Абсолютизм что это: АБСОЛЮТИЗМ • Большая российская энциклопедия

АБСОЛЮТИЗМ • Большая российская энциклопедия

АБСОЛЮТИ́ЗМ (от лат. аbsolutus – без­ус­лов­ный, не­ог­ра­ни­чен­ный), гос. строй в странах Зап. Ев­ро­пы на поз­д­нем эта­пе до­ин­ду­ст­ри­аль­ной эпо­хи, ха­рак­те­ри­зую­щий­ся от­ка­зом от со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ных уч­реж­де­ний и пре­дель­ной кон­цен­тра­ци­ей вла­сти в ру­ках мо­нар­ха. На­ря­ду с по­ня­ти­ем А. в лит-ре бы­ту­ет пер­вич­ное по от­но­ше­нию к не­му по­ня­тие «аб­со­лют­ная мо­нар­хия», упот­реб­ляе­мое в ши­ро­ком (ни­чем не ог­ра­ни­чен­ная власть го­су­да­ря), а так­же в уз­ком, стро­го на­уч­ном, смыс­ле, сов­па­да­ю­щем с по­ня­ти­ем А.

Абсолютизм как историческое понятие

Тер­мин «А.» по­лу­чил рас­про­ст­ра­не­ние с сер. 19 в., од­на­ко то, что этот строй пред­став­лял со­бой це­ло­ст­ное яв­ле­ние, вклю­ча­в­шее не толь­ко ин­сти­ту­ты влас­ти, но в зна­чит. сте­пе­ни и со­ци­аль­ные от­но­ше­ния, осо­зна­ва­лось уже на­ка­ну­не Ве­ли­кой франц. ре­во­лю­ции. Тог­да суть это­го яв­ле­ния вы­ра­жа­ло по­ня­тие «ста­рый по­ря­док» (An­ci­en ré­gi­me). В 18 в. по­лу­чи­ли рас­про­ст­ра­не­ние так­же тер­ми­ны «дес­по­тизм» и «фе­о­даль­ный по­ря­док» – приб­ли­зит. си­но­нимы «ста­рого по­ря­д­ка». По­ня­тие А. сло­жи­лось для обо­зна­че­ния ухо­дя­ще­го в прош­лое строя и для борь­бы с ним, за­тя­нув­шей­ся на весь 19 в. В нём бы­ла за­ло­же­на идея ис­то­рич. раз­ви­тия – от уг­не­те­ния и не­ве­же­ст­ва к сво­бо­де и про­све­ще­нию, от са­мо­вла­стья к кон­сти­туц. строю. Бла­го­да­ря А. де Ток­ви­лю («Ста­рый по­ря­док и ре­во­лю­ция», 1856) А. стал рас­смат­ри­вать­ся так­же и в со­цио­ло­гич. кон­тек­сте не толь­ко как цен­т­ра­ли­за­ция влас­ти, но и как спо­соб ни­ве­ли­ро­ва­ния со­слов­ных (со­ци­аль­ных) раз­ли­чий.

Генезис и формирование политических теорий абсолютизма

По­ня­тие аб­со­лют­ной мо­нар­хии как фор­мы ор­га­ни­за­ции влас­ти го­раз­до древ­нее, чем по­ня­тие А. как эпо­хи ев­роп. ис­то­рии. Оно во­схо­дит к рим. пра­ву, к фор­му­ле юри­ста 2 в. Уль­пи­а­на: prin­ce­ps le­gi­bus so­lutus (или ab­so­lu­tus) est (го­су­дарь не свя­зан за­ко­на­ми). Оно упот­реб­ля­лось в средние ве­ка и ши­ро­ко рас­про­ст­ра­ни­лось в 16 в., став фак­ти­чес­ки са­мо­на­зва­ни­ем аб­со­лю­ти­ст­ских ре­жи­мов. Фо­ном для раз­ви­тия тео­рий аб­со­лют­ной мо­нар­хии в 15–17 вв. бы­ло фор­ми­ро­ва­ние по­ня­тия го­су­дар­ст­ва. В ан­тич. и ср.-век. по­ли­тич. мыс­ли гос­под­ст­во­ва­ла вос­хо­див­шая к Арис­то­те­лю син­кре­тич. мо­дель: со­ци­аль­ный, по­ли­тич., этич., пра­во­вой и ре­лиг. уров­ни ор­га­ни­за­ции об­ще­ст­ва не впол­не раз­ли­ча­лись. На уче­ние Арис­то­те­ля об иде­аль­ном го­су­дар­ст­ве опи­рались кон­цеп­ции «раз­дель­но­го су­ве­рени­те­та» (Ф. де Ко­мин, К. Сейс­сель и др.), объ­е­ди­няв­шие не­ко­то­рые чер­ты мо­нар­хии, арис­то­кра­тии и де­мо­кра­тии при при­ори­те­те силь­ной ко­ро­левской влас­ти, про­ти­во­по­ла­га­е­мой ти­ра­нии. В 15–16 вв. в свя­зи с ос­во­бо­ж­де­ни­ем по­ли­ти­ки от ре­ли­гии и мо­ра­ли раз­ви­ва­ет­ся и по­ня­тие го­су­дар­ст­ва (осо­бую роль сыг­рал трак­тат Н. Ма­киа­вел­ли «Го­су­дарь», 1532). К кон. 16 в. сло­во «го­су­дар­ст­во» (stato, état, state, Staat) на­чина­ет обо­зна­чать не со­сло­вие или «поло­же­ние» ко­ро­ля, но не­ко­то­рую аб­ст­ракт­ную сущ­ность, во­пло­ще­ние пуб­лич­ной вла­сти.

Важ­ней­ший этап в раз­ви­тии пред­став­ле­ний о го­су­дар­ст­ве – со­зда­ние франц. юри­стом Ж. Бо­де­ном тео­рии не­раз­дельно­сти су­ве­ре­ни­те­та («Шесть книг о рес­пуб­ли­ке», 1576), т. е. выс­шей гос. вла­сти, ко­то­рая це­ли­ком при­над­ле­жит мо­нар­ху, при этом пред­по­ла­га­лось, что аб­со­лют­ная мо­нар­хия со­вмес­ти­ма с пра­ва­ми и сво­бо­да­ми под­дан­ных и не мо­жет по­ся­гать на их соб­ст­вен­ность. Аб­со­лют­ная мо­нар­хия про­ти­во­пос­тав­ля­лась вост. дес­по­ти­ям, где го­су­дарь про­из­воль­но рас­по­ря­жа­ет­ся жиз­нью и иму­ще­ст­вом под­дан­ных. Да­же са­мые по­сле­до­ва­тель­ные при­вер­жен­цы её, не ис­клю­чая кар­ди­на­ла Ри­шельё, счи­та­ли, что на­ру­шать пра­ва под­дан­ных пра­ви­тель име­ет пра­во толь­ко в край­них случа­ях, во имя спа­се­ния го­су­дар­ст­ва (тео­рия «гос. ин­те­ре­са»). Т. о., А. прак­ти­че­ски раз­ви­вал­ся как сис­те­ма чрез­вы­чай­но­го управ­ле­ния, свя­зан­но­го преж­де все­го с вой­на­ми, вы­зы­вав­ши­ми по­треб­ность в уве­ли­че­нии на­ло­гов. В то же вре­мя в А. от­ра­жал­ся и ха­рак­тер­ный для эпо­хи об­раз мыс­ли: лю­ди 16–17 вв. вос­при­ни­ма­ли все­лен­ную как ие­рар­хию иде­аль­ных сущ­но­стей, в ко­то­рой ко­роль и при­ви­ле­ги­ро­ван­ные слои об­ра­зо­вы­ва­ли кон­ти­ну­ум, а че­ло­ве­че­ская во­ля бы­ла ог­ра­ни­че­на рам­ка­ми бо­го­ус­та­нов­лен­но­го по­ряд­ка. В идео­ло­гии А. на­ря­ду с ра­цио­на­ли­стич. по­ли­тич. тео­рия­ми боль­шое ме­сто за­ни­ма­ла идея Бо­же­ст­вен­но­го про­ис­хо­ж­де­ния вла­сти.

Оппозиционные абсолютизму политические теории

Тео­ри­ям аб­со­лют­ной мо­нар­хии про­ти­во­стоя­ли идеи ти­ра­но­бор­че­ст­ва и обществ. до­го­во­ра. В эпо­ху Ре­фор­ма­ции 16–17 вв. по­ли­тич. кон­флик­ты час­то при­ни­ма­ли ре­лиг. фор­му. Вер­ность ис­тин­ной ре­ли­гии (на­ря­ду с пра­вом соб­ст­вен­но­сти) про­тив­ни­ки А. , преж­де все­го в про­те­стан­тских кру­гах, счи­та­ли ос­но­вой об­ществ. до­го­во­ра, на­ру­ше­ние ко­то­ро­го ко­ро­лём да­ёт под­дан­ным пра­во на вос­ста­ние. А. не ус­тра­и­вал и «уль­тра­мон­тан­скую оп­по­зи­цию»: мысль о том, что ко­роль по­лу­ча­ет власть не не­по­сред­ст­вен­но от Бо­га, а из рук на­ро­да, ру­ко­во­ди­мо­го муд­ры­ми пас­ты­ря­ми,– важ­ней­ший те­зис кар­ди­на­ла Р. Бел­лар­ми­на. Тра­гич. опыт гражд. войн по­ро­дил пред­став­ле­ние о том, что вер­ность ре­ли­гии вто­рич­на по от­но­ше­нию к об­ществ. по­ряд­ку. От­сю­да – идея абсо­лют­но­го ин­ди­ви­да (т. е. ин­ди­ви­да, взя­то­го до вхо­ж­де­ния в со­ци­аль­ные груп­пы, в т. ч. и в цер­ковь) как ос­но­вы об­ще­ст­ва. Ре­шаю­щий вклад в её раз­ра­бот­ку внёс англ. фи­ло­соф Т. Гоббс («Ле­ви­а­фан», 1651). По Гоб­бсу, аб­со­лют­ные ин­ди­ви­ды пре­бы­ва­ют в со­стоя­нии «вой­ны всех про­тив всех». По­дав­лен­ные стра­хом смер­ти, они ре­ша­ют пе­ре­дать аб­со­лют­ную власть го­су­дар­ст­ву. Гоббс дал наи­бо­лее ра­ди­каль­ное обос­но­ва­ние А. , но вме­сте с тем за­ло­жил фун­да­мент ли­бе­ра­лиз­ма как по­ли­тич. и эко­но­мич. тео­рии. Идея аб­со­лют­но­го ин­ди­ви­да раз­ру­ша­ла об­раз все­лен­ной как ие­рар­хии иде­аль­ных сущ­но­стей, а вме­сте с ним и ин­тел­лек­ту­аль­ные ос­новы А. В кон. 17 в. англ. фи­ло­соф Дж. Локк ис­поль­зо­вал идеи Гоб­бса уже для обос­но­ва­ния кон­сти­туц. строя.

Абсолютизм как государственный строй

Аб­со­лют­ные мо­нар­хии при­шли на сме­ну со­слов­но-пред­ста­вит. мо­нар­хи­ям. В 13–14 вв. в Ев­ро­пе сло­жи­лась сис­те­ма ор­га­нов со­слов­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва (пар­ла­мент в Анг­лии, ге­не­раль­ные и про­винц. шта­ты во Фран­ции, кор­те­сы в Ис­па­нии, рейхс­та­ги и ланд­та­ги в Гер­ма­нии). Эта сис­те­ма по­зво­ля­ла ко­ро­лев­ской вла­сти по­лу­чать под­держ­ку зна­ти, церк­ви и го­ро­дов в про­ве­де­нии по­ли­ти­ки, на ко­то­рую не хва­та­ло её собств. сил. Прин­ци­пом со­слов­ной мо­нар­хии бы­ла фор­му­ла: что ка­са­ет­ся всех, долж­но быть одоб­ре­но все­ми (quod omnes tangit, ab omnibus debet approbari). Рез­кое уси­ле­ние ко­ро­лев­ской вла­сти на­чи­на­ет­ся во 2-й пол. 15 – нач. 16 вв., пре­ж­де все­го в Ис­па­нии, Фран­ции и Анг­лии. В Ита­лии и Гер­ма­нии, где нац. го­су­дар­ст­ва сфор­ми­ро­ва­лись толь­ко в 19 в., тен­ден­ция к уси­ле­нию гос. вла­сти реа­ли­зо­ва­лась пре­им. в отд. кня­же­ст­вах («ре­гио­наль­ный аб­со­лю­тизм»). Свое­об­раз­ные аб­со­лют­ные мо­нар­хии сло­жи­лись так­же в Скан­ди­на­вии (с со­хра­не­ни­ем не­ко­то­рых со­слов­но-пред­ста­вит. ин­сти­ту­тов) и в Вост. Ев­ро­пе (с не­раз­ви­то­стью со­слов­ных прав и кре­по­ст­ни­че­ст­вом). Раз­ви­тие А. со­стоя­ло в фор­ми­ро­ва­нии гос. ап­па­ра­та, рос­те на­ло­гов и ста­нов­ле­нии по­сто­ян­ной на­ём­ной ар­мии при од­но­вре­мен­ном упад­ке ср.-век. со­сло­вий. В Анг­лии, од­на­ко, по­сто­ян­ная ар­мия поч­ти не по­лу­чи­ла раз­ви­тия, а пар­ла­мент со­хра­нил кон­троль над на­ло­га­ми. В то же вре­мя ук­ре­п­ле­нию аб­со­лю­ти­ст­ских тен­ден­ций в этой стра­не спо­соб­ст­во­ва­ло при­свое­ние мо­нар­хом функ­ций гла­вы сво­ей церк­ви.

Причины возникновения абсолютизма. Абсолютизм и общество

В сов. ис­то­ри­о­гра­фии воз­ник­но­ве­ние А. объ­яс­ня­лось клас­со­вой борь­бой кре­сть­ян­ст­ва и дво­рян­ст­ва (Б. Ф. Пор­ш­нев) или дво­рян­ст­ва и бур­жу­а­зии (С. Д. Сказ­кин). Сей­час ис­то­ри­ки всё боль­ше пред­по­чи­та­ют ви­деть в А. ре­зуль­тат со­ци­аль­ных и куль­тур­ных транс­фор­ма­ций эпо­хи гене­зи­са ка­пи­та­лиз­ма, не сво­ди­мых к еди­ной фор­му­ле. Так, раз­ви­тие тор­гов­ли ро­ж­да­ло по­треб­ность в про­тек­цио­нист­ской по­ли­ти­ке, на­хо­див­шей своё обос­но­ва­ние в иде­ях мер­кан­ти­лиз­ма, а рост гор. эко­но­ми­ки – в пе­ре­рас­пре­де­ле­нии до­хо­дов от неё в поль­зу зна­ти. И то и дру­гое, а так­же ог­ром­ные рас­хо­ды на вой­ны, вы­зы­вав­шие уси­лен­ное на­ло­го­об­ло­же­ние, – всё это тре­бо­ва­ло силь­ной гос. вла­сти. Дво­рян­ст­во ста­ло боль­ше за­ви­сеть от ко­ро­лев­ской служ­бы, рас­пад со­ци­аль­но­го един­ст­ва гор. об­щи­ны по­бу­ж­дал но­вые гор. эли­ты к сбли­же­нию со зна­тью и к от­ка­зу от гор. воль­но­стей в поль­зу мо­нар­хии, а воз­ник­но­ве­ние нац. го­су­дарств ста­ви­ло цер­ковь под кон­троль мо­нар­хии. А., рож­дён­ный из рас­па­да ср.-век. со­сло­вий, до кон­ца ос­та­вал­ся дво­рян­ским го­су­да­р­ст­вом, час­тич­но мо­дер­ни­зи­ро­ван­ным, но свя­зан­ным с ар­ха­ич­ным для 18 в. «об­ще­ст­вом при­ви­ле­гий».

Абсолютизм и культура

Аб­со­лют­ные мо­нар­хи по­ощ­ря­ли раз­ви­тие куль­ту­ры и нау­ки и од­но­вре­мен­но стре­ми­лись к кон­тро­лю над ни­ми. К эпо­хе А. вос­хо­дит гос. ин­сти­ту­цио­на­лиза­ция куль­ту­ры и нау­ки (соз­да­ние ко­ро­лев­ских ака­де­мий, на­уч. об­ществ). Куль­тур­ная по­ли­ти­ка бы­ла важ­ным сред­ст­вом ук­ре­п­ле­ния ко­ро­лев­ской вла­сти и «одо­маш­ни­ва­ния» дво­рян­ст­ва, ко­то­рое «дис­ци­п­ли­ни­ро­ва­лось» бла­го­да­ря при­двор­но­му эти­ке­ту. Со­вме­ст­но с цер­ко­вью А. до­би­вал­ся уси­ле­ния кон­тро­ля над мас­сой на­се­ле­ния, по­дав­ляя тра­диц. нар. куль­ту­ру и при­ви­вая на­ро­ду эле­мен­ты куль­ту­ры об­ра­зо­ван­ных элит. Ме­ж­ду раз­вити­ем А. и скла­ды­ва­ни­ем совр. ти­па лич­но­сти, ра­цио­наль­но кон­тро­ли­рую­щей собств. по­ве­де­ние, а так­же совр. пе­ни­тен­ци­ар­ной сис­те­мы, су­ще­ст­во­ва­ла не­сомнен­ная связь. А. уча­ст­во­вал в фор­ми­ро­ва­нии мен­та­ли­те­та и цен­но­ст­ных ори­ен­та­ций че­ло­ве­ка Но­во­го вре­ме­ни (пред­став­ле­ние о дол­ге и от­вет­ст­вен­но­сти пе­ред го­су­дар­ст­вом и др.).

Кризис абсолютизма. Просвещённый абсолютизм

Хо­тя во 2-й пол. 17 в. А. про­дол­жал ук­ре­п­лять свои по­зи­ции в ря­де ев­роп. стран (Скан­ди­нав­ские го­су­дар­ст­ва, Бран­ден­бург-Прус­сия), с сер. 17 в. поя­ви­лись пер­вые при­зна­ки его кри­зи­са. Наи­бо­лее за­мет­ным его сим­пто­мом ста­ла Англ. ре­во­лю­ция, а в 18 в. он стал оче­ви­ден поч­ти по­все­ме­ст­но. Аб­со­лют­ные мо­нар­хи по­пы­та­лись при­спо­со­бить­ся к раз­ви­тию эко­но­ми­ки и свет­ской куль­ту­ры с по­мо­щью по­ли­ти­ки т. н. про­све­щён­но­го аб­со­лю­тиз­ма – за­иг­ры­ва­ния с «фи­ло­со­фа­ми», от­ме­ны наи­бо­лее эко­но­ми­че­ски вред­ных при­виле­гий (ре­фор­мы Тюр­го во Фран­ции в 1774–76), а ино­гда от­ме­ны кре­по­ст­но­го пра­ва (Ио­си­фом II Габс­бур­гом в Бо­ге­мии, а за­тем и в др. про­вин­ци­ях Ав­ст­рии). Эта по­ли­ти­ка да­ла лишь крат­ко­вре­мен­ный эф­фект. Бур­жу­аз­ные ре­во­лю­ции и кон­сти­туц. ре­фор­мы кон. 18–19 вв. при­ве­ли к сме­не А. кон­сти­туц. мо­нар­хия­ми и бурж. рес­пуб­ли­ка­ми.

О фор­ме вла­сти в Рос­сии, род­ст­вен­ной ев­роп. А., см. Са­мо­дер­жа­вие.

Что такое абсолютизм

Содержание статьи:

  • 1 Абсолютизм – что это такое простыми словами
  • 2 История появления
  • 3 Установление абсолютизма
  • 4 Крах абсолютных монархий
  • 5 Основные признаки абсолютизма

Абсолютизм – что это такое простыми словами

Абсолютизм – в историко-социальном аспекте означает одну из форм государственного правления, когда вся полнота светской, а иногда и духовной власти, сосредоточена в руках монарха. Синонимом абсолютизма является понятие «абсолютная монархия», и в историческом контексте относится к европейской модели развития государства.

История появления

Абсолютная монархия, де-факто, была характерна для многих государств древнего мира. Так, власть египетских фараонов, персидских и ассирийских царей, условно можно отнести к абсолютизму. Условность здесь заключается в существовании на ранних этапах развития государства неких представительных органов, номинально влияющих на принятие монархом решений. Это могли быть некие советы старейшин, коллегии придворных советников, своды законов и т.д.

В дальнейшем развитие этих государств пошло по пути установления классических деспотий восточного типа, когда монарх совмещал в себе функции верховного правителя, главнокомандующего и одновременно религиозного лидера.

В юридическом плане впервые понятие «абсолютизм» появилось в римском праве, во времена Империи. Так, римский юрист Д. Ульпиан, живший во II веке, ввёл в современную ему юриспруденцию формулу «Правитель не ограничен законами».

Эта формулировка отражает сложившуюся к тому времени ситуацию: власть императоров стала фактически неограниченной, а сенат превратился в чисто номинальный представительный орган.

Достаточно вспомнить, как император Калигула, дабы показать сенаторам своё отношение к ним, ввёл в их число своего коня Инцитата, который вместе с патрициями принимал участие в заседаниях.

В более поздние времена развитие абсолютизма шло рука об руку с укреплением новых государственных образований, появившихся в Европе в качестве обломков Римской империи. В так называемых европейских «варварских государствах», пришедших на смену римскому правлению, об абсолютизме речи не шло. Вся система правления в государствах вестготов, лангобардов, остготов, вандалов основывалась на традиционном племенном праве, и власть монарха во многом ограничивалась племенными (государственными) советами.

В период развитого средневековья, европейские монархи также вынуждены были прислушиваться к мнению различных представительных органов. Эти органы могли представлять либо интересы всего народа (например, альтинг в Исландии, народное вече в Новгородской и Псковской республиках), либо аристократии (боярская дума на Руси, кортесы в Испании).

В эти же годы, в странах западной и центральной Европы господствовала философская модель государственного правления, созданная ещё учителем Александра Македонского – Аристотелем.

Установление абсолютизма

Согласно этой концепции, идеальным вариантом правления являлось совмещение сильной королевской власти и представительной демократии. При этом, апологеты концепции Аристотеля не делали особых различий между ветвями власти, допуская сосредоточие в одних руках исполнительной, законодательной, правовой, духовной властей. Развитие подобных концепций «идеальной» публичной власти можно считать предтечей абсолютной монархии. Подобные выкладки в начале 16 века Макиавелли сформировал в трактат «Государь». Данное сочинение широко известно часто цитируемым

изречением: «Цель оправдывает средства».

Первоначально в политико-философских концепциях, монарх подразумевался воплощением высшей справедливости и просвещения. Его отношение к своим подданным должно было повторять отношение строгого, но справедливого отца к своим подданным. Этим самым абсолютизм противопоставлялся деспотиям восточного типа, где правитель считался полноправным владельцем всего, что находится в его государстве – людей и их имущества, земель, природных богатств и т.д.

Однако историческое развитие внесло свои коррективы в эти теоретические выкладки. С развитием государства и усилением централизованной власти, происходила трансформация сравнительно демократичных монархий в жёсткий абсолютизм, впоследствии переставший признавать над собой каких-либо ограничений.

Смысл абсолютизма точно и лаконично выразил французский «король-солнце» Людовик XIV фразой «Государство – это я!».

В России наступление периода абсолютизма многими историками относится к эпохе правления Иоанна Грозного, при котором были жестоко разгромлены все силы, способные противостоять центральной власти: столичное дворянство, удельные княжества, города с остатками представительной демократии. В дальнейшем централизация власти в руках монарха усиливалась.

Апофеозом абсолютизма в России можно считать реформы Петра Великого, когда им была учреждена разветвлённая чиновничья система коллегий, охватывавшая все сферы жизнедеятельности государства. Итогом данной деятельности стало подчинение власти императора и духовно-религиозной сферы, когда был упразднён православный патриархат, и вместо него создан синод во главе с государственным чиновником.

Крах абсолютных монархий

Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений и промышленная революция привели к закономерному краху абсолютизма. Свободный рынок не терпел над собой «указующего перста» монарха, а абсолютизм априори не мог примириться с широкой самостоятельностью подданных. В результате подобных противоречий в период с 17 по начало 20 веков произошёл переход от абсолютизма к конституционным монархиям или республиканской форме правлений.

В одних странах этот процесс происходил относительно мирно, в других – в результате революций и кровопролитных гражданских войн. Достаточно вспомнить революцию Кромвеля, Великую французскую революцию, революцию 1917г. в России. Переходный процесс был весьма долгий, и зависел от уровня капиталистического развития страны. В Европе дольше всего абсолютизм продержался в Российской и Османской империях – вплоть до начала ХХ века.

Основные признаки абсолютизма

Главными чертами, отличающими абсолютизм от прочих форм правления, принято считать:

  1. Сосредоточение всех властных полномочий в руках монарха.
  2. Построение строгой вертикальной иерархии в структуре государственной власти.
  3. Передача власти носит наследственный характер.
  4. Власть правителя де-факто не ограничивается никакими законами и государственными органами.

В качестве номинальных органов власти при абсолютизме могут сохраняться некие признаки демократии – представительные институты власти, кодексы законов, – но они фактически не выполняют своих прямых функций.

В современном мире имеется ряд государств, по форме своего правления очень близких к абсолютной монархии:

  • Некоторые монархии Ближнего востока – Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, ОАЭ, Оман и т.д.
  • Теократическая монархия Ватикан.
  • Бруней.
  • Свазиленд.

Поделитесь статьёй в социальных сетях:

Абсолютизм Определение и значение | Dictionary.com

  • Верхние определения
  • Синонимы
  • Викторина
  • Связанный контент
  • Примеры
  • British

[Ab-suh-loo-tiz-UHM]

/ ˈb S S-Suh-Loo-Tiz-UHM]

/ ˈB S-Suh-Loo-Tiz-UHM] Сохраните это слово!

См. синонимы для: абсолютизм / абсолютистский / абсолютист на Thesaurus. com


сущ.

принцип или осуществление полной и неограниченной власти в правительстве.

любая теория, утверждающая, что ценности, принципы и т. д. являются абсолютными, а не относительными, зависимыми или изменчивыми.

ДРУГИЕ СЛОВА Абсолютизм

1 тоталитаризм.

См. синонимы слова «абсолютизм» на Thesaurus.com

КОНТРОЛЬ

ВЫ ПРОПУСТИТЕ ИЛИ ЗАПОЛНИТЕ ЭТИ ВОПРОСЫ ПО ГРАММАТИКЕ?

Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!

Вопрос 1 из 7

Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.

Происхождение абсолютизма

Впервые записано в 1745–1755 гг. ·наречие·не·абсолютно·лютистский,существительное

со·лютизм, существительноепро·аб·солютизм, прилагательное, существительное

Dictionary.com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023

Слова, относящиеся к абсолютизму

автаркия, самодержавие, деспотизм, диктатура, тирания, авторитаризм, тоталитаризм, тоталитаризм

Как использовать абсолютизм в предложении

  • Профессиональные политики обычно держатся подальше от абсолютистских движений.

    Семь привычек крайне неэффективных политических партий|Дэвид Фрум|8 октября 2013|DAILY BEAST

  • Его черно-белое морально-абсолютистское мышление о политике, из которого следует вырасти после окончания школы.

    Джулиан Ассанж любит Рэнда Пола и его «очень принципиальную позицию»|Майкл Томаски|19 августа 2013 г.|DAILY BEAST

  • Саудовцы опасаются, возможно, справедливо, что реальное разделение власти невозможно в абсолютистском государстве.

    Революция в Королевстве Саудовская Аравия?|Брюс Ридель|20 января 2013|DAILY BEAST

  • Другие страны, запретившие оружие, начали с менее абсолютистского отношения к гражданским свободам, а также с гораздо меньшим количеством оружия.

    Мы мало что можем сделать, чтобы предотвратить новую бойню|Меган МакАрдл|17 декабря 2012|DAILY BEAST

  • Абсолютистский взгляд на временные сокращения скоро сделает все обещание несостоятельным.

    Лазейка в налоговых обязательствах|Джастин Грин|28 ноября 2012|DAILY BEAST

  • Он лишил абсолютистскую монархию во Франции магического престижа.

    Очерк истории: простая история жизни и человечества | Герберт Джордж Уэллс

  • Это будет не поклонение, как у китайского абсолютиста, и не простая дружба, как в кодексе многих радикалов.

    The Hearth-Stone|Сэмюэл Осгуд

  • Действительно, социализм приведет к созданию самого досадного и всеохватывающего абсолютистского правительства, которое когда-либо было изобретено.

    Современный социализм|Джон Рэй

  • Он был государственным деятелем и хотел превратить империю в настоящее государство абсолютистского типа.

    Народные традиции|Уильям Грэм Самнер

  • Они хотят использовать его как инструмент для своих абсолютистских планов и авантюрных мировых предприятий.

    Что думает Германия | Томас Ф. А. Смит

Британские определения словаря для абсолютизма

Абсолютизм

/ (ˈæbsəluːˌtɪzəm) /


Noun

. монарх, диктатор и т. д.; деспотизм

философия

  1. любая теория, утверждающая, что истина, моральная или эстетическая ценность являются абсолютными и универсальными и не соотносятся с индивидуальными или социальными различиями. Сравните релятивизм
  2. учение о том, что реальность едина и неизменна, а изменение и разнообразие — просто иллюзия. См. также монизм (определ. 2). ), плюрализм (по опр. 5b)

Христианство бескомпромиссная форма учения о предопределении

Производные формы абсолютизма

абсолютист, существительное, прилагательное

Английский словарь Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

Social Research Glossary

Social Research Glossary

 

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Главная

Ссылка для цитирования: Harvey, L. , 2012-23, Глоссарий социальных исследований , Quality Research International, http://www.qualityresearchinternational.com/socialresearch/

Это динамический глоссарий, и автор будет приветствовать любые предложения по электронной почте о дополнениях или поправках. Страница обновлена 11 ноября 2022 г. , © Ли Харви, 2012–2023.

 

 

________________________________________________________________

Абсолютизм

основное определение

Абсолютизм в философии утверждает существование неопровержимых, абсолютных истин и является противоположностью релятивизма. Политически абсолютизм относится к осуществлению власти, не ограниченной никакими сдержками или противовесами.

объяснительный контекст

Материалистическая критика

С материалистической точки зрения абсолютизм (тезис о существовании абсолютных истин) невозможен (в реальном мире*).

 

Абсолютизм предполагает утверждение, что истины существуют. Это можно утверждать тремя широкими способами:

диктат без обращения к эмпирической реальности (например, бог есть добро).

утверждение реальности, основанное на (эмпирическом) опыте: таковы вещи (как я/мы их переживаем).

утверждение, являющееся логическим результатом сформулированной теоретической позиции (которая может иметь или не иметь эмпирических референтов).

 

На первом; такая позиция лишена права на материалистическое знание, поскольку исключает всякую необходимость какого-либо взаимодействия с реальным миром.

 

На второй; такие элементы материального знания могут быть только относительными, опосредование опыта культурно и исторически специфично.

 

На третьем; теоретические структуры явно влияют на логику эмпирического подтверждения (отягощенный теорией характер наблюдения), с одной стороны, а дедуктивная логика абстрактного анализа явно является функцией либо теоретической основы, либо утверждения истинностного значения предпосылок. , или оба, с другой. В обоих случаях культурная специфика теории делает анализ относительным.

 

Таким образом, может показаться, что материальное знание обязательно является относительным знанием. Действительно, если противоположность абсолютного является относительной, то это так. Но в этом нет ничего плохого. Проблема в абсурдности абсолютизма. Абсолютизм — это не знание, а идеалистическая вера. Это трансцендентальное утверждение (овеществляющее диктат, конкретные эмпирические данные или теория). Это продукт, а не процесс. Это легитимный продукт. Это некритично. (Это не основа, следовательно, знания). Он не взаимодействует с реальным миром, а навязывает ему структуры (или даже игнорирует его). Таким образом, абсолютизм есть идеалистическое заблуждение. (Это не абсолютистское представление и не идеалистическое утверждение!)

 

Материалистическое знание следует рассматривать не как продукт, а как процесс. Нет смысла говорить о материалистическом знании как об относительном, ибо противоположного материально не существует. Относительно чего относительное знание, кроме условий его возникновения? Оно, конечно, культурно и исторически специфично (инструментальное суждение о достоверности (работает ли оно?) столь же культурно и исторически специфично).

 

Короче говоря, материалистическое знание — это знание, а не вера. То есть речь идет о реальном мире и развивается как процесс взаимодействия с ним. Это не некритическое навязывание миру заранее заданных тезисов. Противоположностью абсолютизма является не релятивизм, а знание.

 

* определение реализма в данном случае: реализм в целом предполагает представление о том, что существует конкретный мир объектов (включая других людей), внешний по отношению к индивидуальному человеческому разуму, о котором люди могут узнавать посредством чувств и процессов мозга.

аналитический обзор

Британская энциклопедия (2009) утверждает:

абсолютизм, политическая доктрина и практика неограниченной централизованной власти и абсолютного суверенитета, которыми наделен, в частности, монарх или диктатор. Суть абсолютистской системы заключается в том, что правящая власть не подвергается регулярному оспариванию или контролю со стороны какого-либо другого органа, будь то судебный, законодательный, религиозный, экономический или избирательный. Король Франции Людовик XIV (1643–1715) представил наиболее известное утверждение абсолютизма, когда сказал: «L’état, c’est moi» («Я — государство»). Абсолютизм в различных формах существовал во всех частях мира, в том числе в нацистской Германии при Адольфе Гитлере и в Советском Союзе при Иосифе Сталине.

Anonymous (2004) заявляет:

Моральный абсолютизм — убеждение или теория о том, что существуют абсолютные стандарты, по которым можно судить о моральных вопросах, — предполагает, что мораль не определяется социальными или ситуационными влияниями. Согласно моральному абсолютизму, мораль заложена в законах мироздания, в природе человечества или в каком-либо другом фундаментальном источнике. Моральный абсолютизм иногда противопоставляется моральному релятивизму и типизируется — хотя, таким образом, также чрезмерно упрощается — такими фразами, как «Правильно есть правильно, а неправильно — неправильно».
Моральный абсолютизм рассматривает действия как изначально или бесспорно нравственные или аморальные. Моральные абсолютисты могли бы, например, считать рабство или калечащие операции на женских половых органах в детстве абсолютно и бесспорно аморальными, независимо от верований и целей культуры, которая придерживается этих практик.

В меньшинстве случаев моральный абсолютизм принимает более ограниченную позицию, согласно которой действия являются моральными или аморальными независимо от обстоятельств, в которых они происходят. Ложь, например, всегда будет аморальной, даже если она делается для достижения какого-то другого блага (например, спасения жизни). Этот редкий взгляд на моральный абсолютизм можно противопоставить моральному консеквенциализму — мнению, согласно которому моральность действия зависит от контекста или последствий этого действия.

Современная теория прав человека представляет собой форму морального абсолютизма, обычно основанную на природе человечества и сущности человеческой природы. Одна из таких теорий была построена Джоном Ролзом в его «Теории справедливости».

Многие религии придерживаются морально-абсолютистских позиций, рассматривая систему морали как установленную божеством или божествами. Поэтому они считают такую ​​моральную систему абсолютной, (обычно) совершенной и неизменной. Философия объективизма также занимает морально-абсолютистскую позицию, поскольку считает законы морали, как и законы физики, присущими самой вселенной.

associated issues

 

related areas

See also

idealism

materialism

realism

relativism

Sources

Anonymous, 2004,

‘ Моральный абсолютизм» изначально, но больше не доступен на http://neohumanism.org/m/mo/moral_absolutism.html, по состоянию на 30 января 2013 г.

Британская энциклопедия, 2009 г.,

«Абсолютизм», доступно по адресу http://www.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts