Акмеология это наука: Акмеология. Что такое «Акмеология»? Понятие и определение термина «Акмеология» – Глоссарий

Содержание

Акмеология | это… Что такое Акмеология?

(от аkme — в переводе с древнегреческого — высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора и логия — от греческого lоgos — учение)

   — наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной зрелости. Понятие «А.» в научный оборот ввёл Н.А. Рыбников (1928), обозначая им возрастную психологию зрелости или взрослости. Проблемы А. как науки были сформулированы Б.Г. Ананьевым («Человек как предмет познания», 1969) и развиты А.А. Бодалёвым («Акмеология как учебная и научная дисциплина», М., 1993) и др.

   Осн. область исследований А. связана с изучением профессионализма как высшей ступени развития человека. Объект А. — профессионализм педагогической, инженерной, медицинской, военной, спортивной и другой деятельности людей. Предмет А. — объективные (качество полученного воспитания и образования) и субъективные (талант, способности человека) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов.

   А. исследует проблемы противоречий между растущим объёмом информации, с одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею, — с другой. А. выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики «акме». Нравственная воспитанность профессионала означает превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности. А. изучает также проблему зависимости между особенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности. Важнейшей задачей А. является разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма во всех сферах человеческой деятельности, для проявления ими своих социально значимых и творческих качеств.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 14))

   — наука о механизмах, внутренних и внешних факторах прихода к наивысшим достижениям человека в его жизненном пути и, в частности, к профессиональной деятельности, проявлений в высшей точке траектории пути (акме) и отхода от высших достижений.

   (Орлов О.С. Образовательная программа и профессиональная деятельность педагога. — Великий Новгород, 2002. С. 109)

   — интегральная наука, объединяющая научные знания о человеке и его знания о профессиях, о достижении человеком в процессе его производственной (в широком смысле) деятельности вершин профессонального совершенства. акмеологическая парадигма ориентирует преподавание на помощь субъекту учения в достижении вершины своих возможностей, в наиболее полной реализации им потенциала своей личности.

   (Педагогические теории, системы, технологии. Справочные материалы под ред. В.А. Фадеева. — Рязань, 1999. С. 4)

   — наука о вершинах, о достижениях в жизнедеятельности и развитии человека. Акмеология образования исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса: учителя и ученика.

   (Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. Книга для педагога. — СПб. , 2002. С. 3)

   — наука о развитиии зрелых людей под влиянием образования, достижения ими вершин жизнедеятельности, сохранения творческого долголетия под влиянием самообразования.

   (Рэм Федорович Жуков. — СПб., 2002. С. 28)

   См. также Жуков, Рэм Федорович, Педагогическая акмеология, Самообразование

   Ч30в2

   Ч443(2)

   Ю937.234

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

это что за наука? Профессиональная акмеология

Границы собранных человечеством знаний расширяются до невероятности. Появляются новые, молодые науки, помогающие понять смысл всего, что нас окружает, и улучшить качество жизни. Об одной из таких мы поговорим в нашей статье. Наука акмеология — отрасль знаний о достижении человеком вершин в разных сферах жизни. Чем еще занимаются исследователи-акмеологи и какую практическую пользу могут принести их разработки, мы попытаемся представить в интересном свете в нашей статье.

Акмеология — это что за наука?

Слово «акмеология» пришло из греческого языка и имеет в значении два слагаемых: akme — вершина, logos (эта частичка нам прекрасно известна) — учение. Сегодня термином «акмеология» называется наука о вершинных достижениях человека.

Новая наука считается составляющей психологии развития. Особое направление изучения акмеологии в том, что она исследует не просто достижения, коих добиваются люди в зрелом возрасте, но и факторы, способствующие этому. «Отец» акмеологии, которым принято считать Рыбникова Н. А., предлагал еще в 1929 году связывать термин именно с наукой о развитии зрелых людей.

Большое практическое значение результатов акмеологических умозаключений в том, что они в прямом смысле представляют информацию о том, какие условия привели человека к вершинам интеллектуальной, физической и духовной деятельности. Во многом это приближает к пониманию смысла жизни.

Аспекты изучения науки

Акмеология — это изучение многопланового развития человека. Она старается максимально осветить все аспекты, касающиеся развития человека во взрослый период его жизни. Эта наука охватывает такие моменты, как:

  1. Закономерности, выявляемые в реализации творческого потенциала взрослого человека при созидательной деятельности.
  2. Особенности обучения взрослого человека и процесса становления его как профессионала.
  3. Самоорганизация, самообразование зрелой личности, а также самоконтроль при этих процессах.
  4. Факторы различного порядка (объективные, субъективные), сопровождающие достижение вершин деятельности, как сопутствующие, так и препятствующие успеху.
  5. Особенности совершенствования взрослого человека, реакции на появление новых обстоятельств (требования профессии, изменения в научном, техническом, культурном прогрессе), самореорганизации, самокоррекции. Здесь же рассматриваются изменения внутренних, личных интересов человека (пересмотр достоинств и недостатков своей деятельности, осознание своих возможностей и способностей).

Таким образом, современная акмеология — это уникальная отрасль научного знания, призванная всесторонне исследовать успех человека и составляющие, приводящие к нему.

Начальный этап и развитие отрасли

Начало акмеологии как науке было положено в 1928 году Рыбниковым Н. А., предложившим сам термин как название науки о развитии человека на взрослом этапе жизни. Но тогда путь молодой науки только начинался.

Более-менее заметной отдельной отраслью знаний акмеология стала в середине 20 века. Тогда известный русский ученый Ананьев Б. Г. определил место нового направления, занимаемое им среди всех наук о человеке. Ближе всего акмеология стояла и стоит к психологии.

Высшую степень признания наука о развитии в зрелом возрасте обрела лишь в 90-е годы прошлого века. Внесли свой вклад в такую науку, как акмеология, Деркач А. А. и Бодалев А. А. Под их руководством была открыта первая кафедра акмеологии (полное название — кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности) в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. В 1992 году в Санкт-Петербурге открылась и была официально зарегистрирована Академия акмеологических наук. Инициировали событие российские ученые-психологи Кузьмина Н. В., Деркач А. А., Зимичев А. М.

Сегодня акмеология очень близка по целям и предмету изучения к педагогике и психологии.

На начальных этапах новая наука была обращена к изучению факторов, позволяющих взрослым людям получать высокие достижения в любом виде деятельности (управление, медицина, юриспруденция, сюда же входит акмеология спорта). Постепенно исследователи пришли к выводу, что основа вершинных достижений человека во взрослом возрасте закладывается в детстве. В начале жизни активно развиваются новые навыки, накапливается опыт, формируется отношение к тому или иному виду деятельности и устойчивая мотивационная готовность. Все эти качества, если можно так выразиться, в зрелом возрасте выстраивают успех личности во всех сферах.

Институт акмеологии в Санкт-Петербурге

Акмеология не была признана самостоятельной наукой по всему миру. Так, зарубежные ученые отнесли ее к психологии. Российские же придали большое значение новому знанию, признав его на государственном уровне.

В 1995 году был открыт Институт психологии и акмеологии в Санкт-Петербурге (первоначальное название учреждения — Санкт-Петербургская акмеологическая академия). Это было первое заведение, ориентированное на глубокое изучение молодой отрасли знаний.

За время, что акмеология накапливала результаты своих исследований, выделился ряд направлений. О них скажем далее в нашей статье.

Направления акмеологии

Отдельно в границах рассматриваемого учения стоит профессиональная акмеология. В свою очередь, она имеет свои поднаправления:

— педагогическая акмеология;

— школьная;

— акмеология физической культуры;

— социальная;

— военная;

— медицинская.

Другие направления науки о развитии в зрелом возрасте — это синергетическая, креативная, этнологическая, коррекционная акмеология, а также акмеология управления и образования.

Зрелая личность с акмеологической точки зрения

Центром, вокруг которого сосредотачивает свое внимание акмеология, является зрелая личность с ее сформированными и только лишь образовывающимися характеристиками.

Наука дает признаки зрелой личности. Это и развитое чувство ответственности, стремление конструктивно решать сложные жизненные задачи, потребность заботиться о других, находиться в психологической близости с людьми, активно участвовать в общественной жизни, применяя свои навыки и способности, — все, что ведет к максимальной самореализации.

Показателем того, что индивид — зрелая личность, является признание в социальной группе его качеств и значимости. В зависимости от оценки индивида в обществе формируется его отношение к собственному успеху и неудачам на пути к нему. То есть появляется признание на личностном уровне. В случае если признание не достигнуто, человек испытывает психологический дискомфорт.

Если признание человек не получает ни в социальной среде, ни на личностном уровне, это грозит ему психологическим кризисом личности.

Кроме высказывания своего взгляда на зрелость человека, акмеология уверяет, что для общества крайне важно, чтобы у каждого индивида период акме был как можно дольше. К слову, акме — это наиболее продуктивный период в жизни человека.

Условия для формирования зрелой личности

Достижение вершин в разных сферах деятельности возможно при некоторых условиях. Акмеология это также изучает. И вот какие закономерности, необходимые условия, она выделила:

— правильная организация времени;

— формирование активной позиции при выборе жизненного пути;

— профессиональная и этническая культура;

— приведение в соответствие личностных свойств человека и условий этнопсихологической среды, влияние последней на становление личности;

— благоприятные условия для преодоления противоречий между окружающей средой и личностью;

— продуктивное решение проблем и задач взрослого человека;

— осознание своих возможностей, самосовершенствование и отношение к себе как к творцу своей жизни.

Выводы

Таким образом, в ходе нашей беседы мы выяснили, что такое акмеология и каково ее реальное значение в развитии человека. Также мы узнали, что в России эту молодую науку признали как самостоятельную отрасль знаний, и в 90-е годы был открыт Институт психологии и акмеологии в Санкт-Петербурге. Наука о развитии в зрелом возрасте способна помочь человеку осознать, что ему действительно необходимо для успеха. Пусть же и ваш акме начнется или продолжится на долгие десятилетия!

Акмеология что за наука? Профессиональная акмеология

Границы накопленных человечеством знаний расширяются до невероятности. Появляются новые, молодые науки, помогающие понять смысл всего, что нас окружает, и улучшить качество жизни. Об одном из них мы и поговорим в нашей статье. Наука акмеология – это отрасль знаний о достижении вершин в различных сферах жизни. Чем еще занимаются исследователи-акмеологи и какую практическую пользу может принести их разработка, мы постараемся представить в интересном свете в нашей статье.

Акмеология что это за наука?

Слово «акмеология» происходит из греческого языка и имеет два термина по значению: акме — вершина, логос (эта часть нам хорошо известна) — учение. Сегодня термин «акмеология» — это наука о высших достижениях человека.

Новая наука считается составной частью психологии развития. Особое направление в изучении акмеологии состоит в том, что она изучает не просто достижения, которых люди достигают во взрослом возрасте, но и факторы, которые этому способствуют. «Отец» акмеологии, которым принято считать Рыбникову Н.А., предложил связать термин в 1929 с наукой о развитии зрелых людей.

Большое практическое значение результатов акмеологических заключений состоит в том, что они буквально представляют собой сведения о том, какие условия привели человека к вершинам интеллектуальной, физической и духовной деятельности. Во многом это приближает нас к пониманию смысла жизни.

Аспекты изучения науки

Акмеология — это изучение многомерного развития человека. Она старается максимально полно охватить все аспекты, касающиеся развития человека во взрослый период его жизни. Эта наука охватывает такие моменты, как:

  1. Закономерности, выявленные в реализации творческого потенциала взрослого человека в творческой деятельности.
  2. Особенности обучения взрослых и процесс становления им как профессионала.
  3. Самоорганизация, самовоспитание зрелой личности, а также самоконтроль в этих процессах.
  4. Факторы разного порядка (объективные, субъективные), сопровождающие достижение вершин деятельности, как сопутствующие, так и препятствующие достижению успеха.
  5. Особенности совершенствования взрослого человека, реакция на появление новых обстоятельств (требования профессии, изменения научно-технического, культурного прогресса), самоорганизация, самокоррекция. Здесь также рассматриваются изменения внутренних, личных интересов человека (обзор достоинств и недостатков его деятельности, осознание своих возможностей и способностей).

Таким образом, современная акмеология представляет собой уникальную отрасль научного знания, призванную всесторонне исследовать успешность человека и составляющие, которые к ней приводят.

Начальный этап и развитие отрасли

Начало акмеологии как науки было положено в 1928 г. Н. Рыбниковым, предложившим сам термин в качестве названия науки о развитии человека на взрослом этапе жизни. Но тогда путь молодой науки только начинался.

Более или менее заметной отдельной отраслью знаний стала акмеология в середине ХХ века. Тогда известный русский ученый Ананьев Б.Г. определил место нового направления, которое он занимает среди всех наук о человеке. Ближе всего к акмеологии была и есть психология.

Высшая степень признания науки о развитии во взрослом возрасте была обнаружена только в 90-х годах прошлого века. Свой вклад в развитие такой науки, как акмеология, внесли Деркач А.А. и Бодалев А.А. Под их руководством в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации была открыта первая кафедра акмеологии (полное название — кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности). Россия Федерация. В 1992 году в Санкт-Петербурге была открыта и официально зарегистрирована Академия акмеологии. Мероприятие инициировано российскими психологами Кузьминой Н.В., Деркач А.А., Зимичев А.М.

Сегодня акмеология очень близка по целям и предмету изучения педагогике и психологии.

На начальных этапах новая наука была обращена к изучению факторов, позволяющих взрослым получать высокие достижения в любом виде деятельности (менеджмент, медицина, юриспруденция, сюда относится и спортивная акмеология). Постепенно исследователи пришли к выводу, что в детстве закладывается основа высших достижений человека в зрелом возрасте. В начале жизни активно развиваются новые умения, накапливается опыт, формируется отношение к тому или иному виду деятельности и устойчивая мотивационная готовность. Все эти качества, если можно так сказать, в зрелом возрасте строят успешность личности во всех сферах.

Институт акмеологии в Санкт-Петербурге

Акмеология не была признана как самостоятельная наука во всем мире. Так, зарубежные ученые отнесли ее к психологии. Русские же придавали новым знаниям большое значение, признавая их на государственном уровне.

В 1995 году был открыт Институт психологии и акмеологии в Санкт-Петербурге (первоначальное название учреждения — Санкт-Петербургская акмеологическая академия). Это было первое учреждение, ориентированное на углубленное изучение молодой отрасли знаний.

За то время, пока акмеология накапливала результаты своих исследований, обозначился ряд направлений. Мы обсудим их позже в этой статье.

Направления акмеологии

Отдельно в границах рассматриваемого учения стоит профессиональная акмеология. В свою очередь имеет свои поднаправления:

— педагогическая акмеология;

— школа;

— Акмеология физической культуры;

— социальные;

— Военные;

— Мед.

Другими направлениями науки о развитии во взрослом возрасте являются синергетическая, творческая, этнологическая, коррекционная акмеология, а также управленческая и педагогическая акмеология.

Зрелый человек с акмеологической точки зрения

Центром, вокруг которого фокусируется акмеология, является зрелая личность с ее сформировавшимися и только зарождающимися характеристиками.

Наука дает признаки зрелой личности. Это развитое чувство ответственности, стремление конструктивно решать сложные жизненные проблемы, потребность заботиться о других, находиться в психологической близости с людьми, активно участвовать в общественной жизни, применяя свои навыки и умения — все, что приводит к максимальная самореализация.

Показателем того, что индивид является зрелой личностью, является признание в социальной группе его качеств и значимости. В зависимости от оценки личности в обществе формируется ее отношение к собственным успехам и к своим неудачам по отношению к ней. То есть есть признание на личностном уровне. Если признание не достигается, человек испытывает психологический дискомфорт.

Если человек не получает исповеди ни в социальной среде, ни на личностном уровне, это грозит ему психологическим кризисом личности.

Помимо выражения своих взглядов на зрелость человека, акмеология уверяет нас в том, что для общества крайне важно, чтобы у каждого индивидуума акме-период был как можно дольше. Кстати, акме — самый продуктивный период в жизни человека.

Условия формирования зрелой личности

Достижение вершин в разных сферах деятельности возможно при определенных условиях. Акмеология также изучает это. И вот какие закономерности, необходимые условия она выделила:

— правильная организация времени;

— формирование активной позиции в выборе жизненного пути;

— профессиональная и этническая культура;

— гармонизация личностных свойств человека и условий этнопсихологической среды, влияние последних на формирование личности;

— благоприятные условия для преодоления противоречий между средой и личностью;

— продуктивное решение проблем и задач взрослого человека;

— Осознание своих возможностей, самосовершенствование и отношение к себе как к творцу своей жизни.

выводы

Таким образом, в ходе нашей беседы мы выяснили, что такое акмеология и каково ее реальное значение в развитии человека. Также мы узнали, что в России эта молодая наука была признана самостоятельной отраслью знаний, а в 90-е годы был открыт Институт психологии и акмеологии в Санкт-Петербурге. Наука о развитии во взрослом возрасте может помочь человеку осознать, что ему действительно нужно для успеха. Пусть твой акме тоже начнется или продолжится на многие десятилетия!

Акмеологический подход к изучению профессионального самоопределения сельской молодежи

Реферат

В статье предпринята попытка рассмотреть профессиональное самоопределение молодежи через акмеологический подход. Акмеология – наука, изучающая закономерности и особенности развития человека на стадии зрелости, а также пути и средства достижения вершины в этом развитии. Поскольку А.А. Деркач определяет акмеологический подход как процесс формирования и закрепления в сознании человека реальной потребности в самопознании, саморазвитии и самореализации, профессиональное самоопределение вполне можно рассматривать с акмеологической точки зрения. В статье анализируются объективные и субъективные воздействия, мешающие человеку достичь «апогея», и сопоставляются они с процессом достижения профессионального самоопределения. В статье по-новому обосновывается возможность экстраполяции акмеологического подхода, его основных понятий и положений на процесс профессионального самоопределения. Авторы показывают, что рассмотрение профессионального самоопределения в контексте жизненного пути, жизненной философии, жизненного сценария, жизненных ценностей и профессионального «акме» позволяет применять целостный подход в единой совокупности всех взаимообусловленных воздействий и связей. . Авторы описывают непрерывные, дискретные, расходящиеся и восходящие траектории профессионального самоопределения, соотносят акмеологические инварианты профессионализма с мягкими и общепрофессиональными компетенциями, необходимыми профессионалу для достижения успеха в условиях цифровой экономики. Результаты проведенного авторами социологического исследования подтверждают высказанные теоретические положения.

Ключевые слова: Профессиональное самоопределение, акмеология, акмеологический подход, сельская молодежь

Введение

Профессиональное самоопределение классически анализируют психологи, социологи, педагоги, философы, экономисты (Пряжников, 2007; Разумов и др., 2020; Скосырева и др., 2020, 2021). В последнее время опубликован ряд научных работ, актуализирующих новые междисциплинарные подходы к этому явлению (Шумакова и др., 2021). Наиболее актуальным среди таких подходов является акмеологический подход. Акмеология — достаточно новая отрасль знаний, возникшая на стыке ряда гуманитарных наук. Она направлена ​​на установление закономерностей, особенностей и механизмов развития человека на стадии зрелости, а также путей и средств достижения вершины в этом развитии. Поскольку объективные и субъективные воздействия на пути достижения человеком вершин личностного и профессионального развития рассматриваются как предмет акмеологии, а человек – как объект, являющийся индивидом, индивидуальностью, личностью и агентом профессиональной деятельности, вполне Профессиональное самоопределение, которому способствуют те же факторы, логично рассматривать в контексте личностного движения к своему «акуму».

Постановка проблемы

В российской науке профессиональное самоопределение молодежи является тщательно разработанной темой, представленной в многочисленных научных публикациях. Однако на протяжении многих десятилетий она становится все более актуальной. Это связано как с новыми внешними последствиями социально-экономической ситуации, так и со все возрастающей потребностью в согласовании интересов общества и личности, осуществляющей профессиональный выбор и занимающейся профессиональной деятельностью.

Исследовательские вопросы

Тема профессионального самоопределения сельской молодежи с точки зрения акмеологии.

Цель исследования

Статья посвящена раскрытию акмеологического подхода к профессиональному самоопределению молодежи.

Методы исследования

Теоретико-методологический инструментарий составляют научные работы, посвященные акмеологическому подходу к развитию личности (Ананьев, 2001; Бодалев, Рудкевич, 2003; Деркач, 2002, 2006, 2008; Деркач, Зазыкин, 2003; Деркач, Михайлов, Тарасенко).

, 2004; Деркач и Селезнева, 2007; Абульханова-Славская, 2006; Москаленко, 2007; Маркова, 19 лет.96). Были использованы следующие теоретические методы исследования, включая анализ, сравнение, аналогию, интерпретацию, экстраполяцию. Основным эмпирическим методом стало социологическое исследование, проведенное в 2020 году в Омском государственном аграрном университете им. В.И. П.А. Столыпин. В опросе приняли участие 1205 студентов очной и заочной форм обучения 1-5 курсов, представляющих 7 факультетов.

Находки

Акмеология побуждает людей понять, кто они, каковы их способности, способности, наклонности, потребности и как они могут и должны использовать свои личные качества, чтобы реализовать себя как личности, граждане и профессионалы. По мнению А.А. Деркача, одного из основоположников современной отечественной акмеологической научной школы, акмеологический подход характеризуется «комплексным изучением целостности человека на стадии зрелости, когда его индивидуальные, личностные и деятельностные качества рассматриваются как единство взаимосвязей с цель помочь им достичь тех вершин, на которые способен каждый» (Деркач, 2003).

Акмеологический подход, определенный как процесс развития и закрепления в сознании человека насущной потребности в самопознании, саморазвитии и самореализации, незаменим для изучения профессионального самоопределения.

В связи с этим профессиональное самоопределение необходимо рассматривать в контексте достижения человеком «максимума». Таким образом, в статье рассматривается взаимосвязь между объективными и субъективными воздействиями, способствующими или препятствующими достижению человеком «акме» и успешного профессионального самоопределения, и оценивается профессиональное самоопределение в акмеологическом контексте осмысления жизненного пути, жизненного сценария, смысл жизни.

К объективным воздействиям на достижение «акме» относятся современные социально-экономические, политические, исторические особенности общества как макросреды, а также специфические особенности микросреды и человека как такового.

К объективным воздействиям, препятствующим достижению «максимума», относятся ситуации, события, нарушающие жизнь людей, дезорганизующие или просто прекращающие их деятельность.

Субъективные воздействия, способствующие достижению «максимума», включают характеристики и черты личности, такие как разносторонние интересы, творческое мышление, креативность, усваиваемые человеческие ценности, способность много работать, способность принимать решения и брать на себя ответственность, способность предвидеть главу возможностей, моральное мужество, жизненный или энергетический потенциал, способность сохранять спокойствие и собранность, способность ставить жизненные цели, некоторые особые способности, уверенность в себе, ключ к успеху, позитивный менталитет, некоторые черты и качества социализации.

К субъективным воздействиям, препятствующим достижению «максимума», относятся низкая мотивация, непонимание своих желаний, отсутствие интереса к знаниям, жизнь без плана и приоритетов, неправильный выбор профессии, неумение управлять временем, неумение адаптации к изменениям, отсутствие творческого воображения, неумение работать в команде, негативный менталитет.

Понятно, что эти же воздействия можно рассматривать как объективные и субъективные условия, обеспечивающие возможность профессионального самоопределения молодежи на определенном этапе ее жизненного пути.

С акмеологической точки зрения, «жизненный путь – это необратимое пространственно-временное кондоминиум в жизни человека (от рождения до смерти), в котором личность растет, развивается и реализует себя. Ему присущи такие характеристики, как целеустремленность и целесообразность» (Деркач, 2007). Жизненный путь состоит из таких элементов, как жизненная философия, жизненный путь, жизненная перспектива, жизненная стратегия, жизненный сценарий и смысл жизни.

Жизненная философия заключается в отношении человека к различным жизненным ситуациям в соответствии со своими ценностями и принципами. В ситуации профессионального выбора лучше раскрывается жизненная философия.

Молодым людям был задан ряд вопросов, чтобы узнать, какова их жизненная философия. Отвечая на вопрос «Почему вы выбрали свою профессию», 37,7% опрошенных сказали, что им нравится их будущая сфера деятельности. Те же 37,6% выбрали этот вуз, так как он способствует академическому превосходству в выбранной области, 46,1% опрошенных учатся на квалифицированного специалиста, 83,4% считают, что выбранная профессия интересна и соответствует их представлениям о ней, 90,5% согласны с тем, что их Будущая профессия высоко ценится в современном обществе. Такие уверенные ответы свидетельствуют о том, что у респондентов есть определенная жизненная философия, основанная на системе ценностей и принципов, по которым они должны жить.

Следующим компонентом жизненного пути является жизненный путь. Акмеологический подход предполагает следующие жизненные пути:

  • Непрерывный, когда один этап жизни плавно и последовательно перетекает в следующий.
  • Дискретный, который прерывается при различных обстоятельствах, успех сменяется неудачей.
  • Дивергентный, когда интересы и деятельность человека получают множественное и разностороннее развитие.
  • Восхождение, в котором постоянно и качественно развивается и совершенствуется как личность, так и сама жизнь.

Экстраполируя данный подход к профессиональному самоопределению, последнее также можно рассматривать как непрерывное, дискретное, дивергентное и восходящее.

Непрерывная колея свойственна людям, которые в силу своего жизненного опыта, способностей и качеств планомерно планируют свою будущую жизнь и профессию и стремятся не отклоняться от избранной колеи. Дискретная траектория означает, что человек, добившийся успеха в карьере, по каким-то причинам терпит неудачу, и его дальнейшая карьерная лестница может быть как прогрессивной, так и регрессивной. Это часто случается со спортсменами, которые добиваются высоких результатов, а потом, уйдя из спорта, чувствуют себя потерянными и не находят себя в других профессиях. Расходящийся путь более предпочтителен в современных условиях, когда и среда, и личность быстро меняются. Таким образом, современные процессы цифровизации трансформируют мир профессий, предъявляя новые требования к профессионалам. В этой ситуации человек должен научиться быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, быть готовым к обучению на протяжении всей жизни, саморазвитию, возможной переподготовке и освоению новых профессий. Восходящая траектория предполагает постоянное успешное движение человека в профессии от выбора до достижения вершины профессиональной карьеры («профессионального апогея»). Это идеальная трасса, хоть и редко встречающаяся в реальной жизни, но к которой нужно стремиться.

Еще одна экстраполяция, которую можно применить для оценки профессионального самоопределения, касается акмеологической концепции жизненной перспективы. Жизненная перспектива – это образ будущего, созданный человеком. В акмеологии жизненные перспективы представлены как познавательные, мотивационные и просто жизненные перспективы.

Когда человек постоянно строит планы, но не всегда осознает, что он запланировал, мы говорим о познавательной жизненной перспективе. Если у человека нет четких обоснованных планов, но он поднимается к успеху благодаря высокой мотивации к достижениям, мы говорим о мотивационной жизненной перспективе. В основном жизненная перспектива свойственна людям, будущее которых предопределено всей их предыдущей жизнью, включая опыт, способности, черты личности. Эти люди вообще склонны системно выстраивать свою жизненную стратегию.

Социологические данные показали, что почти каждый третий студент-сельхозпроизводитель выбрал будущую профессию исходя из своих планов: 27,2% уверенно ответили, что годы в университете полностью соответствуют их жизненным планам, и после окончания вуза планируют работать по специальности, 55,4% ответил – «скорее соответствует, чем нет». Среди молодежи достаточно высока доля тех, кто планомерно проектирует свое будущее и старается реализовать планы, выстроить жизненную стратегию и придумать тактику ее осуществления. Большинство опрошенных (80,4 %) уверенно ответили, что для реализации задуманного им необходимо образование, совершенствование способностей и личностных качеств, важнейшим из которых является трудолюбие. Это означает, что профессиональное самоопределение можно моделировать и контролировать.

Авторы считают целесообразным привести теорию сценария жизни, в основе которой, по мнению Э. Берна (Bern, 2020), лежит отношение человека к себе и окружающим людям. При этом человек строит жизнь, планы, отношения с другими людьми и т. д. На основании теории у ребенка до 2 лет закладывается жизненный сценарий, с 2 до 18 лет сценарий вырабатывается, с 18 до 45 лет применяется на практике, а после 45 лет происходит так называемая «окупаемость». Опираясь на такой подход, с самого раннего возраста ребенку необходимо давать информацию, необходимую для создания условий и закономерностей как для успешной будущей жизни, так и для профессии. Опрос показал, что 10,5% респондентов впервые задумались о выборе профессии до 12 лет. Это означает, что профориентация должна осуществляться с самых ранних лет. Полностью составить жизненный сценарий к 18 годам — это то же самое, что выбрать профессию. Именно в этом возрасте заканчивается период отрочества и начинается период ранней зрелости, как его называют в акмеологии. Это период, когда профессиональное самоопределение превращается в профессиональную подготовку и реализацию личностного потенциала в профессии и карьере. Это самый продуктивный возраст, когда человек достигает своего «расцвета» в большинстве профессий. Хотя есть профессии, в которых вершины можно достичь в средней или поздней зрелости (философ, писатель, политик и т. д.). Сценарный анализ позволяет людям понять, можно ли изменить влияние жизненных сценариев и каким образом.

Жизненные перспективы, сценарии, профессиональный выбор были бы неполными, если бы они не соотносились с жизненными представлениями молодежи.

Акмеологический подход к пониманию смысла жизни и его соотношения с профессиональным «акме» был сформулирован А.А. Бодалев и Л.А. Рудкевич в работе «Как стать великим или выдающимся». Смыслы, воплощенные в поставленных людьми целях, могут отражать базовые жизненные и культурные ценности, ставшие личностно значимыми ценностями этих людей, но могут быть и весьма далеки от этих ценностей по своим содержательным характеристикам. Тогда в первом случае люди своими действиями и поступками достигают высших вех своего развития, соответствующих идеалам, созданным гражданином, супругом, родителем, экспертом, а во втором случае эти вехи оказываются недоступны для них (Бодалев, Рудкевич, 2003).

Истории выдающихся людей подтверждают тезис о том, что если смысл жизни соотносится с общественными и культурными ценностями, то реализация личностного потенциала в профессии и карьере также является положительной и успешной.

Социологический опрос показал, что 79,4 % опрошенных молодых людей на первое место среди всех жизненных ценностей поставили ценности семьи и любви, на второе (52 %) – трудовые и карьерные ценности, на третье (49,2 %) – материальные ценности и на четвертое (43 , 2%) – ценности образования и саморазвития. При этом в дилемме «духовное или материальное» большинство молодежи (57,7%) склонялись к приоритету материальных ценностей.

Об успешном профессиональном самоопределении можно говорить тогда, когда человек реализовал себя в выбранной профессии, удовлетворен выбором и деятельностью, добился в ней наибольших успехов. С акмеологической точки зрения можно сказать, что человек достиг своего «профессионального апогея». Это состояние, которое предполагает «наивысший уровень, к которому подходит данный человек в своем профессиональном развитии, максимальную мобилизацию, реализацию всех профессиональных способностей, способностей и резервов человека на определенном этапе жизни» (Акмеология, 2006). Профессиональная вершина – это «точка наивысшего творчества и наибольшей значимости созданных человеком ценностей» (Ананьев, 2001).

Можно утверждать, что профессиональная компетентность как раз и является результатом успешного профессионального самоопределения личности.

В результате многочисленных наблюдений и исследований установлено, что профессиональная компетентность у представителей различных профессий развивается по сходным закономерностям, формирующим одни и те же свойства, качества и умения, именуемые акмеологическими инвариантами профессионализма, в том числе моральная смелость, высокий уровень саморегуляции , зрелая предусмотрительность, способность принимать решения и брать на себя ответственность, креативность. В опросе данные инварианты профессионализма были представлены как мягкие и общепрофессиональные навыки, которыми необходимо обладать, чтобы быть конкурентоспособными в новых условиях цифровой экономики. Большинство респондентов оценили потребность в этих качествах на 5 баллов по 5-балльной шкале. Так, моральную смелость как необходимое качество оценили на 5 баллов из 5 501 человек из 1205 опрошенных, зрелую предусмотрительность – 581, высокий уровень саморегуляции – 49.5, умение принимать решения – 630, креативность – 471. Около 50% респондентов уверены, что этими качествами необходимо обладать, чтобы стать победителем в конкурсе. В связи с этим вполне целесообразен переход образования на компетентностный подход, охватывающий практически все инварианты профессионализма как универсальных компетенций, необходимых каждому специалисту независимо от приобретаемой профессии.

Заключение

Акмеология обеспечивает целостный подход к оценке профессионального самоопределения молодого человека в единой совокупности всех взаимообусловленных воздействий и связей, позволяющих человеку достичь вершин жизненного и профессионального развития. Эти вершины в акмеологии обычно называют «акме». На протяжении жизни человек многократно переживает состояние «акме». Это происходит каждый раз при успешном достижении цели – отличной отметке, полученной в школе, успешной сдаче экзаменов, поступлении в вуз, получении диплома, получении желаемой работы, повышении на работе и т. д.

Необходимы определенные условия для того, чтобы человек как личность, гражданин и профессионал достиг личностно и общественно значимого «высокого уровня». Акмеологические условия и факторы профессионального самоопределения соотносятся друг с другом как в целом, так и в части, поэтому осознание их очень важно при моделировании любых концепций развития личности.

В акмеологии разработан целый комплекс стратегий упорядочения развития личности, накоплен значительный опыт акмеологического моделирования, разработаны алгоритмы построения успешной карьеры, технологии личностного и профессионального развития (Деркач, 2002; Деркач, Селезнева, 2007; Акмеолог HR). работа, 2006; Шиян, 2005). Применение акмеологического подхода к целевой проблеме позволит разработать актуальную модель профессионального самоопределения сельской молодежи в условиях цифровизации экономики, выявить возникающие тенденции и наметить проект системы управления ими.

Благодарности [если есть]

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07366.

Ссылки

  • Абульханова-Славская К. А. (2006). Акмеологическое понимание личности. Издательство Российской академии государственной службы.

  • Акмеолог кадровой службы. (2006). Издательство Российской академии государственной службы.

  • Ананьев Б.Г. (2001). Человек как субъект познания. Издательство Питер.

  • Берн, Э. (2020). Игры, в которые играют люди. Издательство Бомбора.

  • Бодалев, А. А., и Рудкевич, Л. А. (2003). Как стать великим или выдающимся? Издательство Института психотерапии.

  • Деркач А.А. (2002). Акмеология. Издательство Российской академии государственной службы.

  • Деркач А.А. (2006). Акмеология. Издательство Российской академии государственной службы.

  • Деркач А.А. (2008). Акмеологический словарь. Издательство Российской академии государственной службы.

  • Деркач А. и Зазыкин В. (2003). Акмеология. Издательство Питер.

  • Деркач, А. А., Михайлов, Г. С., и Тарасенко, С. В. (2004). Влияние профессионального самосознания на эффективность принятия решений. Государственное образование.

  • Деркач А. А., Селезнева Е. В. (2007). Акмеология в вопросах и ответах. Издательство Московского психолого-социального института, Издательство Научно-производственного объединения «МОДЭК».

  • Маркова А. К. (1996). Психология профессионализма. Международный гуманитарный фонд «Знание».

  • Москаленко О. В. (2007). Акмеология профессиональной карьеры человека. Издательство Российской академии государственной службы.

  • Пряжников Н.С. (2007). Профессиональное самоопределение: теория и практика. Академия.

  • Разумов В.И., Зинич А.В., Скосырева Н.Д., Ревякина Ю.В. Н. и Агафонов А.Л. (2020). Системно-кибернетическая репрезентация противоречий профессионального самоопределения сельской молодежи. Евразийский юридический журнал, 8(147), 437-440.

  • Шиян, Л.К. (2005). Основы акмеологии управления сельским хозяйством. Региональный информационный центр «Альфа».

  • Шумакова О. В., Помогаев В.М., Скосырева Н.Д., Васюкова М.В. (2021). Потенциал молодежи в цифровой экосистеме аграрного сектора. Webology, 18, специальный выпуск по вычислительным технологиям и управлению информацией, 1311–1325.

  • Скосырева Н.Д., Кузнецова О.З., Гефнер О.В., Зинич А.В., Ревякина Ю.В. Н. (2020а). Современная сельская молодежь: ценности, мотивы, установки в профессиональном самоопределении. Европейские исследования социальных и поведенческих наук, 113, 116–124.

  • Скосырева Н.Д., Разумов В.И., Зинич А.В., Помогаев В.М., Ревякина Ю.В. Н. и Гефнер, О. В. (2020b). Выбор профессии как моделирование будущего молодежи (по материалам социологических исследований). Revista Gênero & Direito, 9 (5), 461–474.

  • Скосырева Н.Д., Зинич А.В., Ревякина Ю.В. Н., Помогаев В.М., Васюкова М.В., Авласович Е.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts