Адаптация в психологии: К вопросу о понятии «адаптация»
Содержание
Адаптация
Что такое адаптация
Адаптация — это процесс взаимодействия организма со средой, в результате которого организм, среда, или и то, и другое изменяются, приобретают новые свойства.
В психологии принято говорить о социальной адаптации или психологической адаптации. И социальная, и психологическая адаптация описывает процесс взаимодействия личности с социальной средой.
Говоря о психологической адаптации, мы имеем в виду взаимодействие человека с самим собой, с ближайшим окружением (родственники, друзья, коллеги) и с широким социумом в лице социальных институтов.
Особенности социальной адаптации таковы, что человек — личность — может влиять на окружающую среду, изменять её. Например, став лидером в новой группе, человек может создать новые правила для всех людей, входящих в неё. Другой пример изменения среды под влиянием человека — механизм эмоционального заражения. Ярко проявляя свои эмоции, человек заражает ими окружающих, и вот — среда уже изменилась.
Виды адаптации
С точки зрения отечественного психолога А.А.Реана, оценить эффективность процесса адаптации можно по двум критериям: внутреннему и внешнему.
Если человек адаптирован по внутреннему критерию, это значит, что он находится в согласии с самим собой, следует своим желаниям, а в поведении реализует свои ценности.
Если человек адаптирован по внешнему критерию, это значит, что его поведение соответствует нормам социума, в котором он живет. Он решает социальные задачи, не нарушает закон и не идет вразрез с традициями социума.
А.А. Реан считает, что полная (системная) адаптация характеризуется адаптированностью и по внутреннему, и по внешнему критериям. Это значит, что человек приносит пользу обществу, реализуя себя, свой потенциал. Такого человека можно назвать самоактуализирующейся личностью.
Если человек живет без согласия с самим собой (ходит на нелюбимую работу, находится в тягостных для него отношениях, не может найти хобби по душе и т.д.) и при этом не приносит пользу обществу (продукт его труда не востребован или вовсе отсутствует), — это значит, что личность полностью дезадаптирована. Временное состояние полной дезадаптации переживает любой человек в периоды кризисов в жизни.
Кроме двух крайних вариантов — системной адаптации и полной дезадаптации — существуют два помежуточных:
Мнимая адаптация по внутреннему критерию.
Мнимая адаптация по внешнему критерию.
В первом случае человек живет по своим правилам, но при этом не считается с нормами социума. В лучшем случае, он выглядит «белой вороной». В худшем — реализуется как преступник. «Люби себя, чихай на всех». Вот только успеха в таком случае ждать не приходится.
Второй случай встречается чаще. Внешне человек кажется адаптированным: у него «приличная» работа, он хорошо одевается, у него есть семья, друзья.
Но при этом он чувствует в жизни пустоту, бессмысленность. У него нет цели. Он «тянет лямку» и не может выразить себя, не может реализоваться. Жизнь такого человека лишена красок или, наоборот, наполнена яркими пятнами событий, но они его по-настоящему не вдохновляют, а только позволяют «убить время».
Заключение
Адаптация — это постоянный процесс. Невозможно раз и навсегда достигнуть состояния адаптированности и замереть в нём. И сам человек, и окружающая его социальная среда постоянно меняются. Личности приходится постоянно адаптироваться к этим изменениям.
В разные периоды жизни процесс адаптации протекает по-разному. Каждый человек может находиться в любом из четырех описанных состояний адаптации.
Однако стремиться необходимо
к состоянию системной социальной адаптации, а это значит понимать себя, развивать свой потенциал, но в таком русле, чтобы вносить значимый вклад в позитивное развитие социума.
Социально-психологическая адаптация людей разного возраста
Термин «адаптация» первоначально возник в биологических науках как феномен соответствия человека и окружающей среды. В психологии адаптация — это процесс, посредством которого отдельные лица или группы вносят необходимые или желаемые изменения — когнитивные, поведенческие и аффективные — в ответ на новые условия или требования окружающей среды, чтобы удовлетворить основные потребности, функционировать и поддерживать хорошее качество жизни. Адаптация является неотъемлемой частью изучения и практики мультикультурного консультирования. В быстро меняющемся мире с усилением межкультурного взаимодействия люди должны участвовать в непрерывном процессе преодоления внутренних и внешних препятствий, чтобы выжить и процветать. Неспособность адаптироваться оставляет людей в длительном состоянии культурного шока, который может нанести долгосрочный ущерб психическому и физическому благополучию.
Важные различия
Несколько различий важны для понимания адаптации в контексте поликультурного консультирования. Хотя кросс-культурная адаптация похожа на адаптацию к другим серьезным жизненным изменениям (например, к потере любимого человека), Линда Андерсон говорит об уникальности кросс-культурной адаптации; то есть человек, переживающий новую культуру, автоматически становится аутсайдером, адаптирующимся к доминирующей культуре. Работа Джона Берри описывает этот процесс аккультурации как шаг к адаптации. В ответ на новую среду люди вносят изменения, чтобы «подходить», используя стратегию ассимиляции или интеграции, или «не соответствовать», используя стратегию разделения или маргинализации.
Коллин Уорд проводит важное различие между психологической адаптацией и социокультурной адаптацией. Психологическая адаптация возникает из парадигмы стресса/копинга и относится к эмоциональным изменениям, которые меняются с течением времени, пока не будет достигнуто равновесие (например, терпимость к неоднозначным ситуациям). Социокультурная адаптация исходит из парадигмы социального обучения и относится к когнитивным и поведенческим изменениям, которые следуют более линейной прогрессии (например, принятие новых культурных нравов). Хотя эти способы адаптации связаны теоретически и статистически, они также представляют собой разные процессы с разными предикторными переменными.
Эндрю Гаррисон рассматривает адаптацию как цель всей психотерапии. Он утверждает, что внутренняя проблема этой цели заключается в том, что она исходит из индивидуалистической точки зрения, предвзятости западной культуры. Использование индивидуума в качестве единицы анализа при изучении и практике психологии игнорирует понятие взаимозависимости и целей адаптации, которые хороши для всех людей (например, справедливое распределение ресурсов). Более того, хорошее психическое здоровье часто рассматривается как способность человека приспосабливаться к окружающей среде, и эта концепция игнорирует нездоровые аспекты культур, к которым приспосабливаются люди (например, несправедливые социальные условия). Неотъемлемой частью мультикультурного консультирования является предоставление клиентам возможности не только адаптироваться в новых культурных контекстах, но и воздействовать на окружающую среду (например, управлять глобальным потеплением), чтобы человечество могло адаптироваться в целом.
Направления будущего
Изучение межкультурной адаптации является сложным. Это процесс, который происходит в течение длительного периода времени и поэтому требует лонгитюдных исследований с использованием как качественных, так и количественных методологий. Кроме того, каждое межкультурное взаимодействие уникально. Таким образом, работа Берри требует систематических сравнительных исследований. Наконец, исследования были сосредоточены на том, как люди адаптируются к окружающей среде. Приходится также рассматривать воздействие индивидов на окружающую среду как процесс адаптации.
Ссылки:
Андерсон, Л. (1994). Новый взгляд на старую конструкцию: кросс-культурная адаптация. Международный журнал межкультурных отношений, 18, 293-328.
Берри, Дж. В., и Сэм, Д. (1997). Аккультурация и адаптация. В JW Berry, MH Segall, & C. Kagiticibasi (Eds.), Справочник по кросс-культурной психологии: Vol. 3. Социальное поведение и приложения (стр. 291-326). Бостон: Аллин и Бэкон.
Гаррисон, А. (1997). Адаптация, психическое здоровье и терапевтический результат. Психотерапия: теория, исследования, практика, обучение, 34, 107-114.
Уорд, К., Бохнер, С., и Фурман, А. (2001). Психология культурного шока (пересм. ред.). Хоув, Восточный Сассекс, Великобритания: Рутледж.
См. также:
Консультативная психология
Мультикультурное консультирование
Узнайте, как адаптация является ключом к принятию изменений и росту
Я создал свой H.E.A.R. серия, потому что я хотел поделиться соответствующими ключевыми словами и навыками, чтобы помочь людям, находящимся в принуждении и пытающимся управлять своим психическим здоровьем в эти сюрреалистические времена. Я посвятил свои первые две записи в блоге надежде и расширению прав и возможностей. Этот пост в блоге посвящен адаптации, которая, возможно, является самым важным навыком, который нам нужен. Нас проверяют во всех аспектах нашей повседневной жизни, чтобы адаптироваться к неизвестному. Каждый день мы «готовимся к худшему и надеемся на лучшее».
Адаптация — это естественный следующий шаг в личностном росте. Люди являются наиболее адаптируемым видом на Земле из-за нашего более высокого интеллекта по сравнению со всеми другими животными. Учитывая технологии, которые у нас есть или которые мы можем создать, люди являются одним из немногих видов, которые могут жить где угодно на Земле. Чарльз Дарвин считает приспособляемость самым важным человеческим умением: «Выживает не самый сильный из видов и не самый умный. Это тот, который лучше всего адаптируется к изменениям», — сказал он.
Адаптация также помогает нам использовать наш эмоциональный интеллект для усвоения дополнительной информации и опыта с помощью активного слушания и наблюдения. Слушая и приспосабливаясь к дополнительной информации, мы настраиваемся на успех. Жан Пиаже, выдающийся психолог развития, считал адаптацию одним из важнейших процессов, направляющих когнитивное развитие. Адаптация происходит через когнитивные процессы ассимиляции и аккомодации.
Источник: Alexa Schlau, redbubble
Ассимиляция происходит, когда люди встраивают внешнюю информацию в уже существующие схемы или когнитивные сети. Однако это становится проблематичным, когда у нас нет доступной схемы для понимания идеи, которую мы пытаемся обработать. Пандемия является сложной задачей для нас, чтобы ассимилироваться, потому что она чужда нашим ранее существовавшим схемам.
Приспособление происходит, когда мы пытаемся приспособить новые данные. Мы можем попытаться создать новую схему для размещения информации. Или мы попытаемся разместить дополнительную информацию в одной из наших существующих схем. Обе альтернативы представляют собой жизнеспособный вариант проявления адаптации.
Не существует гарантированного шаблона, которому каждый мог бы следовать, чтобы стать более адаптируемым. Тем не менее, вот пять проверенных методов, которые помогли некоторым из моих клиентов стать более адаптируемыми и улучшили их способность эффективно справляться с непредвиденными изменениями в своей жизни:
1) Задайте дополнительные вопросы:
Не бойтесь выходить из зоны комфорта и задавать вопросы. Задавание вопросов, вероятно, приведет к ответам, которые потребуют нового набора навыков решения проблем. Это заставит вас адаптироваться. Остаточное преимущество заключается в том, что вы станете более уверенными в своих способностях к адаптации.
2) Взгляните через другую призму:
Обучение тому, чтобы стать более адаптивным и приспосабливаться к дополнительной информации, требует гибкости для различных способов мышления. Важно открыть свой разум, собрать небольшие кусочки информации с разных точек зрения. Используйте новые данные, чтобы увеличить ширину вашей схемы. Практикуйте свою когнитивную гибкость и старайтесь не смотреть на все через черную и белую призму.
3) Эксперимент — это обучение:
Воспользуйтесь возможностью превратить свои действия в эксперименты по адаптации. Не беспокойтесь о том, получится ли эксперимент так, как вы надеялись, или нет. Существует неотъемлемая кривая обучения; проявите адаптацию, и вы получите пятерку за эффективное преодоление трудностей. У вас есть возможность превратить любое действие или эксперимент в положительный опыт и, следовательно, в успех.
4) Спокойно относитесь к дискомфорту:
Чем комфортнее вам находиться вне зоны комфорта, тем лучше вы адаптируетесь. Дискомфорт порождает необходимость идентифицировать новые схемы, которых нет в вашей структуре. Расширение ваших текущих схем и разработка новых может увеличить вашу скорость решения проблем и усилить ваши интуитивные способности и уверенность.
5) Примите неизбежность изменений:
Одна из самых больших проблем на пути к адаптации связана с тем фактом, что мы живем в беспрецедентное, нестабильное и хаотичное время в мире.