Воспитание детей
На сайте 4brain мы не раз рассказывали о том, как можно научиться полезным навыкам: самообразованию, скорочтению и работе с информацией, здоровому образу жизни и многим другим. В этом курсе задачей будет не самим научиться этим навыкам, а постараться привить их подрастающему поколению во время воспитательного процесса.
Таким образом задача усложняется, с одной стороны, вам нужно понимать, что представляют собой эти навыки, а с другой стороны, вам нужно научиться «воспитывать», или другими словами, передавать эти навыки.
Содержание:
- Что такое воспитание?
- Уроки по воспитанию детей
- Тест на проверку знаний
- Цитаты известных людей о воспитании
Данный курс посвящен теме воспитания детей, а уроки раскрывают различные аспекты этого процесса: физический, нравственный, духовный и патриотический, социальный, умственный и образовательный. Кроме того, в курсе разобраны многочисленные программы и методики, которые могут применяться как в семье, так и в школьных и дошкольных учреждениях.
Что такое воспитание?
Определение воспитанию ребенка можно дать в широком (общественно-культурном) и узком (педагогическом) смыслах.
Воспитание (в широком смысле) — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции (по И. П. Павлову). С понятием воспитания тесно связана социализация ребенка, то есть усвоение детьми основ культуры, одобряемых и неодобряемых другими людьми поступков, знаний, традиций и обычаев.
Этот процесс осуществляется не только семьей и школой, как это об этом принято думать, но и всеми институтами государства: общественными, религиозными и культурными организациями, средствами массовой информации. Однако, роль семьи и школы, где воспитание осуществляется как целенаправленное действие, конечно, является главенствующей.
Воспитание (в узком смысле) – это комплекс специальных действий, направленных на формирование личности ребенка. В узком смысле воспитание является целенаправленным процессом, который осуществляют родители и педагоги.
Именно о воспитании в узком смысле мы и будем говорить в данном курсе. Ведь воспитанию не только можно, но и нужно учиться.
Цель курса: дать папам, мамам, воспитателям и учителям широкий воспитательный инструментарий. Или другими словами «воспитать родителей».
Задача же каждого урока состоит в том, чтобы разобрать различные аспекты воспитания по наиболее востребованным направлениям.
Уроки по воспитанию детей
Далее предлагаем познакомиться с кратким содержанием каждого урока курса, чтобы иметь представление о том, что вы будете изучать.
Урок 1. Средства, методы и проблемы воспитания детейКонечно, исчерпывающего перечня методов не существует, равно как и универсальной методики воспитания. Общим моментом, необходимым в воспитании всех без исключения детей является любовь и внимание, а все средства – это их проявления (в идеале). В деле воспитания детей (дома, в садике, школе) требуется личностно-ориентированный подход и готовность работать над собой. В соответствии с целями одни и те же средства воспитания действуют по-разному. В педагогике используются понятия «средства воспитания», «методы» и «приёмы» воспитания. Их не всегда можно разграничить, так как параллельно развиваются разные научные школы и понятия переплетаются. В этом уроке мы постарались структурировать всю эту информацию.
Урок 2. Физическое и трудовое воспитаниеВ этом уроке речь пойдет про трудовое и физическое воспитание. Гармоничное развитие предполагает заботу о душе и о теле воспитанника. Существует прямая связь между подвижностью и интеллектом ребёнка. В большей степени в уроке затронуты оздоровительные аспекты физического воспитания, такие как осанка, здоровое питание и закаливание. Трудовое воспитание так или иначе присутствует во всех формах воспитания. Умение трудиться (готовность принять и преодолеть трудности) – это метанавык, необходимый во всех аспектах жизни (от общения с другими людьми до организации отдыха). Кроме того, умение трудиться это добродетель, это средство, которое помогает преодолеть лень и цинизм, позволяет человеку развиваться.
Урок 3. Воспитание и образование. Умственное воспитаниеЛюбой родитель стремится воспитать ребёнка умным. Все желают, чтобы их дети могли разбираться явлениях повседневности, были образованными, избегали неприятностей и добивались успехов. Но что значит «быть умным»? Это значит вести себя определённым образом, вежливо – как в мультфильме: «…а о чём подумал Кролик никто не догадался, потому что он был очень воспитанным». Или же быть умнее значит быстрее всех в классе решить в уме задачу? Как воспитать своих детей умными и когда следует начинать умственное воспитание? Какая связь между образованием и воспитанием? Узнаем об этом подробнее в третьем уроке.
Урок 4. Социальное воспитаниеТема «личность и общество» актуальна не только для поэзии и психологии – она касается каждого, особенно родителя и педагога. Сегодня нас интересует социализация детей, как необходимое условие для счастливой и успешной жизни. Воспитание нужно, чтобы уметь общаться, а обществу нужны воспитанные люди. Слово «дикий» значит «невоспитанный», «лишённый культуры», «выбивающийся из строя», «невозделанный и бессмысленный». Связь воспитания и социализации отражена в законе об образовании: «Воспитание деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося …в интересах человека, семьи, общества и государства». Как ни странно, социализация это одновременно аргумент и за, и против садика и школы. В уроке мы разберёмся, как там проходит социализация, вспомним несколько крылатых фраз и посмотрим, каких ролей и как следует избегать.
Урок 5. Нравственное, духовное и патриотическое воспитаниеКто-то из великих учёных сказал, что образование это то, что остается, когда все выученное забыто. Если это правда, то образование в нашей стране почти везде пущено на самотёк. Целенаправленно формированием характера занимается только семья и редкие вузы в силу традиций. Тема воспитания духовности и нравственности довольно парадоксальна и экстремальна. Худшими вещами в воспитании являются самообман и лицемерие. А ключевыми понятиями в этой теме будут самопожертвование и дисциплина. В этом уроке вы также узнаете, как правильно «заставить» ребёнка полюбить Родину, надо ли это вообще, и что о нравственности думал Зигмунд Фрейд. Мы отметим роль экологического и эстетического воспитания и постараемся разобраться, почему нигде в Евангелии Иисус Христос ни разу не осудил явных грешников.
Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.
Cтатистика На весь экран
Цитаты известных людей о воспитании
И перед тем как приступать к занятиям, познакомьтесь с мыслями известных людей о воспитании:
Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.
Оскар Уайльд
Правильное воспитание детей в том, чтобы дети видели своих родителей такими, каковы они в действительности.
Джордж Бернард Шоу
У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать, и нет ничего глупее, чем пытаться подменить это его умение нашим.
Жан-Жак Руссо
Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством.
Уильям Чэннинг
Хорошо поддаются воспитанию как раз те, кто не нуждается в воспитании.
Фазиль Искандер
Когда ребенка пугают, порют и всячески огорчают, тогда он с самых малых лет начинает чувствовать себя одиноким.
Дмитрий Писарев
Мальчики – тяжкое испытание для человеческого терпения, но иметь дело с девочками, видит Бог, несравненно мучительнее.
Луиза Мэй Олкотт
Всегда поступайте так, чтобы ваши дети достаточно уважали вас, но не боялись. Не навязывайте им тех добродетелей, которыми не обладаете сами. Ведь дети наблюдают за нами и делают выводы.
Андре Моруа
Для воспитания юных умов полезнее всего бесполезное.
Жорж Дюамель
Авторы курса: Андрей Сухманов и Евгений Буянов
Желаем вам успехов в обучении!
Евгений Буянов
1 Средства и методы →
10 лучших книг для родителей по воспитанию детей
- ForbesLife
- Екатерина Алеева Редакция Forbes
В этой подборке лучшие книги по воспитанию детей от российских и зарубежных авторов — психологов и родителей. Полезные советы и рекомендации, ответы на многочисленные вопросы, с которыми сталкивается каждая молодая семья с рождением ребенка
Людмила Петрановская «Тайная опора»
Зачем читать: чтобы понимать, как воспитывают детей современные родители.
Это, наверное, одна из главных книг для родителей в первые годы жизни ребенка, а имя Людмилы Петрановской знают даже те, кто очень далек от мира детей.
Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
Зачем читать: чтобы уменьшить число конфликтов не только с ребенком, но и с партнером, а заодно и со всеми окружающими.
Многолетний бестселлер среди книг о воспитании и психологии детей, который рассчитан на родителей детей постарше.
Юлию Гиппенрейтер смело можно назвать российским гуру воспитания, хотя ее книги полезны не только для молодых родителей. В них она рассказывает в первую очередь о том, как важно слышать друг друга, не обесценивать эмоции и мысли собеседника. Именно из ее книг можно узнать, что такое «я-сообщение» и «активное слушание», почему важно опуститься на уровень глаз ребенка для доверительной беседы с ним и почерпнуть много других знаний, которые помогут воспитывать детей без криков и агрессии.Во второй части «Общаться с ребенком. Как?» Гиппенрейтер приводит реальную и личную историю — она публикует письма, которые писала внуку Федору, достаточно типичному проблемному подростку. Здесь шаг за шагом можно увидеть, как она применяет собственные методы для общения с ним.
Адель Фабер и Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»
Зачем читать: чтобы знать, как вести себя с ребенком в том или ином конкретном случае.
Книгу этих педагогов-психологов часто противопоставляют произведениям Юлии Гиппенрейтер как пример иного подхода к написанию. Адель Фабер и Элейн Мазлиш работали вместе несколько десятилетий подряд, они обе матери троих детей. Сейчас в живых, к сожалению, осталась только Адель Фабер, ей 94 года. Книги американских психологов больше похожи на четкие инструкции о том, как вести себя в конкретных ситуациях, в них меньше теории и лирики, но в целом идеи похожи: внимательно слушать детей, давать им больше самостоятельности, принимать их чувства. Нельзя сказать, что чья-то книга лучше, наверное, сказывается разница в американском и российском подходах.
Мария Монтессори «Дети — другие. Уникальная методика раннего развития»
Зачем читать: чтобы дать ребенку самостоятельность.
Итальянский педагог умерла раньше, чем родилось большинство других авторов из этого списка. При этом ее методика оказалась единственной, которая выдержала испытание временем и остается популярной спустя более ста лет после рождения Марии Монтессори (например, в этом списке нет популярной книги «После трех уже поздно» Масару Ибуки, но его идеи давно и много критикуют, да и сама концепция насильственного «раннего развития» перестала находить поддержку у специалистов). Насколько стоит следовать всем советам — решать читателю, однако многие идеи педагога уже прочно вошли в нашу жизнь. Например, создание доступной среды для ребенка, где он легко может дотянуться до игрушки и взять то, что ему хочется — вроде бы простая идея, но популярной ее сделала Мария Монтессори. То же можно сказать и об игрушках из натуральных материалов, погремушках из фасоли и пустой бутылки и сосредоточенности на развитии мелкой моторики в целом.
Евгений Комаровский «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников»
Зачем читать: чтобы перестать бояться сквозняков и других вещей, о которых предупреждала бабушка.
В стране, где детям в +25℃ все еще надевают шапочку, педиатр и неутомимый проповедник здравого смысла Евгений Комаровский — заслуженно популярный автор. Его книга была впервые издана в начале 2000-х и с тех пор неизменно входит в топ всех списков самых важных книг про детей. Написанная в ироничной, иногда даже жесткой манере, она просто и доступно рассказывает молодым родителям, сколько градусов должно быть в комнате новорожденного, почему не нужно заставлять его есть, лечить сопли, пугаться слова рахит и многое другое. За 20 лет в рунете появилось достаточное число врачей, которые популяризуют доказательную медицину и спасают детей от залечивания, но именно Евгений Комаровский был первым. У педиатра также есть собственный сайт, где он отвечает на вопросы, публикует фрагменты книг, а также выпуски собственной передачи о детском здоровье.
Федор Катасонов «Федиатрия»
Зачем читать: чтобы знать, на чем стоит современная педиатрия.
Если манера изложения Комаровского кажется вам избыточной и вы ищете единственную книгу на медицинскую тему для вашей детской библиотеки, — это хороший выбор. Популярный педиатр Федор Катасонов написал исчерпывающую книгу о первых годах жизни ребенка, в которой затронул все волнующие родителей вопросы: что влияет на организм во время беременности, какие прививки нужно делать (спойлер: все, которые предложат в городской поликлинике, и даже больше), как найти правильного педиатра и в какой момент вообще нужно вызывать врача. Идея, что делать это не стоит в большинстве случаев, для России революционна, но аргументы у Катасонова очень убедительные, а нынешняя ситуация с коронавирусом, когда система здравоохранения перегружена и люди все чаще пользуются телемедициной, доказывает его правоту. Также в конце книги есть список литературы, которую Катасонов рекомендует прочитать всем родителям.
Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»
Зачем читать: чтобы знать, в какой момент действительно стоит включать ребенку Моцарта.
Молекулярный биолог-эволюционист, бывший консультант при Комитете по вопросам образования и труда США Джон Медина не позиционирует себя как эксперт в воспитании. Его книга посвящена тому, как научные знания о мозге могут помочь выявить то, что необходимо для правильного развития ребенка. Медина опирается на научные данные, и все они совпадают с тем, что советуют психологи и эксперты по воспитанию. Например, он объясняет, почему каждой маме необходимо время на себя и зачем родителям мириться на глазах у ребенка, если они все-таки поссорились. А еще в книге Медины много примеров из жизни и рассказов о его опыте отцовства.
Росс В. Грин «Взрывной ребенок»
Зачем читать: чтобы найти подход даже к сложным детям.
Если вы все делали по книгам, перечисленным выше, изучили море литературы, а ребенок все равно отказывается прибирать в комнате и кричит в ответ на просьбу одеться, то, возможно, дело не в вас. Росс Грин много лет преподавал на факультете психиатрии Гарвардской медицинской школы, и в своей книге (ее, кстати, рекомендует и Федор Катасонов в своем списке дополнительной литературы) он рассказывает о детях с определенным — взрывным — темпераментом, но полезно ее будет прочитать всем родителям. Его главный посыл: дети ведут себя хорошо, если могут. Грин предлагает рассматривать плохо развитые навыки в области самоконтроля и адаптивности как сложности с изучением математики, например. Она ведь не дается всем в равной степени легко. Так же и способность быть гибким появляется не сразу и для некоторых детей требует больше усилий. Получается, что даже для самого сложного ребенка реально создать условия, когда он сможет гораздо меньше конфликтовать с родителями и окружающими. И это свет в конце тоннеля, который иногда нужен любым маме и папе.
Дима Зицер «Любить нельзя воспитывать»
Зачем читать: чтобы научиться уважать детей (а заодно и других взрослых).
У Димы Зицера, доктора педагогических наук, огромное число поклонников. Но и противников у него не меньше. Принять точку зрения, что подросток и любой ребенок вообще — это отдельный человек, который всегда заслуживает уважения, в нашей стране тяжело многим. На самом деле, рекомендовать можно любую книгу Зицера, но в этом сборнике, во-первых, хорошо раскрываются его позиции (часто очень интересная) по большому кругу вопросов, а во-вторых, книга говорит с родителями о вещах, актуальных здесь и сейчас. Это не абстрактные рассуждения о воспитании, а вполне конкретные проблемы, которые приходится решать семьям в XXI веке.
Наталья Ремиш «Просто о важном. Про Миру и Гошу»
Зачем читать: чтобы в вашей семье умели разговаривать.
Говорить с мальчиками и девочками — такими, как 6-летняя Мира и 10-летний Гоша — бывает нелегко. Многодетная мама Наталья Ремиш не рассказывает, как правильно воспитывать детей. Зато на простых примерах объясняет, как отвечать на сложные детские вопросы, решать семейные конфликты и учить ребенка жить в мире, который не всегда справедлив. Если долгие рассуждения о воспитании претят вам, то можно просто почитать вместе с детьми истории о Мире и Гоше и обсудить их за вечерним чаем. У книги есть продолжение, а еще по сценариям Натальи выходит мультфильм «Просто о важном».
Как воспитать счастливых детей: 10 шагов, подкрепленных наукой
Когда вы спрашиваете родителей, чего они хотят для своих детей, какой ответ вы чаще всего слышите? Они хотят, чтобы их дети были счастливыми .
Через «Воспитание счастья: 10 простых шагов для более радостных детей и более счастливых родителей»:
… благополучие детей важнее всего на свете для взрослых – здравоохранение, благополучие пожилых людей, стоимость жизни, терроризм и война в Ираке. Более двух третей взрослых говорят, что они «чрезвычайно обеспокоены» благополучием детей, и это беспокойство не зависит от пола, дохода, этнической принадлежности, возраста и политической принадлежности.
Сейчас есть масса информации о воспитании умных и успешных детей, но как воспитать счастливых детей?
Иногда трудно найти баланс между тем, что лучше для детей, и тем, что делает их счастливыми, но эти два понятия не должны исключать друг друга.
Счастливые дети с большей вероятностью станут успешными и успешными взрослыми.
Через «Воспитание счастья: 10 простых шагов для более радостных детей и более счастливых родителей»:
…счастье — это огромное преимущество в мире, в котором упор делается на производительность. В среднем счастливые люди более успешны, чем несчастные, как в работе, так и в любви. Они получают более высокие оценки производительности, имеют более престижную работу и получают более высокую заработную плату. Они с большей вероятностью вступают в брак, а вступив в брак, более удовлетворены своим браком.
Итак, с точки зрения науки, что действительно работает, когда речь идет о воспитании счастливых детей?
Шаг 1: Добейтесь счастьяПервый шаг к тому, чтобы дети стали счастливее, по иронии судьбы, немного эгоистичен.
То, насколько вы счастливы, влияет на то, насколько счастливы и успешны ваши дети, причем кардинально.
Через «Воспитание счастья: 10 простых шагов для более радостных детей и более счастливых родителей»:
Обширные исследования установили существенную связь между матерями, которые чувствуют себя подавленными, и «негативными последствиями» у их детей, такими как отыгрывание и другие проблемы с поведением. Родительская депрессия на самом деле вызывает поведенческие проблемы у детей; это также делает наше воспитание менее эффективным.
И это не только из-за генетики.
Через Повышение счастья: 10 простых шагов для более радостных детей и более счастливых родителей:
…хотя исследование показало, что у счастливых родителей статистически больше шансов иметь счастливых детей, оно не смогло обнаружить какой-либо генетический компонент.
Итак, какой первый шаг к тому, чтобы стать счастливее? Каждую неделю выделяйте время, чтобы повеселиться с друзьями.
Через «Воспитание счастья: 10 простых шагов для более радостных детей и более счастливых родителей»:
Поскольку смех заразителен, общайтесь с друзьями или членами семьи, которые, вероятно, сами смеются. Их смех рассмешит и вас, хотя в этом нет необходимости, чтобы поднять вам настроение. Нейробиологи считают, что смех другого человека активирует зеркальные нейроны в области мозга, которые заставляют слушателей чувствовать, что они сами смеются.
Больше научных методов увеличения счастья здесь.
Шаг 2: Научите их строить отношенияНикто не отрицает, что обучение отношениям важно, но сколько родителей на самом деле тратят время на то, чтобы научить детей, как общаться с другими?
(Простые слова «Эй, заткнись», когда дети не ладят друг с другом, на самом деле не помогут в развитии основных навыков общения с людьми.)
Для этого нужно немного. Это может начаться с поощрения детей совершать небольшие добрые дела, чтобы развить сочувствие.
Это не только развивает необходимые навыки и делает ваших детей лучше, исследования показывают, что в долгосрочной перспективе это делает их счастливее.
Через «Воспитание счастья: 10 простых шагов для более радостных детей и более счастливых родителей»:
Пациенты с рассеянным склерозом (РС), которые были обучены оказывать сострадательное, безусловное положительное отношение к другим больным РС посредством ежемесячных пятнадцатиминутных телефонных звонков, «показали выраженное улучшение уверенности в себе, самооценки, депрессии и ролевого функционирования» в течение двух годы. Эти помощники были особенно защищены от депрессии и беспокойства.
Подробнее о создании хороших отношений здесь.
Шаг 3: Ожидайте усилий, а не совершенстваПримечание для родителей-перфекционистов-вертолетов и мам-тигр: остынь.
Беспощадный стук в барабан достижений сбивает детей с толку.
Через «Воспитание счастья: 10 простых шагов для более радостных детей и более счастливых родителей»:
Родители, которые придают слишком большое значение достижениям, чаще имеют детей с высоким уровнем депрессии, беспокойства и злоупотребления психоактивными веществами по сравнению с другими детьми.
Исследование очень последовательное: хвалите усилия, а не естественные способности.
Через «Воспитание счастья: 10 простых шагов для более радостных детей и более счастливых родителей»:
Большинство детей, которых хвалили за их интеллект, хотели более легкую головоломку; они не собирались рисковать ошибиться и потерять статус «умных». С другой стороны, более 90% детей с установкой на рост выбрали более сложную головоломку.
Почему? Двек объясняет: «Когда мы хвалим детей за усилия и тяжелую работу, которые приводят к достижениям, они хотят продолжать участвовать в этом процессе. Их не отвлекает от задачи обучения забота о том, насколько умными они могут — или не могут — выглядеть».
Подробнее о правильном восхвалении здесь.
Шаг 4. Научите оптимизмуХотите избежать встречи с угрюмым подростком? Затем научит этих подростков смотреть на светлую сторону.
Через книгу «Воспитание счастья: 10 простых шагов для более радостных детей и более счастливых родителей»:
Десятилетние дети, которых учат мыслить и интерпретировать мир оптимистично, вполовину менее склонны к депрессии, когда они вступают в период полового созревания.
Автор Кристин Картер формулирует это просто: «Оптимизм настолько тесно связан со счастьем, что их можно практически приравнять».
Она сравнивает оптимистов с пессимистами и находит оптимистов:
- Более успешны в школе, на работе и в спорте
- Более здоровы и живут дольше
- В конечном итоге более довольны своим браком
- беспокойство
Подробнее о том, как поощрить оптимизм здесь.
Шаг 5. Обучение эмоциональному интеллектуЭмоциональный интеллект — это навык, а не врожденная черта.
Думая, что дети «естественным образом» понимают свои собственные эмоции (не говоря уже об эмоциях других), это не способствует их успеху.
Простой первый шаг — «сопереживать, навешивать ярлыки и подтверждать», когда они борются с гневом или разочарованием.
Через «Воспитание счастья: 10 простых шагов для более радостных детей и более счастливых родителей»:
Молли: «Я ТАК ЗНАЛА НА ТЕБЯ».
Я: «Ты злишься на меня, очень злишься на меня. Расскажите мне об этом. Ты также чувствуешь разочарование, потому что я не позволю тебе прямо сейчас поиграть?»
Молли: «ДА!! Я хочу устроить свидание прямо СЕЙЧАС».
Я: «Ты выглядишь грустным». (Забираясь ко мне на колени, Молли тихонько хнычет и кладет голову мне на плечо.)
Обратитесь к ребенку, помогите ему понять, что он чувствует, и дайте ему понять, что с этими чувствами все в порядке (хотя плохое поведение может и не быть).
Подробнее об активном прослушивании и навешивании ярлыков (и о том, как это используют участники переговоров по захвату заложников) здесь.
Шаг 6: Сформируйте привычку к счастьюМы на шаге 6, и может показаться, что вам уже есть что вспомнить, не говоря уже о ребенке. Мы можем преодолеть это с помощью хороших привычек.
Обдумывать эти методы утомительно, но действовать по привычке легко, как только привычки укоренились.
Как вы помогаете детям формировать прочные привычки счастья? Картер объясняет несколько эффективных методов, подкрепленных исследованиями:
- Удаление раздражителей : Избавьтесь от отвлекающих факторов и искушений.
- Сделайте это общедоступным : Установите цели для увеличения социальной поддержки и социального давления.
- Одна цель за раз : Слишком много целей подавляет силу воли, особенно у детей. Закрепите одну привычку, прежде чем добавлять другую.
- Keep At It : Не ждите совершенства сразу. Это займет время. Будут рецидивы. Это нормально. Продолжайте усиливать.
Подробнее о развитии хороших привычек здесь.
Шаг 7. Обучение самодисциплинеСамодисциплина у детей лучше предсказывает будущий успех, чем интеллект — или что-то еще, если уж на то пошло.
Да, это снова знаменитый зефирный тест. Дети, которые лучше сопротивлялись искушению, спустя годы жили намного лучше и были счастливее.
Через «Воспитание счастья: 10 простых шагов для более радостных детей и более счастливых родителей»:
…Способность дошкольников откладывать удовлетворение — ждать второго зефира — определяет интеллект, успехи в школе и социальные навыки в подростковом возрасте. Отчасти это связано с тем, что самодисциплина облегчает обучение и обработку информации. Кроме того, самодисциплинированные дети лучше справляются с фрустрацией и стрессом и, как правило, имеют большее чувство социальной ответственности. Другими словами, самодисциплина ведет не только к успеху в учебе и хорошей посадке за обеденным столом, но и к большему счастью, большему количеству друзей и более активному участию в жизни общества.
С чего начать обучение самодисциплине? Помогите детям научиться отвлекать себя от искушения.
Через «Воспитание счастья: 10 простых шагов для более радостных детей и более счастливых родителей»:
Один из способов сделать это — скрыть искушение, физически прикрыть соблазнительный зефир. Когда вознаграждение скрыто, 75% детей в одном исследовании смогли прождать вторую зефирку полных пятнадцать минут; ни один из детей не мог ждать так долго, когда награда была видна.
Подробнее о повышении самодисциплины здесь.
Шаг 8: Больше игрового времениВ наши дни мы много читаем об осознанности и медитации — и обе они весьма эффективны.
Однако заставить детей делать это регулярно может быть довольно сложной задачей. Что работает почти так же хорошо?
Еще игровое время .
Через «Воспитание счастья: 10 простых шагов для более радостных детей и более счастливых родителей»:
Большинство детей уже тренируют осознанность, полностью наслаждаясь настоящим моментом, когда играют. но сегодняшние дети проводят меньше времени, играя как в помещении, так и на улице… В целом, за последние два десятилетия дети потеряли восемь часов в неделю на бесплатные, неструктурированные и спонтанные игры…
Играть — это не просто дурачиться. Важно помогать детям расти и учиться.
Через «Воспитание счастья: 10 простых шагов для более радостных детей и более счастливых родителей»:
Исследователи считают, что это резкое сокращение продолжительности неструктурированных игр отчасти является причиной замедления когнитивного и эмоционального развития детей… Помимо помощи детям в обучении саморегуляции, неструктурированные игры под руководством детей (со взрослыми или без них) способствуют развитию интеллектуальных, физических , социальное и эмоциональное благополучие. Неструктурированная игра помогает детям научиться работать в группах, делиться информацией, вести переговоры, разрешать конфликты, регулировать свои эмоции и поведение и говорить за себя.
Здесь нет необходимости в строгих инструкциях: выделите больше времени для ваших детей, чтобы просто выйти на улицу и просто поиграть .
Подробнее о силе игры (для детей и взрослых) здесь.
Шаг 9. Подготовьте их окружение к счастьюНам не нравится это признавать, но наше окружение очень сильно влияет на нас — часто больше, чем мы осознаем.
Ваши усилия будут ограничены временем и усилиями, а контекст постоянно влияет на нас (и детей).
Каков простой способ лучше контролировать окружение ребенка и добиться максимального эффекта от своих преднамеренных усилий, направленных на достижение счастья?
Без ТВ.
Через «Воспитание счастья: 10 простых шагов для более радостных детей и более счастливых родителей»:
…исследования демонстрируют сильную связь между счастьем и отказом от просмотра телевизора. Социологи показывают, что более счастливые люди склонны смотреть телевизор значительно меньше, чем несчастные. Мы не знаем, делает ли телевидение людей несчастными, или же несчастные люди больше смотрят телевизор. Но мы знаем, что существует множество занятий, которые помогут нашим детям стать счастливыми, хорошо приспособленными личностями. Если наши дети смотрят телевизор, они не делают того, что могло бы сделать их счастливее в долгосрочной перспективе.
Другие развлечения, не связанные с телевидением, здесь.
Шаг 10: Пообедайте вместеИногда все, что делает наука, — это подтверждает то, что наши бабушки и дедушки всегда знали. Да, семейный ужин имеет значение.
Эта простая традиция помогает детям лучше развиваться и делает их счастливее.
Через «Воспитание счастья: 10 простых шагов для более радостных детей и более счастливых родителей»:
Исследования показывают, что дети, которые регулярно обедают со своими семьями, более эмоционально стабильны и менее склонны к злоупотреблению наркотиками и алкоголем. У них были лучшие оценки. у них меньше депрессивных симптомов, особенно среди девочек-подростков. И они менее склонны к ожирению или расстройству пищевого поведения. Семейные обеды даже превосходят чтение для ваших детей с точки зрения подготовки их к школе. И эти ассоциации сохраняются даже после того, как исследователи контролируют семейную связь…
Подробнее о силе семейных ужинов здесь.
Sum UpВот десять шагов:
- Get Happy Yours Self
- Учите их построить отношения
- . Эмоциональный интеллект
- Формирование привычек счастья
- Учить самодисциплина
- Больше игрового времени
- Их окружающая среда для счастья
- Объединяется вместе
. но игнорировать советы, когда дело касается семьи, — ошибка.
Самая важная работа, которую вы и я когда-либо будем делать, будет в стенах наших собственных домов.
– Гарольд Б. Ли
Я надеюсь, что этот пост поможет вашей семье стать счастливее.
Первоначально этот предмет появился на Облаивание не того дерева .
Присоединяйтесь к более чем 45 000 читателей. Получите бесплатное еженедельное обновление по электронной почте здесь.
Похожие сообщения:
Хорошие родительские навыки: 7 подтвержденных исследованиями способов правильно воспитать детей
Как создать счастливую семью — 7 советов, подкрепленных исследованиями
Мифы о родителях. Сколько из того, что говорили вам родители, было неверным?
Читать дальше: Эта формула поможет вам определить, сколько нужно накопить для колледжа
Информационный бюллетень для родителей
Подпишитесь, чтобы получать советы, новости и инструменты для родителей. Просмотреть образец
Зарегистрироваться
Слушайте самые важные новости дня.
Свяжитесь с нами по телефону по адресу [email protected].
Воспитание детей — журнал VIRGINIA
Джесси УэллсСлишком строг? Слишком мягкий? У родителей самые лучшие намерения в отношении своих детей, но у всех, от доктора Спока до мамы-тигрицы, есть противоречивые советы о том, как их воспитывать.
«То, что хорошие матери и отцы инстинктивно хотят сделать для своих детей, в конце концов, как правило, самое лучшее», — сказал доктор Бенджамин Спок, написавший влиятельные книги о воспитании детей в 1940-х годах. «Счастье в основном является побочным продуктом того, что заставляет нас чувствовать себя удовлетворенными».
«Что китайские родители понимают, так это то, что ничто не может быть веселым, пока вы не станете в этом хороши», — пишет Эми Чуа, чья книга «Боевой гимн матери-тигрицы» вызвала бурю негодования, когда она вышла в январе прошлого года. «Чтобы в чем-то преуспеть, нужно работать, а дети сами по себе никогда не хотят работать, поэтому крайне важно не подчиняться их предпочтениям».
Это всего лишь несколько точек зрения в поляризующих дебатах о воспитании детей, которые часто опираются на анекдотические свидетельства и более широкие культурные тенденции, а не на науку. Итак, кто прав? Профессора Университета штата Вашингтон, изучающие психологию и педагогику, дают советы по воспитанию детей, подкрепленные экспериментами и исследованиями. Здесь они предлагают практические и научно проверенные стратегии решения общих проблем.
Джесси Уэллс Сценарий: у вашего 2-летнего ребенка плач, крик, задержка дыхания в публичной библиотеке.Может быть утешительно знать, что ваш ребенок не единственный, у кого случаются истерики. И они не ограничиваются только людьми. У младенцев макак-резусов случаются истерики, и оказывается, что матерям-резусам это тоже неловко; они с большей вероятностью отреагируют на истерику, если рядом будут обезьяны-свидетели.
«Без полностью развитых вербальных навыков маленькие дети часто испытывают трудности в общении», — говорит Тина Стэнтон-Чепмен, доцент Педагогической школы Карри, специализирующаяся на раннем детстве. «У них есть желания и потребности, но нет языка, чтобы их выразить. Истерика — это форма общения, хотя ее не следует поощрять».
Она говорит, что родители часто реагируют на вспышки гнева, потворствуя желаниям своих детей, что вознаграждает их поведение.
Улучшение общения между родителями и ребенком — первый шаг к предотвращению истерик. «Родители могут постараться четко изложить свои ожидания и использовать простой язык», — говорит Стэнтон-Чепмен. «Часто в 2 года дети уже могут понимать предложения из двух или трех слов, поэтому попробуйте их использовать». Выражение ожиданий до начала ситуации также может быть полезным. «Если вы не скажете ребенку, что библиотека — это тихое место, прежде чем вы войдете, вы окажетесь в ситуации, в которой может потребоваться наказание. Этого можно избежать», — говорит она.
Исследование Стэнтон-Чепмен о дошкольных классах выявило несколько факторов, способствующих хорошему поведению малышей. Маленькие дети расцветают, когда у них есть рутина; они знают, чего ожидать и что вы ожидаете от них. «Вы заметите, что в реалити-шоу «Няня 911» одна из первых вещей, которую делает няня, — это навязывает распорядок дня, — говорит Стэнтон-Чепмен. «Переходы между действиями могут быть трудными. Могут помочь пятиминутные предупреждения и даже использование таймеров».
Если истерика все же случилась, сохраняйте спокойствие и избегайте пустых угроз. «Дети проверяют ваши границы. Границы должны быть четкими», — говорит она. Если вы скажете, что следствием истерики будет уход из библиотеки, то уходите».
Ребенок может закатить истерику, чтобы лучше контролировать ситуацию. «Предоставьте детям выбор, который вы считаете приемлемым», — говорит Стэнтон-Чепмен. «Они учатся делать выбор, и это дает им чувство контроля над собой. Они хотели бы кусочки яблока или морковь?»
Что лучше для маленьких детей: строгое или вседозволяющее воспитание? Маленькие дети нуждаются в большой поддержке, защите и обучении. «Я призываю к гибкому подходу, который позволяет и родителям, и детям в некоторой степени контролировать ситуацию. Мы хотим научить как независимости, так и сотрудничеству».
Джесси Уэллс Сценарий: кажется, что ваш дошкольник хочет завести друзей, но очень непопулярен на детской площадке, потому что берет игрушки других детей.Дошкольники находятся в стадии бурного развития. Поначалу физически неуклюжие, они быстро осваивают крупную и мелкую моторику. Они также социально неуклюжи, и им нужно научиться взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.
«Дружба для маленьких детей отличается от дружбы для детей постарше, — говорит Стэнтон-Чепмен. «Вместо того, чтобы выбирать друзей по постоянным внутренним качествам, таким как доброта или общие интересы, маленькие дети используют внешние признаки, такие как ношение фиолетовой рубашки или игра с кубиками».
В этом возрасте дети быстро устанавливают и разрывают социальные связи. «Вы заметите, что маленькие дети часто говорят другим маленьким детям: «Ты мне не друг», — говорит она.
Дети возьмут игрушку или даже ударят ее, чтобы инициировать социальное взаимодействие. Исследование Стэнтон-Чепмен направлено на детей, которым нужны подробные инструкции о том, как привлечь внимание, начать разговор, ответить на просьбу и по очереди. «Мы читаем книги, демонстрирующие социальное взаимодействие, а затем играем с детьми в игры, в которых они могут практиковать поведение, которое они только что видели», — говорит она. «Дети получают больше возможностей, когда знают, что социальные сценарии работают точно так же, как они работали с персонажами в сборнике рассказов. Эти сценарии кажутся очевидными для пожилых людей, но в какой-то момент нам тоже пришлось их выучить».
Стэнтон-Чепмен говорит, что примерно в возрасте 5 лет дети начинают соответствовать гендерным ролям, которым они научились. Мальчики часто играют с мальчиками. Девушки с девушками. Девочки, как правило, более вербальны, а мальчики более физически. «Конечно, бывают исключения, — говорит она. «Моя дочь — настоящий сорванец».
Джесси Уэллс Сценарий: Ваш старший ребенок отлично учился в начальной школе. Ваш младший приносит домой табели успеваемости, полные Cs. Почему они разные?Насколько характеры и черты ваших детей являются генетическими? И какое влияние вы имеете как родитель? «Насколько вы отличаетесь от своих братьев и сестер?» — спрашивает Джозеф П. Аллен (полковник 80-го), клинический психолог и профессор кафедры психологии Университета штата Калифорния. «Гены действительно имеют большое значение».
Аллен говорит, что гены определяют, будет ли ребенок экстравертом или интровертом, но опыт, особенно полученный в результате близких отношений, например, между родителем и ребенком, помогает формировать структуру мозга. Воспитание имеет значение, даже когда речь идет о буквальной конфигурации детского разума.
«Мы должны помнить, что существует важное двустороннее взаимодействие между структурой мозга и опытом», — говорит Аллен. «Структура мозга влияет на поведение, но, в свою очередь, наш опыт формирует мозг. Если бы вы провели следующие несколько месяцев, учась жонглировать, в вашем мозгу произошли бы структурные изменения, которые можно было бы обнаружить с помощью МРТ».
Как родители могут поддержать развитие мозга своих детей? Аллен говорит, что, как и все остальные, дети лучше всего учатся, делая что-то сами и испытывая последствия. Второй лучший способ учиться — это наблюдать, как другие люди что-то делают. «Слушание — наименее эффективный способ обучения из трех», — говорит Аллен.
Родители также используют похвалу, чтобы подбодрить своих детей. «С маленькими детьми важно быть очень конкретным в том, что вы хвалите», — говорит Стэнтон-Чепмен. «Объясните, что именно вам понравилось в их поведении. Дети хотят порадовать вас, и ваша похвала — это награда».
Аллен говорит, что хвалить детей старшего возраста и подростков лучше всего, если она конкретна. «Наиболее эффективно хвалить за то, что ваш ребенок действительно может контролировать, например, за усилия или потраченное время. Похвала подростка за его талант может снизить вероятность того, что он попытается что-то сделать снова, потому что он будет больше бояться неудачи».
А как же сам провал? Подорвет ли это уверенность ребенка до такой степени, что будущий успех станет менее вероятным? «Неудача — прекрасный учитель, — говорит Аллен. «Родители часто отчаянно пытаются защитить своих детей от этого, но это необходимая часть взаимодействия с миром».
Джесси Уэллс Сценарий: У вас есть правила, но ваш 13-летний ребенок начал с вами спорить. Она хочет знать, почему она не может пойти на вечеринку, на которую собираются ее друзья. Она пытается убедить вас получить то, что она хочет.Аллен и его коллеги встречались с подростками сами по себе, с их родителями и со сверстниками в течение последних 13 лет в ходе продольного исследования в Университете штата Вирджиния. Он обнаружил, что существует сильная корреляция между тем, как дети взаимодействуют со своими родителями и сверстниками. Дети, которые беспрекословно подчиняются своим родителям, часто делают то же самое со сверстниками, в то время как те, кто ведет переговоры со своими родителями, чаще обсуждают решения со своими сверстниками.
«Подростки должны практиковаться в принятии решений и использовании своих очень широких способностей к рассуждениям. Эта практика позволяет им развивать эти части своего мозга», — говорит Аллен. Таким образом, ваш склонный к спорам 13-летний ребенок может на самом деле развивать навыки, которые помогут ей в будущем.
То, что ваш ребенок стал более самостоятельным, не означает, что вы ему не нужны. Эдит Лоуренс (Educ ’82), клинический психолог и профессор Педагогической школы Карри, чьи исследования сосредоточены на девочках средней школы, говорит, что даже когда дети достигают подросткового возраста, родители по-прежнему остаются самыми важными людьми в их жизни. «Люди часто предполагают, что сверстники имеют большее влияние, но девочки чаще всего считают родителей или бабушек и дедушек самыми влиятельными людьми в жизни».
Лоуренс призывает родителей слушать своих детей в средней школе и поддерживать их усилия в решении проблем, а не решать их проблемы за них. «Если вы хотите, чтобы молодые люди умели принимать решения, вы должны предоставить им множество возможностей для отработки этого навыка. Родитель «потому что я так сказал» сохраняет за собой всю власть, но упускает шанс пригласить ребенка поделиться своими лучшими мыслями», — говорит Лоуренс. «Совместное решение проблем отлично подходит для детей и родителей. Это как в старой поговорке: «Дай человеку рыбу, и он будет обедать один день; научи его ловить рыбу, и он будет есть всю жизнь». Мы учим наших детей принимать правильные решения, создавая для них возможности для практики».
И Аллен, и Лоуренс отмечают, что подростки обладают значительным потенциалом рассуждений и абстрактного мышления, которые они могут применить для выяснения вариантов и возможных результатов. «Мозг подростка на самом деле работает быстрее в некоторых задачах, чем мозг большинства взрослых», — говорит Аллен.
Джесси Уэллс Сценарий: вы знаете, что ваш подросток умен и обладает большим потенциалом. Она получает хорошие оценки, играет на первой скрипке в школьном оркестре, и у нее есть семья, которая ее любит. Но ее только что поймали на краже в магазине.Вернемся к примеру из животного мира: макака-резус-подросток покидает свою стаю, чтобы исследовать новую территорию. Человеческий подросток тестирует поведение взрослых и экспериментирует, чтобы определить свою личность.
Аллен предполагает, что мозг подростка запрограммирован на риск. Подростковые годы полны новых вызовов, и подростки часто идут как на положительный риск — участвуя в более сложном уроке математики или прослушивании для школьного спектакля, так и на отрицательный — слишком быстро ведя машину или крадя в магазине. «Для обучения необходим риск, — говорит Аллен. «Многие родители из самых лучших побуждений приютят своих детей-подростков, чтобы обезопасить их или помочь им добиться успеха. Они делают работу за своих детей и слишком упрощают жизнь. Это нехорошо для них; им нужно что-то делать для себя».
Несмотря на то, что подростки склонны к риску, они часто переживают подростковый возраст без серьезных происшествий. Но есть ли способы помочь подросткам экспериментировать?
В клинической практике Аллена, по его словам, многие подростки не чувствуют, что они делают что-то «настоящее», или считают, что их поведение мало влияет на других людей. «Когда подростки имеют возможность выполнять работу, которая затрагивает других, они, как правило, добиваются большего успеха», — говорит Аллен. «Когда подростки становятся волонтерами, процент их отсева снижается вдвое. Уровень беременности снижается на 50 процентов».
Аллен говорит, что преступность несовершеннолетних является относительно новым явлением, которое возникло в результате культурной дифференциации между юностью и взрослой жизнью. Современные подростки тусуются с подростками и живут в отдельном от взрослых мире. «Когда подростки работали вместе со взрослыми, эти проблемы возникали очень редко, — говорит Аллен. «На протяжении большей части истории человечества люди считались взрослыми к 15 годам».
Лоуренс говорит, что если вы попросите подростка принять решение о риске в тихой обстановке, где у него есть время обдумать свои варианты, его выбор будет аналогичен ответам взрослых. «К сожалению, когда они со своими друзьями, подростки чаще делают более рискованный выбор», — говорит Лоуренс. Если попросить подростков в спокойной обстановке поделиться своими мыслями о рискованных решениях, это может помочь им принять более взвешенное решение позже.
Сценарий: вы по-прежнему платите за телефон и машину своего 22-летнего ребенка. И живет дома. Вы устроили ему стажировку через делового партнера, но он кажется неблагодарным. Когда он вырастет?Когда Аллен учился в колледже в конце 1970-х, он раз в неделю звонил родителям. Сегодня средний студент колледжа разговаривает со своими родителями 13 раз в неделю. После окончания колледжа домой уезжает больше молодых людей, чем когда-либо прежде. «Даже поколение назад у родителей не было ни времени, ни ресурсов, чтобы быть родителями-вертолетами, — говорит Аллен. «И молодые люди были лучше для этого».
Аллен говорит, что зависимость, как экономическая, так и эмоциональная, маленьких взрослых детей от своих родителей носит эпидемический характер. Хотя с экономической точки зрения времена трудные, «тенденции, которые мы наблюдаем, существовали и действовали задолго до начала недавней рецессии.
«Раньше, в трудные экономические времена, молодые люди больше хотели вносить свой вклад, чем брать у своих родителей», — говорит Аллен. «Теперь мы видим, как родители, чьи пенсионные планы 401K находятся под водой, оказывают дополнительную поддержку своим 20-летним, которые часто живут намного лучше, чем их родители в том же возрасте».
Часто на карту поставлен контроль. «Воспитание подростка — это передача контроля над его жизнью от родителя подростку, — говорит Аллен. «Если этого не произойдет, как молодой человек сможет успешно начать взрослую жизнь? Какие у него или у нее будут навыки?»
Родители могут хотеть, чтобы их дети извлекли пользу из мудрости, которую они почерпнули из опыта. «Мы не хотим, чтобы они повторяли наши ошибки, — говорит Аллен. «Но им нужно делать свои собственные ошибки, набираться собственной мудрости».
Предоставление молодым людям возможности делать собственный выбор и решать свои проблемы свидетельствует о том, что родители доверяют им. «Для молодых людей важно, чтобы их родители верили в них», — говорит Аллен.
Наши представления о том, как лучше всего воспитывать детей, со временем изменились. «Было время, когда это было более карательным, — говорит Стэнтон-Чепмен. «В 70-х и 80-х годах речь шла о похвале, вознаграждении и отсутствии родительского контроля. Сейчас тенденция направлена на контролируемую гибкость». Контролируемая гибкость предполагает, что родители устанавливают границы для поведения своих детей, но в конечном итоге разделяют контроль со своими детьми. Родители реагируют на заботы и проблемы своих детей и советуют им, какой выбор они делают.
Лоуренс соглашается с тем, что гибкость имеет ключевое значение, поскольку все дети разные и имеют разные потребности.