Айзенк биография: Ганс Айзенк — Психологос

биография и вклад в науку

Довольно часто в жизни человека важную роль играют «случайности» (которые, как известно, не случайны). Например, выбрав дорогу, чтобы уйти от судьбы, мы именно там ее и встречаем. И тот, кто находит ответ на вопрос о том, почему так происходит, надолго остается в людской памяти.

Во многом благодаря нахождению нестандартных ответов на экстравагантные вопросы запомнился ученый Айзенк Ганс Юрген.

Детство и отрочество Айзенка

Все самое интересное, что впоследствии может играть ключевую роль в становлении человека, происходит в детстве. Ганс Юрген Айзенк (04.03.1916 – 04.09.1997) являлся ребенком «культурной интеллигенции» — и мать, и отец были актерами. Рут Вернер (под псевдонимом Хельга Моландер) блистала на экранах немого кино, а Антон Эдвард Айзенк совмещал пение и актерское мастерство. На ребенка у родителей времени не оставалось. А спустя два года они разошлись, и Ганс Юрген Айзенк был отправлен на воспитание к бабушке по материнской линии.

Из воспоминаний Ганса Айзенка можно узнать, что маленькому внуку всегда предоставлялась полная свобода действий, к его шалостям относились снисходительно. Возможно, поэтому мальчик все «пробовал на прочность и достоверность».

«Бунтарским» стилем поведения Ганс Юрген Айзенк был известен во всех кругах. Хотя именно благодаря этой особенности и были выдвинуты научные идеи и доказана их обоснованность.

Переезд в Англию

Осознание своей исключительности пришло к Гансу еще в школе: он частенько любил демонстрировать превосходство своих знаний по предмету над знаниями учителей, окончивших военные университеты. Будучи первым спортсменом в школе, в открытую высказывал свои негативные впечатления от нацистского митинга и выступавшего на нем Гитлера. Товарищи, сговорившисьу, избили его толпой. Однако это не смутило будущего доктора философских наук. На следующий день Ганс выловил своих обидчиков поодиночке и учинил «правосудие». Правда, умение держать удар не помогло молодому человеку при поступлении в Берлинский университет.

Впервые в жизни перед молодым человеком встал выбор: вступление в тайную нацистскую полицию и поступление в университет или отклонение его кандидатуры на место студента. Ганс Юрген Айзенк покидает Германию и отправляется в Англию.

Профессиональное становление

Переезд скорректировал планы Ганса. Мечты о поступлении на физический факультет Лондонского университета не осуществились по ряду причин. Однако, не желая терять целый год из-за несоответствия требованиям, Айзенк поступает на курс психологии. В 1938 году молодой психолог получает степень бакалавра. А в 1940-м становится доктором философии.

С этого же года Ганс начинает работать в госпитале Милл-Хилл, принимая пациентов с различными психиатрическими проблемами. Следует отметить, что до этого момента никакой психиатрической и клинической практики у Айзенка не было. Это не означало, что молодой доктор философии спасует перед трудностями. Ганс считает неудовлетворительными критерии и категории клинической диагностики и находит возможность применить только разрабатываемые в то время факторные теории личности на практике. Благодаря этим изысканиям, обширной практике и неустанным наблюдениям теория формирования личности была оформлена в книгу «Измерения личности» (1947).

Факторный анализ — вклад Айзенка Ганса Юргена в психологию и частично психиатрию того времени. Он заметил, что выделяются два основных фактора при описании личностных качеств: невротизм с одной стороны и экстраверсия (интроверсия) – с другой. Эта идея получит свою окончательную огранку в 1970 году.

В послевоенные годы Айзенк продолжает работать в психиатрическом отделении на должности директора и через некоторое время становится преподавателем Лондонского университета.

С целью исследования психиатрической практики западных коллег отправляется в 1949 году работать приглашенным профессором в Пенсильванию. Неудивительно, что программы обучения по клинической психологии США и Канады были охарактеризованы Гансом как «ненаучные».

В 1950 году Айзенк возвращается в Европу.

Становление ученого

Какой внес Айзенк Ганс Юрген вклад в науку? В настоящее время мало кто задумывается о возникновении столь знакомых всем понятий и явлений. Однако некоторые их них начали свое существование не так уж давно. Айзенк, затаив дыхание следил, насколько это было возможным, за генетическими опытами, проводимыми в «Аненербе». Молодому ученому довелось самому проводить исследования головного мозга с намерением выявить корреляцию между размером мозга и интеллектом человека. Такие опыты до сих пор никого не привели к установлению каких-либо закономерностей, однако убедиться в этом Гансу было необходимо.

Влияние Бёрда на формирование концепций Айзенка

Научным руководителем молодого ученого был Сирил Лодовик. Он известен своей категоричностью в вопросе интеллектуального развития. С его точки зрения, интеллектуальные способности – врожденное свойство (как цвет глаз). Доказательством служили исследования, базирующиеся на тестах Бине — Симона. Очевидцы утверждали, что Сирил был неплохим математиком и пытался вычислить точное распределение врожденного и приобретенного факторов интеллекта.

Бёрту принадлежала разработка теории двухфакторной структуры интеллекта (сама идея была высказана Чарльзом Спирменом). Впоследствии настойчивое приписывание Сирилом авторства этой концепции себе позволило высказаться некоторым критикам о нездоровье ученого (его считали параноиком).

Многое, если не все, из трудов Бёрта можно найти в высказываниях Айзенка. Можно сказать, что Ганс довел систему до совершенства. Сегодня она известна всему миру как тест на IQ.

Семья доктора философии

Личная жизнь Ганса Юргена Айзенка была не столь противоречивой, как общественная и научная. В 1938 году психолог женился на Маргарет Дэвис, которая также была студенткой Лондонского университета, но на факультете математики. Уроженка Канады прожила в браке с Айзенком до 1950 года. Сын Майкл, рожденный в этом браке, впоследствии стал известным автором книг по психологии, а книга «Исследование человеческой психики» стала совместной работой сына и отца.

Сразу после развода с Маргарет Ганс женится на Сибил Ростал (знакомство с которой произошло во время путешествия по Филадельфии). Дочь скрипача Макса Ростала, психолог, мать четверых детей (у супругов родились 3 мальчика и девочка)

совместно с мужем выпустила несколько книг (в основном это доработанные тесты). Жена и дети Айзенка Ганса Юргена во всем его поддерживали и были его единственной отдушиной, в то время как весь научный мир бушевал. Знаменитый психолог никогда не рассматривал семейные отношения с точки зрения психоанализа Фрейда. Кроме того, однозначно высказался по поводу Эдипова комплекса. В краткой биографии Айзенка Ганса Юргена почти всегда обходят стороной семейные взаимоотношения, но плодотворные совместные с домочадцами работы говорят о взаимопонимании и поддержке, царивших в семье ученого.

Наследие ученого

Неординарная личность Айзенка проявлялась во всем — от отстаивания своих научных убеждений до провокационного поведения (за что был прозван «ужасным ребенком семидесятых»). Наследие ученого насчитывает 45 книг и более 600 статей.

Основал и был редактором таких журналов, как «Исследование поведения и терапия» и «Личность и индивидуальные различия». Основу концепции Айзенка составляли такие факторы личности, как экстраверсия – интроверсия и невротизм – стабильность. Спустя некоторое время в теории появился третий тип измерения личности (психотизм – сила суперэго), с предположением, что это генетическая предрасположенность к развитию личности по психотической или психопатической линии.

Опираясь на разработанные психологом модели поведенческих реакций, был предложен метод коррекции личности – аверсивная психотерапия (или терапия отвращением). Многие центры помощи людям с наркотической зависимостью используют такой вид терапии как основной.

Увлечения доктора философии

Биография Ганса Юргена Айзенка повествует о его страстном юношеском увлечении астрологией. Естественно, что к этому вопросу он подошел со всей серьезностью ученого-исследователя. Исследование астрологических карт велось все с той же целью: найти закономерность, способствующую развитию таланта. Во время изучения темы Айзенк переписывался со многими знаменитыми астрологами. Им были составлены и отправлены почтой карты для некоторых представителей Рейхстага с предупреждением о крахе всех их планов. Но ответа не последовало.

Наблюдения за фашизмом и левыми радикалами привели ученого к выводу, что эти группы скорее подобны, нежели отличны. Обе обладали авторитарным стилем управления, жесткостью и нетерпимостью к инакомыслию, в отличие от контрольной группы. Возможно, эта гипотеза лишь усилила веру ученого в значение биологической составляющей в природе интеллекта.

Факторная теория личности

Значительным вкладом Айзенка Ганса Юргена в психологию считается модель трехфазной концепции возникновения невроза, которая описывает невроз как проявление выученных поведенческих реакций. Как и Рэймонд Кеттл, используя факторный анализ, он показывает, как характерные черты личности влияют на поведенческие реакции. В отличие от Кеттела, Айзенк был убежден, что для объяснения поведения человека достаточно трех суперчерт (у оппонента их 16), которые именуются типами (интроверсия — экстраверсия, стабильность — нейротизм и психотизм — сила суперэго). Такая структура типов была сформирована на основе убеждений Айзенка в том, что они являются унаследованными на биологическом уровне (хотя влияние внешней среды не исключается).

Основой для построения его теории послужили работы коллег Э. Кречмера и К. Юнга. Айзенк рассматривал их типологии как одно целое.

Новизной теории личности считается рассмотрение психологических проявлений как континуумов значений, а не как крайних проявлений типов.

Книги автора

Во всех книгах Айзенка Ганса Юргена красной нитью проходит идея ведущей роли генетических и нейрофизиологических факторов в формировании различных поведенческих реакций. Как истинный психолог, ученый знаменит «бросающими вызов» заголовками. Например, «Польза и вред психологии», «Смысл и бессмысленность в психологии», «Факты и вымысел в психологии», «Секс, жестокость и средства массовой информации».

Пожалуй самой известной книгой Айзенка является «Структура человеческой личности», в которой приводится доказательство эффективности факторного анализа в исследованиях личностных проявлений, талантов и предрасположенностей.

Особые работы

Не обошел Ганс Юрген и такую щепетильную тему, как преступное поведение. В 1964 году увидела свет книга «Преступление и личность». В ней нет и намека на знаменитую теорию Ломброзо. По версии Айзенка, личности с высокими показателями экстраверсии, нейротизма и психизма, вследствие издержек социализации, могут стать преступниками. Автором выдвигалась гипотеза о наличии в популяции группы «преступного класса». Стоит отметить, что этот труд вызвал множество критики и споров в научной среде, однако обзавелся и последователями.

Вместо заключения

Исследования наследуемости интеллекта Р. Пломина на основе ста ДНК-маркеров показали, что только один из них связан с уровнем развития интеллекта (75% совпадений среди представителей с низким интеллектом и 100% — с высоким). Исследования проводились в 1994-1997 годах, что позволяет сделать вывод о значении всех работ Ганса Юргена Айзенка (фото ученого вы можете видеть в начале статьи). Они всегда вызывали споры и неприязнь в научной среде, но при этом пользовались популярностью у общественности.

біографія та внесок у науку

Досить часто в житті людини важливу роль відіграють «випадковості» (які, як відомо, не випадкові). Наприклад, вибравши дорогу, щоб піти від долі, ми саме там її і зустрічаємо. І той, хто знаходить відповідь на питання про те, чому так відбувається, надовго залишається в людській пам ‘яті.

  • Дитинство і отроцтво Айзенка
  • Переїзд до Англії
  • Професійне становлення
  • Становлення вченого
  • Вплив Берда на формування концепцій Айзенка
  • Сім ‘я доктора філософії
  • Спадщина вченого
  • Захоплення доктора філософії
  • Факторна теорія особистості
  • Книги автора
  • Особливі роботи
  • Замість ув ‘язнення

Багато в чому завдяки знаходженню нестандартних відповідей на екстравагантні запитання запам ‘ятався вчений Айзенк Ганс Юрген.

Дитинство і отроцтво Айзенка

Все найцікавіше, що згодом може відігравати ключову роль у становленні людини, відбувається в дитинстві. Ганс Юрген Айзенк (04.03.1916 — 04.09.1997) був дитиною «культурної інтелігенції» — і мати, і батько були акторами. Рут Вернер (під псевдонімом Хельга Моландер) блищала на екранах німого кіно, а Антон Едвард Айзенк поєднував спів і акторську майстерність. На дитину у батьків часу не залишалося. А через два роки вони розійшлися, і Ганс Юрген Айзенк був відправлений на виховання до бабусі по материнській лінії.

Зі спогадів Ганса Айзенка можна дізнатися, що маленькому онуку завжди надавалася повна свобода дій, до його пустощів ставилися поблажливо. Можливо, тому хлопчик все «пробував на міцність і достовірність».

«Бунтарським» стилем поведінки Ганс Юрген Айзенк був відомий у всіх колах. Хоча саме завдяки цій особливості і були висунуті наукові ідеї і доведена їх обґрунтованість.

Переїзд до Англії

Усвідомлення своєї винятковості прийшло до Ганса ще в школі: він частенько любив демонструвати перевагу своїх знань з предмета над знаннями вчителів, які закінчили військові університети. Будучи першим спортсменом у школі, у відкриту висловлював свої негативні враження від нацистського мітингу і Гітлера, який виступав на ньому. Товариші, які змовилися, побили його натовпом. Однак це не збентежило майбутнього доктора філософських наук. Наступного дня Ганс виловив своїх кривдників поодинці і вчинив «правосуддя». Щоправда, вміння тримати удар не допомогло молодій людині при вступі до Берлінського університету.

Вперше в житті перед молодою людиною став вибір: вступ до таємної нацистської поліції та вступ до університету або відхилення його кандидатури на місце студента. Ганс Юрген Айзенк залишає Німеччину і відправляється до Англії.

Професійне становлення

Переїзд скоригував плани Ганса. Мрії про вступ на фізичний факультет Лондонського університету не здійснилися через низку причин. Однак, не бажаючи втрачати цілий рік через невідповідність вимогам, Айзенк вступає на курс психології. У 1938 році молодий психолог отримує ступінь бакалавра. А в 1940-му стає доктором філософії.

З цього ж року Ганс починає працювати в госпіталі Мілл-Хілл, приймаючи пацієнтів з різними психіатричними проблемами. Слід зазначити, що до цього моменту ніякої психіатричної і клінічної практики у Айзенка не було. Це не означало, що молодий доктор філософії рятує перед труднощами. Ганс вважає незадовільними критерії та категорії клінічної діагностики і знаходить можливість застосувати тільки розроблювані в той час факторні теорії особистості на практиці. Завдяки цим вишукуванням, великій практиці і невпинним спостереженням теорія формування особистості була оформлена в книгу «Вимірювання особистості» (1947).

Факторний аналіз — внесок Айзенка Ганса Юргена в психологію і частково психіатрію того часу. Він зауважив, що виділяються два основних фактори при описі особистісних якостей: невротизм з одного боку і екстраверсія (інтроверсія) — з іншого. Ця ідея отримає свою остаточну огранку в 1970 році.

У повоєнні роки Айзенк продовжує працювати в психіатричному відділенні на посаді директора і через деякий час стає викладачем Лондонського університету.

З метою дослідження психіатричної практики західних колег відправляється в 1949 році працювати запрошеним професором в Пенсільванію. Не дивно, що програми навчання з клінічної психології США і Канади були охарактеризовані Гансом як «ненаукові».

У 1950 році Айзенк повертається до Європи.

Становлення вченого

Який вніс Айзенк Ганс Юрген внесок у науку? В даний час мало хто замислюється про виникнення таких знайомих всім понять і явищ. Однак деякі з них почали своє існування не так вже давно. Айзенк, затамувавши подих стежив, наскільки це було можливим, за генетичними дослідами, проведеними в «Аненербе». Молодому вченому довелося самому проводити дослідження головного мозку з наміром виявити кореляцію між розміром мозку та інтелектом людини. Такі досліди досі нікого не призвели до встановлення будь-яких закономірностей, проте переконатися в цьому Гансу було необхідно.

Вплив Берда на формування концепцій Айзенка

Науковим керівником молодого вченого був Сиріл Лодовик. Він відомий своєю категоричністю в питанні інтелектуального розвитку. З його точки зору, інтелектуальні здібності — вроджена властивість (як колір очей). Доказом служили дослідження, що базуються на тестах Біні — Сімона. Очевидці стверджували, що Сиріл був непоганим математиком і намагався вирахувати точний розподіл вродженого і набутого факторів інтелекту.

Берту належала розробка теорії двофакторної структури інтелекту (сама ідея була висловлена Чарльзом Спирменом). Згодом наполегливе приписування Сірілом авторства цієї концепції собі дозволило висловитися деяким критикам про нездоров ‘я вченого (його вважали параноїком).

Багато чого, якщо не всі, з праць Берта можна знайти у висловлюваннях Айзенка. Можна сказати, що Ганс довів систему до досконалості. Сьогодні вона відома всьому світу як тест на IQ.

Сім ‘я доктора філософії

Особисте життя Ганса Юргена Айзенка було не настільки суперечливим, як суспільне і наукове. У 1938 році психолог одружився з Маргарет Девіс, яка також була студенткою Лондонського університету, але на факультеті математики. Уродженка Канади прожила в шлюбі з Айзенком до 1950 року. Син Майкл, народжений у цьому шлюбі, згодом став відомим автором книг з психології, а книга «Дослідження людської психіки» стала спільною роботою сина і батька.

Відразу після розлучення з Маргарет Ганс одружується з Сібіл Ростал (знайомство з якою відбулося під час подорожі Філадельфією). Дочка скрипаля Макса Ростала, психолог, мати чотирьох дітей (у подружжя народилися 3 хлопчики і дівчинка)

спільно з чоловіком випустила кілька книг (в основному це доопрацьовані тести). Дружина і діти Айзенка Ганса Юргена у всьому його підтримували і були його єдиною віддушиною, в той час як весь науковий світ вирував. Знаменитий психолог ніколи не розглядав сімейні стосунки з точки зору психоаналізу Фрейда. Крім того, однозначно висловився з приводу Едіпова комплексу. У короткій біографії Айзенка Ганса Юргена майже завжди обходять стороною сімейні взаємини, але плідні спільні з домочадцями роботи говорять про взаєморозуміння і підтримку, які панували в сім ‘ї вченого.

Спадщина вченого

Неординарна особистість Айзенка проявлялася в усьому — від відстоювання своїх наукових переконань до провокаційної поведінки (за що був прозваний «» жахливою дитиною сімдесятих «»). Спадщина вченого налічує 45 книг і понад 600 статей.

Заснував і був редактором таких журналів, як «» Дослідження поведінки та терапія «» і «Особистість та індивідуальні відмінності» «. Основу концепції Айзенка становили такі фактори особистості, як екстраверсія — інтроверсія і невротизм — стабільність. Через деякий час в теорії з ‘явився третій тип вимірювання особистості (психотизм — сила суперего), з припущенням, що це генетична схильність до розвитку особистості по психотичній або психопатичній лінії.

Спираючись на розроблені психологом моделі поведінкових реакцій, був запропонований метод корекції особистості — аверсивна психотерапія (або терапія огидою). Багато центрів допомоги людям з наркотичною залежністю використовують такий вид терапії як основний.

Захоплення доктора філософії

Біографія Ганса Юргена Айзенка розповідає про його пристрасне юнацьке захоплення астрологією. Природно, що до цього питання він підійшов з усією серйозністю вченого-дослідника. Дослідження астрологічних карт велося все з тією ж метою: знайти закономірність, що сприяє розвитку таланту. Під час вивчення теми Айзенк листувався з багатьма знаменитими астрологами. Їм були складені і відправлені поштою карти для деяких представників Рейхстагу з попередженням про крах всіх їх планів. Але відповіді не було.

Спостереження за фашизмом і лівими радикалами привели вченого до висновку, що ці групи швидше подібні, ніж відмінні. Обидві мали авторитарний стиль управління, жорсткість і нетерпимість до інакомислення, на відміну від контрольної групи. Можливо, ця гіпотеза лише посилила віру вченого в значення біологічної складової в природі інтелекту.

Факторна теорія особистості

Значним внеском Айзенка Ганса Юргена в психологію вважається модель трифазної концепції виникнення неврозу, яка описує невроз як прояв вивчених поведінкових реакцій. Як і Реймонд Кеттл, використовуючи факторний аналіз, він показує, як характерні риси особистості впливають на поведінкові реакції. На відміну від Кеттела, Айзенк був переконаний, що для пояснення поведінки людини достатньо трьох суперчерт (у опонента їх 16), які іменуються типами (інтроверсія — екстраверсія, стабільність — нейротизм і психотизм — сила суперего). Така структура типів була сформована на основі переконань Айзенка в тому, що вони є успадкованими на біологічному рівні (хоча вплив зовнішнього середовища не виключається).

Основою для побудови його теорії послужили роботи колег Е. Кречмера і К. Юнга. Айзенк розглядав їх типології як одне ціле.

Новизною теорії особистості вважається розгляд психологічних проявів як континуумів значень, а не як крайніх проявів типів.

Книги автора

У всіх книгах Айзенка Ганса Юргена червоною ниткою проходить ідея провідної ролі генетичних і нейрофізіологічних факторів у формуванні різних поведінкових реакцій. Як справжній психолог, вчений знаменитий «кидаючими виклик» заголовками. Наприклад, «Користь і шкода психології», «Сенс і безглуздість в психології», «Факти і вимисел в психології», «Секс, жорстокість і засоби масової інформації».

Мабуть найвідомішою книгою Айзенка є «Структура людської особистості», в якій наводиться доказ ефективності факторного аналізу в дослідженнях особистісних проявів, талантів і схильностей.

Особливі роботи

Не оминув Ганс Юрген і таку педантичну тему, як злочинна поведінка. У 1964 році побачила світ книга «Злочин і особистість». У ній немає і натяку на знамениту теорію Ломброзо. За версією Айзенка, особи з високими показниками екстраверсії, нейротизму і психізму, внаслідок витрат соціалізації, можуть стати злочинцями. Автором висувалася гіпотеза про наявність у популяції групи «злочинного класу». Варто зазначити, що ця праця викликала безліч критики і суперечок у науковому середовищі, проте обзавелася і послідовниками.

Замість ув ‘язнення

Дослідження спадкованості інтелекту Р. Пломіна на основі ста ДНК-маркерів показали, що тільки один з них пов ‘язаний з рівнем розвитку інтелекту (75% збігів серед представників з низьким інтелектом і 100% — з високим). Дослідження проводилися в 1994-1997 роках, що дозволяє зробити висновок про значення всіх робіт Ганса Юргена Айзенка (фото вченого ви можете бачити на початку статті). Вони завжди викликали суперечки і неприязнь у науковому середовищі, але при цьому користувалися популярністю у громадськості.

Ганс Дж. Айзенк

Корр, П.Дж. (2016). Ганс Айзенк: противоречивая психология . Лондон: Пэлгрейв. Щелкните здесь, чтобы перейти на Amazon. психологи». Профессор Эндрю Колман , Университет Лестера

“Приятная книга Филипа Корра об этом гиганте психологии не является ни агиографией, ни работой по сносу. Это честно. Корр восхваляет и критикует работу Айзенка и помогает нам понять человека, который был и остается одновременно героем и злодеем». Профессор Ян Дири , Эдинбургский университет  

«Удивительная научная биография Ганса Айзенка — такая всеобъемлющая, актуальная, цитируемая, вдохновляющая и написанная в моем любимом стиле. Биограф оставил мне пространство, чтобы составить собственное мнение об Айзенке, мой «собственный подзаголовок его биографии». Это нужно прочитать!»  Профессор Малгожата Файковска , Институт психологии Польской академии наук

«Это очень важная и очень хорошо написанная книга. Это больше, чем психобиография, и я нашел ее совершенно «непреодолимой». Филип Корр был дотошным в этом исследовании и написал увлекательный и очень сбалансированный отчет о сложном и блестящем психологе». Профессор Адриан Фернэм , Университетский колледж Лондона  

«Поучительная и проницательная книга: Филип Корр мастерски передает сложный и противоречивый гений Ганса Айзенка. Этот биографический очерк одного из гигантов психологии двадцатого века раскрывает личность и науку, а также страсти, которые они вызывали». Профессор Джеральд Мэтьюз , Университет Центральной Флориды

«Эта книга будет увлекательным чтением для всех, кто интересуется темой личности, поскольку она показывает, как Ганс Айзенк преодолел десятилетия невзгод, чтобы создать науку о личности, какой мы ее знаем сегодня. ” Доктор Адам Перкинс , Королевский колледж Лондона  

«Автор, Филип Корр, является ведущим мировым исследователем личности и хорошо знал Айзенка, что позволило ему дать редкую интеграцию личной и профессиональной биографии Айзенка. Читатели найдут четкие и обоснованные оценки интеллектуального и социального вклада Айзенка, а также личные выводы, полученные как из непосредственного опыта, так и из обсуждений с теми, кто знал его лучше всего». Доктор Артур Поропат , Университет Гриффита, Австралия

«Ганс Айзенк был выдающимся человеком и ученым и за свою карьеру затронул многие области психологической науки. Профессор Филип Корр, ведущий авторитет в ряде областей исследований, в которых Айзенк так сильно оставил свой след, проделал замечательную работу, объединив многие грани профессионального и личного миров Ганса Айзенка в этом вдумчивом и информативном издании». Доктор Гэри Льюис , Йоркский университет

Статья, посвященная столетию в The Psychologist

Corr, P. J. (2016). Столетие индивидуалиста: Филип Дж. Корр о жизни и творчестве Ганса Дж. Айзенка. Психолог , 29 (март). Скачать здесь

Корр, П. Дж. (2016). Иногда вам нужен изгой. Times Higher Education , 31 марта 2016 г. Скачать здесь

Corr, P. J. (2016). Доказала ли история правоту Айзенка насчет генов и IQ? Разговор (10 марта 2016 г.). Щелкните здесь

Чтобы ознакомиться с (опубликованной) статьей Филипа Корра о важности противоположного голоса в академических кругах с точки зрения долгосрочного воздействия и о том, как некоторые люди пытаются заставить его замолчать, прочитайте это

Eysenck Material

Ниже приведены информация, веб-ссылки и материалы, подтверждающие мою биографию профессора Ганса Айзенка, одного из ведущих психологов двадцатого века.

В Интернете есть несколько видеороликов Айзенка о Хансе Айзенке, демонстрирующих его стиль (нажмите на выделенные ссылки):

1. Лекция 1980 г. о его теории личности

2. Лекция 1994 г. о курении и раке

3. Доклад о его взглядах на психоанализ, курение, рак и личность и многое другое (включая роль бунтарь в науке)

4. Программа BBC 1994 года, Еретики : предыстория дебатов о расе и IQ и Ганс Айзенк, рассказывающий о своей роли в этих жарких дебатах

5. Публичная лекция об IQ и расе, а также критика ведущие генетики, а также социолог и психолог — снято в Королевском институте 9.0005

6. Интересное интервью 1980 года с Айзенком, которое варьируется от обсуждения тестирования интеллекта, поведенческой терапии и свободы воли.

7. Участие в телепередаче на тему религии (Айзенк выступает с 9.30 — в этом ролике известный философ А.Дж.Айер говорит, что он «полностью согласен» с взглядом Айзенка на рукотворную природу Бога )

Кроме того, чтобы прочитать, почему Ганс Айзенк ушел из Общества экспериментальной психологии в 1950-х годах.

Гениальный тест лимонного сока на интроверсию-экстраверсию.

(Первоначальный эксперимент был опубликован в Eysenck, S.B.G. & Eysenck, H.J. (1967). Реакция слюны на лимонный сок как мера интроверсии. Перцептивные и моторные навыки , 24 , 1047-1053. )

900 02 Профессор Уильям Ревелл из Северо-Западного университета, США, прочитал лекцию Ганса Айзенка в 2013 году в Международном обществе изучения индивидуальных различий (ISSID) — это дает хороший обзор научного подхода Айзенка.

Креативность и психические заболевания

Представление о том, что креативность и безумие связаны, является старой идеей, и теория креативности/гениальности Айзенка дает этому нейропсихологическое объяснение. Недавно эта ассоциация была обнаружена во впечатляющем исследовании, опубликованном в одном из ведущих научных журналов.

Power, R.A. и др. . (2015). Полигенные показатели риска шизофрении и биполярного расстройства предсказывают креативность. Nature Neuroscience , 18 , 953–955.

Резюме статьи: В этом исследовании изучалось, связаны ли показатели генетического риска шизофрении и биполярного расстройства с креативностью. Результаты показали, что действительно более высокие показатели риска были связаны с членством в творческом обществе или творческой профессией как в исландском, так и в отношении шизофрении и биполярного расстройства. Эти ассоциации не могут быть объяснены усилением родства между творческими личностями и людьми с психозами, что указывает на то, что креативность и психоз имеют общие генетические корни.

Демонстрировать лишний раз успех у многих отцов (и матерей!), а неудача — сирота, в статье 28 авторов!

Курение, рак и личность

Работа Айзенка о роли личности и курения в развитии рака и других заболеваний была и остается весьма спорной. В этом разделе вы найдете некоторые документы, представляющие историческую ценность.

Чтобы узнать о презентации книги Айзенка 1980 года, нажмите здесь

Чтобы получить пресс-релиз профессора Ричарда Пето для журналистов, присутствовавших на презентации этой книги, нажмите здесь

Для обзора литературы по эпидемиологии щелкните здесь, чтобы просмотреть статью Doll and Peto 1981 года.

Айзенк появился в телепрограмме BBC в 1980 году, чтобы обсудить эту тему с профессором Ричардом Пето — это можно увидеть здесь.

 

Споры вокруг работы Айзенка продолжаются. Вот презентация Тони Пелоси 2021 года о том, что он считает — с некоторым основанием — одним из самых больших скандалов в психологии, особенно в том, что касается физического здоровья: доктор Энтони Пелоси | Личность и смертельные заболевания; разоблачение научного скандала Ганса Айзенка — YouTube

 

 

Гений: Естественная история творчества Ханса Юргена Айзенка

Проблемы поведенческих наук

Ганс Юрген Айзенк 90 006

Оцените эту книгу

В этом тексте представлена ​​новая теория творчества, которая на основе связи между психопатологическими характеристиками творческих личностей и гениев. Он прослеживает творчество от ДНК через личность к особым когнитивным процессам и качествам гения.

356 страниц, Мягкая обложка

Впервые опубликовано 1 января 1995 г.



Об авторе

= Hans J. Eysenck = H.J. Eysenck
Hans Jürgen Айзенк (/ˈaɪzɛŋk/; 4 марта 1916 г. — 4 сентября 1997 г.) был психологом, родившимся в Германии, который провел свою профессиональную карьеру в Великобритании. Его лучше всего помнят за его работу над интеллектом и личностью, хотя он работал в самых разных областях. На момент своей смерти Айзенк был живым психологом, которого чаще всего цитировали в научных журналах.0006


Что вы думаете?

Оцените эту книгу


Поиск по тексту рецензии

Показано 1–7 из 7 рецензий

17 апреля 2020 г. Айзенк анализирует концепцию творчества и гениальности и делает действительно интересную и хорошую работу. По сути, он сводит это к трем частям, которые необходимы, чтобы считаться высокотворческими или блестящими:

(1) Генетика и (умеренный) психотизм — то, как вы устроены генетически и биологически, заставляет ваш мозг работать определенным образом.

Один важный аспект когнитивное торможение . То, насколько вы когнитивно заторможены, то есть в какой степени вы устанавливаете необычные связи с определенными идеями, регулирует оригинальность ваших мыслей и действий. Это связано с психотизмом . Психозизм (черта личности, над которой Айзенк проделал обширную работу) — это мера того, насколько человек импульсивен и ищет острых ощущений. Умеренный психотизм творчески благоприятен, так как слишком низкий балл делает человека ригидным в своем мышлении, а слишком высокий балл связан с патологией. Шизофреники и люди с биполярным расстройством слишком рассеяны, чтобы внести продуктивный вклад

(2) Интеллект и мотивация — умеренно высокий или высокий интеллект (IQ) необходим, но недостаточен. Высокотворческие люди также должны быть мотивированы и добросовестны. У них должна быть мотивация, чтобы быть очень трудолюбивыми. Ленивые креативщики не станут доносить свои идеи и разработки до публики

(3) Социально-культурные факторы — творческую личность нужно признать полезной. Неважно, гениален ли человек, если общество или его культура не принимают то, что делает этот человек. Если общество неприемлемо, творчество творческого человека не будет широко известно. Творческим людям в бедных уголках мира тоже трудно это сделать из-за трудностей с распространением своих идей

Айзенк утверждает, что креативность (и интеллект, если уж на то пошло) есть не у всех. Все люди не равны в творчестве, и оно даже не распределено нормально в популяции. Создается впечатление, что творчество подчиняется распределению Парето или закону Прайса. Большинство людей вообще не креативны, небольшой процент — умеренно, а крайне незначительное меньшинство — чрезвычайно креативно и плодовито. Самые творческие личности проделывают огромный объем работы, в то время как остальные едва ли вносят свой вклад в общее дело.

Эта книга интересна и увлекательна своим анализом и подкреплена большим количеством научных работ. Некоторые части были, конечно, более увлекательными, чем другие, особенно те части, которые касались интуиции и вклада бессознательного в новые открытия.
При этом некоторые части книги содержали очень техническое описание определенных концепций и исследований, и на их прочтение ушло значительно больше времени. Эти части также было сложнее понять, и, возможно, они могли бы быть короче. Большая часть цитируемых исследований датирована (но не устарело , я бы сказал) так что, вероятно, есть новые открытия в этой области, которых нет в этой книге. Однако Айзенк остерегается делать поспешные выводы из-за исследований, которые потребуются в будущем.

Настоятельно рекомендуется прочитать, если вы интересуетесь психологией и творчеством. У него много идей по этим темам

    психологи

12 марта 2013 г.

Отличные идеи. Я согласен с Джонатаном Свифтом: «Когда в мире появляется настоящий гений, вы можете узнать его по этому признаку, что все болваны сговорились против него».
http://goo.gl/HeuQN

    2013

17 января 2023 Все начинается с любопытного слуха о тонкой грани между творчеством и безумием. В описании шизофрении вы найдете близкое сходство с творческим. Шизофреник страдает от отсутствия различения того, что уместно и неуместно, в худшем случае это психоз. Чтобы быть креативным, нужно уметь соединять, казалось бы, несущественное. Но отличие здесь от шизофреника в том, что творческий все же может различать, что уместно, а что нет. Креатив как бы добровольно использует свои широкие ассоциации, он может преодолеть разрыв между релевантным и нерелевантным, в то время как шизофреник остается в замешательстве.
Любопытно, что значение имеет культурное, а не фактическое значение. Ибо человечество все еще верит давно развеянной лжи.

Найдена статистическая переменная, связывающая творца с шизофреником, называемая психотизмом. При этом Айнсек утверждает, что шизофрения отличается от творчества не качественно, а количественно. Это ставит креативность и шизофрению в спектр. Шизофрения является крайним случаем (высокий психотизм), а другие аффективные расстройства представляют собой меньшие варианты, такие как биполярность. Творческие личности также имеют высокие баллы по шкале психотизма, выше среднего, но с той важной разницей, что они все еще могут оставаться одной ногой в «релевантном» мире. Психотизм очень похож на меру «фильтрации».

Далее идут генетические маркеры. Есть ли сходство между креативщиком и шизофреником? Это вызывает вовлечение дофамина и серотонина. Выяснилось, что оба имеют переизбыток дофамина и недостаток серотонина. Предполагается, что противоположность этому, гипоактивность дофамина и гиперактивность серотонина вызывают ригидность, что находит некоторые подтверждения в тестах.
Участие дофамина представляет особый интерес. Дофамин успешно изучался как «внимание». Крысы, которым вводили агонисты дофамина, демонстрируют сильную готовность взаимодействовать с новыми стимулами. В то время как многие рассматривают дофамин как «награду», я еще не читал книги, в которой дофамин рассматривается таким образом. Интересна книга Оливера Сака «Пробуждение».

Относительно происхождения.

Аффективные расстройства и высокие показатели психотизма обнаруживаются у больных пробандов. Но есть явление, называемое «регрессия к среднему», термин, также используемый в IQ и его наследственности. Это указывает на тот факт, что потомство «одаренных/пораженных» пробандов обычно возвращается к среднему значению. Это явление находит поддержку как в исследованиях IQ, так и в исследованиях аффективных расстройств.

Итак, что можно сказать напоследок? Творчество представляется не познавательным процессом, а чертой, тенденцией. Точно так же, как некоторые имеют тенденцию убирать свои дома чаще, чем другие. С такими словами кажется, что творчество выбирает человека, как палочка выбирает волшебника. Мы делаем что-то не потому, что это рационально, а потому, что мир говорит с нами, а не наоборот.

Последняя глава, всего 9 страниц, представляет собой скорее философское обсуждение методологии. Все исследования, упомянутые в этой книге, основаны на корреляциях, никакой причинно-следственной связи не обнаружено, а значит, здесь еще много вне гипотез и теорий.

В этой главе мы попытаемся ответить на некоторые вопросы, которые могут возникнуть.
Поскольку психология является относительно новой областью (охватывающей всего 200 лет, и в ней не так много игроков), все еще делается много предположений, и эти предположения подвергаются испытаниям. В формуле проверки таковы: Предположение + Гипотеза/Теория = Верно/Ложно. Но поскольку мы почти ничего не знаем о психологии, часто мы не знаем, что является определяющим фактором: Предположения или Гипотеза/Теория. Этот конфликт побуждает Айзенка разделить теории на слабые и сильные. Сильные теории встречаются в физике, где область изучена многими и обнаружено много устойчивых явлений, она имеет прочную основу. Психология тут почти ни при чем. Вот почему многие выводы являются индуктивными, а не дедуктивными. Что касается проверки, подтверждение лучше, чем фальсификация, потому что это более слабая форма. Даже если на этом раннем этапе что-то пойдет не так, нам все равно нужен путь, у нас есть только направления, а не местоположения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts