АБСОЛЮТИЗМ • Большая российская энциклопедия
АБСОЛЮТИ́ЗМ (от лат. аbsolutus – безусловный, неограниченный), гос. строй в странах Зап. Европы на позднем этапе доиндустриальной эпохи, характеризующийся отказом от сословно-представительных учреждений и предельной концентрацией власти в руках монарха. Наряду с понятием А. в лит-ре бытует первичное по отношению к нему понятие «абсолютная монархия», употребляемое в широком (ничем не ограниченная власть государя), а также в узком, строго научном, смысле, совпадающем с понятием А.
Абсолютизм как историческое понятие
Термин «А.» получил распространение с сер. 19 в., однако то, что этот строй представлял собой целостное явление, включавшее не только институты власти, но в значит. степени и социальные отношения, осознавалось уже накануне Великой франц. революции. Тогда суть этого явления выражало понятие «старый порядок» (Ancien régime). В 18 в. получили распространение также термины «деспотизм» и «феодальный порядок» – приблизит. синонимы «старого порядка». Понятие А. сложилось для обозначения уходящего в прошлое строя и для борьбы с ним, затянувшейся на весь 19 в. В нём была заложена идея историч. развития – от угнетения и невежества к свободе и просвещению, от самовластья к конституц. строю. Благодаря А. де Токвилю («Старый порядок и революция», 1856) А. стал рассматриваться также и в социологич. контексте не только как централизация власти, но и как способ нивелирования сословных (социальных) различий.
Генезис и формирование политических теорий абсолютизма
Понятие абсолютной монархии как формы организации власти гораздо древнее, чем понятие А. как эпохи европ. истории. Оно восходит к рим. праву, к формуле юриста 2 в. Ульпиана: princeps legibus solutus (или absolutus) est (государь не связан законами). Оно употреблялось в средние века и широко распространилось в 16 в., став фактически самоназванием абсолютистских режимов. Фоном для развития теорий абсолютной монархии в 15–17 вв. было формирование понятия государства. В антич. и ср.-век. политич. мысли господствовала восходившая к Аристотелю синкретич. модель: социальный, политич., этич., правовой и религ. уровни организации общества не вполне различались. На учение Аристотеля об идеальном государстве опирались концепции «раздельного суверенитета» (Ф. де Комин, К. Сейссель и др.), объединявшие некоторые черты монархии, аристократии и демократии при приоритете сильной королевской власти, противополагаемой тирании. В 15–16 вв. в связи с освобождением политики от религии и морали развивается и понятие государства (особую роль сыграл трактат Н. Макиавелли «Государь», 1532). К кон. 16 в. слово «государство» (stato, état, state, Staat) начинает обозначать не сословие или «положение» короля, но некоторую абстрактную сущность, воплощение публичной власти.
Важнейший этап в развитии представлений о государстве – создание франц. юристом Ж. Боденом теории нераздельности суверенитета («Шесть книг о республике», 1576), т. е. высшей гос. власти, которая целиком принадлежит монарху, при этом предполагалось, что абсолютная монархия совместима с правами и свободами подданных и не может посягать на их собственность. Абсолютная монархия противопоставлялась вост. деспотиям, где государь произвольно распоряжается жизнью и имуществом подданных. Даже самые последовательные приверженцы её, не исключая кардинала Ришельё, считали, что нарушать права подданных правитель имеет право только в крайних случаях, во имя спасения государства (теория «гос. интереса»). Т. о., А. практически развивался как система чрезвычайного управления, связанного прежде всего с войнами, вызывавшими потребность в увеличении налогов. В то же время в А. отражался и характерный для эпохи образ мысли: люди 16–17 вв. воспринимали вселенную как иерархию идеальных сущностей, в которой король и привилегированные слои образовывали континуум, а человеческая воля была ограничена рамками богоустановленного порядка. В идеологии А. наряду с рационалистич. политич. теориями большое место занимала идея Божественного происхождения власти.
Оппозиционные абсолютизму политические теории
Теориям абсолютной монархии противостояли идеи тираноборчества и обществ. договора. В эпоху Реформации 16–17 вв. политич. конфликты часто принимали религ. форму. Верность истинной религии (наряду с правом собственности) противники А. , прежде всего в протестантских кругах, считали основой обществ. договора, нарушение которого королём даёт подданным право на восстание. А. не устраивал и «ультрамонтанскую оппозицию»: мысль о том, что король получает власть не непосредственно от Бога, а из рук народа, руководимого мудрыми пастырями,– важнейший тезис кардинала Р. Беллармина. Трагич. опыт гражд. войн породил представление о том, что верность религии вторична по отношению к обществ. порядку. Отсюда – идея абсолютного индивида (т. е. индивида, взятого до вхождения в социальные группы, в т. ч. и в церковь) как основы общества. Решающий вклад в её разработку внёс англ. философ Т. Гоббс («Левиафан», 1651). По Гоббсу, абсолютные индивиды пребывают в состоянии «войны всех против всех». Подавленные страхом смерти, они решают передать абсолютную власть государству. Гоббс дал наиболее радикальное обоснование А. , но вместе с тем заложил фундамент либерализма как политич. и экономич. теории. Идея абсолютного индивида разрушала образ вселенной как иерархии идеальных сущностей, а вместе с ним и интеллектуальные основы А. В кон. 17 в. англ. философ Дж. Локк использовал идеи Гоббса уже для обоснования конституц. строя.
Абсолютизм как государственный строй
Абсолютные монархии пришли на смену сословно-представит. монархиям. В 13–14 вв. в Европе сложилась система органов сословного представительства (парламент в Англии, генеральные и провинц. штаты во Франции, кортесы в Испании, рейхстаги и ландтаги в Германии). Эта система позволяла королевской власти получать поддержку знати, церкви и городов в проведении политики, на которую не хватало её собств. сил. Принципом сословной монархии была формула: что касается всех, должно быть одобрено всеми (quod omnes tangit, ab omnibus debet approbari). Резкое усиление королевской власти начинается во 2-й пол. 15 – нач. 16 вв., прежде всего в Испании, Франции и Англии. В Италии и Германии, где нац. государства сформировались только в 19 в., тенденция к усилению гос. власти реализовалась преим. в отд. княжествах («региональный абсолютизм»). Своеобразные абсолютные монархии сложились также в Скандинавии (с сохранением некоторых сословно-представит. институтов) и в Вост. Европе (с неразвитостью сословных прав и крепостничеством). Развитие А. состояло в формировании гос. аппарата, росте налогов и становлении постоянной наёмной армии при одновременном упадке ср.-век. сословий. В Англии, однако, постоянная армия почти не получила развития, а парламент сохранил контроль над налогами. В то же время укреплению абсолютистских тенденций в этой стране способствовало присвоение монархом функций главы своей церкви.
Причины возникновения абсолютизма. Абсолютизм и общество
В сов. историографии возникновение А. объяснялось классовой борьбой крестьянства и дворянства (Б. Ф. Поршнев) или дворянства и буржуазии (С. Д. Сказкин). Сейчас историки всё больше предпочитают видеть в А. результат социальных и культурных трансформаций эпохи генезиса капитализма, не сводимых к единой формуле. Так, развитие торговли рождало потребность в протекционистской политике, находившей своё обоснование в идеях меркантилизма, а рост гор. экономики – в перераспределении доходов от неё в пользу знати. И то и другое, а также огромные расходы на войны, вызывавшие усиленное налогообложение, – всё это требовало сильной гос. власти. Дворянство стало больше зависеть от королевской службы, распад социального единства гор. общины побуждал новые гор. элиты к сближению со знатью и к отказу от гор. вольностей в пользу монархии, а возникновение нац. государств ставило церковь под контроль монархии. А., рождённый из распада ср.-век. сословий, до конца оставался дворянским государством, частично модернизированным, но связанным с архаичным для 18 в. «обществом привилегий».
Абсолютизм и культура
Абсолютные монархи поощряли развитие культуры и науки и одновременно стремились к контролю над ними. К эпохе А. восходит гос. институционализация культуры и науки (создание королевских академий, науч. обществ). Культурная политика была важным средством укрепления королевской власти и «одомашнивания» дворянства, которое «дисциплинировалось» благодаря придворному этикету. Совместно с церковью А. добивался усиления контроля над массой населения, подавляя традиц. нар. культуру и прививая народу элементы культуры образованных элит. Между развитием А. и складыванием совр. типа личности, рационально контролирующей собств. поведение, а также совр. пенитенциарной системы, существовала несомненная связь. А. участвовал в формировании менталитета и ценностных ориентаций человека Нового времени (представление о долге и ответственности перед государством и др.).
Кризис абсолютизма. Просвещённый абсолютизм
Хотя во 2-й пол. 17 в. А. продолжал укреплять свои позиции в ряде европ. стран (Скандинавские государства, Бранденбург-Пруссия), с сер. 17 в. появились первые признаки его кризиса. Наиболее заметным его симптомом стала Англ. революция, а в 18 в. он стал очевиден почти повсеместно. Абсолютные монархи попытались приспособиться к развитию экономики и светской культуры с помощью политики т. н. просвещённого абсолютизма – заигрывания с «философами», отмены наиболее экономически вредных привилегий (реформы Тюрго во Франции в 1774–76), а иногда отмены крепостного права (Иосифом II Габсбургом в Богемии, а затем и в др. провинциях Австрии). Эта политика дала лишь кратковременный эффект. Буржуазные революции и конституц. реформы кон. 18–19 вв. привели к смене А. конституц. монархиями и бурж. республиками.
О форме власти в России, родственной европ. А., см. Самодержавие.
Что такое абсолютизм
Содержание статьи:
- 1 Абсолютизм – что это такое простыми словами
- 2 История появления
- 3 Установление абсолютизма
- 4 Крах абсолютных монархий
- 5 Основные признаки абсолютизма
Абсолютизм – что это такое простыми словами
Абсолютизм – в историко-социальном аспекте означает одну из форм государственного правления, когда вся полнота светской, а иногда и духовной власти, сосредоточена в руках монарха. Синонимом абсолютизма является понятие «абсолютная монархия», и в историческом контексте относится к европейской модели развития государства.
История появления
Абсолютная монархия, де-факто, была характерна для многих государств древнего мира. Так, власть египетских фараонов, персидских и ассирийских царей, условно можно отнести к абсолютизму. Условность здесь заключается в существовании на ранних этапах развития государства неких представительных органов, номинально влияющих на принятие монархом решений. Это могли быть некие советы старейшин, коллегии придворных советников, своды законов и т.д.
В дальнейшем развитие этих государств пошло по пути установления классических деспотий восточного типа, когда монарх совмещал в себе функции верховного правителя, главнокомандующего и одновременно религиозного лидера.
В юридическом плане впервые понятие «абсолютизм» появилось в римском праве, во времена Империи. Так, римский юрист Д. Ульпиан, живший во II веке, ввёл в современную ему юриспруденцию формулу «Правитель не ограничен законами».
Эта формулировка отражает сложившуюся к тому времени ситуацию: власть императоров стала фактически неограниченной, а сенат превратился в чисто номинальный представительный орган.
Достаточно вспомнить, как император Калигула, дабы показать сенаторам своё отношение к ним, ввёл в их число своего коня Инцитата, который вместе с патрициями принимал участие в заседаниях.В более поздние времена развитие абсолютизма шло рука об руку с укреплением новых государственных образований, появившихся в Европе в качестве обломков Римской империи. В так называемых европейских «варварских государствах», пришедших на смену римскому правлению, об абсолютизме речи не шло. Вся система правления в государствах вестготов, лангобардов, остготов, вандалов основывалась на традиционном племенном праве, и власть монарха во многом ограничивалась племенными (государственными) советами.
В период развитого средневековья, европейские монархи также вынуждены были прислушиваться к мнению различных представительных органов. Эти органы могли представлять либо интересы всего народа (например, альтинг в Исландии, народное вече в Новгородской и Псковской республиках), либо аристократии (боярская дума на Руси, кортесы в Испании).
В эти же годы, в странах западной и центральной Европы господствовала философская модель государственного правления, созданная ещё учителем Александра Македонского – Аристотелем.
Установление абсолютизма
Согласно этой концепции, идеальным вариантом правления являлось совмещение сильной королевской власти и представительной демократии. При этом, апологеты концепции Аристотеля не делали особых различий между ветвями власти, допуская сосредоточие в одних руках исполнительной, законодательной, правовой, духовной властей. Развитие подобных концепций «идеальной» публичной власти можно считать предтечей абсолютной монархии. Подобные выкладки в начале 16 века Макиавелли сформировал в трактат «Государь». Данное сочинение широко известно часто цитируемым изречением: «Цель оправдывает средства».
Первоначально в политико-философских концепциях, монарх подразумевался воплощением высшей справедливости и просвещения. Его отношение к своим подданным должно было повторять отношение строгого, но справедливого отца к своим подданным. Этим самым абсолютизм противопоставлялся деспотиям восточного типа, где правитель считался полноправным владельцем всего, что находится в его государстве – людей и их имущества, земель, природных богатств и т.д.
Однако историческое развитие внесло свои коррективы в эти теоретические выкладки. С развитием государства и усилением централизованной власти, происходила трансформация сравнительно демократичных монархий в жёсткий абсолютизм, впоследствии переставший признавать над собой каких-либо ограничений.
В России наступление периода абсолютизма многими историками относится к эпохе правления Иоанна Грозного, при котором были жестоко разгромлены все силы, способные противостоять центральной власти: столичное дворянство, удельные княжества, города с остатками представительной демократии. В дальнейшем централизация власти в руках монарха усиливалась.
Апофеозом абсолютизма в России можно считать реформы Петра Великого, когда им была учреждена разветвлённая чиновничья система коллегий, охватывавшая все сферы жизнедеятельности государства. Итогом данной деятельности стало подчинение власти императора и духовно-религиозной сферы, когда был упразднён православный патриархат, и вместо него создан синод во главе с государственным чиновником.
Крах абсолютных монархий
Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений и промышленная революция привели к закономерному краху абсолютизма. Свободный рынок не терпел над собой «указующего перста» монарха, а абсолютизм априори не мог примириться с широкой самостоятельностью подданных. В результате подобных противоречий в период с 17 по начало 20 веков произошёл переход от абсолютизма к конституционным монархиям или республиканской форме правлений.
В одних странах этот процесс происходил относительно мирно, в других – в результате революций и кровопролитных гражданских войн. Достаточно вспомнить революцию Кромвеля, Великую французскую революцию, революцию 1917г. в России. Переходный процесс был весьма долгий, и зависел от уровня капиталистического развития страны. В Европе дольше всего абсолютизм продержался в Российской и Османской империях – вплоть до начала ХХ века.
Основные признаки абсолютизма
Главными чертами, отличающими абсолютизм от прочих форм правления, принято считать:
- Сосредоточение всех властных полномочий в руках монарха.
- Построение строгой вертикальной иерархии в структуре государственной власти.
- Передача власти носит наследственный характер.
- Власть правителя де-факто не ограничивается никакими законами и государственными органами.
В качестве номинальных органов власти при абсолютизме могут сохраняться некие признаки демократии – представительные институты власти, кодексы законов, – но они фактически не выполняют своих прямых функций.
В современном мире имеется ряд государств, по форме своего правления очень близких к абсолютной монархии:- Некоторые монархии Ближнего востока – Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, ОАЭ, Оман и т.д.
- Теократическая монархия Ватикан.
- Бруней.
- Свазиленд.
Поделитесь статьёй в социальных сетях:
Абсолютизм Определение и значение | Dictionary.com
- Верхние определения
- Синонимы
- Викторина
- Связанный контент
- Примеры
- British
[Ab-suh-loo-tiz-UHM]
/ ˈb S S-Suh-Loo-Tiz-UHM]
/ ˈB S-Suh-Loo-Tiz-UHM] Сохраните это слово!
См. синонимы для: абсолютизм / абсолютистский / абсолютист на Thesaurus. com
сущ.
принцип или осуществление полной и неограниченной власти в правительстве.
любая теория, утверждающая, что ценности, принципы и т. д. являются абсолютными, а не относительными, зависимыми или изменчивыми.
ДРУГИЕ СЛОВА Абсолютизм
1 тоталитаризм.
См. синонимы слова «абсолютизм» на Thesaurus.com
КОНТРОЛЬ
ВЫ ПРОПУСТИТЕ ИЛИ ЗАПОЛНИТЕ ЭТИ ВОПРОСЫ ПО ГРАММАТИКЕ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
Происхождение абсолютизма
Впервые записано в 1745–1755 гг. ·наречие·не·абсолютно·лютистский,существительное
со·лютизм, существительноепро·аб·солютизм, прилагательное, существительное
Dictionary.com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023
Слова, относящиеся к абсолютизму
автаркия, самодержавие, деспотизм, диктатура, тирания, авторитаризм, тоталитаризм, тоталитаризм
Как использовать абсолютизм в предложении
Профессиональные политики обычно держатся подальше от абсолютистских движений.
Семь привычек крайне неэффективных политических партий|Дэвид Фрум|8 октября 2013|DAILY BEAST
Его черно-белое морально-абсолютистское мышление о политике, из которого следует вырасти после окончания школы.
Джулиан Ассанж любит Рэнда Пола и его «очень принципиальную позицию»|Майкл Томаски|19 августа 2013 г.|DAILY BEAST
Саудовцы опасаются, возможно, справедливо, что реальное разделение власти невозможно в абсолютистском государстве.
Революция в Королевстве Саудовская Аравия?|Брюс Ридель|20 января 2013|DAILY BEAST
Другие страны, запретившие оружие, начали с менее абсолютистского отношения к гражданским свободам, а также с гораздо меньшим количеством оружия.
Мы мало что можем сделать, чтобы предотвратить новую бойню|Меган МакАрдл|17 декабря 2012|DAILY BEAST
Абсолютистский взгляд на временные сокращения скоро сделает все обещание несостоятельным.
Лазейка в налоговых обязательствах|Джастин Грин|28 ноября 2012|DAILY BEAST
Он лишил абсолютистскую монархию во Франции магического престижа.
Очерк истории: простая история жизни и человечества | Герберт Джордж Уэллс
Это будет не поклонение, как у китайского абсолютиста, и не простая дружба, как в кодексе многих радикалов.
The Hearth-Stone|Сэмюэл Осгуд
Действительно, социализм приведет к созданию самого досадного и всеохватывающего абсолютистского правительства, которое когда-либо было изобретено.
Современный социализм|Джон Рэй
Он был государственным деятелем и хотел превратить империю в настоящее государство абсолютистского типа.
Народные традиции|Уильям Грэм Самнер
Они хотят использовать его как инструмент для своих абсолютистских планов и авантюрных мировых предприятий.
Что думает Германия | Томас Ф. А. Смит
Британские определения словаря для абсолютизма
Абсолютизм
/ (ˈæbsəluːˌtɪzəm) /
Noun
. монарх, диктатор и т. д.; деспотизм
философия
- любая теория, утверждающая, что истина, моральная или эстетическая ценность являются абсолютными и универсальными и не соотносятся с индивидуальными или социальными различиями. Сравните релятивизм
- учение о том, что реальность едина и неизменна, а изменение и разнообразие — просто иллюзия. См. также монизм (определ. 2). ), плюрализм (по опр. 5b)
Христианство бескомпромиссная форма учения о предопределении
Производные формы абсолютизма
абсолютист, существительное, прилагательноеАнглийский словарь Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
Social Research Glossary
Social Research Glossary
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Главная
Ссылка для цитирования: Harvey, L. , 2012-23, Глоссарий социальных исследований , Quality Research International, http://www.qualityresearchinternational.com/socialresearch/ Это динамический глоссарий, и автор будет приветствовать любые предложения по электронной почте о дополнениях или поправках. Страница обновлена 11 ноября 2022 г. , © Ли Харви, 2012–2023.
| |
________________________________________________________________
Абсолютизм
основное определение
Абсолютизм в философии утверждает существование неопровержимых, абсолютных истин и является противоположностью релятивизма. Политически абсолютизм относится к осуществлению власти, не ограниченной никакими сдержками или противовесами.
объяснительный контекст
Материалистическая критика
С материалистической точки зрения абсолютизм (тезис о существовании абсолютных истин) невозможен (в реальном мире*).
Абсолютизм предполагает утверждение, что истины существуют. Это можно утверждать тремя широкими способами:
диктат без обращения к эмпирической реальности (например, бог есть добро).
утверждение реальности, основанное на (эмпирическом) опыте: таковы вещи (как я/мы их переживаем).
утверждение, являющееся логическим результатом сформулированной теоретической позиции (которая может иметь или не иметь эмпирических референтов).
На первом; такая позиция лишена права на материалистическое знание, поскольку исключает всякую необходимость какого-либо взаимодействия с реальным миром.
На второй; такие элементы материального знания могут быть только относительными, опосредование опыта культурно и исторически специфично.
На третьем; теоретические структуры явно влияют на логику эмпирического подтверждения (отягощенный теорией характер наблюдения), с одной стороны, а дедуктивная логика абстрактного анализа явно является функцией либо теоретической основы, либо утверждения истинностного значения предпосылок. , или оба, с другой. В обоих случаях культурная специфика теории делает анализ относительным.
Таким образом, может показаться, что материальное знание обязательно является относительным знанием. Действительно, если противоположность абсолютного является относительной, то это так. Но в этом нет ничего плохого. Проблема в абсурдности абсолютизма. Абсолютизм — это не знание, а идеалистическая вера. Это трансцендентальное утверждение (овеществляющее диктат, конкретные эмпирические данные или теория). Это продукт, а не процесс. Это легитимный продукт. Это некритично. (Это не основа, следовательно, знания). Он не взаимодействует с реальным миром, а навязывает ему структуры (или даже игнорирует его). Таким образом, абсолютизм есть идеалистическое заблуждение. (Это не абсолютистское представление и не идеалистическое утверждение!)
Материалистическое знание следует рассматривать не как продукт, а как процесс. Нет смысла говорить о материалистическом знании как об относительном, ибо противоположного материально не существует. Относительно чего относительное знание, кроме условий его возникновения? Оно, конечно, культурно и исторически специфично (инструментальное суждение о достоверности (работает ли оно?) столь же культурно и исторически специфично).
Короче говоря, материалистическое знание — это знание, а не вера. То есть речь идет о реальном мире и развивается как процесс взаимодействия с ним. Это не некритическое навязывание миру заранее заданных тезисов. Противоположностью абсолютизма является не релятивизм, а знание.
* определение реализма в данном случае: реализм в целом предполагает представление о том, что существует конкретный мир объектов (включая других людей), внешний по отношению к индивидуальному человеческому разуму, о котором люди могут узнавать посредством чувств и процессов мозга.
аналитический обзор
Британская энциклопедия (2009) утверждает:
абсолютизм, политическая доктрина и практика неограниченной централизованной власти и абсолютного суверенитета, которыми наделен, в частности, монарх или диктатор. Суть абсолютистской системы заключается в том, что правящая власть не подвергается регулярному оспариванию или контролю со стороны какого-либо другого органа, будь то судебный, законодательный, религиозный, экономический или избирательный. Король Франции Людовик XIV (1643–1715) представил наиболее известное утверждение абсолютизма, когда сказал: «L’état, c’est moi» («Я — государство»). Абсолютизм в различных формах существовал во всех частях мира, в том числе в нацистской Германии при Адольфе Гитлере и в Советском Союзе при Иосифе Сталине.
Anonymous (2004) заявляет:
Моральный абсолютизм — убеждение или теория о том, что существуют абсолютные стандарты, по которым можно судить о моральных вопросах, — предполагает, что мораль не определяется социальными или ситуационными влияниями. Согласно моральному абсолютизму, мораль заложена в законах мироздания, в природе человечества или в каком-либо другом фундаментальном источнике. Моральный абсолютизм иногда противопоставляется моральному релятивизму и типизируется — хотя, таким образом, также чрезмерно упрощается — такими фразами, как «Правильно есть правильно, а неправильно — неправильно».
Моральный абсолютизм рассматривает действия как изначально или бесспорно нравственные или аморальные. Моральные абсолютисты могли бы, например, считать рабство или калечащие операции на женских половых органах в детстве абсолютно и бесспорно аморальными, независимо от верований и целей культуры, которая придерживается этих практик.
В меньшинстве случаев моральный абсолютизм принимает более ограниченную позицию, согласно которой действия являются моральными или аморальными независимо от обстоятельств, в которых они происходят. Ложь, например, всегда будет аморальной, даже если она делается для достижения какого-то другого блага (например, спасения жизни). Этот редкий взгляд на моральный абсолютизм можно противопоставить моральному консеквенциализму — мнению, согласно которому моральность действия зависит от контекста или последствий этого действия.
Современная теория прав человека представляет собой форму морального абсолютизма, обычно основанную на природе человечества и сущности человеческой природы. Одна из таких теорий была построена Джоном Ролзом в его «Теории справедливости».
Многие религии придерживаются морально-абсолютистских позиций, рассматривая систему морали как установленную божеством или божествами. Поэтому они считают такую моральную систему абсолютной, (обычно) совершенной и неизменной. Философия объективизма также занимает морально-абсолютистскую позицию, поскольку считает законы морали, как и законы физики, присущими самой вселенной.
associated issues
related areas
See also
idealism
materialism
realism
relativism
Sources
Anonymous, 2004,
‘ Моральный абсолютизм» изначально, но больше не доступен на http://neohumanism.org/m/mo/moral_absolutism.html, по состоянию на 30 января 2013 г.
Британская энциклопедия, 2009 г.,
«Абсолютизм», доступно по адресу http://www.