Zachrisson 9).0119 и др. 2013).

Что мы должны сделать из этого? Во-первых, команда Захриссона с самого начала обнаружила относительно мало признаков увеличения проблем с поведением. Это потому, что в Норвегии превосходная система дневного ухода? Это очень правдоподобно, как отмечают сами исследователи. В Норвегии, но не в Соединенных Штатах, дети редко попадают в центры ухода в возрасте до одного года. Центры подчиняются национальным стандартам и правилам, и соотношение взрослых опекунов и детей очень велико. Согласно сообщениям, которые я видел, школы основаны на игре и делают акцент на развитии социальных навыков. Дети большую часть дня проводят на улице.

Таким образом, если команда Захриссона не нашла доказательств того, что посещение дошкольных учреждений вызывает проблемы с поведением, это может быть связано с тем, что дошкольные учреждения в Норвегии лучше. Если мы хотим улучшить дошкольное образование в другом месте, мы могли бы обратиться к Норвегии, чтобы увидеть, что они делают правильно.

А как насчет альтернативной гипотезы? Идея о том, что дети с повышенным риском развития проблем с поведением с большей вероятностью будут помещены в центральный уход? Возможно, этим можно объяснить результаты американских исследований. Пока кто-то не проведет соответствующий анализ, мы не можем быть уверены. Но даже если выяснится, что в дошкольные учреждения поступает непропорционально большая доля детей из группы риска, нам все равно остается задача профилактики.

Исследование близнецов предполагает, что дошкольные учреждения в том виде, в каком они существуют в Соединенных Штатах сегодня, вызывают агрессивное поведение у восприимчивых детей. Но у нас нет оснований думать, что этот процесс неизбежен. Как отмечают авторы, «гены экстернализации симптомов» не увеличивали шансы ребенка на развитие экстернализации симптомов к 5 годам, если он не посещал дошкольные учреждения (Tucker-Drob and Harden, 2013).

Так что же такого защитного в медицинском центре , отличном от ? Может быть, это меньше стресса.

Дошкольники, испытывающие стресс

Стресс в детском саду или дошкольном возрасте можно измерить по уровню кортизола — гормона стресса, — который дети вырабатывают в течение дня. У нормальных здоровых людей уровни кортизола следуют ежедневному ритму, достигая максимума во время пробуждения и затем снижаясь в течение дня. Уровень кортизола самый низкий непосредственно перед сном (Sapolsky 2004).

Но стресс меняет картину. Если вы находитесь в состоянии стресса, уровень кортизола повышается независимо от времени суток. В краткосрочной перспективе это поможет вашему телу отреагировать на кризис. Но хронический стресс и хронически повышенный уровень кортизола могут вызвать проблемы со здоровьем и развитием (Sapolsky 2004).

Поскольку уровень кортизола легко измерить у маленьких детей, исследователи собрали образцы у детей, которые посещают детский сад, и детей, которые остаются дома. В исследовании за исследованием результаты одинаковы.

Когда дети остаются дома, уровень кортизола у них соответствует здоровой модели: повышается при пробуждении и снижается в течение дня. Когда дети посещают детский сад, картина меняется. Уровень кортизола повышается в течение дня (Geoffroy et al 2006).

Хотя не совсем ясно, какие аспекты посещения дошкольных учреждений беспокоят детей, некоторые возможности можно исключить.

Например, речь не идет о разлуке с родителями. У детей, получающих уход на дому, уровень кортизола не повышен, даже когда их родители отсутствуют (Dettling et al 2000). И дело не в различиях в дневном отдыхе. У детей в центрах по уходу за детьми обнаруживаются нетипичные модели кортизола даже с учетом любых возможных различий в возможностях дневного сна или отдыха (Watamura et al, 2002).

Остаются как минимум две (неисключительные) возможности. Во-первых, дети, находящиеся в центрах ухода, могут быть более расстроены, потому что у них нет доступа в дневное время к фигуре надежной привязанности. Ребенку относительно легко привязаться к няне или дедушке или бабушке. Гораздо труднее сформировать привязанность в детском саду, где сотрудники перегружены работой, лишены чуткости или подвержены частой текучести.

Когда у детей формируются такие вторичные привязанности, их уровень гормона стресса выглядит более нормальным. В ходе исследования 110 американских дошкольников исследователи обнаружили, что дети с более надежной привязанностью к учителям с большей вероятностью демонстрируют нормальные изменения уровня кортизола в течение дня (Badanes et al, 2012).

Вторая возможность заключается в том, что дети испытывают стресс из-за социального взаимодействия с другими дошкольниками. Меган Гуннар, психобиолог из Университета Миннесоты, изучающая уровни кортизола у дошкольников с 19-го века. 90-х годов, высказал эту точку зрения.

«Есть что-то в сложном взаимодействии со сверстниками в течение длительного времени, что вызывает стресс у маленьких детей» (ResearchWorks 2005).

Эту идею стоит изучить.

Что не так с общением со сверстниками?

Вопрос может показаться некорректным. Конечно, мы учимся социальным навыкам, взаимодействуя с другими людьми. Что может быть более естественным, чем отпустить дошкольницу в социальный мир ее сверстников?

На самом деле часть этого рассуждения верна. Вам нужны люди, чтобы научиться навыкам работы с людьми. Вопрос в том, какие люди? Дошкольники должны научиться самоконтролю, эмпатии, состраданию, терпению, социальному этикету и оптимистичному, конструктивному отношению к решению социальных проблем.

Эти уроки нельзя усвоить только через общение со сверстниками. Дошкольные учреждения населены импульсивными, социально некомпетентными человечками, склонными к внезапным приступам ярости или отчаяния. Маленьким детям трудно контролировать свои эмоции, и они игнорируют социальные тонкости. Они также хуже понимают умы и эмоции других (Гопник и др. 19).99).

Да, дошкольники могут предложить друг другу важный социальный опыт. Но их статус развития делает их ненадежными социальными наставниками. Ребенок, который копирует других детей, может перенять хорошие привычки, но он может также перенять и плохие. А сверстники-дошкольники не всегда дают друг другу правильную обратную связь.

Когда ребенок предлагает поделиться своей игрушкой с заботливым взрослым, он получает благодарность и похвалу. Он также узнает, что в конце концов получит свою игрушку обратно. Когда он предлагает поделиться со сверстником, он может вообще не получить вознаграждение. Такой опыт может подорвать социальное развитие, преподнося неверные уроки.

Кроме того, трудно понять, что естественного в том, чтобы собрать вместе группу детей одного возраста. С эволюционной, исторической и межкультурной точек зрения это необычная практика.

Дошкольное учреждение — эволюционная новинка

На протяжении большей части истории человечества люди жили небольшими группами, насчитывающими около 25 особей. В таких небольших группах у детей редко были товарищи по играм того же возраста. Социализация означала общение с людьми всех возрастов, от младенцев до бабушек и дедушек (Konner 2005). В современных группах по поиску пищи дети играют в разновозрастных игровых группах (Hewitt and Lamb, 2005), и за ними могут наблюдать несколько воспитателей, включая старших сестер и бабушек (Hrdy, 2005).

Даже после подъема сельского хозяйства «складирование» маленьких детей было редкостью. Как и группы собирателей, деревенские сообщества характеризуются наличием разновозрастных игровых групп и старших братьев и сестер, осуществляющих уход. Исторически сложилось так, что разделение детей по возрасту является относительно новой идеей. Этому отдают предпочтение в промышленно развитых обществах, где людям не хватает поддержки со стороны расширенных семей, а родители работают вне дома.

Что вы можете сделать

Проведение долгих часов в центре ухода может вызвать проблемы. Но это не значит, что дошкольное образование не может быть положительным социальным опытом. На самом деле дети выигрывают от возможности играть со сверстниками. Ключевым моментом является баланс времени игры со сверстниками с чуткой заботой. Вот несколько конкретных советов о том, как получить максимальную отдачу от дошкольного учреждения или детского сада.

Будьте в курсе потребностей вашего ребенка

Время, проведенное в детском саду, может повлиять на поведение вашего ребенка. Но это не самый важный фактор. Исследование NICHHD показало, что наиболее важным предиктором социальной компетентности была материнская чувствительность. Чувствительные матери теплы и благосклонны. Они понимают эмоциональные потребности своих детей и демонстрируют уважение к автономии своих детей. По данным NICHHD, дети с лучшими поведенческими результатами были у матерей с высокими показателями материнской чувствительности (NICHHD 2003).

Оставайтесь основным социальным наставником вашего ребенка

См. эту статью о социальных навыках дошкольного образования. К ним относятся разговор с ребенком о его эмоциях и поощрение его к установлению хотя бы одной дружбы со сверстником в школе.

Избегайте продолжительного рабочего дня, комбинируя уход, ориентированный на ребенка, с другими качественными альтернативами

Как отмечалось выше, имеются смешанные данные о влиянии более продолжительного рабочего дня на поведение детей. Вероятно, они зависят от многих факторов, в том числе от характера дошкольного образования вашего ребенка, его личности, наследственности и вашего культурного происхождения. Пока исследователи не разберутся в этих вопросах, обеспокоенные родители могут принять меры предосторожности, сократив количество часов, которые их дети проводят в детских учреждениях.

Найдите маленькие и интимные классы

Найдите воспитателей, которые смогут уделить вашему ребенку теплое, индивидуальное, персональное внимание. Согласно одному исследованию, наименее стрессовой дошкольной средой были небольшие классы, в которых было не более 15 учеников и 4 учителей (Legendre, 2003).

Можно создать гармоничное, приятное дошкольное учреждение с низким соотношением персонала и учащихся. Возможно, это происходит в таких местах, как Япония. Но я не видел исследований, измеряющих результаты. Еще нет.

Убедитесь, что у детей есть место для игр

Найдите дошкольные учреждения или детские сады, в которых детям достаточно места для игр. Взрослые не любят тесноты. Дети тоже (Legendre 2003).

Ищите учителей, которые ожидают дружелюбного и вежливого поведения

Некоторые школы более снисходительны и либеральны, чем другие. Избегайте школ, в которых детям сходит с рук злобное, антиобщественное или непослушное поведение.

Узнайте, как учителя вашего ребенка справляются с нежелательным поведением

Психологи, такие как К. Сибела Рэйвер, рекомендуют учителям дошкольных учреждений справляться с плохим поведением таким образом, чтобы свести к минимуму конфронтацию и принуждение (Li-Grining et al 2010). Учителям рекомендуется использовать подкрепление желаемого поведения похвалой и поощрением; игнорировать неуместное поведение, направленное на привлечение внимания; мягко перенаправить сбившихся с пути детей; давать предупреждения о последствиях нарушения правил; и использовать четкие сигналы для удержания всего класса в задании (например, включать и выключать свет).

В более широком смысле психологи рекомендуют использовать позитивную или индуктивную дисциплину, подход, который делает акцент на объяснении причин правил и последствий плохого поведения. Исследования показывают, что дошкольники, подвергшиеся индуктивной дисциплине, развивают больше самоконтроля и улучшают социальные навыки (Hart et al, 1992).

Регулярно общайтесь со своими воспитателями.

Узнайте, чем занимается ваш ребенок в школе. Если вашего ребенка отвергают сверстники — или он участвует в отказе от другого ребенка — примите меры (см. мою статью о дошкольных социальных навыках). Точно так же примите участие, если ваш ребенок тусуется с «плохой компанией». Когда дошкольники играют в группах сверстников, характеризующихся негативными эмоциями или антисоциальным поведением, страдает их социальное развитие (Denham et al 2001).



Баданес Л.С., Дмитриева Дж. и Ватамура С.Е. 2012. Понимание реактивности кортизола в течение дня в детском саду: потенциальная буферная роль безопасных привязанностей к опекунам. Ранний ребенок Res Q. 27 (1): 156-165.

С., Мейсон Т., Каверли С., Шмидт М., Хакни Р., Касвелл С., де Малдер Э. 2001. Дошкольники в игре: сосоциализирующие эмоции и социальную компетентность. Международный журнал поведенческого развития, 25: 290-301.

Деттлинг А.С., Паркер С.В., Лейн С.К., Себанк А. и Гуннар М.Р. 2000. Качество ухода и темперамент определяют, повышается ли уровень кортизола в течение дня у детей, находящихся в условиях полного дня ухода за детьми. Психонейроэндокринология. 25: 819-836.

Джеффрой М.-К., Кот С.М., Пэрент С. и Сеген-младший. 2006. Посещение детских садов, стресс и психическое здоровье. Канадский журнал психиатрии, 51: 607-615.

Гопник А., Мельцофф А.Н. и Куль П.К. 1999. Ученый в кроватке. Нью-Йорк: завтра.

Харт К.Х., ДеВольф Д.М., Возняк П. и Бертс Д.К. 1992. Материнские и отцовские дисциплинарные стили: отношения с поведенческими ориентациями дошкольников на игровой площадке и статусом сверстников. Развитие ребенка 63: 879-892.

Хреди СБ. 2005. Ребенок приходит раньше мужчины: как совместное разведение и длительная зависимость после отлучения от груди сформировали человеческий потенциал. В Б. С. Хьюлетт и С. Э. Лэмб (ред.), Детство охотников-собирателей: перспективы эволюции, развития и культуры. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: издательство Transaction.

Keys TD, Farkas G, Burchinal MR, Duncan GJ, Vandell DL, Li W, Ruzek EA и Howes C. 2013. Качество дошкольного центра и готовность к школе: влияние качества и вариации в зависимости от демографических характеристик и характеристик ребенка. Детский Дев. 17 января 2013 г. doi: 10.1111/cdev.12048. [Epub перед печатью]

Коннер М.2005. Младенчество и детство охотников-собирателей: !Кунг и другие. В Б. С. Хьюлетт и С. Э. Лэмб (ред.), Детство охотников-собирателей: перспективы эволюции, развития и культуры. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: издательство Transaction.

Legendre A. 2003. Особенности окружающей среды, влияющие на биоэмоциональные реакции детей ясельного возраста в детских садах. Поведение окружающей среды 35: 523-49.

Li-Grining C, Raver CC, Champion K, Sardin L, Metzger MW и Jones SM. 2010. Понимание и улучшение эмоционального климата в классе в «реальном мире»: роль психосоциальных стрессоров учителей. Раннее образование и развитие. 21(1): 65–94.

Леб С., Бриджес М., Бассок Д., Фуллер Б. и Румбергер Р. 2007. Сколько слишком много? Влияние дошкольных учреждений на социальное и познавательное развитие детей. Обзор экономики образования. 26(1): 52-66.

Национальный институт детского здоровья и человеческого развития Сеть исследований по уходу за детьми раннего возраста (2003 г. ). Предсказывает ли количество времени, проведенное в уходе за детьми, социально-эмоциональную адаптацию во время перехода в детский сад? Развитие ребенка, 74: 976-1005.

Исследования. 2005. Как маленькие дети справляются со стрессом: поиск связи между темпераментом и опытом. Сайт Миннесотского университета. (посещение 31 декабря 2006 г.).

Сапольски Р. 2004. Почему у зебр не бывает язв: обновленное руководство по стрессу, болезням, связанным со стрессом, и преодолению стресса, третье издание. Нью-Йорк: Генри Холт и компания.

Сербо А.С. и Колко Д.Дж. 1994. Тестостерон и кортизол в слюне у деструктивных детей: связь с агрессивным, гиперактивным и интернализирующим поведением. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии.

Такер-Дроб Э.М. и Харден К.П. 2013. Взаимодействие между генами и дошкольниками в развитии ранних проблем экстернализации. J Детская психологическая психиатрия. 54(1):77-85.

Ватамура, С.Э., Себанк, А.М., и Гуннар, М.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts