Альтруизм сообщение: Альтруизм: что это, виды, примеры

Содержание

Альтруизм: что это, виды, примеры

Помогая коллеге, мы надеемся на взаимную помощь в будущем, а заботясь о детях — на выживание рода. Разбираемся, что такое альтруизм, как он связан с эгоизмом и почему многие люди совершают добрые дела небескорыстно

Содержание:

  • Что это
  • Виды
  • Примеры
  • Альтруизм и эгоизм
  • Вред альтруизма

Что такое альтруизм

Альтруизм (с лат. Alter — другой) — это бескорыстное побуждение человека, влекущее за собой поступки во благо других людей. В научный оборот термин ввел французский философ Огюст Конт, который считал альтруизм движущей силой изменения человеческого общества и воплощением моральной нормы «жить ради других».

Наблюдения за животными показывают, что альтруизм присущ не только людям. Например, летучие мыши делятся едой со слабыми особями, а буйволы защищают раненых сородичей от хищников.

Вера Илькевич, зоолог, специалист по поведению животных:

«Альтруизм среди животных немного отличается от идеи бескорыстного альтруизма в человеческом понимании.

Человек опирается на устоявшуюся культуру и идеологию, а в животном мире большинство форм поведения направлено на выживание вида. А значит, эта форма поведения и будет больше развита среди сородичей. Павианы могут пожертвовать собой, вступив в неравную схватку с хищником, но смертельно его ранить и спасти стаю. Некоторые виды дроздов предупреждают сородичей об опасности громким свистом, при этом обнаруживая себя.

Эволюционно в группах примерно в равных количествах присутствуют как эгоисты, так и альтруисты. Если в стае есть только эгоисты или только альтруисты, у нее нет шансов на выживание. Но из современных исследований понятно, что некоторые животные помогают из-за способности к эмпатии. Ведь есть множество иррациональных примеров, где необычное поведение не приносит пользы ни индивиду, ни его группе».

Слоны заботятся о слонятах всем племенем. Например, во время опасной ситуации взрослые особи окружают молодняк, чтобы ему не причинили вред (Фото: Depositphotos)

Четыре вида альтруизма

Оказывая помощь, одни руководствуются нормами морали, другие — получением выгоды или генетическим сходством. В социальной и поведенческой науках в зависимости от мотивов участников выделяют четыре вида альтруизма.

Родственный альтруизм

Родственный альтруизм — альтруистическое поведение, которое объясняется наличием общих генов между оказывающим и принимающим помощь. Согласно теории общей приспособленности, выдвинутой биологом У. Д. Гамильтоном, такое поведение является способом выживания всего рода. Человек всегда помогает в первую очередь родственникам, потому что это увеличивает шансы на выживание его генотипа.

Реципрокный (взаимный) альтруизм

Взаимным альтруизмом называют оказание помощи, направленное на ответные альтруистические действия в будущем. Иными словами, это взаимовыгодный обмен между двумя и более людьми.

Американский эволюционный биолог и социолог Роберт Триверс ввел понятие «взаимная помощь», чтобы объяснить, почему альтруисты помогают не только близким людям, но и посторонним. Согласно этому термину, обе стороны получают выгоду, потому что наша культура обязывает возместить помощь, которая была оказана ранее. Даже если альтруист совершает добрые дела безвозмездно, вторая сторона чувствует себя должником.

Альтруисты получают больше преимуществ в будущем, потому что окружающие относятся к ним позитивно. Люди охотнее идут навстречу тому, кто всем помогает, чем человеку, которого считают эгоистом. Кроме того, общество вознаграждает альтруистов одобрением: им вручают медали, о них пишут статьи, им улыбаются на улице. Поэтому люди, которые зависимы от мнения окружающих и нуждаются в социальном одобрении, могут совершать добрые дела только ради похвалы.

Майя Колонтаевская, клинический психолог:

«Действительно, есть люди, которые совершают добрые дела, чтобы получить одобрение общества. Чаще всего они преследуют эти мотивы неосознанно, и, как правило, за таким поведением стоят потребности быть принятым обществом, стать частью какого-либо коллектива. Одна из основных причин такого поведения — воспитание. Потребность в социальном одобрении есть у людей, которые еще в детстве поняли, что для того, чтобы получить чью-то любовь, нужно быть хорошим».

Правило работает и в бизнесе. Люди относятся намного лояльнее к брендам, которые проявляют социальную инициативу. В 2017 году компания по связям с общественностью Porter Novelli провела опрос среди американцев, который показал, что 67% респондентов готовы отказаться от продукции компании, если она не помогает в решении социальных проблем общества или, наоборот, их усугубляет.

Истинный альтруизм

Истинный альтруизм — просоциальное поведение, не основанное на непосредственной внешней выгоде. Наука до сих пор точно не определила причины истинного альтруизма и лишь предполагает, что это могут быть социальные нормы, отдельные черты характера и неявная выгода человека, оказывающего помощь.

Так, норвежский политолог и социолог Юн Эльстер выдвинул мнение, что моральные нормы являются одной из основных причин, по которым мы помогаем друг другу. Например, такой нормой является принятое обществом правило «помогать людям, попавшим в беду, даже если вы их не знаете».

Эмпатийный альтруизм

Эмпатия — это способность понимать и чувствовать переживания другого человека, а также сопереживать ему. Согласно исследованию Дэниела Бэтсона, Дэвида А. Лишнера и Эрика Стокса, люди с высоким уровнем эмпатии помогают страдающему человеку, потому что склонны ставить себя на его место и испытывать те же эмоции, что и он. Совершая доброе дело, они не только уменьшают переживания другого человека, но и избавляются от своих.

Примеры альтруизма в жизни и литературе

Жизнь: японский дипломат Тиунэ Сугихара

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, из-за чего жившим там евреям пришлось бежать в соседнюю Литву. Год спустя Литва вошла в состав СССР.

Незадолго до присоединения страны к Советскому Союзу дипломат Тиуне Сугихара, представлявший Японскую империю в Литве, уже паковал чемоданы, когда к нему пришли представители еврейской диаспоры с просьбой выдать тысячи транзитных виз, чтобы пересечь СССР и осесть на Дальнем Востоке, подальше от границ Германии. После недолгого колебания консул решил помочь беженцам.

Несмотря на указание Токио выдавать визы только людям, соответствующим определенным критериям, дипломат выдавал их всем.

Сугихара работал по 20 часов в сутки, а когда готовые бланки заканчивались, они с женой писали их от руки. После того как консульство Сугихары закрыли, он еще в течение трех дней снимал номер в отеле, где продолжал выдавать визы. Благодаря этому поступку из Литвы смогли уехать около 6 000 евреев: они благополучно добрались до Японии, где пережили войну.

Транзитная виза, выданная консулом Тиуне Сугихарой (Фото: Wikimedia Commons)

Литература: Данко из рассказа «Старуха Изергиль» М. Горького

Враги выгнали племя Данко вглубь леса на ядовитые болота, где каждый день погибало много людей. Чтобы спасти свой народ, герой решил вывести всех из леса. Но путь оказался сложным: сильные грозы, темнота и густые деревья не давали найти верную дорогу, и уже через несколько часов люди поняли, что никогда отсюда не выберутся. Члены племени начали плакать, злиться и обвинять главного героя, но он нашел решение. Данко вырвал из груди сердце и, освещая им дорогу, вывел народ из гиблого леса на плодородные земли. Как только племя добралось до безопасного места, он погиб.

Жизнь: врач и правозащитница Доктор Лиза

Елизавета Глинка — российский общественный деятель и правозащитник, больше известная как Доктор Лиза. Всю жизнь она посвятила помощи другим людям. В 2007 году Глинка основала общественную организацию «Справедливая помощь». Сотрудники этой организации помогают онкологическим больным, малообеспеченным людям и бездомным: покупают лекарства, кормят, дают юридические консультации и лечат.

Когда в 2014 году начался конфликт на Украине, Елизавета Глинка поехала на Донбасс и вывезла из боевой зоны на реабилитацию в Москву 495 раненых и больных детей. А когда началась война в Сирии, неоднократно ездила туда с гуманитарными миссиями, отправляла в госпитали лекарства и продовольственные товары и оказывала медицинскую помощь пострадавшим. 25 декабря 2016 года, в очередной раз направляясь в Сирию, Елизавета Глинка погибла в авиакатастрофе.

Елизавета Глинка на вручении государственной премии за выдающиеся достижения в области благотворительной и правозащитной деятельности (Фото: Wikimedia Commons)

Литература: профессор Пирогов из рассказа «Чудесный доктор» Александра Куприна

Прогуливаясь по парку в сочельник, профессор Пирогов встретил Емельяна Мерцалова, который жил с семьей в подвале и волновался из-за недавнего увольнения и серьезной болезни жены и дочери. Выслушав проблемы Мерцалова, профессор дал ему денег и отправил в магазин за продуктами, а сам пошел к нему домой осмотреть больных. Он оказал им первую медицинскую помощь, выписал рецепт на лекарства, дал номер хорошего врача и денег на жизнь. Все это произошло в канун Рождества: вместо того чтобы провести праздничный вечер с семьей, как все, Пирогов посвятил время нуждающимся.

Жизнь: актер Константин Хабенский

В 2008 году Константин Хабенский основал благотворительный фонд помощи детям с онкологическими заболеваниями. Первое время он не афишировал деятельность фонда и вкладывал в него заработанные средства. Но, чтобы спасти большее количество детей, примерно через год он рассказал о проекте коллегам и организовал первую благотворительную акцию в парке Горького.

Константин Хабенский в «Доме Роналда Макдоналда» в Казани для детей, проходящих длительное лечение (Фото: Известия Татарстана)

Сегодня фонд Константина Хабенского оплачивает лечение и диагностику детей с онкологическими заболеваниями, поставляет необходимое оборудование в больницы и дома, спонсирует повышение квалификации врачей. Только в 2021 году фондом было собрано ₽500 млн, которые пошли на помощь другим людям.

Есть ли связь между альтруизмом и эгоизмом

Обычно люди противопоставляют альтруизм и эгоизм, используя эти термины как антонимы. На самом деле существуют исследования, доказывающие, что эти явления связаны. Например, научная работа доктора психологических наук Л. З. Левита и кандидата филологических наук Е. З. Шевалдышевой. В ходе опроса исследователи выяснили, что большая часть респондентов, оказывая помощь окружающим, руководствовалась собственной выгодой. А значит, предпосылкой для совершения альтруистического акта чаще всего является эгоизм.

Путем экспериментов и наблюдений к такому же выводу пришли ученые Джон Дарли и Бибб Латане. Они разделили на пять стадий процесс, в ходе которого человек принимает решение при оказании помощи. По мнению исследователей, на первой стадии, когда человек только узнал о необходимости помочь, он рассчитывает соотношение затрат и будущей награды в случае совершения доброго поступка.

Когда альтруизм вредит

Постоянная забота о других людях может нанести вред всем сторонам альтруистического акта. В психиатрии есть понятие патологический альтруизм, согласно которому человек иногда может оказывать помощь «в болезненной форме», даже тогда, когда в ней не нуждаются. И с этой формой альтруизма нужно бороться.

Виктор Лебедев, психиатр, научный журналист, член экспертного совета фонда помощи пациентам с деменцией «Альцрус»:

«В случае патологического альтруизма основным благополучателем становится тот, кто помогает: «Я помог — я молодец». Человек отрабатывает сценарий, не ориентируясь на реальные потребности того, кому требуется помощь. Он лучше знает, как и кому помочь, и это делает помощь неэффективной или вообще вредит другому. Обычно такие люди испытывают трудности с пониманием эмоций других людей и с выстраиванием глубоких эмоциональных связей.

Другая ситуация — помощь всем подряд без разбора и отдыха. Эти «спасатели» — люди, решающие за других их проблемы, часто без запроса на это, и руководствующиеся собственным видением ситуации. Часто такая помощь малоэффективна, потому что в какой-то момент «спасатель» устает от груза ответственности за жизнь другого человека и бросает его, прекращая любую помощь и оставляя того порой в еще более тяжелом положении».

Когда альтруизм становится патологическим, человек начинает «причинять» добро, а не совершать его. Самый яркий пример этого явления — чрезмерная материнская опека. Доцент кафедры глубинной психологии и психотерапии Валерий Дорожкин в книге «Альтруизм: так называется добро» пишет, что поведение матерей, при котором они отдают все ради детей и забывают о себе, формирует у последних чувство вины. Ребенок, выросший в такой обстановке, иногда чувствует себя настолько обязанным, что всю жизнь живет рядом с родителями и делает только то, что им нужно. Автор считает, что такая стратегия поведения портит жизнь и самой женщине, потому что она полностью посвящает себя ребенку, забывая о своих интересах, а когда он вырастает и отстраняется, остается ни с чем.

Помимо психологического вреда от избыточного родительского альтруизма Дорожкин пишет и о физическом вреде. Например, когда родители дают выросшему ребенку деньги, а он зависим и тратит их на алкоголь, наркотические вещества и азартные игры.

О физическом вреде избыточного альтруизма пишет и американская исследовательница Барбара Окли. В качестве примера она приводит ситуацию, когда родственники человека, который зависит от обезболивающих и пытается с этим бороться, продолжают покупать ему медикаменты. Они хотят помочь, но делают только хуже.

Избыточный альтруизм вредит и в других ситуациях. Например, если человек сутками работает в общественных организациях и игнорирует личную жизнь, здоровье и уход за собой, он может столкнуться с тем, что за пределами волонтерства жизни как таковой у него нет.

Альтруизм: что это такое, виды, теории, примеры, кто такой альтруист

Большинство людей готовы бескорыстно помогать близким, если те оказались в беде. Но как далеко простирается такого рода доброта? Forbes Life разбирается, каким бывает альтруизм и что вынуждает нас действовать в интересах других

Принципы альтруизма

Определение альтруизма в психологии довольно размытое. Как правило, под ним понимают поведение, которое выражается в заботе о других людях. Альтруистом называют бескорыстного человека, который совершает поступки из желания помочь, а не потому, что его обязывает к этому чувство долга, давление общества или религиозные соображения. Этому феномену противоположен эгоизм. Однако некоторые теории альтруизма не исключают наличия выгоды, которая может даже не осознаваться альтруистом. Выделяют три основных принципа альтруизма:

  • Жертвенность. Под ней подразумевают готовность поступиться своими целями ради дорогих людей. Считается, что альтруизм наиболее ярко проявляется при помощи близким родственникам.
  • Бескорыстие. Альтруист не ждет ничего взамен. Он никогда не пойдет на сделку с совестью, помогая другому для того, чтобы манипулировать им в дальнейшем.
  • Справедливость. Это своеобразный компас морали и одновременно двигатель альтруизма. Борьба за справедливость объединяет людей, мотивирует действовать сообща без преследования личной выгоды.

О добродетелях человека рассуждали еще античные мыслители. Затем с появлением христианской религии любовь к ближнему и любовь к Богу толковалась как одно целое. Термин «альтруизм» появился только в XIX веке. Его ввел в науку философ и социолог Огюст Конт, подразумевая под этим словом жизнь ради других как принцип высокой нравственности. Конт отвергал религиозное великодушие, потому что оно, по мнению философа, имело эгоистичную цель спасения души. Ницше не принимал альтруизм, поскольку видел в нем проявление «морали рабов». Фрейд считал, что безвозмездная помощь ближним излечивает чувство вины.

Материал по теме

В каких ситуациях «включается» альтруизм

Научная теория Дарвина гласит, что выживают и эволюционируют те особи, которые лучше всего приспосабливаются к обстоятельствам. То есть не те, кто наиболее силен физически, а те, кто может изменять свои качества, адаптироваться к неблагоприятным факторам. В природе крайне мало примеров жертвенного поведения, животные действуют по отношению друг к другу по принципу сильного. Но даже у них прослеживается альтруистическое поведение в группах, когда нужно обеспечить выживание вида. Мотивы людей часто бывают обусловлены теми же механизмами.

Полвека назад предполагалось, что чистого альтруизма не существует и что это явление имеет эгоистические предпосылки: «Эта теория устарела лет на 60. Когда человек творит добрые дела, ему становится хорошо: дарение, благодарность вызывают биохимические процессы в мозге человека и качественные изменения в личности. Ощущение сопричастности к радости других является проявлением эмпатии. Должен ли человек страдать, совершая альтруистические поступки, — вопрос философский. Современная теория альтруизма это не поддерживает. Альтруизм — про создание качественного социума вокруг себя, хорошего самоощущения и получение личной радости через эмпатию», — замечает нейропсихолог Алена Ванченко.

Иногда альтруистичное поведение побуждает людей рисковать своей жизнью, чтобы помочь другим. В основе героического альтруизма лежит чувство эмпатии — умения сострадать, эмоционально чувствовать боль ближнего. Яркий пример — деятельность Елизаветы Глинки, известной как Доктор Лиза. 

В других случаях люди помогают окружающим с альтруистической целью, то есть в надежде, что им предложат равноценную помощь взамен. Например, коллега берет часть вашей работы, рассчитывая, что вы отблагодарите его тем же. Здесь есть прагматизм, но такое поведение обусловлено не только сознательным поиском выгоды: задействованы и биологические причины. Например, отдельные виды летучих мышей могут прожить без еды всего 36 часов.

Ученые заинтересовались, почему их популяция сохраняет свою численность, когда, по подсчетам, она должна сокращаться. Оказалось, что животные подкармливают ослабевших от голода сородичей своей добычей, поскольку завтра могут оказаться на их месте.

Почему альтруизм выгоден обществу и поддерживается в нем

Существует несколько социологических теорий, объясняющих, почему альтруистическое поведение полезно для общества. Делать бескорыстные поступки для других — это пример просоциального (взаимного, обусловленного социальными нормами) явления. Как и в случае с животными, помощь соплеменникам помогает людям сохраняться как вид. 

Все альтруистические действия просоциальны, не все просоциальные действия полностью альтруистичны. То есть альтруизм возникает на определенной почве и поддерживается рядом механизмов. Ученые вывели следующие теории сохранения этого явления:

  1. Генетическая. Эмпатия, отзывчивость, способность к поиску компромисса на 50% обусловлены генетически. Другие 50% связаны с факторами окружающей среды. Гены, отвечающие за альтруистичное поведение, могут наследоваться.
  2. Эмоциональная. Позитивная реакция того, кому вы оказываете бескорыстную помощь, способствует выработке эндорфинов — гормонов удовольствия. Это побуждает повторять подобные действия снова и снова. Имеет значение и сила привязанности к человеку: при регулярных актах альтруизма она растет.
  3. Адаптационная. В ряде экспериментов было замечено, что дети охотно повторяют альтруистические паттерны поведения. Причем наиболее эффективно взаимодействие со сверстниками. Ранняя социальная адаптация (дошкольный возраст) помогает воспитать в ребенке альтруистические черты.
  4. Социального ожидания. Люди стремятся избежать чувства вины, которое возникнет, если они не будут соответствовать нормам, диктуемым обществом. Уступить место беременной женщине в транспорте или перевести пожилого человека через дорогу — примеры альтруизма с механизмом социального ожидания.

На основе этих теорий психологи выделяют несколько различных видов альтруизма. Каждый из них характерен для какой-либо конкретной ситуации. Так, взаимный альтруизм предполагает помощь по принципу кредита: предполагается, что помощь придется возвращать, подобно долгу. Демонстративный альтруизм подчиняется нормам общества и строится на правилах нравственного поведения, хорошего тона. Компенсирующий вид является способом снять с себя чувство вины при предполагаемом бездействии. Рациональный связан с обдумыванием своих поступков, которые не должны нарушать границ других или причинять окружающим вред. Родительский альтруизм подразумевает самоотречение взрослого в пользу потребностей ребенка. Есть также вид ситуационного альтруизма, когда условный манипулятор побуждает человека совершить какое-то действие в его пользу, пренебрегая личными интересами.  

Материал по теме

Кто такой альтруист и как им стать

Альтруизм и эгоизм — две стороны одной медали. Альтруисту присущи такие черты личности, как чуткость, ответственность, нонконформизм, щедрость, дружелюбность и даже наивность. Часто такие люди находятся в гармонии с собой, живут полной жизнью и так или иначе разрешили свои психологические проблемы. Они достаточно зрелы, чтобы принимать ответственность за свои поступки, в том числе промахи и неудачи. 

Правда, есть и обратный эффект: исследователи считают, что сознательное взращивание в себе альтруистических черт помогает справиться с невротическими расстройствами. У некоторых людей склонность к альтруизму может быть естественной, другие больше подвержены эгоизму. Но развивать в себе положительные качества может каждый: «Выработать альтруистические качества можно только путем наработки привычки заниматься альтруизмом. Начать нужно с помощи родным, друзьям, коллегам. Не нужно замахиваться на спасение мира, потому что вы этого никогда не сделаете. Хотите изменить мир — начните заботиться о своих близких. Любить абстрактный мир легко и безответственно. А любить конкретных людей, которые могут быть и злыми, и ревнивыми, да и вообще не всегда вести себя по отношению к вам так, как хочется, — вот это как раз и есть тренировка альтруистических качеств», — рекомендует нейропсихолог Алена Ванченко.

Для начала нужно проследить за тем, как вы ведете себя в конфликтных ситуациях, легко ли идете на компромиссы и как часто размолвки заканчиваются полным разрывом отношений по вашей инициативе. Если вы регулярно ставите окружающих перед выбором между вашими интересами и их собственными, путь к альтруизму будет нелегким. Важно не смешивать эгоизм с себялюбием (превозношение своих интересов, но без ущерба другим) и индивидуализмом (когда частные интересы ставятся выше общих). Наиболее опасной формой является деструктивная агрессия: «Избыточного эгоизма с точки зрения психологии не бывает. Здоровый эгоизм — когда человек заботится о своем я, качественно удерживает границы. Когда он становится агрессором, то начинает преступать границы других людей», — замечает нейропсихолог Алена Ванченко.

Агрессор убежден в своем превосходстве над другими и считает, что он может преступать чужие границы или что он должен быть избавлен от навязанных социумом нравственных норм. Его часто сравнивают с младенцем, который требует от посторонних чуть ли не материнского поведения. Часто у таких личностей снижена способность к эмпатии, то есть сопереживанию. 

Избавиться от эгоистических качеств непросто: человек должен приложить сознательное усилие воли, чтобы принять на себя ответственность за результат всех своих действий. Ему нужно снизить планку требований к окружающим и заставить себя уважать их личные границы. Например, признать, что отказы на просьбы не являются сигналом к разрыву отношений, что люди могут отстаивать те ценности, которые для них важны. Начать можно со следующих шагов:

  1. Найти вдохновляющие истории людей, которые известны своими добрыми делами. Нередко они делятся на страницах в социальных сетях, как изменилась их собственная жизнь благодаря альтруизму. 
  2. Начать практиковать эмпатию. Не дистанцируйтесь от окружающих, а постарайтесь понять их проблемы и представить себя на их месте. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы изменить такую ситуацию.  
  3. Действовать во благо ближнему. Сознательно выполняйте небольшие шаги, которые могут быть приятны или полезны окружающим. Начните хотя бы с комплиментов. Испанские исследователи выяснили, что такая практика существенно улучшает атмосферу в рабочем коллективе.
  4. Расширять сферу добрых дел. Подумайте, кому сейчас может быть нужна ваша помощь. Возможно, пожилому соседу, который недавно перенес операцию, не так просто выбраться в супермаркет. Свяжитесь с волонтерскими организациями в своем районе и спросите, что вы можете сделать. Даже непродолжительная деятельность в таком направлении поможет вам выработать черты личности настоящего альтруиста. 

Чем опасен альтруизм

Небольшие добрые дела не требуют много ресурсов и под силу каждому. Они просты в исполнении и при этом создают волнообразный эффект, который приносит счастье как тому, кто принимает помощь, так и тому, кто ее совершает. Реакции, происходящие в организме в это время, делают нас обоюдно счастливыми.

Альтруистическое поведение улучшает ментальное и физическое здоровье, способствует восстановлению романтических отношений после охлаждения или налаживания духа взаимопомощи в рабочем коллективе. Альтруисты имеют больше социальных взаимодействий, следовательно, у них много знакомых, готовых помочь в трудную минуту, выше шансы на карьерный успех и наличие своеобразной вакцины от одиночества.  

Плюсы довольно очевидны, но без минусов тоже не обойтись, считает Алена Ванченко: «Альтруизм задействует внутренние установки, что мы делаем мир лучше. Но если мы помогаем людям, жертвуя собой, — это уже мазохистическая история. Такое поведение является скорее отклонением. Чаще всего мы жертвуем чем-то ценным ради идеи, и в этом есть определенная форма ущербности мышления. С альтруизмом и жертвенностью важно не переборщить. Как только они становятся деструктивными для самого альтруиста, это уже признак, что нужно обратиться к психологу или психотерапевту». 

В качестве примера можно привести несколько негативных эффектов альтруизма:

  1. Альтруистом легко манипулировать. Такие люди принимают переживания других близко к сердцу и не всегда отличают случаи, когда их добротой пользуются в корыстных интересах.
  2. Иногда альтруизм превращается в пренебрежение собственными интересами. Человек жертвует своим здоровьем, социальными или финансовыми потребностями, чтобы посвящать все время заботе о ближних.
  3. Альтруистическое поведение может быть опасным для жизни, когда человек постоянно рискует собой, спасая других (например, во время чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, пожаров, боевых действий).
  4. Заядлые альтруисты, у которых в приоритете только лишь помощь окружающим, могут регрессировать в тех сферах, которые необходимы для гармоничного развития личности.

Чтобы избежать побочных эффектов альтруизма, нужно периодически спрашивать себя, какие задачи на текущем жизненном отрезке важно выполнить, чтоб состояться как личность и не упустить нужный момент для их реализации. Полезно также задумываться, прежде чем броситься помогать всем нуждающимся, могут ли они справиться со своими проблемами самостоятельно; если нет — как снизить степень вашего участия в этом процессе. Иногда нужно научиться говорить нет, если вы чувствуете, что отказ от планов в пользу чужих интересов вызывает дискомфорт и разочарование.

Философ Иммануил Кант, посвятивший себя исследованию природы морали, вывел такое правило: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать принципом всеобщего законодательства». Небольшие добрые дела делают нас и мир вокруг лучше. Каждый может взять на себя такую ответственность и ничего от этого не потерять. В то же время здоровый индивидуализм важен (особенно в науке и искусстве) для саморазвития и осуществления тех целей, которые в потенциале будут работать на благо всего человечества.

Что такое альтруизм в психологии? 8 вдохновляющих примеров

Во всем мире люди ежедневно жертвуют временем, деньгами и энергией, чтобы улучшить жизнь других.

Это может быть так же просто, как помочь соседу с покупками. Или, что более примечательно, подвергая себя риску, чтобы спасти незнакомца, меняя политику здравоохранения в интересах общества или помогая избавить мир от разрушительной болезни, поразившей миллионы людей.

И все же психологи и философы спорят о мотивация, стоящая за сострадательными, добросердечными, внимательными и доброжелательными действиями.

Являются ли эти люди бескорыстными  или корыстными ?

Некоторые считают, что ими движет альтруизм, не заботящийся о себе и своем благополучии, в то время как другие утверждают, что даже самые благородные действия движимы личным интересом.

В этой статье мы исследуем значение альтруизма и обсудим, может ли поведение мотивироваться исключительно благополучием другого человека. И если да, то почему? Мы также раскрываем примеры альтруистического поведения людей и животных, а также его биологические и философские последствия.

Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить наши три силовых упражнения. Эти подробные, научно обоснованные упражнения помогут вам или вашим клиентам реализовать свой уникальный потенциал и создать жизнь, полную энергии и подлинности.

Эта статья содержит:

  • Что такое альтруизм в психологии?
  • 4 вдохновляющих примера
  • Биология альтруизма: 5+ интересных открытий
  • Взаимный альтруизм и животный мир
  • Заметка об эффективном альтруизме
  • Чистый альтруизм: философский подход
  • Соответствующие ресурсы
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Что такое альтруизм в психологии?

Альтруизм описывает поведение, мотивированное целью увеличения чьего-либо благосостояния. Напротив, эгоизм определяет действия, движимые нашими личными интересами (Батсон, Ахмад и Лишнер, 2020).

Например, мотивация остановиться, чтобы помочь кому-то со спущенной шиной:

  • Эгоистичный взгляд – водитель останавливается, чтобы казаться заботливым перед своим новым партнером.
  • Альтруистический взгляд – водителя мотивирует остановиться забота о благополучии другого человека.

Основная мотивация определяет, является ли действие альтруистическим.

Но разве альтруистическое поведение не является обычным явлением? Ведь многие из нас раздают благотворительные призывы, навещают родственников в больнице или помогают друг другу с потерей.

Не все согласны.

Универсальный эгоизм

Теория универсального эгоизма обычно поддерживается психологами, биологами и экономистами, отчасти из-за ее простоты и отсутствия нюансов (Batson et al., 2020).

Согласно этой модели, целью или мотивом каждого действия является получение собственной выгоды.

Мы ведем себя таким образом, чтобы чувствовать себя хорошо, получать материальное вознаграждение или избегать чувства стыда за свои действия или бездействие.

  • Мы помогаем другу, потому что не хотим терять близость, которую разделяем с ним. Если мы видим их расстроенными, это заставляет нас чувствовать себя плохо, поэтому мы вмешиваемся.
  • Мы предлагаем кого-то подвезти, потому что в какой-то момент нам может понадобиться их помощь.

Даже героический поступок по спасению жизни, по мнению универсальных эгоистов, является попыткой избежать вины и предстать в положительном свете (Batson et al. , 2020).

И тем не менее, вера в то, что каждое действие мотивировано исключительно личным интересом, кажется циничной и бесчеловечной и предлагает мрачную картину мира.

Можем ли мы поверить, что бескорыстных действий не бывает?

Альтруизм

Альтруисты более щедры в мотивах, которые они приписывают таким действиям.

Хотя многое в нашем поведении основано на эгоистических мотивах, при определенных обстоятельствах помощь оказывается с единственной целью улучшить или сохранить благополучие других – это альтруизм.

Если мы помогаем кому-то в беде, то поэтому нас не мотивирует будущее, непостижимая награда или признание.

Но почему мы занимаемся поведением, которое отдает предпочтение другим, а не себе?

– Эмпатическая мотивация

Наши действия мотивированы нашими эмоциональными реакциями – включая сочувствие и сочувствие – к ситуации.

В буквальном смысле мы переживаем боль от горя нашего друга, поэтому мы предлагаем свое время и помощь. Текущие исследования мозга подтвердили, что зеркальные нейроны помогают нам представлять действия или эмоции окружающих нас людей (Rizzolatti & Sinigaglia, 2010).

Когда мы видим голодающего ребенка в телевизионной рекламе, мы чувствуем его страдания и страдания его семьи перед тем, как сделать пожертвование.

Эмпатическая мотивация является результатом сочетания наших чувств — нежности, сострадания и сочувствия — и печали, одиночества и страдания получателя.

Мы воспринимаем потребности другого или представляем себе его чувства.

Эгоисты возражают против этой точки зрения, предполагая, что мы все еще движимы личным интересом; мы помогаем другому устранить или уменьшить наши неприятные чувства, возникающие в результате нашей эмпатии.

– Коллективизм (или групповой отбор)

Коллективист считает, что конечная цель наших действий – принести пользу группе, а не себе.

Вместо того, чтобы сосредоточиться на себе или на человеке, которому мы помогаем, мы стремимся улучшить благополучие группы, к которой мы принадлежим.

Пожалуй, лучше всего это сформулировала психолог Робин Доус: « не я или ты, а мы » (Dawes, Kragt, & Orbell, 1988).

Однако, когда их подставляют эгоисты, мотивация принести пользу группе также способствует личным интересам.

– Принципизм

По логике вещей, поведение, побуждающее нас обеспечивать безопасность группы, может косвенно (или даже напрямую) навредить тем, кто не входит в группу. Однако принципизм избегает этой дилеммы, предполагая, что альтруизм мотивирован целью отстаивания принципа и, следовательно, является универсальным и беспристрастным.

Однако даже поведение, мотивированное принципами, может рассматриваться как эгоизм, если соблюдение моральных принципов преследует личную выгоду.

В то время как эгоизм остается сильным вызовом альтруизму и доминирует во многих социальных науках, существует множество примеров людей и животных, которые противостоят этой позиции.

Недавнее исследование поддерживает идею альтруизма, обнаружив, что люди чувствуют себя более счастливыми, когда их поведение мотивировано благополучием других (Aknin, Broesch, Hamlin, & Vondervoort, 2015).

4 Вдохновляющие примеры

Хотя мы должны быть осторожны, приписывая альтруизм поведению животных или людей, не полностью понимая их мотивы, примеры в этом разделе, кажется, предлагают неофициальные доказательства в поддержку теории.

Осотуа – просьба о помощи

Для пастухов масаи равнины Серенгети просьба о помощи, известная как осотуа, является частью их традиции (Holmes, 2016). У племени есть обычай, что пока это не ставит под угрозу их выживание, они обязаны помогать. И это может означать отказ от части своего стада, не ожидая расплаты или чего-либо взамен.

Согласно исследованиям, подобные акты альтруизма существуют и в других местах — от техасских скотоводов до фиджийцев — и работают, потому что мир непредсказуем. Мы никогда не знаем, когда будет кризис и когда нам нужно будет обратиться за помощью (Холмс, 2016).

Рейс 90 Air Florida

После того, как рейс 90 Air Florida врезался в реку Потомак, оставшиеся пассажиры цеплялись за хвост самолета в 30-градусной воде.

Когда вертолет Службы национальных парков сбросил веревку к выжившим, Арланд Уильямс, находящийся в лучшей форме, чем остальные, помог каждому человеку по очереди прикрепиться. Затем их по одному отбуксировали в безопасное место.

Когда у Уильямса наконец появился шанс добраться до безопасного места, вертолет вернулся и обнаружил, что его там больше нет, он умер от ледяной воды.

Он заплатил высшую цену за спасение чужих жизней без награды, за исключением уверенности в безопасности своих попутчиков.

Храбрость и альтруизм

Во время теракта в Лондоне в 2019 году государственный служащий Дэррин Фрост использовал необычное оружие, чтобы защитить других от человека с ножом и в поддельном поясе смертника.

Схватив бивень нарвала с настенной экспозиции в комнате, где началось нападение, он погнался за мужчиной на Лондонский мост, где полиция впоследствии застрелила его. Самоотверженные действия Фроста в тот день, несомненно, спасли множество жизней, невзирая на его безопасность.

Уэсли Отри – герой метро

В 2007 году Кэмерон Холлопетер, которому тогда было 19 лет, перенес припадок и упал на рельсы на станции метро в Манхэттене. Когда приближался поезд, Уэсли Отри, строитель из Нью-Йорка, спрыгнул с края платформы и прижал Холлопетера к земле. Поезд затормозил и пронесся над головой в нескольких дюймах (Уэсли Отри, 2020).

Героический поступок Отри принес ему Бронзовый медальон Нью-Йорка и вызвал ажиотаж в СМИ, что привело к интервью в газетах и ​​многочисленным выступлениям на телевидении в прайм-тайм.

Но когда Отри, скромный человек, действовал, он делал это, чтобы помочь, а не для того, чтобы получить награду.

Биология альтруизма: 5+ интересных открытий

Биологи и социологи склонны смотреть на жизнь с точки зрения, отличной от точки зрения психологов, и в результате имеют альтернативное представление об альтруизме.

Для биолога альтруизм не является мотивом поведения, а относится к повышению репродуктивной способности другого животного за счет собственного (Arbia & Carbonnier, 2016).

Как пишет Ричард Докинз в книге «Эгоистичный ген » (2016), «существо, такое как бабуин, считается альтруистичным, если оно ведет себя таким образом, чтобы увеличить благосостояние другого существа за счет своего собственного». ».

И все же с эволюционной точки зрения это кажется нелогичным.

В конце концов, если большая часть поведения животных является наследственной, как альтруистическое поведение будет последовательно передаваться последующим поколениям, если оно приводит к меньшему количеству потомства?

Но родственный альтруизм (также называемый инклюзивной теорией приспособленности ) предполагает, что помощь родственнику (который разделяет большую часть нашего генетического кода) увеличивает вероятность передачи некоторых наших генов (Buss, 2014). ).

Альтруистическое поведение способствует развитию генов, а не личности. Исследования показали, что такая активность снижается по мере увеличения генетической изменчивости (показывающей степень дистанции внутри семейных условий).

Однако как это объясняет альтруистическое поведение по отношению к незнакомцам, у которых гораздо меньше общего генетического материала?

В этот момент биологи-эволюционисты обращаются к разделу прикладной математики, известному как теория игр .

Эта математическая модель показывает, что взаимность — обмен помощью на взаимную выгоду — может объяснить биологический неродственный альтруизм (Buss, 2014; Arbia & Carbonnier, 2016).

Взаимный альтруизм утверждает, что адаптации, «предоставляющие выгоды неродственникам, могут развиваться до тех пор, пока в какой-то момент в будущем эта выгода будет взаимной» (Buss, 2014).

Взаимный альтруизм и животный мир

Теория взаимного альтруизма и ее биологические основы помогают объяснить, почему животные мотивированы помогать тем, с кем они не связаны родственными узами.

Такое поведение, вероятно, окупится в будущем, и поэтому оно чрезвычайно ценно, поскольку приносит пользу обоим животным.

В природе есть много примеров того, как животные помогают другим, даже принадлежащие к разным видам.

Шимпанзе

Когда более молодой шимпанзе захватил контроль над группой у старшего доминирующего самца в зоопарке в Нидерландах, последний не был готов уйти на пенсию. Работая с более молодым, перспективным самцом, он смог бросить вызов новому доминирующему самцу и обеспечить некоторые из вышеупомянутых прав на спаривание, которые он потерял, когда был свергнут (Buss, 2014).

Работая вместе ради общего дела, старший мужчина и его младшая партнерша получили взаимную выгоду.

Летучие мыши-вампиры

Летучие мыши-вампиры питаются кровью лошадей и крупного рогатого скота. Исследования показывают, что сытые летучие мыши, живущие колонией, отрыгивают кровь от своей ночной охоты, отдавая ее тем, кто голоден и от кого они получали кровь в прошлом (Buss, 2014).

Чем теснее связь между летучими мышами, тем больше шансов, что они поделятся своим охотничьим успехом.

Горбатые киты

Хотя взаимная природа альтруистических отношений в следующем примере неясна, он представляет собой интересный пример межвидового поведения.

В 2009 году морской эколог Роберт Питман испытал удивительный акт альтруизма в замерзших водах Антарктиды. Когда косатки начали атаковать тюленя, опасно лежащего на небольшой льдине, на помощь пришел неожиданный герой.

Когда тюлень начал смывать лед, а косатки приготовились к нападению, появился горбатый кит. Он перевернулся на спину, позволив тюленю лечь на живот, защищенный. Когда тюлень начал соскальзывать, кит толкнул его обратно на живот (Howgego, 2016).

Почему некоторые люди более альтруистичны, чем другие – Эбигейл Марш


Заметка об эффективном альтруизме

Грег Льюис хотел изменить мир и использовать свои 80 000 часов (среднее количество часов в нашей карьере) максимально эффективно (Firth, 2017).

Льюис верит в эффективный альтруизм . Его философия заключается в том, чтобы использовать науку для понимания и принятия решений, основанных на положительном влиянии, которое он может оказать на мир.

Но когда он изучил влияние своих планов стать врачом, он обнаружил, что его потенциал можно было бы лучше реализовать, если бы он сосредоточился на чем-то другом. Работая в секторе общественного здравоохранения, где он мог направлять политику и оказывать далеко идущее влияние на благополучие населения, и делая благотворительные пожертвования, основанные на более высокой заработной плате, он мог помочь большинству людей.

Используя статистический инструмент, известный как Годы жизни с поправкой на качество, и информацию с веб-сайта 80 000 часов, он понял, на что тратятся время и деньги, и нашел способ максимизировать пользу, которую он мог бы сделать.

Чистый альтруизм: философский подход

К актам альтруизма относятся действия, которые не только помогают другим или улучшают их благополучие, но и снижают вероятность причинения им вреда.

Например, особая осторожность при вождении рядом со школой не приносит прямой пользы ребенку, но снижает вероятность причинения ему вреда (Kraut, 2016).

И все же жизнь беспорядочна, как и наши мотивы.

Водитель может действовать альтруистично, заботясь о школе, а также проявляя некоторый личный интерес. Возможно, они едут медленно, чтобы избежать несчастных случаев и возможного ущерба для репутации или избежать штрафа за слишком быструю езду.

Чистый альтруизм возникает при наличии единственного мотива.

Если единственной целью водителя является безопасность детей без какой-либо выгоды для себя, то такое поведение считается чисто альтруистическим .

Соответствующие ресурсы

Следующая книга представляет собой подробное введение в позитивную психологию и содержит глубокую и очень увлекательную главу об альтруизме и сопереживании.

  • Оксфордский справочник по позитивной психологии — Шейн Лопес и Рик Снайдер (Amazon)

Следующие две книги по эволюционной психологии предлагают увлекательное исследование нашего развитого разума и адаптаций, которые продолжают формировать нас.

  • Эволюционная психология: новая наука о разуме – Дэвид Басс (Amazon)
  • Эволюционная психология: введение — Лэнс Уоркман и Уилл Ридер (Amazon)

Перейдите по следующей ссылке, чтобы ознакомиться с философским обоснованием альтруизма:

  • Альтруизм – Ричард Краут (Стэнфордская философская энциклопедия)

Для тех, кто хочет найти способ сделать свою трудовую жизнь более альтруистичной, на следующем веб-сайте представлена ​​информация о профессиях, повышающих ценность жизни людей:

80 000 часов

помогите другим развить свои сильные стороны, этот сборник содержит 17 инструментов для развития сильных сторон для практикующих. Используйте их, чтобы помочь другим лучше понять и использовать их сильные стороны для улучшения жизни.

Сообщение на вынос

Ежедневно мы видим небольшие действия, которые, кажется, мотивированы альтруизмом. А иногда мы видим или читаем в новостях о том, как кто-то спасает жизнь или дарит время или деньги, чтобы изменить чей-то мир к лучшему.

Такие поступки демонстрируют лучшее, что есть у человека.

Когда мы становимся свидетелями падения, автомобильной аварии или ребенка, который вот-вот вылетит на полосу встречного движения, у нас нет времени сознательно обдумывать выгоду, которую мы можем получить.

Наше стремление к действию кажется инстинктивным. Мы хотим остановить или, по крайней мере, уменьшить вред.

Возможно, наша реакция, хотя и автоматическая, предполагает некоторую степень отсроченного (или косвенного) взаимного альтруизма. Мы надеемся, что если бы кто-то из наших близких оказался в опасности, кто-то вмешался бы, не заботясь об их безопасности.

Вопрос о существовании чистого альтруизма может оставаться вопросом философии. Пока мы не сможем увидеть истинную и, скорее всего, сложную мотивацию в нашем собственном поведении и поведении других, мы можем только догадываться, что происходит внутри нашего мозга.

В любом случае мы должны стремиться приносить пользу друг другу и обеспечивать благополучие как на местном, так и на глобальном уровне.

Почему бы не прочитать статьи или биографии тех, кто помогал другим, не думая о себе, будь то во время войны, голода, стихийного бедствия или экономического кризиса? Увидьте позитив в их действиях и хорошее в мире и подумайте, на что вы могли бы потратить свое время.

Роли, которые мы играем в обществе, влияют на окружающих, даже если мы этого не замечаем. Используйте свое время с умом, инвестируйте в ежедневный и долгосрочный альтруизм и знайте, какую разницу он может иметь.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать наши три силовых упражнения.

  • Акнин, Л.Б., Бреш, Т., Хэмлин, Дж.К., и Вондервоорт, Дж.В. (2015). Просоциальное поведение ведет к счастью в небольшом сельском обществе. Journal of Experimental Psychology: General , 144 (4), 788–795.
  • Арбиа, А., и Карбонье, Г. (2016). Человеческая природа и помощь в развитии: IR и биология альтруизма. Журнал международных отношений и развития , 19 , 312–332.
  • Батсон, К.Д., Ахмад, Н., и Лишнер, Д.А. (2020). Эмпатия и альтруизм. В CR Snyder & SJ Lopez (Eds.) The Oxford Handbook of Positive Psychology (стр. 417–426). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Басс, Д. (2014). Эволюционная психология: новая наука о разуме . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
  • Докинз, Ч. Р. (2016). Эгоистичный ген. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета.
  • Дауэс, Р. М., Крагт, А. Дж., и Орбелл, Дж. М. (1988). Не я или ты, а мы: важность групповой идентичности в выявлении сотрудничества в сложных ситуациях: экспериментальные манипуляции. Acta Psychologica , 68 (1–3), 83–97.
  • Ферт, Н. (2017, 22 февраля). Как быть хорошим: может ли наука показать нам, как спасти мир? Новый ученый. Получено 20 августа 2020 г. с https://www.newscientist.com/article/mg23331142-800-how-to-be-good-can-science-show-us-how-to-save-the-world/
  • Холмс, Б. (2016, 10 августа). Парадокс доброты: зачем быть щедрым? Новый ученый. Получено 20 августа 2020 г. с https://www.newscientist.com/article/mg23130860-400-the-kindness-paradox-why-be-generous/
  • .
  • Howgego, J. (2016, 12 октября). Я видел, как горбатые киты спасли тюленя от гибели косаткой. Новый ученый. Получено 19 августа 2020 г. с https://www.newscientist.com/article/mg23230950-700-i-saw-humpback-whales-save-a-seal-from-death-by-killer-whale/
  • Краут, Р. (2016, 25 августа). Альтруизм . Получено 20 августа 2020 г. с https://plato.stanford.edu/entries/altruism/
  • .
  • Нападение на Лондонском мосту: Дэррин Фрост использует бивень нарвала, чтобы остановить человека с ножом. (2019, 21 декабря). Получено 21 августа 2020 г. с https://www.bbc.co.uk/news/uk-50870309
  • .
  • Риццолатти, Г., и Синигалья, К. (2010). Функциональная роль цепи теменно-лобного зеркала: интерпретации и неверные интерпретации. Природа Отзывы Неврология , 11 , 264–274.
  • Уэсли Отри. (2020, 14 августа). Получено 20 августа 2020 г. с https://en.wikipedia.org/wiki/Wesley_Autrey
  • .
  • Уоркман, Л., и Ридер, В. (2014). Эволюционная психология: введение . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.

Лекарство от альтруизма | Далай-лама XIV

В Тибете говорят, что многие болезни можно вылечить одним лекарством любви и сострадания. Эти качества являются конечным источником человеческого счастья, и потребность в них лежит в самой основе нашего бытия. К сожалению, любовь и сострадание слишком долго исключались из слишком многих сфер социального взаимодействия. Обычно ограничиваясь семьей и домом, их практика в общественной жизни считается непрактичной, даже наивной. Это трагично. С моей точки зрения, практика сострадания — это не просто симптом нереалистичного идеализма, но наиболее эффективный способ преследовать интересы других, а также свои собственные интересы. Чем больше мы — как нация, группа или отдельные лица — зависим от других, тем больше в наших собственных интересах обеспечить их благополучие.


Практика альтруизма является реальным источником компромисса и сотрудничества; просто признать нашу потребность в гармонии недостаточно. Ум, посвященный состраданию, подобен переполненному резервуару — постоянному источнику энергии, решимости и доброты. Это как семя; при воспитании порождает многие другие хорошие качества, такие как прощение, терпимость, внутреннюю силу и уверенность в преодолении страха и неуверенности. Сострадательный ум подобен эликсиру; он способен превратить плохую ситуацию в выгодную. Поэтому мы не должны ограничивать наше выражение любви и сострадания нашей семьей и друзьями. Ответственность за сострадание лежит не только на духовенстве, здравоохранении и социальных работниках. Это необходимое дело каждой части человеческого сообщества.

Независимо от того, лежит ли конфликт в сфере политики, бизнеса или религии, альтруистический подход часто является единственным средством его разрешения. Иногда сами понятия, которые мы используем для размышления о споре, сами по себе являются причиной проблемы. В такие моменты, когда решение кажется невозможным, обе стороны должны вспомнить основную человеческую природу, которая их объединяет. Это поможет выйти из тупика и, в конечном счете, облегчит каждому достижение цели. Хотя ни одна из сторон не может быть полностью удовлетворена, если обе стороны пойдут на уступки, по крайней мере, опасность дальнейшего конфликта будет предотвращена. Все мы знаем, что такая форма компромисса является наиболее эффективным способом решения проблем — почему же тогда мы не используем ее чаще?

Когда я рассматриваю недостаток сотрудничества в человеческом обществе, я могу только заключить, что это происходит из-за незнания нашей взаимозависимой природы. Меня часто умиляет пример с мелкими насекомыми, например с пчелами. Законы природы диктуют, что пчелы работают вместе, чтобы выжить. В результате они обладают инстинктивным чувством социальной ответственности. У них нет конституции, законов, полиции, религии или нравственного воспитания, но по своей природе они преданно трудятся вместе. Иногда они могут драться, но в целом вся колония выживает за счет кооперации. С другой стороны, у людей есть конституции, обширные правовые системы и полицейские силы; у нас есть религия, замечательный интеллект и сердце, способное любить. Но, несмотря на многие наши исключительные качества, на практике мы отстаем от этих маленьких насекомых; в некотором смысле я чувствую, что мы беднее пчел.

Например, миллионы людей живут вместе в крупных городах по всему миру, но, несмотря на эту близость, многие из них одиноки. У некоторых нет ни одного человека, с которым можно было бы поделиться своими самыми глубокими чувствами, и они живут в состоянии постоянного волнения. Это очень печально. Мы не одинокие животные, которые объединяются только для того, чтобы спариться. Если бы были, то зачем бы нам строить большие города и поселки? Но хотя мы и социальные животные, вынужденные жить вместе, к сожалению, нам не хватает чувства ответственности по отношению к нашим собратьям. Виновата ли наша социальная архитектура — основные структуры семьи и сообщества, поддерживающие наше общество? Это наши собственные внешние средства — наши машины, наука и техника? Я так не думаю.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts