Айзенк ганс: Ганс Айзенк — Психологос

Ганс Айзенк — Как измерить личность читать онлайн

12 3 4 5 6 7 …39

Ганс Айзенк и Гленн Вильсон

Как измерить личность

1

Введение

«Познай самого себя» – любили повторять древнегреческие философы. Этот совет не утратил своей актуальности и сегодня. Действительно, если человек не сумел достаточно хорошо разобраться в самом себе, то ему будет очень трудно найти свое место в жизни, свое призвание (где мне учиться и что изучать?), трудно подобрать себе подходящее занятие (какую профессию мне выбрать?), его ожидают большие сложности в семейной жизни (с каким типом женщины/мужчины я буду счастлив(а) в браке?) и т. д. Иначе говоря, принимая то или иное жизненно важное решение, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой выбора, и в этой ситуации верная самооценка имеет первостепенное значение. Профессиональные психологи знают немало случаев, когда человек принимал, казалось бы, верное, со своей точки зрения, решение, в то время как для его друзей или близких ошибочность такого решения была очевидна заранее. В большинстве подобных случаев причина ошибки заключалась в неверном самовосприятии, т. е. в неудачной попытке человека понять самого себя. Поэт Роберт Бёрнс сказал об этом так:

О, если б нам силы небесные дали
Взглянуть на себя, как глядят на других!
Сколь многих ошибок бы мы избежали,
И глупых гаданий, и мыслей пустых.

Задача этой книги состоит в том, чтобы дать читателю редкую возможность посмотреть на себя как бы со стороны, т. е. увидеть себя таким, каким вас видят другие люди. А если говорить коротко, то наша цель – помочь вам свести к минимуму естественный субъективизм самооценки. Конечно, мы не можем гарантировать вам ни того, что вы будете свободны от «блуждания в темноте», ни того, что вы будете защищены от «дурацких идей» на свой счет. Нужно иметь в виду и следующее обстоятельство: эта книга по своему жанру стоит в одном ряду с книгами «Узнай свой IQ[1]» и «Проверь свой IQ» и представляет собой как бы завершение этой «психологической трилогии». Однако если в указанных выше изданиях речь шла об интеллектуальных способностях человека, то в этой книге мы будем говорить исключительно о личностных особенностях.

Мы решили построить свое изложение по схеме, ставшей уже традиционной для таких изданий: в коротком вступлении излагаются основные концепции, объясняется методика составления тестов, затем предлагаются сами тесты и способы самостоятельной интерпретации полученных результатов. Возможно, кому-то наше вступление к этой книге может показаться лишним: вопросы тестов сформулированы доходчиво, да и подсчет результатов не вызовет затруднений. И тем не менее авторы настоятельно рекомендуют вам прочитать эти несколько вступительных страниц, прежде чем вы начнете работать непосредственно с тестами. Поверьте, вы об этом не пожалеете!

Итак, прежде чем начать разговор о том, что такое личностные особенности, как они проявляются и как можно их измерить, мы должны располагать некой исходной теоретической моделью, которая смогла бы объяснить эти особенности и представить их в соответствующих понятиях. К примеру, древние греки использовали в этих целях теорию четырех типов темперамента, согласно которой все люди, в зависимости от своих индивидуальных качеств, четко делились на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Эти термины уже давно вошли в нашу повседневную жизнь, потому что наблюдения, на которых были основаны описания этих типов, оказались весьма точными. Мы и сейчас можем пользоваться этими терминами, без особого труда распознавая с их помощью склад характера того или иного человека. И все же греки ошибались, утверждая, что любой человек является примером того или иного типа темперамента в его, так сказать, чистом виде. В действительности большинство из нас сочетают в своем характере качества двух и более указанных типов темперамента, являя собой некий комбинированный тип личности. У теории четырех типов темперамента, восходящей к древним грекам, оказалась долгая история: эта теория господствовала в науке на протяжении двух тысяч лет и была окончательно отброшена только в начале нашего столетия.

Современные психологи предпочитают теорию свойств, или черт, личности, в основе которой лежит описание привычных форм поведения, таких, к примеру, как общительность, упорство, импульсивность и т.  п. Эти психологические термины очень широко используются в нашей повседневной речи. Так, в английском языке насчитывается около 4500 названий личностных черт, и хотя часть из них – синонимы или близкие по смыслу описания поведения определенного типа, число оставшихся психологам терминов очень велико. Даже с учетом того обстоятельства, что многие из этих терминов узкоспециальные, а другие – не столь важные, задача отсортировать их оказывается далеко не простой. Представьте себе свое положение, если бы мы напечатали в этой книге список из 4000 слов-характеристик и предложили вам разобраться в них самостоятельно!

Путь, избранный психологами для выхода из этой ситуации, состоял в группировке названий личностных черт по сходству их значений или по описываемому ими поведению и разработке опросников, предназначенных для измерения того центрального смыслового ядра, которое лежит в основе проведенной классификации. Опросник представляет собой просто список вопросов, относящихся к поведению индивида, его предпочтениям, реакциям, установкам и мнениям. Напротив каждого из вопросов стоят два варианта ответов – «да» или «нет» (встречается также знак «?», что означает «затрудняюсь ответить»). Человек, заполняющий предложенный ему опросник, просто отмечает тот вариант ответа, который он считает для себя верным. Понятно, что в такого рода опросниках не может быть «правильных» или «неправильных» ответов в отличие, скажем, от тестов, выявляющих уровень умственных способностей. Так, на вопрос «Часто ли у вас случаются головные боли?» люди ответят по-разному, совершенно не задумываясь над тем, какой из ответов будет «правильным», а какой – «неправильным» (хотя согласитесь, что в этом случае все же приятнее было бы ответить «нет», чем «да»).

Такие опросники стали сегодня весьма популярны: сотни их, различных по тематике и объему, кочуют по страницам газет и журналов. И в этой связи очень важно понять одну вещь: между опросниками, составленными для развлечения журналистами, и теми, которые сконструированы и валидизированы профессиональными психологами для научных целей, есть существенная разница. В конечном счете любой из нас может собрать серию неких вопросов и на их основе подготовить свой собственный опросник. Вы спросите, чем же тогда он отличается от профессионального? Коротко говоря, тем, что он не основан на какой-либо проверенной теории и представляет собой произвольный набор вопросов, при формулировке которых даже не пытались оценить их достоверность и надежность. Кроме того, недостатком этих «самоделок» является отсутствие стандартизации на репрезентативной выборке. Такие опросники могут казаться забавными, но их совершенно нельзя воспринимать всерьез.

Читать дальше

12 3 4 5 6 7 …39

АЙЗЕНК, ГАНС ЮРГЕН. Психология

АЙЗЕНК, ГАНС ЮРГЕН. Психология

ВикиЧтение

Психология
Робинсон Дейв

Содержание

АЙЗЕНК, ГАНС ЮРГЕН

Ганс Айзенк (1916–1997) родился в Германии. Через два года его родители развелись, и он воспитывался у бабушки по матери (впоследствии она умерла в нацистском концлагере). В юности Айзенк увлекался спортом и даже стал чемпионом Германии по теннису среди юниоров; помимо тенниса, занимался боксом. В 1934 году он переехал в Лондон и в 1940 году в Лондонском университете получил степень доктора философии.

Айзенк был убежденным критиком психотерапии и предлагал в качестве альтернативы поведенческую (бихевиориальную) терапию. Более всего он известен своим вкладом в теорию личности. В частности, сделал предположение, что личность состоит из ряда черт. Согласно этой точке зрения, черты, из которых складывается личность, побуждают индивида вести себя определенным образом. Например, если Нэнси любит поговорить, повеселиться и участвует в общественной деятельности — значит, подобное поведение является отражением такой ее черты, как общительность. В то же время тот факт, что Билл часто хмурится, демонстрирует грубость и избегает участия в общественных событиях, отражает его «враждебность».

Айзенк определил три основные черты личности (иногда называемые типами): экстраверсия, невротизм и психотизм. Он составил анкету, предназначенную для определения, в какой степени люди являются экстравертами, невротиками и психотиками («Личностный опросник Айзенка»). Люди, имеющие высокие показатели по шкале экстравертности, общительны, веселы и легко идут на риск, в то время как имеющие низкие показатели (интроверты) осторожны, замкнуты и серьезны. Люди, имеющие высокие показатели по шкале невротизма, часто тревожны, мрачны и недооценивают себя. Высокие показатели по шкале психотизма свидетельствуют о склонности к агрессивности, возбудимости и антисоциальному поведению, тогда как низкие показатели говорят о стремлении контролировать свои импульсы и сочувствовать другим.

См. также статьи «Личность», «Поведенческая терапия», «Психодинамическое направление в психологии», «Фрейд, Зигмунд», «Юнг, Карл Густав».

Юрген Шнайдер – немецкий Робин Гуд

Юрген Шнайдер – немецкий Робин Гуд Юргену Шнайдеру принадлежали самые роскошные дома Германии. На визитных карточках торговца недвижимостью значилось: «частный инвестор». А начинал Юрген Шнайдер с разведения… такс. Доходы от этой деятельности позволили ему в 1981 году

ЮРГЕН ХАБЕРМАС. (Род. 1929)

ЮРГЕН ХАБЕРМАС. (Род. 1929) Ю. Хабермас (Habermas) — немецкий философ, социолог, представитель Франкфуртской школы, идеолог «новых левых». С 1961 по 1964 год преподавал философию в Гейдельберге. С 1964 года — профессор философии во Франкфурте-на-Майне. С 1971 года — директор Института по

Бёхайм Ганс

Бёхайм Ганс Бёхайм (Boheim) Ганс, Ганс Дударь (умер 1476), пастух и музыкант, народный проповедник, вдохновитель крестьянского движения 1476 в долине р. Таубер во Франконии (Центральная Германия). Проповеди Б., выступившего с открыто антифеодальной программой, вызвали

Гросс Ганс

Гросс Ганс Гросс (Gro?) Ганс (16.

12.1847, Грац, — 9.12.1915, там же), австрийский учёный, криминалист. В 1897—1902 профессор Уголовного права Черновицкого, в 1902—05 Пражского, с 1905 Грацкого университетов. Один из основоположников криминалистики, a также один из создателей судебной

Сакс Ганс

Сакс Ганс Сакс (Sachs) Ганс (5.11.1494, Нюрнберг, — 19.1.1576, там же), немецкий поэт, композитор. Посещал латинскую школу. С 1320 мастер сапожного цеха. Был актёром и руководителем любительской труппы. Расширяя поэтический кругозор мейстерзанга (см. Мейстерзингеры), черпал сюжеты из

МОРГЕНТАУ, Ганс

МОРГЕНТАУ, Ганс (Morgenthau, Hans Joachim, 1904–1980), американский политолог 809 Ограниченная война. // Limited war. «Соперничество в международной политике» (1948), гл. 20 ? Oxf. Dictionary, 8:966 «Ограниченной войной» президент Гарри Трумэн назвал войну в Корее (1950–1951).

В конце 1970-х гг. появилась концепция

Последнее дитя лейтенанта Шмидта (Юрген Шнайдер)

Последнее дитя лейтенанта Шмидта (Юрген Шнайдер) Место действия: Германия.Время действия: XX век.Юргену Шнайдеру принадлежали самые роскошные дома Германии. С 1995 года ему принадлежит только скромная камера в американской тюрьме. Ее он может обменять только на аналогичную

ХАБЕРМАС (Habermas) Юрген (р. 1929)

ХАБЕРМАС (Habermas) Юрген (р. 1929) — немецкий социальный философ и социолог. С 1961 по 1964 — преподаватель в Гейдельберге, с 1964 — профессор во Франкфурте-на-Майне, с 1970 — содиректор (наряду с К. Вайцзеккером) Института по исследованию условий жизни научно-технического мира. Выступал

МОРГЕНТАУ, Ганс

МОРГЕНТАУ, Ганс (Morgenthau, Hans Joachim, 1904–1980),американский политолог136Ограниченная война. // Limited war.«Соперничество в международной политике» (1948), гл. 20? Oxford Dictionary, 8:966«Ограниченной войной» президент Гарри Трумэн назвал войну в Корее (1950–1951). В конце 1970-х гг. появилась концепция

ФРАНК, Ганс

ФРАНК, Ганс (Frank, Hans, 1900–1946),деятель нацистской партии, министр юстиции Бавариии президент Академии немецкого права,в 1939–1945 гг. губернатор оккупированной Польши53аВсе, что полезно для нации, законно; все, что вредно для нации, незаконно.«Журнал Академии немецкого права»

Ганс Айзенк: спорщик или еще хуже?

Предназначен для медицинских работников

Переключить навигацию

Логотип БМЖ

Карта сайта

Поиск

Переключить верхнее меню

  1. Новости и просмотры
  2. Ганс Айзенк:. ..
  3. Ганс Айзенк: спорщик или еще хуже?

Редакции БМЖ 2019; 365 Дои: https://doi.org/10.1136/bmj.l1897 (опубликовано 29 апреля 2019 г.) Цитируйте это как: BMJ 2019;365:l1897

  • Артикул
  • Связанный контент
  • Метрики
  • ответов
  • Экспертная оценка
  1. Ричард Смит, бывший редактор The BMJ
  1. Лондон, Великобритания
  1. richardswsmith{at}yahoo.co.uk

Необходимо провести независимое и авторитетное расследование «невероятной» работы «Международная известность и влияние… не имеющие себе равных среди британских психологов после Второй мировой войны».

выступал против общеобразовательных школ, питал сильную враждебность к психоанализу, поддерживал астрологию и парапсихологию и объявлял всю экономическую дисциплину бесполезной. Теперь Дэвид Ф. Маркс, редактор Journal of Health Psychology призвал к официальному расследованию некоторых работ Айзенка и отзыву или исправлению 61 публикации.2

критика работы Айзенка датируется …

Просмотр полного текста

Войти

Войти под своим именем пользователя и паролем

Войти через свое учреждение

Подпишитесь от £164 *

Подпишитесь и получите доступ ко всем статьям BMJ и многому другому.

Подписка

* Для онлайн-подписки

Получите доступ к этой статье на 1 день за:
30 фунтов стерлингов / 37 долларов США / 33 евро
(без учета НДС)

Вы можете загрузить PDF-версию для своего личного дела.

Наверх

Зигмунд Фрейд против Ганса Дж.

Айзенка — Развитие личности | Матиас Сагер

Фрейд и Айзенк — два величайших психолога 20 века. В самом деле, оба они живут современными взглядами и исследованиями, хотя, согласно Айзенку (1996), гений Фрейда заключался главным образом в убедительном рассказывании сказок. В самом деле, бессознательные сексуальные желания, которые полностью составляют психическую мотивацию индивидуума, трудно поддаются проверке и могут выродиться в авантюрные объяснения человеческого поведения. Именно научная проверка, широкое применение и интеграция работы Айзенка могут привести к качественному различию. Трехмерная теория личности Айзенка последовательно объясняет широкие закономерности индивидуальных различий в экстраверсии, невротизме и психотизме, причем все они имеют сильную генетическую основу. Современная психология продолжает опираться на наследие Айзенка, хотя не помешает более целостно интегрировать теории разума (и даже не забывать Фрейда).

Когда Ханс.

Дж. Айзенк умер в 1997 г. Он был одним из самых цитируемых ученых в области психологии, уступая только Фрейду и Жану Пиаже (Rushton, 2001). Хотя Фрейд и не относился к современной доминирующей психологии, он оставался влиятельным в первую очередь в отношении бессознательных переживаний, пытавшихся объяснить поведение (Cooper, 2010). Айзенк до сих пор систематически связан с современными исследованиями, то есть с попыткой интегрировать его психологию черт с теорией мотивации (Revelle, 2016). Опросник личности Айзенка до сих пор используется и получает поддержку в широком спектре областей исследований, таких как психопатология, генетика личности и неврология (Beratis, Rabavilas, Papadimitriou, & Papageorgiou, 2011).

И Фрейд, и Айзенк теоретизировали аналогичный психический механизм высокого уровня, который требует либо стимуляции потребности в возбуждении (Айзенк), либо удовлетворения сексуальных желаний (Фрейд)

(Harbeck, 2015). Фрейд настаивает на абсолютном характере сексуального «принципа удовольствия», присущего каждому человеку, который требует немедленного удовлетворения любыми средствами (Behrani, 2017). Айзенк дает более дифференцированную классификацию влечений человека в виде двух полюсов, состоящих из экстраверсии и интроверсии (Экстраверсия и интроверсия, 2017). В отличие от Фрейда, Айзенк использовал статистику для подтверждения существования этих личностных факторов (Harbeck, 2015). Акцент Фрейда на проявлении человеческого «бессознательного» привел к критике непроверяемости (Crown, 19).75), а Айзенк опирается на экспериментальную психологию (Boyle et al., 2016). И действительно, биологический подход Айзенка к развитию его личностного инвентаря продолжает оставаться инструментом для изучения корреляций между личностью и физическими характеристиками у животных и людей (Beratis et al., 2011).

По сути, для Айзенка личность в основном приобретается по рождению, а для Фрейда детское развитие наиболее существенно определяет индивидуальное развитие (Goetsch & Veltum, 2016). В этом отношении обе теории могут не объяснить возможные изменения личности в течение жизни. Рассмотрение обстоятельств окружающей среды, которые Б. Ф. Скиннер считал единственным влияющим фактором (Goetsch & Veltum, 2016), может быть недооценено как Фрейдом, так и Айзенком. Довольно номотетический подход Айзенка к демонстрации эмпирических доказательств общих законов может упускать из виду более целостную перспективу, включая концепции, которые труднее исследовать с научной точки зрения, такие как, например, бессознательное сознание Фрейда и роджерианская тенденция к самоактуализации (Boyle et al., 2016). ). Тем не менее, следует признать обоснованность и важность теории черт личности Айзенка, поскольку даже измерения невротизма и экстраверсии пятифакторной модели основаны на исследовании Айзенка человеческого поведения (Revelle, 2016). Веские доказательства акцента Айзенка на генетическом влиянии исходят из исследований близнецов, которые подтверждают доминирующие генетические эффекты, которые оказывают гораздо большее влияние на развитие личности ребенка, чем даже семейная среда (Hur, 2007).

В заключение, несмотря на некоторую нехватку холизма и трудности с доказательством того, как личностные черты надежно предсказывают конкретное поведение (Harbeck, 2015), научное наследие Айзенка о личности и индивидуальных различиях, похоже, основано, по сравнению с Фрейдом, на более тщательном научном анализе как от точка зрения теоретического правдоподобия и эмпирических доказательств. Наследие, которое также живет в когнитивно-поведенческой терапии, заменившей предшествующую психодинамическую доктрину (Rushton, 2001).

Фото предоставлено Геральтом (pixabay.com)

Ссылки

Бехрани, П. (2017). За пределами принципа удовольствия Фрейда: Индийский взгляд на удовольствие. Индийский журнал позитивной психологии, 8 (1), 73.

Бератис, И. Н., Рабавилас, А. Д., Пападимитриу, Г. Н., и Папагеоргиу, К. (2011). Модель Айзенка личности и психопатологических компонентов у правшей и левшей. Личность и индивидуальные различия, 50 1267–1272. doi:10.1016/j.paid.2010.10.033

Боуден, С. К., Саклофске, Д. Х., ван де Вийвер, Ф. Р., Сударшан, Н. Дж., и Айзенк, С. Г. (2016). Инвариантность межкультурных измерений личностного опросника Айзенка в 33 странах. Личность и индивидуальные различия, 103 53–60. doi:10.1016/j.paid.2016.04.028

Бойл Г.Дж., Станков Л., Мартин Н.Г., Петридес К., Айзенк М.В. и Ортет Г. (2016). Ганс Дж. Айзенк и Раймонд Б. Кеттелл об интеллекте и личности. Личность и индивидуальные различия, 103 (Ганс Айзенк: Сто лет психологии), 40–47. doi:10.1016/j.paid.2016.04.029

Купер, К. (2010). Индивидуальные различия и личность (3-е изд.). Лондон: Образование Ходдера.

Краун, С. (1975). Психосоматика и «бессознательный» разум – критика и оценка. Журнал психосоматических исследований, 19 (5–6), 307–318.

Экстраверсия и интроверсия. (2017). Колумбийская электронная энциклопедия, 6-е издание , 1.

Фрэнсис, Л.Дж., Крейг, К.Л., и Роббинс, М. (2008). Взаимосвязь между сортировщиком темперамента Кейрси и сокращенным пересмотренным личностным опросником Айзенка. Журнал индивидуальных различий, 29 (2), 116–120. doi:10.1027/1614–0001.29.2.116

Гетч, В.Л., и Велтум, Л. (2016). Психофизиологические показатели личности. Salem Press Encyclopedia of Health,

Harbeck, KM (2015).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts